Как развивается недоношенный ребенок. Недоношенные дети: группы, развитие до года по месяцам, выхаживание

Ребенок, родившийся раньше положенного срока, требует пристального к себе внимания и очень бережного отношения. Такие дети в перспективе редко отстают от своих сверстников в развитии, однако в первые месяцы некоторое отставание все же есть. В нашей статье мы поговорим о том, какими особенностями физического и умственного развития обладают недоношенные дети. Развитие по месяцам представлено ниже, но вначале расскажем общие сведения о недоношенности.

Общие сведения о недоношенных детях

Недоношенным новорожденным называют ребенка, родившегося на свет в срок с 21 по 37 неделю. У них есть ряд особенностей:

  1. Малыш отстает в физическом развитии от своих сверстников на несколько месяцев;
  2. Если вес при рождении менее 1,5 кг, то малыша помещают в специальный кювет, где его выхаживают;
  3. У недоношенного ребенка еще не сформирована нервная система, потому им жизненно необходимо чувствовать внимание, ласку и любовь.

Различают также несколько степеней недоношенности, где учитывают вес, рост ребенка. Самая тяжелая степень - 4-я, при которой ребенок рождается весом менее 1 кг. Но сейчас медицина шагнула далеко вперед, и даже таких деток врачи спасают.

Развитие недоношенных детей по месяцам: таблица

Особенности развития недоношенных детей

Рассмотрим календарь развития недоношенного ребенка по месяцам.

Первый месяц

На протяжении первого месяца малыш еще плохо набирает вес, что связано с недоразвитием сосательной активности. Малютке тяжело сосать материнское молоко, потому маме часто приходится сцеживать его и кормить малыша через специальный зонд. Питанию недоношенного ребенка уделяется особое внимание. Дома ребенок нуждается в постоянном уходе. Ему нельзя болеть, потому в помещении следует постоянно поддерживать комфортную температуру.

Глубоко недоношенный ребенок, родившийся на сроке от 21 недели, в первый месяц и в последующие 3-4 нуждается в присмотре врачей.

Недоношенный малыш мало активен, мышечный тонус у него ослаблен. Все, что он умеет - самостоятельно дышать и глотать еду. Очень важен телесный контакт с мамой.

Второй месяц

Сосательный рефлекс по-прежнему развит слабо, возможно кормление сцеженным молоком из бутылочки. Расчет питания производится согласно весу ребенка. Уже в два месяца врачи советуют маме выкладывать малыша на животик. Наблюдается быстрая утомляемость, частый сон. Головку такие крохи еще не держат самостоятельно. Несмотря на набор веса малыш все еще отстает в развитии и очень слаб.

Третий месяц

В этом возрасте ребенок больше всего любит покушать и поспать. В положении лежа следует следить за поворотом головы малыша - обязательно нужно класть ребенка, поворачивая его головку то влево, то вправо. Малыш уже может фиксировать взгляд на маме, пытается немного приподнимать голову. Пробует хватать предметы перед собой, что является хорошим знаком. Вес должен к этому времени удвоиться.

Четвертый месяц

В 4 месяца ребенок уже сам держит головку и может издавать звуки, хватать игрушку. Рекомендован массаж для снятия мышечного тонуса и прогулки на свежем воздухе. Некоторые детки в этом возрасте уже умеют улыбаться.

Несмотря на свое развитие ребенок по-прежнему нуждается в материнском молоке, потому прекращать лактацию не стоит.

Пятый месяц

Малыш уже умеет удерживать игрушку в ручке. У него появляется заинтересованность в том, что его окружает, умеет поворачивать головой в сторону звука. Так, ребенок, услышав мамин голос, моментально повернет на него голову. В этом возрасте у малыша первая осознанная улыбка. Нервно-психологическое развитие недоношенного ребенка в этот период идет очень активно.

Шестой месяц

К этому времени вес недоношенного ребенка должен утроиться. В 6 месяцев малыш самостоятельно пробует перевернуться со спины на животик. Его развитие уже мало отличается от сверстников, родившихся в срок. Многие врачи рекомендуют в этом возрасте вводить прикорм. Малышу все интереснее общаться со взрослыми и следить за их реакциями, играть в игрушки, гулить.

Седьмой месяц

Малыш очень активен, общителен, уже умеет сам переворачиваться на животик и пробует ползать. Пока это получается только назад, или как бы таская себя по полу вперед руками. Это говорит о том, что в скором времени ребенок начнет уверенно ползать. Умеет самостоятельно брать предмет в руку, хотят научиться кушать сами из ложки. У некоторых малышей появляются первые зубки.

Восьмой месяц

В этом возрасте недоношенный ребенок уже пробует садиться самостоятельно. Он очень активен, постоянно в движении, всем интересуется, понимает обращенную к нему речь взрослых. Если просят что-то показать - показывает на тот самый предмет. В 8 месяцев ребенку интересны сказки, стишки, потешки, ему нравится рассматривать картинки. Умеет вставать на четвереньки и раскачиваться.

Девятый месяц

Ранее недоношенный ребенок уже ничем не отличается от других малышей. Он сидит, пытается ползти вперед на четвереньках, очень нуждается в общении. Родителям следует как можно больше разговаривать с малышом, объясняя ему все свои действия на словах. Некоторым деткам удается самостоятельно вставать, держась об опору. Ребенок уже спит меньше, больше играет с игрушками. Можно услышать первые слоги: «ма», «ба».

