Что такое страх как объяснить ребенку. Детские страхи и как с ними бороться

Время на чтение: 2 мин

Детские страхи – это чувство беспокойства или тревожности, ощущаемое детьми в качестве ответного реагирования на реальную или существующую в воображении угрозу для их жизнедеятельности или благополучия. Чаще возникновение таких страхов у детей наступает вследствие воздействия психологического характера взрослых лиц, в основном, родителей или самовнушения. Однако не стоит воспринимать детские страхи однозначно как нездоровые эмоции. Ведь любая эмоция играет определенную роль и способствует индивидам ориентироваться в социальной и предметной среде, которая их окружает. Так, например, защищает от чрезмерного риска в горном походе. Эта эмоция управляет деятельностью, поведенческими реакциями, уводит индивида от опасных ситуаций, возможности травмирования. Именно в этом и выражается защитный механизм страхов. Они принимают участие в инстинктивных поведенческих реакциях индивида, обеспечивая при этом ему самосохранение.

Причины детских страхов

Любой индивид испытывал в своей жизни чувство страха хотя бы раз. Страх выступает в качестве сильнейшей эмоции и является результатом инстинкта самосохранения.

Факторами, способствующими появлению страха, могут выступать разнообразные явления: от громкого стука до угроз физической расправы. Страх считается естественным чувством при возникновении опасной ситуации. Однако многие малыши ощущают страхи различного характера более часто, чем для этого существуют основания.

Детские страхи и их психология лежит в причинах, провоцирующих негативные эмоции. В младенческом возрасте страхи, прежде всего, взаимосвязаны с ощущением одиночества, вследствие чего ребенок плачет и жаждет присутствия матери. Малышей могут испугать резкие звуки, внезапное появление незнакомого человека и др. Если к младенцу приближается крупный предмет, то он демонстрирует страх. К двум-трем годам малышу могут сниться страшные сны, что может повлечь за собой боязнь засыпать. Главным образом, страхи в данном возрастном периоде обусловлены инстинктами. Такие страхи носят охранительный характер.

Период жизни малышей от трех до пяти лет характеризуется опасением темноты, некоторых сказочных персонажей, замкнутого пространства. Их страшит одиночество, поэтому они не хотят оставаться одни. Взрослея, дети начинают испытывать страхи, связанные, по большей части, со смертью. Они могут опасаться за собственную жизнь, своих родителей.

В младшем школьном возрастном периоде страхи приобретают социальную окраску. Здесь ведущим чувством может стать страх несоответствия. Приходя в школу, родительское чадо попадает в совершенно новую среду для него и меняет собственную социальную позицию, что ведет к приобретению им множества социальных ролей и, следовательно, вместе с ними приходит множество страхов. Кроме этого, в данном возрастном периоде возникают страхи мистической направленности. Дети расширяют свой кругозор за счет заинтересованности всем потусторонним. Они увлекаются просмотром мистических фильмов, закрывая глаза во время показа особо страшных моментов. Малыши пугают друг друга «ужастиками» или страшилками по типу историй про черную руку.

По мере взросления у детей расширяется и область страхов. В пубертатном периоде возрастает число страхов несоответствия. Подростки опасаются непризнания со стороны ровесников и взрослых, страшатся физических изменений, происходящих с ними. Для них характерным становится неуверенность в себе, занижение самооценки. Поэтому подростки нуждаются в защите психологической направленности более других, так как в пубертатном периоде на фоне невротических состояний возникшие продолжительные неразрешимые переживания ведут к появлению новых или усугублению уже имеющихся страхов. Травматический опыт ребенка также способствует этому. Так, например, дети могут являться свидетелями реального насилия, ощутить сами физическую боль. Подростки боятся потерять контроль над собственными чувствами и действиями. Такие страхи можно назвать невротическими.

Однако наиболее опасной формой страхов являются патологические страхи. Результатом их возникновения может быть приобретение детьми некоторых опасных последствий, таких как невротические тики, расстройство сна, навязчивые движения, сложности общения с окружающими, или тревожность, недостаток внимания и др. Именно эта форма страхов может спровоцировать возникновение довольно серьезных психических заболеваний.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что различные опасения, боязни и переживания являются неотъемлемой частью жизни детей. Поэтому проблема детских страхов должна решаться родителями путем овладения необходимыми умениями, которые помогают справляться с естественными опасениями детей. Для этой цели необходимо понимать основные факторы, провоцирующие возникновение страха. Все они имеют связь с воспитанием в семье, так как становление детской личности совершается в семье. Поэтому именно из нее дети выносят собственные страхи.

