Дом общества детский труд и отдых интерьеры. С.Т

Общество "Детский труд и отдых" ставит целью своей деятельности культурно-воспитательную работу среди подрастающего поколения Москвы.

Создавая наше общество, мы имеем в виду те коренные недостатки условий детской жизни, которые вытекают из неблагоприятных условий жизни города. Мы глубоко убеждены, что в деятельности городского общества существует пробел, все более и более расширяющийся. Его необходимо заполнить. Пробел этот состоит в том, что жители города почти не тратят своих сил на устройство разумной, развивающей обстановки для городских детей. А между тем достаточно хотя бы немного приглядеться к их жизни, чтобы признать и весь ужас ее и насущную необходимость прийти ей на помощь.

Две силы, действующие одновременно и в близком соседстве, дают ту или другую окраску городу: первая - сила культуры, созидающая прогресс общества, находящая свое яркое выражение в школах, университете, музеях, картинных галереях, лекциях, театрах, концертах, и сила невежества, темноты, голода, тормозящая работу первой и, в противоположность ей, действующая всюду, днем и ночью. Эта сила и создает грозную опасность для детских умов и характеров. Наиболее деятельными элементами в ней являются отщепенцы общества, полудикари с сильно развитыми инстинктами хищничества. Нам случалось слышать рассказы детей о притонах, о ворах, обсуждающих планы набегов на квартиры, об организации дозорной службы из ребят и подростков, о пятаках и гривенниках, получаемых детьми за работу. Деятельность этой профессии окружается ореолом геройства, таинственности и влияние ее так же сильно, завлекательно и ужасно, как и всякой другой, основанной на нищете, невежестве и первобытных инстинктах.

Мы видим успех маленьких красных книжек - пестреющих на улицах, - Пинкертона, Ника Картера и Шерлока Холмса. Наша литература не может бороться с ними. Так же бессильно и наше культурное общество в борьбе с живущими рядом с ним дикарями за лучшее будущее детей.

Нам представляется город со всем лучшим, что создают в нем люди, маленьким оазисом среди невольных врагов его культуры, поддерживаемых и направляемых отупелостью, нищетой и зверством.

В такой обстановке проходит истинное внешкольное воспитание и образование городских детей. И среди этой атмосферы растут будущие члены общества, огромная часть которых перейдет не в ряды созидателей культуры, а в число ее разрушителей.

Правда, существуют школы, приюты, исправительные заведения. Но наши школы задаются целью только книжного обучения. Цели воспитания не входят в их деятельность. Срок пребывания детей в школах слишком короток, они бедны средствами, переполнены до невозможности вести в них дельную педагогическую работу. К тому же, в переходный, самый опасный для детей возраст, они не посещают школ, а болтаются по улице, оторванные от всего хорошего, что может дать культурная жизнь, завидуя и подражая уродливым проявлениям общежития. Так проходит их время до 15 лет, когда они могут поступать в так называемое "учение".

Часто говорят о рецидиве безграмотности: люди когда-то умели читать, писать - теперь забывают про книжку, про свои школьные навыки. И вот в Москве безграмотных - 41 %. В пригородах, где условия образования более неблагоприятны, из детей школьного возраста безграмотных - 21,5%. От 15 до 17 лет безграмотных - 27,8%, от 17 до 19 лет - 32%, от 20 до 24 лет - 36,6%, от 30 до 39 лет - 50% и от 40 до 49 лет - 59%. Многие из них никогда и не учились в школе, но многие, очевидно, и забыли школьную науку. Эти проценты дают понятие о тяжести, которая лишним грузом волочится за движением культуры.

Приюты задаются целью главным образом прокормить, одеть, обуть, согреть, Это, конечно, важно, но все же страшно мало, и обыкновенно они не входят в близкое соприкосновение с окружающей жизнью и поэтому не могут влиять на нее, а создают некоторое подобие монастыря с размеренным, однообразным укладом жизни. Строй большинства приютов сложился так, что дети в них слишком пассивны, умственно вялы, несамостоятельны. Исправительные заведения в сущности, изолируют так называемых порочных детей, и исправительными названы, вероятно, из чувства некоторой щепетильности. И им, чтобы быть последовательными, не следовало бы возвращать своих питомцев назад, в общество.

