Интерактивная программа «Левши — талантливее многих» к Международному дню левшей. Международный день левшей Названия мероприятий к дню левшей

Действующие лица.
Император Николай Павлович.

Платов.


Левша.

Три мастера-оружейника.

Три светские дамы.

Ведущие. Н.С. Лесков


Сцена I.
Декорации императорской приемной. Около стола, на котором лежит шкатулка с изделием английских мастеров, стоят три дамы.
1-ая дама. Ах, какая прелесть!

2-ая дама. Какое чудо!

3-я дама. Это достойно восхищения!

1-ая дама. Я никогда не видела ничего более прекрасного!

2-ая дама. Какой огромный бриллиант!

1-ая дама . Кажется, он открывается. Наверное, это очень дорогая шкатулка. Но что же там внутри?

2-ая и 3-я дамы (вместе). Ничего не вижу…

Платов. И не увидите. Внутри ореха лежит стальная блоха, сделанная англичанами и подаренная ими покойному императору Александру Павловичу. Блоху эту можно увидеть только в микроскоп, а невооруженному глазу кажется, что это просто песчинка.
Дамы смотрят в микроскоп.
1-ая дама. Ах!

2-ая и 3-я дамы (вместе). Ах!..

1-ая дама. Я никогда ничего подобного не видела. Об этом чуде надо будет рассказать всем.

2-ая и 3-я дамы (вместе). Конечно, конечно…
Один из придворных объявляет о выходе императора. Все замолкают. Звучит торжественная музыка. Входит император. Дамы делают реверанс.

Сцена II.

Те же и император .
Император (первой даме). Рад Вас видеть, сударыня.

1-ая дама. О, Ваше величество, мы Ваши покорные слуги, готовые выполнить любую волю Вашего величества.

Император. Что же вы здесь рассматривали? Наверное, что-то очень необычное, раз вы так заинтересовались.

Платов. Да, Ваше величество, мы рассматривали блоху.

Император. Блоху?! Да, этот предмет достоин внимания.

Платов. Это не настоящая блоха, а металлическая. И около нее лежит ключик, которым можно ее завести. И в микроскоп можно увидеть, как та блоха начнет прыгать.
Император (с большой осторожностью и вниманием) берет блоху и рассматривает ее в микроскоп. Потом к микроскопу подходят все остальные, всячески выражают свое восхищение. С первыми словами царя все замолкают.
Император (Платову). Откуда же эта блоха? Почему я о ней ничего не слыша?

Платов. Блоху эту подарили англичане брату Вашего величества, покойному государю Александру Павловичу. Государь восхищался работой английских мастеров, говорил, что наши так сотворить не сумеют…

Император (с оттенком легкого раздражения). Не сумеют?! Не ожидал я от тебя, старого смелого воина, хорошо знающего силу русского мужика, таких слов.

Император. Вот эти слова мне по нраву. Не пристало нам хвалить иностранцев, забывая о своих умельцах. Еще государь Петр Алексеевич не раз убеждался в том, что русскому мужику многое подвластно.

Обращаясь ко всем (дамы почтительно делают реверанс).

Поезжай же, Платов, к примеру, в Тулу. Сыщи там оружейника, который не уступит англичанам в мастерстве.


Платов кланяется и уходит.
Сцена III.
Два ведущих, три мастера-оружейника (среди них и Левша), Платов.
Ведущий. Платов взял стальную блоху и, как поехал через Тулу на Дон, показал ее тульским оружейникам. Очень верил старый генерал в русских мастеров. Тульские оружейники блоху с вниманием рассмотрели и обещали Платову за русских умельцев постоять.

Оружейник (Платову). Тонкой работы мы не повредим. Через две недели, когда назад будете возвращаться, будет Вам что государю показать.
Платов уходит. Мастера остаются. Еще раз внимательно рассматривают блоху.

Выходит второй ведущий, становится между мастерами и читает такой текст.
Ведущий. Платов уехал. А тульские оружейники отправились к Мценску, к уездному городу Орловской губернии, в котором есть древняя икона Святого Николая. Святой Николай вообще покровитель торгового и военного дела, а «мценский Никола» в особенности, ему-то туляки и пошли поклониться. Отслужили они молебен у самой иконы, вернулись в Тулу и, никому ничего не рассказывая, принялись за работу.

