Где посеешь там и пожнешь. Притча — история

Что посеял то и пожнешь (значение) - человек сам определяет свое будущее. Если подготовился к чему-либо основательно, то все будет в порядке. А если нет, то сам и виноват.

Пожинать - собирать урожай (Толковый словарь , 1935-1940). Соответственно буквальный смысл - то что ты посеешь, то и соберешь в качестве урожая.

"Что посеешь, то и пожнешь. Что пожнешь, то и смолотишь. Что смолотишь, то и смелешь. Что смелешь, то и съешь". Со временем осталась только первая фраза.

Первоисточник этой фразы - Библия. В Послании к Галатам (глава 6, стр. 7-10) сказано:

"7. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет :

8. сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

9. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

10. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере".

Примеры

(р. 1940)

Скинхеды - "А пока я обивала пороги кабинетов миграционной службы, я заметила, что в коридорах сидят одни азербайджанцы, и ни одного русского. Они заходили в кабинеты по одному, а выходили уже с документами на оформление. У этих людей были деньги. Так что, само государство, власть необдуманной политикой создали межнациональную проблему. Как говорится, « ». Что посеяли в 90-х годах, пожинаем сейчас. ".

(1860 - 1904)

" " (1887 г.) - мужчина говорит другому про того непутевого сына:

"Что же ты хочешь? Этого следовало ожидать! Я всегда знал и был уверен, что из твоего Петра ничего путного не выйдет! Говорил я тебе и говорю. Что посеял, то и пожинай теперь ! Пожинай!

Да что же я посеял, о. Федор? - тихо спросил дьякон, глядя снизу вверх на благочинного.

А кто же виноват, как не ты? Ты родитель, твое чадо! Ты должен был наставлять, внушать страх божий."

" " (1896 г.)- отец говорил сыну:

"- Что ж? - вздохнул отец, снимая очки и кладя их на стол. - Что посеешь, то и пожнешь . Что посеешь, - повторил он, вставая из-за стола, - то и пожнешь. Я прошу тебя вспомнить, как два года назад ты пришел ко мне, и вот на этом самом месте я просил тебя, умолял оставить свои заблуждения, напоминал тебе о долге, чести и о твоих обязанностях по отношению к предкам, традиции которых мы должны свято хранить."

(1769 - 1844)

Басня " " (1830 г.) - за волком гонятся охотники. Он спрашивает у кота, кто из мужиков подобрее, чтобы обратиться к тому за кровом. Кот начинает перечислять добрых мужиков, но оказывается, что у каждого из них волк когда-то задрал скотину:

"Нет, в наших мужичках не столько мало толку,

Чтоб на свою беду тебя спасли они.

И правы, — сам себя вини:

Что ты посеял — то и жни»".

(1749 - 1832)

"Фауст" (перевод Б. Пастернака)

"Где ты был в тот миг, в ту пору,

Как предательство лелеял?

Ты пожнешь, что ты посеял ,

В древности люди знали законы жизни, они выражены простой фразой «что посеешь, то и пожнёшь». Они действуют и сегодня, но их закрыла от людей тайна о жизни и смерти – люди не знают, что за смертью жизнь не кончается, а верить в это у многих не получается.

Без этой веры не верится и словам «что посеешь, то и пожнёшь» , потому что люди часто уходят из жизни, не дождавшись плодов и даже всходов посеянного ими добра и зла.

Между прочим, вера в неизбежность получения полной расплаты за все добрые и злые дела велит людям стараться всегда делать только добро до конца жизни , чтобы в последующей жизни им были добрые плоды. Эта вера велит жить законно.

А вера в окончательный конец жизни за смертью позволяет людям творить беззаконие и зло . Всем сеющим зло злодеям чутьё подсказывает, что они заслуживают злой расплаты, и они стараются её избежать. И никто им не подскажет, что такое чутьё – это голос души, это душа пытается им довести, что они заслуживают неизбежной злой расплаты.

То же самое подсказывает учение Христа. Ещё там есть о существовании Бога и души . Ещё есть о бесах, формирующих волю человека, направляя его к бедовому результату.

А отрицание всего этого лишает человека возможности сопротивляться незримым силам зла, делая его их рабом, их марионеткой, служителем зла, у которого впереди только зло.

Начало конца власти отрицательных мыслей над человеком – это когда он начинает вдумчиво читать евангельские наставления Христа.

