Акриловая тушь vs тушь на водной основе — сравнительный обзор.

ТУШЬ или ЧЕРНИЛА? September 10th, 2014

Тушь - рисовальный материал, черная или цветная краска. На современном рынке тушь бывает жидкая, концентрированная или сухая, в виде палочек или плиток. Делают ее из газовой сажи, спиртового раствора, шеллака, глицерина, сахара и смеси желчи с антисептиком. Тушь применяется при рисовании и письме. Главной ее особенностью считается глубокий черный цвет, не имеющих аналогов в акварели. Также существует цветная тушь на органических красителях. Кроме того, тушь бывает водостойкой и нет. В состав водостойкой туши входит спиртовой раствор шеллака, который растворим только спиртом. Такая тушь позволяет создавать долговечные работы.
Традиционно считается, что этот материал придумали в Китае, откуда заимствовали сначала восточные соседи, а позднее завезли в Европу. Однако есть сведения о том, что еще в древнем Египте была похожая пишущая краска, изготавливаемая из той же сажи и пчелиного воска в качестве клея. А в Риме использовали виноградные косточки для изготовления своих чернил.
Слово «тушь» пришло в русский язык из немецкого, в который попало из французского и дословно означает – «прикосновение». Романтично, не правда ли?! Легким прикосновением кисти с тушью к бумаге создаются шедевры изобразительного искусства.



Китайский иероглиф, обозначающий этот материал, состоит из двух: верхний – черный и нижний – земля. Дословно получает «почерневшая земля», та самая тушь в виде палочек или плиток, растирая которую с примесью воды, получают черную жидкую краску - чернила.

Сегодня чернила и тушь - это два материала с разным составом. В чернилах больше непосредственно пигмента, меньше растворителя и достаточное количество различных модификаторов вязкости, смачиваемости и т.д., обеспечивающие наилучшую адгезию. Таким образом чернила больше используют для письма и создания каллиграфических композиций, они плотнее туши.


Тушь же больше подойдет для рисования - это очень экспрессивный и одновременно романтичный материал. Она является весьма пластичным материалом, ей можно создавать как быстрые черновые зарисовки, так и серьезные работы, требующие детальных проработок. Особенно любят тушь художники-графики за ее глубокий интенсивный тон и возможность создавать широкую шкалу градаций от светло-серебристого до коричневатого цветов.



Для туши лучше использовать

В связи с наступившим уже инктобером решила наконец опубликовать свой обзор разных видов туши. Речь пойдет об обычной Гамме и туши Koh-i-Noor на акриловой основе.

Я уже писала в своем о том, что тушь может быть на разной основе и в зависимости от этого водостойкой или нет. На самом деле тушь еще в зависимости от состава отличается разными свойствами. Итак по порядку.

Тушь «Гамма» самая распространенная и легкодоступная, стоит дешево, найти можно в любом канцелярском магазине. Кстати бывает еще в тюбиках в виде концентрата, который надо разбавлять водой, но я ни разу с таким не сталкивалась. Состав на этикетке указан «вода, сажа, белок». Наличие белка сразу же ставит вопрос о сроке хранения. По этому при покупке всегда обращайте внимание на дату производства. Эта тушь может прокиснуть и тогда у нее очень резкий неприятный запах. Рисовать ей не надо, лучше купить новую. Чтобы такого не происходило в процессе работы, тушь следует отливать в небольшую емкость (конкретно эту можно в крышку от самой банки), так в нее не попадет вода, которая может спровоцировать прокисание. Сама тушь очень жидкая, при нанесении часто ложится слишком прозрачным слоем, имеет теплый черный оттенок. В местах, где тушь ложится более толстым слоем, наблюдается лёгкий глянцевый блеск. Продается большими баночками по 70 грамм. Достаточно легко размывается водой и после высыхания образует тонкую хрупкую пленочку.

