Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Классификация основных форм деятельности человека

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ (МГУПП)

Кафедра «»

Энергетические затраты человека при различных видах деятельности.

Москва 2013

Введение

Уровень энергозатрат человека при различных формах деятельности служит критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеет большое значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа, при этом учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа. С увеличением тяжести труда значительно возрастают потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда характер изуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы (при физическом труде), и эмоциональным (при умственном труде), когда имеет место информационная перегрузка.

Формы трудовой деятельности

Виды трудовой деятельности человека можно классифицировать следующим образом.

1. Труд, требующий значительной мышечной активности.

2. Групповая форма (конвейер), сопровождающаяся монотонностью, ритмом, определённым темпом, и зачастую связана с быстрым утомлением и нервным истощением.

3. Механизированные формы труда.

4. Автоматизированный труд. Характеризуется монотонностью и утратой творческого начала.

5. Умственный труд. Характеризуется повышенным вниманием, большим объёмом информации, повышенным сенсорным напряжением, эмоциональностью, нервным напряжением, усиленным минеральным обменом в клетках мозга, возможностью стрессовых ситуаций.

В свою очередь умственный труд имеет следующие формы.

1. Труд диспетчера (повышенное нервное напряжение вследствие большой личной ответственности, особенно на атомных электростанциях (АЭС) и в авиации).

2. Управленческий труд (личная ответственность, большой объём информации).

3. Творческий труд (эмоциональное напряжение, память, внимание).

4. Труд преподавателя, медработника (контакт с людьми, большой объём информации, эмоциональное напряжение).

5. Труд студентов и учащихся (повышенное внимание, память, стрессовые ситуации).

Любой вид трудовой деятельности имеет следующие фазы изменения трудоспособности:

1 фаза - врабатывание (для физического труда затраты времени от нескольких минут до 1,5 часа, для умственного труда до 2,5 часов);

2 фаза - высокая работоспособность (примерно 2-2,5 часа);

3 фаза - снижение работоспособности (характеризуется утомлением, ухудшением внимания, расстройством слухового и зрительного анализаторов, увеличением числа ошибок).

Статистически самая высокая производительнос ть труда отмечается в такие дни недели как вторник, среда и четверг.

Работоспособность человека зависит также от смены и времени внутри смены:

1. максимальная работоспособность в 1 смене с 8 до 12 часов, во второй смене с 14 до 17 часов;

2. минимальная работоспособность отмечается в ночной смене, примерно с 3 до 5 часов.

При организации своего труда желательно соблюдать следующие рекомендации:

1. рабочее место должно отвечать требованиям эргономики и технической эстетики;

2. сочетать физический труд с умственным, соблюдать чередование работы и отдыха, учитывая, что умственный труд требует более частых, но коротких перерывов, а физический наоборот.

Традиционный, официально принятый подход к проблеме восстановления энергетических затрат человека гласит, что на определённый объём работы необходимо затратить определённое количество энергии, которая, в свою очередь, должна быть восстановлена строго определённым количеством пиши.

Расход энергии при различных формах деятельности

Суточный расход энергии человека включает величину основного обмена и энергию, необходимую для выполнения профессионального труда, спортивной и других форм мышечной деятельности. Умственный труд требует небольших энергетических затрат. При физической же работе расход энергии может достигать очень больших величин. Например, при ходьбе энергии расходуется на 80 - 100% больше по сравнению с покоем, при беге - на 400% и более. расход энергия физический нагрузка