Ведущий (зажигая свечу). День, два, три сидят, и днем и ночью работают, никуда не выходят, все молоточками стучат. Всем интересно, а никто ничего узнать не может. С большой секретностью работают мастера. Заканчивали уже свою работу…

Ведущий. А тут и Платов возвращался. Позвал он тульских мастеров к себе, потребовал показать работу. Явились оружейники, принесли орех бриллиантовый.

Платов. А где же работа?

Левша. Да здесь, перед глазами Вашими.

Платов. Блоху английскую вижу. И ключик тут же. А вы что сделали? Не выполнили вы обещания своего…

Левша. Обидно нам слышать слова такие. Работу свою мы с честью сделали. И готовы государю о ней рассказать.

Ведущий. Поехал Левша вместе с Платовым к государю. Через день генеральская карета ехала уже по мостовым Петербурга. Внимательно смотрел Левша, восхищался красотой петербургских дворцов, внимательно вслушивался в стук колес. Все поражало его воображение.
Сцена IV.
Во дворце. Те же действующие лица, что и в первой сцене. Появляется Платов и Левша.

Внимание всех дам приковано к оружейнику.
Платов. Вот, господа, тульский оружейник. Говорит, что превзошел англичан в мастерстве.
Появляется император. Все почтительно кланяются.
Император. Здравствуй, Платов, здравствуй, мой верный воин. Чем порадуешь? Сумели ли мои мастера доказать свое превосходство над англичанами?

Платов. Вот, Ваше величество, мастер. Пусть он все и расскажет.
Платов подталкивает Левшу вперед.
Левша. Ваше величество, мы, тульские оружейники, всегда готовы постоять за величие нашего отечества. Сделали все, что могли. Взгляните в микроскоп повнимательнее, тогда и рассмотрите нашу работу.

Император (внимательно смотрит в микроскоп). Ничего не вижу…
Платов сдвигает брови, хмурится, снова толкает Левшу.
Левша. А Вы поверните блошку на бок и посмотрите на лапки.

Император (внимательно рассматривает, потом меняется в лице). Так вы ее подковали!..

Все. Ах!..

Левша. Да, Ваше величество, на каждую лапку этой английской блохи мы выковали подковки. Посмотрите повнимательнее, Вы увидите, что на каждой подкове стоит клеймо мастера.

Император (рассматривая). И твое здесь имя есть?

Левша. Нет, Ваше величество, у меня была работа еще более тонкая, чем у моих товарищей. Я выковывал гвоздики, которыми были прибиты эти подковы.

Платов. Ваше величество, всю эту тонкую работу сделали тульские умельцы, доверяя только глазам своим.

Император. Как, все это вы сделали на глазок, без микроскопа?

Левша. Мы люди бедные, не пристало нам иметь такие дорогие штуки, как микроскоп. С Божьей верой мы выполнили Твою волю, государь.

Император (обращаясь ко всем присутствующим). Подлинно, мои мастера лучшие во всем мире. Такие люди могут постоять за славу России.

(обращаясь только к Левше). Спасибо тебе, верный мой мастер.

(обращаясь к Платову). А ты, Платов, награди тульских мастеров за работу.

Левша. Не нужно нам денег. Не для этого мы трудились. Нам бы за честь России постоять.

Император. Что ж, это слова человека, по-настоящему любящего отечество. Поезжай же, Левша, в Англию и покажи иноземным оружейникам искусство русских мастеров.
Левша кланяется. Император и придворные продолжают рассматривать блоху.
Ведущий. И поехал тульский мастер от Петербурга до Лондона, нигде не останавливаясь для отдыха. И не столько ел Левша, сколько песни пел. В далекой Англии ни на секунду не забывал он об отечестве, о своем родном городе, своих родителях.

Ведущий. Когда увидели англичане подкованную блоху, когда рассмотрели с огромным вниманием каждую подкову, изумились. И постарались сделать все для того, чтобы Левша с ними остался, об умении своем рассказал.

Ведущий. Однако не таким был Левша. Не зря по пути он пел русские песни. Здесь, в Англии, он думал о том, что он может сделать для России. Левша внимательно рассматривал английское оружие, но не новое (русские мастера делают не хуже), а то, из которого уже стреляли.