Когда человек открывает Евангелия и начинает читать об Иисусе Христе, на ум идут многие положительные мысли о Боге, и они вступают в борьбу с отрицательными мыслями. От этого в уме получается смута и беспокойство, а человеку хочется спокойствия, и он прекращает чтение. Поэтому и трудно людям усвоить учение Христа, чтобы его усвоить, нужна сила воли.

Чтобы обрести эту силу воли, вы должны понять, что вас направляют по жизни мысли, и что грешные мысли направляют вас непременно к плохому результату.

Если вам это понятно, примите к сведению, что в размышлениях над евангельскими наставлениями Христа на ум приходят многие мысли, ведущие к доброму результату. Всё. Ваша судьба в ваших руках.

Что написано пером, того не вырубишь топором

Смысл: если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь. Говорят, когда придают большое значение документу, тому, что написано.
Примеры из литературы:
1) Кузьмичёва всё стояла рядом с Полыниным и, щупая пальцами записку, всё не решалась отдать её. Что написано пером, того не вырубишь топором: отдашь, потом не воротишь. Может, она потом и пожалеет, - подумала она о Галине Петровне, - да будет поздно (К. Симонов, “Случай с Полыниным”);
2) Но бумага - о, бумага не свой брат - влепишь, пожалуй, такое словечко, что и сам после рад не будешь.. Справедливо сказано: что написано пером, того не вырубишь топором (И. Железнов, “Уральцы”);
3) - Это что, - кивнул Бурденко на бумагу, - можно подписать карандашом? - Лучше бы чернилами, - улыбнулся Детка. - Написанное пером, как говорится, не вырубишь топором (П. Нилин, “Только характеры”).

Что посеешь, то и пожнешь

Издавна готовили для посева лучшие семена, чтобы получить хороший урожай, что и отражает эта старая пословица.
Смысл: чем лучше семена, тем лучше, больше урожай. В переносном смысле пословица употребляется в значении: как сам поступишь, как поведёшь себя, таковы будут и последствия твоего поведения. Говорится, когда чьи-либо неудачи, неприятности, несчастья являются следствием собственного поведения.
Примеры из литературы:
1) Что посеешь, то и пожнёшь - говорит пословица. Об этом не стоит забывать всем руководителям и специалистам хозяйств. В стране к севу уже готово около 18 миллионов тонн семян зерновых и зернобобовых культур (Газета “Правда”, 22 марта 1976).
2) - Ты пренебрёг моими советами и с упорством продолжал держаться своих ложных взглядов; мало того, в свои заблуждения ты вовлёк также сестру.. Теперь вам обоим приходится нехорошо. Что ж? Что посеешь, то и пожнёшь! (А. Чехов, “Моя жизнь”).

Что с возу упало, то (и) пропало

Смысл: что потеряно, утрачено, того не вернёшь. Говорится обычно с сожалением о безвозвратно утраченном, о том, чего лишился и чего нельзя вернуть.
Примеры из литературы:
1) В доме пропадало много вещей. Их никогда не разыскивали. Все мы усвоили твёрдо: “Что с возу упало, то пропало” (Морозова, “Одна судьба”);
2) - Видно, что с возу упало, то и пропало. Что и толковать о старом: не воротишь (И. Кокорев, “Саввушка”);
3) На Ольгу я махнул рукой. Что с воза упало, то пропало; а она была именно тем, что упало с моего воза и, как я думал, безвозвратно пропало. Я не думал о ней и думать не хотел (А. Чехов, “Драма на охоте”);
4) - Что отдали да продали, того не вернуть, с воза упало - считай, пропало (Н. Озеров, “Трудные годы”).

Чужая душа - потемки

Смысл: не узнаешь, что у человека на душе, о чём он думает, каков он. Говорится, когда трудно понять истинную сущность человека, его настроение, поведение, намерения.
Примеры из литературы:
1) - Вы думаете, что родные тётки станут оспаривать имение у моего сына? - Почему знать, сударыня: чужая душа - потёмки, говорит пословица (П. Селиванов, “Деревенские письма”);
2) Разве мог он, Никита, знать, каков будет Игнатий? В чужую душу не влезешь, чужая душа - потёмки (В. Костылёв, “Иван Грозный”);
3) Три месяца с ней живу, а ведь, многого ещё, пожалуй, не знаю про неё… Верно говорят: “Чужая душа - потёмки” (В. Тендряков, “Не ко двору”).