По характеру выполняемой производственной деятельности и величине энергетических затрат взрослое население может быть разделено на 4 группы. К первой группе относят лиц, профессии которых не связаны с физическим трудом. Суточный расход энергии у них составляет 2000 - 3000 ккал. У занимающихся полностью механизированным трудом расход энергии повышен до 3500 ккал. При немеханизированном уде суточный расход энергии может достигать 4000 ккал. Очень тяжелый немеханизированный труд вызывает расход энергии равный, 4500 - 5000 ккал. В отдельных случаях при выполнении длительной и тяжелой работы суточный расход энергии может повышаться до 7000 - 8000 ккал. С механизацией промышленности и сельского хозяйства, резко снизились энергетические траты у рабочих(например, при косьбе вручную суточный расход энергии достигает в среднем 7 200 ккал, при косьбе машиной - 3600 ккал). Спортивная деятельность сопровождается значительным увеличением суточного расхода энергии (до 4500 - 5000 ккал). В дни тренировок с повышенными нагрузками и соревнований в некоторых видах спорта (лыжные гонки, бег на длинные дистанции и др.) эти величины могут быть еще больше. При прочих равных условиях расход энергии тем больше, чем относительно длиннее и интенсивнее выполняемая работа.

Мышечная работа необходима для нормальной жизнедеятельности организма. Количество энергии, затрачиваемое непосредственно на физическую работу, должно составлять не менее 1200 - 1300 ккал в сутки. В связи с этим для лиц, не занимающихся физическим трудом и расходующих на мышечную деятельность меньшее количество энергии, физические упражнения особенно необходимы.

На уровень расхода энергии влияют также эмоции, возникающие во время какой-либо деятельности. Они могут усиливать или, наоборот, снижать обмен веществ и энергии в организме. Энергетические траты зависят не только от величины выполняемой работы, но и от условий внешней среды, в которой производится работа: температура и влажность воздуха, барометрическое давление, сила ветра.

Ритм рабочих движений также влияет на расход энергии. Однако ритм работы, вызывающий минимальный расход энергии, не всегда бывает наиболее выгодным. Вообще об утомительности работы нельзя судить по величине энергетических трат. Например, весьма утомительная статическая работа требует для своего выполнения меньше энергии, чем кажущаяся более легкой динамическая работа.

После окончания мышечной деятельности расход энергии некоторое время остается еще повышенным по сравнению с уровнем покоя. Это обусловливается химическими процессами в мышце, связанными с окислением молочной кислоты и ликвидацией кислородного долга.

При выполнении человеком механической работы коэффициент, полезного действия может достигать 20 - 25%. Вся остальная освобождаемая энергия превращается в тепло. КПД при физической работе зависит от структуры движений, их темпа, от количества вовлекаемых в работу мышц, от тренированности выполняющего работу.

Расход энергии при различных видах деятельности

Вид деятельности

Энергозатраты на 1 кг массы тела

Труд столяра и металлиста

Труд каменщика

Труд тракториста

Труд сельхозрабочего

Труд хозяйственно-бытовой

Умственный труд в лаборатории сидя

Умственный труд в лаборатории стоя

Занятия в училище

Личная гигиена

Надевание и снятие обуви и одежды

Приём пищи сидя

Отдых стоя

Отдых сидя

Отдых лёжа без сна

Уборка постели

Физические упражнения

Ходьба 110 шагов в 1 мин

Ходьба 6 км/ч

Бег 8 км/ч

Бег 10,8 км/ч

Езда на велосипеде со скоростью 10-12 км/ч

Плавание со скоростью 50 м/мин


Расход энергии при различных видах спортивной деятельности

Виды спорта

Гимнастика, фехтование

Волейбол, баскетбол

Бегуны на кор.дист., прыгуны, метатели

Бегуны на длинные дист.

Бокс, борьба, тяжёлая атлетика

лёгкий вес

средний вес

тяжёлый вес

Горные лыжи, прыжки с трамплина

Лыжные гонки

Плавание

Стрельба

Конный спорт

Велоспорт


Две последние таблицы рассматриваются как средние т.к. уровень реальных энерготрат колеблется в зависимости от степени тренированности человека, внешних условий и других факторов. Учитывая недостаточную точность метода определения энергозатрат с помощью этих таблиц, полученные результаты надо увеличить на 10-15%.

