Если ребенок пишет с ошибками, что делать? Проблемы в учебе. Если ребенок пишет с ошибками Почему люди пишут с ошибками

Почему снова и снова у ребенка глупые ошибки в диктантах? Все чаще от школьных логопедов можно услышать слово дисграфия - приговор без права на пятерку по русскому языку. Это нарушение проявляется в специфических, повторяющихся ошибках, и связано с нарушением психологических функций, которые обеспечивают процесс письма.

Откуда берется дисграфия? Ряд специалистов считают главной причиной наследственность. Может также наблюдаться у детей с билингвизмом, из-за нарушений речевых контактов, завышенных требований к грамотности ребенка.

При дисграфии родителям приходится видеть самые невероятные ошибки у чада: и пропуски букв и слогов, и замены букв (например, «б» на «д»), и перестановки их местами. А сколько недописанных слов, слившихся со словом предлогов! Отсутствуют точки и заглавные буквы.

Исправление дисграфии - задача логопеда

Опытный специалист справится с дисграфией за год-два систематической работы. Но ведь так хочется избежать необходимости нагружать малыша дополнительными походами к логопеду! Как известно, проблему лучше предупредить, чем лечить. Зная причины, которые приводят к дисграфии, родители смогут не пропустить этого врага в жизнь ребенка.

1 Держи руку на пульсе : вовремя показывай малыша специалистам - логопеду, психологу, нейропсихологу. Много занимайся с ним дома, будь вовлечена в процесс образования в детсаду и в школе.

2 Консультируйся с логопедом каждые 2 года жизни ребенка :
в 2 года, в 4 года и в 6 лет. Почти все нарушения звукопроизношения имеют неприятную особенность отражаться на письме. Если ребенок заменяет звук «ш» на «с», когда говорит, то и при письме будет допускать ошибки. Так получилось, что до школы все звуки речи исправить не удалось? Тогда обязательно продолжайте занятия с логопедом в начальной школе.

3 Пока четырехлетка обучается чтению, начинай готовить его руку к письму. В 3 года пусть пишет и рисует на большой доске мелками или красками на больших кусках обоев. В 4 года можно предложить рабочую тетрадь с крупными буквами или элементами букв. И только в 6 лет переводи ребенка на начертание печатных букв в тетради в крупную клетку.

Писать надо только карандашом: так укрепляются мышцы руки

4 Не торопи малыша при обучении чтению и письму. Иногда беглое чтение дошкольника приводит к дисграфии в школе: рука не успевает за мыслью. Притормаживай ребенка и помни, что беглое чтение до школы не так важно, как понимание читаемого.

5 Не надо ставить руку для письма до школы. Многие специалисты полагают, что учить писать дошкольника надо сразу с прописных букв. Большинству детей чрезвычайно сложно осваивать написание элементов прописей, особенно трудно им даются наклон, соединение, размещение букв на строке. Нарушения внимания, поведения, речи и задержки умственного и моторного развития - вот далеко не полный перечень противопоказаний для овладения письмом в прописях до 6–7 лет. Нервная система даже совершенно здорового крохи еще не готова к освоению и точному восприятию множества элементов прописных букв!

! Если уж так случилось, что дисграфии избежать не удалось, то придется набраться терпения и поискать хорошего логопеда. Начиная со второго класса, приступай к систематическим занятиям со специалистом. Пусть ребенок и не станет акулой пера, но зато двери в высшее учебное заведение для него не будут закрыты из-за двоек по русскому языку.

Фото: Legion-Media; Кекяляйнен Андрей/Фотобанк ЛОРИ; ShutterStock/Fotodom.ru

В Петербурге подвели итоги Тотального диктанта, в котором участвовали свыше 7 тысяч горожан. И хотя «отличников» в этом году больше, чем в прошлом, большинство допустили много ошибок. Как бороться с общей безграмотностью? Об этом сайт рассказала Светлана Друговейко-Должанская, старший преподаватель кафедры русского языка филфака СПбГУ, член Орфографической комиссии РАН.