Ведущий. Не чистили англичане ружья кирпичом, как это русские делали, вот и оружие не портилось, стреляло исправно.

Ведущий. Трудным оказался для Левши обратный путь в Россию. Однако в последние минуты своей жизни он думал не о себе, а о России: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».

Ведущий. Такой была жизнь тульского оружейника, имени которого история не сохранил, осталось только прозвище – Левша.

Ведущий. Почему же история оказалась столь несправедливой? Нам было бы интересно знать его имя.

Ведущий. А для чего? Разве это что-нибудь изменило бы? Думаю, что нет. Герой не стал бы от этого ни лучше, ни хуже. Для нас, потомков того Левши, важно, что были люди, которые служили на благо России. Есть они и сейчас.

Сегодня Международный день левшей. Левши - люди творческие, креативные, обладающие сильным характером. Тому есть подтверждений примеров среди знаменитых людей - мировых политиков, писателей, музыкантов, актёров и режиссёров. Желаем же всем левшам достижения всех планов и успехов в достижении цели!

Хоть сегодня День левши,
Расслабляться не спеши -
Весь обычный распорядок
Одной правой напиши.

Потерпит правая рука,
Хоть и нагрузка велика,
Ведь у левой нынче праздник,
Пусть отдохнёт она слегка.

Все удобнее вам делать
Левою своей рукой,
С детских лет вы замечали
Это свойство за собой.

А сегодня отмечаем
Славный праздник - День левшей,
Вам желаем много счастья,
Жить вам будет веселей!

Не нужно думать головой -
Ручку взять какой рукой.
Коль родился ты левшой -
Пусть гордятся все тобой.

Таких как ты, немало на земле,
Но всем на свете ярко солнце светит,
Пусть ты левша, но умный ты вдвойне,
И тот не прав, кто это не заметит!

Желаем, чтоб на свете всем левшам,
Жилось комфортно, весело, удобно,
А жизнь была открыта чудесам,
И были вы на подвиги способны!

Нас на правшей-левшей не делит Бог,
Он любит всех, кто Богу доверяет.
Пусть будет счастлив каждый твой денек,
Любовь всегда тебя сопровождает!

Я левша - и это правда.
И, наверно, не секрет.
Всех левшей решил собрать я,
Поздравок сказать всем в след.

Мы такие, уникальны,
Вот и всем желаю я
Жить, чтоб все казалось правильно,
Чтоб ценила вас семья.

У всех - дело правое,
У вас - дело левое!
И часто способные, и часто - умелые!
Вы очень чувствительны,
Вы очень талантливы,
И даже историю левши озадачили!
Каспаров, Да Винчи, Роден и Обама -
Компанию эту пополните славно,
Мы вас поздравляем, желаем успехов,
И верим, что вы - украшение века!

С днем левшей сегодня, вас поздравляю я,
Счастья вам, здоровья, и любви, друзья!
Чудеса творите вы левою рукой,
Пусть радость и веселье, к вам текут рекой!
Пусть жизнь вам улыбается, лелеет и голубит,
И пусть все замечательно в вашей жизни будет!

Левшей на свете очень-очень много,
Когда-то переучивали строго,
Теперь гордимся вами не на шутку,
Прислушиваясь к голосу рассудка.

Неважно, как вы пишете, едите,
Но, главное, вы в радости живите,
И будьте счастливы, здоровы на века,
Пусть будет жизнь, как вольная река:

Так широка, чиста и полноводная,
Мудра и терпелива, благородная,
Чтобы душа от радости цвела,
Любовь большая вас с ума свела!

Поздравляем леворуких,
Но отнюдь не криворуких.
Эти люди гениальны
И во всем оригинальны.

Их стремление «налево»
Будем вместе уважать.
Коль оставят нас с рогами,
Мы не будем возражать.

Современный мир создан для людей, которые все делают правой рукой. Письменные и кухонные принадлежности, двери и замки, компьютерные мыши и много другого сделано для праворуких. Остальные приспосабливаются. К счастью, леворуких школьников уже не заставляют писать правой, но и в настоящее время встречаются некоторые родители, воспитатели или даже учителя, которые пытаются переучить «неправильного ребенка».