Десятый месяц

Малыш хорошо стоит сам у опоры, но ползать пока любит больше. Реагирует на свое имя, а также на внешние звуки. Уверенно сидит, держа спину ровно. В этом возрасте ребенку интересны игрушки. Способные привлечь внимание звуками или цветами. Ребенок хочет попробовать взрослую пищу, показывая к ней интерес.

Одиннадцатый месяц

По-прежнему ребенок активно ползает, некоторые детки уже сами пытаются делать первые шажочки. В этом возрасте малышу интересны игрушки, умеющие двигаться, а также различные пирамидки, кубики. Очень любит общаться с близкими. Появляются новые слова и звуки в речи.

Двенадцатый месяц

В год уже нельзя сказать, что ранее этот ребенок был недоношенным, поскольку его развитие соответствует нормам. Врачи отмечают, что физическое развитие у недоношенных детей идет быстрее, нежели психическое, что опять же является нормой. Движения могут быть нескоординированными, однако, это не мешает детям быть любознательными и очень подвижными.

Выше мы рассказали о том, как растут недоношенные дети. Развитие по месяцам наглядно показывает то, что к году эти детки догоняют своих сверстников, даже могут опережать их в физическом плане. Да, недоношенные дети могут быть более эмоционально неустойчивы, плаксивы. Речь развивается медленнее, им труднее запоминать новый материал. Но при правильной поддержке родителей такому малышу будет легче адаптироваться в окружающем мире. Главное - это терпение и спокойствие, а также внимание к своему малышу.

Недоношенным считается ребенок, родившийся на 37 неделе беременности и ранее. Чаще всего причиной преждевременных родов бывает инфекция, болезнь матери или патология плаценты. Это также сказывается на здоровье малыша, поэтому к уходу за таким ребенком нужно относиться с особым вниманием. Все дети, родившиеся раньше срока, делятся на группы в зависимости от массы тела:

  • Экстремально низкий вес: менее 1000 г
  • Очень низкий вес: от 1000г до 1500г
  • Низкий вес: от 1500 до 2500г (чаще на 34-37 неделе)

Как оценивать возраст недоношенных малышей?

Возраст преждевременно родившегося малыша оценивается так же, как и у родившегося в срок. То есть от первого дня с рождения. Но для оценки психомоторного развития недоношенного ребенка по месяцам используют так называемые поправки на недоношенность. Например, годовалый малыш, рожденный на 3 месяца раньше срока (в 28 недель), будет оцениваться как 9-месячный ребенок. Требования по психическому и физическому развитию будут предъявляться к нему именно по возрасту 9 месяцев, а не 12. Такую систему используют до достижения ребенком возраста 2 лет.

Возможные проблемы со здоровьем у недоношенных новорожденных

Дыхательные расстройства

  • Респираторный дистресс-синдром
  • Врожденная пневмония
  • Недоразвитие легких
  • Периодические остановки дыхания (апноэ)

Незрелость дыхательной системы при недоношенности – частое явление. Отсутствие сурфактанта — специального вещества, выстилающего легкие — приводит к слипанию и невозможности сделать вдох. Дети легче 1000 г в принципе не способны дышать самостоятельно после родов и требуют подключения к ИВЛ. Нередко у малышей случаются эпизоды апноэ – длительные перерывы в дыхании. Проходят они обычно к возрасту, равному 36 неделям беременности, а до этого требуют усиленного контроля.

Изменения крови

  • Анемия
  • Желтуха
  • Кровоизлияния в кожу, печень, надпочечники
  • Дефицит витамина К

Обычная желтуха новорожденных, связанная с распадом плодового гемоглобина, протекает у недоношенных чуть дольше. Максимум приходится на 5 сутки, к 10 дню в норме желтушность кожи исчезает. Если это состояние физиологичное, то оно не представляет для малыша опасности. Если уровень вызывающего желтуху билирубина превышает допустимое значение, то возникает риск поражения мозга. В таких случаях врачи используют фототерапию.

Еще одна частая проблема «поторопившихся» малышей – это анемия. Она развивается в возрасте 1-3 месяца. Проявления ее многообразны: бледность, плохая прибавка веса, пониженная активность, нарушение работы сердца. В некоторых тяжелых случаях детям требуется переливание крови. Но большинству новорожденных достаточно давать препараты железа до 1-1,5 лет.

Желудочно-кишечные патологии

  • Дискинезии
  • Некротический энтероколит

Одно из самых опасных и стремительных состояний маловесных недоношенных детей — некротический энтероколит. В основе его лежит отмирание части кишки с воспаление брюшины. Чаще всего болезнь развивается в первые 2 недели жизни, проявляясь кровью в стуле и общим ухудшением состояния. В зависимости от объема отмершей кишки исход может быть разным. При обширном некрозе требуется удаление этой части кишечника, что сопряжено с высокой смертностью и проблемами со здоровьем в будущем. Легкие случаи не вызывают серьезных осложнений.

