Что делает малыш в 3. Развитие малыша на третьем месяце жизни

Специалисты называют 3 месяца переломным моментом в развитии любого малыша. Он уже не кажется таким беспомощным, как раньше, становится более смышленым и любознательным. Однако беспокойные родители постоянно задаются вопросом, нормально ли он развивается. Для того чтобы это определить, нужно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Существуют определенные стандарты, типичные для развития малышей в этом возрасте, и их нужно придерживаться. При этом родителям необходимо помнить о том, что каждый маленький человечек индивидуален, а поэтому может пойти собственным, немного отличающимся путем развития.

В три месяца малыш становится любознательным, стремится познавать окружающий мир

Основные умения

Родители должны быть внимательны к своему малышу и пристально наблюдать за всем новым, что может появиться в его поведении. В 3 месяца он должен научиться выполнять ряд определенных движений, которые будут свидетельствовать о том, что малыш развивается полноценно и в соответствии со своим возрастом.

Познание окружающего мира

Трехмесячный ребенок:

  • активно познает окружающий его мир;
  • координирует некоторые свои действия: поднимает голову из положения лежа, пытается удерживать головку и приподниматься, стараясь опираться на предплечья;
  • крутит головкой в разные стороны, особенно когда его берет кто-то на руки;
  • пытается сконцентрироваться на предмете, который его заинтересовал, пристально его рассматривая.

Познание окружающих людей

Малыш в 3 месяца:

  • внимательно всматривается в разговаривающего с ним человека;
  • вслушивается в его голос;
  • может запомнить голоса родных людей;
  • различает их интонации;
  • осознанно улыбается маме и самым близким людям, находящимся постоянно с ним, - это умение специалисты называют«социальной улыбкой»;
  • умеет управлять собственным криком: в этом возрасте мама может уже различить, когда ее малыш плачет от боли, а когда просто привлекает ее внимание;
  • плачет гораздо реже, чем раньше, и должен длиться в совокупности уже не более часа за сутки;
  • активно гулит, таким необычным способом общаясь с родными людьми: с помощью этих звуков он выражает радость и привлекает внимание своих близких.

Хватательный рефлекс

Кроха в возрасте 3 месяцев:

  • теряет хватательный рефлекс: теперь это движение становится вполне осознанным;
  • все чаще открывает ладошки;
  • ловит и пытается удержать своими маленькими ручками перемещающуюся игрушку;
  • при удачной попытке тянет ее в рот;
  • изучает ручками собственное лицо, трогает глаза и носик, рассматривает с интересом движения своих ручек;
  • владеет собственным телом, так как к этому возрасту тонус мышц понижается;
  • тянется ручками к взрослым;
  • подтягивается, когда его берут на ручки.

Физическая активность ребенка

Малыш в 3 месяца:

  • перекатывается со спинки на животик;
  • охотно отталкивается от бортика кровати или дивана, где он лежит: так что родители начиная с этого возраста своего крохи не должны оставлять малыша одного, чтобы он ненароком не упал с дивана или кровати;
  • если положить у его ног небольшой мячик, он его резво отпихнет.

Зная, что должен уметь делать малыш в 3 месяца, родители смогут отследить основные моменты его физического, умственного, эмоционального развития. Соответственно, какие-то небольшие отклонения от типичной схемы, указанной выше, не будут свидетельствовать о проблемах, но могут указать родителям, над чем следует еще поработать. Возможно, нужно будет больше заниматься с крохой, а может, даже пройти курс массажа. Но траектория развития - и об этом должны помнить все - у каждого ребенка особая. При этом слишком большие отклонения от типичного набора умений и навыков малышей на 3-м месяце жизни все-таки могут быть следствием каких-то патологий в их развитии.