Международный день леворуких (International Lefthanders Day) впервые отметили 13 августа 1992 года по инициативе британского Клуба левшей, созданного в 1990 году. В этот день левши всего мира стремятся привлечь внимание производителей товаров к необходимости учитывать и их удобства, устраивают разнообразные мероприятия, акции и соревнования. Однако, главной озабоченностью Клубов левшей, и в частности - Великобритании, является то, что во многих школах разных стран детей-левшей по-прежнему стремятся переучить к письму правой рукой, что вызывает психологические стрессы и понижает успеваемость учеников.

На Руси к левшам относились подозрительно. Им даже запрещали давать показания в суде. Считалось, что левшой был сам дьявол. А в советских школах маленьких левшей переучивали в обязательном порядке. Психологи считают, что все эти люди-левши обладают сильным характером и мощным творческим потенциалом. Согласно статистическим данным, около10% населения Земли-левши. Недаром многие известные люди были левшами. Это Бетховен, Рахманинов, Марк Твен, Черчилль, Александр Македонский… список можно продолжать еще долго.

В детском саду № 121 детям предложили один день побыть левшой. Педагоги провели для детей квест игру «В поисках клада». Особенностью организации данного мероприятия стало то, что дети должны были выполнять все задания только левой рукой. Ребятишкам пришлось ориентироваться по карте, чтобы найти клад. С первым заданием дети замечательно справились, умело разгадывая загадки-перевертыши «Все наоборот». Детишки с азартом на перегонки соревновались: чья команда быстрее перенесет на ракетке шарик, на скорость проведет футбольный мяч левой рукой. Очень сложным заданием оказалось изготовление «мяча для метания» из бумаги и попадание им в цель. Ребята с удовольствием принимали участие в игре и шуточных заданиях, пробуя на себе роль левши. В конце мероприятия участников ждала заслуженная награда.

Лето продолжается и развлечения в детском саду № 121 не заканчиваются. Ребят ждет еще очень много интересных мероприятий.

Левшей отмечается ежегодно 13 августа. Именно в эту дату, как постановила конфедерация леворуких людей в 1976 году, будет праздноваться день, знаменующий борьбу за достоинство и свободу всех левшей в мире. Столь громкое заявление было подкреплено «Биллем о левшах» и началом массовых движений людей, пишущих левой рукой. В 1980 году граждане США вышли на митинг в поддержку офицера полиции Франклина Уинборга, которого уволили по причине того, что он носил кобуру не с правой стороны, как этого требует устав.

Впервые День левши отпраздновали в 1992 году. Этому событию поспособствовал Британский клуб, объединявший единомышленников. Прежде всего, это не поверхностный праздник, созданный для того, чтобы было больше поводов погулять, а важный день, благодаря которому общество вспоминает о проблеме психологического настроя детей, отличающихся от сверстников. Британский клуб говорит миру о том, что ни в коем случае не стоит переучивать малышей, родившихся левшами, это может привести к серьезным травмам нервной системы. Также члены клуба обращают внимание производителей канцтоваров и бытовых приборов на то, чтобы они выпускали больше товаров для леворуких людей.

Существует о том, почему же некоторые люди, а их на сегодняшний день порядка 10% в мире, отличаются от большинства. Врачи и ученые склоняются к теории о том, что леворукость формируется вследствие нарушений внутриутробного развития мозга малыша, но отклонением от нормы данный факт не является. Другие сетуют на генетическую расположенность. Как бы то ни было, День левши лишний раз напоминает обществу о том, что все мы в этом мире разные, и это прекрасно.

Несмотря на то, что люди, привыкшие использовать правую руку как вспомогательную, наравне с остальными работают на производствах, водят машину с механической коробкой передач, используют столовые приборы, дискомфорт в быту у них возникает довольно часто. Так, например, многие девушки совершенно не способны заниматься вязанием и шитьем. Но это сугубо индивидуальные особенности.

День левши - необычный праздник, и если в честь этого события вы хотите подарить своему «особенному» другу какой-либо презент, подберите то, что наверняка понадобится ему в быту, например канцелярские принадлежности для леворуких.

