День согласия и примирения классный час. VII

Дата публикации: 06.12.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

70- летию победы в Великой Отечественной войне посвящается творческий вечер «ПАМЯТИ НАБАТ».

Цель: воспитывать чувство патриотизма, любви к Отечеству, памяти к прошлому своего народа.

Область применения: творческий вечер, посвященный победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Формы и методы реализации: на предварительном этапе работы учащиеся готовят выразительное чтение стихотворений, репетиция военного спектакля, делается запись музыкальных военных композиций.

Оформление: фотографии военных лет, рисунки школьников.

Результат: мероприятие должно вызвать у учащихся чувство сострадания к чужой боли, научить восхищаться и гордиться героизмом поколения дедов и отцов.

Ход мероприятия.

Занавес закрыт. На сцене 3 мальчика в военной форме. Звучит грозная музыка.

Юноша 1. Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Почему сыновья не вернулись домой?

Сколько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнавали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда - их еда и землянка- их кров,

А мечта - до победы дожить.

Я смотрю старый фильм и мечтается мне-

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Юноша 2. Тем, кто шел в бой и выстоял….

Тем, кто согревался дыханием в студеную зиму…

Тем, кто на переправах шел, словно камень, ко дну….

Тем, кто свою грудь подставлял под пули, защищая друзей….

Юноша 3. Тем, кто направлял свой горящий самолет на врагов…

Тем, кто сердце отдавал за Родину…

Тем, кто под машины ложился вместо поддонных мостов…

Тем, кто жизнь не пожалел…

Горохов Ю. Всем, кто ушел в бессмертный бой и победил, посвящается наш вечер ПАМЯТИ.

Звучит военная песня «Вставай, страна огромная». Выходят 3 девушки в военной форме.

Девушка 1. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулось страшное горе, большая беда, имя которой - ВОЙНА.

Девушка 2. Цветок, в росинках весь, к цветку приник

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезли в танк, закрыли люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких- то пять минут осталось.

Девушка 3. Мы должны помнить о страшной цене, которую заплатили за победу миллионы воинов.

Но сколько людей трудилось в тылу, чтоб приблизить долгожданную победу…

Женщины шли, на плечах лопаты-

Окопы рыть под Москвой.

Страна смотрела на людей с плаката-

Седая, с непокрытой головой.

Звучит военная песня «Алеша» Э.Колмановского. После окончания песни на сцене 3 мальчика.

Юноша 1. Но сражались в эту страшную войну не только мужчины и женщины. Страшно, когда дети становятся солдатами. Мы знаем множество историй о мальчишках, ставших сыновьями полков. Много ребят сложили свои юные головы на поле брани.

Юноша 2. Поверьте, это совсем не просто-

Жить так, чтоб гордилась тобою страна,

Когда тебе вовсе еще не по росту

Шинель, оружие и война.

Юноша 3. В ночь на 1 мая 1945 года Красное знамя Победы было над Рейхстагом и гордо развевалось над поверженным Берлином. То, чего так долго ждали, к чему непреклонно шли тяжелой солдатской дорогой войны, свершилось!

Звучит военная песня «День Победы». Выходят 3 девушки.

Девушка 1. Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу, и многим народам Европы. Мы утвердили мир на Земле… Но какой дорогой ценой! Сколько героев не дожило до светлого праздника Победы! Они не забыты, они всегда в наших сердцах - люди одной героической судьбы.

Девушка 2. Пришло мирное время, но шрамы войны остались в каждом городе, в каждом селе. Созданы мемориальные комплексы, места боёв отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших героев. Они пали, их нет, но они живут в нас. И их мысли и чувства должны обрести голос.

Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

Девушка 3. Помните! Через века, через года, помните!
О тех, кто уже не придёт никогда - помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны, вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся- помните!

Какою ценой завоевано счастье - пожалуйста, помните!

Девушки уходят, занавес открывается. На стене написано ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ВОЙНЫ. Звучит песня в исполнении В. Толкуновой «Если б не было войны».

На сцену через зал идет ученик, возмущается, что-то ворчит себе под нос. Выйдя на сцену, кидает портфель. На сцену выходит бабушка.

Бабушка: Что случилось, внучек?

Внук: Да надоело все! На улице весна, гулять охота, а нам опять в школе сочинение задали. Да еще тема такая, убиться можно.

Бабушка: И что же за тема?

Внук: «Если б не было войны». Ну и что это за тема? Откуда я знаю, что бы было, если бы не было войны? Она была! Пусть наша учительница историю лучше изучает!

Бабушка: Я тебе помогу, не переживай. У меня был старший брат, он был гораздо старше меня. После войны мы с ним часто мечтали, как бы сложилась наша жизнь, если б не было войны. И он даже начал записывать наши мечты и воспоминания. Вот возьми его дневник, прочти, может, что-нибудь для себя найдешь.

Бабушка уходит со сцены.

Внук выходит на авансцену, открывает тетрадь, читает:

Внук: Меня зовут Дмитрий Самойленко, мне семнадцать лет, 21 июня 1941 года я закончил школу. Буду поступать в медицинский институт, хочу стать великим хирургом и спасать человеческие жизни. И моя мечта сбудется!

С другой стороны выходит ученик.

Ученик 1: Меня зовут Николай Дорохов. Мне 17 лет, 21 июня 1941 года я закончил школу. Потом я поступал в архитектурный институт. Стал известным архитектором и построил в центре Москвы самое красивое здание в мире!

Из центра выходит ученица.

Ученица 1: Меня зовут Аня Синицына, 21 июня 1941 года я закончила балетное училище. Скоро я стану знаменитой балериной, я буду выступать в Большом театре, мое имя будет известно во всем мире!

Внук: Эта история - обычная фантазия со счастливым концом, но увы, все было далеко не так, как нам бы хотелось.

Взрыв. Гаснет свет.

Звучит мелодия «Рио-рита», зажигается свет. На сцене танцуют молодые пары. Смех, разговоры.

1девушка: Ребята, как здорово! Школа позади, у нас целая счастливая жизнь!

1 юноша: Давайте сейчас загадаем желания, а когда мы встретимся с вами через 20 лет, расскажем друг другу, сбылись ли они.

2 девушка: Я стану учительницей младших классов.

2 юноша: Я стану известным хирургом.

3 девушка: Я стану актрисой, выйду замуж, и у меня будет трое детей.

3 юноша (шутливо): А я стану известным путешественником, женюсь на Ленке, и у НАС будет трое детей!

Девушка кричит на него, они, шутя, начинают гоняться друг за другом.

1 юноша: ребята, а вдруг война?

Все замирают, удивленно смотрят на него.

1 девушка: Не говори глупости, Юрка! Война! Откуда ей взяться?

2 юноша: Но даже если она начнется, мы быстренько победим врагов и пойдем осуществлять свои мечты!

Девушки (хором): Ребята, прекратите! Что вы заладили.

Звучит сообщение Левитана о начале войны. Мелодия «Вставай страна огромная!» Девушки пугаются, юноши пытаются их закрыть собой, все разбегаются в разные стороны.

Юноша вбегает на сцену.

Юноша: Мама, отец, вы где? Вой…

На полуслове обрывает, на сцену выходит отец, на ходу собирает мешок, за ним идет заплаканная мать.

Отец: Сын, я ухожу на фронт. Ты береги мать.