Строго говоря, все неудачи работы с детьми зависят от пренебрежения природными свойствами каждого ребенка. А между тем людьми потрачено немало усилий на изучение особенностей детского склада. И то, что выработалось до сих пор истинной педагогикой, можно свести в общем к пяти положениям:

1) у детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом - игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта;

2) дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать;

3) дети любят созидать, устраивать часто из ничего, дополняя недостающее воображением;

4) детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего я и огромное развитие фантазии и воображения - это инстинкт детского творчества;

5) громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

Задача правильной работы с детьми состоит в том, чтобы дать разумный выход этим инстинктам, не притупляя никакого из них. Нужно всеми силами призвать на помощь детские силы, дорожа детскими запросами, и только таким образом можно то лучшее, что выработано людьми, сделать более интересным, чем то, чем привлекает детей улица.

В чем худшее, что дает улица? В беспорядочности впечатлений, в невозможности получить навыки основательно что-либо сделать, размышлять, в создании неустойчивости настроений. Улица возбуждает нервы, создает дикие характеры, подавляет задерживающие центры и разумную волю. Но она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, любопытства, общительности и могуче действует на детскую подражательность.

Что мы можем противопоставить улице ?

Определенность впечатлений, настойчивость в работе, привычку к труду. Но это будет скучно. Да, но не всегда так. И это не будет так, если мы создадим простор для детской общительности, если мы предоставим детям возможность удовлетворять их потребности созидания, исследования, если создадим условия для проявления детского творчества. Таким образом, улица учит нас, чего надо бояться в детях, что надо им дать и как привлечь их к нам. Поэтому центром, основой нашей работы является детский труд, существенно отличающийся от труда взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным. Мы считаем необходимым наладить побольше форм человеческого труда, имеющих наиболее важное значение в жизни. Дети будут работать в слесарной, столярной, ткацкой, гончарной комнатах. Нам нужна будет кухня, где могли бы дети учиться готовить самые обычные кушанья для тех, кто недоедает дома. Необходимо устроить комнаты для скульптуры, рисования, для работ по естествознанию, куда могли бы уйти наиболее пытливые детские умы, и помещение для таких детских работ, для которых потребовался бы самый разнообразный материал, где широко и свободно проявлялось бы детское творчество.

Каждая комната будет давать массу материала для детской любознательности. Мы представим для иллюстрации работы хотя бы в гончарной комнате. Перед нами глина, мы знакомимся с ее свойствами, выясняем, какую пользу принесли эти свойства давно жившим людям и что эти люди прежде всего стали делать из глины. Узнаем, как глина помогла человеку научиться писать и рисовать. Попутно узнаем про глиняные библиотеки вавилонян. Изучаем обжиг глины и как меняются при этом ее свойства. Перед нами проходят глинобитные, сырцовые постройки и наши кирпичные дома. Приводим сейчас же употребление сырой и обожженной глины в связь с жарким и холодным климатом. При этом, вероятно, найдутся дети, которые сильнее заинтересуются географией. Более развитые дети поймут условия образования глины в природе, узнают ее состав, и все дети ознакомятся с образованием ключей благодаря глинистой почве. Еще проще будет отнестись к глине, как к материалу для лепки, и понять ее значение для искусства, которое сейчас же появится на сцену: чашки, тарелки, которые могут раскрашиваться и покрываться глазурью и как житейские предметы, употребляться в дело.