Как говорят психологи, люди, имеющие данную физиологическую особенность, являются склонными к творчеству и нестандартной, креативной деятельности. Они живут на эмоциях и не склонны мыслить пространственно. Международный день левши - праздник людей, отличающихся от массы. Пусть это и считается физиологическим (или психологическим) отклонением в среде ученых, все мы знаем, что леворукие люди от других отнюдь ничем не отличаются, а лишний раз поздравить с праздником своего близкого человека и самому приятно.

Если вы хотите, чтобы День левши стал более популярным событием в нашей стране - соберите леворуких приятелей и устройте флешмоб! Это не только весело, но и полезно. Проявив активность, вы обратите на себя внимание и бросите своеобразный вызов обществу.

Коля с Дашей пишут правой,

И они, конечно, правы,

Ну а мне удобней левой -

Я берусь за дело смело;

Буквы ровно вывожу,

За линеечкой слежу.

Дом из кубиков умело

Возвожу я тоже левой.

И вообще, любое дело

Мне удобней делать левой -

Молотком стучать, лепить,

Просто чай из чашки пить,

Мяч бросать и рисовать,

Резать, клеить и играть.

Из детского стихотворения

Задачи

2. Способствовать развитию познавательного интереса к необычной информации.

3. Воспитывать понимание и уважительное отношение к окружающим людям, которые имеют физиологические особенности, связанные с леворукостью.

Форма проведения : информационный калейдоскоп.

Подготовительная работа

1. Социологический опрос в классах школы по теме информационного часа.

2. Подготовка стенгазеты «Знаменитые левши России».

3. Чтение отрывков из книг Льюиса Кэрролла и Николая Лескова о левшах.

4. Подготовка информации о левшах.

5. Конкурс рисунков «Рисуют левши».

Ход информационного часа

Классный руководитель.

Он не лютеранец и не протестанец, а русской веры.

А зачем же он левой рукой крестится?

Он - левша, и все левой рукой делает.

Так начал свой рассказ о леворуких людях известный русский писатель Николай Семенович Лесков, сам писавший левой рукой.

Давайте проведем небольшой тест. Я прошу вас свести руки в замок.

Учащиеся выполняют задание.

Классный руководитель. Этот небольшой тест говорит сам за себя и выдает тайну леворукости. У леворуких людей большой палец левой руки увереннее лежит на поверхности правой руки.

По данным статистики 10% населения земного шара - левши. А с какой статистикой столкнулись вы в нашей школе?

Учащиеся знакомят класс со статистикой леворукости по школе.

Классный руководитель . Итак, мы отправляемся в страну леворуких людей, как в Зазеркалье писателя Льюиса Кэрролла, который тоже был леворуким. Ребята, вам слово.

Ученик 1 . Давайте обратимся к истории. Впервые Всемирный день левшей отмечали 13 августа 1992 года по инициативе британского Клуба левшей, созданного в 1990 году. В этот день Левши всего мира стремятся привлечь внимание производителей товаров к необходимости учитывать и их удобства.

Ученик 2 . Давайте проследим жизнь левшей в истории. Начнем с Древнего Рима периода Империи. Левша на латыни именовался как sinister, что переводится как «зло», а правша - dexter - добро, умение. Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь левшей была далеко не сладкой.

Ученик 3 . Хочу не согласиться, поскольку так было не везде. К примеру, древние инки считали, что быть левшой - большое счастье. Если в семье рождался леворукий ребенок, считалось, что семья отмечена богом.

Ученик 4. Напомню, что цивилизация инков была очень развитой. А вот на Руси к левшам относились подозрительно. Им даже запрещали давать показания в суде. Считалось, что левшой был сам дьявол.

Ученик 5. В каждой стране еще издавна было различное отношения к левшам. В Японии, например, муж мог развестись с женой, узнав, что она пишет левой рукой.

Ученик 6 . Моя бабушка рассказала, что в советской школе маленьких левшей переучивали в обязательном порядке.

Классный руководитель. А кто же такие левши?

Ученик 1. Внимание! Информационная справка.

Левша - человек, у которого предпочтительно используется во всех его действиях левая рука. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую.

Ученик 2. Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел.

Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево- или праворукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других Движений.