Расход энергии в покое и при физической нагрузке

Рост физической нагрузки ведёт к повышению расхода энергии, получаемой из спортивной диеты. Из таблицы мы видим, например, что медленная ходьба увеличивает расход энергии по сравнению со сном в 3 раза, а бег на короткие дистанции - более чем в 40 раз.

Расход энергии в покое и при физической нагрузке

Характер нагрузки, состояние организма

Расход энергии за 1 мин на 1 кг массы тела, калл

Отдых лёжа (без сна)

Умственная работа сидя

Чтение вслух

Стояние во дворе

Ходьба 50 метров в минуту

Ходьба 6 км/ч

Ходьба в помещении 100 м/мин

Ходьба на лыжах по ровному месту

Плавание

Ходьба 8 км/ч

Ходьба перемежающаяся с бегом, 140 м/мин

Передвижение по полосе препятствий

Переползание

Бег 60 м на соревнованиях


Существенно влияет на энергетические траты уровень тренированности. Спортивная тренировка уменьшает расход энергии предохраняет организм спортсмена от переутомления, укорачивает период восстановления сил после работы, даёт возможность развивать в короткие сроки значительной напряжение.

Достигается это лучшей координацией движений, большей приспособляемостью сердечно-сосудистой и дыхательной систем к работе, а также определёнными сдвигами в обменных процессах.

Восполнение энергетических затрат человека

По существу, пищеварение представляется "печью", где сжигаются "дрова" - белки, жиры и углеводы, имеющие рассчитанное количество энергии (1 грамм жира даёт 9,3 ккал, 1 грамм углеводов и 1 грамм белка - по 4,1 ккал). В соответствии с этим энергия расходуется:

1. на обеспечение жизнедеятельности (вместе с терморегуляцией) - примерно 50-60% (1 ккал на 1 кг массы тела в час, а во время сна примерно 0,93 ккал на 1 кг массы тела в час);

Классификация основных форм деятельности человека

Лекция 2 Основы физиологии труда

Испытуемые лучше слышали старые предложения, так как имплицитно напоминали их, хотя и не отдавали себе в этом отчета

Эффект предшествования

Парри Якоби

Прослушайте серии предложений – нет эксплицитного воспроизведения

Оценка громких шумов

На фоне шумов новые – старые предложения

Когда ноые – шум казался громче

«Как стать знаменитым за одну ночь, не прилагая к этому никаких усилий»

Диего Марадонна

Себастьян Вейсдорф

Ричард Гир

Джон Кеннеди

Мерилин Монро

Роджер Баннистер

2 день Кто эти люди?

Мерилин Монро – Актриса

Ричард Гир – актер

Индира Ганди – политик

Френсис Коппола - кинорежиссер

Себастьян Вейсдорф - футболист/ политик/ режиссер/ученый

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886/87 – 1950)

Неосознанная установка – готовность субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении, являющиаяся результатом его прошлого опыта

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные форы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно­двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном - до 50% рабочего времени - отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующе^ , преимущественного* сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящей к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объём, концентрация, переключения), памяти

(кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).



В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:

формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ и характеризуется повышенными энергетическими затратами;

механизированные формы труда. Особенностью механизированных форм труда является изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводят к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;

формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживание станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ: монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

Групповые формы труда - конвейер. Эта форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающим на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;

Формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих формах труда человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;

Формы интеллектуального (умственного) трудаподразделяются на операторский, управленческий, творческии, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно­эмоциональной напряженностью.

Труд руководителя учреждений, предприятий

(управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как, память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, - это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления,увеличение легочной вентиляции и потребление кислорода, повышение температуры тела и другие изменения со стороны вегетативных функций человека.

Энергия, необходимая человеку для жизнедеятельности, выделяется в его организме в процессе окислительно-­восстановительного распада углеводов, белков, жиров и других органических соединений, содержащихся в продуктах питания. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах могут протекать как с участием кислорода, так и без участия кислорода. Анаэробное окисление характеризуется меньшим количеством высвобождаемой энергии и имеет ограниченное значение у высших организмов.

При аэробном окислении 1г жира в организме высвобождается 38,94, а при окислении 1г белка или 1г углеводов

* 17,6 кДж энергии. Эта энергия частично расходуется на совершение полезной работы и частично рассеивается в виде теплоты, нагревая тело человека и окружающую среду (кпд мышечных тканей - 40...60 %).

Совокупность химических реакций в организме человека называется обменом веществ. Для характеристики суммарного энергетического ‘обмена веществ используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.

Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12... 16 ч после приема пищи в положении лежа). Энергозатраты на процессы жизнедеятельности в этих условиях для человека массой 75 кг составляют 87,5 Вт.

Изменение позы, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов приводят к дополнительным

затратам энергии. Так, в положении сидя за счет работы м туловища затраты энергии превышают на 5... 10 % уровень общего обмена, в положении стоя - на 10... 15 %, при вынужденной неудобной позе - на 40-50 %.

При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20 % основного обмена (масса мозга составляет 2% массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией - на 94%, у операторов вычислительных машин - на 60... 100 %. Повышение обмена веществ и расхода энергии при работе приводит к повышению теплообразования. При тяжелой физической работе температура тела может повышаться на 1... 1,5 градуса.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организацией- Уровень энергозатрат определяют методом непрямой колориметрии, т.е. полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). (С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребленийкислорода и количество расходуемой энергии.

Энергия, необходимая человеку для совершения различных видов работы, высвобождается в его организме в процессах окислительновосстановительного распада углеводов, белков, жиров и других органических соединений, содержащихся в продуктах питания. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах могут протекать как с участием кислорода (аэробное окисление), так и без участия кислорода (анаэробное окисление). Анаэробное окисление характеризуется меньшим количеством высвобождаемой энергии и имеет ограниченное значение у высших организмов.
При аэробном окислении 1 г жира в организме высвобождается 38,94, а при окислении 1 г белка или 1 г углеводов - 17,16 кДж энергии.
Высвобожденная энергия частично расходуется на совершение полезной работы, а частично (до 60 %) рассеивается в виде теплоты в живых тканях, нагревая тело человека
Совокупность химических реакций в организме, необходимых для жизнедеятельности, называется обменом веществ. Для характеристик суммарного энергетического обмена используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.
Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при“комфортной температуре окружающей среды, спустя.164 после приема пищи в положении лежа). Расход энергии в этих условиях составляет 87,5 Вт для человека массой 75 кг.
При изменении положения тела либо при совершении любой работы энергетические затраты повышаются по сравнению с основным обменом. Дополнительные затраты энергии зависят от рабочей позы тела, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов. В положении сидя за счет работы мышц туловища затраты энергии превышают на 5...Ю % уровень основного обмена, в положении стоя - на 10... 15, при вынужденной неудобной позе - на 40...50 %.
Энергозатраты при мышечной работе зависят от ее напряженности и продолжительности. Так, при легкой сидячей работе они составляют.125, при легкой физической работе - 408...583, при тяжелой физической работе - 583...875 Вт.
При интенсивной интеллектуальной работе потребности мозга в энергии составляют 15...20 % основного обмена (масса мозга составляет около 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48, при выступлении с публичной лекцией - на 94, у операторов вычислительных машин - на 60... 100 %.
Суточные энергозатраты зависят от деятельности человека:
Вид деятельности Суточные эоер-
пги траты,
МДж
Работники умственного труда (врачи, педагоги, диспетчеры и ар.) . . 10,5.. 11,7
Работники механизированного труда и сферы обслуживания (медсестры,
продавцы, рабочие, обслуживающие автоматы) 11,3 .12,5
Работники, выполняющие работу средней тяжести (станочники, шоферы, хирурги, полиграфисты, литейщики, сельскохозяйственные рабочие и лр gt; 12,5...15,5
Работники, выполняющие тяжелую работу (лесорубы, грузчики, горнорабочие, металлурги) , 16,3 .18

Еще по теме ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ВСЕХ ФОРМАХ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
  2. Оценка результатов при эксплицитных формах оплаты по результату
  3. 37.2. Учет затрат при производстве экспортируемой продукции
  4. 1.1.1. Порядок работы руководителя при разработке решений и при управлении повседневной деятельностью персонала

Уровень энергозатрат человека при различных формах деятельности служит критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеет большое значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа, при этом учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа. С увеличением тяжести труда значительно возрастают потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы (при физическом труде), и эмоциональным (при умственном труде), когда имеет место информационная перегрузка.

Физический труд характеризуется большой нагрузкой на организм, требующей преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения, а также оказывает влияние на функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), стимулирует обменные процессы. Основным его показателем является тяжесть. Энергозатраты при физическом труде в зависимости от тяжести работы составляют 4000–6000 ккал в сутки, а при механизированной форме труда энергетические затраты составляют 3000–4000 ккал.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500–3000 ккал в сутки. Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5-10 % уровень основного обмена; стоя – на 10–25 %, при вынужденной неудобной позе – на 40–50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15–20 % общего обмена в организме.

Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48 % при чтении вслух сидя, на 90 % – при чтении лекций, на 90-100 % – у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Тяжесть и напряженность труда. Статические и динамические нагрузки. Монотонность труда.

Тяжесть труда является количественной характеристикой физического труда.

Напряженность труда - количественная характеристика умственного труда. Она определяется величиной информационной нагрузки.

На производстве (в соответствии с гигиенической классификацией труда Р.2.2.013- 94) различают четыре уровня воздействия факторов условий труда на человека:

1. комфортные условия труда обеспечивают оптимальную динамику работоспособности человека и сохранение его здоровья;

2. относительно дискомфортные условия труда при воздействии в течение определенного интервала времени обеспечивают заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывают субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;

3. экстремальные условия труда приводят к снижению работоспособности человека, не вызывают функциональные изменения, выводящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям;

4. сверхэкстремальные условия труда приводят к возникновению в организме человека патологических изменений и к потере трудоспособности.

Медико-физиологическая классификация тяжести и напряженности труда проводится на основании комплексной количественной оценки факторов условий труда, называемой интегральной величиной тяжести и напряженности труда.

К III категории относят работы, при которых вследствие не вполне благоприятных условий труда у людей формируются реакции, характерные для пограничного состояния организма (ухудшение некоторых показателей психофизиологического состояния к концу работы).

К V категории относят работы, при которых в результате воздействия весьма неблагоприятных условий труда у людей в конце рабочего периода формируются реакции, характерные для патологического функционального состояния организма.

Динамическая нагрузка - нагрузка, характеризующаяся быстрым изменением во времени её значения, направления или точки приложения и вызывающая в элементах конструкции значительные силы инерции. Динамические нагрузки испытывают детали машин ударного действия, таких, как прессы, молоты и т. д. Детали кривошипно-шатунных механизмов также испытывают во время работы значительные динамические нагрузки от изменения величины и направления скоростей, то есть наличия ускорений. К динамическим нагрузкам относят и ударные нагрузки. При проектировании частей конструкции, находящихся под действием ударной или вибрационной нагрузки от станов, двигателей, молотов и т.д., производят расчёт на действие динамической нагрузки. Для устранения динамических нагрузок их снижают или ограничивают, например, при помощи электропривода, тормозных устройств и других механизмов .

Статическая нагрузка - нагрузка, величина, направление и точка приложения которой изменяются во времени незначительно. При прочностных расчетах можно пренебречь влиянием сил инерции, обусловленных такой нагрузкой. Статической нагрузкой, например, является вес сооружения.

Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом. Одной из форм, предрасполагающей к формированию монотонности, является автоматизм – деятельность, осуществляемая без непосредственного участия сознания. Он формируется в результате нескольких факторов: многолетнего опыта деятельности, рутинности работы, отсутствия вовлеченности в трудовой процесс, воображения и творческого подхода, физических перегрузок. Особое значение это имеет на сложных производствах или производствах с вредными условиями труда, где аккуратность и внимание имеют решающее значение. Монотонность сопровождается скукой, апатией к выполнению трудовой деятельности. Но нельзя точно определить, что выполнение именно этих действий является монотонным и скучным занятием. Каждый человек сам для себя определяет род своей деятельности и дает ей свою объективную оценку. К примеру, один сотрудник, работающий на конвейере, считает свою работу монотонной и скучной, а другой, наоборот, считает ее очень интересной. Многие люди, занимающиеся динамичной, активной работой, которую никак нельзя назвать монотонной, считают ее скучной, неинтересной.

В таких случаях многое зависит от мотивации.

Поэтому решающее значение имеет неукоснительное соблюдение техники безопасности труда, контроля за трудовым процессом и чередование периодов труда и отдыха (физ. минутки и прочие).

В настоящее время преобладает подход по энергозатратам человека, сколько выделяет человек энергии в окружающую среду в форме тепла. В РФ сущ-ет 3 основных категории тяжести труда:легкие работы (затраты до 150 Ккал/час – точное приборостроение, управление, канцеляр-е работники); работа средней тяжести : свыше 150, но не выше 250 Ккал/час – большинство цехов машиностроительного комплекса;

тяжелые работы : до 500 Ккал/час (кузнечные и литейные цеха с ручной набивкой)

очень тяжелые работы : свыше 500 Ккал/час.

Западный подход. Исходят из физиологической нормы, максимал. энергозатраты за восьмичасовой рабочий день. Предел 2000 Ккал(289 Ккал/час).

В качестве первого из основных параметров, характеризующих тяжесть труда, вводится частота сердечных сокращений.

1.Работа малых групп мышц(при статических нагрузках). 2.Работа больших групп мышц, но не в оптим-м режиме a1>a2.

3.Работа больших групп мышц в оптимальном режиме.

Физический труд (работа) - выполнение челом энергетич-их ф-ий в системе «человек - орудие труда». Физич-кая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую . Динамическая работа связана с перемещением тела чела, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя.

Умственный труд (интеллектуальная деятельность)- Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т. п.).

29. Вредные вещ-ва.Классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека .

Вредное вещество -вещество, которое при сочетании с организмом человека в случае нарушения правил техники безопасности могут вызвать производств-е травмы, заболевание, ухудшение состояния здоровья.

Химические ВВ в зав-ти от классификации: 1) промышл.яды, 2) яды и химикаты с/х, 3) бытовые химикаты, 4) фармакология, 5) военные, 6) биологические в-ва.



Медицина классифицирует по мере поступления в организм

1) в быту(пищевое отравление), 2)на производстве (отравление через повреждения на коже), 3) инъекционное отравление (укусы).

Классификации по степени токсичности : 1)чрезвычайно токсичные,2)весьма токсич,3)умерено токсич,4)малотоксичные.

Классификация ВВ по ГОСТу разделяют:опасные и вредные ВВ.

Сущ-т 4 класса : 1- физическая группа факторов (механич-е машины, невесомость, повышенное значение эл.тока и т.д.).

2- химическая группа факторов (раздражающее действие, сенсибилизирующее, общетоксичные, мутагенные, и т.д.)

3- биологические (патогенные, биологические).

4- психофизиологическая (умственный труд, физические показатели труда).

По характеру взаимодействия с человеком разделяют : 1)активные факторы (проявл. за счет энергии, заключ. в них):механические,электрич,эл/магн,ионизирующ. излуч,биологич,нервно-психол и т.п.; 2)активно- пассивные ф-ры (проявл. за сч. энергии,носителем к-рой явл-ся чел.- опас-ть работы на высоте, скользкая поверх-ть); 3)пассивные ф-ры (действуют опосредованно(ч-з что-то).

По ущербу классифицируются: эколог.,эконом. и социальные.

