Что ты отдал то твое. Что ты спрятал, то пропало

«Что ты спрятал, то пропало.
Что ты отдал, то - твое!» Шота Руставели

Наверняка, каждому из вас доводилось встречать в разных областях жизни людей, которые делятся радостью, светом и улыбкой не только когда им легко и хорошо, но и даже тогда, когда над ними вдруг «сгущаются тучи» и им нелегко… И делают они это просто – они берут и помогают тому, кому очень нужна помощь. И, знаете, это - самый лучший способ не впасть в уныние и оставаться оптимистом. Попробуйте! Иначе говоря, быть «маяком» в любую погоду, отдавать тепло и свет своей души нуждающемуся, это и романтично, и здорово, и круто для всех.

Ваш свет непременно вернется, и обязательно порадует! К примеру, так, как ежедневно радует инструкторов «Криминона-Новосибирск»:

«Здравствуйте, очаровательная Анастасия!
Каждое Ваше послание привносит в мои серые будни красочные впечатления и доставляет радостные мгновения, поэтому переписка с вашей организацией стала для меня отдушиной, через которую я черпаю положительные эмоции. Ваше бескорыстное и доброе отношение, искреннее желание помочь людям отвергнутым, или по каким-то причинам с поломанными судьбами, заставляет их почувствовать силы в себе для дальнейшей борьбы под солнцем, за светлое будущее. нужным и полезным, а главное - пробуждает надежду, что ты сам можешь сделать свою жизнь и жизни близких лучше, счастливее. (тут чего-то не хватает, выброшен кусок будто.) Спасибо огромное Вам, за то, что вы есть, и находите силы, время, и возможности, невзирая на возможные свои трудности, тратить на нас свою энергию.

Даже не знаю, каков будет результат и поможет ли, я так думаю, что из 1000 зёрен, около 100 взойдёт, а это тоже результат, а сколько людей сможет жить лучше и помогать другим? Ведь даже вода, являясь мягкой и текучей, находит в гранитной скале слабые места и точит гору, разрушает её.

С момента, когда я начала проходить «Дорогу к счастью», у меня начала меняться жизнь, я нашла новых друзей, которые искренне радуются со мной и переживают. Мне помогли с работой, которая меня тоже устраивает, я стала более сдержанной, перестала жить так, когда сначала сказала, а уж потом подумала. Сейчас, перед тем, как что-то сказать, я думаю, и не один раз. Тут у меня была проблема, я не в силах была заплатить 80 тыс. руб. за институт. Внезапно мне позвонил мой старый знакомый, который примерно 6 мес. назад последний раз мне звонил. Я рассказала ему обо всём, и о радостях, и о горе. На что он ответил, что б я не переживала, и что за институт он оплатит мне за весь год. Я вообще была в шоке…. Что это за знаки такие? Почему после точки идет с маленькой буквы? Зачем идет точка после многоточия? и сначала не поверила, но он выслал чек за оплаченную учёбу. Раньше я проходила мимо людей, и замечала только их серую массу, а сейчас я смотрю на людей по-другому. Оказывается, они все такие разные, яркие и индивидуальные. С.Р.»

Светите сами! Окружайте себя людьми-маяками и теми, кто будет тянуть вас вверх, и, конечно же, берегите их!

Программа «Криминон» направлена на реабилитацию лиц с криминальным прошлым. Программа основана на открытиях известного гуманиста XX века Л. Рона Хаббарда. В программу входит также изучение знаменитой книги «Дорога к счастью». Книга содержит в себе моральный кодекс, состоящий из 21 принципа, направленного, на улучшение качества жизни человека и его окружения, например, уважайте родителей и помогайте им, будьте достойны доверия, стремитесь жить правдиво, возвращайте свои долги и так далее.

Важной частью данного раздела является применение теории на практике, именно благодаря этому, заключенные достигают хороших результатов. Заочно любой может изучить эту книгу, выполняя задание, а опытные инструктора проконсультируют в отношении применения изученного.

«В действительности общество держится на людях доброй воли. Однако они могут подвергаться гонениям, так что необходимо принять решительные меры, чтобы им не был причинён вред. Ведь и ваше собственное выживание, и выживание вашей семьи и друзей зависят от них».
Л. Рон Хаббард «Дорога к счастью»

И немного напомнила то, что происходит в моей жизни.

Дано: два студента, с примерно одинаковой нагрузкой по учёбе и примерно одинаковой работой. Зарабатываем мы с тобой ежемесячно примерно одинаково, я обычно чуть побольше (потому что больше упахиваюсь). С тех пор, как тебе перестали финансово помогать родители, ты заявил, что раз мы оба работаем, то и траты пополам. Но давай посмотрим на ситуацию чуть шире.

У тебя большая семья (я бы даже сказала - зажиточная), все зарабатывают очень прилично. От их денег ты отказался добровольно, возжелав обеспечивать себя сам. Я тебя в этом не виню и считаю, что было как раз самое время этому произойти. Но, случись в твоей жизни трудности, у тебя всегда будет надёжный тыл, тебе всегда помогут и готовы будут присылать ежемесячно даже бо́льшие суммы. У меня из семьи только мама, все остальные родственники живут очень далеко и связь с ними утеряна по независящим от меня причинам, либо их уже нет в живых. Я, кроме того, регулярно помогаю маме, потому что не хочу, чтобы она жила так же бедно, как и несколько лет назад.

Ты не видишь этих различий. В конце месяца ты подсчитываешь свои траты и требуешь вернуть половину, забыв при этом, что я тоже тратилась на нас. Ты ешь ощутимо больше меня и более дорогие продукты. Когда я приношу из магазина более бюджетные варианты, ты демонстративно воротишь нос, даже если это безобидная гречка. Когда я дарю тебе что-то дешевле пары тысяч, ты поднимаешь вой, что я экономлю на тебе. Когда я тебе дарю что-то дорогое, ты делаешь вид, что так и надо. Про твои подарки я умолчу, ведь если ты даришь что-то дорогое, то припоминаешь мне об этом ещё несколько месяцев.

В конце месяца у меня остаётся небольшая часть зарплаты, которую я откладываю на счёт и более не трогаю. Ты крайне возмущён этим обстоятельством, ведь я могла вложить эти деньги в нас, в отношения (читай: купить тебе очередные вкусняшки, ведь из всех вкусностей я успеваю съесть совсем немного, остальное быстро сметаешь ты), а вместо этого откладываю, чтобы потом потратить на себя!

Знаешь, что, дорогой? Ты можешь позволить себе промотать хоть всю зарплату и даже больше - родители продолжают присылать тебе деньги, хотя ты их и правда не берёшь и тратишь только своё. Мне же такая роскошь недоступна. Что прикажешь делать, если я потеряю работу и долго не смогу найти новую? А если я, не дай бог, сильно заболею? Я сомневаюсь, что ты станешь со мной носиться и оплатишь операцию.

Я никогда не была жадной к тебе. Я тоже трачусь, пусть и меньше, чем ты. Я всегда давала тебе в долг, когда ты сидел без работы, а семье было стыдно сказать, что ты всё промотал (и, кстати, не потребовала свои деньги назад и в итоге так и не получила их обратно). Я вкладываюсь по мере своих сил и возможностей. И надеюсь, что когда-нибудь достучусь до тебя.

«Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры…», - Дмитрий Сергеевич Лихачев. Ни для кого не секрет, что атмосфера подмосковных дач с их размеренностью и поэтичностью постепенно уходит в прошлое. Уютные деревянные домики c пестрыми палисадниками, утопающие в кронах ароматных сосен, все чаще обзаводятся шумными соседями в виде громоздких многоэтажек. К сожалению, сохранившиеся «островки» литературного, художественного и театрального мира сохранились, разве что, только в Переделкино и Малаховке. У-же в ближайшем будущем в уютно-дачной Малаховке может быть совершено настоящее преступление. Местным школьникам, учащимся знаменитой школы «Сказка», где, по некоторым сведениям, преподавал сам Марк Шагал, решили весьма своеобразно привить любовь к истории своего родного края. Местные власти вознамерились снести здание школы «Сказка», построенное в начале двадцатого века: деревянное, с тончайшей резьбой и очень красивое. Естественно, все эти действия совершаются будто бы под благовидным предлогом: «Сказка» находится не в самом лучшем техническом состоянии и нуждается в реставрации. Увы, средства на реставрацию «Сказки» выделять не планируют – дескать, денег нет. Однако, деньги на строительство нового здания школы и снос достопримечательности у местных властей все же нашлись. Ситуация в Малаховке вообще поражает каким-то особым цинизмом. В недавнем интервью телеканалу «Культура» начальник Управления образованием администрации городского округа Люберцы Виктория Бунтина заявила следующее: «Судя по состоянию всего этого здания, конечно, это не объект культурного наследия. Должна быть серьезная привязка, должна быть серьезная связь с историей. Если эксперты будут рассматривать этот вопрос и посчитают, какое-то мнение свое выскажут, мы учтем это в работе. Но на сегодняшний день исторической ценности здесь практически нет никакой». Сообщается, что к сносу здания планируют приступить уже 20-22 марта. Однако, ряд градозащитников считают, что зная о назревающем общественном резонансе, «Сказку» могут начать уничтожать еще раньше. К сожалению, это может произойти в любой момент. А потом учащихся этой же школы будут собирать на линейки и мероприятия, посвященные любви к Родине. Но о какой любви может идти речь, когда дети с юных лет будут знать, что легче разрушить, чем отреставрировать? Какой пример местные власти подают тем, кто еще только формируется как личность? Чего достойны эти дети: учебы в старинном тереме или в бетонной коробке? Если вы тоже считаете, что снос школы «Сказка» в Малаховке – это преступление против нашего наследия и настоящая мерзость перед подрастающими поколениями, то помогите сделать все для того, чтобы катастрофа не случилась. Активисты охранных организаций уже занимаются юридической стороной этого вопроса. Подпишите пожалуйста петицию, которая может показать, сколько людей готовы поддержать проект защиты Малаховки. И, конечно же, я прошу вас о максимальном репосте этой записи. Об этом должны знать как можно больше небезразличных людей! Кстати: местные краеведы подготовили несколько проектов приспособления «Сказки»: все они связаны исключительно с культурной и образовательной деятельностью. А что вы думаете о ситуации в Малаховке?

Был в Арабии певучей царь от бога, царь могучий, Рати сильного - как тучи, вознесенный Ростэван. Многим витязям бессменный знак и образ несравненный, Птицезоркий, в зыби пенной все увидит сквозь туман. Был красивым он и в слове. Дочь имел, дитя любови: Солнце - очи, ночи - брови, вся - звезда среди светил. Петь о деве пышнокудрой может разве только мудрый, Облик девы чернокудрой многих вмиг поработил. Кто на это солнце глянет, вдруг ее рабом он станет, Сердце, душу, ум заманит та, чье имя Тинатин. Да навек пребудет славным, средь столетий полноправным, Это имя, солнцеравным, будет имя - властелин. Царь, когда красы царевны в возраст влились полнопевный, Созвал знатных и, безгневный, посадил вокруг себя. Молвил: "Вот предмет совета. Роза знает время цвета. Отцвела, - нет больше лета, - сохнет, венчик свой дробя. Солнце всходит и садится. Село, смотрим, тьма дымится. Ночь безлунная клубится. День исчерпан мой сполна. Потускнела позолота. Старость - груз. Нет горше гнета. Вот умру - одна забота. И дорога всем - одна. Где же свет, что тьму просветит? Пусть ваш разум мне ответит. Пусть венец чело отметит светлой дочери моей". Все ответили, вздыхая: "Речь твоя зачем такая? Роза, даже отцветая, всех душистей и светлей. И ущербный месяц ясен. Луч звезды вполне прекрасен, - Спор звезды с луной напрасен. Так, о, царь, не говори. От тебя и злое слово - всем нам крепкая основа. Лик же солнца золотого, дочь твоя, светлей зари. Дай ей царство, дай царенье. Быть женой ей назначенье. Но от бога смысл правленья ей указан с вышины. Отлучался ты когда-то, - и сияла без заката. Уж когда в пещере львята, - львица, лев вполне равны". Автандил вождя был сыном. Он в изяществе едином Кипарисом по долинам между стройными блистал. Как хрусталь был знаменитый, звездной шествовал орбитой, С Тинатин мечтою слитый, без нее он увядал. Как цветок среди тумана, страсть была в нем скрытой раной. Роза страсти, вновь румяна стала, чуть предстал пред ней. О, любовь есть истязанье. Тот, кто любит, весь - терзанье. Все ж он жаждет приказанья углем стать среди огней. В час как деве безгреховной царь велел, беспрекословный, Власти дар приять верховный, веселился Автандил: "Тинатин - как блеск запястья. Ей пристойно полновластье. Видеть солнце, - это счастье, лик ее - источник сил". Царь, как мрак дробя алмазом, повелел своим приказом: "Да пребудет царским глазом, царской волей Тинатин. Приходите все арабы. В похвалах не будьте слабы. Здесь - сверканье, и когда бы ночь была, она - рубин". Все арабы приходили. Знатных блеск умножен в силе. Видит крепость в Автандиле многотысячность бойцов. Весь порядок воинств явлен. И когда был трон поставлен, Всем народом он прославлен: "Свет его превыше слов". Тинатин, лицом сияя, воле царской послушая, Вся горела, золотая, и венец он возложил, Скипетр дал он чернобровой, дал ей царские покровы, И она звездою новой воссияла средь светил. Царь ушел, воздав почтенье. Вознеслись благословенья. Были молвлены хваленья. Звон кимвалов с звуком труб. Новый царь с лицом царицы был как в тучке лик денницы - Цвета ворона - ресницы, пурпур зорь - изгибы губ. Мнится ей, что недостойна трон отца занять, и стройно Стан склоняет, беспокойно слезы льет, как дождь в саду. И отец, увещевая, молвит: "Чадо - жизнь двойная. Мне равна ты, дочь родная. Я в огне, и я в бреду. Ты не плачь, как цвет в долине. Царь Арабии ты ныне. Горный замок на вершине. Будь же зоркой и цари. День ко всем выходит алым. Так и ты будь доброй к малым. Кто наклонится к усталым, тот умножит алтари. Будь открытой милосердью. Будь как бы щедротной твердью. Знай, что доброму усердью подчиняются сердца. Свяжет вольных - свет во взоре. Будь такою же, как море, - Реки скрыв в своем просторе, влагу жертвуй без конца. Расточая вдвое, втрое, расцветешь ты как алоэ, Это древо вековое, чье в Эдеме бытие. Щедрость - власть, как власть закала. Где измена? Прочь бежала. Что ты спрячешь, то пропало. Что ты отдал, то твое". Дева слушает с вниманьем те слова, что дышут знаньем, Всем отцовским увещаньям у нее привет один. Царь и пьет, и веселится. Нет причин ему затмиться. Солнцу хочется сравниться в блеске с светлой Тинатин. За своим дворецким старым шлет, чтоб шел он с пышным даром, Чтоб в даяньи щедро - яром истребил сполна казну. "Все неси. Всего мне мало". И без меры раздавала. Не гадала, не считала. "Никого не обману". Все дары, что знала с детства, собирала с малолетства, Все блестящее наследство в день единый раздала. Ей отцовская наука - достоверная порука. Как стрела летит из лука, так поспешною была. "Всех мулов, ослов ведите". Повелела пышной свите: "Дорогих коней явите". Топот, ржанье, кони тут. Блещет шелк. Толпой солдаты, царской милостью богаты, Веселятся, как пираты, как разбойники берут. Точно турок в горных срывах бьют, - и нет числа счастливых. Рой арабских пышногривых легконогих мчат коней. Разметалась, отдавая, словно буря снеговая: - Стар ли, дева ли младая, были все богаты в ней. День прошел. Был пир веселый. Пили, ели, точно пчелы. На цветах. Один, тяжелой думой царь был омрачен. С наклоненной головою он сидел перед толпою. Шепот шумной шел волною: "Отчего печален он?" Крася ликом пир медовый, властный в бой вести суровый, И как лев скакнуть готовый, солнцеликий Автандил Был с Согратом знатным рядом, и его проворным взглядом "Почему так чужд отрадам царь?" он быстро вопросил. "Верно, мысль пришла какая, неприветная и злая", - Отвечал Сограт, вздыхая: "Горя - нет, и весел - час". Автандил сказал: "Так спросим. Слово шуточное бросим. Мы без пользы тяжесть носим. Почему стыдит он нас?" Автандил с Согратом встали, кубки полные им дали, И веселые упали на колени пред царем. Говорит Сограт шутливый: "Царь, ты точно день дождливый, Нет улыбки, нет красивой на немом лице твоем". И добавил он лукаво: "Впрочем, сердце в скорби право: Дочь твоя - она забава, все богатства роздала. Не давай ей пышной части, и, лишивши царской власти, Упасешься от напасти и уволишься от зла". Усмехнулся царь. Такого ожидать не мог он слова. На советчика скупого все же глянул он светло. "Я ценю твое раченье. И достоин ты хваленья. Но скупое попеченье никогда ко мне не шло. Нет, не в том моя забота. Старость близится, дремота. И остаться не охота без достойного бойца. Дней увяло все цветенье, и не передал уменья Быть бойцом без посрамленья никому я до конца. Это правда, дочь имею, холил дочь, обласкан ею. Все ж я сына не лелею. Не дал бог. И нет уж сил. Кто здесь луком отличится? Или в мяч со мной сразится? Автандил едва сравнится, ибо я его учил". Гордый, юный, весь - стремленье, слушал эти восхваленья. И с улыбкою смиренья затаил он торжество. Как улыбка та пристала к лику юного, где ало Рот горел, - как снег блистала белизна зубов его. Царь спросил: "Чего смеешься? И чего ты робко жмешься? Ну, зачем не отзовешься? Или я тебе смешон?" Юный молвил: "Разрешенье дай сказать мне, в оскорбленье Не вменяя дерзновенье. Да не буду осужден". Царь ответил: "Молви слово. Не приму его сурово. Скрепа клятвы - святость крова, имя светлой Тинатин". Автандил сказал: "Так смело молвлю: хвастаться не дело, Но моя б стрела поспела в цель верней, о, властелин. Под твоими я ногами прах. Но, меряясь стрелами, Буду первый, - пред полками эту клятву я даю. Кто со мной в стрельбе сравнится? Ты сказал. Тут что ж судиться. Может этот спор решиться лишь с мячом, с стрелой, в бою". Царь сказал: "Не будем вздорить, на словах не стану спорить. Дайте лук. Чье имя вторить будут после, так решим. Пред свидетелями в поле будем мы на вольной воле, Там о нашей молвят доле: кто ловчей, победа с ним". Автандил повиновался. И на том их спор прервался. Каждый весел был, смеялся. Чуждым был им взгляд косой. Был заклад меж них скрепленный: тот, кто будет побежденный, С головою обнаженной, три он дня ходи такой. И двенадцать слуг примерных царь призвал для этих верных Состязаний беспримерных, чтоб давали стрелы им. "Пусть двенадцать их за мною за любой следят стрелою. Шермадин один с тобою, хоть один, он несравним". Ловчим молвил: "По равнинам, как гроза стадам звериным, Соберитесь, и единым обоймите их кольцом. Пусть помогут вам солдаты". Пир окончен, пир богатый. Были вина, ароматы, и веселье за столом. Автандил, чуть солнце встало, был одет уж в цвет коралла, Лик рубина и кристалла в золотом горел огне. Под покровом златовейным, весь он был цветком лилейным. Так явился чудодейным он на белом скакуне. Царь разубран знаменито. Весь народ кругом как свита. Поле воинством покрыто. Всяк охоту видеть рад. Многоокая облава. Смех, и шутки, и забава. На кого-то глянет слава? Будут биться об заклад. Царь велит готовить стрелы, чтоб во все послать пределы. Счет велит им делать смелый, всех ударов верный счет. И рабов двенадцать верных ждет тех выстрелов примерных. Будут стрелы в козах, в сернах. Отовсюду дичь идет. Без числа стада, как тени. Быстроногие олени. Скачут козы в белой пене. Мчатся дикие ослы. Чудо видеть - и какое! Бег напрасен, - бьют их двое. Тетиве не спать в покое, многократен свист стрелы. Топчут конские подковы пыль. Покров встает суровый. Солнце скрыл. А в жертве новой, просвистав, дрожит стрела. Кровь течет по шерсти белой. Новый свист, несутся стрелы, Дрогнет зверь и, онемелый, рухнет, - сразу жизнь ушла. Если ж кто стрелой лишь ранен, прочь бежит, но бег обманен, Нет исхода, неустанен этот ток разящих стрел. И не зеленью, не новью, все поля покрылись кровью, Бог, исполненный любовью, в небе гневом возгорел. Кто смотрел на Автандила, как рука его стремила Ход стрелы, как верно била, как к нему кругом все шло, Видя зрелище такое, сердце словом тешил вдвое: "Он прекрасен, как алоэ, что в Эдеме возросло". Минул день, зверям печальный. Смерян бег равнины дальной. На краю поток хрустальный об утес волну дробил. В темной чаще звери скрылись. Кони там бы не пробились. Отдыхали, веселились Ростэван и Автандил. Нет предела их утехам. И один сказал со смехом: "Метче я!". Другой же эхом: "Метче я!" - сказал в ответ. И зовут двенадцать верных. "Чьих же больше стрел примерных? Счет чтоб был из достоверных. Правда - сплошь, а лести - нет". Отвечают: "Затемненья правде нет, и, без смягченья, Ты не выдержишь сравненья, царь, тебе враждебен счет. Хоть убей нас, нет нам дела, но тебе мы скажем смело: Где его стрела летела, зверь ни шагу там вперед. Всех две тысячи убили. Двадцать лишку в Автандиле Смерть нашли. В той меткой силе промах луку незнаком. Как наметит, так уж строго - зверю кончена дорога. А твоих собрали много стрел, рассыпанных кругом". Царь смеется, смех кристален. Злою мыслью не ужален, Он ничуть не опечален. "Что ж, победа не моя". За приемного он сына рад, в том счастье, не кручина. Любит сердце - что едино, любит роза соловья. Миг вкушая настоящий, вот сидят они у чащи. Как колосьев строй шуршащий, смотрит воинов толпа. Возле них двенадцать смелых, ни пред чем не оробелых. Видно, как в лесных пределах вьется водная тропа.

Об авторе. Протоиерей Игорь Анатольевич Макаров родился в 1967 году в городе Потсдам, Германия, в семье военнослужащего. Окончил Благовещенское высшее военное командное училище. С 1991 до 1995 года работал заместителем редактора Православной газеты «Благовест». В 1996 году рукоположен в сан священника. Настоятель храма в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской поселка Прибрежный г. Самары.

Письмо тридцать первое.

Здравствуйте, мои дорогие!

Бывают такие моменты, когда совсем не хочется говорить. Сядешь писать очередное письмо, а писать-то и не о чем. Одни общие фразы в пустой голове: «Всё хорошо... Всё по-старому…» Одним словом - отстаньте… Каково это - быть ко всему равнодушным? Противно… Многие здесь, соглашаясь со мной, качнут головой. Знакомое чувство. Очень противно!.. Как порою не хочется ни делиться, ни разделять…

Я помню, как дочка учила меня этой нехитрой премудрости - делиться с другими. Она выходила во двор с кучей игрушек, забиралась в песочницу и тут же начинала всё раздавать. Я наблюдал, как ей это было приятно, и старался не вмешиваться. А настоящую радость она получала тогда, когда кто-то давал ей взамен или, может быть, в знак благодарности какую-нибудь свою простенькую игрушку. Ее щечки тут же вспыхивали от восторга. Цель достигнута, получилось! Ради этого «выгодного обмена» мы и тащили из дома всё, что могли унести. Тогда я часто ворчал на нее, а теперь понимаю. Всё, что есть у меня, имеет одну только ценность - это может быть отдано! Вот бы раньше это понять!

Отдавать - это очень приятно! Получать - это радостно! А главное - это работает… Если хочешь - отдай. Ждешь кого-то - выйди навстречу. Ну а если ищешь любви - так люби!.. Казалось бы, как это просто. Почему же не у всех получается? Почему так много людей теряют надежду?.. Есть одна очень важная тонкость - отдавать надо всё! Ничего своего, утаенного - это принцип!

Моя матушка будет ворчать, но я все-таки расскажу. Случилось это на танцплощадке. Увидел её - и не смог оторвать взгляда… Но кто мог подумать, что того молодого, слегка щеголеватого лейтенантика через несколько лет уже никто не узнает... «А можно ли будет носить мне сережки?» - скромно спрашивала меня бедная матушка в то время, когда встал вопрос о моем священстве. Я же думал тогда о другом: «Смогу ли я хоть когда-нибудь иметь густую, нормальную бороду?» Мне казалось, что для священника это так важно, а моя тогдашняя борода была совсем не солидной… Когда в нашей жизни происходит что-то значительное, мы немножко глупеем. Сколько раз я замечал это потерянное выражение лиц у людей после Таинств (Крещения, или Венчания, или Священства). А какие наивные лица у монахов только-только постриженных… Бог смягчает удар. Притупляет боль отсечения. И дает возможность войти в новую жизнь постепенно…

Мы всегда говорим о кресте как о чем-то исключительно личном. Но есть крест эпохи, страны... есть крест общины, семьи… Есть кресты, нести которые следует вместе… Кто нас с матушкой этому научил? Кто помог почувствовать тяжесть другого?.. Так и пошло у нас - всё как-то вместе да вместе…

Однажды один знакомый священник, увидев меня случайно на улице, удивленно спросил: «Что с тобой, отче?» Я себя внимательно осмотрел и на вопрос ответил вопросом: «Не понял?» - «Тебя не узнать, когда ты без матушки», - заметил собрат, улыбнувшись.

Две реки, сойдясь в одном русле, становятся новой рекой. И пшеничные зерна, измельчившись в муку, становятся хлебом. И росинки, испарившись на солнце, превращаются в небо…

Господь сотворил с нами чудо! И чудом этим следует жить! Не прятаться, не стесняться, не умалять. Жить и делиться…

Наш маленький старенький дом, наша «банька». Нам было в нем хорошо. Слушать вьюгу и греться у печки. А помнишь, как угли в нашей печке становились золой, прахом, облаком пыли?.. Но тепло оставалось… И когда нас не станет, что-то останется… Я в это верю.

Самое грандиозное в этом мире открытие - это любовь! Но любить самых близких и наслаждаться взаимностью - это только начало... Когда «чужие» люди начинают тобой дорожить, это смущает. Мало ли кого они там полюбили, какой-то там выдуманный ими же образ... Но потом начинаешь потихонечку понимать, что это касается лично тебя. И рождается отклик… Цепная реакция... А в итоге - столько энергии, столько искренности, столько тепла. И держать в себе это уже не получится… Так что причина совсем не во мне, мои дорогие, а в вас. Это вы меня спровоцировали на всю эту искренность.

Но эта «слабинка» простительна. У многих когда-нибудь это случается. А вот то, что нас ожидает впоследствии, - опасность смертельная... От личной любви - до любви безграничной!..

Самая страшная «провокация» на земле - это Голгофа. Проигнорировать ее невозможно. Можно выколоть себе уши, вырвать глаза или сразу же вырезать себе сердце. Но это, как вы понимаете, только слова. А на деле - Христа не любить невозможно! Невозможно не принять Его крестную Жертву, лично мне принесенную!.. Можно струсить, себя пожалеть, можно даже сделать попытку предать, но это всё безполезно… Придется ответить. Либо смело любить, либо смертельно Его (и себя) ненавидеть! Выбор, как видите, есть… Но почему так много людей выбирают второе? Почему единственным выходом видится смерть? Не успение, а именно смерть! «Мне не хочется жить!» - правда тех, кто любил, но любовь свою предал.

Может, хватит уже этих писем? Все они об одном... А мне их всё мало и мало… И всегда почему-то не хватает странички… О высоком говорить надо проще. Честней, откровенней… Но молчать не получится… Не стесняться любви! Отдавать…

Простите меня. Помолитесь.

Протоиерей Игорь.
Фото Екатерины Жевак.