Ученик 3. Жизнь леворуких людей затруднена. Связано это с тем, что все изобретения человечества приспособлены под правую руку. Например, кто из нас видел леворукую компьютерную мышь или гитару, приспособленную под левую руку?

Ученик 4 . Знаменитый левша, музыкант Пол Маккартни сейчас, конечно, может заказывать себе любые гитары, но в Юности ему пришлось сталкиваться с немалыми трудностями. Более того, большинство молодых и еще небогатых музыкантов чаще всего вынуждены самостоятельно переделывать себе гитары.

Ученик 5. Хочу привести примеры из собственных наблюдений. Левшам всю жизнь приходится приспосабливаться к миру построенному правшами. Они входят в метро - щель монетоприемника в автомате расположена справа. Хотят позвонить по телефону- автомату - цифровой диск предназначен для правой руки. Циферблат ручных часов также рассчитан на правшей.

Ученик 1 . Чтобы выжить в этом мире, левшам приходится переучиваться еще со школьной скамьи. Но не так-то просто переделать природу. Самую сложную работу, которая требует многочасовых усилий и напряжения, переученные левши все равно выполняют левой рукой. Так поступают леворукие хирурги, часовщики, художники, хотя пишут и едят они правой рукой.

Ученик 2 . Психологи считают, что люди-левши обладают сильным характером и мощным творческим потенциалом. Одним из таких людей был известный ученый-физик Андрей Дмитриевич Сахаров. Писал он правой рукой, но только потому, что его переучили в детстве, а вот рисовал все равно левой.

Ученик 3. Давайте обратимся к тем заданиям, которые мы подготовили к этому информационному часу.

Итак, в нашей школе мы провели не только социологическое исследование. Еще мы попросили сделать рисунки и написать тексты от руки правшей и левшей. Сейчас вам придется определить, где рисунки и тексты написаны и нарисованы правшами, а где - левшами.

Подведение итогов конкурса. Определение лучших работ.

Ученик 1 . На самом деле, и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку.

Ученик 2. У леворуких, по мнению ученых, гораздо сильнее выражены конкретно-образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений.

Ученик 3. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Ученик 4. Одним из самых известных леворуких людей был известный итальянский художник, ученый, изобретатель, инженер Леонардо да Винчи.

Ученик 5 . Сотни лет нет на земле знаменитого итальянского левши, а идеи его и сегодня становятся реальностью. Я предлагаю вам познакомиться с небольшой статьей об этом факте.

Учащиеся читают статью.

Самый маленький в мире одноместный вертолет весом 75 кг создан в Японии в соответствии с замыслом Леонардо да Винчи.

Это вертолет-крошка ГЭН Эйч-4, создателем его стал инженер Гэннай Янагисава, который говорит о своем детище так: «Он не имеет хвоста и точь-в-точь такой, как машина, предложенная Леонардо да Винчи». Набросок Леонардо, датируемый 1493 годом, признан сейчас первым проектом аппарата вертикального взлета и посадки.

Внешне вертолет выглядит так: открытое кресло, над которым прикреплен мотор и два ротора, вращающиеся в противоположных направлениях. Вертолет уже успешно прошел испытания в японской горной префектуре Нагано и может развивать скорость до 50 км в час.

Кстати, пару месяцев назад Книга рекордов Гиннеса зарегистрировала этот аппарат как самый маленький в мире вертолет, способный нести человека. Напомним, Леонардо да Винчи создал набросок своего вертолета в 1493 году. Сам же рисунок был найден в XIX веке.

Вот такие истории XXI века, начало которым было положено более 500 лет тому назад.

Ученик 1. А вот какую легенду рассказал Николай Семенович Лесков, русский писатель, о Левше, подковавшем блоху. И я приглашаю к нам рассказчиков, которые поведают нам о тульском Левше.

Выходят ребята. В руках у них книги Н. С. Лескова. Одна из них - «Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе)».

Рассказчик 1. Давно это было, в незапамятные времена. Только история эта правдивая. О человеке умелом и делах его славных.

Рассказчик 2. После окончания Венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».

Рассказчик З. В самой последней кунсткамере за границей, среди собранных со всего света диковин, государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет танцевать. Вскоре у Александра Павловича «от военных дел делается тоска и меланхолия», как говорит автор, и он возвращается на родину, где умирает.