Плюсы

  • Большой объем
  • Легкодоступна
  • Хорошо делать тональные заливки, меняя тональность количеством воды
Минусы
  • Не водостойка
  • Слишком жидкая и малопигментная
  • В зависимости от партии может иметь разную насыщенность цвета

Тушь Koh-i-Noor - акриловая тушь на водной основе. Не засохшая тушь смывается водой, но при высыхании образует прочную водоустойчивую пленку. Относится к художественной, следовательно подходит для рисования и имеет много разных цветов. Предназначена как для начинающих, так и для профессиональных художников. Туши смешиваются между собой, они пригодны для рисования кистью и пером. Перед использованием тушь следует тщательно взболтать, поскольку при неиспользовании материала образуется осадок, что особенно характерно для белого, серебрянного и золотого цвета.

Есть еще такая же, но с белой этикеткой, тоже на акриловой основе, но я так и не смогла понять разницу между ними - кто знает, расскажите.

У этой туши есть особенность - она очень быстро сохнет и превращается в эластичную, слегка резиновую пленку. То же самое происходит при высыхании акрила. Поэтому рисовать ей надо либо кистью с водой, либо быстро пером и очень тщательно сразу после рисования мыть инструменты. Плюс я постоянно держу под рукой салфетку в процессе рисования и стираю в процессе работы избытки туши если рисую пером, потому что тушь, высыхая комкается на кончике пера и портит линию.

Баночка крохотная, всего 20 грамм, под крышкой есть специальная палочка, которая помогает размешиванию. Цвет скорее нейтральный, чем теплый или холодный.

Плюсы

  • Насыщенное плотное покрытие
  • Водостойкая
Минусы Итак в чем разница. Кохиноровская тушь красивее и плотнее обычной гаммы, выглядит более профессионально, не дает сильного блеска и равномерно наносится. Гамме не хватает глубины цвета и пигмента, ее приходится часто набирать в результате сделать например равномерную заливку в один слой ей сложнее. Но цена и сложность «добывания» Кохинора расстраивает. Плюс маленькая баночка быстро кончается особенно, если вы работаете заливками на больших форматах. Однако для небольших работ пером или кистью это неплохой вариант.

В галерее есть сравнительные выкраски, на них хорошо видно равномерность кохинора и размываемость гаммы водой.

Напоминаю, что обычную тушь, независимо от состава, не следует заливать в кисти, рапидографы и ручки, потому что она быстро сохнет и забивает рабочий канал. В результате пишущую часть придется чистить и отмачивать без гарантий, что предмет вернется к жизни. Поэтому для пишущих штук есть более жидкая тушь со специальным составом.

Хотя ручка со стальным пером, похоже, отживает свой век, чернила для таких ручек выпускаются. Они называются канцелярскими. Их нельзя применять для заправки авторучек: из-за кристаллизации красителя в капиллярах около самого пера ручки быстро выходят из строя. При загустевании канцелярские чернила можно разбавлять водой, так как они представляют собой водный раствор красителя.

Лучшие цвета чернил для повседневного письма - фиолетовый и синий: они более спокойны для восприятия, приятнее для глаз. По этой причине чернилами этих цветов предпочтительнее пользоваться в случаях, когда написанный материал подлежит перепечатыванию на пишущей машинке (а вот зелеными и особенно красными писать в таких случаях не рекомендуется).

Чернила - это не только краситель и вода, в состав их входят различные химические вещества (глицерин, фенол, этиленгликоль и др.). Очень важным показателем чернил для авторучек является их кислотность, небольшое изменение кислотности может вызвать выпадение осадка, который забьет капилляры авторучки и тем самым нарушит подачу чернил на перо. По этой причине перьевую авторучку необходимо чаще промывать чуть тепловатой водой. Очень важно, чтобы авторучка заправлялась продолжительное время из одного флакона чернил, при переходе на заправку из другого флакона и тем более на заправку чернилами другого цвета авторучку следует обязательно тщательно промывать водой. Если ручка стала плохо работать, надо, прежде всего ее промыть; разбавлять водой чернила для авторучек не рекомендуется.

Для нанесения оттисков печатей и штемпелей на бумагу, картон, дерево, ткань лучше всего применять «Краску штемпельную» - жидкость, содержащую кроме красителя глицерин, декстрин и другие компоненты. При употреблении небольшое количество краски наносят на штемпельную подушку из пористого материала; с подушки краска переносится на печать или штемпель.

