Диета для похудения подростку 14 лет девочке. Как похудеть девочке подростку

«Имею право на семью»
Тема: Дети­сироты
Автор работы: КУдасова Полина
Ученица 2 класса МОУ «СОШ № 60» г. Саратова
Руководитель: Карпенко И.В.

г. Саратов 2017
Маленькая страна ­ это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
У каждого из Вас есть своя семья. Я не исключение. У меня, как и у Вас,
есть мама и папа. Меня по утрам целуют и отправляют в школу, затем я бегу
домой, встречаюсь с родными и близкими мне людьми, мы весело и с пользой
проводим время: посещаем выставки и музеи, читаем интересные книги,
делимся друг с другом секретами. И я раньше даже не задумывалась о том, что
может быть по­другому. Что может не быть такого привычного мира под
названием дом и семья. В нашей стране есть дети, которые не имеют этого
мира. Это дети, которые живут в детских домах. Дети­сироты.
СЕМЬЯ!
Каждый человек, а тем более маленький, должен иметь свой дом.
Чувствовать рядом мамину ласку, её заботу. Чувствовать, что он кому­то
нужен.

По воскресеньям с мамой и папой мы смотрим любимую всеми
нами телепередачу «Пока все дома» с телеведушим Тимуром Кизяковым.
Именно она помогла мне посмотреть на мир другими глазами. В рубрике этой
телепередачи «У вас будет ребенок» Тимур Кизяков вместе со своей женой
Еленой Кизяковой помогли 70 подмосковным ребятишкам, волею судеб
оказавшихся в детских домах и интернатах, обрести свой дом. Я задумалась…
Откуда берутся дети­сироты???
Из разговора с мамой я узнала, что одних оставляют сразу же после
рождения в больнице. Других оставляют в канавах, на лестничных площадках.
А кого­то вынуждены забирать из семей, где дети стали не нужны.

Они живут в детских домах, о них заботятся, и у них есть все самое
необходимое. Но нет самого главного – теплых маминых рук, папиной
твердости, уютного домашнего очага и вкусных бабушкиных пирожков.
Я решила узнать мнение о детях­сиротах у одноклассников и педагогов
нашей школы и провела анкетирование.
Вопросы для одноклассников:
1. Кто такие дети­сироты?
2. Беспокоит ли Вас судьба детей­сирот?
Вопросы для педагогов:
1. Как Вы можете помочь детям­сиротам?
2. Если бы у Вас была возможность усыновить или взять под опеку
ребенка. Вы бы это сделали?
Одноклассники (20 учеников)
Кто такие
дети­
сироты?
у
0
Вы
Педагоги (20 педагогов)
Как
можете
помочь
детям­
сиротам?
Материально
­
20
педагогов

0
Дети,
которых
нет
родителей

20
учеников
Да – 18
учеников

Хотели бы
вы помочь
детям­
сиротам?
Готовы взять
под опеку –
12 педагогов
Не готовы

8
педагогов

Нет – 3
ученика
Если бы у
Вас была
возможность
усыновить
или взять
под опеку
ребенка, Вы
бы
это
сделали?

В ходе анкетирования были получены следующие результаты: мои
сверстники знают, что сироты ­ это дети у которых нет дома и родителей. На
второй вопрос 18 учеников ответили, что очень хотят помочь таким детям.
Педагоги моей школы готовы оказать материальную помощь. И 12 педагогов
даже готовы взять под опеку таких ребят.

Проанализировав ответы, я пришла к мнению, что очень многих
волнуют судьбы таких детей. И все понимают, что никто и никогда не заменит
им родную маму, человека, который будет заботиться и любить. И с замиранием
в сердце переживать взлеты и падения своего ребенка. И каждый из них
мечтает жить в своей семье, и им всем снится мама, «которая придет и заберет
его домой».
Конечно, мы не можем в один миг изменить жизнь этих детей, дав
каждому ребенку семью. Но своими добрыми поступками можем сделать их
жизнь чуточку светлее, помогая детским домам.

В нашей стране, да и во всем мире, очень много людей, которые
помогают детским домам и забирают детей в свои семьи. Из них такие
знаменитости, как Анджелина Джоли, Мадонна, из российских ­ известный
адвокат Михаил Барщевский, да и сам Тимур Кизяков. В самом Саратове очень
много таких семей. Одна из них семья Ильюшиных, в которой живут 10 детей.
Когда мы жили в городе Ясный, я с мамой передавали в детский
дом игрушки и одежду. Одному из детских домов Саратова помогает моя
учительница. В апреле месяце мы решили с моими родителями и классным
руководителем провести акцию в школе «Помоги детям». Все это ­ маленькая
капелька в этом огромном океане горечи. Но воспитывая нас в духе семейного
единства и формируя ценностные представления о семье с дошкольного
возраста, наша страна, родители, учителя надеются, что наше поколение не
будет оставлять своих детей, а будет их растить в семье, где царят ласка,
любовь и забота. Ведь каждый ребенок имеет право на семью!