Рассказчик 1 . Взошедший на престол Николай Павлович Иностранную блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам, чтобы заказать им изделие, которое могло бы по изяществу превосходить созданное иностранными умельцами. В те времена тульские мастера славились на всю Россию.

Рассказчик 2. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков.

Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет».

Платову приходится везти Левшу в Петербург.

Рассказчик 3 . Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов бьет и треплет Левшу а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп».

Рассказчик 1 . Вновь пытаются царь с дочерью рассмотреть возможности блохи, но и опять им это не удается. Тогда Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. При этом выкованные им гвоздики для подков блохи вовсе рассмотреть невозможно.

Рассказчик 2. Платов просит у Левши прощения. Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам.

Рассказчик 3. В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поет на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, потому что своему отечеству верно преданная».

Рассказчик 1 . Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, даже предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об англичанках.

Рассказчик 2 . На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.

Рассказчик 3 . Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и, не отрываясь, смотрит в сторону России. По возвращению в Россию он умирает.

Ученик 2 . Я предлагаю вам открыть для себя творчество писателя Николая Лескова. Из его книг вы узнаете еще очень много интересного, откроете для себя Россию умельцев, добрых и преданных людей.

Ученик 3. Мы узнали, что написал о Левше писатель. А вот что говорят ученые о праворукости и леворукости людей. И у нас в гостях представители научной среды.

Выходят ребята в мантиях и шапочках.

Ученый 1 (сопровождает рассказ презентацией). В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями.

Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно- образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие).

Ученый 2. Левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а также математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным, или преобладающим.

Ученый 1. В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое полушарие, соответственно, левой рукой и ногой. Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. И наоборот, у левшей доминирует правое полушарие, а преобладающей является левая Рука.

Ученый 2 . Ученые провели исследования среди любителей компьютерных игр и выяснили, что левши играют лучше, чем правши, так как быстрее анализируют текущую ситуацию и реагируют на нее адекватнее. По мнению ученых, такие люди хорошо себя проявят в работе водителями, пилотами, а также другими представителями профессий подобного рода.

Ученый 1 . Хочу привести случай из практики. Пятилетний левша рано научился читать, но никак не мог запомнить последовательность букв в алфавите. Ища что-то в энциклопедии, он на 8сякий случай держал перед глазами телефонную книжку.

Ученик 4. А еще я читал, что Владимир Владимирович Путин - скрытый левша. Он часто кладет левую руку на правую. И еще - он очень эмоционален, поэтому его речи имеют такой успех у слушателей.

Ученый 2 . Возможно, но научными исследованиями это не подтверждено.

Ученик 5. Спасибо нашим ребятам, выступившим в роли ученых, а мы отправляемся дальше.

Ученик 1. Я предлагаю викторину «Кто этот левша?». Мы будем давать характеристику знаменитым русским людям - левшам. Ваша задача - догадаться, о ком идет речь.

1. Он написал много произведений и прославил себя как великий русский писатель. Его перу принадлежат такие произведения, как «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Тупейный художник». (Это русский писатель Николай Семенович Лесков.)

2. Датчанин по происхождению, он дал толкование многих русских слов, которые до него не были описаны. (Это Владимир Иванович Даль - писатель, этнограф.)

3. Главными героями его самого большого романа являются Наташа Ростова и Андрей Болконский. Кто автор этого романа? (Лев Николаевич Толстой, роман «Война и мир».)

4. Этому ученому человечество обязано открытиями в области физиологии. Он описал действие условных и безусловных рефлексов. (Великий ученый - физиолог Иван Петрович Павлов.)

5. Он - один из выдающихся шахматистов планеты. Только он способен был вызвать на соревнование с собой компьютер. (Гарри Каспаров - чемпион мира по шахматам.)

6. Этот художник долго был непризнанным и непонятым в России. Теперь его картины стоят миллионы долларов. (Василий Васильевич Кандинский.)

Ученик 2. Спасибо, ребята, а теперь нам всем хотелось бы рассказать о великих иностранцах, которые пополнили список левшей. Предлагаю посмотреть ваши презентации «Великие левши мира», которые вы выполняли в группах.