Первый и самый главный фактор тесно связан с поведением родителей. Мама и папа малыша неосознанно или сознательно формируют у него боязнь через свое отношение к окружающей реальности и поведение. Так, например, ситуации, когда родители неизменно стремятся отгородить свое дитя от мира и его негативного воздействия, способствуют только тому, что ребенок постоянно находится в условиях стресса. Своим поведением родители вырабатывают у крохи чувство устойчивой опасности, исходящей от мира. А так как пока малыш маленький он во всем стремится подражать значимым взрослым, следовательно, если члены его семьи характеризуются постоянной тревожностью, то и он усвоит ее.

Второй фактор имеет связь с традициями и устоями, господствующими в семье. Любые семейные конфликты пугают ребенка. Ведь рождаясь, малыш несет с собой гармонию. Поэтому он ожидает от самых родных гармоничных отношений. Если конфликтные ситуации носят агрессивный характер, то дети могут довольно сильно испугаться, что впоследствии приведет к появлению неврозов в случае возникновения аналогичных ситуаций. рождаются также вследствие предъявления родителями чрезмерно высоких требований. Им постоянно приходится оправдывать завышенные родительские ожидания, что ведет к повышенной тревожности детей.

В случаях, когда в семье главенствует авторитарный стиль поведения, ребенок будет постоянно удерживаться в системе незначительных и серьезных страхов. В жизни такого малыша все сдвигается в одну сторону – правильности или неправильности его действий с точки зрения желаний родителей. Такие дети более нервные в сравнении со сверстниками и пугливые. Устойчивое состояние тревожности ведет к образованию новых страхов. В случаях, когда к малышам применяются насильственные воздействия, у детей будет наблюдаться появление целого букета из страхов. Третий фактор взаимосвязан с нарушенным, негармоничным общением с ровесниками. Дети в процессе коммуникационного взаимодействия нередко обижают друг друга, выставляют чрезмерные требования к сверстникам. Это формирует атмосферу повышенной нервозности и является условием, провоцирующим возникновение страхов у некоторых детей.

Диагностика детских страхов

С целью диагностирования страхов нужно понимать, что существуют различные виды детских страхов. Страх может быть реальным, когда проявляется врожденный инстинкт самосохранения вследствие воздействия внешней опасности.

Страх бывает невротического характера. Данный вид связан с расстройством функций психики. Состояние постоянного боязливого ожидания, появляющееся в разные моменты, которые не связаны с конкретной ситуацией или объектом, носит название свободный страх. Это сегодня проблема детских страхов тревожит практически каждого родителя. Поэтому немаловажным фактором в работе психолога является диагностирование детских страхов и выявление причин. Абсолютно любой метод диагностики страхов у детей ставит цель обнаружить не столько разновидности психологического заболевания, но и причину, вызвавшую его.

Некоторые психологи для решения задачи диагностики детских страхов используют рисование, другие могут применять лепку, а третьи выбирают беседы с детьми. Довольно сложно определить наилучшую методику для диагностики страхов, ведь все эти методы дают в равной степени эффективные результаты. При выборе методики следует учитывать целый комплекс индивидуально-психологических особенностей и возрастных черт каждого крохи.

В классификации детских страхов можно выделить две основные формы: немые и страхи «невидимки». Немые страхи заключаются в отрицании малышом наличия у него страхов, но для родителей существование таких страхов является очевидным. К ним следует отнести боязнь животных, незнакомых людей, непривычной обстановки или громких звуков.

Страхи – «невидимки» являются полной противоположностью немых страхов. Здесь ребенок полностью осознает собственные страхи, а вот его родители не видят никаких симптомов их наличия у малыша. Невидимые страхи считаются более распространенными. Ниже приведены наиболее распространенные. Многие дети страшатся наказания вследствие свершения какого-либо проступка. При этом их промах может быть совершенно незначительным и родители даже не обратят внимания на него. Присутствие такого страха у детей говорит о наличии серьезных проблем в коммуникативном взаимодействии с родителями, нарушениях во взаимоотношениях с ними. Такие опасения нередко могут быть следствием чересчур строгого обращения с детьми. Если у ребенка диагностируется данная форма страха, то это повод для родителей серьезно задуматься о собственной модели воспитания и своего поведения с ребенком, в противном случае подобное воспитание может привести к тяжелым последствиям.

Нередко дети опасаются вида крови. Часто малыши испытывают панический ужас при виде малюсенькой капли крови. Не стоит смеяться над подобной реакцией. Ужас испытуемых детей перед кровью чаще всего обусловлен обычной неосведомленностью в части физиологии. Ребенок думает, что у него может вытечь вся кровь, вследствие чего он умрет. Еще одним частым детским страхом является боязнь смерти родителей. Нередко данный страх порожден родителями.