Проблемы нервной системы

  • Внутрижелудочковые кровоизлияния (в мозг)
  • Гипоксически-ишемические поражения мозга
  • Судороги
  • Патология сетчатки глаз
  • Глухота
  • Слабость мышц

Незрелость кровеносных сосудов у «ранних» детей приводит к повышенному риску кровоизлияний в мозг. Этот риск тем выше, чем ниже масса тела при рождении. Большая часть таких кровотечений происходит в первые несколько суток жизни. Ребенок становится вялым, как «тряпичная кукла», сонным, возникают остановки дыхания даже коматозные состояния. Для диагностики используют УЗИ мозга, при необходимости – компьютерную томографию. Лечение возможно только симптоматическое. Прогнозы при кровоизлиянии варьируют от летального исхода и тяжелых поражений мозга до легкой задержки развития или полного выздоровления.

Кислородное голодание при недоношенности также оказывает на мозг пагубное влияние. В зависимости от времени и тяжести гипоксии итогом может стать ДЦП, слабоумие, легкая задержка психомоторного развития или полное отсутствие последствий.

Нарушения сердечно-сосудистой системы

  • Функционирующий артериальный проток
  • Нестабильность артериального давления

Другие проблемы

  • Склонность к низкой температуре тела
  • Уязвимость перед инфекциями
  • Отеки

Поддержание температурного режима

Сразу после рождения для недоношенного малыша с низкой массой тела создают специальные условия. Их помещают в кувезы, где поддерживается оптимальная температура и влажность. Доказано, что выживаемость таких детей повышается, если им не приходится тратить свои силы на согревание. Обычно выписка домой происходит после достижения ребенком определенного веса и, соответственно, способности регулировать температуру. Но все равно в комнате, где будет находиться малыш, должно быть комфортно: не жарко и не холодно, а влажность воздуха должна достигать 60%.

Питание новорожденных

Чем раньше родился малыш, тем больше вероятность, что первое время он не сможет сосать молоко самостоятельно. Если у недоношенных детей с экстремально низкой массой тела случаются операции на кишечнике, инфекция с диареей и рвотой, то единственный выход подержать организм – парентеральное питание. В таких случаях все необходимые вещества вводят ребенку через вену. После улучшения начинают кормление грудным молоком через зонд. Когда ребенок достаточно окрепнет, научиться координировать сосательные движения, наступает черед соски или даже прикладывания к груди. Объемы молока должны контролироваться, чтобы избежать срыгивания излишков и попадания их в легкие. Частота кормлений обычно составляет 8-10 раз в сутки. Если малыш «расходует» за день 6-8 подгузников, значит молока ему хватает.

Грудное вскармливание

Важность грудного вскармливания для детей, родившихся раньше срока, невозможно переоценить. Защитные антитела и легкоусвояемые белки, содержащиеся в молозиве и молоке, помогают детям окрепнуть и противостоять инфекциям. Но так как потребность в некоторых элементах и витаминах у таких малышей больше, чем у здоровых, то приходится добавлять их в рацион ребенка дополнительно.

Молочные смеси

При невозможности грудного вскармливания по разным причинам в связи с незрелостью пищеварительного тракта, частыми срыгиваниями и особыми потребностями недоношенных детей кормят специальными смесями:

  • Беллакт ПРЕ
  • Нутрилак Пре
  • Пре Нан
  • Пре-Нутрилон
  • Симилак NeoSure
  • Симилак SpecialCare
  • Фрисопре
  • Хумана 0-НА жидкая

Прикорм для недоношенных малышей

Введение прикорма также имеет свои особенности. Если обычным малышам рекомендовано вводить овощи или каши с 6 месяцев, то для детишек от преждевременных родов учитывают поправку на недоношенность. То есть родившемуся на 1,5 месяца раньше срока ребенку вводят прикорм в 7,5 месяцев от рождения. Но нет необходимости соблюдать эти сроки с точностью до недели. Гораздо важнее ориентироваться на готовность и желание малыша пробовать новую еду (см. ).

Признаки готовности к прикорму:

  • Стихание рефлекса выталкивания (малыш не выталкивает язычком любой предмет, попавший в рот)
  • Утроение веса с момента рождения (тогда как для родившихся в срок достаточно удвоения)
  • Недостаточность грудного вскармливания
  • Активный интерес к пище взрослых

Остальные правила прикорма аналогичны таковым при рождении в срок. Начинают введение новых продуктов с каш (если вес набирается плохо) или овощей (если с весом все в порядке).

Кальций и витамин D

Малыши, родившиеся с низкой и экстремально низкой массой тела, подвержены и витамин D в крови. Результатом может стать рахит, остеопороз и патологические переломы. Для профилактики таких состояний детям назначают препараты витамин D (Аквадетрим в дозе 300-500 МЕ в день), а зачастую и кальция с фосфором.

Симптомы дефицита витамина D:

  • рахитические четки (утолщения на ребрах, похожие на овальные четки)
  • маленькие прибавки веса
  • снижение кальция в крови
  • искривление ног

Препараты железа

Почти всем недоношенным детям рекомендуют давать препараты железа (Актиферрин, Феррум-лек и другие) до достижения ими 1-1,5 лет. Дозировка рассчитывается по формуле: 2мг препарата на каждый килограмм. Количество железа может быть скорректировано врачом в зависимости от состояния малыша.