Елена Данилевич, AIF.SPB.RU: Как вы оцениваете результаты Тотального диктанта?

Светлана Друговейко-Должанская: - Сразу хочу успокоить тех, кто разочарован, что получил «тройку». Для Тотального диктанта это хороший результат, потому что критерии там довольно строгие. Но не в оценке дело.

Даже когда я проверяю работу мигранта, где сто ошибок, радуюсь, потому что человек пришёл, захотел повысить свой уровень, а это гораздо важнее, чем отметка.

Сегодня многие думают: «Раз у меня в школе была «пятёрка», значит, я овладел всеми тонкостями грамотности». Однако в классе изучают преимущественно базовые правила, а на многие особенности не обращают внимания. Не дают, например, представления, насколько разнообразна наша пунктуация. Ведь, в сущности, мы кодируем свою мысль, когда ставим знаки препинания. И если выберем неверный код, нас неправильно поймут. Хрестоматийный пример - «казнить нельзя помиловать». Здесь от запятой зависит жизнь человека.

Кто за «Курочку Рябу»?

Но откуда взяться грамотности, если развёрнутыми фразами уже почти никто не говорит. Все общаются «эсмэсками». Молодёжь и вовсе живёт в Интернете, где правила не писаны. Появилось даже определение - «клиповое» сознание.

Нет, это не значит, что люди, которые отправляют друг другу короткие сообщения, между собой так и говорят. Просто мир меняется, а с ним и человеческое сознание. Появилась новая форма коммуникации - Интернет. Вокруг гаджеты, девайсы, мессенджеры…

В итоге сейчас наши дети и внуки совершенно по-иному воспринимают информацию, чем 30-40 лет назад. Они привыкли постоянно переключать внимание, с текста на картинку, с картинки на звук и т. д. Это реальность, а значит те, кто учит и кто учится, должны понимать потребности друг друга. Любой цикл лекций, уроков можно, например, сопроводить различными играми и квестами. Словари «выложить» в Интернете. Так, Школьный энциклопедический словарь, который содержит основные сведения о структуре, функционировании и истории русского языка, составленный недавно, доступен для всех в электронной форме. Можно зайти на сайт, бесплатно скачать приложение и пользоваться. Что многие и делают.

Наши дети и внуки совершенно по-иному воспринимают информацию, чем 30-40 лет назад. Они привыкли постоянно переключать внимание, с текста на картинку, с картинки на звук.

Если планшеты и телефоны подростки из рук не выпускают, то в книгу заглядывают редко. Классики почти не знают. Удивительно, но и среди учёных раздаются призывы убрать Толстого, Достоевского, так как дети до них не доросли…

Опять же поспорю. Современные подростки читают постоянно: в Интернете, гаджетах, электронных форматах. Намного разнообразнее стал и книжный рынок, где издания на любой вкус. Другое дело, что не выполняется обязательная школьная программа.

Думаю, это происходит потому, что, во-первых, им физически сложно осилить такие большие тексты. Во-вторых, проблемы, которые волнуют Печорина, Онегина, очень далеки от нынешней молодёжи. Не секрет, что каждое новое поколение более инфантильно, чем предыдущее. И нынешние 25-30-летние часто просто не понимают сложных наслоений, душевных метаний, присущих героям Лермонтова и Пушкина.

Так что же, программу по литературе нужно сделать проще? Кстати, уже есть серия изданий, где знаковые романы даны в кратком изложении. Ту же «Анну Каренину» можно уместить на трёх страницах.

Столь усечённая классика бессмысленна с любой точки зрения - она не даёт правильного представления о книге. Однажды у Толстого спросили, о чём «Анна Каренина».

«Если бы я мог пересказать коротко, какой смысл писать такой роман», - ответил Лев Николаевич. Так что «Преступление и наказание» не надо менять на «Курочку Рябу». У литературы в школе особая задача. Это, пожалуй, единственный предмет, который обращается к внутреннему миру личности. Уроки литературы - это одновременно и уроки психологии, нравственности. Потому что когда обсуждаем поведение героя, его терзания перед выбором, мы говорим о том, что очень важно для каждого. Одновременно здесь изучают и изящную словесность, базовые тексты, которые неприлично не знать. Это уроки жизни, своеобразная Библия культурного человека. Не прочитав Пушкина, Толстого, Достоевского, ты не сможешь быть образованным. К счастью, это понимают всё больше людей.

Уроки литературы - это одновременно и уроки психологии, нравственности. Потому что когда обсуждаем поведение героя, его терзания перед выбором, мы говорим о том, что очень важно для каждого.

Зачем мусор в эфире?

Сегодня даже тем, кто хотел бы прикоснуться к великим авторам, услышать правильное произношение, нелегко это сделать. Раньше образцом была речь дикторов, сегодня «телеэфир зашкален от помех». Не следят за словом и большие начальники, политики, хотя ясно донести свою мысль - их обязанность.

Неграмотных не стало больше, просто они более заметны. Ведь раньше в эфире читались написанные заранее тексты, и произносили их специально обученные люди. Сегодня перед экраном говорят свободно, спонтанно, героями передач стал более широкий круг людей. Естественно, что в такой речи гораздо больше ошибок. К сожалению, многие наши руководители тоже считают, что говорить и писать правильно - не обязательно. Видно, не в курсе, что язык - визитная карточка человека, «одежда наших мыслей». В Англии, например, человек, говорящий на кокни, даже очень богатый и амбициозный, никогда не будет принят в обществе и на высокую должность.

Нам пока до такой практики далеко. Да, в Петербурге есть Совет по культуре речи, мы мониторим СМИ, в СПбГУ изданы специальные словари для депутатов и сенаторов. Но нельзя научить, вложить знания, если потребитель всячески отмахивается. В этом плане хороший знак, что в некоторых компаниях города при приёме на работу вместе с профессиональными навыками стали проверять и знание орфографии. А Тотальный диктант писали даже в Смольном и усиленно к нему готовились.

Также нередко слышатся обвинения, что в русском много заимствований, а закон о защите родного языка работает слабо.

Наш закон неплохой, но ведь свод правил это только декларация. Главное, чтобы он был обеспечен лингвистическими источниками: словарями, справочниками, которые помогали определить, что входит в его рамки, а что нет. Пока эта работа только начата.

Заимствования тоже нужны любому живому языку. Хотя бы для того, чтобы показать разные оттенки значений. Скажем, до Петра не было такого понятия как бутерброд. Немцы, пришедшие по призыву императора, принесли эту еду и слово. Зачем же в XX веке понадобился сэндвич? Потому что он означает нечто другое. Если появится третье значение - изобретём новое слово или возьмём из другого языка. Так с любыми заимствованиями: не нужны - уходят. Требуются - остаются.

Заимствования нужны любому живому языку. Хотя бы для того, чтобы показать разные оттенки значений.

Кому нужна мелочОвка?

Вы член орфографической комиссии Российской академии наук. Какие же вопросы правописания решаются на столь высоком уровне?

Наиболее часто - кодификация в словарях. Например, недавно нас спросили, как пишется «бацилльный», с двумя «лл» или одной. Пока такого слова в словарях нет, а в медицине, фармацевтике новые образования уже появились. Вопрос оказался не прост. Потому что с одной стороны у нас морфологический принцип орфографии, когда к корню прибавляется суффикс, соответственно, должно быть два «лл». Но есть и отступления. Например, кристальный от кристалл, акапельный от акапелла пишутся с одним л. В какую сторону пойти? В результате приняли решение: с двумя «лл». Но это только конечный этап жаркой дискуссии. В целом же на протяжении долгого времени лингвисты наблюдают за жизнью какого-либо слова в языке. Смотрят, прижилось ли, соответствует ли правилам. Бывает, что словарь фиксирует одну форму, а все общество пишет по-другому. Пример, мелочОвка. Слово появилось в 70-е и первоначально в словарях было зафиксировано через ё. Затем норма изменилась, однако очень многие пишут по-прежнему, хотя правильно через о. Таких примеров немало.

- Русский язык очень трудный?

Нет, что касается сложностей - везде они свои. Скажем, выучить китайский с точки зрения грамматики просто. Одно но: там присутствует четыре тона, плюс нейтральный, что для европейского уха очень трудная задача. В венгерском у одного существительного может быть 28 форм. А русская орфография считается одной из самых замечательно устроенных систем. Поэтому научиться писать грамотно несложно, просто надо этого хотеть.

Стопроцентной грамотностью обладают далеко не все, считают специалисты. Это такая же особенность личности, как абсолютный слух или актерское мастерство. Дислексия и дисграфия -- нарушение навыков чтения и письма, по мнению ученых, не болезнь, а индивидуальные свойства мозга.

Пишу с ошибками

Ученые выделяют несколько признаков и дисграфии:

Зрительное невосприятие буквенных символов при нормальном зрении;

Замедленное чтение с элементами угадывания с заменой близких по звучанию звуков «з» и «с», «ж» и «ш» или схожих по начертанию «п» и «т», «б» и «в»;

Специфические ошибки: неправильное написание окончаний, повторение слов.

Комментирует кандидат педагогических наук, директор НИИ «Столичное образование» МГПУ Маргарита Русецкая: «Например, в слове «дом» такой ребенок может допустить замену и написать «том», заменив «д» на букву «т». Или в слове «карандаш» может пропустить гласную или согласную. Или вставить лишнюю букву. Такие нарушения и есть дисграфия».

Почему

Дислексию изучают уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает. Американские ученые утверждают, что обнаружили два гена, ответственных за нарушения чтения и письма: DCDC2 и Robo1. Наличие этих генов повышает риск дислексии в несколько раз.

Во время чтения и письма включаются разные отделы мозга. Один запоминает и опознает буквенные символы. Второй обобщает все это в связный рассказ и помогает понять смысл. Когда отделы взаимодействуют между собой несогласованно, текст распадается. Или наоборот -- при хорошем понимании прочитанного могут возникнуть трудности в его воспроизведении.

В числе причин расстройства письма и чтения называют леворукость, наследственность, двуязычие в семье, последствия травм и болезней и осложненную беременность матери. Комментирует психоневролог, заслуженный врач России, к. м. н. Владислав Брагинский: «Патология беременности и родов: токсикоз матери, щипцы, обвитие пуповиной, затяжные роды, болезни ребенка в первые месяцы жизни -- все это оставляет след надолго, и, как следствие, мы наблюдаем дислексию или дисграфию у ребенка».

В случае наследственной предрасположенности проблемы с грамотностью наблюдаются у всех членов семьи. Даже если кто-то пишет немного лучше, а кто-то хуже, ошибки есть у всех.

Двуязычие в семье -- еще одна возможная причина правописания с ошибками. Дети от смешанных браков воспринимают один из языков как иностранный. Такая же проблема возникает при слишком раннем обучении иностранному языку. Разговорную речь дети усваивают легче, чем взрослые, но возможен побочный эффект. «Очень часто мамы радуются, когда ребенок учит английский с трех лет. Конечно, память детская хваткая, но в армянском, русском, английском языках совершенно разные грамматические формы. И ребенок путается при изучении иностранного языка в дошкольном возрасте», -- поясняет Владислав Брагинский.

Если ребёнок пишет с ошибками: что делать?

Составитель:

Учитель-логопед

Галина Александровна

Предводителева

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом.

Преподаватель в школе и Вы думаете, что ребенок невнимательный, потому что делает «нелепые», «глупые», с Вашей точки зрения, ошибки; что он ленивый и совсем не старается, поэтому в школе его ругают перед всем классом, а дома наказывают. Ребенок долго сидит за домашними заданиями по русскому языку , много раз переписывает одно и то же, зубрит правила, а результата всё нет.

Давайте разберемся – это вина ребенка или его беда? Вероятнее всего, у Вашего ребенка нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) , а возможно, даже дизорфография (специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил). К сожалению, самостоятельно устранить проблему у Вас не получится, потому что в этой ситуации помочь может только квалифицированный логопед . Если не разобраться с этой проблемой, то неуспеваемость в школе, непонимание со стороны родителей и учителей, ситуация неуспеха - все это приведет к тому, что ребенок будет чувствовать постоянное утомление, находиться в состоянии хронического стресса. У него может возникнуть внутренний протест на любые школьные задания, отказ не только выполнять домашние задания, но и вообще ходить в школу.

Вечный вопрос: что делать?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься.

Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.

Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).

Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.

Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т. д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил :

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонема тического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

«В течении дня», «в следствии наводнения», «эммунитет» — эти и многие другие орфографические ошибки можно не раз увидеть в ученических тетрадях по русскому языку. Очень часто родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок пишет неграмотно. Некоторые за это ругают, некоторые просто закрывают на это глаза, но результата такие действия точно не принесут. Если ребенок допускает ошибки в письменной речи, эту проблему необходимо срочно решать.

Причин может быть несколько. Наихудший вариант – это развитие у ребенка дисграфии – психического расстройства, вследствие которого он не в состоянии овладеть письмом. Однако, эта аномалия, как правило, не является изолированной и распознается психологами. Если же у ребенка все в порядке с психическим развитием, он не испытывает проблем с другими предметами, у него нормально развиваются устная речь и мышление, то нужно обязательно поискать причину и в чем-то другом.

Некоторые часто говорят: «у него врожденная грамотност ь » (или неграмотность ). Однако, стоит заметить, что по наследству умственные способности, как правило, не передаются, а грамотность не возникает самостоятельно, она формируется. Поэтому так называемое «языковое чутье » — следствие того, что в детстве человек много читает и просто запоминает, как пишутся слова. Это значит, что грамотность можно и нужно развивать.

Это возможно путем развития и увеличения словарного запаса, причем ребенку следует не просто читать как можно больше книг, но и писать различные небольшие сочинения. Во-первых , это разовьет логическое мышление, а во-вторых – повысит уровень грамотности.

Но запомнить все слова невозможно. Для того чтобы не допускать ошибок, в школе изучаются правила. Проблема в том, что дети не очень добросовестно их учат, а некоторые учителя не слишком добросовестно спрашивают, тут наблюдается не соблюдение права детей в школе на обучение. Следствие – непонимания накапливаются, превращаясь в такой снежный ком, растопить которые очень непросто. Поэтому единственный совет, который можно дать в этом случае, — учить, учить и еще раз учить правила. И, естественно, применять.

Для отработки как нельзя лучше подходят словарные диктанты, которые родители могут сами проводить с ребенком, используя школьный учебник. При этом надо требовать объяснения, почему каждое слово написано, так или иначе. Через некоторое время это приучит ребенка не надеяться на авось, а мотивировать написание каждого слова.

Наконец, ребенок может и иметь большой словарный запас, и знать правила, но допускать ошибки (как правило, это пропуск букв) только из-за невнимательности и рассеянности. В этом случае есть один верный выход из положения: при выполнении домашнего задания попросить ребенка проговаривать вслух все, что он пишет, иными словами – диктовать себе. Это замедлит темп письма и сконцентрирует внимание на выполнении задания, а не на чем-либо еще. Через пару месяцев такого ежедневного само диктанта можно будет видеть результат: безошибочное письмо.

Итак, три пути решения проблемы неправильного написания :

1. Повышение собственного словарного запаса путем чтения и дальнейшего употребления новых слов в речи.

2. Тщательное изучение правил и отработка навыков их применения.

3. Повышение внимания путем само диктанта.

В этой статье не затронут вопросы мотивации, например, почему ребенок не учит правила, и так далее. Это совсем отдельный разговор.

Бывает ли грамотность врождённой?

Почему одни дети, практически с рождения пишут грамотно, в то время другим хоть, что хочешь делай, но ничего не дает результата? Свое мнение высказывает сказкотерапевт Ольга Амельяненко.