Если в три месяца ребенок часто плачет и делает это все время с одной и той же интонацией, стоит показать его педиатру

Отклонения в развитии

Несмотря на самую яркую индивидуальность, если ребенок в конце 3-го месяца жизни не обладает большей частью основных умений и навыков, характерных для этого возраста, родителям следует забить тревогу и проверить малыша у специалиста. Нужно насторожиться, если к концу 3-го месяца жизни младенец все еще не умеет:

  • удерживать головку даже на непродолжительное время;
  • реагировать на источник голоса, шума - любого звука извне;
  • тянуться ручкой к яркой игрушке, которая находится перед ним;
  • следить глазками за перемещающимися перед ним предметами;
  • реагировать на улыбку или ласковое обращение к нему взрослого;
  • разглядывать собственные ручки;
  • корректировать свой плач, который продолжает быть долгим, надрывным, а иногда и совершенно бесцельным;
  • играть своими пальчиками.

Если к концу 3-го месяца родители замечают подобные отклонения в развитии своего малыша, они должны обязательно сообщить об этом наблюдающему ребенка педиатру. И, конечно, начать усиленно заниматься с малышом, чтобы помочь ему выровняться в развитии.

Яркие игрушки — «лучшие друзья» трехмесячного малыша, помогающие ему развиваться в процессе игры

Корректировка развития

Зная, что должен уметь кроха в 3 месяца, родители могут корректировать его развитие в соответствии с рекомендуемыми нормами. Делать это нужно под руководством опытного педиатра, который выявит проблему и подскажет пути ее решения. В частности, в 3 месяца, если малыш еще не реагирует на родных людей, голоса и игрушки, стоит вовлечь его в новые развивающие занятия, игры, предметы и заниматься с ним ежедневно.

  1. Яркие игрушки развивают зрение и умение ребенка фокусировать взгляд. Купите больше ярких игрушек и перемещайте их перед глазками малыша, чтобы его взгляд ловил их.
  2. Очень полезны в этот период музыкальные игрушки, которые развивают у трехмесячного малыша внимание и слух. Если повесить такую забаву над кроваткой, ребеночек будет стараться схватить ее, что будет полезно для развития и тонуса его мышц.
  3. Предлагайте младенцу предметы, различные по своей фактуре, форме, величине. Если он начнет их трогать, это будет развивать его тактильные ощущения, которые напрямую связаны с развитием детской речи.
  4. Нужно заставлять малыша ползать. Поставить красивую, яркую игрушки впереди него, чтобы он смог протянуть ручку и схватить ее. Во время этого действия нужно подставить под его ножки свою ладонь. Это станет для него своеобразной опорой, от которой он быстро научится отталкиваться. Так формируются навыки ползания.
  5. Обеспечьте ребенку постоянное общение с близкими, родными людьми. Нужно ежедневно читать ему детские стихи, потешки, петь песни, рассказывать сказки.
  6. Мама может брать на руки трехмесячного кроху и танцевать с ним: это будет развивать умение чувствовать такт и различать звуки, а также будет способствовать формированию ритма. Кроме того, такие танцевальные занятия поднимут настроение и маме, и малышу, сблизят их еще больше, будут способствовать аппетиту и крепкому сну.

К развитию собственного малыша нельзя относиться слишком безответственно и легкомысленно. Упущенное время дорогого стоит. Поэтому нужно постараться вовремя распознать отклонения (даже если они незначительные) и либо начать полноценно заниматься ребенком, либо показать специалистам. Самостоятельные выводы делать не стоит, паниковать - тоже. Все исправимо в таком возрасте. Помните, что каждый ребенок индивидуален, какие-бы нормы не существовали, невозможно всех подстроить под одинаковую модель. Здоровья вашим деткам!

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

В 3 месяца ребенок:

  • уверенно держит голову лежа на животе, опираясь на предплечья;
  • находит одной рукой другую, сосет руки и рассматривает их;
  • смеется в голос;
  • поворачивается (перекатывается) на бок;

Некоторые дети в 3 месяца:

  • хватают и удерживают в руке игрушку;
  • переворачиваются с живота на спину и со спины на живот.

Рост и вес ребенка в 3 месяца данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 месяцев данные ВОЗ

Питание ребенка 3 месяцев

Грудное вскармливание: обычно 10-12 кормлений в течение дня и 2-4 ночью. Число непродолжительных прикладываний у ребенка 3 месяцев заметно сокращается. Во время кормлений малыш часто отрывается от груди. Ночные перерывы в кормлении составляют обычно 2,5-3,5 часа.