Несмываемую надпись на изделии из хлопчатобумажной или льняной ткани можно сделать обычной тушью с последующим закреплением надписи проглаживанием горячим утюгом.

Для исправления текста весьма удобны жидкие корректирующие средства на водной основе. Этими средствами, содержащими белый пигмент, замазывают с помощью прилагаемой к флакону кисточки неправильно напечатанную букву или слово. По истечении 20-25с на поверхности бумаги образуется белая защитная пленка, закрывающая ненужный текст; на этой поверхности можно печатать новый текст. При загустевании содержимого флакона его разбавляют водой до нужной консистенции. Выпускаются корректирующие средства также на органических растворителях, разбавлять их можно только специальным разбавителем, прилагаемым к препарату. Высыхают эти средства значительно быстрее - всего за 10с.

При работе с любой тушью надо следить, чтобы флакон был всегда закрыт, так как иначе тушь быстро высыхает и приходит в негодность. Поэтому, как только тушь набрана на рейсфедер или перо, крышку флакона следует сразу же закрывать.

Отличительными свойствами художественных масляных и пентамасляных красок являются хорошая пастозность, длительное высыхание в массе и отсутствие различия между цветом краски и высохшей красочной пленки. После высыхания масляных и пентамасляных художественных красок образуются пленки, стойкие к внешним воздействиям, нерастворимые в воде и органических растворителях. Со временем пленки масляных красок (на льняном масле) сильно желтеют. Пентамасляные краски в этом отношении гораздо более устойчивы.

Следует особо подчеркнуть, что при работе с художественными масляными и пентамасляными красками на основе свинцовых, кадмиевых, кобальтовых, хромовых пигментов необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие попадание краски в организм.

Краски выпускаются в широком ассортименте. Все они обладают высокой цветовой насыщенностью, яркостью, все достаточно светостойкие (кроме «кадмия лимонного» и «кобальта фиолетового светлого»). Желтые краски характеризуются средней, красные - высокой укрывистостью. Красные кадмиевые краски полностью высыхают за 15 суток, желтые - несколько медленнее (20 суток). Адгезия красок к грунтованному холсту средняя.

Оттенок синих красок изменяется от более холодного у «кобальта синего» к более теплому – красноватому - у «кобальта синего спектрального», для зеленых аналогичная закономерность наблюдается при переходе от светлого к темному.

«Кобальт фиолетовый светлый» имеет розоватый оттенок, «темный» - синеватый. Синие и фиолетовые краски - прозрачные, зеленые - укрывистые.

У красок на основе синтетических железоокисных пигментов цвет изменяется от желтого до коричневого с различными оттенками красного. Краски этой группы подразделяются на прозрачные (марсы) и укрывистые. Они светостойкие, обладают высокой красящей способностью. Адгезия к холсту у марсов высокая, у остальных - средняя. Марсы склонны к загустеванию, поэтому перед работой краску разводят специальными разбавителями.

Краски на основе природных железоокисных пигментов, например «умбра жженая», «феодосийская коричневая», «умбра натуральная», «ленинградская», являются укрывистыми красками, «вандик коричневый» - прозрачная, остальные занимают промежуточное положение.

Часто используют смеси художественных масляных красок. Следует помнить, что не рекомендуется смешивать краски на основе органических и неорганических пигментов. Если же Вы все-таки решили такую смесь сделать, то краски на органических пигментах в смеси должно содержаться очень немного, так как эти краски, во-первых, обладают высокой красящей способностью, а во-вторых, мало светостойки. Краски на органических пигментах наносят тонкими слоями во избежание растрескивания.

Краски масляные художественные эскизные представляют собой пастообразные суспензии неорганических или органических пигментов и наполнителей в связующем, содержащем обработанное льняное масло или натуральную льняную олифу и вещества, регулирующие консистенцию и продолжительность высыхания красок. Предназначаются для эскизных и декоративно-живописных работ и по свойствам близки к художественным масляным краскам. Однако для них характерны более низкая светостойкость и длительное время высыхания из-за применения менее качественных пигментов и масла.

По составу пигментной части их можно условно разделить на три группы: краски на основе неорганических пигментов, краски на основе органических пигментов и краски на основе их смесей. При работе с красками на основе пигментов, содержащих свинец и хром (крона), как мы уже сказали, необходимо соблюдать меры предосторожности.

Пасты рельефные представляют собой суспензии неорганических и органических пигментов в связующем на основе льняного масла. Предназначаются для художественной росписи по ткани. После высыхания эти краски образуют пленки, не смываемые водой и разбавителями. Пасты обладают хорошей дисперсностью, легко наносятся на ткань; они нетоксичны, но пожароопасны. Во избежание высыхания пасты следует хранить в плотно закрытых банках. При загустевании пасты ее разводят разбавителями для художественных красок (пиненом, уайт-спиритом).

Краски художественные акварельные представляют собой тонкодисперсные суспензии высококачественных пигментов и наполнителей в связующем, в состав которого входит водный раствор растительных клеев (гуммиарабика, камеди, декстрина и др.) с добавлением пластификаторов, поверхностно-активных веществ и антисептиков. Предназначаются для живописных, проектно-архитектурных и графических работ.

Отличительными свойствами акварельных красок являются прозрачность, чистота и яркость цвета, хорошие размываемость и разносимость. Последние свойства могут быть улучшены добавлением в воду, используемую в процессе живописи, смачивателя для акварельных красок. После высыхания акварельные краски образуют прозрачную, смываемую водой пленку.

В зависимости от консистенции их подразделяют на полусухие и пастообразные. Акварельные краски хранят при температуре не ниже 0°С в условиях, исключающих попадание влаги, вдали от отопительных приборов. Краски пожаробезопасны, нетоксичны. По составу эти краски также можно условно разделить на краски на основе неорганических пигментов, краски на основе органических пигментов и краски на основе смесей пигментов.

Краски гуашевые художественные представляют собой пастообразные суспензии неорганических и органических пигментов и наполнителей в водном растворе растительных клеев (камеди, гуммиарабика, декстрина), содержащем добавки пластификаторов, поверхностно-активных веществ и антисептика. Предназначаются для живописных и декоративно-оформительских работ по бумаге, холсту, картону. Отличительными свойствами гуашевых красок являются хорошая разносимость (равномерное распределение по поверхности бумаги), укрывистость, матовая фактура (отсутствие блеска) у высохшей пленки. После высыхания эти краски образуют непрозрачные пленки, размываемые водой. При работе с гуашевыми красками не рекомендуется наносить их толстыми (более 100 мкм) слоями. Кроме того, многие из этих красок обладают недостаточно высокой адгезией, так что для ответственных живописных работ их применять нецелесообразно.

Краски гуашевые флуоресцентные декоративные представляют собой пастообразные суспензии флуоресцентных органических пигментов в водном растворе клея (декстрина), содержащем добавки пластификатора, поверхностно-активных веществ и антисептика. Предназначаются для декоративных и оформительских работ. Выпускаются лимонно-желтого, красно-оранжевого, розового, красного, зеленого цвета. После высыхания образуют непрозрачную пленку, легко размываемую водой. Обладают хорошей дисперсностью и легко наносятся на бумагу. При загустевании краски разводят водой. Краски эти пожаробезопасны, нетоксичны.

Краски темперные, казеиномасляные, художественные - это тонкодиспергированные суспензии неорганических или органических пигментов в казеиномасляной эмульсии. Эмульсию эту получают, эмульгируя льняное масло в водном растворе казеина с добавками пластификатора, антисептика, а также веществ, регулирующих скорость высыхания. Предназначаются краски этого типа для живописных и декоративно-оформительных работ по бумаге и грунтованному холсту. После высыхания краски образуют непрозрачную пленку, не размываемую водой. Рекомендуется наносить краски слоями не толще 100 мкм.

Казеиномасляные темперные краски могут быть на основе неорганических и органических пигментов.

Краски темперные поливинилацетатные художественные представляют собой пастообразные суспензии пигментов и наполнителей в поливинилацетатной дисперсии, содержащие пластификатор, структурирующие и стабилизирующие поверхностно-активные вещества. Предназначаются для станковой, декоративной и монументальной живописи по бумаге, холсту, картону, дереву, бетону. Краски относятся к группе водоразбавляемых на основе синтетических пленкообразующих. Пленки поливинилацетатных красок характеризуются более высокой (по сравнению с пленками казеиномасляных темперных красок) адгезией, пластичностью и отсутствием склонности к пожелтению. Их изготовляют на основе неорганических и органических пигментов. После высыхания краски этого типа образуют непрозрачную пленку, не размываемую водой. При толщине слоя до 280 мкм пленки эти обладают высокой эластичностью и отличаются светостойкостью.

Краски поливиниловые художественные представляют собой пастообразные суспензии пигментов и наполнителей в водном растворе частично омыленного поливинилацетата, содержащем добавки пластификатора, поверхностно-активного вещества, антисептика. Предназначаются для живописных и декоративно-оформительских работ. Пленки поливиниловых красок по сравнению с гуашевыми обладают лучшей адгезией, высокой эластичностью и более длительным сроком размывания, высокой светостойкостью. После высыхания образуют непрозрачную, размываемую водой пленку.

Для живописных работ выпускают и различные вспомогательные материалы-масла, лаки и разбавители, предназначенные для разбавления красок, нанесения тонких промежуточных слоев и т.д.

Лаки для живописи изготовляют на основе природных смол и бальзамов. Таковы лаки копаловый, даммарный, мастичный, кедровый, пихтовый, бальзамно-масляный, ретушный, фисташковый. На основе синтетических смол изготовляют лак алкилфисташковый и лак-фиксатив.

Лаки - это однородные прозрачные жидкости без механических примесей; для некоторых лаков (даммарного, пихтового, бальзамно-масляного) допускается слабая опалесценция. После высыхания лаки образуют однородные прозрачные пленки с высокими адгезией и эластичностью.

Лаки для разведения красок и нанесения промежуточных слоев бывают смоляные и масляно-смоляные. К ним относятся даммарный лак, мастичный, фисташковый, кедровый, пихтовый, ретушный.

Смоляные лаки представляют собой растворы соответствующих природных смол и бальзамов в пинене или в скипидаре. Ретушный лак содержит, кроме того, ряд других добавок. Для всех светлых лаков характерен короткий срок высыхания. Пленки смоляных лаков после высыхания легко растворяются в растворителях.

К покрывным лакам, предназначенным для нанесения на законченные картины, относятся следующие: лак акрилфисташковый, лак-фиксатив и лак мастичный. Лак акрилфисташковый представляет собой раствор полибутилметакрилата и фисташковой смолы в пинене или в скипидаре с добавлением бутанола. Это светлый лак, после высыхания дающий водостойкую пленку.

Лак-фиксатив представляет собой раствор поливинилацетата в смеси этилового и бутилового спиртов. Он почти бесцветный, быстросохнущий. Лак-фиксатив предназначен для закрепления рисунков, выполненных карандашом, углем, пастелью.

Тушь хороша тем, что ей можно рисовать по-моему абсолютно любыми инструментами. Я расскажу про то, что пробовала или планирую попробовать сама, а в частности про перья, рапидографы, кисти и нетрадиционные материалы. Про бумагу и тушь я уже немного говорила в , так что углубляться не буду.


Самый первый инструмент, который использовался для письма и рисования тушью - птичье перо. Обычно это были утиные перья, но когда возникала необходимость нарисовать более тонкую линию, выбирали перо вороны. Кончик пера, заостренный с помощью специального ножа, окунался в чернила, и полый стержень пера удерживал достаточно чернил для того, чтобы сделать несколько штрихов. Сейчас уже конечно с птиц перья дергают только эстеты, для остальных изобрели целую кучу разных металлических перьев.