«Имею право на семью». Семья – это «семь я», то есть много, а не один человек. Семья – это когда все вместе, все друг за друга. А вот как объясняет значение семьи толковый словарь: «Семья, группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Думаю, что толковому словарю можно доверять, так как составляли его очень умные люди, по крупицам собирая знания наших предков. Да и мнения учёных на этот счёт тоже совпадают со словарём. Ведь по их признанию «… семья – это величайшая социокультурная ценность, которая когда-либо за всю историю существования человечества создавалась».

Слайд 6 из презентации «По обществознанию право семья ребенок»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «По обществознанию право семья ребенок.pptx» можно в zip-архиве размером 678 КБ.

Скачать презентацию

ЕГЭ по обществознанию

«Обществознание ЕГЭ» - Обществознание 2011 год. ЕГЭ обществознание в 2011г. Ответы заполняются в бланке, как горизонтально, так и вертикально. СРОКИ ЭКЗАМЕНОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМ дисциплинам в 2011 году. Особенности единого государственного экзамена. Обратите внимание! Важно! Готовиться к экзамену необходимо по школьным учебникам и пособиям, которые рекомендованы ФИПИ.

«ЕГЭ по обществознанию 2012» - Уровень С. Число заданий. Бизнес-информатика. Источники для подготовки к экзамену. Кодификатор элементов содержания. Содержание в разных вариантах. Обществознание. Система оценивания отдельных заданий. Задания на анализ источников. Сроки сдачи ЕГЭ по обществознанию. Сформированность умения. Экзамен.

«Типовые задания ЕГЭ по обществознанию» - Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ. Конституция в иерархии правовых актов. Назовите 3 элемента духовной сферы общественной жизни. План не раскрывает предложенной темы. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. За полное и правильное выполнение задания выставляется 5 баллов.

«ЕГЭ по истории и обществознанию» - Признаки, при помощи которых текст может быть отнесён к жанру эссе. Клише, которые можно использовать при написании эссе. Единый государственный экзамен по обществознанию и истории. Рекомендации ученикам. На основании отчета ФИПИ можно вывести следующие рекомендации. Что может усилить и украсить эссе.

«Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию» - Деятельность человека. Соответствие между науками. Немецкий психолог и педагог. Прочитайте текст. Установите соответствие. Восполните пробел. Характеристики. Понятие, соответствующее определению. Черты, свойственные только творческой деятельности. Утверждения о свободе личности. Процесс самопознания.

Прияткина Марина- ученица 11 А кл. МАОУ "Гимназия №1"г.Балаково, Саратовская область

У каждого ребёнка во всём мире есть множество разных прав. Право на жизнь, на гражданство, на семью и т. д.. Государство всеми силами пытается обеспечить ребёнку необходимые условия проживания в современном обществе. Но часто даже самые большие затраты времени и средств, направленные на улучшение жизни детей, не помогают ребёнку достичь столь необходимого в его возрасте счастья и душевного равновесия, а непоправимо вредят психике малышей, не понимающих, почему же им так катастрофически не повезло потерять родительскую любовь, нежность и ласку! Ведь одним из главных прав ребёнка является право на семью

Скачать:

Предварительный просмотр:

Имею право на семью.

У каждого ребёнка во всём мире есть множество разных прав. Право на жизнь, на гражданство, на семью и т. д.. Государство всеми силами пытается обеспечить ребёнку необходимые условия проживания в современном обществе. Но часто даже самые большие затраты времени и средств, направленные на улучшение жизни детей, не помогают ребёнку достичь столь необходимого в его возрасте счастья и душевного равновесия, а непоправимо вредят психике малышей, не понимающих, почему же им так катастрофически не повезло потерять родительскую любовь, нежность и ласку! Ведь одним из главных прав ребёнка является право на семью .

Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Права ребёнка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Дети изначально, по своему характеру, стремятся наладить доверительные, основанные на любви отношения в семье. Только часто их родители не позволяют им сделать этого, отдавая в детские дома, отказываясь получить от ребёнка, может быть, толику любви – глоток свежего воздуха в скучной повседневной жизни. Многие семьи, воспитывающие детей, признаются, что с их появлением появляется смысл жизни, становится понятно ради кого жить. Только многие люди, как раз, не понимают, что дети – это цветы жизни, за которыми нужно ухаживать, но которые обязательно в будущем принесут радость. Они отдают их в детские дома или своим невниманием заставляют уходить из дома. Так появились одни из страшнейших понятий этого мира, так появились дети, которых в обществе называют детдомовцами и беспризорниками .

