Как привить ребёнку уважение к старшим? Уважение к старшим, как залог жизненного успеха.

Услышав в очередной раз от старшей женщины фразы о том, что ее ребенок не уважает родителей, молодая мама внутренне гордится тем, что уж с ней-то подобное никогда не произойдет, ведь ее малыш такой нежный, ласковый и, вообще, – самый лучший. И это действительно так. Но – пока. Пока вы для ребенка – лучший друг, с которым он делится детскими нехитрыми горестями и радостями. И так это будет в будущем, если в ответ он будет слышать не «мама занята!», «давай попозже» и «что за ерунда?!». В противном случае ребенок поймет, что вас его жизнь особо не интересует. Уважайте его, и ребенок ответит вам тем же! И тогда вам не придется думать о том, почему дети не уважают родителей и кто виноват в этом.

Уважение – составляющая жизни

Чтобы ребенок чувствовал уважение к старшему поколению, правила такого отношения должны прививаться буквально с рождения. Помните, уважение к старшим – это черта, которая формируется не за один день и не словами. Малыши копируют модель поведения, которую демонстрируют родители, поэтому ваши слова об уважении к старшим и соответствующем этикете не будут восприняты, если в жизни ребенок видит обратное. На примере самых родных для него людей он видит, зачем и почему надо уважать старших, а взрослея, уже не задумывается над этим.

Простые и важные правила

О том, как заставить ребенка уважать родителей, останавливаться не будем, так как очевидно, что принуждение может породить только страх или бунт со стороны ребенка. Оба варианта для родителей и самого малыша не очень хороши. А вот понять, как научить ребенка уважать родителей, взрослых и самого себя, гораздо важнее.

Во-первых, малыш всегда должен знать, что никогда он не будет унижен близкими людьми. Особенно это касается наказаний за какую-либо провинность при посторонних. Во-вторых, отношения между родителями – показатель того, как ребенок будет вести себя с взрослыми. Если мама и папа позволяют себе громкие выяснения отношений, оскорбления и унижения при детях, то для последних это является руководством к действию.

Чаще проводите время за чтением не только интересных, но и поучительных книг. На примере героев сказок дети учатся жизни, поэтому к выбору соответствующей литературы надо подходить серьезно.

Внимание и забота о старших проявляется в таких приятных мелочах, как открытка своими руками к празднику, телефонный звонок или письмо. Ведь ваши бабушки тоже хранят первое письмо, написанное неразборчивым крупным почерком внука-первоклашки?

Семья – крепость

Семья, члены которой всегда заботятся друг о друге, - это главное, к чему надо стремиться. Малыш с пеленок должен осознавать, что самое драгоценное сокровище, которое у него есть, это родители, братья и сестры, бабушки и дедушки.

В формировании уважения к старшим не последнюю роль играет умение ребенка сопереживать, делиться чем бы то ни было, сочувствовать. Поэтому вместе лечите поцелуями ссадины и небольшие ушибы у мамы, гладьте папе голову, когда он приходит уставший с работы. К слову, акцент на уважении именно к людям старшего возраста делать совсем не обязательно – младшие братья и сестры тоже его заслуживают.

Самый эффективный метод научить ребенка уважению к старшим – это ваши родители. Не стесняйтесь во время их прихода снова быть детьми. Участие в жизни пожилых людей, забота о них – самый яркий и впечатляющий ребенка пример. К тому же, это совсем несложно.

Не забывайте о том, что воспитывая в ребенке чувство уважения к старшим, вы не только не будете краснеть в маршрутке, когда он не уступит место бабульке, а обеспечите себе надежную и счастливую старость.

Что такое уважение – у каждого человека есть свое понятие данного социокультурного феномена. В уважении нуждаются как младенцы, так и люди почтенного возраста, эта базовая потребность дает человеку ощущение нужности и значимости себя в своей семье, профессии, социуме.

Что такое уважение – определение

Признание прав, достоинств, умение видеть и учитывать границы, личные особенности другого человека, – вот что значит уважение. Поступки достойные уважения влияют на социум и всегда поощряются, создавая положительную репутацию. Уважение к себе и другим начинается в семье, поэтому важно взращивать это чувство с самого раннего возраста, от этого зависит гармоничное развитие личности.

Как проявляется уважение?

Как завоевать уважение – частый вопрос тех, кто только начинает свою карьеру, бизнес или семейные отношения. Проявление уважения многоаспектно, и складывается как из малозаметных каждодневных поступков, действий так и имеющих огромное значение. Быть уважаемым человеком и уважать других, является неотъемлемой частью счастья и подтверждением признания достоинств другого. Как проявляет себя уважение со стороны людей:

  • выражение благодарности – простое действие, обладающее мощной силой и не отнимающее много времени;
  • комплименты и выражение восхищения;
  • умение ставить себя на место другого;
  • выполнение данных обещаний;
  • умение выслушать до конца, не перебивая;
  • если имеет место критика , она не направлена на унижение личности, а лишь на конкретные промахи в деле или поступке.

Что такое уважение к старшим?

Уважение к старшим перекликается с почитанием родителей. Глубокое уважение к пожилым людям, как прошедшим через тяжелые испытания в жизни, у людей прошлого это было в порядке вещей. В чем проявляется почитание старших:

  • вежливое отношение;
  • тактичное поведение;
  • проявление заботы и внимания (перевести через дорогу, донести тяжелую сумку, уступить место в транспорте);
  • оказание помощи нуждающимся.


Что такое уважение в отношениях?

Что такое уважение к человеку? На этот вопрос, каждый видит свой ответ, но в целом – это видеть в другом индивидуальность, личность со своими особенностями и многогранностью и пониманием, что бог или природа любят разнообразие, поэтому люди все разные. Отношения дружеские, партнерские, семейные имеют свои особенности, но уважение в них строится исходя из общих принципов:

  • соблюдение личных границ, пространства и невторжение;
  • мнение друга, партнера, супруга может быть отличным от собственного – важно отнестись к этому с принятием и гибкостью;
  • видение в другом автономной личности;
  • оказание поддержки и помощи в сложные периоды, ситуации.

Что такое уважение к природе?

Уважение к природе тесно связано с состраданием всему живым существам и заботой об окружающем мире. Обстановка на планете такова, что люди в большинстве своем тратят ресурсы: выкачивают нефть – кровь земли, в результате которых образуются пустоты, захламляют отходами природу, убивают животных в крупных масштабах – все это происходит от неуважения и непочитания. «После нас хоть потоп!» - так говорил французский король Луи XV, сегодня человечество сталкивается с последствиями такого отношения.

Что такое уважение к природе:

  • восполнение использованных ресурсов;
  • забота о животных и птицах в зимнее время;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки;
  • взятие под защиту редких видов животных, птиц, растений;
  • внедрение экологических видов топлива, не загрязняющих атмосферу.

Что такое уважение к труду?

Впервые, ребенок сталкивается с миром профессий в школе и уважение к учителю, становится базовым, определяющим. В современных школах к учителям чаще отношение пренебрежительное и обесценивающее их тяжелый труд. Задача родителей и учителей формировать ценность к любого вида профессии, маленькому ребенку важно показать и объяснить это на примере, что если бы дворник не чистил снег, люди бы завязли в сугробах, а без учителей, человек был бы безграмотным, не умел бы писать и читать, не было бы сделано много великих открытий, великолепные книги не были бы написанными.


Что такое уважение к родителям?

Уважение к родителям формируется в детстве. То, как мать и отец относятся к друг другу – закладывает в детях основу уважения к себе, родителям и другим людям. Ни для кого не открытие, что дети считывают с родителей паттерны поведения и присваивают их себе. Если родители оскорбляют друг друга, ребенок вынужден перейти на сторону кого-то одного из них, и по отношению к другому будет чувствовать себя предателем, и защитная реакция будет выглядеть как проявление неуважения к тому, кого ребенок «предает».

Что такое благодарность и уважение к родителям, как это проявляется:

  • отсутствие упреков к родителям (мало дали, плохо воспитали, квартиру не купили), самое ценное, что родители дали – это жизнь;
  • почитание родителей как старших, даже если они не правы, не вступать из-за этого в конфликт ;
  • уделение времени и внимания своим родителям (звонки, визиты, разговоры, помощь).

Как добиться уважения?

Уважение – понятие обоюдное: без признания и уважения других, нельзя рассчитывать на уважение в свою сторону. Каждого человека, есть за что уважать, но не все это понимают. Как добиться уважения в коллективе:

  • искренне говорить комплименты:
  • радоваться успехам других, отмечать это;
  • сопереживать неудачам;
  • быть открытым и доброжелательным;
  • не допускать насмешек в свой адрес;
  • взращивать профессионализм.


Уважение к самому себе

Потребность в уважении одна из самых важных базовых потребностей, так человек идентифицирует себя: «Я есть!», «Я значим!». Уважение к себе формируется к себе и входит в «Я-концепцию» личности, которая формируется на основе оценки человека значимыми людьми, далее в общественных институтах. Что такое уважение к себе – здесь нет какого-то одного характерного параметра, это все составляющие чувства собственного достоинства:

  • знание своих сильных и слабых сторон;
  • стремление к самосовершенствованию и личностному росту;
  • честность с самим собой;
  • работа с недостатками;
  • признание своих заслуг и вклада как личности в общество;
  • ценность себя как личности;
  • осознание своей божественной сущности;

Уважение в семье

Что такое взаимопонимание и уважение в семье? Берт Хеллингер, немецкий психотерапевт, в свое время сказал, что уважение – это сосуд, форма, а любовь – то, что наполняет этот сосуд, если нет уважения в семье, о любви не может быть и речи. Уважение к мужчине как к главе рода всегда было традицией у многих народов, дети воспитываясь в такой семье видели значимость и авторитетность. Для сыновей видеть отношение матери к их отцу, основанное на уважении. Мужчина, делающий свой выбор супруги также должен понимать, что если нет уважения к жене, то это неуважение к себе.

Что значит проявлять любовь и уважение супругов друг к другу:

  • моральная поддержка и уместное сочувствие ;
  • отсутствие оскорблений, рукоприкладства;
  • доверие;
  • учет мнений и компромисс при возникших разногласиях;
  • теплые и добрые слова;
  • совместное принятие решений важных для семьи;
  • забота о каждом члене семьи;
  • совместный вклад в воспитание детей и обустройство быта;
  • конструктивная критика.

В семье протоиерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 15 внуков. Отец Александр – настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, кроме того, он работает в секторе МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными органами, читает лекции в академии МВД, а также руководит работой портала “Православие и мир” – одного из .

Мы попросили отца Александра рассказать о проблеме взаимоотношений отцов и детей.

– Отец Александр, расскажите пожалуйста, что такое почтение к старшим и как оно воспитывалось в прежние времена?

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

– Папочка, а можно, я в церковь пойду? – спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.

– Нет, доченька, нельзя.

– А почему, папочка?

– А ты сегодня по улице шла?

– Шла, папочка.

– Старушку видела?

– Видела.

– А ты ей в пояс поклонилась?

– Нет, папочка.

– А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя “качать права”, говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!

Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. Уничтожено крестьянство, которому нет сейчас даже названия в русском языке, остались сельские жители, но это не крестьяне. В городах – деградация. Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

– Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

– К сожаланию, такое воспитание – прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.

– «Скрутить в бараний рог» значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

– Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать – ничего страшного – нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость – норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а просто самодур.

– Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывают основы отношения к старшим?

– Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата, надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это относится и к матери.

Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать.

– Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

– Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди распространенных недостатков – излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло – плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь – воспитателя из тебя не получится.

– Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

– Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о нас. Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность – это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище – это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

– Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это – не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…

– Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников, кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один курсант робко ответил, что, наверное, Батый и Дмитрий Донской. Остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь первокурсники – это вчерашние школьники. Школа должна прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают отдельные разрозненные мифы.

Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.

– А что значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?

– Это значит, что каждый человек – личность, сотворенная по образу и подобию Божиему, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

– Последний вопрос о взрослых детях, что делать, если родители слишком настойчиво и требовательно вмешиваются в жизнь уже выросших детей?

– Такие проблемы особенно отчетливы в тех семьях, где один ребенок и все внимание, все силы сосредоточены на нем. Конечно и в многодетных семьях могут возникнуть такие проблемы, многодетность – это не панацея от проблем, но конечно, такие проблемы преимущественно свойственны маленьким семьям. Инфантильность и эгоизм родителей, родивших одного ребенка, его собственный эгоизм – это то, с чем ребенок может не справиться. Если молодая семья живет вместе со старшими, то это обстоятельство, подчас, способствует возникновению конфликтов, которые нередко приводят к распаду еще не окрепшей семьи. Поэтому нужно всеми силами стремиться разъехаться. В этом не проявится никакого непочтения к родителям, которых обязательно нужно общаться и навещать, но жить молодой семье надо отдельно. На Руси молодой семье ставили новую избу: собственно, изба и приспособлена для жизни только одной семьи – это большая комната, несколько семей в ней едва ли смогут жить. В наше время жилищная проблема стоит очень остро, нужно искать возможности влиять на общественную жизнь, и законными способами добиваться, чтобы власти содействовали решению жилищных проблем.

Беседовала Анна Данилова

Воспитание уважения к старшим

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

Белинский В. Г.

В какой атмосфере будет жить ребёнок, как будут чувствовать (а не говорить) его родители или те, кто рядом, таким и будет ребёнок.

Уважение к взрослым никто не привьёт - ни школа, ни садик, ни соседи, только семейная атмосфера. -Сухомлинский В. А.

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни - Коменский Я.

Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним. - Руссо Ж.-Ж.

Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе. - Сухомлинский В. А.

Уважение к. людям является общечеловеческой ценностью и входит в структуру личности как одно из ведущих нравственных качеств. Уважение к представителям старшего поколения, как это рассматривает этика, включает в себя благодарность и признательность нового поколения за те социальные блага, которыми оно пользуется. С точки зрения воспитания уважение к людям предполагает необходимость в поступках, действиях и высказываниях исходить не столько из собственных интересов и амбиций, сколько из стремления не затронуть сферу интересов и претензий другого человека. Уважительное отношение к близким людям, в число которых входят не только родители, но и другие члены семьи, кровные и сводные родственники, проживающие и не проживающие совместно с ребенком, - важное свойство нравственно совершенной личности. В семье, под руководством родителей, младший школьник должен научиться учитывать интересы окружающих его людей, проявлять посильную заботу о них. В.Е. Каган утверждает, что для мальчиков характерен процесс научения. Девочки же с возрастом, наоборот, "разучиваются" - начинают более спокойно относиться к переживаниям других людей. Что же касается уважительного и заботливого отношения к близким, в особенности к родителям, то оно включает в себя следующие признаки: послушание, помощь, сопереживание состояния близкого человека (эмпатия), доброжелательность.

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

Папочка, а можно, я в церковь пойду? – спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.

Нет, доченька, нельзя.

А почему, папочка?

А ты сегодня по улице шла?

Шла, папочка.

Старушку видела?

Видела.

А ты ей в пояс поклонилась?

Нет, папочка.

А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя "качать права", говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!

Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. В городах - деградация.

Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

К сожаланию, такое воспитание – прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.

- «Скрутить в бараний рог» значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать – ничего страшного – нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость – норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а просто самодур.

Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывают основы отношения к старшим?

Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата, надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это относится и к матери.

Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать.

Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди распространенных недостатков - излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло – плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь – воспитателя из тебя не получится.

Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о настому, Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность - это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище – это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это – не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…

Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников, кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один курсант робко ответил, что, наверное, Батый и Дмитрий Донской. Остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь первокурсники – это вчерашние школьники. Школа должна прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают отдельные разрозненные мифы.

Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.

А что значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?

Это значит, что каждый человек – личность, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

В первую очередь надо уважать своего ребенка, а то как же он узнает что такое уважение. Только личным примером. Уважайте своих детей и они будут уважать вас. Развивайте в них Эмоциональный интеллект.

А ведь уважение к детям - краеугольный камень воспитания вообще. Если дети не видели уважения к себе, то они не могут понять что такое уважение вообще и вместо уважения они впитывают страх, который передают своим детям. А ведь уважение к детям - это единственное уважение, которое должно быть безусловным. Детей надо уважать просто потому, что они дети.

Во-первых они ещё не успели совершить заслуживающих уважения дел, а во-вторых если дети не заслуживают уважения, то надо неуважать их родителей и воспитателей - значит их так воспитали - не поняв, не полюбив, не уважая.


Лена Звягина
Конспект занятия для дошкольников «Почтительное и уважительное отношение к старшим в устном народном творчестве»

Конспект занятия для дошкольников старшего возраста : "Почтительное и уважительное отношение к старшим в устном народном творчестве " адресован педагогам дополнительного образования, воспитателям детского сада, учителям начальных классов.

Цель : создать условия для формирования у дошкольников почтительного и уважительного отношения к старшим

Задачи : разъяснить, кто такие люди старшего поколения , познакомить с пословицами в устном народном творчестве об уважении к старшим , развивать познавательный интерес детей, воспитывать уважительное отношение к старшим .

Ход занятия

I. Введение в тему.

Педагог : Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим об уважении к старшим . Ответьте сначала на мои вопросы :

Кого называют «люди старшего поколения » ?

Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас ?

А как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя ? Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек ? Согласны ли вы, что старикам необходимо помогать , а родителей слушаться во всем?

Как вы считаете, почему надо так поступать? Дети отвечают на вопросы педагога, ситуации обсуждаются. Давайте поговорим об этом подробнее.

II. Основная часть.

Страницы истории.

В Священном писании говорится : «Заступи в старости отца твоего , и не опечали его» . Теперь вам понятно, что с древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению . Недаром русский народ сложил пословицу : «Почитай отца и мать и наступит благодать» . Это означало, что слушая и уважая мнение старших , ты всегда будешь поступать правильно, и в твоей жизни все будет хорошо.

В повседневной же жизни мы часто наблюдаем, как малыш грубит маме или бабушке. Подросток может сказать дедушке или бабушке, что они не современны и ничего не понимают в жизни, забывая о почтении , уважении и житейском опыте старшего поколения .

А ведь еще в 1717 году Царь Петр I издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению» . В нем говорится :

«Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. …с великим почтением , … подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать».

Нарушавшие эти правила, подвергались наказанию. Как вы понимаете эти правила? Нужны ли они сегодня? Какие из перечисленных правил вы выполняете?

Народные пословицы об уважительном уважении к старшим .

В русской традиции большую роль играла преемственность - накопление опыта и передача его следующим поколениям. Русский крестьянин традиционно ссылался на опыт дедов и прадедов в обоснование и своих поступков. Старики были главными хранителями обычаев, обрядов, знатоками фольклора и исторических событий, поэтому нормой русской крестьянской этики было уважение к старику , стремление почтить его возраст и опыт . Пословица - один из важнейших источников, раскрывающих отношение народа к авторитету стариков . Русская пословица подчеркивает житейский опыт и мудрость старого человека :

Старик - да лучше семерых молодых,

От совета старых людей голова не болит,

Молодой работает, старый - ум дает .

Народы разных национальностей так же единодушно требуют глубокого уважения к старшим :

Кто старшего не послушался , в большую яму упал, - считают чеченцы,

Старших уважай , младших воспитывай,- говорят тувинцы;

Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку,- услышишь от узбека;

Слушай, что говорят старики ,- посоветует японец;

Молодой красив, старый умен , Старый умен , хотя и не силен, - скажет финн.

Из народных пословиц видно , что нужно учиться у старших , прислушиваться к добрым советам, ценить их опыт, продолжать начатые дела, брать с них пример. Правда, если примеры отрицательные, то такие поступки повторять нельзя! (Примеры : курение, брань) .

Однако проявляйте терпимость в отношении вкусов и привычек , которые сложились у старшего поколения за всю жизнь, даже если они кажутся вам старомодными , вредными и неприятными.

Проявляйте заботу о здоровье и самочувствии людей старшего поколения , об их быте и отдыхе. Знайте, что одиночество - неизбежный спутник старости , который очень тяжело принять. Каждая морщинка на лице ваших бабушки и деда – след их слез, переживаний, перенесенных бед, тяжелых испытаний.

Нам необходимо помнить, как мы относимся к своим бабушкам , дедушкам, родителям, так и к нам в свое время будут относиться наши дети и внуки .

Послушайте, пожалуйста, внимательно отрывок из стихотворения С . Михалкова «Лапуся» .

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить .

Скажет папа : - Дверь открыта!

Притвори ее , герой! -

Я ему в ответ сердито

Отвечаю : - Сам закрой!

За обедом скажет мама :

Хлеб, лапуся, передай! -

Я в ответ шепчу упрямо :

Не могу. Сама подай! -

Очень бабушку люблю,

Все равно - и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить .

Хорошо ли ведет себя мальчик по отношению к старшим в своей семье ? Чем обидели мальчика бабушка, папа и мама? Что вы посоветуете герою стихотворения ? Как мы должны относиться к старшему поколению ? А теперь послушайте рассказ еще об одном мальчике :

Рассказ В. Осеевой «Просто старушка » .

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка . Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке .

Когда он вернулся, девочка спросила его :

– Это твоя бабушка?

– Нет, – ответил мальчик.

– Мама? – удивилась подружка.

– Ну, тётя? Или знакомая?

– Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка !

Почему так удивилась девочка? О чем эта история? Чему научил вас этот случай? Ответы детей. Правильно, чужих стариков не должно быть !

III. Практическое задание.

Русскую народную сказку «Репка» вы хорошо знаете. Кто помог дедушке и бабушке вытащить репку? Правильно, внучка и ее младшие друзья! А если бы они нагрубили и отказались помогать старикам ? Что было бы тогда? (Дети отвечают и начинают работать с заготовкой – раскраской по теме занятия , используя цветные карандаши).

IV. Итог занятия .

Спасибо, ребята! Вы хорошо сегодня потрудились. Я уверена, что теперь вы будете внимательнее и добрее к старым людям . Берегите близких и относитесь уважительно к пожилым людям . Они заслужили наше почтение и уважение ! Ведь и мы когда-нибудь станем стариками .

Использованные интернет-ресурсы :

http://miniskazka.ru/basny_michalkov/lapusya.html

http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/valentina-oseva-raskazy-dlja-detei.html

http://www.planetaskazok.ru/oseevavalskzsth/udivitelnyjdomoseevaval