Есть перья для письма, а есть перья для рисования. Перо для письма по сравнению с обычным для графических работ имеет более широкий наконечник. Вообще есть куча разных классификаций перьев в зависимости от типа письма или рисования, я еще пока ее целиком не уяснила и для себя делю перья на на 3 большие группы – ширококонечные, остроконечные, и рондо.

Ширококонечные перья – кончик похож на маленькую лопатку. Бывают металлическими, тростниковыми, бамбуковыми, птичьими и даже деревянными.

Остроконечные перья – похожи на копьё средневекового рыцаря в миниатюре. Изготавливаются из металла или перьев птиц, обычно гусиных. Именно такие перья чаще всего используются для рисования.


Рондо – металлическое перо. В каллиграфии им пишут чертежный шрифт при подписывании чертежей и плакатов. На кончике имеет «блинчик», за счёт которого и получается «эффект шариковой ручки» - то есть линия одной толщины в любом направлении движения пера. Не очень хороший выбор вообще, я такими не пользуюсь.


Также в каждом пере есть расщеп и должен быть тушедержатель .
В остроконечном один расщеп, а в ширококонечном бывает один или два – на это влияет ширина самого пера. Придуман расщеп для того, чтобы тушь или чернила удерживались между краями пера, и стекали на бумагу точно через кончик пера в необходимом количестве.


Тушедержатель (этот такая штучка надевается на перо) нужен для того, чтобы не приходилось поминутно заправлять перо тушью – с помощью этого нехитрого приспособления можно написать несколько букв за одно заправление пера тушью.
Причём не рекомендуется обмакивать само перо в чернильницу – от этого образуется нежелательный наплыв туши на кончике пера, а тростниковые перья и вовсе быстро изнашиваются вследствие размокания их рыхлой внутренней части. Надо заправлять тушью образовавшееся пространство между пером и тушедержателем с помощью кисточки, которая выделяется специально для этой цели.
Еще раз повторю, что перед первым использование кончик пера нужно прокалить над огнем, чтобы убрать специальный состав, защищающий перо от ржавчины.

Я рисую обычно остроконечным пером, примерно таким - это японский G pen.

На пере нужно избегать появления осадка, поскольку это непосредственно затрагивает качество проводимых линий. Перо хорошо очищается обычным споласкиванием в проточной воде (из-под крана) Наиболее важный момент очистки - вначале необходимо вынуть перо; в особенности, если ручка имеет металлический зажим для фиксации. Металл подвержен коррозии: если не вынуть перо, его неизбежно заклинит в зажиме. После полной очистки пера и зажима их следует насухо вытереть салфеткой или куском хлопчатобумажной ткани.

Для перьев есть разные держатели. Например такие для письма Copperplate для рисования не подходят

Наш выбор вот такой. Здесь сверху вниз обычный держатель (у меня такой), универсальный и для тонкого пера. Второй подходит тоже для тонких перышек.


Лучше, чтобы держатель был либо пластиковым, либо покрыт лаком, так он будет меньше размокать и портиться. Подбирать держатель нужно под вашу руку, я для удобства частенько наматываю изоленту или надеваю резиновые мягкие штучки с ручек, чтобы не уставали пальцы. Это кстати еще добавляет вес, а мне удобней держать более тяжелый держатель.

Много полезного пишут про перья в Википедии .


Теперь немного про кисти. Из своего опыта могу сказать лучше брать кисти для каллиграфии, у них большой диапазон толщины линии. Если таковых нет, для большинства работ подойдет синтетика, за счет своей упругости и жесткости, хотя на самом деле я встречала людей, которые щетинными кистями пишут шедевры тушью, так что тут индивидуальные предпочтения и личные пробы очень пригодятся. Мне лично удобна синтетика еще тем, что ее проще отмыть, а делать это нужно обязательно после каждой работы. Синтетика не боится мыла, быстро сохнет и вообще непривередлива. Все мои белки, колонки и прочие нежные звери тушь не держат вообще.