Мать: Он тоже скоро уйдет. Ему через полгода 18 лет исполниться.

Сын: Отец, я провожу тебя?

Отец с сыном уходят, мать идет за ними, но останавливается на краю сцены.

На сцену выбегают девушка и юноша, они о чем-то спорят.

Он: А я говорю, это ты должна остаться с матерью, ты девушка!

Она: Ну и что, я курсы медсестер закончила, а тебе еще только семнадцать. Так что ты остаешься.

На сцену выходит мать, дети ее не замечают, продолжают спорить.

Он: Я паспорт подделал, так что мне восемнадцать! И вот повестка из военкомата.

Она: Ну и как мы ей скажем, что и я и ты уходим? Она этого не переживет.

Мать: Переживу. Идите, мои хорошие, раз так надо.

Прощается с детьми, ребята уходят, а мать выходит на край сцены. Две матери стоят на разных концах сцены и смотрят вдаль.

1 мать: До свидания, мальчики!

2 мать: Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

На сцену выходит ученик.

Ученик: Мой дедушка Фельдшеров Иван Федотыч служил в Бресте, осенью он должен был вернуться в родное село. Дома его ждала любимая девушка… Он погиб в первые дни войны…

Звучит мелодия «Прощание Славянки» , паровозные гудки. Юноши прощаются с девушками. По сцене идет маленькая девочка, волоча за собой медведя, плачет. Один юноша замечает ее.

Юноша: Малышка, ты что плачешь?

Девочка: Я маму потеряла.

Юноша: Давай я тебя подниму, может мама тебя увидит?

Поднимает девочку на плечи. Она видит мать, бросается к ней, но останавливается, подбегает к юноше, целует его, шепчет

Девочка: Возвращайся назад.

Звучит команда «По вагонам!» Молодые люди строятся и под песню «Помните ребята» уходят со сцены. Девушки подходят к краю сцены.

1: Ах, война, что ты, подлая, сделала?

2: Стали тихими наши дворы.

3: наши мальчики головы подняли, повзрослели они до поры.

4: на пороге едва помаячили и ушли за солдатом солдат.

5: До свидания, мальчики, мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Снова звучит песня, девушки надевают пилотки и уходят со сцены.

Выходят матери.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб - разлуки и дым!

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги... Ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад!

На сцену выходит ученица.

Ученица: мама мне часто рассказывала о прабабушке, Юлии Васильевне Кочевниковой. Она училась в педагогическом институте, когда началась война. Закончив курсы медсестер, прабабушка ушла на фронт. За время войны она вынесла с поля боя сотни раненых бойцов. Ее рост был метр пятьдесят, а вес всего 45 килограмм, а еще прабабушка очень боялась крови.

Сценка «На привале»

На сцене сидят бойцы, один играет на гармони грустную мелодию. Смеясь выбегают девушки в гимнастерках, с венками на голове.

1 девушка: Эй, бойцы, что загрустили? Посмотрите, утро какое чудесное! Ноги так и просятся в пляс.

2 девушка: Эх, как я бывало кадриль танцевала на праздниках, все парни от восторга к моим ногам падали!

3 девушка: А что, может мы и сейчас еще плясать не разучились! А ну, гармонист, врежь-ка кадриль!

Танцуют «Кадриль» После танца все уходят вглубь сцены. На авансцене остаются две девушки.

Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимый

У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждёт …

Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она - не в счёт.

Поворачивается спиной и уходит вглубь сцены. Пулеметная очередь.

Знаешь, Зинка, я - против грусти,

Но сегодня она не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье,

Мамам, мамка твоя живёт.

У меня есть друзья, любимый,

У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

С разных сторон на сцену выходят ученики и ученицы.

Ученица 1: Мой прадед погиб под Москвой.

Ученица 2: Мой участвовал в боях под Сталинградом.

Ученица 3: А мой пропал без вести в Берлине, в последний день войны.

Выходит 1юноша в солдатских шинелях.

Ученица 1:

Сталинград. Зима. Пехота.
Не дает «Катюша» спать.
Знаешь, мама, жить охота,
Не охота умирать…
Ученица 2:
200 граммов греют душу,
От мороза в двадцать пять.
Под гармошку песни слушал,
Не охота умирать…
Ученица 3:
Орден или похоронку?
Да зачем сейчас гадать!
Видел я во сне сестренку,
Не охота умирать…
Ученик 4:
Помянет быть может кто-то,
Но не надо душу рвать…
Всем в семнадцать жить охота!
Не охота умирать…

Песня «Последний бой».

Выходит ученик.

Ученик 1: Моя прабабушка всю войну ждала своего мужа, моего прадедушку. Он был очень талантливым ученым-биологом. Он мог не пойти на войну, прабабушка рассказывала, что ему давали какую-то бронь, но он отказался и ушел. Прадедушка мог бы сделать очень много важных открытий. Если б не было войны.

Выходит ученица.

Ученица 2: сестра моей бабушки получила похоронку от мужа в 42 году, сын пропал без вести в 43. Но она ждала их до конца войны. А вместе с ней ждала своего любимого девушка ее сына. И они вернулись… Оба… Скажите - сказка. Нет, так иногда бывает, к сожалению, очень редко.

Сценка «Письмо»

Мне говорят:

Нету такой любви.

Мне говорят:

Так и ты живи!

Больно многого хочешь,

Нету людей таких.

Зря ты только морочишь

И себя и других!

Говорят: зря грустишь,

Зря не ешь и не спишь,

Не глупи!

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

…А она есть.

А она - здесь,

В сердце моем

Теплым живет птенцом,

В жилах моих

Жгучим течет свинцом.

Это она - светом в моих глазах,

Это она - солью в моих слезах,

Зрение, слух мой,

Грозная сила моя,

Солнце мое,

Горы мои, моря!

От забвенья - защита,

От лжи и неверья - броня…

…если ее не будет,

Не будет меня!

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня.

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

… А мне говорят:

Нету такой любви.

Мне говорят:

Так и ты живи!

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет - повезло!

Не понять неждавшим, им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать, как никто другой.

А я никому души

Не дам потушить.

А я и живу, как все

Когда-нибудь

Будут жить!

Крики «Ура! Победа!». Музыка «День Победы»

На сцену выходит девочка с мишкой в руках. Выходит юноша.

Юноша: Эй, малышка, ты опять потерялась? Давай я тебя подниму повыше и ты увидишь свою маму.

Девочка: А мамы нет, и братика, и папы. Все умерли в блокаду, я одна.

Юноша: Ничего, моя родная, помнишь, ты просила, чтобы я вернулся? Пойдем домой, наша мама ждет.

Гаснет свет, потом опять зажигается. На авансцене сидит мальчик, читает тетрадь. К нему подходит бабушка.

Внук: Бабушка, а как бы сложилась твоя жизнь, если б не было войны.

Бабушка: У меня были бы другие родители и другой брат.

Протягивает внуку медвежонка.

Звучит песня «Если б не было войны», под нее на сцену собираются все участники творческого вечера Памяти.

На фоне музыки «Журавли» ребята говорят заключительные слова.

Ученик 1. Мы должны помнить о прошлом и смотреть в будущее.

Мы должны понимать, что ничто не оправдывает войну, потому что она забирает самое ценное- жизнь.

Ученица 1.Пусть каждый из нас склонит голову перед величием подвига, который совершили люди моей крови. Герои, они никогда не будут забыты нами.

Ученица 2.Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и отцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся т мертвым, и живым,

Всем тем, которых забывать нельзя.

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Всем миром, всем народом, всей Землей

Поклонимся за тот великий бой!

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском


Поздравляем Всех со светлым и очень важным праздником "День Победы". Предлагаем Вам для школьников на военную тему.



Трогательная мини сценка о войне


Дочь. Мама-а-а!

Мать. Снова дралась во дворе?

Ага! Мама, но я не плакала!
Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!

Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету!

Дочь. Мама, а вырасту я когда?

Мать. Вырастешь. Ешь котлету.

Дочь. Мама, купим живого коня?

Мать. Коня? Да что ж это делается?!

Дочь. Мама, а в летчики примут меня?

Примут, куда ж они денутся?
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти!

Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти?

Звучит фонограмма сообщения Левитана о начале войны.

Под мелодию песни «Священная война» выходят дети.



Короткая сценка про войну, которая заставит плакать всех


Мать.

Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов Победы.
Я уж на стол всё собрала,
Я жду тебя, а тебя всё нету.
Слетела давно вся пыль с черёмух.
Мой мальчик, ты где потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.

Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад,
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после войны,
Но фрицы не знали этого.
Нервы у всех оголены,
Наверно, я пал поэтому.
Я умер, мам, прости меня,
Постой за меня у калитки.
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь не ошибка.

Мой мальчик, не уходи, постой!
Давай мы выберем путь другой.
Другой пусть умрёт в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.

Ах, мама, другой- ведь мне он брат,
Он также ни в чем не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою,
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!



Сценка для школьников на праздник День Победы


***********************

Землю надо представить как мячик в сетке, сплетенной так, что образуются треугольники. Если присмотреться - треугольники соединяются в пятиугольники.
Докладчик напоминает, что начало мысли идет еще от Платона. Платон будто бы говорил, что, если на Землю посмотреть сверху, она похожа на сшитый из кусков мяч. Суть идеи в том, что строение земной коры подчиняется влиянию единого электрического поля. Узлы и ребра внутри многогранников - это места проявления внутренней силовой решетки. В них идут все активные процессы. С ними будто бы совпадают и Срединно-океанические подводные хребты, к ним приурочены месторождения полезных ископаемых, исторические центры цивилизации, вулканизм, аномалии животного мира. В них происходят и некоторые непонятные явления...
Докладчика поддерживают, кто-то выступает против, на него яростно нападают, но интерес к происходящему всеобщий. Ухов смеется, кивая на защитников.
- Ох, уж эти мне последователи, нет на них преследователей! Это по классификации ученых. Не знаете? После расскажу.
Через неделю маленький, лысый, очень серьезный человек в другом научном обществе сообщал о том, что, судя по космическим снимкам, невидимые силовые поля проявляются не только на теле Земли, но и над ней, в атмосфере, где временами возникает подвижная, тоже ориентированная решетка из облаков и туманов. То есть существует как бы единый процесс и общая упорядоченность всего окружающего - от малого до крупного. Та же закономерность предполагается и во всей Вселенной и тем более на других планетах, и это подтверждается исследованиями и снимками...
И тут же выступает другой докладчик - молодой человек, напряженно-величественный, похожий на актера древней трагедии. Он утверждает, что основной элемент первоздания не квадрат, не треугольник, а круг. Овал. По эллипсу движутся планеты, круги выявлены на Марсе, Луне, Земле - кольца, круги, дуги островов в океане. Он упоминает, что и физики сказали по этому поводу свое слово - в таких кольцевых структурах происходит местное образование тепла, и очень сильное...
Конечно, почти все докладчики рассказывают обычно не о своих гипотезах, гипотезы эти в большинстве случаев блуждают уже по всему миру, но все же о таких, борьба против и за которые продолжается.
Мы, гидрогеологи-мерзлотоведы, не можем не интересоваться и космическим мерзлотоведением. Известно, что льды есть на планетах солнечной системы. Лед на полюсах Марса - теперь это уже точно установлено - водяной и имеет температуру минус семьдесят градусов. Из космической пары Сатурн - Юпитер кроме метеорного вещества выбрасываются и льды. Водяной лед есть и в кольцах Сатурна. Полагают, что некоторые спутники Сатурна частично или полностью покрыты льдами, так же как и Нептун. Загадочные бродяги-кометы состоят почти целиком из льда и таскают за собой длинные сияющие хвосты. Многие не сомневаются, что есть и ледо-каменные и ледяные метеориты.
Не так далеко то время, когда каждая из наук внесет свой вклад и поможет изучению скитаний воды внутри планеты. Многое тогда прояснится и в условиях жизни воды в мерзлых породах.
Какая из гипотез скажет окончательное слово о происхождении оледенений и вечной мерзлоты, а следовательно, и о древней истории существования подземных вод в ней, пока неясно. Какие ритмы охлаждения и прогревания Земли особенно влияли на перестройку условий движения воды в мерзлых, промерзающих и оттаивавших породах и как могло это отразиться на том распределении подземных вод в мерзлых толщах, которое существует сейчас? Этим будет заниматься наука палеокриогидрогеология. И людям для их же блага будет когда-нибудь легче помогать пленнице вечного холода выбираться на свободу.
Прощаясь после одного затянувшегося доклада, Ухов вспомнил о своем обещании рассказать нам о классификации ученых. Он снял перчатки, поднял вверх ладони, как факир, и прищурил один глаз, как всегда, когда хотел чем-нибудь удивить.
- Ученые по отношению к современным гипотезам, в какой бы области они ни провозглашались и кто бы их ни изрекал, разделяются на следующие типы: тип первый - провозвестники; эти создают новые гипотезы, из старого принимают целесообразное, отбрасывают устаревшее. Подтипы - буйные и тихие. У буйных главное - перекричать противников, у тихих - удар врагам готовить втайне.
Я рассмеялась.
- Это вы придумали, Ухов?
- Что вы! У меня математический склад ума. Я не смогу. Это справедливая и уже одобренная классификация.
- Так что дальше?
-Тип второй - ниспровергатели: все гипотезы недодуманы, лучше их разбивать, пока не поздно. Подтип - завистники.

Часть I.

Как не любить?

(Инсценировка рассказа военного времени).

(на дворе дома на лавочке сидит усталая женщина, Лидия, скорбно смотрит куда-то в себя)

Лидия:

Сыночки мои, соколики мои! Не видеть мне больше ваших милых лиц, не услышать ваших ласковых голосов! Строили мы с Федей дом этот для большой семьи, для мирной и ладной жизни. Федюша каждое бревнышко своими руками отесывал, каждую досочку обстругивал. Красавец дом получился, пятистенок, на два крылечка. Кому теперь все это нужно? Вам сюда не вернуться больше, да и про отца давно уж ни слуху, ни духу.

(посередине монолога незаметно подходит соседка, Семеновна )

Семеновна:

Семеновна:

Лидушка, что ж ты совсем надежду потеряла, что ж ты Федора-то своего заживо хоронишь? Ты бы больше на Бога надеялась, в храм бы тебе пойти, помолиться!

Никуда я не хочу, ничто мне не мило!

Скоро Пасха Божия. Сходила бы с народом в храм, ведь какой день-то: праздников праздник, торжество из торжеств! Помнишь, как мы с твоей мамкой тебя в церковь водили?