Уход за ребенком 3 месяцев

Стул ребенка на грудном вскармливании становится более регулярным и однородным, в виде сметанообразной массы. Периодичность может быть различной: ежедневно примерно в одно и то же время; до 5 раз в день, стул кислый; и даже один раз в 2-5 дней. Это нормальное явление для детей 3-4-го месяца жизни, находящихся на исключительно грудном вскармливании — если стул по-прежнему мягкий, ребенок не нуждается в клизмах и слабительных.

Сон . Ночной сон ребенка 3 месяцев длится около 10 часов, обычно присутствуют 2-4 кормления между 4 и 8 часами. Днем остаются 2 длинных — по 1-2 часа и 2 коротких сна — по 30-40 минут. Малыш по-прежнему довольно долго засыпает (20-30 минут), посасывая грудь. Примерно в 3 месяца малыш начинает реагировать на перемену погоды, новолуние и полнолуние — может беспокойно спать, капризничать без причины.

Познавательное развитие ребенка в 3 месяца

Ребенок в возрасте 3 месяцев всматривается в игрушку, крупный узор. Замечает игрушку в разных положениях:

  • лежа на спине,
  • лежа на животе с опорой рук на предплечья,
  • лежа на боку,
  • на руках у взрослого.

Развитие ребенка в 3 месяца позволяет ему следить внимательно за перемещением крупных объектов (человека, животного), сосредоточивать взгляд, следить взором за мелкими игрушками, отличными по форме, цвету, величине. Ребенок 3 месяцев вслушивается в звуки погремушки, поворачивает голову в сторону источника звука. Что еще умеет ребенок в 3 месяца? Тянет руки к подвешенным игрушкам, наталкивается на низко подвешенные над грудью игрушки руками, выпрямляет их, разжимает пальцы. Захватывает, притягивает, удерживает игрушки (погремушки).

Эмоционально-социальное развитие ребенка в 3 месяца

В возрасте 3 месяцев ребенок отвечает улыбкой, увидя лицо матери (узнает). Улыбается, гулит, двигается (комплекс оживления):

  • при виде близкого человека,
  • только слыша его голос,
  • всматриваясь в игрушку,
  • в ответ на пение взрослого, звучание музыкального инструмента.

Привлекает (удерживает) внимание близкого человека:

  • улыбками,
  • движениями,
  • гулением,
  • криком,
  • хныканьем,
  • беспокойными движениями.

Улыбкой отвечает как на отрицательные, так и на положительные негромкие возгласы и различную мимику взрослого. Недовольство, отрицательные эмоции проявляет при:

  • прекращении общения с мамой,
  • внезапном исчезновении игрушки,
  • резком изменении окружающей температуры,
  • болевых ощущениях,
  • ограничении движений.

Ребенок 3 месяцев вздрагивает, услышав внезапные резкие звуки, замирает (ненадолго), рассматривая игрушку, слыша ее звучание. В 3 месяца ребенок может прислушиваться к пению взрослого, звучанию музыкального инструмента, внимательно смотреть на говорящих людей. В 3 месяца ребенок умеет гулить, бодрствуя самостоятельно, и в ответ на произносимые взрослым протяжные звуки (гласные). Появляются индивидуальные интонации голоса.

Дети развиваются очень быстро. Ребенок в 3 месяца уже многое умеет и радует родителей своими первыми достижениями. Каждая мать хочет, чтобы ее малыш жил по установленному правильному режиму, был здоровым и развивался согласно норме, хотя эта норма условная. Все индивидуально, и детей нельзя сравнивать по одним и тем же четким показателями.

Рост и вес ребенка в 3 месяца


В первые месяцы жизни дети преодолевают этап адаптации к окружающему миру и начинают активно его познавать. Они растут очень быстро, набирая в среднем по 500-900 г каждые 30 дней и вытягиваясь на пару сантиметров. Регулярно оценивать физическое развитие малыша обязан педиатр, но сделать это могут и родители по внешним признакам. Здесь есть свои стандарты:

  • средний вес ребенка в 3 месяца составляет 5-7 кг;
  • рост (для обеих полов) – 62 см.