Отдельно стоит сказать про BrushPen - это синтетическая кисть уже с резервуаром с тушью. Я в качестве аналога иногда заправляю разбавленной тушью Waterbrush - получается что-то похожее. Здесь главное правило - то, что заливается в картриджи и кисти должно быть либо разбавленным, либо специальным, для заливки в рапидографы и изографы, иначе все ваши устройства после высыхания намертво склеятся внутри и их придется выкинуть.

Теперь о самом загадочном - изографы и рапидографы. Чем отличается изограф от рапидографа?
Некоторыми особенностями конструкции пишущего узла и способами заправки, но на практике – ничем. Ходит слух, будто изографом можно рисовать под наклоном, а рапидографом – только строго перпендикулярно бумаге. На самом деле оба могут рисовать под разумным наклоном. Вот так выглядят изографы.

А вот так рапидографы

Изографы и рапидографы не самое дешевое удовольствие, и при этом капризное. Их нужно чистить и промывать хотя бы раз в месяц, следуя инструкции. И ни в коем случае не разбирать больше, чем та же инструкция позволяет – иначе обратно не соберете! Заправлять их можно только специальными чернилами для рапидографов, лучше фирменными. Обычные чернила или тушь – самый легкий способ испортить инструмент. А портятся они часто даже сами по себе, особенно тонкие, от 0,1 до 0.25 мм, и в один прекрасный день отказываются рисовать. Одна из причин: искривление наконечника или металлической «нитки» толщиной с волос, расположенной внутри конструкции на утяжелителе. С ее помощью чернила прокачиваются в стальную трубку наконечника, и от слишком активных встряхиваний она может погнуться. Такой инструмент починке в домашних условиях не подлежит.
Вот кстати так устроена ручка изнутри.

Зачем покупать дорогой и капризный инструмент? Можно ли вместо него использовать гелевые, капиллярные ручки или маркеры? Можно. Тут дела вкуса и финансовых возможностей. Но рапидографы пишут чернилами, близкими по качеству и цвету к туши для рисования, их удобно использовать как вспомогательный инструмент в рисунке пером и тушью, например, в манге. Основной плюс – варианты толщины линий. Изографы и рапидографы начинаются от 0,1 мм в диаметре до 2 мм и имеют около 15 градаций толщины. Толщина гелевых и капиллярных ручек около 0,5 мм и редко бывает другой. Изографы и рапидографы дают одинаково тонкую идеальную линию без потеков и точек, что иногда тоже может быть важно

Линеры - хороший, более дешевый аналог изографов и рапидографов. Я в основном пользуюсь ими, а не гелевыми ручками, они дают более ровную линию без потеков, чернила не блестят и не размываются водой, по крайней мере у Faber Castell. Stabilo размываются отлично. Однако у них мало градаций толщины по сравнению с изографами и рапидографами, они довольно быстро кончаются и одноразовые.

Еще я хотела упомянуть несколько нестандартных материалов для рисования. У меня есть диковинное стеклянное перо, привезенное мамой из Израиля. Перо представляет из себя красивое веретено сужающееся от корпуса к пишущей точке. А чернила набираются вот в эти самые спиральные бороздки снаружи пера. В моем варианте оно немного царапало бумагу, что решилось шлифовкой кончика мелкой наждачкой. Фишка такого перышка в том, что оно набирает больше чернил, чем обычное, но не имеет градации толщины линии.

Можно рисовать деревянными палочками и клинышками, затачивая их под разными углами. Они дают интересную текстуру и линию.

Интересные результаты можно получить, используя губки, ватные диски и ватные палочки - здесь все зависит только от вашего бесстрашия и тяги к экспериментам. Так же можно протирать бумагу наждачкой, комбинировать с акварелью, гуашью, клеем - в общем полная свобода.

Вот такой огромный получился пост, я старалась ничего не упустить и буду рада вашим комментариям об инструментах, которыми вы пользуетесь или хотите попробовать.
В следующем посте я планирую немного рассказать про технику рисования тушью.

Решила поднять вот такую темку и предлагаю оставить свои комментарии всем знающим, разбирающимся и просто не равнодушным людям.
Пост создан по мотивам и по материалам различных интернет изданий.