Лидия:

Нет, Семеновна, не могу. Была я счастливая: муж, два сына, дом - а Бога не знала. Я своих детушек родила, я их вырастила, я их и похороню вот тут (ударяет себя ладонью в грудь).


(Учреждение, где работают Лида, Клавдия, Елена. Все сидят за столами, пишут или печатают)

Елена:

(смотрит на часы)

Девочки, обед уже. Я побежала Сережку кормить.

Клавдия:

(достает из-под стула коробочку)

А мне надо еще на почту успеть - Степану, вот, посылочку собрала. Хорошо Валюша у меня большая уже, она младших покормит. Ты бы, Лида тоже не сидела. Погуляй. Погода-то какая!

Лидия:

И то верно, пойду поброжу.


(учреждение, Лидина работа)

Приходит Клавдия, садится печатать. Прибегает Елена

Елена:

Клавдия:

Елена:

Ох, задержалась! Проверки-то не было?

Нет, не волнуйся. Что там у тебя стряслось?

Да Сережка лупу где-то нашел, стал огонь добывать, чуть дом не поджег. Хорошо, соседка увидела. А Лида где?

Клавдия:

Елена:

Не знаю. Что-то задерживается она.

Никогда такого не было! Это не спроста.

Елена:

Не случилось бы чего - вон на станции с самолета бомбу сбросили.


Входит Лидия, в руках спеленутый младенец и листочек.

Лидия:

Девчата, оформляйте мне ребенка! Мать на глазах у меня бомбой убило, а об отце в документах - прочерк.

Елена:

Лида, как же ты работать будешь? Она кроха совсем, а в ясли не устроишь.

Лидия:

Клава, подержи девочку. (Садится, что-то пишет)

Не пропаду. Надомницей пойду, гимнастерки солдатам шить. Вот и заявление об увольнении готово.


Сцена 4

(Играют девочки лет трех с половиной: Катя, Маша, Настя.

Лидия шьет. Семеновна идет, ведет мальчика)

Семеновна:

Лидия:

Что, от Федора весточка?

Семеновна:

Пока ничего. Зато вот, я мальчонку тебе привела. Его мать в поезде умерла. Возьми уж и этого, а то у тебя - одни девки.

(Подходят девочки, осматривают новенького.)

Маша:

Мальчик, а тебя как зовут?

Настя:

Ты теперь тоже наш будешь? Кузнецов?

Катя:

Мама, а это его нам папа по почте прислал?

Лидия:

(обнимает мальчика и девчонок. Смеется )

По почте!

Маша:

Мама, а мы с Настей откуда взялись?

Лидия:

А вас мне на продуктовые карточки выдали. Идите-ка, покажите брату наш дом. (Девочки уходят )

(обращается к Семеновне )

А ведь правда, на карточки. Когда Катенька у меня появилась, уж как я любила ее, как баловала.

Ну, думаю, испорчу ребенка, надо что-то делать. Зашла я как-то на свою бывшую работу в райком. Сахар подруги мне на карточки отоварили. Гляжу, а они двух девчушек в детдом оформляют. Я к ним: «Отдайте мне сестренок, а то я Катю свою совсем избалую».

Семеновна:

Мальчонку-то Петей звать. Как твоего младшего. (Молчит ) Да вот и бумаги его (отдает сверток ).

Лидия:

Петечка! Что ж я сижу? Пойду воду греть - вымыть его надо, накормить.

(расходятся )


Сцена 5

Лидия:

Вот уж снова весна. Уж третий год от Федора нет вестей. Тяжело мне одной с детьми, и постирать, и еду приготовить, и за ними пригляд нужен - малютки ведь еще. А ночами гимнастерки шью. Эх, Федор, Федор, где ты, жив ли ты? Подай весточку. Трудно мне одной без тебя. (плачет)

риходит Семеновна )

Семеновна:

Лидия:

Семеновна:

Ну, ну, болезная моя, не плачь!

Что-то тяжко мне, Семеновна, нет больше ни сил, ни терпения!

Это на тебя, Лидушка, от того уныние находит, что ты только на себя надеешься, а в Бога не веришь. А ты вспомни? Было тебе плохо на сердце, когда сыночков твоих убили, так Господь вон тебе сколько детей подарил. Ну, а помощь-то Он на сирот всегда пошлет.

Лидия:

Ох, Семеновна, у тебя на все один ответ - Бог. А только мне с моими детьми столько вопросов - что и поспать некогда.

Федя:

(подходит мальчик- подросток )

Тетенька, это ты детей в сыновья берешь?

(Лидия молча глядит на него )

Возьми меня, я тебе во всем помогать буду. Я стирать умею. И готовить. . . И буду тебя любить.

Лидия:

Мальчик, милый, а как звать тебя?

Федя:

Лидия:

(Удивленно)

Федя? Феденька, у меня же еще четверо: трое девочек да парнишка. Их-то любить будешь?

Федя:

(Серьезно )

Ну так, если сестры и брат, как не любить?

(Лидия уводит за руку Федю. Улыбаясь и крестясь, Семеновна тоже уходит)


Сцена 6

(Учреждение, Клавдия и Елена работают, вбегает Лидия)

Лидия:

Девчата, Бог-то есть! Мне от Федора весточка пришла. Прямо на Благовещенье. Вот (показывает треугольник ) Поеду теперь к нему!

Клавдия:

Лида, прочитай!

Лидия читает:

- «Здравствуй, Лида. Пишет не знакомая тебе Дуся. Твой муж был доставлен в наш госпиталь в плохом состоянии. Ему сделали несколько операций. Когда он узнал, что будет теперь инвалидом, сказал, что родных у него нет. Но когда я его переодевала, то нашла у него в гимнастерке зашитую молитву и адрес города, где он жил с женой Лидой. Так вот, если ты еще помнишь и ждешь своего мужа, то приезжай, если не ждешь или замуж вышла, не езди и не пиши.»

Девчата. Я зашла денег на дорогу попросить.

Елена:

А с кем ты детей-то оставишь?

Лидия:

С Федей. У меня с его приходом другая жизнь началась - всю заботу о малышах на себя взял. Еще и учится по вечерам.


Сцена 7

(Семеновна с детьми сидят, разговляются крашенными яичками)

Семеновна:

Христос Воскресе!

Дети хором:

Воистину Воскресе!

(Входят Лидия с мужем Федором )

Семеновна:

Дети, гляньте, папка вернулся!

Дети:

Папка, папка приехал!

Федор:

Здравствуйте, галчата! Как вы тут без меня?

Семеновна:

Ну вот. Война к концу - солдат к своему двору.

Вот и Слава Богу! Христос Воскресе, воин Феодор!

Федор:

Воистину Воскресе, Семеновна!

Часть II.

Русское воинство.

1 ведущий. Греческий император Константин однажды перед битвой увидел на небе крест и услышал голос: «Сим победиши!». После долгих сомнений он велел соорудить деревянный крест, нести его в бою перед войском и о, чудо! Доселе непобедимый враг был побежден.

2 ведущий: С крестом и молитвой шли русские воины в бой за веру, царя и отечество - и падали, поверженные в прах, самые грозные враги. Всего несколько дней назад отмечали мы день победы в Великой Отечественной войне.

1 ведущий. Один наш знакомый фронтовик однажды сказал: «На войне неверующих не было».

2 ведущий. Перед лицом смерти многие люди, никогда не верившие в Бога, приходили к пониманию, что у них есть только одна надежда, одно утешение - это Господь. Послушайте отрывок из стихотворения, которое было найдено в шинели погибшего русского солдата:

Солдат:

Послушай Бог… Еще ни разу в жизни

С тобой не говорил Я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя,

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя, и я, дурак, поверил

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,

Каким жестоким может быть обман…

Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь

Со мной случилось то, что нынче я прозрел,

Прощай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Хор: Песня «В полях за Вислой сонной…»

1 ведущий. 1418 дней и ночей продолжалась эта битва за право народов жить на своей земле, говорить на своем языке, петь свои песни, любить свою Родину, хранить веру своих предков. И, принеся неисчислимые жертвы, более 27 миллионов погибших, десятки миллионов раненых, лишенных крова, оставшихся сиротами, мы победили.

2 ведущий . И пришла она, победившая весна 1945 года, «радость со слезами на глазах».

1 ведущий . Война закончилась, 6 мая, в день Святого Георгия Победоносца. Маршал, командовавший русской армией, тоже носил имя Георгий, Георгий Константинович Жуков.

Но это еще не все. В тот год Пасха была поздняя, и дни Святого Христова Воскресения, дни победы жизни над смертью, тьмы над светом, правды над клеветой, добра над злом - эти святые дни Христовой победы совпали с победой Русского народа над фашизмом.

2 ведущий . Испокон века славились русские воины мужеством, взаимовыручкой, способностью постоять друг за друга. Все эти качества воспитывались в них отцами и матерями с раннего детства.

И сейчас мы хотим показать вам маленькую зарисовку о детстве русских моряков-поморов.

Часть III. Детство в Архангельске.

Зуйки.

(По рассказу Б. Шергина).

Мать-поморка : Живем мы в городе Архангельске, на берегу белого моря. Есть в наших краях птичка - Зуек, что-то вроде чайки. Где рыбная ловля - там, обязательно, и зуек. А еще зуйками в поморье называют мальчиков 9-10 лет, таких, как мой сыночек, идущих на Мурман, в услужение - обед готовить, посуду мыть, рыболовные снасти сушить. Очистилось море ото льда, уходишь ты, сынок, на все лето поучаться тяжелому делу морскому.

Сын Коля: Жди меня, мама, к осени. Не с пустыми руками прибуду - плату мне хорошую хозяин положил: 50 рублей деньгами, десять пудов рыбы соленой и 5 пудов сушеных тресковых голов.

Мать: Перед походом отвальный стол, проводильный обед собрать надо. Беги, зуек, собирай народ. (Зуек убегает)

Мать: После обеда на кладбище сходили, с родными простились, по пристани шли - каждому нищему подавали. Мамки все плачут - и я плачу:

Сизенький мой соколочек,

Миленький голубочек,

Скатна моя жемчужина,

Желанно мое дитятко!

Беззаботные годочки прокатились,

Беспечальные денечки миновались!

(Вбегают зуйки. Мать уходит.)

Зуек Вася: Брызнет в лицо крепким морским рассолом - вся грусть забудется! Котора слеза и катилась - та и назад воротилась.

Зуек Коля: В море простор, ширь, свет - любо в море!

Зуек Миша: Как запоет матрос песню, в гармонь заиграет - смотришь, за кораблем тюлень молодой плывет: головочка у него темненькая, взгляд умильный, ручками перебирает: песню слушает.

Зуек Коля: Владимирко! Что глаз-то у тебя худо заоткрывался?

Зуек Гена: Да попал разъяренному боцману под руку! Теперь как на берег сойду - ни погулять, ни девкам показаться - никотора на меня не обзарится.

Зуек Коля: А за что попало-то?

Зуек Гена: А-а. (Отмахивается)

Зуек Вася: Полундра! Боцман идет!

Зуйки спешно принимаются что-то делать.

Боцман: Ах ты такой-сякой! Хлебы пек - так они как утюги вышли! Хоть ножи о них точи! Испужался, что хозяин забранит? И потому потихоньку уплавил ковриги в море! А хозяин и наехал на хлебы-то! Плывут ковриги рядышком, а чайки летят, поклевывают.

Зуек Миша: Правду не сокроешь. Сам грех и открылся!

Зуек Коля смеется.

Боцман: Смеешься?! А сам? Тебе дали муки белой, а лапищи-то в саже все - так хлеб как ржаной вышел!

Боцман уходит.

Зуйки: (напевают, приплясывая) Эх, яблочко, куды котишься, ко мне в рот попадешь - не воротишься!

Зуек Гена: А я на мурманских утесах гагачьего пуха набрал - маменьке свезу. Навяжет она теплых платков, рубашек, рукавиц.

Зуек Вася: А я яиц гагачьих набрал. Только опасно дюже - скалы над океаном как стены стоят неприступные, гнезда на узеньких карнизах над глубокой пропастью - аж дух захватывает.

Зуек Миша: Это что! Я на верхушку мачты на полном ходу забрался. Да еще вскружился.

Входит боцман и кричит: А ну-ка кыш! Палубу драить! Котлы чистить, снасти разбирать.

Зуйки разбегаются, боцман уходит,на сцену выходит мать.

Мать:

Гусем бы я была, гагарой,

Все бы моря облетела.

Морские пути оглядела,

Детище свое отыскала!

Нету слез против материных, жалко мне свое дитятко - много ему потерпеть приходится, некому его утешить - приголубить. Зато вырастет - настоящим моряком станет.

Мать уходит.

1 Ведущий: Среди русских святых есть немало воинов: святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, Святой Преподобный Илия, прозванный в народе Муромским.

2 Ведущий: А недавно к лику святых причтен известный русский флотоводец, Федор Ушаков - адмирал, не потерпевший ни одного поражения в бою, строгий к себе и заботливый к матросам. Именем Божьим побеждал он не только в битвах земных, но и на полях духовных сражений, стяжав еще при жизни именование праведного и святого.

1 Ведущий: Вот перед нами его икона. Через несколько минут мы увидим фильм, снятый в советское время, но отразивший главные качества этого человека: преданность Отечеству, крепкую веру в Бога и любовь к ближнему.

2 Ведущий: А наше выступление мы завершим молитвой к Святому праведному Феодору.


© Все права защищены

Мягкий свет.
Звучит “Песня о былом” Б.Окуджавы. Группами выходят актеры, прислушиваются к песне, начинают подпевать, обращаясь больше к себе, чем к зрителю. Рассаживаются на места.
Сцена заполняется светом. Тишина.
На сценической площадке вдоль кулис на стульях сидят актеры, перед ними четыре стола покрытых белыми скатертями, на каждом столе стакан с водой и ломтиком хлеба, подобно тем, что ставят для поминовения погибших. У задника сцены выгородка классной комнаты: четыре куба, стулья, стол с белой скатертью, на столе глобус, ваза весенних цветов, ученические тетради, книга, портрет воина, стакан покрытый хлебом.
Свет на центр площадки.
В центр площадки выходит девушка с гитарой, исполняет песню самодеятельного автора «Кукушка».

Часто снится мне мой класс родной,
Детская улыбка оживает.
Серая кукушка за рекой
Сколько жить осталось мне считает.

Я скучаю по цветам в росе,
По восходам мирным и закатам.
На врагами выжженной земле
Защищают Родину солдаты.