Похожие страницы:

1. Снявши голову, по волосам не плачут
2. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь
3. С миру по нитке - голому рубаха
4. Рад бы в рай, да грехи не пускают
5. Не с деньгами жить, а с добрыми людьми

На Главную

как понять переносный смысл пословицы:ЧТО ПОСЕЕШЬ,ТО И ПОЖНЕШЬ

  1. По духовным законам каждый получает то, что посеял. Посеешь доброе, и получишь доброе
  2. Это выражение из Библии. Вот эта выдержка: «Не заблуждайтесь: Бог не тот, над кем можно насмехаться. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в свою плоть пожнет от плоти тление, а сеющий в дух пожнет от духа вечную жизнь… »
    Галатам 6:7,8.
    Можешь прочитать всю 6ю главу Галатам, она небольшая.
    Поймешь глубже. Конкретно здесь имется ввиду преимущество веры в Христа перед Моисеевым Законом (это чтобы очень кратко сказать) .
    А в широком смысле, как принцип, — УПЯМАЯ правильно написала.
    Так же у Espirito de la montagne похожая мысль.
  3. в том смысле что например какую еду приготовил такую и покушаешь
  4. что ты сам для себя сделал, то и получишь
  5. Любой поступок (зерно) имеет последствия в будущем (урожай) . Надо думать к чему привет, то или иное наше решение (действие)
  6. Причина =gt; следствие …
  7. как аукнется, так и откликнется.
  8. Как относишься к людям, так и они будут относиться к тебе.
  9. A tak i poneati, kak postaraeshsea segodnea takim budet savtrashnii deni.
  10. что посеешь — то потом хрен найдешь)))

Давным-давно одной страной долго правил мудрый император. Пришло время, он состарился и решил объявить своего наследника. Все ожидали, что это будет кто-то из его детей или последователей. Но император придумал кое-что другое.

Он приказал собрать во дворце всех, без исключения, юношей, живущих в стране. И сказал им следующее: «Мне нужно назначить следующего правителя. И я решил, что выберу этого человека из вас».

Все, кто был в этот момент в зале дворца, впали в недоумение. Пожилой правитель продолжил: «Я дам каждому по семечку. Вы посадите его, будете ухаживать за ним в течение года, а затем вернетесь во дворец с выращенным урожаем. Тот, у кого будет самое лучшее растение, станет моим преемником!»

Юноша, которого звали Линг, тоже получил своё семечко. Когда он рассказал матери о задании императора, она помогла ему его посадить. Затем молодой человек тщательно его растил и каждое утро проверял, не появились ли маленькие росточки.

Шло время. При встрече другие юноши хвалились Лингу о своих достижениях. А в горшочке у Линга так ничего и не появилось. Он начал считать себя ничтожеством, потому что все остальные только и хвалились своим урожаем.

Незаметно пролетело полгода, но результата у Линга по-прежнему не было. Он винил во всём себя, что сам загубил драгоценное растение.

И вот завершился срок, поставленный правителем. Как и было оговорено, все юноши принесли во дворец выращенные ими растения. А Линг не хотел туда идти, но любящая его мать сказала, что надо быть честным и уметь признавать своё поражение...

Когда Линг появился во дворце, то увидел огромное разнообразие различных растений, которые принесли другие юноши.

Когда император увидел всё это, он произнес: «Вы все заслуживаете похвалы! Ваш урожай – просто чудесен!»

Линг во время речи императора пытался быть незаметным. Но император заметил его пустой горшок и вызвал юношу вперед. Все начали смеяться над Лингом, увидев, что кроме земли в горшке ничего нет.

А правитель вдруг произнес: «Вот мой приемник! Вы все помните, что получив семя, вы через год должны были вернуться с результатами своих трудов во дворец. Но никто из вас не знал, что те семена никак не могли прорасти, они были испорчены, я их предварительно сварил. Но вы, кроме Линга, всё-таки принесли плоды своих трудов.

Вы подменили семя, полученное от меня. И Линг - единственный, в честности которого я не сомневаюсь. Поэтому он заменит меня и станет вашим императором!»

В нашей жизни всё происходит закономерно. И будьте осторожны: то, что вы посадите сейчас, будет вашим завтрашним урожаем . Выросшие плоды ваших трудов облегчат или ухудшат ваше положение, но они – результат наших действий.


Священника Александа Ильяшенко попросили ответить на сложные вопросы читателей газеты “Жизнь Православная” о семейной жизни

Народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь»

– Отец Александр, на этот раз все переданные для вас вопросы так или иначе связаны с семьей, с супружескими проблемами. Юлия пишет: «Мой муж считает себя человеком верующим, но в церковь почти не ходит. Говорит, что это не мужское занятие. На него смотрит сын. Какой урок он извлечет?»

– Эта ситуация, к сожалению, стала типичной для сегодняшнего дня: современные женщины более религиозны, чем современные мужчины. Конечно, так было не всегда. Сегодня такая семейная ситуация стала испытанием веры и любви между супругами.

Безусловно, Бог должен быть на первом месте. Далее – семья, далее – работа. И само стремление жить по заповедям Божиим во всех нас: и мужчинах, и женщинах, должно быть постоянным. Другое дело, что выполнять эту задачу очень трудно и выполнять ее надо не откладывая ни на один день – всю жизнь. Естественно, неизбежны ошибки, но к ним надо относиться здраво. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Все можно поправить и изменить, если настроишься на серьезную внутреннюю духовную работу над собой, если имеешь в себе искреннюю глубокую веру. Не сомневайтесь, такую вашу веру Господь не посрамит.

Надо учитывать и то, что хоть эта проблема и существует во многих семьях, она всегда индивидуальна. Поэтому лучше спросить совет у своего духовника. Если, действительно, муж целую неделю напряженно «вкалывает» для того, чтобы прокормить семью, и в воскресенье хочет отдохнуть (если это не церковный человек), то нелепо требовать от него, чтобы он пошел в церковь. Более того, будет неправильно, если утром он вдруг окажется один. Нужно очень постараться и предусмотрительно подгадать посещение храма так, чтобы этого не произошло.

К примеру, сходите на раннюю литургию, которая начинается обычно часов в 7, а супруг до вашего возвращения сможет спокойно отоспаться, прийти в себя после трудовой недели. Конечно, это будет некий подвиг со стороны супруги, потому что и она не бездельничает, и тоже не прочь выспаться. Но можно надеяться, что со временем муж оценит такую любовь жены к себе, заметит ее усердие к Богу, и душа его проснется, откликнется. Ведь душа каждого человека по природе – христианка. На это можно пойти ради того, чтобы и Господу угодить, и мир в семье сохранить.

– Мы с мужем часто ссоримся из-за вопросов веры, – рассказывает Лариса. – Иногда он ходит со мной в церковь, но не исповедуется и не причащается. Он утверждает, что Бог у него в душе и этого достаточно. Я не раз пыталась объяснить мужу, что «вера без дел мертва», но он лишь раздражается, говорит: «Заканчивай проповедь, иначе опять поругаемся!»

– Самая сильная проповедь – это проповедь своим собственным примером. Вера не рассказывается, а показывается. Мы часто совершаем ошибку: стараемся ответить на незаданные вопросы. Тебя же не спрашивают – зачем навязываешь свое мнение? Наберитесь мудрости и терпения. Наверняка можно рассказать что-то интересное, когда вся семья в сборе. Например, житие святого, память которого сегодня праздновалась. Это необыкновенно интересно. Что-то прочитала интересное – прочти вслух. Что-то услышала – расскажи. Все заранее продумайте и подготовьтесь, ведь неубедительно высказаться на религиозную те-му – значит, высказаться против этой темы. Нельзя быть и прямолинейными. А свою веру надо, конечно же, показывать. Стыдиться надо маловерия, а не веры.

– Георгий написал о том, что много работает, поэтому совсем не остается времени на общение с детьми. Жена этим недовольна и постоянно пытается убедить супруга в том, что именно мужчина должен заниматься воспитанием детей…

– Тот факт, что вы, Георгий, интенсивно и напряженно работаете для того, чтобы обеспечить всем необходимым семью, сам по себе уже является хорошим воспитательным примером. Так дети не на словах, а на деле усваивают, что отец должен быть ответственным за свою семью, что отец должен быть трудолюбивым. Другое дело, работа, конечно же, не должна совсем отгораживать вас от детей. Беспокойство вашей супруги можно понять… Подумайте, как вы сможете исправить ситуацию. Роль мужчины в семье как отца обязательна. Во-первых, он открывает ребенку окружающий мир, заботится о расширении его кругозора. Во-вторых, отец должен стать для ребенка непререкаемым авторитетом. Ребенку сложно будет устраивать свою собственную жизнь, если он в детстве видел перед собой слабого, расхлябанного отца. Это очень важный момент. И, наконец, ребенок должен видеть в отце друга и защитника. Ребенок активнее и правильнее развивается, если он внутренне спокоен, потому что рядом с собой ощущает надежное отцовское плечо.

Но такое положение дел не столь типично для российских семей. К сожалению, чаще встречается другая ситуация, когда отца в принципе нет: произошел развод, и мать вынуждена воспитывать детей в одиночку. Разрушение семьи – тяжелейшая трагедия и матери, и отца, и ребенка, и всего общества в целом. Поэтому, когда принимается решение о заключении брака, необходима внутренняя духовная целеустремленность и стойкость…

– Почему же столь часто распадаются семьи и в православной среде?..