С чем же был связан этот вопрос и почему я решила его задать. На самом деле к этому меня сподвигло, во-первых китайская живопись и калиграфия, в том числе тушью и акварелью, и... не возможность купить дистресс чернилки на Выставке Формула Рукоделия. Более того в топике Хокку для друга Странника, я описывала что все иероглифы прорисовывала тушью.
Состыковав в уме эти 3 вещи, я совершенно случайно наткнулась на художественную тушь разных цветов.
Надо начать с того что определить составы этих тушей и то как они подразделяются (поправьте меня если я не права).
В переводе с английского Ink - чернила, тушь. У нас как то принято разделять эти 2 термина. В английском я не нашла особых различий.

Тушь - бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток.
Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок)

Чернила — красящая жидкость, используемая для письма или создания иных изображений (в частности, многих техник рисунка, оттискивания штампов).

Существуют 2 основных направления в туши - Тушь для каллиграфии и тушь художественная цветная.
Тушь для каллиграфии я пожалуй описывать не буду в каждой из разобранных мною фирм есть серия калиграфия.
Тушь художественная цветная.
Отличает одну тушь от другой состав пигментов натуральные пигменты (меньше цветов), акриловые пигменты (палитра не ограничена).

Разбавлять тушь с натуральными пигментами нужно только дистилированной водой. Разбавление обычной водой приведет к разложению пигмента.

Какие-же туши есть сейчас на нашем рынке

1. Начнем с одной из самых распространенных марок Koh-I-Noor.
Вот что они пишут о своей туши на сайте: http://www.koh-i-noor.cz/ru/art-club/umelecke-tuse

"Художественная тушь является водной дисперсией пигмента в растворе природной смолы, она предназначена как для начинающих, так и для профессиональных художников. Качество туши сравнимо с известными европейскими марками - она отличается высокой пигментацией, бриллиантностью оттенков, водостойкостью и светостойкостью. Туши смешиваются между собой, они пригодны для рисования кистью и пером. Производится тушь из качественного шеллака и первоклассных неорганических и органических пигментов.Пигменты с требуемой светостойкостью, чистотой и стойкостью к среде поставляются ведущими европейскими производителями.

Качественные параметры (кроющая способность, светостойкость) приводятся на коробочках отдельных тонов. Перед использованием тушь следует тщательно взболтать, поскольку при неиспользовании материала образуется осадок, что особенно характерно для белого, серебрянного и золотого цвета". В палитре Палитре 14 цветов, в том числе золотой и серебряный."

2. Художественная тушь Winsor & Newton. http://www.winsornewton.com/products/inks/drawing-inks/

Высококачественная тушь Sennelier на основе природных компонентов.

  • Наносится кистью, перьевой ручкой и даже с помощью аэрографа.
  • Тушь обладает глубоким насыщенным цветом, яркими интенсивными оттенками благодаря присутствию в ее составе шеллака.
  • Быстро сохнет и устойчива к воде, однако при этом не является несмываемой. Идеально подходит для каллиграфии, рисунка кистью и пером, черчения и рисованию по текстилю. Рисунок можно закрепить фиксативом для карандаша или пастели, что только увеличит светостойкость красок.
  • Все цвета превосходно смешиваются с водой и между собой.
  • Все цвета Colorines туши от Sennelier хорошо закрепляются друг с другом и образуют матовую пленку при высыхании. Эту тушь можно наносить кистью, перьевой ручкой или используя аэрограф на такие поверхности как многослойную бумагу, расчерченные карточки и т.д.
  • Colorines тушь чрезвычайно легка в использовании, при работе аэрографом дает ровное прозрачное покрытие. Также может использоваться как жидкая акварель для обрамления картины.
    Продается отдельными бутылочками или наборами.

    Посмотрите рисунки выполненные тушью.


Теперь скажу несколько слов о туши с акриловыми красителями. Не могу утверждать точно, но у меня сложилось мнение что эти туши относятся к любительским.

FW Pearlescent 22 цвета, перламутровых оттенков.