Альберт Эйнштейн - ученый;

Юлий Цезарь - император;

Наполеон Бонапарт - император;

Принц Уильям - наследник английского престола;

Александр Македонский - полководец;

Жанна дАрк - национальная героиня Франции;

Билл Гейтс - предприниматель, миллиардер, основатель «Microsoft»;

Франс Иозеф Штраус - политик, президент Германии;

Бетховен - композитор;

Моцарт - композитор;

Леонардо да Винчи - гениальный ученый-экспериментатор, художник;

Микеланджело - скульптор, архитектор, живописец, мыслитель;

Рафаэль - художник;

Рубенс - художник и дипломат;

Льюис Кэролл - писатель;

Пол Маккартни - музыкант;

Джимми Хендрикс - музыкант;

Ринго Старр - музыкант;

Курт Кобейн - музыкант;

Фил Коллинз - музыкант;

Джордж Майкл - певец;

Рики Мартин - певец;

Брюс Уиллис - актер;

Джулия Роберте - актриса;

Майя Плисецкая - балерина;

Чарли Чаплин - актер;

Мэрилин Монро - актриса;

Морган Фримен - актер;

Роберт де Ниро - актер;

Том Круз - актер;

Сильвестр Сталлоне - актер;

Джон Маккинрой - теннисист;

Мартина Навратилова - теннисистка;

Тина Канделаки - телеведущая.

Ученик 3. Спасибо, ребята! Вы здорово подготовились. А я хочу дать слово ребятам, которые подготовили интересную Информацию о левшах.

Ученик . Довольно необычный способ привлечения туристов придумали в Чехии. Рассчитано развлечение не на всех, хотя осмотреть на него наверняка приедут многие. В самом центре Фаги открылся уникальный магазин, основными покупателями в котором должны стать левши. Весь ассортимент магазина состоит из предметов, пользоваться которыми удобно исключительно левой рукой.

Ученица . Здесь можно приобрести множество «левых» вещей - компьютерную мышь или ножницы, открывалки с «левосторонней» ручкой и даже настенные часы, идущие в другую сторону.

В магазине наверняка найдется и гитара с обратными струнами, вроде той, на которой играл левша Пол Маккартни.

Ученик. В магазине также есть портреты известных левшей, среди которых Мерилин Монро и Наполеон Бонапарт, Чарли Чаплин и даже Леонардо да Винчи, который также пользовался левой рукой при написании своих работ.

Ученица. А еще в магазине можно увидеть саксофон, приспособленный под левую руку. Видимо, это копия саксофона, на котором играет бывший президент США Билл Клинтон. Магазин находится в центре Праги. Если будете там, непременно посетите, вам будет очень интересно.

Ученица . В одной из научных статей по данной теме я прочитала: «левша» — понятие многогранное. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке - правшой, и наоборот. Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в Европе, где пишут правой рукой и читают слева направо, - примерно 42%. А абсолютных левшей, в среднем, только 8-10%.

Основная же часть людей являются либо правшами с признаками леворукости, либо левшами с признаками праворукости.

Классный руководитель. Как ты думаешь, для чего официально определен праздник леворуких людей?

Ученица . Я думаю, что День левшей нужен для того, чтобы привлечь внимание дизайнеров и производителей товаров, руководителей предприятий к необходимости учитывать и удобство левшей при пользовании предметами.

Классный руководитель . Я думаю, ребята, что вы убедились сегодня в том, что праздники в календаре совсем не случайны. Одни нужны для того, чтобы увековечить память знаменитых и уважаемых в народе людей или памятные даты, другие - чтобы напомнить миру о тех проблемах, которые существуют в обществе. А их немало. Это и проблемы беженцев, проблемы грамотности на планете Земля, проблемы леворуких людей, которых мы называем левшами. Эту проблему невозможно решить в один день. Но то, что люди понимают ее значение в обществе, говорит о том, что проблема будет решаться.

И вовсе неважно, леворукий ты или праворукий - важно, что ты имеешь право быть понятым в обществе и получить помощь, если она тебе нужна.

Наш информационный час мне хотелось бы закончить словами из стихотворения, которое стало эпиграфом нашего информационного часа.

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа