Денежная компенсация льгот. Что такое монетизация льгот? Законодательное регулирование вопроса

Отношение к льготам в обществе неоднозначно. Те, кто их получает, заинтересован в сохранении существующего порядка.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не имеющая льгот часть населения и государство считают, что порядок предоставления социальной помощи требует значительных изменений. Один из шагов в этом направлении – монетизация льготных поощрений.

Важная информация

В 2020 году до 31 декабря любой из граждан, имеющий право на получение льгот федерального или местного значения имеет возможность отказаться от этого, заменив потенциальные льготные услуги денежными выплатами в фиксированном размере.

Данное решение принимается добровольно, с учетом интересов каждого конкретного человека. Несмотря на то, что политика монетизации льгот действует уже более 10 лет, большинство представителей льготных категорий населения не торопятся отказываться от привычной системы социальной поддержки.

Что это такое

Для более глубокого понимания вопроса рассмотрим некоторые понятия:

Практика предоставления льгот лицам, имеющим особые заслуги перед государством, или наименее защищенным слоям населения возникла в Советском Союзе.

С тех пор количество льготников возросло в несколько раз. ФЗ №122 «О монетизации льгот» был принят в 2004 году, когда правом на льготы пользовались 70% населения (более 100 млн человек), и насчитывалось около 120 различных видов льгот.

За период, прошедший от даты издания закона, значительная часть льгот была переведена в денежную форму, особенно предоставляемых на федеральном уровне.

Но в большинстве регионов России население по-прежнему предпочитает пользоваться льготой, считая, что монетизация не компенсирует получаемые выгоды.

Перечень видов госпомощи

Система льгот широко распространена в России и направлена на оказание государственной помощи наименее защищенной части населения, к которой относятся пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, сироты и так далее.

Часть компенсаций выплачивается в денежной форме как специальных пенсия и пособия, в том числе материнский капитал. Такие суммы имеют фиксированные размеры.

Менее поддается контролю та часть льгот, которая получается гражданами в натуральном виде, т.е. в виде товаров и услуг. В этот перечень входят:

  • полностью или частично бесплатный проезд;
  • получение бесплатных лекарств;
  • лечение и отдых в санаториях;
  • сниженные тарифы на услуги ЖКХ.

Особенность последней группы состоит в том, что пользователи находятся в неравных условиях и пользуются льготами с различной интенсивностью.

Например, кто-то ежегодно отдыхает за счет государства и ежедневно пользуется бесплатным городским транспортом. Другие лица не имеют такой возможности по разным причинам.

Закон № 122 направлен на уравнение прав всех граждан путем гарантированной оплаты (монетизации) льготных прав.

Данным законом предусмотрен механизм начисления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) вместо натуральных льгот.

Последние изменения в законодательном регулировании

В 2020 году кардинальных изменений в законодательстве Российской Федерации по вопросу льгот и их монетизации не произошло.

С 1 февраля была традиционно проведена индексация ЕДВ с учетом инфляционных тенденций, а также стоимости НСУ (набора социальных услуг):

В 2020 году проводится работа по созданию Единой государственной информационной системы социального обеспечения, которая должна войти в действие с 2020 года.

В данной системе будет проводиться персональный учет всех лиц, имеющих право на получение льгот, а также суммы и виды государственной помощи, которыми воспользовался каждый гражданин.

Создатели ресурса рассчитывают, что это позволит проконтролировать все случаи, когда льготник одновременно получает льготы на нескольких уровнях, и устранить данные факты.

Одновременно каждый гражданин получит возможность узнать о своих правах и причитающихся ему выплатах социальной помощи.

Как осуществляется монетизация льгот

Механизм монетизации предусматривает добровольность решения граждан по вопросам получения льгот.

В настоящее время действуют следующие тарифы монетизации, которые включаются в ЕДВ, т.е. ежемесячно гражданин получает фиксированную сумму независимо воспользовался он данной льготой или нет:

Общая сумма надбавки к пенсии или пособию составляет 1048,97 рублей на федеральном уровне. В каждом регионе вопрос с монетизацией льгот местного уровня решается индивидуально.

Так повсеместно распространенный бесплатный проезд в местном транспорте для льготных категорий в ряде городов меняется на фиксированные перечисления на счет сумм от 100 до 400 рублей. Заявление на предоставление льготы можно .