Вес ребенка

Если малыш не имеет серьезных проблем со здоровьем, то по достижении веса 1800-2000г его могут выписать домой. Лучше всего заранее приобрести весы для новорожденных, чтобы контролировать прибавки массы один раз в 1-2 недели (но не каждый день). В среднем ежедневный прирост веса должен составлять 15-30г на кг в день. Особенно важно это для детей, плохо берущих грудь. В случае нормального питания низкие прибавки могут говорить об анемии или проблемах с пищеварением. По мере взросления малыша еженедельные прибавки снижаются.

График веса, роста и окружности головы

Возраст в графике отсчитывается в неделях от зачатия (до 40 недель), а затем от рождения в месяцах, как и у детей, рожденных в срок. Жирной черной чертой указано среднее значение. Темная область вокруг черты – приближенные к среднему значения. Штрихпунктиром обозначены границы нормы. Но даже при выходе за эти границы нужно учитывать индивидуальные данные ребенка: его состояние здоровья, особенности питания и мнение врача.

Сон младенца

Общая длительность сна недоношенного малыша больше, чем у родившегося в срок. Но при этом «ранний» ребенок более чувствителен к внешним воздействиям, поэтому часто просыпается. Важно, что после ярко освещенной палаты интенсивной терапии и шума медицинских приборов ребенок несколько недель может реагировать на домашнюю темноту и тишину. Поэтому первое время после выписки бывает полезно включать тихую спокойную музыку и оставлять приглушенный свет на ночь, чтобы малыш адаптировался постепенно.

Самой лучшей позицией для сна ребенка является положение на спине. У недоношенных детей риск возникновения апноэ выше, они менее чувствительны к снижению уровня кислорода. Поэтому сон на животе может привести к синдрому внезапной детской смерти. По этой же причине кроватка младенца должна быть в меру жесткой, без объемных одеял и игрушек.

Сейчас в продаже появились специальные люльки и коконы для таких особых новорожденных. Многие родители отмечают, что сон малышей в таких кроватках крепче. Но при этом не проводилось никаких исследований о безопасности подобных коконов, поэтому специалисты редко рекомендуют их покупать.

Когда выписывают из отделения недоношенных?

  • Ребенок должен быть приложен к груди/переведен на вскармливание через соску
  • Прибавка массы в сутки должна быть не менее 10-30г
  • Малыш должен достаточно хорошо удерживать тепло, лежа в кроватке
  • Не должно быть эпизодов остановки или резкого замедления дыхания
  • Кормление через вену к моменту выписки должно быть прекращено
  • Перед выпиской должны состояться проверки зрения и слуха
  • Масса малыша должна быть 1800 грамм и выше.

Прогноз для новорожденных

Благодаря современным методам детской интенсивной терапии выживаемость недоношенных детей с массой от 1,5 до 2,5 кг превышает 95%. Если у них не сопутствующих пороков развития и тяжелого поражения мозга, то к 2 годам они по всем параметрам догоняют сверстников, родившихся вовремя. При тяжелой сопутствующей патологии может быть задержка развития различной степени.

Чем раньше родился ребенок, и чем меньше его масса, тем ниже шансы на выживание и выздоровление. Так, рождение в 22 недели беременности приближает шансы выжить к 0. В 23 недели они поднимаются до 15 %. В 24 недели выживает половина новорожденных, в 25 недель – 70%.

Возможные отдаленные последствия экстремально низкой массы при рождении:

  • Слабоумие
  • Эпилепсия
  • Расстройства слуха и (от близорукости до полной слепоты и глухоты)
  • Частые пневмонии
  • Печеночная и почечная недостаточность
  • Анемия, дефицит витаминов, задержка роста
  • Низкая успеваемость в школе
  • Сниженная социальная адаптация

Все вышеперечисленные отдаленные последствия у недоношенных детей встречаются в основном при крайне низкой массе – менее 800г. Но при грамотной терапии и внимательном уходе родителей есть шансы избежать этих последствий.

Прививки у недоношенных детей

Существует распространенное мнение, что преждевременно родившиеся малыши имеют «медотвод» от прививок в связи со слабым иммунитетом. Но специалисты по всему миру сходятся во мнении, что именно высокая восприимчивость к инфекционным болезням делает таких детей первыми кандидатами на вакцинацию. Потому как риск погибнуть от банальной кори, дифтерии, коклюша и других болезней высок именно при преждевременных родах (см. ).

Первой вакциной, получаемой детьми, является прививка от гепатита B. Е обычно делают в первые сутки после рождения. Ведь таким детям часто требуются операции, переливания крови и другие факторы риска передачи гепатита. У малышей с чрезвычайно низкой массой тела есть смысл выждать до 30 дней, потому как оптимальный ответ на прививку происходит при массе 2 кг и более.

При отсутствии серьезных проблем со здоровьем (врожденный иммунодефицит, прогрессирующее заболевание мозга) остальные прививки также делают по общему графику. Коклюшный компонент желательно выбирать бесклеточный (вакцины Пентаксим, Инфанрикс).

  • Маловесные дети, родившиеся преждевременно, быстрее набирают вес и крепнут при контакте с матерью. В отделениях, где лежат такие дети, разрешаются посещения родителей, так как то благотворно сказывается на самочувствии малышей.
  • Недоношенные малыши чаще, чем доношенные, становятся левшами или одинаково пользуются обеими руками
  • и гипоксия в родах(кислородное голодание) более характерна для родившихся на 34-37 неделе. Рожденные в сроке 25-34 неделе лучше ее переносят, хотя отдаленные последствия у них хуже.