Они тратят жизни не скупясь,
Им привычны холод и усталость,
Сил своих не копят про запас –
Так, скажи же, сколько им осталось,
Скажи, кукушка.

Только ты, кукушка не спеши
Мне давать чужую долю чью-то:
У солдата вечность впереди,
Ты ее со старостью не путай.

Часто сниться мне мой класс родной…
Во время исполнения песни классная комната заполняется актерами, играющими учеников, которые слушают песню учительницы. Последние аккорды песни сменяются фонограммой песни из к/ф «Белорусский вокзал» Б.Окуджавы.
Тихо звучит голос актрисы В.Ургант, и постепенно, вначале ученики, а потом и все актеры начинают подпевать. К финалу песня приобретает громкое, почти звенящее звучание. Песня переходит в марш. Ученики – мальчики и девочки – маршируют по площадке, составляя несложный строевой рисунок. Замирают на авансцене выстроенные в две шеренги, лицом к зрителю. Руки вскинуты к воображаемым фуражкам.
Затемнение.
Звучит метроном (20 сек). В рапиде ученики, разворачиваясь к классу и занимая свои мизансцены обычной классной жизни, движутся так, словно кинопленка отматывает время назад.
Яркий свет.
Звучит песня «Над морем, над сушей» Б.Окуджавы. Ученики в быстром темпе готовятся к уроку: раздают тетради, ставят стулья, переносят глобус и т.п. Замирают за столами, склонившись над тетрадями.
Отрывок из пьесы Б.Васильева “Завтра была война”
Учительница: Так. Сдаем сочинения. Быстренько!
(Ученики весело переговариваясь сдают тетради. Рассаживаются на места.)
Учительница: Поздравляю вас с приближающимся окончанием учебного года, желаю хорошего настроения и полезного времяпрепровождения ваших каникул!
Ученики: Спасибо! Постараемся! И вам хороших каникул!
(Учительница отворачивается к столу.)
Звучит “Вальс” Яна Тирсона
Ученик 1: Кто последний встанет, тот и кич! Все вскакивают.
Ученик 1: Сашка последний!
Саша: Почему я?
Все: Ты! Ты! Начинается игра в кича. Все носятся по площадке.
Ученик 2: Ребята, подождите! Мне отец фотоаппарат разрешил взять сегодня.
Ученики: Ну, да? Ври больше! Покажи!
Ученик 3: Так, что ты молчишь, давай сфотографируемся! На память!
Ученик2: Бежит за фотоаппаратом, остальные прихорашиваются, девочки подбегают к учительнице.
Ученица 1: Анна Андреевна, сфотографируйтесь с нашим классом, пожалуйста! У Димы фотоаппарат есть! Мы вам карточку потом отдадим. Будете наш класс вспоминать, а мы вас!
Учительница садиться на стул, весь класс становится рядом. Мальчик с фотоаппаратом на авансцене спиной к зрителю. Все замирают. Щелчок фотоаппарата.
Музыка обрывается
Луч света на замерших фигурах, остальная часть сцены затемнена.
Учительница: От моего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет: мальчики по краям, девочки вокруг меня. А еще в тот день я предложила ребятам сочинение на тему «Кем я хочу быть». И все ребята написали, что хотят стать командирами Красной Армии. Даже Володя Храмов пожелал быть танкистом. Они искренне верили, что их судьба будет суровой. Они сами избрали ее. А фотография поблекла. И края ее окончательно расплылись. Иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие. Они так и не успели повзрослеть. И черты их растворило время. Время… А ведь, казалось, еще вчера был школьный бал.
Свет заполняет сцену.
Саша: Школьный бал!
Ученик 2: Белый вальс!
Ученик 4: Дамы приглашаю кавалеров!
Звучит “Вальс” Яна Тирсона
Мальчики расходятся по четырем углам. В центре кружатся девочки. Останавливаются напротив ребят. Начинается вальс по кругу. С каждым кругом за кулисы уходит по одному мальчику. Девочки остаются одни, но продолжают движение.
Гудок поезда. Стук колес, набирающих скорость. Гудки чаще. Девочки замирают на площадке, ищут в поезде знакомые лица, провожают взмахом руки затихающий вдали поезд. Задник сцены раскрывается, там, словно на подножке вагона, стоят мальчики в пилотках, гимнастерках и машут провожающим.
Звучит песня “До свидания, мальчики” Б.Окуджавы
На музыкальном вступлении песни все ребята выходят на середину сцены. К ним подходят девушки. Идет молчаливая сцена прощания. Девушки провожают ребят на войну. Обнимают, целуют, плачут, дают какие-то свертки, узлы. К концу вступления песни девушки оставляют ребят и располагаются по краям сцены вдоль столов. Мальчики остаются на площадке, кто-то присаживается. Девочки под фонограмму начинают петь. Там, где звучат мужские голоса, – поют ребята. И вот уже они солдаты, стоят словно на фотографии. Задумчиво смотрят в зрительный зал.
Свет на солдатах!
Звучит начало песни «Темная ночь» Н.Богословского. На ее фоне, после небольшой паузы солдат 1 читает стихотворение «Жди меня…» К.Симонова. Песня постепенно замолкает.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди. Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать,
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня и я вернусь
Всем смертям на зло!
Кто не ждал меня тот пусть
Скажет – “Повезло”
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать.
Только мы с тобой –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
На последних словах стихотворения тихо возникает песня «В землянке» К.Листова. Короткая пауза. Солдат 2 читает стихотворение «Итальянец» М.Светлова. Песня постепенно замолкает.
Черный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца –
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый…
Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?
Я, убивавший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далеком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!
Но ведь я не пришел с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля.
Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.
Разве среднего Дона излучина
Иностранным ученым изучена?
Нашу землю – Россию, Рассею,
Разве ты распахал и засеял?
Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далеких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного.
Я не дам свою Родину вывезти
За простор чужеземных морей
Я стреляю – и нет справедливости
Справедливее пули моей!
Никогда ты здесь не жил и не был!
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застекленное в мертвых глазах…
На последних словах стихотворения звучит песня «Служили два друга в
нашем полку». Солдат 3 читает стихотворение «Он не вернулся из боя» В.Высоцкого.
Песня постепенно умолкает.
Почему все не так? Вроде – все как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя,
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь – не про то разговор,
Вдруг заметил я – нас было двое.
Для меня словно ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, словно из плена весна.
По ошибке окликнул его я:
– Друг, оставь покурить! – а в ответ – тишина….
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие, как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих….
Все теперь – одному. Только кажется мне –
Это я не вернулся из боя.
Луч освещает лестницу.
Звучит песня «Синий платочек» Ю.Петербургского. С лесенки, которая была подножкой вагона, спускается девушка в ситцевом платье и с синим платочком. Она появляется словно мечта, воспоминание. Исполняя песню, танцует между солдатами, приглашает их вальсировать, постепенно уходит снова на лесенку и последние слова поет оттуда. Луч света гаснет и она исчезает.