– Человек – существо очень сложное, состоящее, как учит Церковь, из нескольких составляющих: тела, души и духа. Все это связано, поэтому резкую границу провести нельзя. Человек – существо целостное. Если дух человека не замутнен, если он чист, если он укрепляется молитвой, очищается таинствами Церкви, то это твердая гарантия, что его дух спокоен, и человек может принять осознанные правильные решения. Если же он поддается буре эмоций, которая на него нахлынула, то ничего хорошего из этого не выйдет – будут неизбежные ошибки и неверные поступки. Очень удачно высказалась на эту тему известный публицист Татьяна Шишова, написавшая статью под названием «Играй, гормон!» Когда у тебя в душе эмоции, возбуждается эндокринная система, и в кровь вбрасываются соответствующие гормоны. Кровь начинает кипеть, и поди, успокойся! Все твое существо горит огнем, и никаких здравых мыслей в голову не придет, они все отвергаются. Потому что человек в таком состоянии стремится получить то, о чем так горит душа сейчас, именно в данную секунду. Но когда весь этот чад эмоций рассеется, то оказывается, к примеру, что никакой любви нет, никакой необходимости друг в друге нет. Был просто очередной всплеск эмоций, с которым человек не смог справиться. Получается, что человек словно пляшет под дудку своего собственного гормона, то есть некоторого химического соединения.

Надо избегать принятия опрометчивых решений под воздействием эмоционального стресса. Если мы говорим о браке, то должно быть согласие родителей, для людей верующих обязательно благословение духовника, благословение Церкви. Человек церковный гораздо лучше защищен, чем человек не церковный, у которого нет той защиты, той школы, той благодатной поддержки, помощи, которую получает человек, стремящийся исполнять заповеди Божии, ведущий церковный образ жизни. Но если брак заключен, то, конечно, надо приложить все усилия, чтобы его сохранить, даже если вдруг что-то оказалось не так. Если люди вступили в брак, то за семью надо бороться до последнего. Не говоря уже о том, что распад семьи – это трагедия для всех: мужа, жены, их детей и всего общества, потому что общество складывается из семей. Если семьи нравственно здоровы, если люди счастливы, значит и общество здоровое и счастливое. Если же это не так, то тогда мы видим, как много горя, трудностей, неоправданных страданий, неправды в нашей жизни.

– Мои дети ходят в храм, – пишет Вам, батюшка, Раиса, – но почти у всех знакомых дети, как только становятся более-менее самостоятельными, под разными предлогами постепенно покидают храм. Как этого избежать?

– Это большая проблема. Вся окружающая нас жизнь просто отталкивает подростков, молодых людей от Церкви. Во-первых, очень важно иметь мудрость и собственную глубокую веру, чтобы привить детям искреннюю любовь к церковной жизни. Во-вторых – если уж это произошло, пускать все на самотек нельзя ни в коем разе. Напряженно подумайте, как эту ситуацию исправить. Надо попытаться вновь заинтересовать ребенка духовной жизнью. Главное, постарайтесь не оттолкнуть ребенка и от себя. Больше и насыщенней общайтесь.

Можно сходить в театр. Например, в театр русской драмы «Камерная сцена». Там ставятся очень интересные и значительные в духовном плане спектакли. Сходите в другие театры. Здесь важен правильный выбор репертуара. Точно так же можно прибегнуть к помощи кинематографии и других видов искусства. К примеру, недавно я видел американский фильм «Первый рыцарь». Вопреки моему ожиданию в фильме оказалось много полезного для нравственного воспитания души. Там есть и верность, и благородство, и подвиг, и самоотверженность.

Еще лучше обратиться к классике. Правда, при этом надо подготовиться к преодолению некого порога, ведь у детей, воспитанных на современных фильмах, испорчен вкус. Надо поискать и найти классические фильмы, причем в любых жанрах. Это могут быть и веселые беззаботные комедии, и психологические драмы о каких-то значительных людях и событиях, о которых можно рассуждать, с которых можно брать пример. В общем, «под лежачий камень вода не течет», «на Бога надейся, но сам не плошай». Надо иметь активную жизненную позицию в этом нелегком деле. Ваше общение с ребенком должно быть осознанным, насыщенным, ярким, интересным, нравственным.