Мальчики как правило крупнее девочек, но не обязательно. Находящиеся на грудном вскармливании набирают вес активнее. За искусственниками следует следить внимательнее, советуясь с педиатром относительно отклонений в параметрах. Однако если вес и рост ребенка не соответствует «норме», и при этом малыш чувствует себя отлично, повода для переживаний нет.

Питание ребенка в 3 месяца

На третьем месяце жизни пищеварительная система малыша немного изменяется: вместимость желудка увеличивается, как и объем получаемой пищи. Сколько съедает ребенок в 3 месяца? За один прием около 150 мл жидкости, суточная доза – до 900 мл. Но по-прежнему малыш не готов принимать ничего, кроме или молочной смеси. Единственное возможное дополнение к рациону (по совету врача) – витамин Д, как профилактика возникновению рахита. Дается в виде капель. Прикорм в этом нежном возрасте вводить еще рано.


3 месяца – грудное вскармливание ребенка

Маленькие детки кушают регулярно, с незначительными перерывами. В среднем это 10-12 дневных приема пищи и до 4-х ночных, начиная с момента пробуждения и заканчивая кормлением перед отходом ко сну. Грудной ребенок 3 месяца способен самостоятельно регулировать объем получаемого молока. Если он наелся, он сам отпустит грудь. Как и в предыдущие месяцы, пища дается по требованию. Кормящим мамам важно знать, что в этот период грудного молока может стать меньше (), но малышу его хватает, прекращать ГВ не стоит.

3 месяца – искусственное вскармливание ребенка

Более строгий режим питания предусмотрен для деток, находящихся на вскармливании адаптированной . Среднее количество кормлений – шесть, промежутки между ними – 3-3,5 часа. Объем молока высчитывается по следующей схеме: вес ребенка поделить на 6, полученную цифру поделить на число суточных кормлений. В среднем это 150-180 мл молока за раз. Питание ребенка в 3 месяца на ИВ – ответственность родителей. Мать должна быть уверена, что малыш получает норму пищу в нужно время. Но если он не наелся и просит больше «меры», нельзя лишать его дополнительного питания.

Режим ребенка в 3 месяца

Основы распорядка дня важны для развития малыша. Ребенок в 3 месяца готов к тому, чтобы приучать его к режиму. Главная радость для родителей – адекватное восприятия периодов бодрствования и сна. Темное время суток ассоциируется с отдыхом. Режим малыша в 3 месяца предусматривает более длительный ночной сон. Важно приучить к местам для кормления и отдыха, укладывать без бутылочки в своей кроватке и не забывать про на свежем воздухе. В теплое время года можно проводить с крохой до 6 часов на улице.

Сколько должен спать ребенок в 3 месяца?


Один из главных вопросов, который волнует родителей: сколько спит ребенок в 3 месяца? Чтобы жизнь в семье шла своим чередом, мамы и папы пытаются добиться, чтобы малыш больше отдыхал ночью и бодрствовал днем. В среднем трехмесячные детки спят от 12 до 18 часов в сутки, большая часть из них (8-10) приходится на ночь, но все зависит от темперамента и правильного поведения родителей. Остальные 3-4 часа распределяются на дневной отдых, который не обязательно должен быть равномерным:

  • один или два дневных сна по 1-2 часа;
  • один или больше сокращенных, длительностью 40-45 минут.

Малыш 3 месяца плохо спит

Нередко родители сталкиваются с неприятной ситуацией, когда ребенка в 3 месяца спит плохо в течение всего дня – с трудом засыпает, ведет себя тревожно, вскакивает от любого шороха. Если не выходит подстроиться под «нормальный» режим, малыш формирует свой, но это не сказывается на его здоровье, возможно, времени сна ему хватает. В остальных случаях режим следует скорректировать. Сон ребенка в 3 месяца могут нарушать такие факторы, как:

  1. Сформированная привычка. Например, если в первые месяцы жизни малыш привык засыпать в коляске во время прогулки, на руках у мамы, а потом его внезапно лишили этой возможности, перестроиться будет непросто. Поэтому с самого рождения малыш должен засыпать в .
  2. Ошибки в кормлении. Голодный ребенок плохо спит, возможно, он не насытился перед тем, как отойти ко сну. Особенно проблематично докормить малыша ночью, но мать может быстро сунуть ему бутылочку или дать грудь, так он не проснется до утра.
  3. Проблемы со здоровьем. – самая распространенная проблема, мешающая младенцам спокойно спать. Стоит своевременно позаботиться о здоровье пищеварительного тракта, чтобы не возникало трудностей. Регулярные проблемы со сном, причину которых родители не могут диагностировать, требуют консультации педиатра.

Малыш в 3 месяца – развитие

В первые два месяца жизни малыша он только привыкает в окружающей его действительности: ест, спит, набирается сил. Вся забота о ребенке сводится к уходу за ним – механическим действиям, ежедневным ритуалам. Этого крохе хватает. Но начиная с третьего месяца возникают психологические потребности: малыш нуждается в эмоциях со стороны родителей, он реагирует на улыбку мамы, разговоры, смех. Ребенок и сам активно проявляет эмоции: радуется, «гулит», плачет и кричит, когда чем-то недоволен.

Психологическое развитие ребенка в 3 месяца характеризуется появлением обоняния, улучшением других органов чувств (слуха, зрения, осязания), возникновением интереса к окружающему миру и способности выражать свои эмоции. Малыш фокусируется на одном предмете (игрушке, маме), подолгу наблюдает за ним. В это время ребенка полезно носить на руках, показывать бытовые предметы, знакомить с яркими картинками.


Молодых родителей, которые только постигают азы материнства и отцовства, волнует вопрос: что умеет ребенок в 3 месяца? Пытаясь соответствовать норме, они сравнивают навыки и достижения своего крохи. Все индивидуально, и все же большинство детей развиваются одинаково. С точки зрения физического и эмоционального состояния ребенок должен уметь в 3 месяца:

  • уверенно ;
  • рассматривать предметы, расположенные неподалеку;
  • стараться ухватить их;
  • пробовать предметы «на зуб»;
  • делать активные попытки перевернуться со спины на животик;
  • оживляться, когда видит знакомое лицо;
  • произносить звуки нараспев, общаясь с близкими;
  • к живым людям проявлять больший интерес, чем к вещам.

Как развивать ребенка в 3 месяца?

Чтобы ребенок быстрее постигал мир, полезно проводить с ним обучающие занятия в форме игр и упражнений. Некоторые действия ребенок может совершать самостоятельно, когда находится в кроватке. Для этого в зоне видимости развешиваются яркие погремушки, в досягаемости располагают крохотный турник-палочку, до которого малыш способен дотянуться. Это поможет ему скорее научиться сидеть. Полезен и развивающий коврик, с помощью которого совершенствуются не только зрение, но и осязание.

Ребенок слишком мал, но родители должны выделять время на занятия с малышом, 3 месяца – хорошее время для начала чтения сказок, диалога, пояснений (во время прогулок каждый увиденный предмет нужно называть своими именами). Это поможет заложить лексический словарь, к тому же малышу просто приятно слышать голос мамы. Делать привычную гимнастику можно в звуковом сопровождении: петь ребенку песенки, читать стишки.

Игрушки для малышей 3 месяца

Лучшие игрушки для данного периода: яркие погремушки, резиновые фигурки (зверей и людей), пупсы, развивающие коврики. Они должны быть приятными на ощупь. Обилие цветов и фактур, издаваемые звуки помогут привлечь внимание ребенка, помочь формированию тактильных, слуховых и зрительных ощущений. Малыш в 3 месяца нуждается в поддержании диалога со взрослыми, поэтому хорошо, если игры сопровождаются комментариями родителей. Когда ребенку позволяется играть самостоятельно, важно убедиться, что предметы в его доступе чистые и не травмоопасны (без острых краев, легкие).

3 месяца – массаж ребенку

Педиатры рекомендуют для полноценного развития каждый день делать ребенку массаж, проводимый совместно с играми. Особенно такие процедуры важны для недоношенных детей и имеющих проблемы с мышцами шеи (тяжело удерживают голову). Главная цель массажа – развить и укрепить мышечный каркас, опорно-двигательную систему, моторику рук. Дети в 3 месяца пытаются научиться переворачиваться со спины на живот, зарядка поможет им в этом. На сеанс массажа следует уделять 10-20 минут в день, дополнять его купанием, занятиями с мячом (фитболом).

