Что должен говорить ребенок в 11 месяцев. Развитие детей в одиннадцать месяцев

Ваш малыш с каждым днем становится всё взрослее, не за горами первый день рождения. Малыш, так много узнал и многому научился за это время, но сколько еще интересного впереди.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

68,9-81,1 см.
8,3-12,3 кг.
44,3-50,0 см.
44,8-56,3 см.
68,8-79,4 см.
8,2-11,4 кг.
43,2-49,6 см.
45,0-42,7 см.

Физическое развитие на 11 месяце жизни

За одиннадцатый месяц жизни малыш должен набрать 400 - 450 грамм.

Длина тела ребенка увеличивается за этот месяц 1-1,5 на см. Окружность груди и головы на 0,5 см.

Продолжают прорезываться зубы. К одиннадцатому месяцу их может быть уже восемь. Как правило это - 2 нижних средних резца (прорезываются в 6-7 месяцев); 2 верхних средних резца (в 8-9 месяцев) и 2 верхних боковых резца (в 9-10 месяцев) и 2 нижних боковых резца (в 11-12 месяцев).

Нервно-психическое развитие ребенка на 11 месяцев

Ваш малыш уже такой большой, он понимает Ваши просьбы и запреты, ну и конечно же не забывает время от времени показывать свое «Я», ведь он уже большая личность.

Двигательные навыки в 11 месяцев

В одиннадцать месяцев ребенок умеет:

  • Самостоятельно садиться и вставать;
  • Взбираться на возвышение и спускаться с него;
  • Преодолевать различные препятствия;
  • Может быстро и на большие расстояния передвигаться на четвереньках;
  • Малыш может пить из чашки или поильника, при этом умеет удерживать его самостоятельно;
  • Пытается самостоятельно есть ложкой;
  • Свободно приседает;
  • Под музыку изображает некоторое подобие танца;
  • Всё лучше начинает ходить без посторонней помощи. Большинство малышей ходит держась за руку взрослого или балансируя при помощи рук. Во время ходьбы малыш покачивается, наклоняет тело вперед, расставляет ноги, хватается за опору.

Познавательное развитие

Малыш в 11 месяцев может играть в простые сюжетные игры (кормить кукол, укладывать их спать, купать и так далее). Хорошо знает и показывает части тела на себе и других людях.

Многие малыши умеют строить башню из нескольких кубиков, различают цвета, нанизывают кольца на пирамидку.

По просьбе взрослого находит и подает нужную игрушку.

Очень нравиться малышам в этом возрасте копировать действия взрослых. Поэтому взрослым следует тщательно следить за своими действиями, так как малыш может очень быстро перенять вредные привычки.

Ближе к году малыши начинают активно интересоваться общением с другими людьми, особенно с детьми.

Активно развивается вкус и осязание малыша. Ребенок пробует новую еду, ему интересно трогать разные поверхности. Очень полезно в этом возрасте, для развития ребенка, давать посходить ему босиком по песку, траве, шершавой поверхности. Дать потрогать мокрые игрушки, опустить его ручку в баночку с фасолью, с желе.

Развитие речи

Ребенок к 11 месяцам начинает хорошо имитировать простые звуки, такие как шум мотора машины, ход часов, как капает вода, как говорят животные и другие.

Старайтесь как можно чаще поощрять стремление ребенка говорить. Задавайте побольше вопросов, в этом возрасте ребенок понимает в 5-6 раз больше, чем может произнести.

Ребенок с большим интересом следит за тем как говорят взрослые, за их губами. Начинает употреблять упрощенные слова (ав-ав, бух, би-би и другие). К 11 месяцам, в словарном запасе у малыша, примерно 4-5 таких упрощенных слов. У некоторых крох появляются специальные слова, которые они придумали сами для обозначения тех или иных предметов. Например, рыбу малыш может назвать «бак», колготки «оты» и другие.

В 11 месяцев ребенок хорошо понимает, когда его хвалят, а когда ругают.

Уход за ребенком в 11 месяцев

Режим и распорядок дня к 11 месяцам остается прежним. Дети в этом возрасте, как правило, спять два раза в день, кушают 4-5 раз.

Многие малыши к 11 месяцам отвыкают от ночных кормлений.

К 11 месяцам малыши начинают ходить, поэтому необходимо обратить внимание на обувь малыша. Она должна быть подходящего размера, с достаточно жесткой подошвой, с твердым задником, хорошо сгибаться и изготовлена из безопасных материалов.