По данным Государственной думы, в России не соблюдается 13 основополагающих статей Конвенции ООН по правам ребенка. 18 из 37 миллионов детей в настоящее время находится в зоне социального риска. Кроме того, в России насчитывается 533 тысячи детей-сирот. С 1991 г. на 33 процента увеличилась заболеваемость туберкулезом среди детей, а общая смертность в результате этого заболевания выросла на 82 процента.

Проблемы беспризорничества и сиротства остро стоят в современном мире. 31 мая 1935 года, 75 лет назад, Совнарком СССР принял постановление о ликвидации детской беспризорности. Пришла пора готовить аналогичное комплексное постановление – отдельными законами положение не исправить.

В России сегодня:

700 тыс. сирот (в том числе 650 тыс. при живых родителях);

Около 4 млн. латентных сирот (тех, на кого родителям просто плевать, но официально они живут в семьях);

В среднем около 3 млн. беспризорных (зимой их число падает примерно до 1,5 млн., летом - поднимается примерно до 5 млн);

Около половины русских детей знакомы с наркотиками;

Практически все к 16 годам чаще или реже употребляют алкоголь;

Курят к 16 годам 70%;

Относительно здоровы всего 5% детей;

Ежегодно бесследно исчезают до 40 тыс. русских детей. Большинство из них идут на продажу в рабство для порностудий, в публичные дома или на органы (в России создан бездонный, никем не контролируемый «донорский» резервуар «запчастей» - снежным комом нарастающая детская беспризорность).

Остальные гибнут не столько от рук маньяков (как любят говорить), сколько от рук богатых извращенцев; к вышеуказанному пункту надо приплюсовать примерно 5 тыс. детей, ежегодно официально продаваемых в рабство "на усыновление"; интересуются чем-то иным, кроме секса, поп-музыки и спорта (в качестве фанатов) всего 3% детей и подростков; читают книги регулярно около 1%; 10% детей неграмотны; совершают самоубийства ежегодно до 8 тыс., неудачные попытки - вдвое больше детей и подростков...

Проблема сиротства и детской беспризорности на территориях стран бывшего СССР (Новых Независимых Государств) достигла кризисных масштабов. Темпы роста сиротства так высоки, что если они сохранятся, то уже через десять-пятнадцать лет значительную часть общества составят граждане, которые не знают, что такое семья и семейные ценности. К тому же, дети-сироты оказались самыми беззащитными, самыми бесправными. В 99 случаях из 100 чиновники предпочитают передать ребенка в детский дом вместо обустройства его жизни в семье. Государства не предпринимают практических и действенных мер для соблюдения прав детей, предусмотренных нормами международного права и даже собственного законодательства. Более того, государственные органы сохраняют и стимулируют развитие сиротства. К примеру, за последние 10 лет в России практически не создано ни одной приемной семьи, а существующие около 400 таких семей поставлены на грань выживания.

В наших странах – сотни негосударственных и некоммерческих организаций, защищающих права детей. Однако в большинстве случаев они действуют разрозненно, что не дает возможности эффективно влиять на государственную политику в области соблюдения прав детей, в первую очередь, тех, кто остался без попечения родителей. Общественные организации в этой ситуации вынужденно выполняют лишь локальные задачи защиты ребенка, не решая проблемы в целом.

Посмотрим правде в глаза. Ребенок, находясь в интернатном учреждении, часто отстает в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Видна его неготовность к социальной и семейной жизни. Такие дети часто замкнуты и тяжело идут на контакт с другими детьми и взрослыми. После того как такой ребенок попадает в приемную семью, уже черед полгода или год наблюдаются позитивные изменения в его психологическом портрете. Стабилизируется его эмоциональное состояние, исчезают проблемы с поведением в школе и дома. Повышается успеваемость и общий уровень знаний. И, что самое главное, у детей с отставанием в физическом развитии и с физическими отклонениями регистрируется прогрессивное улучшение состояния здоровья. Конечно, последнее происходит не без помощи логопедов, дефектологов и психологов, но и любовь, забота и семейный уют обладают мощным воздействием на формирующуюся личность ребенка.

Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения", и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год.

Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения

Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально-депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта.

В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Конвенция о правах ребенка – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Закон РФ “Об образовании” и отражение в нём концептуальных положений Конвенции ООН

Закон Российской Федерации “Об образовании” имеет прямое отношение к правам ребёнка, являясь документом значительного педагогического значения.

Он имеет прямые параллели с уже обсуждавшейся выше в реферате Конвенцией ООН и постулирует гуманность и демократизм, уважение к личности учащихся.

Так, в главе V “Социальные гарантии реализации прав граждан на образование”, статья 50 “Права и социальная защита обучающихся, воспитанников” декларируется:

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, ... на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

(...)