Использование данной возможности разных категорий граждан в Москве

Государственная политика предусматривает, что регион, предоставляющий льготы на своем уровне, должен оплачивать их из собственного бюджета.

В связи с этим большинство региональных образований не только прекратить расширять перечень видов социальной помощи, но и сокращают количество категорий населения — льготников.

Не стала исключением и Москва. Не так давно был отменен бесплатный проезд в городском транспорте для всех категорий, кроме получателей федеральных льгот.

Пенсионеры

Пенсионеры, проживающие на территории России, в различных регионах могут воспользоваться такими льготами, как:

  • сниженные в процентном отношении тарифы на коммунальные услуги, включая электричество, телевидение и телефон;
  • бесплатные поездки на городском транспорте;
  • частичная или полная компенсация стоимости лекарств.

Жители Москвы пенсионного возраста могут получить денежную компенсацию за коммунальные платежи на сумму, превышающую 20% дохода. Также они имеют право:

  • на бесплатное медицинское обслуживание с выездом врача на дом;
  • на путевку в санаторий за счет бюджета не чаще одного раза в год;
  • бесплатные стоматологические услуги.

Пенсионеры Подмосковья получают в год одну тысячу рублей, если им необходимы поездки в Москву, в том числе — 400 рублей для консультации и 600 рублей – на лечение.

Многодетные семьи

В каждом регионе имеются свои особенности в отношении семей с детьми, начиная с того, сколько детей необходимо, чтобы считать семью многодетной и заканчивая перечнем причитающихся выплат и предоставляемых льгот.

Самые распространенные льготы для многодетных родителей, которые можно монетизировать:

  • бесплатный проезд по городу детям и одному из родителей;
  • компенсация медикаментов;
  • путевки в детские лагеря отдыха;
  • сниженные коммунальные тарифы.

В Москве дополнительно существуют:

  • компенсация подорожания потребительской корзины;
  • возмещение платы за городской телефон;
  • снижение стоимости услуг ЖКХ пропорционально количеству детей.

Если количество детей больше пяти, то дополнительно выплачивается ежемесячная сумма на покупку детских вещей на каждого ребенка.

Инвалиды

Лица с ограниченными возможностями пользуются значительным перечнем региональных льгот практически на всей территории страны. В этот список входят:

  • проезд в городском транспорте без оплаты;
  • бесплатные путевки на лечение, включая проезд до санатория;
  • компенсация стоимости лекарств, ортопедических товаров и медицинских услуг, включая протезирование конечностей и зубов.

Инвалидам, проживающим в Москве, дополнительно предоставляются услуги социального такси.

Ветераны труда

Ветераны труда, имеющие соответствующие удостоверения, в различных регионах страны пользуются такими же льготами как пенсионеры, только суммы компенсации имеют больший размер, например, 50% а не 25% стоимости ЖКХ.

Среди исключительных видов льгот можно назвать частичную компенсации билетов на поезд за исключением летнего сезона.

Московские ветераны пользуются всеми льготами или их монетизированным выражением, как льготники федерального уровня.

Матери-одиночки

Льготы, которые предоставляются матерям-одиночкам, в основном находятся в сфере трудового законодательства и касаются режимов работы и возможности увольнения.

Денежная форма присуща таким льготам, как:

  • бесплатные медикаменты ребенку до достижения трехлетнего возраста;
  • неоплачиваемые путевки в детский лагерь.

В Москве одиноким матерям дополнительно частично компенсируют стоимость детского сада.

Главные правила оформления

Для монетизации своего права на льготы гражданину необходимо обратиться в орган Пенсионного фонда с соответствующим заявлением:

Срок действия выбранного порядка неограничен по времени, т.е. не нужно ежегодно подавать новое заявление.

На что обратить внимание

Процедура монетизации имеет несколько нюансов, на которые нужно обратить внимание, подавая заявление:

  • если одинаковые льготы предоставляются на федеральном и региональном уровнях, то гражданин может пользоваться выплатами только одного из них. При подаче заявления данный вопрос проверяется сотрудниками Пенсионного фонда ;
  • каждое лицо имеет право самостоятельно выбирать те виды льгот, которым он предпочитает денежные выплаты. Так, жители городов и сел, имеющие автомобиль, могут безболезненно отказаться от бесплатного проезда, оставив право на бесплатное лечение в санаториях. Граждане, не нуждающиеся в бесплатных лекарствах или не получающие их по разным причинам, имеют право на денежную замену, которую могут потратить на любые нужды;
  • различные регионы проводят собственную политику в отношении льгот, поэтому при переезде на новое место жительства, необходимо сначала ознакомиться с нормативными региональными актами, а затем принимать решение по поводу получения льгот или их монетизации.