Звучит вступление к песне М.Фрадкина «Случайный вальс». Кто-то из ребят повязал платок на голову, кто-то, дурачась, пригласил его к танцу. К ним присоединяются еще, еще… Другие организовали импровизированный беспредметный оркестр. И вот всё кружатся в вальсе под фонограмму и снова дурачатся, и снова танцуют.
Командир: «Становись!»
Звучит песня «Прощай, Арбат!» Б.Окуджавы. Мальчики, быстро
выстраиваются в колонну по два человека, маршируют на месте, поют под
фонограмму. Девочки машут им белыми платочками. На последнем куплете
останавливаются.
Звучит фонограмма песни «Не верьте погоде…» Б.Окуджавы. Из колонны поочередно один за другим выходят мальчики на авансцену, вслушиваются в звуки музыки, вглядываются в окружающую из жизнь, как бы прощаясь с нею и уходят в глубину сцены, образуя на фоне задника пластическую композицию. По мере того, как ребята выходят на авансцену, колонна медленно движется вперед и тает. В конце колонны появляются девочки (бывшие ученицы). Они в пилотках. В руках у них портрет воина. Ставят портрет на стул посредине сцены, отдают честь и тоже уходят в глубину.
Звучит песня «Красные отряды» Б.Окуджавы. Появляется девушка в черном трико и красной накидке. Она танцует под фонограмму танец сражения. В конце танца накидка превращается в красное знамя и девушка, танцуя, уносит его за кулисы в глубину сцены.
Из глубины сцены одна за другой появляются девушки в пилотках (бывшие ученицы). Они читают свои монологи и снова исчезают в глубине сцены.
Монолог из пьесы «А зори здесь тихие…» Б.Васильева.
Ученица 1: Я только раз видела рукопашный. Один раз наяву и сотни раз во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. 22 июня было воскресенье, а уже в понедельник, весь наш класс в полном составе явился в военкомат. Чтобы нас взяли на фронт добровольцами. И весь класс записали, кроме меня. Я не подошла под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. А я не сдавалась, я целую неделю штурмовала этот военкомат, пока запутавшийся от бессонницы полковник не направил меня в летную школу, а оттуда, через 6 месяцев, я попала на фронт. Но мир требовал не моего героического порыва, а неукоснительного исполнения воинского устава. И после моего первого боя, комсомольским решением нашего взвода, меня решили судить. За трусость. А ведь это не трусость. Трусость во втором бою проявляется, а в первом – это была растерянность. От неопытности. Правда? А через неделю мы лежали в засаде. Мимо шел немецкий патруль из двух человек, держа автоматы наизготовку. Один прошел совсем рядом, молча переваливаясь всем телом с пятки на носок. В одной руке он сжимал нож, а в другой автомат. Прошел мимо – не заметил. А я лежала и почувствовала запах, тяжелый запах чужого тела. И я не выдержала! Я бросилась наперерез, и ничего не видя и не слыша вокруг себя от ужаса, я кричала: «Мама! Мамочка!»
Монолог из пьесы “В списках не значатся”Б. Васильева.
Ученица 2: Я не могу стать на колени… Я не могу стать на колени, потому что у меня протез, но я стану. Когда сниму его, я стану на колени. Я… я боялась. Я так боялась, что ты не такой, не тот, кого я люблю. Молчи! Пожалуйста, молчи! Я помню, какая я. Не думай, что я могу забыть об этом. Меня всю жизнь жалели: и дети и взрослые – все жалели! Но когда жалеют, отдают половину, понимаешь? А ты, ты остался из-за меня, ты не бросил меня, не оставил тут, не отправил к немцам, как они тебе предлагали! Я же слышала все, каждое слово слышала! Я же никогда, никогда в жизни и помечтать-то не смела, что могу полюбить! Мне с детства, мне же с самого детства только и твердили, что я несчастная, что я не такая, как все остальные девочки. Даже мама об этом говорила. Потому что жалела меня и хотела, чтобы я привыкла к тому, что я – такая, привыкла и не страдала бы больше. И я привыкла! Я уже совсем привыкла. Потому-то и с девочками не дружила, а только с мальчишками. Девочки, они ведь только и говорят, что о любви, да планы всякие строят. А я что могла построить? О чем я могла помечтать? Я, может быть, глупости сейчас говорю и даже, наверное, глупости, но ты ведь все понимаешь, правда? Я просто не могу молчать, я боюсь замолчать, потому что тогда начнешь говорить ты и скажешь, что я – дура набитая, что нашла время влюбиться… Но разве мы виноваты, что сейчас война? Разве мы виноваты?
Монолог из пьесы “А зори здесь тихие”Б. Васильева
Ученица 3: Я была первая из класса, кто вышел замуж. И не за кого-нибудь, а за красного командира, да при том пограничника. И более счастливой девушки просто не могло быть! А через год началась война. В тот день я была одной из немногих, кто не испугался, не ударился в панику. Я – Рита Осянина, всегда была спокойная и рассудительная. Меня хотели отправить в тыл, а я рвалась в бой. Наконец взяли, санитаркой. А через месяц направили в полковую зенитную школу. А старший лейтенант Осянин погиб… на второй день войны… Я узнала об этом только в июле, когда с пограничной заставы чудом пробился сержант-пограничник. Начальство ценило меня и уважило личную просьбу направить по окончанию учебы на тот участок, где была застава, где погиб муж в жестоком бою. Казалось, я могла считать себя довольной, я добилась того, чего хотела. Вот только ненавидеть я научилась тихо и беспощадно…
Монолог из пьесы “В списках не значатся”Б. Васильева
Ученица 4: Я бы тебя никогда не оставила. Я ведь думала, что так оно и будет. Что я умру немного раньше тебя и умру счастливой. Ты моя жизнь, моя радость, мое солнце, все ты! Ты все, что есть у меня. Но наш маленький. Он должен родиться. Он же ни в чем не виноват перед людьми. И он должен родиться здоровеньким, обязательно здоровеньким. А здесь… Здесь я каждую секунду чувствую, как убывают его силы. Уже его силы, не мои, а его! Каждой женщине Бог дает немножко счастья и очень много долга. А я была счастлива! Я была так счастлива, как не может быть счастлива ни одна женщина в мире, потому что это счастье дал мне ты! Ты один! И только мне одной! Дал вопреки войне, вопреки моей судьбе, вопреки всему на свете. Я знаю, что тебе сейчас тяжелее, чем мне. Ты остаешься один, а я ухожу и уношу с собой частичку твоего будущего. Я знаю, что сейчас идут самые страшные часы нашей жизни… Но мы должны, Мы обязаны их пережить, чтобы жил он… наш маленький…
Отрывок из повести И.Серкова “Мы с Санькой”
К портрету воина подходит Бабушка, крестится, кланяется до земли.
Внучка. Я никогда не видела, чтобы бабушка крестилась или молилась. Поминать бога иной раз поминала, а молиться – нет, не водилось за ней такого. Женщины, что у нас зимовали, частенько отбивали перед нашей богородицей поклоны, а бабушка и молитвы-то ни одной не знала. И говорила бабушка о нем, как о близком знакомом, как о соседе…
Бабушка. То ли он там самогон пьет, то ли он там спит, лихо его ведает. Ну, взялся быть богом, так правь. А то как тот старый Агей: совсем в детство впал.
Внучка. Так и закрепилась за бабушкой слава великой грешницы. Но однажды… Было это, когда от отца пришло второе письмо. Раньше он писал, что лежит в госпитале с таким ранением, после которого, отпустят домой. Бабушка радовалась, ждала его со дня на день, и вдруг приносят новый солдатский треугольник. Никто отца и не думает отпускать домой. Попались хорошие врачи, вылечили как следует, и какая-то комиссия признала его еще годным. И вот в тот день я подслушала, как она беседовала с богом. Было поздно, а мне не спалось. Лезет в голову всякая всячина: война, незасеянный огород, который и засеять-то нечем. И вдруг я слышу…
Бабушка. Ты послушай, что я тебе скажу, господи…
Внучка. Сперва показалось, что бабушка ко мне обращается, только странно было, почему она меня так зовет: «господи».
Бабушка. Ты пойми меня, господи. Мы с тобой, слава богу, в годах да и в каких еще годах. Так кто ж и посоветует друг другу, если не старики? Поди и самому нелегко на старости лет с этими людьми. И не столько с людьми, сколько с нелюдями. Наплодил ты на свет разных гитлеров, а теперь, видать, и сам не рад….
Внучка. Все это начало меня забавлять. Но бабушкин голос звучит так серьезно, так проникновенно, что смеяться я не могу – неловко. Она долго высказывала свое сочувствие богу, а потом дала ему несколько советов, словно бы начала поучать, как ему быть там, на небе…
Бабушка. Много молитв идет к тебе, господи. Сразу, поди, и не разберешь, которая от сердца, а которая от хитрости. Так я тебе вот что скажу: не больно-то слушай соседку мою, Чмышиху. Притворяется она святой, а брехать – не цепом махать. Обо мне что говорить станет – не слушай. Молиться я не умею, это правда. Да и то: когда мне молиться? Как набегаюсь за день – веришь ли, господи? – упаду и ног не чую. Да и что тебе мои молитвы. Ризу из них новую не сошьешь.
Грех тебе гневаться на меня, господи. Сам знаешь, сколько живу – все сирот гляжу. Отца с матерью ты наших рано прибрал. Помнишь ту войну, когда я еще в девках ходила. С японцами какими-то. Вернулся батька, похаркал зимушку кровью, и перед пасхой схоронили. А мама у попа под мешком пшеницы надорвалась. Легко мне было братьев и сестер кормить – четыре души?
Замуж вышла. Ну, думаю, отдохну за мужней спиной. А оно пошло – что ни год, то удод: Ефим, Марина, Степан, Одарка. Да еще померло трое. Мало тебе их было – и мужика прибрал. От испанки он помер, господи, в ту войну с немцами. Вот тебе и снова сироты. Мед мне был? Это только, кто не знает, скажет. А теперь ты мне и дочериных оставил…. Оставил ты их без матери, не оставь без батьки. Об одном прошу тебя, заклинаю: Кирилл, зять мой, на войне, и ты сам слышал, что он пишет в письме. Не отпускают его домой. Так погни ты, господи, ружья гитлерам, отсуши ты им руки, ослепи глаза, чтоб не попали они в зятя. И ерапланы ихние поломай, и бомбы ихние попорти…
Внучка. Нашла бабушка диверсанта.
Бабушка. Ты же только смотри там, Кириллов у нас в Подлюбичах вона сколько: Кирилл Цыган, Кирилл Назаров, Кирилл Лебеда, которого Перепелкой кличут, и Язепова старшего хлопца Кириллом зовут. Все они люди хорошие, защити их и смилуйся над ними. Но коли неуправка у тебя будет, ты больше за моим присматривай – не осироти вконец малых, неразумных. А ещё господи, не трожь меня, пока сам с войны не придет… Ты не бойся, вернется – я здесь не задержусь. Вот тогда делай; со мной, что хочешь. Ничего я уже не боюсь, всего на этом свете навидалась.
(крестится и делает поклон, затем обращается к внучке)
Все увидят зенки твои лупатые. В кои-то веки душу отвела, так и тут без нее не обошлось.
Внучка. Что правда, то правда. Никогда бабушка не молилась до этого, и после этого я больше не слыхала. Так и живет безбожницей.
Включает радио. Громко звучит песня М.Фрадкина «Дорога на Берлин»
Свет на всю площадку.
Все бодро и весело поют. Со словами «На Берлин!» На высоком станке в
глубине сцены появляется девушка в черном трико с красным знаменем,
размахивает им.
Звучит песня “Вернулись полки из похода” Б.Окуджавы. Ее поют под фонограмму ребята, стоящие в глубине сцены. Они возвращаются с войны. Девушки вдоль кулис приветствуют их, машут цветами и платками, подбегают к ребятам, дарят им цветы, обнимают, целуют и возвращаются на свои места.
Ребята стоят словно на фотографии.
Звучит песня «В нашем доме война отгремела» Б.Окуджавы. Ребята поют. На проигрыше одна за другой на сцену выходят девушки, сидевшие по краям сцены. Они поодиночке кружатся в вальсе и заполняют всю сцену.
Звучит песня «Блиндажи той войны» Б.Окуджавы. Поют девушки. Песня заканчивается, девушки снова возвращаются к своим стульям, стоящим по краям сцены.
Звучит песня «Бери шинель» Б. Окуджавы. Один из ребят подходит к портрету солдата, садится на пол, поет. К нему присоединяется второй, третий… И вот все солдаты собрались возле портрета. Все поют. Среди них – одна женщина. Это мать. Девушка в черном трико склоняет красное знамя над портретом.
Выходит Мать, читает стихотворение «Баллада о матери» А.Дементьева.
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный; о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно это было вспоминать
Вдруг с экрана сын взглянул на мать;
Мать узнала сына в тот же миг
И пронесся материнский крик:
«Алексей, Алёшенька, сынок!»
Будто сын ее услышать мог.
Он рванулся из окопа в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась, вдруг он упадет,
Но сквозь годы мчался сын вперед…
«Алексей!» – кричали земляки,
«Алексей, – просили, – добеги!»
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит,
Жив, здоров, не ранен, не убит.
(Тихо звучит “Лунная соната” Бетховена)
Дома ей все чудилось кино.
Все ждала вот-вот сейчас в окно,
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войны.

Музыка звучит громче, некоторое время все слушают.
Один из ребят читает стихотворение «Баллада о борьбе» В.Высоцкого
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден
Их возраст и быт, –
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид.
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших стекая от нас.

И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Принимавшие вой,
Тайну слова “приказ”,
Назначенье границ,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.

И злодея слезам
Не давали остыть,
И прекраснейших дам
Обещали любить,
И, друзей успокоив
И ближних любя,
Мы на роли героев
Вводили себя.

Только в грезы нельзя насовсем убежать,
Краткий миг у забав – столько боли вокруг.
Попытайся ладони у мертвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев
Еще теплым мечем
И доспехи надев
Что почем, что почем!
Разберись, кто ты – трус
Иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
От того, что убили его, не тебя,-

Ты поймешь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал:
Это – смерти оскал!
Ложь и зло, – погляди,
Как их лица грубы!
И всегда позади –
Воронье и гробы.

Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если, руки сложа,
Наблюдал свысока
И в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, –
Значит, в жизни ты был
Ни при чем, ни при чем!

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Свет на всю площадку, все герои выходят вперед.
Звучит пеня «Не верь ни Богу, ни судьбе» Б.Окуджавы. Все поют.
Звучит песня «Песенка о ночной Москве» Б.Окуджавы. Все поют.
Звучит марш из к/ф «Белорусский вокзал». Все маршируют, потом замирают. Поклон.
Звучит песня «Песня о былом» Б. Окуджавы. Уход за кулисы.