Ищем свой стиль. Как найти свой индивидуальный стиль? То, к чему душа лежит

Сегодня модно быть интересной и загадочной, поэтому многие женщины и девушки задумываются о том, как подобрать стиль одежды для себя, как найти свою индивидуальность, свой собственный, неповторимый образ. Некоторым представительницам прекрасного пола чрезвычайно повезло родиться с чувством стиля. Тем же, кто потерял себя или находится в поиске, пригодятся советы ведущих мировых стилистов и имидж-мейкеров. Придерживаясь их основных рекомендаций, можно с легкостью не только подобрать свой стиль одежды, но и найти себя.

Первое правило : прислушайтесь к себе, изучите себя. Поскольку каждый человек индивидуален, уникален и неповторим, не стоит полностью копировать понравившийся образ и стиль одежды, поведения, манеры общения. Возьмите лист бумаги и запишите следующие факты о себе: пол, возраст, социальное положение и образ жизни, укажите, работаете вы или учитесь, возможно, вы современная домохозяйка. Исходя из этой информации вам легче будет сориентироваться в обилии модных направлений и правильно подобрать одежду для себя. Здесь стоит включить фантазию и примерять разные образы, найти наиболее комфортные для вас.

Правило второе : определите тип своей фигуры. Сегодня существует множество различных классификаций типов фигуры. Остановимся на наиболее популярной. Итак, выделяют пять наиболее распространенных типов женских фигур. Первый тип – «песочные часы», характеризуется правильными пропорциями, ширина плеч и бедер примерно равна, четко выражена талия. Второй тип — «прямоугольник», обычно при рассмотрении складывается впечатление, что плечи талия и бедра имеют одинаковую ширину. Третий тип – «треугольник», иногда этот тип фигуры называют грушевидным, он характеризуется узкими плечами, выраженной талией и достаточно тяжелой нижней частью тела – массивными бедрами и ногами. Четвертый тип – «перевернутый треугольник», этот тип похож на предыдущий, однако, отличается массивной верхней частью тела, при этом беда и ноги, как правило, характеризуются стройностью. Пятый тип — «круг», соответствует очень полным девушкам без выраженной талии и характеризуется наличием лишнего веса.

Определив свой тип фигуры обязательно запишите его на лист бумаги.

Третье правило заключается в том, чтобы правильно определить свой цветовой тип, который зависит от цвета вашей кожи, волос и глаз. Сегодня стилистами выделено четыре основных типа – это весна, зима, лето и осень. Будьте готовы к тому, что у вас может оказаться и смешанный тип, например, весна — лето или осень – зима. Масса тестов по определению своего цветового типа есть в интернете, также можно обратиться за консультацией к стилистам.

Четвертое правило заключается в том, чтобы найти свою индивидуальность. Это может быть небольшая деталь гардероба: аксессуары, обувь или даже , который будет отличать вас от всех остальных.

Пятое правило , оно же самое главное — следите за модой. Это не значит, что вы должны скупать все новые коллекции без разбора. Просто следите за модой, интересуйтесь модными новинками и основными тенденциями сезона.

Шестое правило : не бойтесь экспериментов, откажитесь от консерватизма, не стоит четко следить правилам выбранного стиля, помните: в моде важна индивидуальность.

Седьмое правило : для того, чтобы избежать ненужных покупок и лишних финансовых растрат, научитесь грамотно сочетать вещи. Для этого необходимо один раз в сезон разбирать свой гардероб, внимательно изучать его и избавляться от старых, неактуальных вещей. Прогуливаясь каждый раз по магазинам, представляйте, как та или иная новая вещь будет сочетаться с уже имеющимися в вашем гардеробе.

Ищите себя, экспериментируйте, не бойтесь быть индивидуальностью, и тогда вы поймете, как правильно подобрать одежду лично для себя.

Анна Турецкая


Время на чтение: 17 минут

А А

Найти свой стиль одежды практически также сложно, как выбрать профессию. Нет, конечно, этот выбор мы делаем не один раз и на всю жизнь, но ошибки в решении этой задачи могут стоить дорого.

Значение поиска своего стиля для женщины — трудно ли найти свой стиль в одежде и образе?

Говоря о том, как найти свой стиль, стилисты категоричны – модные журналы и скрупулезное изучение сезонных трендов, безусловно, позволят сформировать базис представлений о стиле, но все же основная задача на этом пути – изучение себя .

Именно наш характер должен диктовать, какие юбки мы будем носить – легкомысленные, романтичные или деловые . Именно наш образ жизни позволит сформировать наши предпочтения в обуви – практичные и ноские или аристократичные и элегантные.

Более того — задачи, которые мы ставим перед собой , также красноречиво должны отражаться в нашем внешнем виде. Ведь не зря многие успешные люди твердят, что, если ты хочешь быть миллионером — значит, ты должен выглядеть так уже сегодня, а если твоя задача привлечь к себе внимание – это должно читаться в каждом аксессуаре.

  • Иными словами, все, что мы из себя представляем, и даже то, кем хотим стать , должно влиять на выбор стиля одежды.
  • Говорят, что копировать – плохо. Но «подражание – лучшее признание ,» — парируют стилисты, рекомендуя хотя бы на первоначальном этапе опираться на выбор икон стиля.

Пока личный психолог (коим можете стать вы сами) определяет ваш психотип, не лишним будет посмотреть на характерные особенности стилей мировых звезд , над образами которых трудятся целые штаты стилистов. Согласитесь, тут есть что перенять, а лучше — законспектировать и положить в кошелек, до случая очередного шопинга.

Романтический стиль современной Кэрри Брэдшоу — как найти свой романтический стиль в одежде и образе?

Можно по-разному относиться к этой героине легендарного сериала, но одно не поддается спорам – госпожа Брэдшоу надолго заняла место иконы стиля для всех жительниц городов-миллионников, желающих привнести в будничную жизнь ноту романтического авантюризма.


Именно она знает, как правильно подобрать стиль одежды, соединив рюши с этникой, а лакированную кожу с шелком. Стилисты рекомендуют взять образ этой сериальной красотки тем модницам, у кого в стопке глянцевых журналов хранится томик «Грозового перевала», а также тем, кто вопреки возрасту мечтает о прекрасном принце (даже, если вокруг одни юристы, инженеры и экономисты).


Стиль Брэдшоу, который и сама актриса не прочь применить в жизни, базируется на ярких акцентах фигуры. Внимание на грудь и переход к талии всегда актуален, особенно четко он прослеживается в комбинации с объемными юбками-пачками.


Преобладание облегающих силуэтов, дабы ничто не отвлекало внимание от точеной фигуры и тонкой талии.


Если и должно быть в гардеробе современной Брэдшоу что-то бесформенное – то это шуба, неотъемлемым атрибутом которой должны стать высокие сапоги в военном стиле с вызывающе высокой шпилькой.


Как подобрать себе стиль леди вамп — Виктории Бэкхэм

Образ современной леди высшего общества особенно хорошо удается Виктории Бэкхэм. Да, на ее лице действительно редко можно заметить улыбку, но она знает, как подобрать себе стиль. Хороший пример для подражания.


Будучи дизайнером, госпожа Бэкхэм прекрасно улавливает современные тенденции, умело комбинируя их с традиционными силуэтами. За это стилисты ставят ей твердую «пять» и рекомендуют брать на вооружение не только гардероб светской львицы, но и ее наработки для модных домов.

Образ Бэкхэм не терпит никаких помпезных отклонений в романтику. Если она и надевает ажурное платье, то его драпировка имеет четкие линии. Если на ней яркий пиджак, то никаких провокаций в виде ярких туфель или привлекающих внимание украшений Бэкхэм не допустит.


Во всем должна быть мера, уверена они и на зубок знает, что ансамбль леди вамп должен кричать о том, что его обладательница будто только что отведала чашку чая в компании королевы Великобритании.

Останавливаясь на этом стиле, следует помнить, что большую роль здесь играет фактура тканей. Материал должен без малейшего упрека говорить о высокой цене за квадратный метр.


Аксессуары – преимущественно драгоценности и никакого помпезного блеска. Оставьте эти заигрывания с бижутерией (даже самой дорогой!) для школьниц.


Как найти свой стиль в одежде, как независимая и целеустремленная Дженнифер Лоуренс?

Актриса, которая так убедительно выглядит с луком и стрелами, покорила сердца модниц по всему миру своим умением безупречно одеваться.


Преподносит себя юная Лоуренс, не просто, как светскую львицу или вчерашнюю актрису вторых ролей, выбившуюся на топовые позиции. Найти свой стиль в одежде актрисе позволили традиции уличной моды и современного американского представления о стиле.


В стиле Лоуренс диктуется ее характер. Она приветлива к публике и на безграничную любовь поклонников отвечает снисходительной теплотой. Но при этом, она знает, чего стоит всемирное признание и готова каждый день жизни приложить для самосовершенствования.


Неизбалованная, но дерзкая, сильная и немного сентиментальная Лоуренс, безусловно, является качественным примером для подражания тем модницам, кому близок образ «своей девчонки».

В основе образа актрисы – натуралистичность. Незаметный натуральный макияж и демократичная укладка. В то время, как каблуки и туфли на немыслимой платформе – удел миниатюрных дам, длинноногая Лоуренс с удовольствием щеголяет в удобных шлепанцах и обуви на плоской подошве.


Офисные силуэты кажутся ей слишком скучными, чтобы обращать на них внимание. Выбор Лоуренс – демократичные фетровые рубашки, объемные майки и удобные джинсы, которые при всей непритязательности, зачастую облегают ногу и позволяют удостовериться в безупречности фигуры.


Секреты выбора стиля одежды в образе опасной девочки – Кары Делевинь

Дерзость Кары Делевинь сделал ее одной из самых популярных моделей современности, а для модниц по всему миру еще и отличным образцом для подражания.


Ее лицо будто рассказывает о непростом характере модели и предупреждает – от такой девушки следует держаться подальше, если она вам не по зубам. Неприкрытая агрессия, в сочетании с одухотворенной молодостью – вот, что формирует весь образ Делевинь.

За пределами подиума юная Кара вовсю демонстрирует свой бунтарский характер в гардеробе. Смелые комбинации стилей в ее исполнении получают все больше положительных отзывов стилистов.


Растянутые футболки с яркими принтами, художественно оборванные джинсовые шорты и удобные кеды с цветастыми шнурками.

Но есть и другая сторона Делевинь – готическое преобладание черного, броский макияж глаз и неотъемлемый короткий маникюр в богатых темных тонах.


Укладка зачастую «на скорую руку». Даже кудри Делевинь умудряется делать художественно небрежными, в которых ни один завиток не говорит о романтическом начале. Может ли такая девушка влюбиться без памяти?

Скорее — нет, чем да. Та ли это девочка, от которой мамы мальчиков-отличников советовали держаться подальше? Определенно – это она, современная дерзкая и опасная, образец для подражания каждой непослушной штучки.

Каждый год обновляется стиль в одежде. Появляются новинки от известных модельных домов, привлекающие внимание женщины и заставляющие теряться в сомнениях по поводу выбора собственного индивидуального стиля в одежде.

Создание собственного уникального стиля - кропотливая и довольно трудная задача, требующая наличия вкуса и собственного мнения. Здесь невозможно использовать шаблоны и традиционные решения. Каждая женщина уникальна по-своему и требует наличия собственного оригинального гардероба и вещей высокого качества.

Не стоит экономить на одежде и приобретать дешёвые вещи, которые после непродолжительного промежутка времени теряют свой первоначальный вид и требуют замены. Качественная одежда подчёркивает изысканный вкус женщины и говорит о наличии собственного стиля.

Важно не впадать в крайности и не использовать экзальтированные способы привлечения внимания. Подобный подход не подходит для состоявшейся и успешной женщины. При создании собственного стиля в одежде нужно обязательно учитывать возраст, физиологические особенности и антропологические параметры. Нужно придерживаться собственного стиля, позволяющего выглядеть на все 100% в любое время и в любом месте.

Многим кажется, что выработать стиль в одежде - легко и просто. На самом деле процесс довольно кропотливый и требующий внимательности при выборе вещей. Не нужно гнаться за модой, бесцельно приобретая одежду в больших количествах. Не всегда количество переходит в качество.

Гардероб девушки и женщины должен позволять ей выглядеть каждый день по-разному, но придерживаться определённого стиля. Не нужно бездумно копировать чужие образы, не всегда они лучше ваших индивидуальных решений. Шаблонность в этом случае губит индивидуальность и не позволяет раскрыться вашему образу.

На что обратить внимание, выбирая одежду?

Каждый человек обладает представлением о собственном индивидуальном образе. Не стоит бояться экспериментировать и пробовать новое. В ином случае невозможно определиться с собственным стилем.

Важно учитывать следующие параметры:

  1. Визуальное сочетание. Следует обратить внимание на причёску, цвет волос, яркость макияжа, маникюр, аксессуары.
  2. Манера поведения и общения. Походка, речь, мимика, жестикуляция.
  3. Круг общения. Окружающие люди, работа, быт, место проживания.

Каждая женщина обладает собственной уникальной внешностью. Одежда способна при грамотном использовании скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. Помочь обрести уверенность в любых ситуациях.

Манера человека одеваться показывает степень его любви и уважения к себе. Не зря по «одежке встречают, а по уму провожают». Люди оценивают в первую очередь внешний вид и одежду человека и лишь потом делают окончательный вывод, после общения с ним.

Не стоит следовать слепо модным тенденциям. Многие модные веяния универсальны и рассчитаны на огромное количество женщин. Нужно среди обилия предлагаемых моделей выбирать собственные оригинальные решения, позволяющие создавать законченный образ. Как найти свой стиль в одежде? Важно опираться на своё мнение и прислушиваться к внутренним ощущениям. В одежде должно быть удобно, без чувства стеснения или дискомфорта. Можно прислушиваться к советам специалистов или делать небольшие заимствования, но опираться надо лишь на собственные ощущения и чувства.

Не стоит пассивно копировать чужие тренды, навязываемые агрессивной рекламой. Подобной подход плодит одинаковые образы, не позволяющие ярко выразиться действительно интересной личности. Можно просто «раствориться» в огромном «море» безликости и однотипности. Подобный подход тупиковый и не позволяет выработать собственные стилевые решения.

При создании собственного стиля в одежде можно придерживаться следующего алгоритма действий:

Содержимое шкафа к осмотру

Следует провести тщательную ревизию содержимого шкафов. Осмотреть многочисленные вещи. Отложить нужно вещи, которые не надевались уже на протяжении года. Эту одежду нужно убрать подальше или просто раздать. Она не соответствует вашему мироощущению и не подходит по стилю. Лежит ненужным балластом внутри шкафа и собирает пыль. Если одежду жалко отдавать или выбрасывать, то можно попытаться её изменить. Можно отдать мастеру или самостоятельно внести изменения. Подобный подход позволит подарить вещам «вторую жизнь».

Какие вещи в вашем гардеробе преобладают? Оставшиеся вещи нужно тщательно осмотреть и попытаться ответить на вопрос: почему вы их носите?

Создание собственного стиля

Опираться нужно в первую очередь на собственный ритм жизни, окружение, работу и образ жизни. Выбирая одежду, нужно прислушиваться к собственным ощущениям, а не модным трендам. Вещи должны быть удобными и комфортными. Качество ткани играет немаловажную роль. Цветовая гамма зависит сугубо от личных индивидуальных предпочтений. Не нужно загонять себя в искусственные цветовые рамки, ограничивающие фантазию.

Важно не бояться экспериментов и смелых решений. Всё зависит сугубо от фантазии и личного представления о прекрасном. Широкий выбор вещей в продаже даст возможность создать любой образ и собственный стиль без титанических усилий. Нужно лишь прислушаться к собственным ощущениям и «внутреннему голосу».

Как и во многом другом – на словах (особенно если это слова признанных ) все выглядит достаточно просто. Гуру твердят, что достаточно «прислушаться к себе», «довериться своему вкусу» и «не следовать слепо моде, выбирая свой стиль». Однако, рассказать конкретно, как найти свой собственный стиль и имидж, объяснить, что вообще такое вкус, как его определить и развить, никто, к сожалению, не может. Эстетика – чувство тонкое, подход к нему нужен особый, но несколько базовых советов выделить все же можно.

Как найти свой стиль?

Индивидуальный стиль в одежде развивается со временем, медленно. Для начала необходимо поработать над вкусом. Вкус – это ваше собственное чувство прекрасного, гармонии в любых ее проявлениях: природе, культуре, искусстве, моде. Поэтому первый совет о том, как девушке найти собственный стиль, можно дать такой: окружайте себя красотой.

Что это значит? Ходить на спектакли в театр, смотреть модные показы, читать автобиографии известных деятелей искусства или посещать музеи – каждый выбирает для себя наиболее оптимальное и интересное занятие. Вам кажется, что это не имеет отношения к моде? Еще как имеет! Благодаря развитому пониманию того что красиво, а что – нет, вы больше не поведетесь в магазине на сомнительную кофточку просто потому что она в скидке. Скорее подумаете: не осталась ли эта вещь в распродаже именно потому, что у нее неудачная модель или расцветка?

Второй совет: найдите себе один или несколько эталонов. Часто в рекомендациях о том, как найти свой стиль в одежде женщине, именитые дизайнеры, такие как , Донна Каран, Каролина Эррера и прочие, говорят: не подражайте и не ищите себе кумиров, идите изнутри, отталкивайтесь от собственных желаний. Однако верно это только в случае, когда уже достаточно развит вкус.

Как с этим работать? Обратитесь к селебрити. Подберите несколько публичных людей, которые:

  • схожи с вами по цветотипу (зима, весна, лето, осень);
  • обладают примерно похожим типом фигуры (овал, прямоугольник, перевернутый и обычный треугольники, песочные часы);
  • примерно одного с вами возраста (это важно!);
  • нравятся вам в своих образах.

Подбирать можно как из российских, так и из зарубежных звезд. Следите именно за вашими «идеалами», не отвлекаясь на других. Обратите внимание на их повседневные городские look-и. Соберите себе базовый гардероб из схожих вещей.

Подводный камень при ориентировании на других. На первое время постарайтесь избегать фотографий фэшн-блоггеров и просто девушек, одетых в «городском стиле». В многообразии их образов легко сбиться и растеряться: вы не будете понимать, какую обувь вам покупать и в каком количестве, какие аксессуары и так далее.

Третий совет: следите за модными тенденциями. «Следовать моде смешно, а не следовать – глупо» – утверждает известный историк моды Александр Васильев. Это означает, что так или иначе все люди сегодня живут в эпохе, для которой характерны определенные вещи. Когда-то было не принято носить джинсы, а сегодня они – неотъемлемый элемент любого гардероба. Плавательные костюмы когда-то доходили до щиколоток, а сегодня едва прикрывают пикантные места. Поэтому, приобретая одежду в магазинах сегодня, вы, так или иначе, следуете моде.

Что важно учитывать?

Людей много, а вещей еще больше. Фасоны и модели бывают самые разные, на любой вкус. Но какой бы модной ни была вещь – никогда не приобретайте то, что вам не подходит! Если обувь на толстой рифленой платформе делает вашу ногу грубой – не надо ее носить, если модные платья с облегающим низом и объемным верхом усиливают дисбаланс ваших пропорций – не надевайте их, пусть даже они и на пике популярности!

Также информацию о том, как найти собственный стиль можно порой встретить в различных интервью Эвелины Хромченко – как экс-редактор российского глянцевого журнала L"Officiel она обладает огромным опытом и прекрасными практическими знаниями в этой сфере.

К вопросу о том, чем мы тут занимаемся и )) Это интервью попалось нам с Наташей на просторах интернета больше года назад и в свое время очень нас зацепило. Назвать его нашим манифестом будет, пожалуй, слишком громко, тем более, что мопед манифест не наш. Но с очень многими вещами здесь мы очень согласны) Например, с тем, что сложно быть стильным с пустой головой, что над своим стилем можно и нужно работать, что до стиля надо дорасти... По крайней мере с нами так и произошло - мы заинтересовались стилем, работая над кандидатскими диссертациями, а не прогуливая школу, как нам, бывает, пишут) В общем, strongly recommended всем, кто забрел в это сообщество в поисках чего-то, а не ошибся дверью.

А все дело в том, что типовые советы плохо ложатся на вашу неповторимую индивидуальность. Чтобы по книге можно было создать свой стиль, эта книга должна быть написана именно под вас! И написана тем специалистом, который может не только судить поверхностно (после прочтения пары книг по стилю это может почти каждый), а может заглянуть глубже, увидеть вашу истинную суть. И только тогда, соотнеся внутреннее и внешнее, он найдет ключ к вашему стилю, к вашему образу.

О том, как стать таким специалистом, как рождается индивидуальный образ и кого можно считать стильным человеком мы беседуем с удивительным мастером - Любовью Михайловной Поповой. Для многих московских стилистов, имиджмейкеров и дизайнеров - это значимое имя, символ исключительного мастерства в создании стильного образа, а также учитель, который раскрыл их творческие способности и стал проводником в мир искусства.

Итак, дорогие друзья, представляю вам мою собеседницу: Любовь Михайловна Попова - кандидат искусствоведения, автор методики создания стильного образа, руководитель Студии развития творческих способностей.

Osinka: Любовь Михайловна, индивидуальный стиль - категория модная, но достаточно загадочная. Что же это такое - стиль человека?

Любовь Михайловна: Стиль человека - это выражение яркой личности. Нельзя быть стильным, и не быть яркой личностью. Нельзя жить скучной, стандартной жизнью и быть стильным. Люди часто живут точно так же, как их соседи, и почему то пребывают в уверенности, что при такой жизни можно быть стильным. Стиль - естественное, органическое продолжение сути человека, и сути яркой, неповторимой. Поэтому стиль как бы прорастает из человеческого ядра, так же естественно, как прорастает набухшее зерно в добротной земле. Нельзя быть стильным внешне и не стильным внутренне.

Кроме того, индивидуальный стиль во внешнем выражении - это художественный образ. А художественный образ - внутренняя, имманентная черта произведения искусства. То есть стиль - всегда искусство. Поэтому индивидуальный стиль - это обязательное проявление художественных возможностей личности, следовательно, он требует определенных знаний в области искусства. Нужно осознать, что стиль формируется на определённом, достаточно высоком, культурном уровне человека.

Osinka: Приведите, пожалуйста, примеры стильных людей. Что их делает стильными?

Л. М.: Я подобрала для вас фото стильных женщин. Посмотрите, с каким уважением к индивидуальности подано их различие: внешний холод и тайный жар Марлен Дитрих, трепетность Одри Хепберн, естественность, природность Софи Лорен, свободный полёт Майи Плисецкой. Фотографы средствами фотографии сумели сделать их стиль явленным, видимым.

Марлен Дитрих - классический пример трагических поисков стиля: мучилась, пыталась, тратила деньги на одежду, на украшения, меха, и всё зря. Сама себя называла "волосатой картофелиной". В этом столько отчаяния! А ведь страстно любила музыку, сама играла на скрипке, читала стихи, а выразить вот эту себя, внутреннюю, в полноценном визуальном образе не сумела. Почему? Не хватило художественного навыка, художественного вкуса, чувства стиля. И вот встреча с режиссёром Штернбергом, фильм "Голубой ангел". И становится не просто стильной, а символом стиля! Как это произошло? Что и как пришлось изменить Штернбергу в провинциальной актрисе?

Для меня одним из самых ярких примеров стильного человека была и остается Майя Михайловна Плисецкая. В её стиле нет ничего искусственного, наносного, не свойственного ей. Полёт и энергия до сих пор сохранились в её внешности. Но это её своеобразие не проявилось так сразу и так ярко. И это можно было бы сказать о всех наших героях. Посмотрите на их фотографии в молодости (подборка фото - ниже, иллюстрации 5-8). Стиль как бы прорастал в них по мере формирования личности.

Марлен Дитрих, Майя Плисецкая

Одри Хепберн

Что делает людей стильными? Их жизнь, их творческое отношение к жизни, их встречи, их окружение. Это всегда яркие личности. Они разные, и они ценят это своеобразие.

Важно найти себя! В этом - начало рождения стиля человека. Индивидуальный стиль - это всегда проявление личности и проявление творческое, независимо от рода деятельности. Меня часто спрашивают: а могут ли быть стильные люди, например, в бизнесе, в политике, или в науке? Конечно, да! И я их встречала в своей жизни. Многие из них, вероятно, удивились, если их назвали бы стильными. Ведь о стиле они вряд ли думали. Они жили яркой жизнью, и у них доставало культуры проявить себя соответствующе, то есть художественно, внешне.

Академик В.Я. Пропп, филолог, автор знаменитой работы "Морфология сказки", безусловно, стильный человек. Его жизнь, его ярко характерная внешность с острой бородкой, полувоенный планшет вместо портфеля - всё цельное, органичное, несмотря на определённую небрежность, а, возможно, и благодаря ей.

Истинная стильность зреет постепенно, потому что вопрос индивидуального стиля - это вопрос развития!

Osinka: Почему так мало стильных людей?

Л. М.: Причина в том, что в одном человеке не часто соединяются своеобразие личности и знания, более того, практические навыки в области художественного творчества. Отсюда и слепое подражание. Оно слепое именно потому, что у человека не хватает культуры понять, что этот образ, хотя он и модный, и стильный, может быть, сам по себе, но имеет к нему весьма отдалённое отношение. Часто нет желания понять себя. Вот и получается, что платье кричит об одном, лицо дамы шепчет о другом, а сумка поскрипывает о третьем!

Osinka: Любовь Михайловна, приведите, пожалуйста, примеры явных стилевых просчётов?

Л. М.: Часто вижу: девушка на шпильках, "при параде", а рядом с ней молодой человек чуть ли ни в спортивном костюме. Замечу, что современная мода благоприятствует смешению различных стилей, но это требует исключительного навыка. Подобное можно встретить и на светских вечерах. Элегантная внешность дамы нередко диссонирует с внешностью её спутника: мешковатый пиджак, рубашка в голубую полоску.

Пара должна быть в одном стилевом пространстве. Если же есть соответствующие знания, вкус и используются различные стильные образы, то они должны быть вплетены в одну историю: они как бы цепляются друг за друга, как пазл, дополняя друг друга и подчёркивая нечто важное. Джонни Депп и его жена, актриса Ванесса Паради, всегда приятно удивляют. Они не просто органичны рядом друг с другом, а каждый раз это новая увлекательная история, рассказанная с тонким вкусом и полностью соответствующая их индивидуальности.

Посмотрите на фотографии этой пары. Обратите внимание, на Джонни смокинг, но на ногах не туфли, как можно было бы ожидать, а ботинки на толстой подошве, на голове же - фетровая шляпа с достаточно высокой, совсем не классической, тульей. Джонни как бы посмеивается над самим собой, над пафосным смокингом. И Ванесса очень органична рядом с ним: она напоминает взъерошенную птицу с мокрыми перьями. В её образе насмешка Джонни превратилась в тёплую улыбку, и это усиливает трогательность Ванессы. Воспользуйтесь максимальным увеличением этой фотографии на 4-й странице. Это необходимо, чтобы вы смогли уловить то, о чём я говорю. Уловить, значит не только увидеть, но и прочувствовать. Не спешите!

Посмотрите на следующую фотографию. Джонни одет по законам классики, да и Ванесса, казалось бы, просто со вкусом одетая молодая женщина. Но есть что-то в этой паре, заставляющее остановиться взгляду и откликнуться чувству. Что же? И как это получилось?

Вот, представьте, я вижу Ванессу в классическом белом платье, прямом, без деталей, средней длины. Вдруг что-то происходит с Ванессой, что-то изменяется в её состоянии, и платье начинает стекать вниз ярусами воланов. И сразу же Джонни откликается на эту эмоцию, и его коротко подстриженные волосы срочно вырастают, ниспадая небрежным чубом. Трогательно, смешно и чуть грустно. Попробуйте мысленно зачесать чуб: никакого стиля, никакой истории.

В чём секрет четвёртого образа? Классика чёрного жакета Ванессы отражается в круглых очках Джонни, несколько нелепых в своей крайней традиционности. Образы оживают. Такие образы не придумываются. Они видятся в воображении, и видятся уже готовыми.

Osinka: Но тогда, достижим ли стиль для простых людей?

Л. М.: Если понимать под "простыми" людьми людей стандартных, то нет. Если же выявлять и сохранять свою неповторимость, а не быть автоматом, то стиль может быть доступен для всех. Во всяком случае, к этому мы все должны стремиться. Искать свой стиль - это значит искать себя: что ты любишь, где ты хотел бы работать, кого ты хотел бы видеть рядом с собой. И, заметьте, что это не всегда будет совпадать с общепринятыми представлениями.

Osinka: Любовь Михайловна, как же прийти к стилю?

Л. М.: Современный человек хочет иметь всё и сразу. Важно осознать, что истинно стильный человек - не маска, а определённый этап развития человека. Кроме того, надо помнить, что формирование индивидуального стиля - не ремесленный процесс, а процесс творческий: ведь в результате формируется единственный в своём роде, неповторимый образ. Огромную роль в этом процессе играет искусство.

Посмотрите на женские образы разных эпох (см. фото-ряд ниже: илл. 13-20). Искусство учит видеть и ценить разнообразие женственности. У Боттичелли - это образ поэтичной меланхолии. У Тициана - роскошь жизнеутверждающей чувственности. В рокальном образе Фрагонара - кокетливая игривость. Дама с веером на картине Веласкеса - строгость, достоинство и набожность.

В образе Прозерпины - трагическая чувственность с привкусом едва ощущаемой отравы. Ренэ Нотгафт на полотне Кустодиева - воплощение женского интеллекта. Образ графини Карпио на полотне Франциско Гойи, чем-то напоминающий хрупкое насекомое, сохраняет загадочность и недоступность. В роскошной Монне прерафаэлита Габриэля Россетти романтическая традиция перехлестнулась с отголосками, как бы воспоминаниями, барокко: её чувственность агрессивная, а потому и опасная. Они разные. И все прекрасны.

Искусство формирует личность, помогает найти себя. И в то же время формирует навык восприятия художественного образа. А ведь стильная внешность - это всегда образ.

Поэтому постигайте искусство. И помните, что знать биографии художников, режиссёров, знать, что такое барокко и рококо, итальянский неореализм, перечислить всех сюрреалистов во французской литературе - важно, но это ещё не знание искусства. Ведь всё это факты художественной культуры. Искусство же - это художественный образ. И знать искусство - это уметь постигать художественный образ. Стиль - это всегда образ, и образ, рождённый в пространстве искусства.

Osinka: С чего бы Вы посоветовали начать свой путь к постижению искусства?

Л. М.: Обратитесь к книгам Бориса Робертовича Виппера ("Введение в изобразительное искусство "), Татьяны Валерьяновны Ильиной ("История искусств. Западноевропейское искусство ", "Отечественное искусство ").

Б.Р.Виппер - признанный классик отечественного искусствознания. Т.В. Ильина - профессор кафедры истории искусства Санкт-Петербургского университета. Её книги содержат основные сведения по истории изобразительного искусства. Кроме того, в них вы найдёте списки дополнительной литературы. Полезны популярные книги Льва Любимова.

И параллельно обязательно знакомьтесь с самими произведениями искусства в музеях, на выставках, в разнообразных поездках. Нужно много видеть! Подбирая иллюстрации (см. фоторяд в конце публикации: илл. 21-52), я стремилась к тому, чтобы вы увидели, как разнообразен мир искусства, как много он может подсказать, разбудить в человеке. Все изображения на последней странице можно увеличить. Воспользуйтесь этим.