Частые вопросы

Мальчик, 1,5 месяца, вес 1800г, родился на 35 неделе с задержкой роста, весом 1300г. Не получается добиться ежедневного стула, даже со слабительными. Обычно стул бывает раз в 2-3 дня. Что можно сделать?

Частота стула один раз в 2-3 дня совершенно нормальна для любого новорожденного. Главное, чтобы он был мягкой консистенции и не причинял беспокойства ребенку.

6-месячный недоношенный ребенок плохо набирает вес, может вообще не набрать за целую неделю. Как заставить ребенка есть?

В таком возрасте важны не еженедельные прибавки, а тенденция веса. Нужно отметить на графике кривую возраста в месяцах и массы тела, сравнить ее с нормальной (указана в статье). Если график идет по нарастающей, то с прибавками все в порядке. Заставлять есть малыша нельзя ни в коем случае.

Дочка родилась на 33 неделе, весом 1700г. Сейчас ей 2,5 года, догнала ровесников по физическому и психомоторному развитию. Проблемы начались с походом в садик. Практически постоянно болеет, через каждую неделю. Есть ли смысл отложить посещение садика, ведь ребенок родился раньше срока?

Практически все дети начинают активно болеть ОРВИ в первый год в саду. Это никак не связано с недоношенностью. Если ребенок не против посещать дошкольное учреждение, а у родителей есть возможность часто брать больничный, то ходить в садик можно.

Психомоторное развитие ребенка

Чем раньше рождается ребенок, тем выше его риски неврологических осложнений. Поэтому важно найти грамотного специалиста, который будет периодически оценивать развитие малыша и давать правильные рекомендации. Важными этапами являются проверки в 9, 18, 24 и 30 месяцев от рождения.

Многие педиатры пользуются удобным дневником развития от 0 до 3 лет, опубликованном в книге А. М. Казьмина. В этом дневнике указаны критические сроки появления навыков. То есть у большинства детей они появятся раньше, и лишь у 5% позже. Нужно помнить, что сроки для недоношенных детей высчитываются с поправкой (например, малыш, родившийся на месяц раньше срока, должен уметь в полгода то, что умеют 7-месячные дети).

Моторное развитие

Реакция
Лежа на спине, беспорядочно сгибает руки и ноги 1,5 месяца
Лежа на животе, приподнимает голову 2 месяца
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво) 3 месяца
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч) 4 месяца
Когда тянут за ручки, пытается присесть 4,5 месяцев
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо 5 месяцев
Лежа на спине, трогает ручками колени 5,5 месяцев
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок 6 месяцев
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен) 6 месяцев
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны 6 месяцев
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни 7 месяцев
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой 7 месяцев
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие 7,5 месяцев
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки ("ласточка") 8 месяцев
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой 8 месяцев
Стоит с поддержкой за грудь, пытается "пружинить" на ножках (туловище слегка наклонено вперед) 8 месяцев
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище 8,5 месяцев
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад 9 месяцев
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад 9,5 месяцев
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого) 9,5 месяцев
Ползает на животе 9,5 месяцев
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад 10 месяцев
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет 10 месяцев
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону 10 месяцев
Встает на четвереньки из положения сидя 10 месяцев
Встает, держась за опору 11 месяцев
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу 11 месяцев
Садится из положения на четвереньках 11 месяцев
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору 11 месяцев
Ползает на четвереньках 1 год 1 месяц
Переступает боком вдоль мебели (стены) 1 год 1 месяц
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель 1 год 1 месяц
Стоит без опоры несколько секунд 1 год 1 месяц
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги 1 год 1 месяц
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает 1 год 2 месяца
Встает с пола без поддержки 1 год 3 месяца
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены 1 год 3 месяца
Присаживается на корточки и играет в этой позе 1 год 6 месяцев
Залезает на диван, кресло 1 год 6 месяцев
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется 1 год 6 месяцев
Встает с маленького стульчика (с опорой) 1 год 6 месяцев
Бежит, смотря под ноги 1 год 6 месяцев
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться 2 года
Садится на маленький стульчик 2 года
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого 2 года
Подталкивает ногой мяч на ходу 2 года
Ходит задом наперед 2 года

Движения руками

Реакция Приблизительный возраст появления реакции
Лежа на спине, подносит ручки ко рту 3 месяца
Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев 3 месяца
Смотрит на движения своей руки 3 месяца
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты 3,5 месяцев
Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими 3,5 месяцев
Трясет погремушкой, вложенной в руку 4 месяца
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот 4,5 месяцев
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его 4,5 месяцев
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот 5 месяцев
Большую часть времени кисти раскрыты 5 месяцев
Лежа на животе, одной рукой опирается, другой - тянется за игрушкой 5 месяцев
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета 6 месяцев
Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее 6 месяцев
Перекладывает предмет из руки в руку 6 месяцев
Тянется к удаленному предмету 7 месяцев
Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами 7 месяцев
Вращает кистью с удерживаемой игрушкой 7 месяцев
Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой 8 месяцев
Поднимает предмет двумя руками 8 месяцев
Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью) 8 месяцев
Отталкивает мяч в случайном направлении 8 месяцев
Стучит предметом о предмет 9 месяцев
Хлопает в ладоши 9 месяцев
Ощупывает людей и предметы 10 месяцев
Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный "пинцетный захват") 10 месяцев
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает 11 месяцев
Бросает предметы в игре 11 месяцев
Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) - точный "пинцетный захват" 1 год
Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием - колышек, кольцо - стержень и т.п.) 1 год 1 мес
Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.) 1 год 1 мес
Пытается рисовать каракули 1 год 2 месяца
Ставит кубик на кубик 1 год 4 месяца
Соединяет предметы (стержень - кольцо, колпачок - ручка и т.п.) под контролем зрения 1 год 4 месяца
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения 1 год 4 месяца
Разворачивает завернутый в бумагу предмет 1 год 6 месяцев
Ставит 3 кубика друг на друга 1 год 8 месяцев
Переворачивает страницы книги по одной 1 год 8 месяцев
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие 1 год 9 месяцев
Схватывает движущийся предмет (например, мяч) 2 года