При разраб-ке норм придерж-ся:

Исключ-е всякого необоснованного излуч-я

Уменьш-е дозы облуч-я до низкого уровня

Использ-е спец. средств защиты

А- персонал, непосредсвенно работающий;

Б- персонал, обслуживающий радиоактивные установки;

А дозовый предел -20 мЗв в теч. 5 лет, но не >50 мЗв за 1 год.

Б дозовый предел -1 мЗв в теч.5 лет, но не >5 мЗв за год.

Методы защиты от ионизирующих излучений

1) Метод защиты количеством, т.е. использ-е источ-в с миним. выходом излуч-я, сюда относится и герметизация.

2) Защита временем(т.е. предусм-ся такой регламент провед-я работ, при котором доза,получ-я за время вып-я работ, не превысит предельнодопустимого)

3) Экранирование (свинец, бетон)

4) дистационное управление источника

5) зонирование территории

6) защита расстоянием

Приборы для измерения или контроля подраздел-ся на :

Дозиметры (измер. экспозиционную или поглощенную дозу излучения, мощность этих доз)

Радиометры (измеряют активность нуклида в радиоактивном источнике);

Спектрометры (измеряют распределение энергии ИИ по времени, массе и заряду элем.частиц);

Сигнализаторы;

Универсальные приборы (дозиметры + другие);

Устройство детектирования.


Билет 18

13 . Характеристика анализаторов человека

Процесс чувст-го познания совершается по шести каналам: осязание, слух, зрение, вкус, обоняние, земное тяготение. Шесть органов чувств дают человеку многообразную инф-цию об окруж-ем объективном мире, которая отражается в сознании в виде субъективных образов – ощущений, восприятии и представлений памяти. Весь аппарат, необходимый для возник-ния ощущения, назвали анализатором. Анализаторы – сист. специализ-х нервных образований,кот-е: воспринимают явл-я в окруж. нас мире и внутри организма;передают инф-ю и обраб-ют ее; обеспеч-т приспособит-е реакции организма к изм-ю внеш. и внутр. среды.

Характеристики Анализатора :

1) нижний (абсолют.) порог ощущения – это миним-я вел-на физич-го раздраж-ля,при достиж-и которого появл-ся его ощущение.

2) Верхний порог ощущ-я – это макс-я вел-на раздраж-ля,при котором еще сохр-ся его адекватное (специфическое) восприятие. Е = 1/ J 0 – ощущение чувств-сти ан-ра.

3)Дифференц-ный порог (порог различения) – различие м/у 2мя физич-кими раздраж-лями,к-рые можно распознать по разнице их ощущения.

Латентный период - период адаптации к физич-му раздражителю.

Каждый анализатор состоит из трех частей : 1)рецептор (периферийная часть ан-ра) –оконч-я чувств-х нерв-х волокон или специализ-ой клетки,преобразующие раздраж-я, принимаемые извне (экстерорецепторы) или из внутр. среды организма (интерорецепторы) в нерв-е возбуж-я, передаваемые в центр. часть коры гол. мозга.2)кондуктор – проводник нервного возбуждения; 3)корковый конец анализатора (кора голов мозга- центральная часть ан-ра), где возбуждение воспринимается как ощущение.

В проц. чувств-го распознования сигнала выдел. 4 этапа :

1)проц. раздражения (физич этап) 2) проц. возбужд-я(физиологич-й) 3) проц. субьектив-го ощущ-я (психологич-й) 4)проц. вывед-я суждения (логич-й).

Анализаторы также м.б. :

Внешние (экстероцептивные – кожные); 2) Внутренние (интероцептивные).

Различают две группы ощущений : 1. Ощущения, отраж-щие св-ва предметов и явлений окруж-го матер-го мира: осязание, т. е. ощущение прикосновения и давления, температурное чувство (тепла, холода) и боль; затем ощущения слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные и земного притяжения. 2. Ощущения, отраж-щие движ-я отдельных частей тела и состояние внутр-их органов (двигат-ные ощущения, ощущение равновесия тела, ощущения органов и тканей).