В этом возрасте можно начать или продолжить (если Вы уже начали) приучать ребенка к горшку. Не забывайте хвалить малыша, даже если он просто посидел на горшке, это очень важно!

Уделяйте внимание гигиене полости рта, особенно если у малыша уже прорезались зубки.

В остальном уход за малышом остается прежним. Умывания, купания, прогулки на свежем воздухе, массаж, гимнастика.

Питание ребенка в 11 месяцев

У многих детей к году аппетит снижается, чаще всего это связано с прорезыванием зубов, другие же так показывают свой характер. Запаситесь терпением, чтобы накормить малыша прибегайте к разным хитростям. Еда в виде игры, кормите одновременно его и его любимую игрушку, украшайте блюда, давайте что-нибудь вкусненькое.

Как правило, к 11 месяцам основные продукты уже введены в рацион питания малыша. Это разнообразные каши, овощи, фрукты, мясные и рыбные блюда, кисломолочные продукты, выпечка.

Для малыша этого возраста подходят блюда гомогенной консистенции, измельченные, с мелкими кусочками, тушеные, приготовленные на пару или отваренные.

К 11 месяцам малыш может есть многие взрослые блюда, разница лишь в том, что в детское блюдо не добавляют специи и придают ему соответствующую консистенцию. Например, рагу с мясом и овощами можно приготовить для всей семьи. Используя для этого не жирное мясо говядины или курицы. Специи взрослые добавляют себе в тарелки, а порция ребенка просто разминается вилкой на маленькие кусочки или до пюреобразной консистенции. По желанию мясо для малыша можно размельчить с помощью блендера, либо разделить на небольшие волокна и смешать с овощами.

Фруктовые соки - 90-100 мл;

Фруктовое пюре - 90-100 грамм;

Творог - 50 грамм;

Желток - 1/2

Овощное пюре - 200 грамм;

Молочная каша - 200 мл;

Мясной фарш - 60-70 грамм;

Рыбное пюре - 60-70 грамм;

Печеночный фарш - 30 грамм;

Кефир - 200 мл;

Сухари, печенье - 10-15 грамм;

Хлеб - 10 грамм;

Растительное масло - 5 - 6 грамм;

Сливочное масло 5-6 грамм.

Примерный рацион питания ребенка в 11 месяцев

6:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл

10:00 - Каша (170 грамм), 1/2 желтка фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (10 грамм);

14:00 - Суп овощной, протертый 50 мл; Овощное пюре 150 грамм; Мясное пюре (или рыбное 1-2 раза в неделю)- 60 грамм; Хлеб 10 грамм, Фруктовый сок 50 мл.

18:00 -Адаптированный кефир - 150 мл; творог(50 грамм); печенье (5-10 грамм);

22:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл.

Если у матери имеется молоко, то идеальным для нормального развития ребенка, считается кормить его грудным молоком, хотя бы 1-2 раза в день до года, и после первого года жизни(до тех пор, пока у матери есть молоко).

Необходимые обследования в 11 месяцев

В 11 месяцев необходимо сходить к врачу педиатру, для оценки физического и нервно-психического развития ребенка. Врач взвесит и измерит ребенка, расспросит о том что он умеет. Полученные данные занесет в историю развития ребенка.

Как играть с ребенком в 11 месяцев?

В 11 месяцев ребенок хорошо умеет находить предметы, поэтому ему очень понравиться если Вы будете простить его выбрать из кучи игрушек и дать Вам конкретную игрушку. Обязательно хвалите его, ведь он так старается.

Также малыша очень занимают части тела, которые он уже не плохо знает и показывает. Поспрашивайте его «Где у него (или у Вас) ротик? Где глазки?»

Малыш уже умеет играть в простые сюжетные игры, помогите ему в этом - покормите кукол, уложите их спать.

Рассматривайте с малышом книжки с яркими картинками, давайте ему самому возможность листать страницы.

Малыш в этом возрасте очень активен, поэтому любит играть в шумные, подвижные игры. Особый восторг взывают раскачивания, подбрасывания, кружения, опускания вниз головой. Особенно хорошо эти игры получаются у пап, так как они физически сильнее и надежно страхуют малыша.

Какие игрушки подходят для данного возраста?

Ближе к году малышам всё больше нравиться играть не с игрушками, а со взрослыми предметами. Не заглушайте его интерес, ведь малышу вполне можно дать кастрюлю, старые часы или телефон. Пусть возиться с ними, изучает.

Одни и те же игрушки быстро надоедают малышу, поэтому старайтесь их менять, так же не стоит предлагать одновременно слишком много игрушек. Это может быстро утомить ребенка.

В этом возрасте малыш очень активен, не стоит сдерживать его, старайтесь больше с ним разговаривать, рассказывать и показывать. Играйте с ним, а через игру учите самостоятельности, общительности, приучайте к труду.

Другая информация по теме


  • Развитие ребенка в 1 год 3 месяца

  • Развитие ребенка в 4 месяца

  • Развитие ребенка в 2 года 6 месяцев

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании. Занимательные детские книжечки - переходная ступенька от игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки, выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки

В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу, если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво. Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к разным поверхностям.
Разнообразие - важный элемент при восприятии мира через прикосновения. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя засунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.

Понимаем своего ребенка

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу, смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о". Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду, „дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня. А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту, где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит „ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему хорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова, включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом. Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять" машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей. Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения - остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевая колыбельную песню.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

Для родителей важно контролировать развитие ребенка в 11 месяцев, хорошо ухаживать за ним и следить, чтобы малыш не отставал от сверстников.

11 месяцев – серьезный возраст для ребенка, который еще не так давно был крохотным карапузом, весившим всего несколько килограмм.

Когда вы забрали его из родильного дома, он только ел и спал.

Сейчас же перед вами маленький человечек, который проявляет свои эмоции, много чего делает самостоятельно и не устает ежедневно учиться чему-то новому.

Для родителей важно контролировать , хорошо ухаживать за ним и следить за тем, чтобы малыш не отставал от сверстников.

Физиологическое развитие ребенка в 11 месяцев

За месяц жизни физиологические параметры ребенка (вес, рост, обхват грудной клетки и головы) изменились, что видно из этой таблицы:

Во рту малыша уже должно быть не менее 6 зубов.

У одиннадцатимесячных младенцев формируется молочный прикус, который помогает ему пережевывать небольшие кусочки пищи и знакомиться с новой, более взрослой едой.

Психологическое развитие ребенка 11 месяцев


Психологическое развитие ребенка происходит быстрыми темпами.

  • легко сканирует эмоции взрослых и понимает, когда его ругают или хвалят;
  • реагирует на просьбы и послушается, если кто-то из близких попросит передать ему предмет, который в это время держит малыш;
  • быстро обучается чему-то новому и повторяет за вами действия, например, ребенку достаточно один раз показать, как снимать крышку с его коробки с игрушками, чтобы в дальнейшем он делал это самостоятельно.

11 месяцев – подходящий возраст, чтобы начать знакомить ребенка с запретами.

Если он делает то, что не должен, или взял что-то не свое, скажите ему строгим тоном: «Нет», «Не трогай» или «Нельзя».

Малыш наверняка бросит предмет или остановится, наблюдая за вашей реакцией, а затем снова попытается сделать то, что хотел.

Запрет следует повторить и переключить внимание ребенка на что-то другое.

Связь с родителями, особенно, с мамой, очень крепка.

Малыш может плакать, если длительное время не видит маму и радуется, если она наконец-то появляется рядом.

С чужими людьми ребенку по-прежнему некомфортно, он может раскапризничаться, если тот, кого младенец не знает, пытается заговорить с ним или взять его на руки.

Развитие ребенка в 11 месяцев: его знания, умения и навыки

Дети в 11 месяце очень быстро обучаются чему-то новому.

Они внимательно следят за тем, что делают взрослые и повторяют их действия.

За малышом в этом возрасте нужен глаз да глаз, потому что он запросто может сделать вред: что-то разбить, вытащить одежду из шкафов, включить телевизор или стиральную машинку, рассыпать крупы и прочее.

О том, что развитие ребенка 11 месяцев происходит нормально, свидетельствует наличие у него определенных знаний, умений и навыков. Малыш:

  1. Реагирует на собственное имя: если вы позовете его, то он повернет голову в вашем направлении.
  2. Пританцовывает, если слышит музыку, которая ему нравится, особенно, если взрослые хвалят его за это или начинают танцевать вместе с ним.
  3. Играет в сюжетные игры с любимой куклой или мягкой игрушкой: переодеть ее, накормить, уложить спать, вылечить и т.д.
  4. Садится и встает без помощи взрослых.
  5. Быстро ползает на четвереньках.
  6. Делает первые шаги или уже понемногу ходит.
  7. Показывает на себе или взрослых части тела.
  8. Имитирует звуки животных или неживых предметов, которые он слышит.
  9. Делает вид, что читает, перелистывая страницы.
  10. Подает игрушку, название которой озвучивают родители.
  11. Пьет самостоятельно из чашки, пытается орудовать ложкой.
  12. Строит что-то из кубиков и с огромным удовольствием разрушает построенное.

Двигательное и речевое развитие ребенка 11 месяцев


В 11 месяцев большинство деток уже произносят свои первые слова.

Конечно, это простейшие одно-, двусложные лексемы: «дай», «мама», «папа», «вава», «ам-ам» и прочие.

Дети обобщенно воспринимают этот мир, поэтому не удивляйтесь, если ребенок будет называть «гав-гав» не только собаку, но и любое другое животное.

Некоторые малыши выбирают слово и используют ее для названия всего, что начинается на одну и ту же букву.

Вы заметите, что большинство слов ребенок сопровождает движениями ручек.

Логопеды объясняют этот процесс просто: мелкая моторика напрямую связана с речью, то, что ребенок сопровождает произнесение слов жестами, свидетельствует о том, что он готов к полноценному разговору.

Родители в это время должны активно способствовать речевому развитию ребенка.

Постоянно с ним общайтесь, произнося слова медленно и четко, чтобы малыш понимал, о чем вы говорите.

11-месячного малыша можно обучать звукам, которые произносят животные или издают неживые предметы, например, машина, телефон.

Для такого обучения используйте книжки, кубики с картинками, специальные музыкальные коврики.

Во время прогулки на улице обращайте внимание малыша на людей, машины, здания и прочее, называя все, что вы встречаете на своем пути.

Многие малыши в этом возрасте .

На ногах они держатся еще неуверенно, балансируя, пытаясь сохранить равновесие.

Ребенок знает, что ходить при помощи опоры ему гораздо легче, поэтому будет просить вас поводить его за ручку.

Если ваш малыш пока не пошел, а передвигается, ползая на четвереньках, не волнуйтесь, он не отстает в развитии. Ему просто нужно помочь: учите его ходить за ручку, или поддерживая подмышки.

Можно стимулировать ребенка и так: пускай мама и папа станут на некотором отдалении друг от друга и один из них возьмет любимую игрушку малыша, объясните младенцу, что он получит игрушку, если преодолеет расстояние между родителями.

Предлагаем вам также просмотреть полезное видео

о развитии малыша в 11 месяцев:

Режим дня важен для развития ребенка 11 месяцев

11 месяцев – подходящий возраст ребенка, чтобы начать : сон, питание, купание в одно и то же время.

Если вы планируете отдавать сына или дочь в садик в 1,5–2 года, то тем более следует начать приучать его к тамошнему режиму.

Например, будить его в 8.00–8.30, затем умывать и одевать, после – завтрак, прогулка, обед, послеобеденный сон, полдник, игры, ужин, вечерние купание, отбой в 21.00.

Дети в этом возрасте начинают проводить во сне гораздо меньше времени: 8–11 часов ночью и 1–2 часа днем.

Большинство малышей переходят на разовый дневной сон вместо двухразового, но вовсе отказываться от дневного сна нельзя, потому что малыш нуждается в отдыхе.

Что касается питания, то малыш вполне способен перейти на четырехразовую систему питания: завтрак, обед, полдник, ужин.

Не стоит закармливать кроху в течение дня, потому что он не успеет проголодаться, а значит – не станет хорошо кушать в обед или вечером.

Поскольку у малыша уже есть, как минимум, 6 зубов, то не стоит полностью измельчать ему пищу.

Младенец может самостоятельно пережевывать отварные овощи, кусочки рыбы, тефтельки или котлетки, бананы, печенье.

В рационе по-прежнему должны быть молочные каши, легкие супчики, фруктовые и овощные соки.

Вот так и происходит развитие ребенка в 11 месяцев .

Надеюсь, родителям пригодится эта информация.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Вот уже совсем скоро исполнится год с того момента, как малыш впервые увидел этот мир. К 11 месяцам ребенок прошел огромный путь и продолжает совершенствовать приобретенные навыки как в физическом, так в эмоциональном и в личностном плане. Изменился не только его рост и вес, 11-ти месячный малыш вполне способен порадовать родителей первыми, пусть и односложными, но уже вполне осмысленными словами. Кроме того, именно в этом возрасте большинство детишек делают свои первые самостоятельные шаги. Кроха продолжает активно развиваться и закреплять уже освоенное.

В 11 месяцев малыш уже очень активен и любознателен, он радует маму своими потешными выходками и первыми простыми словечками

Физическое развитие

Разумеется, основным достижением ребенка в 11 месяцев становятся его попытки самостоятельно ходить . Родителям рекомендуется всячески стимулировать такие пробы, придерживая кроху за ручки или подманивая к себе на близком расстоянии, буквально в два-три шажка малыша. Если карапуз ничего не испугается, будь то неожиданное падение или чувствительный удар об угол мебели, то он будет продолжать попытки пойти и к тому моменту, когда ему исполнится год, будет уже достаточно уверенно переставлять ножки.

Тем не менее, если у вашего ребенка в 11 месяцев ходить не получается, это никоим образом не является поводом для расстройства или тревоги, особенно если при этом малыш активно ползает и встает на ножки при любом удобном случае. Более того, активное ползание принесет маленькому исследователю гораздо больше пользы. Известный педиатр Е.О. Комаровский даже посвятил этой теме один из своих видео-уроков, в котором отдельно отметил, что слишком раннее хождение малыша может плохо отразиться на развитии его ручек. Кроме того, во время ползания намного меньше шансов упасть и ушибиться, а вся мускулатура активно работает и развивается.

Развитие ребенка в этот период характеризуется подвижностью и активностью. Ребенок 11 месяцев на 30 сантиметров выше, чем был при рождении и теперь пытается удовлетворить свой интерес, стараясь достать туда, куда раньше дотянуться не было возможности.

Особенности роста и веса 11-ти месячных детишек приводятся в таблице:


- Я уже совсем большой!

Представленная выше таблица отнюдь не эталон и ваш почти уже годовалый малыш вполне может быть выше, ниже или иметь меньший вес. Гораздо большее внимание следует уделить тому, насколько 11-ти месячный ребеночек развит и что умеет. Таблица же нужна скорее для того, чтобы у родителей была возможность самостоятельно оценить, насколько их малыш соответствует «среднему арифметическому».

Психическое развитие

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Ребенок в 11 месяцев развит настолько, что ему уже удается выражать свои мысли и желания первыми простенькими словами. К примеру, вся еда для него сейчас «ам-ам». Так он выражает свое желание поесть. Он уже знает несколько подобных слов и повторяет новые вслед за взрослыми.

Для ребенка в 11 месяцев понятно уже довольно много из того, что говорят взрослые (подробнее в статье: ). Он отзывается на просьбы: возьми, брось, кушай, дай, покажи. Может качать головой «да» или «нет», он способен быть настойчивым и повторять, пока не добьется результата. Сделав что-нибудь, уже ожидает от родителей похвалы. Когда взрослые играют с малышом, он старается порадовать их или рассмешить своими действиями. Он может хлопать в ладошки и громко вскрикивать. Он уже осознает, что «ку-ку» и «идет коза рогатая» - это веселые игры.

Кроха становится все смышленее: он может использовать один предмет, чтобы столкнуть со стола другой, до которого не дотягивается или перевернуть корзину с игрушками, стремясь достать все и сразу. В этом возрасте малыш уже проявляет первые признаки простеньких сюжетных игр: может покачать куклу, покормить зайку и т.д.

Кроха учится анализировать и делает первые попытки манипулирования родителями. Он уже знает: если заплакать, мама придет быстрее, будет ласковее и возьмет на ручки, поэтому частенько начинает хныкать нарочно. Слезы при этом отсутствуют, а в глазках легко заметить намек на хитринку.

К 11 месяцу у ребенка может сохраняться страх перед незнакомцами, при этом нарастает тревожное предчувствие разлуки с родителями - это состояние и ощущения, которые испытывает малыш при их отсутствии. Это чувство достигает своего пика к 1,5 годам и ослабевает к 3-м. Боязнь незнакомцев возникает в связи с тем, что ребенок научается воспринимать объекты и людей в «постоянстве», эмоционально привязываясь к одному человеку или нескольким значимым людям.

Сводная таблица умений:

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Малыш может самостоятельно стоять без опоры около 3-7 секунд, балансируя руками. С успехом пытается совершать первые шаги. Держась за руку взрослого человека, уверенно ходит.
Действия с предметами Все действия с игрушками и объектами носят целенаправленный характер: катает мяч, снимает и надевает кольца со стержня, втыкает втулки в отверстия и др.
Речь и контакты В речи появляются первые слова-обозначения, сочетания слогов с подражанием звуками (дай, би-би, ав-ав). По просьбе взрослого дает любой предмет, выполняет разученные действия.
Интеллект Хорошо управляет своими действиями, способен мысленно организовывать информацию, которая поступает извне.

Тесты на развитие детей в 11 месяцев

Уровень развития ребенка в 11 месяцев может быть разным, ведь все дети тоже разные, у каждого из них свои способности. Но тем не менее, есть ряд показателей, которые помогут родителям определить, не отстает ли их малыш от своих ровесников:

  • В этом возрасте малыш уже уверенно садится, может самостоятельно стоять у опоры и активно ползает на четвереньках.
  • Покажите ребенку коробочку с игрушкой внутри. Попробуйте открыть и закрыть ее несколько раз. Затем незаметно уберите и спрячьте игрушку. Снова покажите малышу коробочку. Он должен заметить, что игрушки внутри больше нет и выразить удивление.
  • Ребенок 11 месяцев от роду уже должен стараться использовать по назначению некоторые предметы: пить из чашечки, кушать ложкой, подносить расчесочку к голове (рекомендуем прочитать: ). Он будет охотнее пытаться повторять эти действия за взрослыми.
  • Попробуйте показать малышу, как строить башню из кирпичиков. Хорошо, если у крохи получится положить друг на друга хотя бы 2 или 3 кирпичика. Не стоит подгонять события и собирать с малышом пирамидку, а вот надевать на палочку большие кольца у него уже получится.
  • Малыш уже может различать предметы по общим признакам - например, можно попросить его найти из нескольких игрушек машинки или куклы и он должен показать их пальчиком.

Сон и бодрствование

В этом возрасте малыш все еще должен спать не менее 13-ти часов. Из этого времени 10–12 часов должно приходиться на ночной сон. Дневной сон малыша разбит на два равных периода - примерно по 1,5–2 часа каждый. Непосредственное время тихого часа для каждого малыша определяется индивидуально, соответственно общему распорядку. Промежутков времени, в которые малыш бодрствует, пока три и они продолжаются по 3–4 часа каждый, на них приходятся все игры, кормления и прочие мероприятия. Благодаря такому режиму дня ребенка у мамы тоже достаточно времени для отдыха и восстановления сил для других важных дел.

За время бодрствования осуществляются прогулки на свежем воздухе, развивающие игры и занятия, кормление, гимнастика, уход и массаж. Если на плановые занятия гимнастикой времени не хватает, необходимую физическую нагрузку ребенок вполне может получить, ползая длительное время по квартире.


Не стоит переживать, если не получается каждый день делать с ребенком гимнастику - его собственная активность во время игр сможет обеспечить нужный уровень физических нагрузок

Как кормить детей в 11 месяцев?

Кушает малыш пять раз в день с промежутками около четырех часов. К этому возрасту время прикормов подошло к концу и малыш может кушать за общим столом при условии, что приготовленная еда будет не жареной, а сваренной или тушеной. Кроме того, еда для малыша не должна быть слишком соленой или сладкой, не приветствуется обилие приправ. Перевод ребенка в 11 месяцев на «взрослую еду» может стать неплохим поводом для того, чтобы пересмотреть питание всей семьи, ведь маме намного проще будет не готовить ребенку отдельно, а просто измельчать часть приготовленной для всей семьи пищи.

Всего за сутки малыш на 11 месяце жизни съедает 1–1,2 л. пищи (без учета жидкости). Управляется кроха с таким объемом за 5 приемов пищи и его питание так и останется 5-ти разовым приблизительно до двух лет. Со всеми основными продуктами питания он уже познакомился, единственное, с чем следует быть осторожными – это аллергены (цитрусовые, манго, помидоры).

Ребенку 11-ти месяцев свойственно доводить маму до отчаяния своим нежеланием есть, придется запастись терпением. Чаще всего потерю аппетита в этом возрасте связывают с режущимися зубками, но для некоторых малышей отказ от еды - своего рода демонстрация характера.

Попробуйте покормить малыша в игровой форме: одновременно его и его любимого мишку, зайку или плюшевую лягушку. Украшайте блюда так, чтобы малышу было интересно. С помощью специальной силиконовой формы есть возможность даже омлет сделать для ребенка в форме звездочки или сердечка.

Примерный рацион питания

  • 6:00 - грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл;
  • 10:00 - каша (170 грамм), 1/2 желтка, фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (10 грамм);
  • 14:00 - протертый суп из овощей 50 мл, пюре из овощей 150 грамм, мясное пюре (или рыбное 1-2 раза в неделю) - 60 грамм, хлеб 10 грамм, фруктовый сок 50 мл;
  • 18:00 - детский кефир - 150 мл, творог (50 грамм), печенье (5-10 грамм);
  • 22:00 - грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл.

Режим дня и питания ребенка в 11 месяцев практически ни чем не отличается от распорядка десятимесячного малыша за исключением того, что многие дети в этом возрасте переходят на одноразовый дневной сон. Если в предыдущие месяцы родители не придерживались специального режима, в начале двенадцатого месяца жизни необходимо постепенно приучать кроху к определенному распорядку. Некоторые дети поступают в дошкольные образовательные учреждения в 1,5 года (ясельные группы), и соблюдение режима поможет им не только легче адаптироваться к новым условиям, но и снизить нагрузку на нервную систему.

Что нового появляется в распорядке?

  1. Существенных изменений в распорядке ребенка в этом возрасте не происходит. До 10-11 месяцев многие малыши нуждаются в двухразовом дневном отдыхе продолжительностью 1-1,5 часа.
  2. Здоровых детей, развитие которых соответствует возрастным и физиологическим нормам, в 11 месяцев можно приучать к одноразовому дневному сну, длительность которого составляет около 3-4 часов. Организовать его лучше всего сразу после обеда, то есть примерно в 13.30-14.00.
  3. Послеобеденную прогулку в этом случае необходимо перенести на утренние часы (с 10.00 до 12.00) или на вечер (перед ужином).

Очень важно правильно определить готовность малыша к одноразовому дневному отдыху. Торопиться с отучением от прежнего режима не стоит в следующих случаях:

  • малыш просыпается раньше 17 часов (длительность дневного отдыха составляет менее 3 часов);
  • ребенок стал капризным и беспокойным;
  • появились проблемы с укладыванием на ночной сон;
  • ребенок стал просыпаться ночью.

Если по всем признакам малыш не готов к изменениям в режиме дневного сна, организовывать отдых в дневное время рекомендуется с 10.30 до 12.00 и с 16.30 до 18.00.

Примерный режим дня ребенка в 11 месяцев

Режим и рацион питания

Режим питания в 11 месяцев должен состоять из пяти основных кормлений, интервал между которыми составляет около 3,5-4 часов. Более частые кормления могут отрицательно повлиять на работу пищеварительной системы грудного ребенка, так как организм не успевает выработать достаточное количество ферментов для усвоения и расщепления новой порции продуктов, и будут препятствовать выработке здоровых пищевых привычек. Перекорм также может стать причиной ожирения, которое в этом возрасте опасно развитием патологий со стороны эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Слишком частое и калорийное питание на первом году жизни также повышает риск развития детского сахарного диабета, поэтому распорядок кормлений – важный этап правильной организации питания детей в возрасте 11 месяцев.

Начиная с двенадцатого месяца жизни, необходимо вырабатывать у крохи правильные пищевые привычки (включаю саму организацию питания). Для этого нужно:

  • перед каждым кормлением мыть руки;
  • во время еды давать ребенку в руку ложку (одновременно мама должна показывать, как правильно пользоваться столовыми приборами);
  • напитки наливать в специальную чашку-непроливайку и приучать ребенка пить из чашки без использования поильников.

Если семья придерживается принципов диетического питания, можно позволить ребенку брать руками продукты с общего стола. Если малыш слишком увлечется и превратит кормление в игру, необходимо пересадить его в свой стульчик на 5-10 минут, после чего повторить попытку. Если ситуация повторится вновь, кормление нужно заканчивать – ребенок не голоден.

Грудное молоко: давать или нет

Ребенок в 11 месяцев по-прежнему нуждается в материнском молоке или . Большинству детей в день достаточно 220-250 мл грудного молока или молочной смеси, и эту потребность можно удовлетворить одноразовым кормлением сразу после пробуждения. Если ребенок продолжает просить грудь или бутылочку перед засыпанием, это также может считаться вариантом нормы: возможно, он не выпил достаточного количества молока в утреннее кормление, или не получил необходимого количества калорий за ужином.

Причиной такого поведения может быть и потребность в общении с мамой, поэтому важно как можно больше свободного времени проводить с малышом, обеспечивая тактильный и эмоциональный контакт.

Важно! Отучить ребенка от сосания груди перед сном можно, предложив ему в качестве замены молочный напиток, кефир ли жидкую молочную кашу.

Чем кормить ребенка в одиннадцать месяцев

Рацион ребенка в 11 месяцев уже максимально приближен к меню годовалых детей и состоит из большого количества продуктов, из которых можно составить недельный план здорового и сбалансированного питания.

Овощи и фрукты

Ребенок в 11 месяцев очень хорошо удерживает в ручке овощи и фрукты, нарезанные крупными кусками и очищенные от кожуры. Под присмотром взрослых ему можно давать груши, яблоки, морковь, бананы, персики, кусочки свеклы. Если у ребенка еще мало зубов, или он давится сырыми овощами, их можно отваривать в подсоленной воде и нарезать небольшими кубиками. Фрукты можно запекать в духовке, добавляя чуть-чуть меда (при отсутствии аллергии на продукты пчеловодства) и сахарной пудры.

Не рекомендуется давать детям, не достигшим годовалого возраста, киви, апельсины, ананасы, папайю, манго и другие тропические фрукты, так как они могут спровоцировать аллергию. Также не следует давать малышу темные и красные ягоды: малину, клубнику, черную смородину.

Мясо и рыба

В 11 месяцев ребенок может употреблять любую рыбу и мясо, но в меню следует ограничить количество жирных сортов и давать их не чаще 1 раза в неделю. Это относится к свинине, скумбрии, семге и другим разновидностям рыбы и мяса с повышенным содержанием жирных кислот. Они необходимы для здоровой работы мозга, но в повышенных количествах могут вызвать несварение желудка и кожную сыпь.

Давать ребенку мясо и рыбу можно в отварном виде (нарезав на маленькие кусочки), а также в виде паровых котлет и фрикаделек. От гомогенизированного пюре в баночках необходимо постепенно отказываться.

Яйца

Яйца – это незаменимый продукт для питания детей любого возраста, так как они содержат почти все необходимые ребенку витамины и минералы и обеспечивают надежную профилактику рахита. Давать яйца в 11 месяцев можно в виде парового омлета, в который можно добавить кусочки вареных овощей и немного мелко рубленной свежей зелени. Лучше использовать для детского питания перепелиные яйца – в них меньше холестерина и больше магния, калия, марганца и других минеральных солей.

Супы

Суп можно перетирать до состояния пюре или давать в жидком виде, добавляя в него крупы или хлеб. Отлично подходит для питания детей данной возрастной группы куриный суп, овощные супы с фрикадельками, некрепкие мясные бульоны (приготовленные из фермерского мяса). Не стоит давать ребенку в 11 месяцев супы с фасолью, горохом, борщ, свекольник, суп из квашеной капусты и грибов.

Крупы и макароны

При отсутствии у малыша признаков целиакии (непереносимости глютена) ему можно давать любые крупы. Если до этого мама использовала готовые продукты (сухие каши), в возрасте 11-12 месяцев от них следует постепенно отказываться. Каши можно готовить на молоке, добавлять в них кусочки фруктов или немного меда.

Макаронные изделия должны присутствовать в рационе 1-2 раза в неделю. Для питания одиннадцатимесячных детей подходят только макаронные изделия небольшого размера, приготовленные из твердых сортов пшеницы. Лучше приобретать продукты данной группы в специализированных детских магазинах или отделах детского питания.

Кисломолочные продукты

Ежедневно ребенок в 11 месяцев должен съедать 70-80 г творога. Творог полезен для здоровья костной и хрящевой ткани, а также необходим для правильного усвоения некоторых витаминов, в первую очередь, витамина D. В этом возрасте ребенку также можно давать ацидофиллин, бифидок, натуральный йогурт и детский кефир.

Напитки

Из напитков одиннадцатимесячному малышу можно предложить подслащенные компоты из свежих и сушеных фруктов, морсы из ягод, фруктовые и овощные соки. В вечернее время можно дать чай из цветков липы и ромашки – он обладает успокаивающим действием, особенно полезен для гиперактивных малышей и детей, склонных в нервной возбудимости.

Примерное меню на день

  • Первое кормление: адаптированный заменитель молока или молочная смесь.
  • Завтрак: молочная каша из гречневой крупы с медом и курагой, отвар шиповника, детское печенье.
  • Обед: суп-пюре из цветной капусты, фрикадельки из индейки, кусочек сыра (не более 10 г), небольшой кусок черного хлеба или сухарик. В качестве напитка можно предложить компот.
  • Полдник: творог с кусочками фруктов или фруктовым пюре, фруктовый сок.
  • Ужин: рыбная котлета с гарниром из картофельного пюре, ромашковый напиток.
  • Перед сном: кефир или ацидофиллин. Детям, нуждающимся в грудном кормлении, перед сном можно дать грудь.

Важно! Меню для детей, находящихся на грудном или искусственном вскармливании, в 11 месяцев ничем не отличается.