Зрение

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Смотрит на источник света. 1 мес
Фиксирует взгляд на лице взрослого. 1 мес
Пытается следить за медленно перемещающимся лицом или ярким предметом на расстоянии 20-40 см. 1 мес
Фиксирует устойчиво взгляд на глазах взрослого. 1,5 месяцев
Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. 2 месяца
Предпочитает смотреть на новые предметы 2 месяца
Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. 2 месяца
Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. 2 месяца
Улыбается, увидев что-то знакомое. 3 месяца
Следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см. 3 месяца
Рассматривает предметы в комнате. 3 месяца
Смотрит на свою руку 3 месяца
Смотрит на предмет, который держит в руке. 3 месяца
Больше улыбается, когда видит мать, чем других. 3,5 месяцев
Предпочитает объемные игрушки 4 месяца
Моргает при быстром приближении предмета. 4 месяца
Смотрит на свое отражение в зеркале. 5 месяцев
Узнает бутылочку (и/или грудь). 5 месяцев
Реагирует на маску 5 месяцев
Рассматривает окружение на улице 6 месяцев
Выбирает взглядом любимую игрушку. 6 месяцев
В новом месте - осматривается, может быть испуган. 6 месяцев
Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого 6 месяцев
Обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, маковые зернышки) на расстоянии 20-40 см 8 месяцев
Отличает "своих" от "чужих" по внешнему виду. 8 месяцев
Следит за игрой в мяч 9 месяцев
Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами 1 год
Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. 1 год
Понимает 2-3 жеста ("пока", "нельзя" и др.). 1 год 1 мес
Обходит высокие препятствия при ходьбе. 1 год 2 месяца
Подражает увиденным действиям взрослого 1 год 3 месяца
Узнает себя и близких на фотографиях 1 год 4 месяца
Показывает несколько названных предметов или картинок. 1 год 4 месяца
Узнает несколько предметов по их реалистичному рисунку. 1 год 4 месяца
Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки...). 1 год 6 месяцев
Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки 1 год 6 месяцев
Узнает свои вещи, одежду 2 года

Слух

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Прислушивается к звуку погремушки 2 месяца
Прислушивается к голосу взрослого 2 месяца
Улыбается, когда слышит голос взрослого 2 месяца
Замирает при появлении нового звука на фоне других. 2,5 месяцев
Прислушивается к музыке. 3 месяца
Гулит в ответ на звуковую стимуляцию. 3 месяца
Различает голоса близких людей (выделяет голос матери). 3 месяца
Выделяет любимую музыку 4 месяца
Избирательно внимателен к определенным звукам, что зависит от характера звука, а не от его интенсивности. 4 месяца
Иногда поворачивает голову к источнику звука (лежа на спине), если он находится на уровне уха 4 месяца
Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет 4 месяца
Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. 4 месяца
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого 5 месяцев
Смотрит внимательно на объект, издающий звук. 5 месяцев
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. 6 месяцев
Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). 6 месяцев
Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам 6 месяцев
Смеется в ответ на некоторые звуки 6 месяцев
В положении сидя поворачивается к источнику звука. 7 месяцев
Пытается воспроизвести "мелодию" услышанной речи 7 месяцев
Интересуется предметами, производящими звук. 8 месяцев
Пытается воспроизвести услышанные новые звуки 9 месяцев
Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой 10 месяцев
Замирает, когда ему говорят "нельзя", "подожди" и т.п 10 месяцев
Выполняет движения по просьбе (например, на слово "ладушки" начинает хлопать в ладоши) 11 месяцев
Поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной. 11 месяцев
Иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов ("мама", "папа", "баба"...). 1 год
Начинает "танцевать" при звуках музыки. 1 год 2 месяца
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют. 1 год 2 месяца
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых. 1 год 2 месяца
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, "причесывает", "качает" или "кормит" куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят.

1 год 4 месяца

Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов). 1 год 4 месяца
Из 2-3 знакомых предметов смотрит на тот, который назвали. 1 год 4 месяца
Из 2-3 знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали 1 год 4 месяца
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова. 1 год 6 месяцев
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий). 1 год 6 месяцев
Любит играть со взрослым в "голоса животных" (например: "Как коровка мычит?" - "My-у-у"). 1 год 6 месяцев
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них. 2 года
Понимает 100 слов и более. 2 года 3 месяца
Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя). 2 года 3 месяца
Пытается петь 2 года 6 месяцев
Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их спустя несколько часов) 3 года

До сих пор бытует мнение, что недоношенные дети никогда не станут такими, как все, будут ограничены в физических и психических способностях. Из-за подобных стереотипов многие малыши, родившиеся раньше срока, оказываются брошенными еще в родильном доме. Попробуем разобраться, как все обстоит на самом деле.

Какие дети считаются недоношенными?

Природой заложен период внутриутробного развития будущего малыша, и длится он 40 недель. За данный срок развиваются все внутренние органы и системы плода для того, чтобы безопасно встретиться с окружающим миром и полноценно функционировать. Недоношенный новорожденный ребенок появляется на свет с 22 по 37 неделю с массой тела менее 2,5 кг и длиной тела до 45 см. При этом ВОЗ устанавливает следующие критерии жизнеспособности плода: гестационный возраст 22 недели, вес более 0,5 кг, длина тела от 25 см, минимум один зафиксированный вдох.

Почему ребенок может родиться раньше срока?

Если ребенок родился недоношенным, узнать причины этого не всегда возможно. Согласно исследованиям, выделяется ряд вероятных провоцирующих факторов, среди которых:

  • пожилой или слишком молодой возраст матери, отца;
  • ведение матерью нездорового образа жизни;
  • влияние профессиональных вредностей;
  • предшествующие аборты;
  • зачатие после недавних родов (менее 2 лет);
  • хронические патологии у матери;
  • перенесенные инфекции;
  • физические травмы;
  • внутриутробные отклонения у плода.

Особенности недоношенных детей

Не существует четкой «планки», определяющей, с какого возраста ребенок может выжить, и вокруг темы о необходимости должного медицинского ухода для недоношенных детей ведется немало дискуссий. В нашей стране на данный момент жизнь таких малышей, появившихся на свет с массой от 500 г, охраняет закон, предусматривающий их обязательную регистрацию и выхаживание.

Маловесные недоношенные дети рождаются, не будучи подготовленными к условиям внеутробного существования. Их жизненно важные органы еще не до конца созрели и не готовы к самостоятельному функционированию. Такие крохи имеют множество внешних особенностей, отличающих их от грудничков, родившихся в срок:

  • впечатляюще малый рост и вес;
  • сильная непропорциональность частей тела;
  • мягкость черепных костей;
  • недоразвитые половые органы;
  • наличие пушка на спинке и плечиках;
  • сухой и тонкий кожный покров;
  • отсутствие подкожно-жировой клетчатки;
  • плотно закрытые глаза;
  • сниженная двигательная активность и пр.

Перечисленные признаки у разных преждевременно рожденных могут присутствовать частично или в комплексе. Помимо того, недоношенные дети отличаются неразвитой рефлексией, незрелостью сосудистой системы, отсутствием чувства голода. У них имеются проблемы с распрямлением легких, выработкой пищеварительных ферментов. Следует помнить, что со временем, если будут приложены усилия, малыш будет выглядеть, как и обычный новорожденный, и все органы наладят свою работу.

Вес недоношенного ребенка

В зависимости от того, какая масса недоношенного ребенка при появлении на свет, выделяют несколько степеней недоношенности:

  • I – от 2001 до 2500 г (легкая степень);
  • II – от 1501 до 2000 г (умеренная недоношенность);
  • III – от 1001 до 1500 г (глубокая недоношенность);
  • IV – меньше 1000 г (экстремально недоношенные).

Степень недоношенности связывают не только с показателем массы, но и с признаками общей зрелости организма. Например, случается, что крохи рождаются с весом 2,5 кг, но по зрелости органов и функций уступают тем, кто набрал на момент рождения 2 кг. Когда состояние малютки стабилизируется, он начнет набирать вес. В среднем, прибавка может составлять 90-120 г за семь дней, и к четвертому-пятому месяцу жизни масса тела ребенка возрастает втрое.

Рост недоношенного ребенка

Малыш, который родился раньше срока, зачастую имеет длину тела в пределах 45-35 см. Показатель этот зависит от срока недоношенности. В дальнейшем следует ожидать такую прибавку роста: около 2,5-5,5 см ежемесячно в течение первого полугодия жизни, около 0,5-3 см – в течение второго полугодия. Так, по прошествии года длина тела возрастает на 26-38 см за год.

Недоношенные дети – последствия

Высокий процент инвалидности и осложнений имеется у экстремально недоношенных, хотя известны случаи, когда малыши с критически низкой массой не только выживали, но и не имели особых проблем со здоровьем. Намного больше оптимистичных шансов у тех, кто родился с весом килограмм и более. При создании специальных условий такие детки спустя несколько лет ничем не отличаются от появившихся на свет в нормальный срок.

Перечислим, какие патологии недоношенных детей могут диагностироваться:

  • гидроцефалия;
  • вегетососудистая дистония;
  • дефекты речи;
  • астигматизм;
  • близорукость;
  • нарушения слуха;
  • задержка умственного развития;
  • повышенная подверженность инфекциям и пр.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года

Установлено, что развитие недоношенных детей до года определяется не только гестационным возрастом и массой тела, но также общим состоянием здоровья, генетическими факторами. Зачастую при благоприятном сценарии уже к двум годам они догоняют своих сверстников по антропометрическим, речевым и психомоторным показателям, иногда это происходит к 3-6 годам.