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи”.

Конечно, вниманием в Законе не обойдён и вопрос заботы государства об учащихся-сиротах, инвалидах, с отклонениями и т.д.:

9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда”.

Также в документе декларируется невозможность привлечения обучающихся в образовательных учреждениях без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, который не предусмотрен образовательной программой, а также всякое принуждение к вступлению и деятельности в общественно-политических движениях и партиях.

В рамках создания механизма социальной защиты детей и подростков, предусмотрены квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении, разработка и осуществление программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации. Не обойдён вниманием в Законе и такой ключевой вопрос прав ребёнка как защита его здоровья. Совершенно очевидно, что в нынешних условиях этот вопрос ставится особенно остро.

“Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.

(...)

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.

(...)

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

(...)

6. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством”.

В государстве Российская Федерация существует множество красиво звучащих законов, но не всегда при их исполнении законы обретают свою реальную историю, красиво пришедшую в жизнь.

Всемирный русский народный собор обеспокоен ростом числа беспризорников в России. По оценкам МВД, "в последнее время число беспризорников возрастает и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть двое из 100 детей в России - беспризорники", - передает ИТАР-ТАСС. Такие данные сообщила руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты Елена Николаева, выступившая на одной из секций ВРНС.

"Таким количеством беспризорников мы могли "похвастаться" только после Гражданской войны. Даже после Великой Отечественной войны такого не было. Общество как-то заботилось о сиротах, создавались Суворовские училища и так далее", - отметила Елена Николаева...

"Ежегодно появляется 115-120 тыс. сирот в России; 200-220 детей ежедневно отбирается у нерадивых родителей; 600 тыс. в настоящее время находятся в интернатских заведениях разного типа", - привела статистические данные член Общественной палаты. При этом она добавила, что существующая система опеки детей “заинтересована лишь в освоении выделяемых финансовых средств, а не в определении дальнейшей судьбы детей”.

Можно ещё очень долго приводить примеры разных, порой ужасных ситуаций, происходящих с детьми, и которым может быть подвержен каждый ребёнок не только нашей страны, но и всего мира. Но я не хочу, если вдруг какой-нибудь малыш прочитает мою работу, чтобы он ночью рыдал в подушку, узнавая в прочитанном себя или безумно сочувствуя тем детям, которым просто не повезло родиться в той или иной семье. Ведь в детстве, да и на протяжении всей жизни, у человека должна быть мечта. Светлая, яркая, может быть неисполнимая, а может и вполне осуществимая; немного наивная или наоборот реальная и прагматичная. Мечта в будущем становится целью всего нашего существования, своеобразным якорем, держащим человека на плаву всю его жизнь. Мечта – это маленькое чудо, сопровождающее нас по жизни. А я не хочу так рано отнимать у детей веру в чудеса. За меня это потом вполне успешно сделает общество. Но мечты должны продолжать жить в сердцах детей, не смотря ни на что, а мы не должны мешать малышне наслаждаться таким скоротечным детством. Ведь отнимать мечту у ребёнка – это кощунство.

Я буду жить!

Я буду жить, любить, смеяться

(Ведь рядом есть мои родные),

Братишки трепетно касаться,

Смотреть в глазёнки удалые.

Я буду жить, любить и верить,

Что дети все найдут семью,

И каждый миг дыханьем мерить

Братишки, что я так люблю.

Я буду ждать, любить и плакать,

Не признавая тех ошибок,

Что совершили люди, снова

Лишая малышей улыбок.

Таких прекрасных, нежных, странных,

Приятно греющих нам души.

Не частых, только долгожданных,

И смех детей хочу я слушать.

Я буду жить, любить и знать:

Изменит кто-нибудь когда-то

Ту жизнь, что может убивать.

И верьте в то же вы, ребята!

И станет, может быть, не легче

От осознанья нашей веры,

Но сердце сможет биться веще:

Все сбудутся мечты! Наверно

Когда-нибудь наступит утро,

И сможем мы тогда признаться,

Что есть закон у жизни мудрый:

Семья – твоё, родное, счастье!

Я буду жить!..

Прияткина Марина-ученица 11А кл.МАО Гимназия №1 г.Балаково, Саратовская область.

25.09.2012 г.

Список использованной литературы:

1. А. М. Нечаева. Брак. Семья. Закон – М., 1984.

2. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992.

3. Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.).

4. "Новая газета", №2, 8.06.1997, “Нарушаются права детей”.

5. “Психологическая газета”, №3(18) 1997, “Дети насилия”.

6. Д.М. Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” – М., 1987.

7. Юридический словарь-справочник для населения – М., 1982.

8. Закон РФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ).

9. Свободная энциклопедия «Википедия».