– Ксения пишет о том, что пока они с мужем не были расписаны, он демонстрировал поддержку ее духовной жизни: они вместе посещали церковь, ездили в паломничества. После свадьбы супруг резко изменился и называет ее теперь «фанаткой от веры». Ксения считает, что была обманута и имеет духовное право на расторжение брака.

– Если брак венчанный, то «что Бог сочетал, человек да не разлучает». Супруге необходимо проявить мудрость, терпение и бережно отстаивать свое право на духовную жизнь. Господь говорил: «Будьте чисты яко голуби и мудры яко змеи». Нужно проявлять к мужу и любовь, и послушание, и при этом оставаться православной христианкой. Это очень трудная задача. Говорить легко, а выполнять трудно. Надо не забывать, что когда венчают супругов, то на головы им надевают венцы не только в знак высокого достоинства. Да, венцы носили цари, но венцы возлагались и на главы мучеников. В семейной жизни, действительно, приходится преодолевать очень много трудного и мучительного. Надо не пасовать перед сложностями, а научиться мобилизовываться, сосредотачиваться, брать себя в руки, не распускаться. Нужно просить у Господа помощи.

В данном случае, который мы рассматриваем, нужно не удаляться от церкви, как настаивает супруг, а как можно ближе приникнуть к ней. Только учтите, что это вовсе не значит, что нужно с утра до вечера пребывать в храме. Вера должна быть, прежде всего, внутри вас. Помните Евангельскую притчу о женщине, много лет страдавшей кровотечением? Она лишь прикоснулась к краешку одежды Христа, глубоко веря в то, что это слабое прикосновение к ризе Спасителя исцелит ее. И чудо произошло! Можно физически быть в церкви, но при этом душа будет в другом месте, а можно и не иметь возможности пойти в храм, а душа будет рядом с Господом. Как пустынники наши, которые годами жили вдали от церкви? При этом был ли кто ближе к Богу, нежели они? Здесь существует принципиальное различие: ты не в храме, потому что нет такой возможности, или ты не в храме по своей собственной лености и расхлябанности… Главное, твое внутреннее стремление и горение к Дому Божиему…

И еще, о будущей семейной жизни необходимо заботиться заранее. К примеру, мы с вами не знаем, был ли в данной истории соблюден очень важный момент – как происходили ухаживания? По законам современной жизни молодежи, или все было по-христиански, и жених и невеста находились в добрачной плотской чистоте? В жизни все очень взаимосвязано. Есть хорошая народная поговорка, которая может стать жизненным кредо каждого из нас: «Что посеешь, то и пожнешь»…

– Вас, батюшка, спрашивают, допустимо ли православному человеку обращаться к услугам психологов, психотерапевтов и парапсихологов?

– Что касается парапсихологов, то к их услугам прибегать нельзя по той причине, что парапсихология относится к оккультным наукам, которые наносят душе человеческой огромный вред. В области психологии и психиатрии сегодня есть множество объективных достижений и открытий, но, обращаясь к специалистам в этой области, надо помнить одно очень существенное обстоятельство. Психология и психиатрия основываются на атеистических знаниях о человеке, как о человеке, имеющем конечную человеческую природу.

Действительно, если человек без Бога, то он ограничен, выше головы не прыгнешь… А Господь – Чудотворец. Он совершает чудеса, благодаря которым с человеком происходит то, что согласно законам всяческих наук, и не только вышеупомянутых, произойти не могло. Подавляющее большинство психологов, психотерапевтов, психиатров, будучи людьми неверующими, это просто не учитывают.

Приведу один пример из жизни. Во время Великой отечественной войны в одном из боев был сбит наш самолет. Летчик катапультируется и попадает в болото. Естественно, болотная жижа начинает его затягивать. Казалось бы, неминуема. Действительно, несчастный с головой уходит в трясину, чувствует, что уже задыхается, теряет сознание… И вдруг какая-то неведомая сила извлекла его твердую почву. Оказалось, что поднялся ветер, парашют лег на бок. Ветер наполнил его купол сильным потоком воздуха и вытащил страдальца из трясины. Чудо? Чудо. Мог человек самостоятельно спастись в данной ситуации? Нет, но Господь помог… Поэтому, если мы рассчитываем только на свои возможности, даже усиленные наукой, все равно мы ограничены. Господь же ничем не ограничен. Господь спасает из совершенно безвыходных ситуаций.

– Еще один вопрос на эту же тему. Ирина Александровна пишет, что психолог посоветовал ей не копить обиды на людей. Она спрашивает, как же тогда быть с терпением, со смирением, с кротостью, к которым нас призывает православная вера?

– Совершенно правильно, что Церковь призывает нас быть терпеливыми, смиренными и кроткими. Проблемы начинаются тогда, когда мы неверно понимаем, что обозначают вышеперечисленные замечательные христианские добродетели. Мы уже говорили чуть выше, что в человеке есть его духовная составляющая. Духовно мы должны быть смиренными. Но это не значит, что мы должны все терпеть и со всем смиряться. Терпение может быть активным. Подчас мы можем проявлять свое согласие или несогласие очень ярко и очень решительно. Только всегда надо помнить слова апостола Павла: «Гневаясь не согрешайте». Значит, можно гневаться, можно со всей решительностью прекратить какую-то несправедливость, какое-то безобразие очень решительно и очень резко, но… только с любовью, только чтобы дух не был омрачен грехом.

Замечательный православный писатель Борис Шергин описал в одном из произведений такую картину. XVIII век. Архангельск. Сидят мужики. Мимо проезжает чиновник. Надо отметить, что в то время чиновник – это была очень большая величина. Он кричит грубовато: «Эй, борода!» В ответ спокойное: «Тут все с бородами!» – «Ну, который из вас мастер?» – «Тут все мастера, каждый по своему ремеслу» – «Я хочу купить у вас лодочку, кораблик» – «За свое худое понятие об учтивости ты ничего здесь не купишь…»

Мы видим, что поморы не стали смиряться с грубостью и неучтивостью важного чиновника, при этом они не потеряли своего достоинства, и, не оскорбив достоинство заезжего человека, поставили его на место.

– Значит ли это, что о своих обидах надо обязательно говорить обидчику?

– Перебирание обид ни к чему хорошему не приведет. Все и так очень живо и больно. Обидчику безполезно что-либо объяснять, ведь если бы он осознавал, что заставляет страдать другого человека, то не стал бы этого делать. Я говорю о другом. К примеру, когда ребенок грубит родителям, родители должны решительно пресекать непослушание и грубость детей: «Не смей!» Это большая проблема большинства современных семей, где дети позволяют себе непозволительное, особенно с матерью. В таком случае нужно хорошо подумать, как поправить дело. Ведь обиды, расшатанные нервы, потеря работоспособности – все это последствия твоих собственных ошибок. Ты должна твердо знать: никто не имеет права унижать твое достоинство: ни муж, ни дети. Ты должна оглянуться назад, увидеть свои ошибки и понять, как вести себя в следующий раз, ведь, как правило, ситуации повторяются. Ничего не получилось, значит, придуманное поведение не подходит, придумывай другой путь. Не получается самой приду-мать – иди в церковь, если ты человек воцерковленный. Молись Богу, проси, чтобы тебе помог твой духовник. Только не трать силы и время на подробный рассказ о том, как тебя обижают. Пусть тысячу раз неправы твои близкие, исправляться надо тебе. Изменись сама. Изменишься, преодолеешь саму себя, сразу увидишь, что дышать тебе станет легче, ты и в доме почувствуешь мирную атмосферу. Домочадцы начнут друг друга любить, уступать, помогать, жить станет легче. Это напряженная работа, но ее никто другой за тебя не сделает.

Терпеть можно по-разному. Прочитайте замечательную книжку Там много удивительных рассказов, но я напомню один. Медсестра рассказывает про свою мачеху, которая вытерпела и вымолила ее, свою падчерицу, ненавидевшую новую жену отца лютой ненавистью. Ни разу мачеха не позволила себе рассердиться и сказать грубое слово падчерице. Она оказалась человеком такой огромной духовной силы, она так молилась, так смирялась, что смогла понять и простить эту четырнадцатилетнюю девочку, оставшуюся без матери. Своей любовью, терпением, колоссальным духовным подвигом она обратила ненависть этой девочки в глубокую дружбу. Девочка выросла достойным прекрасным человеком. Это подвиг, это высший христианский подвиг.

– Батюшка, по силам ли это нам, немощным?..

– А мы постоянно говорим с вами не о том, что мы можем, а о том, что мы не можем. Могла бы не обижаться – не обижалась бы. Могла бы не плакать – не плакала бы… Без Божией помощи это действительно невозможно. Кто хочет, чтобы ему было плохо? Никто не хочет. Однако плохо. Почему плохо? Потому что без Бога. Оказалась там, где оказалась. Теперь иди, криком кричи: «Господи, изведи из темницы душу мою!» Очень советую читать Псалтирь. Главное, повторюсь в который раз – начинай с себя! Даже, если ты – жертва…

– К сожалению, сразу несколько вопросов о том, что делать, когда …

Урок честности
В одном из восточных государств состарился император. На склоне лет решил он подумать о том, кто же станет его преемником и займет после него престол. Хотя у правителя было несколько сыновей, он не хотел доверить им управление страной. Не внушали доверия государю также никто из его ближайших помощников и советников.

Поэтому он решил организовать в стране особую встречу.
На ней правитель собрал всех живущих в стране молодых людей. Речь царя завершалась следующими словами: «Стал я стар. Должно быть, скоро уйду в отставку. Хочу выбрать из вас самого лучшего претендента на трон правителя нашей страны». Сыновья государя пришли в ужас!

Но царь продолжил речь: «Сегодня каждому присутствующему на этой встрече я дам по одному особенному семечку. Из этих семян, вы вырастите совершенно особые растения. Пусть каждый из вас посеет данное мною семя, польёт его водой и целый год выращивает свое растение. Затем всех вас я соберу снова, чтобы сравнить те растения, которые вы вырастите. После чего я провозглашу имя следующего императора!»

Один житель империи по имени Марк, посетивший встречу, также получил семя от государя. После окончания встречи он тот час же отправился домой и в точности передал матери все слова государя.
После чего Марк посеял данное царем семя в самый лучший горшок и плодородную почву. Бережно ухаживал за ним и с нетерпением ждал появления ростка. Примерно через месяц другие молодые мужчины, присутствовавшие на встрече, начали рассказывать о самых прекраснейших растениях, выращенных из семян, данных царем.

А Марк продолжал бережно ухаживать за своим семечком и ждать появления ростка. Но все его усилия казались полностью напрасными. Даже через полгода в горшочке Марка не выросло ничего. Юноша чувствовал горечь от того, что его семечко не дало всходов. Хотя он считал себя самым большим неудачником, из всех живших по соседству мужчин, он не стал никому рассказывать о своем огорчении. Ведь он по-прежнему ждал, что данное ему семечко прорастет.

Спустя год молодые люди империи вновь собрались на особую встречу, организованную правителем страны. Сначала Марк с горечью сообщил своей матушке, что не хочет идти на встречу и показать царю пустой горшок.

Но мать уговорила юношу поступить честно и рассказать царю обо всём, что произошло. Хотя Марк по-прежнему чувствовал боль от своей неудачи, он пошел на встречу. Придя в императорский дворец, Марк был изумлен разнообразием и красотой растений, выращенных мужчинами, живущими по соседству. Каждое выращенное ими растение казалось Марку просто чудесным. С горечью в сердце он поставил на пол дворца и свой пустой горшок. Многие начали смеяться. Кто-то проявлял жалость и сочувственно говорил: «Все равно ты правильно сделал, что попытался».
Затем император начал встречу и поприветствовал всех пришедших людей. Марку оставалось лишь стыдливо прятаться за спиной тех, кто был выше ростом.

Царь продолжал речь «Вы все молодцы! Каждое принесенное вами растение – просто прекрасно. Сегодня я найду себе достойную замену». Вдруг император увидел Марка с его пустым горшком. Он приостановил речь и приказал придворным провести его вперёд. Мальчик был преисполнен смущением и страхом. Он думал: «Вот теперь император видит, какой я неудачник! Может быть, он даже захочет меня казнить?!»
Придворные поставили Марка впереди всех. Император вовсе не был суров и лишь спросил его имя.

«Имя мое Марк»,– с горечью в сердце ответил юноша. Все засмеялись. Император приказал всем умолкнуть, а посмотрев на Марка, объявил: «Вот наш новый государь! Его имя Марк!» Юноша не верил услышанным словам! Он никак не мог понять решение царя.

Тогда продолжил речь: «На прошлой встрече всем находящимся здесь мужчинам я дал семена. Я повелел взять семена и бережно ухаживать за ними. Но в тот день все вы получили варёные семена. Ни одно из них просто никак не могло бы дать жизнь новому растению. Все вы, кроме Марка, принесли выращенные вами цветы, деревья и разнотравье. Как такое произошло? Должно быть, вы просто заменили данное мною семя, когда поняли, что от него не будет никаких всходов. И лишь у Марка хватило мужества поступить честно. Именно поэтому он станет моим преемником!»

В нашей жизни можно заметить подобную закономерность:

Каждому из нас необходимо быть очень внимательными к тому, что мы сажаем сегодня. Ведь посеянное семя непременно принесет закономерный урожай. Последствия наших сегодняшних поступков и решений обязательно либо улучшат, либо ухудшат нашу жизнь. Каждому из нас придется вдоволь насладиться плодами того выбора, который мы делаем сегодня.