Такая комната-мастерская должна иметь огромное общеобразовательное значение, тем более, что в связи с нею будут и географические экскурсии за город, посещение музеев с их остатками старины и художественными произведениями. Такую же общеобразовательную деятельность можно развить и в столярной, и в слесарной, и в ткацкой комнатах. Везде дети поймут на самых обыкновенных, простых предметах, сделанных их же руками, как много и долго работали люди, сколько нужно было вложить искусства и терпения, чтобы достигнуть тех форм, в каких они являются в настоящее время. Мы решаемся утверждать, что наша глиняная чашка, из которой, быть может, будет хлебать щи какая-нибудь из семей наших соседей, даст детям массу удовлетворения и привлечет к нам интересы ребенка.

Все, с чем дети познакомятся при помощи рук, глаз, слуха, наверное, переработается еще раз при помощи книжки. Поэтому библиотека должна занять в нашей работе большое место. Мы отводим ей и отдельным читальням несколько комнат. Пусть дети приходят к книге! Они должны иметь комнату, где будут тихо читать свое. Но будут комнаты, где все захватывающее будет прочитываться вслух, где будут задаваться вопросы, где польются рассказы и чтения взрослых и детей.

Но мало дать детям работу, мало знакомить их с прошлым трудом людей, связывая в их представлении прошлое и настоящее. Важно привести детей в более близкое соприкосновение с тем, что дает современная жизнь. Отсюда возникает необходимость широкого устройства экскурсий в музеи и картинные галереи Москвы (знакомство с наукой и искусством), на фабрики и заводы (знакомство с трудом) и за город, чтобы дать понятие о другой, не городской жизни, с ее трудом, ее впечатлениями, чтобы детям была доступна природа, созидающая условия, среди которых живут люди.

Мысль о деревне, о природе приводит к сознанию необходимости дополнить городскую работу общества. Мы должны иметь в виду создание постоянной детской сельскохозяйственной колонии недалеко от города, которая ввела бы детей, главным образом подростков, в интересы важной человеческой деятельности, поддерживающей фактически жизнь и входящей в близкое соприкосновение с природой. Такая колония даст возможность детям всесторонне развить свои силы, основываясь на разумном, серьезном труде.

Большое оживление в детскую жизнь нашего дома внесет общий зал, где можно будет порезвиться и поиграть, где будут ставиться детьми свои спектакли, где будут происходить общие чтения с туманными картинами, спевки и концерты нашего хора. Летом же все оживление перенесется на площадку для игр тут же при доме.

Так рисуется нам, в общих чертах, деятельность нашего общества. Его основные идеи являются, в сущности, расширением идеи музея как собрания результатов человеческой работы в области науки, искусства и физического труда, но музея, стоящего рядом с жизнью, постоянно движущегося, где основой всего будут не неподвижные предметы, с надписями или без них, около которых можно подумать, поучиться, а живые люди, с одной стороны, стремящиеся передать детям все лучшее, что они умеют или знают, а с другой стороны - посетители музея, дети, ставшие участниками его работы и общими силами создающие свой трудовой музей, сообразно с силами и способностями каждого. Наше общество надеется бороться с улицей при помощи самих же детей. Если дети приучатся к созидающей деятельности, если работа будет захватывать их интересы, их творческие инстинкты, то они сами и создадут для себя прочный оплот против того, что тянет их назад, что ожесточает, притупляет и отдает во власть диких инстинктов, создавая из них грозную опасность для культуры.

Шацкий Станислав Теофилович (1878 - 1934) - российский и советский педагог.

"Детский труд и отдых" , в России общество по внешкольной культурно-воспитат. работе с детьми и подростками Москвы. Организовано в 1909 С. Т. Шацким и группой педагогов вместо закрытого царским пр-вом об-ва "Сетлемент". Об-во продолжило и углубило работу дет сада, клуба и эксперим. нач школы, оси "Сетлементом" Деятельность об ва основывалась на принципах организации дет труда общеобра-зоват характера, создания дет. коллек тива, развития творческих способностей и укрепления здоровья детей. Из за отсутствия средств об во не могло охва тить большое число детей В 1911 об во открыло дет летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнью (под Калугой)

Активное участие в деятельности "Д т. и о " принимали педагоги А У Зеленко, H О Массалитинова, А А Фортуна тов, В H Шацкая, Л К Шлегер Они разрабатывали вопросы организации жизни детей с учетом их возрастных осо бенностей, природных способностей и интересов исследовали закономерности пед процесса Сотрудники об ва впервые в России организовали игровые площадки для детей, оставшихся без присмотра родителей Ставилась проблема созда ния теории игры в рамках концепции воспитания Шацкого В системе об ва использовалась сложная комплексная структура напр. в Калужской губ ра ботали дет учреждения, трудовая ко лония и клубы для взрослых, позволяю щие вести культурно образоват работу со всем населением С 1914-15 члены об ва участвовали в подготовке работников по дошк и внешк воспитанию детей в пост комиссиях при Союзе обществ попечения об учащихся детях Москвы и на пед кур сах при Нар ун те Шанявского Они пред дожили оригинальную методику подготов ки педагогов, осн на глубоком понима нии мотивов поведения воспитанников В 1919 учреждения "Д т и о " вошли в состав 1 и опытной станции по нар. образованию при Наркомпросе РСФСР, организованной по инициативе Шацкого

Дом Общества "Детский труд и отдых", редкий для Москвы памятник северного модерна, был построен в 1907 г. архитектором А.У. Зеленко.

Здание предназначалось для совместного педагогичского проекта Александра Устиновича Зеленко и Станислава Теофиловича Шацкого. Проникнувшись идеями Л.Н. Толстого и взяв за образец его школу в Ясной поляне, где много внимания уделялось труду и общению с природой, С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко основали общество "Сеттльмент" (от англ. settlement - поселение). Дом для Общества был построен на окраине Москвы в районе Вадковского переулка. Здесь дети из малообеспеченных рабочих семей могли получить медицинский уход и образование. Обучение было ориентировано на освоение практических знаний и навыков, различных ремесел, что позволяло выпускникам сразу приступать к трудовой деятельности и материально поддерживать свои семьи. В Обществе были устроены учебные классы, кружки, библиотека, театр и обсерватория, купол которой можно увидеть и сегодня. Для многих малообеспеченных семей это была единственная возможность дать детям качественное и бесплатное образование. Общество существовало на частные средства, без помощи со стороны государства. Финансирование проекта велось меценатом Николаем Александровичем Второвым.

В 1908 г. Общество было закрыто властями по обвинению в распространении идей социализма среди детей и молодежи. Поскольку документы Общества были оформлены на А.У. Зеленко, он был арестован и два месяца провел в заключении.

Разгром Общества Сеттльмент и арест не остановили С.Т. Шацкого. Он продолжил свою педагогическую деятельность, открыв здесь новое общество "Детский труд и отдых". Это учебное заведение пользовалось большой популярностью, и здание со временем пришлось достраивать. После революции 1917 г. работа общества продолжалась под другими названиями. Здесь располагались школа им. Горького и дворец пионеров. Одной из известных выпускниц школы была Лилианна Зиновьевна Лунгина - автор переводов историй про Малыша и Карлсона, жена сценариста Семена Львовича Лунгина и мать режиссера Павла Семеновича Лунгина. О других выпускниках и жизни в школе Лилианна Лунгина рассказывает в 4-й, 5-й и 6-й сериях замечательного фильма "Подстрочник" (можно найта на youtube).

Дом по адресу Вадковский переулок, д. 5 можно увидеть и сегодня. Правда со временем его облик был искажен. Не сохранилась авторская штукатурка "под шубу", которая делала здание похожим на сказочный замок, построенный на скале. Однако общий облик дома с окнами различной формы и размеров и коваными решетками напоминает об эпохе модерна в архитектуре.

В настоящее время в особняке располагается банк. Побывать в Доме мне удалось во время экскурсии проекта "Выход в город".

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

Следующий дом по Вадковскому тоже очень интересен.

Редкий памятник позднего модерна, в стиле протофункционального модерна.