А сейчас попробуйте воспринять, например, картину "Ваза с цветами" (илл. 25, фото справа) . Погрузитесь внутрь этого букета. Не спешите. Откликнитесь чувством на каждый цветок. Вглядитесь в отяжелевший пион, бархатистый сумеречный ирис, прохладный тюльпан. Прочувствуйте их. Почему так неравномерно освещён этот букет? Не спешите отвечать! Сначала отзовитесь чувством, а потом ищите ответы.

Может быть, вам захочется увидеть реальные живые цветы, и вы увидите их уже по-другому, при разном освещении и окружении? Ведь у каждого цветка своё любимое освещение и своё пространство: робкое утреннее, сгущающихся сумерек или светлого дня. А какой цветок и какое освещение Ваше? Где Ваше родственное пространство?

Обратите внимание, как описаны произведения в аннотациях к фото: автор, название, год создания, материал, размер, где хранится. Например, илл. 28: Андреа Мантенья. Парнас. 1497. Холст, темпера. 150х192 см. Лувр. Париж. Такое описание произведения не случайно: оно помогает войти в пространство искусства. Обратите внимание, где хранится произведение. Пусть для кого-то это будет началом знакомства с музейными собраниями.

Отметьте, что картины писали не только на холсте, но и на дереве. И писали их не всегда масляными красками, но и темперой, и в технике энкаустики, то есть восковыми красками, когда красящий пигмент разводили в нагретом воске. Спросите себя, влияет ли растворитель (воск в энкаустике, куриный желток в темпере, и масло - это всё растворители) на внутренний смысл художественного образа, и если влияет, то, как и почему?

Искусство помогает видеть разнообразие мира, его богатство, его противоречивость, его красоту. У вас утончается восприятие, развивается воображение, вырабатывается исподволь, незаметно даже для вас самих, чувство стиля.

Важно, чтобы у вас была возможность постоянно просматривать хорошо изданные альбомы по искусству, где иллюстрации адекватны подлиннику. К сожалению, во многих изданиях вместо, например, горчичного цвета подлинника видишь ярко лимонный, а вместо глубокого вишнёвого - грязно-коричневый. Поэтому важно, чтобы приобретаемые вами книги были хорошо изданы: иллюстрации должны быть с четким, а не смазанным изображением, цвет должен соответствовать оригиналу. Поэтому я рекомендую приобретать книги издательств "Taschen/Родник", "АСТ" и "Астрель", которые отличаются высоким качеством полиграфического исполнения.

Не забывайте, что образование должно быть системным: нельзя перескакивать через три ступеньки. Приобретите сначала необходимый минимум, с которым вы позднее сможете прочитать и понять Генриха Вёльфлина, перейти к более сложным вопросам.

* Что такое стиль?
* Чем структура барочного образа отличается от структуры образа рокального?
* И что это такое - структура художественного образа?
* Какой рисунок ткани лучше передаст движение лёгкое, изменчиво- кокетливое, рокальное, а какой резкое и энергичное, барочное?
* Какой колорит, то есть соотношение цветовых пятен, выбрать, если я хочу передать радость несколько наглую, в китчево-барочном духе?
* Какая композиция передаст сложное чувство смешанной тревоги и робкой радости (что, безусловно, чаще встречается в пространстве романтизма), а какая - непоколебимую уверенность и силу (что ближе к романской стилистике)?

Эти вопросы не должны быть для вас terra incognita. Нужно избежать блужданий в потёмках, нужно уметь не изобретать велосипед. Но самое главное: смотрите, трогайте, слушайте, чувствуйте, словом - живите творчески!

Сделайте так, чтобы пространство искусства стало для вас родственным, чтобы вас там ждали и любили, чтобы каждое цветовое пятно рассказывало вам свою историю, а характер линии раскрывал скрытые тайны. Вермеер Дельфский научит вас видеть красоту колорита, Боттичелли - отзываться на характер линии, Гойя позволит увидеть рождение романтизма. Искусство откроет истоки творчества самых ярких модельеров 20-го века - Баленсиаги, Ив Сен Лорана, Кристиана Лакруа, Вивьен Вествуд.

Osinka: Любовь Михайловна, большое спасибо за познавательную беседу! Что бы Вы пожелали читательницам Осинки?

Л. М.: Поиски своего стиля - занятие увлекательное. Вы становитесь более зрелыми, более цельными, более деятельными. Жизнь ваша становится более глубокой. Поэтому ищите себя, не отступайте при неудачах.

И ещё. Живите в искусстве.
На этом пути вы найдёте и свой истинный индивидуальный стиль. И это единственно возможный путь.
***