Детские страхи и их психология такова, что даже если дети не выказывают тревожность или родители не замечают наличие таковых у малышей, то это не означает отсутствие у них страхов различной этиологии и формы.

Диагностировать также страхи можно и при помощи специально разработанных методик, таких как тест определения школьной тревожности Филлипса или Тэмла, различные проективные методы, методика Спилбергера и др. Существуют методики, позволяющие определить количество страхов, например, тест под названием «страхи в домиках», разработанный Панфиловой.

Детская смелость и страх

Преодоление страха считается одним из наиболее значимых вызовов, которые когда-либо стояли перед детьми. Страх является одним из наибольших врагов детской психики. А смелость представляет собой качество характера, которое можно выработать. Необходимость страха определяется инстинктом самосохранения. Однако большинство детских страхов постепенно фактически выходит за границы простого самосохранения. Дети боятся что-то изменить, выглядеть нелепыми, быть не такими, как все. Другими словами постепенно данная эмоция подчиняет себе жизнь детей. Она из качества, изначально призванная приносить пользу индивиду, трансформируется в балласт, мешающий движению и успешной жизни.

Страх является источником беспокойства. Нередко он в качестве эмоции по глубине и масштабу становится намного больше в сравнении с самой опасностью. Дети чего-то боятся, что впоследствии оказывается менее вредоносным, чем ощущение страха.

Каждый индивид на земле чего-то боится, однако это не означает, что не существует храбрых людей. Ведь храбрость не проявляется в отсутствии страха, она выражается в способности брать над ним контроль. Поэтому проблема не заключается только в самом страхе, она содержится в понимании того, что способствует его преодолению и контролю над ним. Ребенок, обладающий смелостью, способен преодолеть собственные боязни.

Страх не зависит от возраста и половой принадлежности. Многочисленные исследования, свидетельствуют, что в дошкольном периоде страхи наиболее эффективно подвергаются психологической коррекции, так как они в большинстве своем носят переходящий характер. Страхи в этом возрасте обусловлены эмоциями в большей степени, чем характером.

Многие опасения в пубертатном периоде являются результатом предшествующих страхов и тревожности. Вследствие чего, чем раньше начать трудиться в направлении предупреждения страхов, тем будет больше вероятность отсутствия их в пубертатном периоде. Если психологическая коррекция будет проведена в дошкольном возрастном периоде, то результатом будет предупреждение формирования психастенических особенностей характера и неврозов у подростков.

Детские страхи часто исчезают бесследно при условии правильного отношения к ним и понимания причин, провоцирующих их возникновение. В случаях, когда они болезненно акцентированы или сохраняются продолжительное время, можно говорить о физическом ослаблении и нервном истощении малыша, неверном поведении родителей и наличии конфликтных взаимоотношений в семье.

С целью оказания помощи при детских страхах следует проработать ближайшее окружение ребенка – как только ликвидируются внешние фрустрирующие факторы, его эмоциональное состояние автоматически нормализуется. Поэтому работа с родителями считается наиболее эффективным начальным приемом коррекционной работы со страхами. Ведь часто взрослые сами чего-то боятся, тем самым прививая свои страхи детям.

Смелость и страх – это две реакции ребенка, которые могут ими контролироваться. Смелость считается довольно важной и необходимой чертой характера. Ведь именно смелость способствует принятию верного решения, в то время как страх советует сделать все другим образом. Смелость помогает не страшиться будущего, не боятся перемен и спокойно смотреть в глаза правде. Смелые дети способны двигать горы. Выработать и воспитать в малыше смелость – это первостепенная задача родителей.

Для формирования у малышей смелости не следует постоянно ругать их по всяким пустякам. Нужно стараться находить моменты, за которые их стоит хвалить. Нельзя ребенка называть трусом. Необходимо постараться как можно более просто и доходчиво растолковать крохе, что страх является нормальной человеческой реакцией. Чтобы научить детей перестать бояться, следует научить их бороться со своими опасениями. А для этого нужно посеять в детях уверенность в том, что в их борьбе родители всегда поддержат. Наилучшим оружием против страхов является смех. Поэтому родителям нужно представить пугающее их явление в смешном образе. Например, можно придумать сказочный юмористический рассказ о малыше, который смог побороть страх. Не рекомендуется детям поручать то, что они в силу своего возраста или особенностей просто не в состоянии выполнить. Чрезмерная опека может способствовать выработке у детей боязливости, пугливости и даже трусости.

Коррекция детских страхов

Работа с детскими страхами характеризуется специфичностью, так как дети редко могут самостоятельно сформулировать свою просьбу о помощи, когда чего-то бояться, они не в состоянии четко объяснить, что их пугает. Поэтому для успешного психокоррекционного воздействия детских страхов следует вначале понять, что конкретно пугает ребенка – придуманная баба Яга или боязнь темноты, страх одиночества. С этой целью можно предложить малышу нарисовать то, что его пугает. Рисунок может показать многое из того, что тревожит или пугает малыша. Однако не всегда такой способ будет актуальным, так как дети просто могут отказаться рисовать. Отказ их может быть связан с тем, что он не хочет именно в данный момент рисовать или просто не готов открыться. Также дети могут бояться, что над ними будут смеяться. К отказу нужно быть готовым. В таких случаях можно родителям попробовать нарисовать свои детские страхи и рассказать о них детям. Это будет хорошим примером для малышей. Однако если все же ребенок не захочет, не следует настаивать. Ведь целью данного метода является вытащить страхи на поверхность, а не заставить ребенка закрыться и остаться наедине с собственными опасениями и страхами. Главной задачей в коррекции любых страхов является извлечение их на свет.

Если все же малыш нарисовал свой страх, то нужно научить его как с ним разделаться. И в этом случае наилучшим будет осмеяние страха. Ведь любые страхи боятся осмеяния. Можно пририсовать ему смешные ушки, усы, косички, нос крючком, цветочки и другое. Самое главное, чтобы сам ребенок это сделал. Пусть он сам предложит, что следует сделать. Также можно постараться как-то обыграть страх. Например, ребенок нарисовал очень страшную бабу Ягу, можно предложить ему рядом нарисовать, как она упала в лужу. То есть нужно сделать так, чтобы пугающий образ оказался в нелепой или смешной ситуации.

Работа с детскими страхами может включать в себя , групповую и шепчущую терапию.

Главное помнить, что нельзя насмехаться над детьми, не следует отмахиваться от их страхов, не стоит называть детей трусишками. Малышу нужно помочь понять, что страх – это естественная реакция организма, что взрослые тоже порой чего-то страшатся, просто они научились брать контроль над страхами.

Также не рекомендуется устраивать тренировки смелости для детей, особенно совсем маленьких. Так, например, если дети боятся темноты, то на ночь нужно оставить включенным ночник или приоткрытую дверь в соседнее освещенное помещение. Ведь природа страха иррациональна, часто человек понимает, что боятся нечего, но когда попадает в пугающую его ситуацию, у него начинается паника.

Всевозможные виды детских страхов довольно успешно поддаются коррекции при условии понимания родителями проблемы, их грамотной поддержке малышей и присутствия рядом с ребенком, когда он чего-то боится.

Как бороться с детскими страхами

Естественным и наиболее результативным способом преодоления и борьбы с детскими страхами считается игра. Психологами был установлен факт, что дети меньше испытывают страхи, находясь больше в окружении ровесников. Ведь это так естественно, когда малыша окружает целая куча ребятни. А когда дети находятся вместе, то чем они занимаются? Конечно, играют. Наблюдения психологов показали, что игровой процесс может оказывать серьезную поддержку в борьбе с детскими страхами. Детям необходимо иметь возможность открыто и свободно проявлять собственные чувства. Ведь очень часто в жизни существуют социальные ограничения, определенные нормы поведения, правила приличия и множество других предписаний, которым необходимо следовать. Результатом этого становится то, что малыш не имеет возможности для самовыражения, следствием чего может стать появление страхов. Конечно, существуют и другие факторы, провоцирующие зарождение детских страхов, однако чаще все же страхи возникают вследствие родительских внушений и их неправильных действий.

Итак, на чем же должны базироваться детские игры для ликвидации боязни? В первый черед, это зависит от специфики страхов, ощущаемых ребенком. Однако существуют рекомендации общего характера, которые могут помочь детям с любыми видами страхов. Игры должны обучать детей адекватному восприятию собственных эмоций, их осознанию, снятию излишней напряженности, эмоциональной разрядке и выбросу выделяемых во время страха гормонов. Игровая терапия должна проводиться с другими методами в комплексе. Она должна способствовать активизации психологических процессов и создавать позитивный настрой. В процессе игр детей следует хвалить.

Подвижные игры также направлены на преодоление детских страхов. Так, например, боязнь одиночества успешно поддается коррекции при помощи коллективной игры в прятки. Если же малыш страшится темноты, то можно применять игры по типу поиска клада или сокровищ, главной составляющей которых будет темнота. Свет можно не выключать полностью, а немного приглушить.

Также психологи советуют родителям стать «волшебниками». Это означает, что взрослым рекомендуется придумать какой-нибудь набор фраз, который будет означать заклинание, прогоняющее или устраняющее пугающий объект.

Однако все же борьбе со страхами лучше предпочитать профилактику их возникновения. Профилактика детских страхов представляет собой соблюдение ряда нехитрых правил родителями. Нельзя пугать детей специально. Также нельзя разрешать другим пугать малышей. Если не рассказывать детям о бабайке, который их заберет в случае плохого поведения, то они никогда не узнают о нем. Не следует пугать врачом, который сделает укол, если ребенок не съест кашу. Нужно понимать, что слова, даже брошенные вскользь, могут в скором времени перерасти в настоящий страх.

Также не рекомендуется рассказывать при детях или обсуждать при них различные страшные истории. Ведь они часто не поймут большую часть из рассказанного, но сложат картинку из кусочков, которая в дальнейшем станет источником их страхов.

Родителям следует контролировать время просмотра телепередач ребенком. Телевизор не должен работать как фон в течение дня, так как ребенок может акцентировать внимание на вещах абсолютно ненужных для него.

Не нужно навязывать малышам собственные страхи. Детям совершенно не обязательно знать, что вы боитесь мышей, пауков или других насекомых. Даже, если случайно увидев мышь, родитель испытывает панический ужас и ему хочется громко завизжать, то при ребенке всеми силами нужно постараться сдержаться.

Семья для малыша – это надежный тыл и защита. Поэтому он должен чувствовать себя в семейных отношениях защищенным. Он должен понимать и ощущать, что его родители являются сильными личностями, уверенными в себе, способными защитить себя и его. Малышу важно понимать, что его любят и даже если он совершит какой-нибудь проступок, его не отдадут какому-нибудь дяде (например, полицейскому или бабайке).

Лучшим средством профилактики страхов для детей является взаимопонимание между родителями и их малышами. Так как для спокойствия ребенка существенную роль играет выработка единых правил поведения всеми взрослыми, участвующими в воспитании. Иначе малыш не сможет разобраться в том, какие поступки можно совершать, а какие нельзя.

Идеальным вариантом в профилактике страхов является участие папы в играх, его присутствие, например, когда малыш делает первые шаги. Ведь, как правило, папы более спокойно реагируют на неизбежные падения.

Чтобы ребенок не страшился темноты, следует до 5 лет быть рядом с ним, когда он засыпает. Укладывать спать рекомендуется не позже 10 часов вечера.

Не следует запрещать детям бояться или ругать их, если они чего-то испугались. Родители должны понимать, что детский страх не является проявлением слабости, вредности или упрямства. Также не рекомендуется игнорировать страхи. Так как вряд ли они исчезнут сами по себе.

Как правило, если малыша окружают уверенные в себе взрослые, спокойно-стабильная обстановка и в семье царит гармония, то детские страхи проходят с возрастом без каких-либо последствий.

Профилактика детских страхов должна вестись с того момента, как будущая мать узнала о беременности. Ведь малыш переживает совместно с матерью все стрессовые ситуации. Именно поэтому очень важным является нахождение беременной в благостной и гармоничной атмосфере, где нет места тревожности и страхам.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить – вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей.

Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности.

Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись. Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них (при неправильном поведении родителей) переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы.

Причины появления детских страхов

Отечественный психолог Александр Захаров в своем замечательном труде «Дневные и ночные страхи у детей» рассказал, что в начале своей жизни малыш пока не умеет выстраивать логические рассуждения, поэтому верит словам родителей и переносит на себя их реакцию на различные ситуации.

Неудивительно, что причиной появления страхов у малышей становятся сами родственники, которые чересчур эмоционально предупреждают кроху о грозящей опасности («Не трогай, обожжешься!», «Не бегай, иначе упадешь!») или пытаются запугать его («Будешь плохо себя вести, отдам тебя дяде-полицейскому!»).

Кстати, в большинстве случаев детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей. Малышам передаются волнение и тревожные ноты в мамином голосе.

Среди других причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

  • конкретный случай , напугавший ребенка (его укусило животное, он застрял в лифте, попал в дорожно-транспортное происшествие). Конечно, не у каждого дошкольника, покусанного собакой, появляется стойкий страх. Последствия характерны для тревожных, мнительных, неуверенных в себе малышей;
  • детское воображение , благодаря которому ребенок придумывает чудовищ в темноте, монстров под кроватью и призраков за окном. Одни дети сразу забывают о пугающих фантазиях, другие же начинают плакать и наотрез отказываются оставаться одни в пустой квартире;
  • частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи;
  • взаимоотношения со сверстниками также могут стать причинами социальных фобий. Нередко дети наотрез отказываются посещать детский сад или школу, поскольку подвергаются в коллективе оскорблениям, унижениям и насмешкам;
  • наличие более серьезных нарушений – неврозов, чье лечение и диагностика находится в компетенции медработников. Проявлениями неврозов становятся страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления.

Читайте также: Адаптация детей в детском саду. Часть вторая

Увеличению числа фобий у малышей могут способствовать следующие факторы:

  • чрезмерная тревожность родственников, наличие у них страхов;
  • авторитарный стиль воспитания, запрет ребенку на участие в эмоциональных играх;
  • одиночество детей – у единственного ребенка в семье с большей вероятностью появятся страхи;
  • ранний выход матери на работу, физические и нервные перегрузки женщины;
  • чрезмерная забота со стороны близких людей;
  • неполная семья.

Как мы видим, многие страхи зависят от неправильного поведения родителей, недостатка внимания или, напротив, излишней опеки. Это стоит учитывать, если вы хотите побороть проявления фобий у своего чада.


Виды детских страхов

Специалисты выделяют четыре основных типа страхов у детей. В основе подобной классификации лежат несколько характеристик: предмет боязни, особенности его протекания, длительность, интенсивность и причины появления.

  1. Навязчивые страхи

Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится боязнь высоты (акрофобия), открытого и закрытого пространства и пр.

  1. Бредовые страхи

Это более тяжелое расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться открывать зонт, надевать определенную кофту, играть с какой-то конкретной игрушкой. Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности. Малыш может паниковать при виде ботинок только потому, что когда-то поскользнулся в них и больно ударился.

  1. Сверхценные страхи

Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.

Это сборная группа фобических состояний, возникающих во время сна и характеризующихся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников. Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т.д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает. Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.


Возрастные проявления детских страхов

Взросление детей сопровождается возникновением тех или иных фобий на определенном возрастном этапе. Такие страхи считаются нормой, кроме того, они подготавливают маленького человечка к окружающей действительности.

  • От 0 до 6 месяцев. Младенец пугается резких движений, громких звуков, упавших предметов, отсутствия мамы и резких перемен в ее настроении.
  • 7 месяцев – 1 год. Страх вызывают самые разные звуки (гудение пылесоса, громкие мелодии), незнакомцы, неожиданные ситуации, смена окружающей обстановки и даже сливное отверстие в ванной.
  • 1-2 года. К предыдущим страхам добавляется боязнь получить травмы, связанная с новыми двигательными навыками. В этом возрасте чрезвычайно силен страх разлуки с мамой и папой, поэтому психологи не советуют отправлять таких маленьких детей в детский сад.
  • 2-3 года. Боязнь разлуки с близкими людьми сохраняется, добавляется страх эмоционального отторжения с их стороны. Ребенок может бояться природных явлений (грозы, молнии, грома). Возможно появление ночных страхов.
  • 3-5 лет. Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), в результате чего возникают страхи перед болезнями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков.
  • 5-7 лет. Старшие дошкольники боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами. Начинают актуализироваться так называемые школьные фобии, которые связаны с поступлением в первый класс.
  • 7-8 лет. Ребенок опасается опозданий на урок, невыполнения школьных заданий, плохих отметок и учительских выговоров. Боязнь одиночества трансформируется в страх неприятия со стороны сверстников. Дети начинают бояться темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф.
  • 8-11 лет. Появляются страхи перед неудачами в учебе или спортивных соревнованиях, перед «нехорошими» людьми (наркоманами, преступниками). Дети боятся тяжелых болезней, физического насилия, опасаются некоторых животных.
  • 11-13 лет. Подростковый возраст характеризуется социальными фобиями: боязнью показаться неудачником, глупцом, «уродом», особенно в компании приятелей. Возникает страх сексуального насилия.

– специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями . Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза , невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые . Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство , навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам , психотерапевтам , психиатрам . Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы , позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование . Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх. Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%). Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). В целом, девочки гораздо более трусихи, чем мальчики, однако едва ли это задано генетически: большей частью это следствие того, что девочкам бояться разрешают и в девочек в их страхах мамы вполне поддерживают.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?", "А вдруг меня никто не возьмет замуж?", в 7-летнем - наблюдается мнительность: "А мы не опоздаем?", "А мы поедем?", "А ты купишь?"

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. "Он дыхнет - и все", - так он объяснял свой страх. Под словом "все" он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся "всего на свете", был беспомощным и одновременно заявлял: "Я - как мужчина". Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери - это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать целую семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, "живущим за шкафом", - незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей.

Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности.

Неудивительно, что скоро он стал "вредным", в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал в свое время в знак протеста, защищаясь от жены "алкогольным небытием".

В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он - эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению.

При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: "Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел" (отражение, связанных со страхом смерти, страхов нападения и животных у девочки 6 лет), "Меня проглотил крокодил" (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется, связанный со страхом смерти, страх огня).

Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: "Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка, как назло, вынимает газеты и ничего не может сделать", - говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке.

Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: "Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: "Сколько будет 2+2?" Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4". Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти - своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем - родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.

По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оправдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться.

Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: "Лучше бы мне умереть", девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.

На одном из приемов мы наблюдали капризного и упрямого, по словам матери, мальчика 6 лет, который не оставался один, не переносил темноты и высоты, боялся нападения, того, что его украдут, что он потеряется в толпе. Медведя и волка он опасался даже на картинках и из-за этого не мог смотреть детские передачи. Полную информацию о его страхах мы получили из бесед и игр с самим мальчиком, так как для матери он был просто упрямым ребенком, не подчиняющимся ее приказаниям - спать, не хныкать и держать себя в руках.

Анализируя его страхи, мы хотели понять, чем они мотивированы. О страхе смерти специально не спрашивали, чтобы не привлекать к нему лишнего внимания, но данный страх мог быть безошибочно "вычислен" из комплекса связанных с ним страхов темноты, замкнутого пространства, высоты и животных.

В темноте, как и в толпе, можно исчезнуть, раствориться, пропасть; высота подразумевает опасность падения; волк может загрызть, а медведь - задавить. Следовательно, все эти страхи означали конкретную угрозу для жизни, необратимую потерю и исчезновение себя. Почему же мальчик так боялся исчезнуть?

Во-первых, из семьи год назад ушел отец, исчезнув, в представлении ребенка, навсегда, поскольку мать не разрешала встречаться с ним. Но нечто подобное было и раньше, когда тревожно-мнительная по характеру мать чрезмерно опекала сына и всячески стремилась не допускать на него влияния решительного отца. Тем не менее, после развода ребенок стал более неустойчивым в поведении и капризным, временами "без причин" повышенно возбудимым, боялся нападения и перестал оставаться один. Вскоре в полную силу "зазвучали" другие страхи.

Во-вторых, он уже "исчез" как мальчик, превратился в беззащитное и пугливое существо без пола. Его мать обладала, по ее же словам, мальчишескими чертами поведения в детстве, да и сейчас она считала свою принадлежность к женскому полу досадным недоразумением. Как и большинство таких женщин, она страстно хотела иметь дочь, отвергая у сына мальчишеские черты характера и не принимая его как мальчика. Свое кредо она выразила раз и навсегда так: "Я вообще не люблю мальчиков!".

Вообще - это значит, что она не любит всех представителей мужского пола, так как считает себя "мужчиной", зарабатывая к тому же больше, чем бывший муж. Сразу после вступления в брак она как "эмансипированная" женщина развернула непримиримую борьбу за свое "женское достоинство", за право единолично распоряжаться в семье.

Но на подобную роль в семье претендовал и муж, поэтому между супругами началась борьба. Когда отец увидел бесперспективность своих попыток повлиять на сына, он ушел из семьи. Именно тогда, когда у мальчика развилась потребность в идентификации с мужской ролью. Роль отца стала играть мать, но поскольку она была тревожно-мнительной и воспитывала сына, как девочку, то результатом этого было только увеличение страхов у "феминизированного" мальчика.

Недаром он боялся, что его украдут. У него уже "украли" активность, самостоятельность и мальчишеское "я". Невротическое, болезненное состояние мальчика словно подсказывало матери, что ей нужно перестроить себя, но она упрямо не считала нужным это сделать, продолжая обвинять сына в упрямстве.

Через 10 лет она снова пришла к нам - с жалобами на отказ сына посещать школу. Это было следствием негибкости ее поведения и неумения сына общаться со сверстниками в школе.

В других случаях мы сталкиваемся с боязнью ребенка опоздать - в гости, в детский сад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: "А мы не опоздаем?", "А мы успеем?", "А ты придешь?".

Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок "эмоционально перегорает" до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу - "все или ничего". Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего.

Навязчивый страх опоздать - это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные "нарушения". Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки и пр.

Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, скованность и "уверенность наоборот" - навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Причем угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета.

Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее, лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в "оздоровительный" санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности и нивелирующей собственный опыт неудач и достижений.

Маленькие ножки бегут по коридору и шустро запрыгивают в вашу постель с криками «Маааам, у меня под кроватью чудовище!». Знакомо?

Испытывать страх для любого здорового и нормально - это вполне естественная реакция познания окружающего мира.

Самый бесстрашный возраст у мальчиков - 4 года, а у девочек - 3 года. Больше страхов появляется у детей из неполных семей, особенно у мальчиков, живущих только с мамами

В 7-8 лет смягчаются прежние страхи, но появляются новые. Младшеклассник начинает бояться неодобрительной реакции со стороны родителей, переживать, что не сможет соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. Так и появляются школьные страхи, например, получить плохую оценку или опоздать в школу и «нарваться» на замечание в дневнике. После 8 лет дети всё больше боятся потерять своих родителей, боятся смерти.

Часто своим чрезмерным беспокойством мы просто «заражаем» ребенка страхом, к примеру, удариться или заболеть. Правда, бывает и наоборот: недостаточная эмоциональность родителей и их излишняя строгость зарождает в ребенке большое количество страхов.

Чтобы вовремя заметить проблему, связанную с родительскими отношениями, расспросите ребенка о его снах . Если персонажи мужского типа, например, Кощей, то, скорее всего, существуют проблемы с отцом. Если же снятся женские персонажи мультиков или сказок, то это является отблеском конфликта с мамой.

Валентина Киндрицкая, психолог: «Опасными являются ситуации, когда родитель того же пола, что и ребенок, довольно суров к нему, а противоположного - мягок. Например, строгий отец и мягкая мама для мальчика и, наоборот, строгая мать и отец, любящий баловать, для девочки. Как правило, ребенок идентифицирует себя с родителем его пола. Сыну очень важна поддержка и одобрение отца, дочери - мамы. Если такой механизм одобрения и поддержки нарушается, снижается самооценка ребенка, появляется чувство неудачливости. И такая ситуация является плодородной почвой для возникновения разных страхов».

Нормальный срок существования страхов - 3-4 недели . Если в течение этого срока его интенсивность лишь возрастает, то речь идет о навязчивом страхе. Но не переживайте: до 9-10 лет от тревожности в детском характере еще можно избавиться. Действовать нужно мягко и плавно.

Как избавить ребенка от страхов

Одним из лучших способов избавиться от страхов - это . Многие психотерапевты используют именно эту практику в лечении своих маленьких пациентов. Дети расслабляются, делают то, что им интересно. Попросите нарисовать свои страхи . Главное - не говорить, как все должно быть на этом рисунке, не подсказывайте цвет, величину и не пытайтесь сделать рисунок красивым - его психологическая составляющая намного важнее внешнего лоска.

Побороть страх можно и в форме игры . Пусть ребенок выберет несколько игрушек и смоделирует ситуацию, которая его пугает. Важны здесь и сами герои, и то, что с ними делает малыш.

Маргарита Фесеева, арт-терапевт: «В моей практике был случай, когда я предложила ребенку поиграть с фигурками, чтобы выяснить, чего он боится. Он взял фигурку, назвав её Пирожок, добавил к ней импровизируемого Бармалея и Вовочку. Мальчик проиграл ситуацию, когда Бармалей заставлял Пирожка много съесть перед тем, как выходить на улицу, а затем Вовочка во дворе забрасывал его песком и обзывался. Поговорив с мамой, я выяснила, что с ними живет бабушка, которая постоянно перекармливает ребенка, с чем никто не может справиться, а со двора мальчик почти всегда возвращается грязный и расстроенный. Мама поговорила с мамой «Вовочки», объяснила ситуацию бабушке - и проблема практически разрешилась».

Если ребенок , укладывайте его спать в одно и то же время каждый день, обнимайте перед сном, дайте ему почувствовать безопасность. Купите ему пижамку с любимыми персонажами мультиков, супергероями, которые будут защищать его всю ночь, оставляйте включенным ночник.

Частый страх у младших школьников - боязнь . Чтобы побороть страх всегда перед уходом говорите ребенку, куда Вы идете и когда вернетесь, предоставьте ему возможность интересной игры на время отсутствия. Ограничьте просмотр телевизора , в частности, пугающих выпусков новостей о катастрофах, трагедиях и насилии или мультфильмов/фильмов с жестоким поведением героев.

Какой бы способ борьбы с боязнью вы ни выбрали, не оставляйте ребенка наедине со своими страхами и фобиями, не оставляйте без внимания его жалобы и не смейтесь над его мелкими проблемами (для него они ой как велики!).

Помните, что ребенку всегда нужна Ваша помощь и поддержка, даже если он о них и не просит. Все взрослые проблемы - родом из детства, так сделайте так, чтобы у Вашего ребенка этих проблем не было!