Это примечательное здание, причудливой формы, состоящее как бы из нескольких различных объемов. Здание это спроектировал один из талантливых зодчих эпохи модерна Александр Устинович Зеленко. Это необычное здание было выстроено для одного из самых замечательных педагогических учреждений старой России.

В начале 1905 года А.У. Зеленко вернулся из поездки по Соединенным Штатам, восхищенный тем, какое значение американцы придают воспитанию молодежи. Теми же воспитательными идеями был одержим молодой педагог Станислав Теофилович Шацкий. Познакомившись, Зеленко и Шацкий решили посвятить себя воспитанию подрастающего поколения. Для своей работы они выбрали отдаленный район, населенный бедняками – Сущево и Марьину Рощу.

В начале 1907 году Зеленко и Шацкий собрали среди крупного купечества около 40 тысяч рублей, крупнейшим финансовым вкладом был Второва, купили участок и за год выстроили на нем детское учреждение. В котором тут же начали действовать детские кружки, учебные классы, мастерские, библиотека, небольшой театр.
Здесь в 1907 г. была открыта народная обсерватория под руководством педагога Шацкого С.Т.
Она пользовалась особой известностью, здесь юными астрономами руководили, ставшие позднее известными учеными, К.Л. Баев, А.А. Михайлов, П.И. Попов. Обсерватория была оборудована трудами сына художника В.М. Васнецова.

Сто лет назад, когда здание было построено, его покрывал слой толстой штукатурки с набрызгом "под шубу" грязновато-серого цвета, а окна были оправлены в темное дерево.

По сути это был детский сад для бедных, функционировавший на основе самоуправления.
Новое детское учреждение приобрело необычайную популярность по всей Москве. Его заметили и власти и обнаружив, что основатели пытаются «ввести социализм в среду детей», быстро закрыли его. Однако, деятельность этого учреждения вскоре была возобновлена под названием общества «Детский труд и отдых».
После переворота большевиков общество стало Первой опытной станцией по народному образованию. Здесь была школа в которой училась Лилиана Лунгина.
После войны здесь находился дом пионеров, а теперь здание занимают различные организации.

UPD А теперь давайте рассмотрим старые рисунки и фото этого здания с Олдмоса:

Фото из архива СВ.Почитаем что у Нащокниной написано
"План здания, построенный на свободном соединении внутренних пространств, был максимально приспособлен для организации детского быта. Снаружи здание приобрело причудливый облик; оно невелико и уподоблено средневековому игрушечному замку, строится из разнообразных и разномасштабных круглящихся, прямоугольных, гранёных объёмов, сросшихся вместе и приобретших упругую пластичность, скульптурность форм. Его наружные массы ничем не декорированы, имеют подчёркнуто грубую шероховатую фактуру, как бы выдавлены изнутри; оконные проёмы различной формы располагаются в разном порядке и ритме, следуя характеру и размерам помещений. Заложенные в архитектурном облике здания динамика и экспрессивность делают его редким памятником романтического истолкования стиля модерн на позднем этапе его развития"

Основателем первого в России внешкольного образовательного учреждения был Шацкий Станислав Теофилович (1878 - 1934), педагог, сын польского дворянина-однодворца. Ш. окончил Московский университет (1903), затем Московский сельскохозяйственный институт. В 1905 организовал первые в России клубы для детей и подростков из беднейших семей района Марьиной рощи и Бутырской слободы, а также летнюю колонию в Щёлкове под Москвой. В 1906 создал общество «Сетлемент» (совместно с другими педагогами; в 1908 общество закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован).

В 1911 вместе с женой В.Н. Шацкой основал на общественных началах летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» в Калужской области с городским отделением в Москве. В 1919-32 руководил первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Член учебно-педагогической секции Государственного Учёного совета (ГУСа) с 1921 и коллегии Наркомпроса РСФСР с 1929. В 1932-34 директор Московской консерватории.
Сам клуб существует и сейчас, уже 103 год, на Тимирязевской улице.