Льготы – это дополнительные или преимущественные права, которые предоставляются государством либо региональными властями оговоренным категориям населения. Распространены такие преференции, как ежемесячные доплаты, повышенные пособия, пенсии, стипендии. Льготы могут существовать в качестве освобождения от оплаты либо скидок на оплату налогов, транспортных и ЖКХ услуг.

Льготы как социальное явление унаследованы РФ от распавшегося Союза. По своей природе они являются атрибутом административно-командной экономики. С позиций рынка невозможно объяснить, по какому праву государство гарантирует бесплатный проезд льготнику в ущерб коммерческому перевозчику или почему работодатель воина-интернационалиста обязан оплатить ему дополнительное образование.

До 1980 года льготники в СССР составляли мизерную часть населения, а государственные преференции предоставлялись за особые заслуги. В период 1980-1990 количество привилегий, приоритетных прав и скидок для разных категорий граждан увеличивалось в геометрической прогрессии. Причиной тому были популистские решения, принятые под влиянием левых сил.

По состоянию на 2005 год существовало около 120 видов преференций и 200 категорий льготников. Количество людей, для которых были предусмотрены те или иные привилегии, достигало 70% населения. Это около 103 миллионов человек, из которых:

  • 20 000 000 – ветераны труда;
  • 5 200 000 – труженики тыла.

О проблемах системы свидетельствует следующее:

  • гарантированные законодательством льготы требовали финансирования в объеме, впятеро превышающем выделяемые средства;
  • сравнение перечней федеральных и региональных льготников выявило разницу в 8 миллионов человек;
  • в СМИ регулярно появлялась информация о коррупционных схемах вокруг натуральных льгот, в том числе – о невозможности получить бесплатные лекарства, которые сбываются на черном рынке.

Каким актом произведена монетизация льгот?

Документом, который изменил ранее сформированный подход к льготам, стал ФЗ от 22.08.04 №122 или, как его окрестили государственные деятели и простые россияне, закон о монетизации. Интересно следующее:

  • слово «монетизация» в тексте закона отсутствует и является лингвистическим новообразованием;
  • официальное название нормативного акта почти не используется, поскольку состоит из 59 слов и занимает 8 строк;
  • его характер и содержание по сложности соответствует названию: ФЗ не является системным актом, а представляет собой перечень изменений в более чем 150 других законов; приблизительно столько же натуральных льгот им было отменено;
  • ФЗ №122 состоит из преамбулы и 156 статей, 25 из которых по состоянию на начало 2015 года исключены или утратили силу.

Закон №122, которым введена монетизация льгот:

  • ввел правило относительно льготников на будущее: тот, кто учреждает льготы, выплачивает их из собственного бюджета;
  • по-новому распределил ответственность за реализацию скидок и преференций между центром и регионами: если ранее за основу был взят вид льгот, то с 2005 – категория льготников;
  • не имеет обратного действия (что правильно с точки зрения законодательной техники): те, кто встал на квартирный учет до 01.01.05, обеспечиваются жилплощадью из федерального бюджета, а те, кто после – из регионального в порядке ЖК РФ.

Монетизация льгот регионального уровня

Относительно ветеранов труда, пенсионеров по возрасту и других правообладателей регионального уровня, субъектам РФ предоставлено право монетизировать преференции по общегосударственному образцу либо оставить их в натуральном виде.

Правительство понуждает местные власти переходить к замене натуральных льгот денежными. С одной стороны, с 2005 года им гарантирована субвенция из федерального бюджета в размере 40% от понесенных издержек на выплаты льготникам. С другой – государство упразднило практику «переваливания» на коммерческих поставщиков услуг бремени расходов, связанных с реализацией льгот. Например, сохранив право бесплатного проезда пенсионерам, региональные власти обязаны оплатить услуги транспортных организаций. Причем не просто договориться о бартерных вариантах, а именно рассчитаться живыми деньгами.

Пилотные проекты полной монетизации льгот были реализованы в Тверской, Вологодской и Пензенской областях, а также в Татарстане. Большая часть регионов остановилась на смешанной системе денежно-натуральных преференций. Есть и те, кто напрочь отказались от внесения изменений в систему льгот.