  1. Начинать процедуру в хорошем настроении (и взрослого, и ребенка).
  2. По возможности проводить манипуляции чистыми сухими руками (без кремов и присыпок).
  3. Сопровождать массаж разговорами, рассказывать стихи, потешки.
  4. Первые движение (они же завершающие) – легкие поглаживания, успокаивающие ребенка.
  5. Поочередно разминаются и массируются руки (от плеч до пальчиков) со сведением и разведением, потом животик, ножки и спинка.
  6. Коленки растирать строго не рекомендуется. А стопы обрабатываются очень аккуратно – от пяточек к пальцам, без резких движений.
  7. Спинка разминается снизу вверх – от ягодиц к плечам.

Гимнастика для малышей 3 месяца


Гимнастика – полезная процедура, которую стоит практиковать ежедневно. Трехмесячный малыш действует в соответствии с рефлексами. Если поднять его, аккуратно поддерживая руками за грудку, и удерживать горизонтально, ребенок прогнется, поднимет головку и ножки. Это упражнение полезно для развития мышц. А если лежащего малыша взять за коленку и подтянуть ее к противоположному боку, он начнет переворачиваться всем телом вслед за ножкой. Так он быстрее сможет освоить переворот на животик.

Комплекс мер по правильному уходу за малышом включает правильное питание (молоко или смесь), полноценный отдых, чередуемый с нагрузкой. Полезны не только прогулки на свежем воздухе, но и зарядка дома, массаж, развивающие упражнения и игры. Все занятия с малышом не отнимут у родителей много сил и времени. Но благодаря им ребенок в 3 месяца сможет освоить все необходимые навыки, чтобы гармонично развиваться и не отставать от сверстников.

В педиатрии существуют критерии норм физического и психического развития детей грудного возраста. Здравомыслящие родители должны их знать, чтобы сравнить достижения своего малыша с общепринятыми. Это важно, поскольку поможет выявить задержку развития на начальном этапе, когда своевременно принятые меры смогут полностью исправить ситуацию. Нормативы четко прописаны для каждой возрастной группы: с первого по двенадцатый месяц. Далее пойдет речь о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца жизни, будут приведены некоторые советы, которые помогут малышу развиваться гармонично.

Развитие к 3 месяцам

Младенец рождается с функционально незрелыми системами жизнедеятельности. Не исключение и нервная система. Развитие высшей нервной деятельности сопряжено с безупречной работой органов чувств, которые являются переносчиками информации об окружающем мире. А новая информация заставляет подстраиваться и развиваться. Как же должны функционировать анализаторы у трехмесячного крохи?

Зрительная система

Правильное функциональное развитие зрительного анализатора очень важно. Иногда глаза называют структурой головного мозга, вынесенной на поверхность. Зрение дает восемьдесят процентов информации об окружающем мире и тем самым активно стимулирует развитие нервной системы. Что должен уметь делать трехмесячный малыш:

  • фиксировать предмет бинокулярно (двумя глазами);
  • следить за перемещением взрослых в комнате;
  • наблюдать за движением крупной яркой игрушки;
  • рассматривать свои ручки.

Ручки – это начало осознания себя. Ребенок с удовольствием любуется ими, перебирая пальчиками, сжимая кулачок.

Активно помогайте крохе. В вашем арсенале должны быть зеленые, красные, синие игрушки ярких сочных оттенков. Они должны быть достаточно большими. Показывайте ребенку картинки, книжки с крупными рисунками. В комнату малыша должен хорошо попадать солнечный свет. Цвето- и светостимуляция способствуют полноценному созреванию фоторецепторов (палочек и колбочек) сетчатой оболочки глазного яблока. Чаще носите ребенка на руках в вертикальном положении, гуляйте. Так картинка восприятия окружающей действительности будет подобна той, которую ощущает взрослый человек, стоя на ногах. Это более информативно, нежели позиция лежа на спине.

Слуховой анализатор

Ребенок начинает слышать, находясь еще в утробе матери. В три месяца кроха:

  • негативно реагирует на громкие звуки, выражая это плачем;
  • поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. Правда, отмечена закономерность, заключающаяся в том, что мальчики проявляют реакцию более вяло и медленно по сравнению с девочками. То же наблюдается и с моторным развитием. Как правило, карапузы-мальчишки отстают от своих сверстниц: позже начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Ученые это связывают со стимулирующим действием женских половых гормонов — эстрагенов на структуры головного мозга;
  • положительно настроен на тихую нежную музыку. Можете включать малышу приятные мелодии, но злоупотреблять не стоит, так как это может нарушить нормальный режим сна и бодрствования;
  • любит голос мамы и папы, эмоционально на них реагирует.

Тактильное чувство

Кроха постоянно ощупывает свое тело, предметы одежды, постельные принадлежности. Развитие осязания способствует росту клеток коры головного мозга. Держите под рукой предметы из разных материалов (дерево, металл, кожа, пластик, хлопок), отличающиеся по текстуре (шероховатые, гладкие). Малыш должен трогать твердые и мягкие, теплые и холодные вещи. Используйте кубики, шарики, конусовидные, цилиндрические, пирамидальные игрушки. Тактильное познание объемных фигур улучшает пространственное восприятие мира. Не забывайте, что трехмесячные груднички, как и все дети до 3 лет, активно используют помимо подушечек пальчиков в качестве органа осязания язык. Часто вы будете наблюдать, как ребенок сосет пеленку или завязочку от шапочки. Следите, чтобы мелкие детали не попали в гортань.

Вкус и обоняние

Малыш отлично чувствует вкус. Он позитивно реагирует на сладкий и морщится от горького и кислого. Вкусовые рецепторы расположены не только на языке, как у взрослого человека, но и на слизистой оболочке щек и губ.

У ребенка хорошо развито обоняние. Он чувствует запах молока и легко идентифицирует маму даже без зрительного контакта. Неприятные запахи вынуждают его отстраниться.

Не забывайте о гигиенических аспектах. Уход за глазами, ушами, носом, кожей должен проводиться надлежащим образом.

Безусловные рефлексы

Малыш рождается с рядом безусловных рефлексов (автоматизмов). Некоторые из них остаются пожизненно – рефлекс глотания, моргание при прикосновении к роговице глаза, рвотный рефлекс при попадании инородного тела на корень языка. А часть из них — проходящие (транзиторные) — они должны исчезнуть, каждый в свой срок. И если этого не происходит, то можно заподозрить задержку развития нервной системы. К третьему месяцу должны исчезнуть следующие рефлекторные действия:

  • ребенок не должен вытягивать губы, если по ним несильно ударить пальцем;
  • малыш не развернет голову в сторону раздражителя, если прикоснуться к зоне близкой к углу рта;
  • при надавливании на ладонную поверхность кисти кроха не будет открывать рот, как делал в первые два месяца жизни;
  • когда новорожденного ставят на твердую поверхность, он упирается ножками и начинает совершать непроизвольные шаги, если его направят, теперь такой особенности вы наблюдать не будете;
  • младенец повернет голову в сторону, если его положить на живот – природная защита от удушья. Трехмесячный ребенок уже может держать голову, поэтому такой рефлекторный акт ему больше не нужен;
  • в позиции лежа на спине в конечностях не будет отмечаться напряжение мышц-разгибателей, а при положении на животе – мышц-сгибателей, как это было при рождении. Сейчас физиологический гипертонус мышц уходит, ручки и ножки расслабляются. Это необходимый процесс, он помогает ребенку учиться управлять своими движениями.

Появляется новый рефлекс если кроху расположить свободно в воздухе спинкой кверху, его голова будет занимать вертикальное положение, а спина изогнется дугой.

Рефлекторная деятельность ребенка меняется из-за усиления влияния коры головного мозга.

Нервно-психическое развитие

Психическое развитие ребенка в 3 месяца ознаменуется ярко выраженным комплексом оживления. Малыш привыкает к своим родителям, чувствует свою защищенность и привязанность к маме и папе. На теплые слова и ласковые обращения начинает давать реакцию:

  • улыбается при виде взрослых и при их попытке завязать беседу;
  • эмоционально реагирует на свои новые успехи;
  • начинает гулить (ворковать) – звуки исходят из задней части ротовой полости.

Это первый этап речевого развития у детей, которое заканчивается к четырем годам, когда слова становятся понятными на сто процентов. Вербальные навыки ребенка в 3 месяца могут быть более прогрессивными. Некоторые малыши уже умеют лепетать – произносить отдельные гласные и согласные звуки с разной интонацией. Но не расстраивайтесь, если пока этого не произошло. Говорить о том, что имеется задержка речевого развития (ЗРР) пока рано.

Вы можете помочь трех месячному крохе осваивать вторую сигнальную систему полноценно. Чаще общайтесь с ним. Пойте детские песенки, рассказывайте развивающие стишки, потешки, прибаутки с дублированием слов и слогов. Копируйте звуки малыша, и он станет повторять за вами. Таким образом мы развиваем грудничка и упрочняем социальную связь с ним, что имеет колоссальное значение в формировании высшей нервной деятельности. То, что умеет ребенок в 3 месяца, напрямую зависит от вас.

Моторные функции

Движения малыша становятся менее хаотичными, приобретая закономерность и подконтрольность. Что умеет делать ребенок в 3 месяца:


Важность сна

Правильное развитие органов чувств благоприятствует оптимальному развитию нервной системы. Но не менее важной стороной вопроса является оптимизация режима сна. Недостаточный сон становится причиной вялости ребенка, плаксивости, способствует задержке нервно-психического развития. Малыши на грудном вскармливании чаще просыпаются по ночам, так как эвакуация молока из желудка происходит быстрее искусственной смеси. Будет неплохо, если кроватка крохи будет стоять рядом с вашей, чтобы в случае пробуждения вы могли его быстро усыпить.

Некоторые считают, что на животе дети спят дольше, реже просыпаются ночью. Такая поза уместна, если малыш часто срыгивает. Однако такой сон требует постоянного наблюдения за ребенком. Никакие предметы не должны мешать дыхательным путям.

Формируйте ритм дневного сна. Засыпание малыша через равные промежутки времени будет удобно как для него самого, так и для вас. Это поможет спланировать свою деятельность в то время, пока ребенок спит.

Если у малыша остаются проходящие рефлексы, существует подозрение на то, что органы чувств работают неполноценно, а психо-моторные функции не развиваются, это насторожит курирующего педиатра. Вероятнее всего, он назначит дополнительные методы обследования, консультацию невролога и других необходимых смежных специалистов. Но не стоит переживать, если ребенок пока не освоил лишь некоторые навыки. Возможно, это его индивидуальная особенность. Соблюдайте все рекомендации и назначения врача, выполняйте все процедуры и делайте массажи. Это поможет крохе быстрее догнать своих ровесников.

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка . Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, – приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить», и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову, сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка . Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

Практические советы

Игрушки над детской кроваткой

В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.

Берите малыша на прогулку: Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.

Разговаривайте с ребенком: Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Пойте ребенку песни: Пение – одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.

Делаем открытия

Наблюдение за домашними животными: Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

Новые перспективы: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.

Повесьте в манеже бусы: Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)

Познакомьте малыша с ритмичной музыкой: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.

Звон колокольчика: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Безопасная песочница: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.

Жужжащие пчелы: Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук «ж».

Матерчатая перчатка: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.

Песенки с сюрпризом: Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку – бух!

Развитие координации

Упражнения для ног: Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.

Вверх-вниз: Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он па погремушку
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.

Плыви, плыви, малыш: Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.

Подталкивайте ступни ребенка: Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.

Колобок: В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.

Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

Развитие мышления

Дайте ребенку погремушку: Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Наблюдение за мячиком: Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.

Поиски колокольчика: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.

Игра с пляжным мячом: Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?

Карусель: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

Повседневные дела

Время кормления Ласковые прикосновения: Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.

Время купания Пусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.

Песни в ванной: Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос.

Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.

Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.

Время одевания

Голыш: Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.

Упражнения после ванны: Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.

Как разговаривают животные: Изобразите ребенку шепотом, как «говорят» разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.

Время отдыха

Мыльные пузыри: Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.

Телефонный разговор: Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать – он даже подумает, что вы говорите с ним!

«Тик-так» тикают часы: Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.