Монетизация льгот: 10-летние итоги

Реформа по замене натуральных привилегий деньгами в 2005 вызвала массовые протесты в крупных городах, в то время как льготники в сельской местности были довольны новой политикой. Причиной тому стала смена баланса выгод. Например, для жителей крупных городов переход от бесплатного проезда в транспорте к денежной компенсации часто убыточен. И наоборот, сельским жителям, которые льготой практически не пользовались, выгодно ее получение деньгами.

Отмена некоторых преференций и смена схемы их предоставления негативно отобразилась в основном на «афганцах», «чернобыльцах» и пенсионерах по возрасту. Последние в большинстве регионов оказались совсем без льгот. Многое зависело от региональных властей. Москва изыскала средства для реанимации большинства преференций в том виде, как они существовали на федеральном уровне до 2005. В культурной столице недовольство компенсационными выплатами вылилось в массовые протесты.

Далее система выплат за льготы совершенствовалась, и они увеличились. Повысилось и довольствие военных. В 2008 была проведена монетизация льгот по ЖКХ-услугам. Однако этот процесс в каждом регионе проходил по-разному.

Действующая система не идеальна, но однозначно прогрессивна. Ее «побочными» полезными явлениями стали:

  • способствование развитию муниципального транспорта, обновлению автопарков;
  • улучшение материальной базы учреждений, предоставляющих ЖКХ-услуги;
  • реформирование сферы естественных монополий;
  • ответственное отношение к введению льгот (установление новых преференций возможно только в случае финансового обоснования).

Ежемесячная денежная выплата общефедеральным льготникам в 2015 году

Этот вид финансовой помощи установлен вместо натуральных льгот (кроме проезда на пригородных электричках, бесплатного обеспечения медпрепаратами и санаторного лечения). Действовавшие до 2005 натуральные льготы сохранены малочисленной группе льготников – Героям СССР, чернобыльским ликвидаторам и некоторым другим.

ЕДВ выплачивается в качестве доплаты к пенсии из федерального бюджета таким категориям лиц:

  1. участникам/инвалидам ВОВ;
  2. обитателям блокадного Ленинграда (читайте также: льготы детям войны);
  3. служившим в ВС 1941-1945, которые не приняли участия в боевых операциях;
  4. малолетним узникам нацистов;
  5. супругам и наследникам погибших участников/инвалидов войны;
  6. ветеранам боевых действий (читайте подробнее: льготы ветеранов боевых действий);
  7. инвалидам независимо от групп (читайте подробнее: льготы инвалидов в 2015 году);
  8. пострадавшим на ЧАЭС.

ЕДВ насчитывается в заявительном порядке. Получить ее за прошедший период невозможно, даже при наличии законных оснований. Обязанность собирать документы и подтверждать свое право возложена на правообладателя. Выплата индексируется ежегодно до 01.04 на размер инфляции. В 2015 индексация запланирована в 5,5%.

Размер ЕДВ до 01.04.15 составил:

Кроме ЕДВ, из федерального бюджета производятся также компенсационные выплаты. Они положены гражданам, на законных основаниях ухаживающих за:

  • инвалидом I гр.;
  • ребенком-инвалидом;
  • престарелым от 80 лет либо нуждающимся в посторонней помощи по медзаключению.

Федеральным льготникам, кроме ЕДВ, положен также соцпакет, который по решению получателя льготы может быть предоставлен в натуральной либо денежной форме. Полный соцпакет в 2015 году включает (руб.):

  • бесплатный проезд – 92,89;
  • санаторное лечение – 100,05;
  • медпрепараты – 646,71.

До 01.10 льготник уполномочен проинформировать ПФ РФ о своем решении получать льготу в грядущем году в натуральном или монетизованном виде. Сделать это достаточно один раз – решение будет действовать на будущее. Передумать можно раз в году; для перехода к монетизации и назад достаточно заявления в ПФ РФ до 01.10.

На нашем сайте вы можете в течение 5 минут получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста!

Для отдельных категорий льготников предусмотрены соцпакеты, включающие дополнительное материальное обеспечение. Оно гарантируется малолетним узникам концлагерей и инвалидам, получившим травму/увечье/контузию, участвуя в военных операциях – 1 000 руб.; участникам ВОВ, узникам концлагерей – 500 руб.

Термин «монетизация льгот» знаком всем, кто так или иначе связан с получением социальной помощи от государства. Рассмотрим, что принесла монетизация льгот ветеранам труда и как лучше воспользоваться своими льготами в каждом конкретном случае.

Что такое монетизация льгот

При создании системы льгот в российском законодательстве они были установлены в натуральном виде. Это означало то, что льготник пользовался услугой (например, проездом в общественном транспорте) бесплатно или со скидкой. Затем поставщик услуги (в нашем примере – транспортная компания) получал компенсацию из бюджета.

Такая система имела ряд недостатков. Поставщики услуг нередко получали денежные средства с большой задержкой, что ухудшало их финансовое состояние.

И сами льготники находились в неравном положении. Например, жители сельской местности, которые редко пользуются общественным транспортом, по сути «не выбирали» полагающуюся им «транспортную» льготу.

Поэтому было приняло решение о замене части льгот ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ). Соответствующие изменения в законодательство внес закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений…». На практике этот акт часто называют «законом о монетизации льгот».

ЕДВ на федеральном уровне заменила три вида льгот:

  1. Санаторно-курортное лечение.
  2. Проезд в общественном транспорте.
  3. Бесплатное предоставление медикаментов.

Что принес закон о монетизации льгот ветеранам труда

Размер ЕДВ для разных льготных категорий установлен ст. 23.1 закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах». Однако ветеранов труда в этом списке нет. Дело в том, что закон № 122-ФЗ не только ввел монетизацию льгот, но и передал полномочия по социальной поддержке ветеранов труда на региональный уровень, внеся изменения в ст. 22 закона № 5-ФЗ.

В регионах монетизация ветеранам труда в большинстве случаев была введена по принципам, аналогичным федеральному уровню.

Вывод

Монетизация льгот ветеранам труда в 2018 году осуществляется на уровне субъектов РФ. Региональные выплаты ветеранам обычно включают в себя компенсацию затрат на проезд, санаторно-курортное лечение и получение лекарств. Кроме того, во многих регионах «монетизирована» и льгота по оплате коммунальных услуг.

Монетизация льгот – позволяющая заменить льготы пенсионерам денежными выплатами. В этой статье мы подробно разобрались как правильно поступить, от каких льгот можно отказаться в пользу денег, и на какие суммы можно рассчитывать. Читайте обо всем этом ниже.

Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, была проведена для урегулирования вопроса компенсации официальным категориям льготников, которых до указанного времени «набралось» более половины населения страны. Монетизация льгот должна была восстановить убытки федерального бюджета, которые образовались вследствие обязательного предоставления компенсации.

Понятие «монетизация льгот» и ее воплощение привело к массовым забастовкам по всем городам России. Все основывалось на том факте, что в короткие сроки у людей льготной категории стали «отбирать» определенные привилегии, но при этом предусматривалась денежная доплата, которая могла быть использована для покрытия пробела в собственном бюджете.

Процедура была проведена после заключения, что почти все льготники не могут воспользоваться представленными льготными услугами в полном объеме. К примеру, на инвалида первой группы выделяются средства для посещения санаторно-курортного лечения, но получатель не может воспользоваться подобной возможностью.

Сейчас можно подать отказ от льгот подобного характера и получать за это денежную компенсацию.

Федеральный закон о монетизации льгот № 122 регулирует всю процедуру. К общему списку свода законов, регулирующих вопрос, следует отнести и ФЗ № 178 2015 года, содержащий весь перечень услуг, от которых льготные категории могут отказаться – к примеру, от лекарственного обеспечения или бесплатного проезда в общественном транспорте. Подать заявление на отказ следует до 1 октября текущего года. Заявка вступит в силу с января следующего года.

От каких льгот можно отказаться в пользу денег

Законами предусмотрены денежные выплаты на:

  • лекарственное обеспечение;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд в транспорте.

В индивидуальных случаях можно получить выплаты для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с представленным списком возможны следующие действия:

  • отказ от льготы на лекарства;
  • отказ от бесплатного получения лекарств и лечения в государственных медицинских учреждениях;
  • отказ от предоставления денежных средств на проезд.

Отказаться можно только от одной льготно предоставляемой услуги, частично или полностью.

Категории льготников

Монетизация льгот предусмотрена только для определенных категорий граждан. Право на получение денежной замены предоставляется следующим лицам:

  • инвалидам;
  • пенсионерам;
  • многодетным семьям;
  • ветеранам труда;
  • матерям-одиночкам;
  • ветеранам боевых действий;
  • детям-инвалидам.


Размер денежной компенсации

Монетизация льгот влечет обязательную ежегодную переиндексацию денежных выплат. На 2020 год замена натуральных льгот денежными компенсациями представляется в следующих размерах:

  • 833 рубля 79 коп. – сумма для оплаты лекарственных средств;
  • 128 рублей 99 коп. – выплаты по пособиям относительно санаторного лечения;
  • 119 рублей 75 коп. – на оплату проезда на пригородном ж/д транспорте и общегородских транспортных средствах.

В соответствии с этим, предусмотрено ежемесячно выплачивать 1082 рубля 53 копейки. Суммы указаны на 2020 год, основные положения не были заменены.

Как оформить отказ от льгот

Монетизация льгот предусматривает обязательное подписание отказа от предоставления «условной» компенсации. Только официальный отказ от льгот влечет предоставление денежной суммы к имеющейся пенсии и дотациям. Чтобы воспользоваться денежной компенсацией, надо осуществить следующие действия:

  1. Написать заявление в Пенсионный Фонд, в котором указать наименование организации получателя, а также собственные данные. Прописать просьбу в отказе от выбранной компенсации.
  2. Заявление на отказ следует подать до 1 октября текущего года. Представленные заявки делают ежегодно, чтобы с января следующего года получать компенсации в денежном эквиваленте.
  3. В случае необходимости можно вернуть льготы до 31 октября – то есть в течение месяца. Для возврата также следует подавать заявление на отказ в монетизации.

Дополнительных действий в монетизации проводить не придется. Поданную заявку рассматривают госслужащие регионального уровня, которые сверяют верность поданной информации о заявителе.

Чтобы получить компенсации, необходимо представить следующий перечень документов:

  • оригинал и копию паспорта гражданина РФ;
  • оригинал и копию пенсионного удостоверения;
  • удостоверение-основание, доказывающее наличие прав пользования льготами заявителю;
  • заявление – зачастую выдают готовый бланк, также заполнить форму могут сами сотрудники Пенсионного фонда.

В зависимости от ситуации, возможно, потребуются дополнительные документы. К примеру, если оформление отказа от льгот проводится представителем ребенка с наличием инвалидности, необходимо дополнительно подать оригинал и копию свидетельства о рождении.


Плюсы и минусы монетизации льгот

Новшество повлекло массовые споры с ни в чем не повинными людьми. Так, при отмене бесплатного проезда представители льготных категорий стали ругаться с кондукторами, которые не имеют никакого отношения к действиям Правительства страны.

К остальным недостаткам относят следующие моменты:

  • споры и недовольства граждан – регулярные изменения влекут массовые протесты с митингами возле администраций населенных пунктов;
  • необходимость ежегодного посещения Пенсионного Фонда с обязательной подачей заявления на отказ;
  • нехватку полученной компенсации для восполнения необходимого приобретения услуг.

Зачастую льготники сетуют на факт, что монетизация льгот в виде полученной единовременной компенсации не может покрыть тот расход, который последовал в текущем месяце. Но при тщательном подсчете затраченных денежных средств льготники остаются с незначительной прибылью.

К примеру, пенсионерам и прочим категориям населения не удается получить льготных средств в результате развития заболевания – приходится тратить собственные деньги. От льгот в виде оплаты лекарственных средств нельзя отказываться в том случае, если имеются хронические заболевания с вероятностью обострения.

Рассмотрим преимущества, которые влечет монетизация льгот:

  • при отсутствии возможности прожить на одну пенсию, можно получить денежную компенсацию за услуги, которыми льготники не могут воспользоваться в полной мере;
  • полученная компенсация тратится на индивидуальные нужды, а не «оседает в карманах» Правительства вследствие не востребованности;
  • значительную помощь теперь получают жители деревень, которые не могут пользоваться общественным транспортом в черте своего населенного пункта.


Ответить на вопрос, полезна ли процедура монетизации для граждан, практически невозможно. В данном случае все индивидуально. К примеру, мама-одиночка имеет возможность получения льготных лекарств на ребенка, который болеет максимум 1 раз в год. Отказавшись от них, она может ежемесячно получать денежную компенсацию, на которую купит что-то необходимое ребенку.

Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот. Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте. В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.

Закон о монетизации

Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года. На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета. Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

  1. коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
  2. хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
  3. убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
  4. несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

  1. Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
  2. Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
  3. Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.

Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране. Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией. С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.


Перечень подлежащих монетизации льгот

Монетизации подлежат льготы из так называемого набора социальных услуг (далее НСУ), предусмотренного законом №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О гос. социальной помощи».

Статья 6.2 закона устанавливает следующий состав НСУ.

  1. Обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и изделиями по рецепту врача. Детям-инвалидам дополнительно полагается специализированное лечебное питание.
  2. Предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения.
  3. Льготный проезд до места лечения на железнодорожном пригородном и международном транспорте в обе стороны.

Несовершеннолетние инвалиды, а также лица с 1 группой инвалидности в рамках НСУ получают дополнительные путевки в санаторий и оплату дороги в обе стороны для сопровождающего лица.

Кто вправе монетизировать льготы?

Гарантированно отказаться от социального пакета в пользу денег могут федеральные получатели НСУ. Их перечень закреплен ст. 6.1 закона №178-ФЗ и представлен следующими категориями граждан:

  • инвалидами войны;
  • участниками ВОВ;
  • участниками боевых действий на территории Афганистана, Чечни и других иностранных государств;
  • блокадниками Ленинграда;
  • лицами, имеющими стаж работы на военных объектах в период ВОВ;
  • гражданами, проходившими военную службу в годы ВОВ, но не участвовавшими в боевых действиях;
  • членами семей погибших участников ВОВ и иных боевых действий;
  • инвалидами, в том числе несовершеннолетними.

Региональным льготникам возможность заменить привилегии денежной компенсацией предоставляется в зависимости от политики местных властей. В большинстве субъектов РФ принята смешанная схема, при которой монетизировать можно только определенные виды льгот. Чаще всего денежные компенсации назначаются за право бесплатного пользования местным общественным транспортом.

Перечни региональных льготников могут различаться, но, как правило, в них попадают:

  • ветераны труда;
  • дети-сироты;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • лица, пострадавшие от радиации;
  • малоимущие граждане;
  • врачи и учителя из сельской местности.

Региональных льготников не всегда наделяют правом выбора между натуральной и денежной формой предоставления госпомощи. Например, для ветеранов труда ряд льгот заменен фиксированной денежной выплатой.

Оформление денежной компенсации

Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:


  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
  • справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).

В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.

При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.

Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2020 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2020 год. Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан. При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.

Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.

Размер выплат

Денежная компенсация НСУ подлежит индексации с 1 февраля каждого года. Ее последняя величина установлена постановлением Правительства №74 от 26.01.2018 года и составляет 1075,19 рублей. В состав выплаты входит:


  • 828,14 рублей за медикаменты;
  • 128,11 рублей за путевки в санаторий;
  • 118,94 рублей за компенсацию проезда до мест отдыха.

Федеральным льготникам выплата ежемесячно перечисляется вместе с ЕДВ. Если какие-то льготы были сохранены, выплата уменьшается на соответствующую им сумму.

Размеры региональных компенсаций устанавливаются властями субъектов РФ. Например, пенсионерам Московской области раз в год выплачивают 1000 рублей в качестве компенсации проезда в столицу. Во многих регионах предоставляется фиксированная выплата за проезд в городском транспорте, размер которой варьируется в пределах 400-700 рублей. О местных льготах и компенсациях можно узнать в территориальных органах соц. защиты.

Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?

Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).

Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране. Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа. Такие выплаты в 2020 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.


Пенсионеры, не имеющие дополнительных льготных оснований, могут рассчитывать только на компенсации по капитальному ремонту:

  • после 70 лет – в размере 50%;
  • после 80 лет – в размере 100%.

На уровне субъектов РФ пенсионерам со званием ветерана труда выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой в среднем по стране составляет 600 рублей. Состав дополнительных выплат может различаться в зависимости от региона. Это могут быть компенсации проезда в городском транспорте, услуг телефонной связи и т. п.

Закон о монетизации льгот в свое время вызвал бурный протест со стороны льготников, но сегодня многие добровольно отказываются от натуральной помощи в пользу денежных выплат. Это сельские жители, лица, не нуждающиеся в медикаментах, а также те, кто по состоянию здоровья не может отправиться в поездку. Таким гражданам выгоднее получить компенсацию, пусть и в очень скромном размере, чем сохранять льготу, которой они все равно не имеют возможности воспользоваться.