Не стоит забывать, что многое зависит не только от медперсонала, но и от родителей крохи. Стоит приложить усилия, и результат не заставит себя ждать, а малыш будет радовать все новыми и новыми достижениями. Недоношенные дети, развитие по месяцам которых протекает по особому графику, во многих случаях несущественно отстают от доношенных, что можно отследить по таблице с усредненными данными.

Тип навыка

Дети весом до 1500 г, мес.

Дети весом до 2000 г, мес.

Дети весом до 2500 г, мес.

Доношенные дети, мес.

Концентрация на зрительных, слуховых объектах

3 2,5 1,5 0,5

Удерживание головы в положении на животе

5 4 3,5 2,5

Перевороты со спины на животик

7-8 6-7 5-6 5-6

Ползание

11-12 10-11 8-9 7-8

Самостоятельное сидение

10-11 9-10 8-9 6-7

Стояние на ножках без опоры

12-14 11-12 10-11 9-11

Первые шаги

14-16 12-15 12-13 11-12

Уход за недоношенным ребенком

Чтобы развитие недоношенного ребенка протекало нормально, ему требуется создать специальные условия, подобные тем, что были в материнской утробе. Многие жизненно важные функции маленького организма требуют искусственной поддержки и, чем меньше недоношенные дети весят, тем большей оснащенности необходимо медицинское учреждение, тем опытнее персонал.

Выхаживание недоношенных детей

Когда рождается недоношенный ребенок, уход за ним вначале проводится в реанимационном отделении. Малютку помещают в инкубатор, где беспрерывно ведется контроль дыхания, пульса и температуры, проводится искусственная вентиляция легких, подача питания. При умеренной и легкий степени недоношенности малыша могут положить в кроватку с подогревом. Период послеродовой адаптации составляет около одного-двух месяцев, а при наличии патологий – дольше.

В некоторых медучреждениях приемлемым считается выхаживание методом «кенгуру». Это означает, ребенок, который может самостоятельно дышать и кушать, пребывает в постоянном физическом контакте с мамой – на ее груди или животе. Благодаря этому кроха скорее адаптируется к новой среде, лучше развивается. После выписки из роддома преждевременно рожденные детки должны регулярно осматриваться врачами, особенно в первый год.

Вскармливание недоношенных детей

Особенным является кормление недоношенных детей. При отсутствии глотательно-сосательного рефлекса смесь для недоношенных детей, в которую добавляются гормоны, аминокислоты, ферменты, глюкоза и прочие компоненты, поставляется через желудочный зонд. В самых тяжелых случаях организуется парентеральное внутривенное питание. Когда малыш научится сосать, его кормят из бутылочки с соской, чуть позже – прикладывают к груди (при весе минимум 1,8 кг).

Питание недоношенных детей примерно со второй недели жизни может основываться на мамином молоке, которое и в данном случае находится в приоритете перед искусственными смесями. Прикорм недоношенных детей начинают не ранее 7-8-месячного возраста, т.е. на 1-2 месяца позже, чем у обычных грудничков, что объясняется более длительным созреванием пищеварительной системы.

Как протекает развитие недоношенного ребенка до года по месяцам? Для родителей, на долю которых выпало выхаживать такого кроху, нередко это вопрос жизни и смерти. Здоровье и развитие ребенка, родившегося раньше срока, во многом зависят от степени его недоношенности. Первостепенную роль играет уровень оказанной медицинской помощи. Однако не менее важна любовь и стойкость родителей.

Из недоношенных детей вырастают здоровые, крепкие, смышленые мальчики и девочки. Они не отстают в освоении навыков, а всего лишь развиваются по своей схеме. Масса и длина тела у недоношенных детей в течение первого года жизни увеличивается быстрыми темпами в сравнении с доношенными новорожденными. Природа поставила перед ними задачу - «догнать», а в некоторых случаях и «перегнать».

Группы недоношенных детей

Группа Срок беременности, в неделях Вес новорожденного, в граммах Увеличение массы тела к году, в разах
1 36-37 2000-2500 4-5
2 32-35 1500-2000 5-7
3 28-31 1000-1500 6-7
4 Менее 28 Менее 1000 8-10
  • Если ребенок родился с массой тела ниже 1000 г, его называют «экстремально недоношенным» . Дети с таким весом составляют менее 5% всех недоношенных новорожденных. За жизнь такого ребенка приходится бороться упорно и продолжительно. Все жизненно важные функции его организма требуют искусственной поддержки. При современных достижениях неонатологии выхаживают даже детей с весом 500 г. Но в этих случаях высокий процент осложнений и инвалидности. Кстати, в России с 2012 года действует закон об обязательном выхаживании и регистрации детей с весом 500 г. Вокруг этой темы много дискуссий, в том числе и нравственного характера.
  • Особо пристальное внимание уделяется деткам, родившимся с массой тела от 1000 г до 1500 г . Их называют «глубоко недоношенными», но у них много шансов не только выжить, но и быть полноценными, здоровыми людьми. Таким детям нужна искусственная вентиляция легких, подача кислорода, энтеральное (через зонд в желудке) и парентеральное (через вену) питание. В специальные питательные смеси добавляются гормоны, аминокислоты, ферменты, глюкоза, которые способствуют быстрому росту и развитию грудничка.
  • Специальные условия . Дети с весом до 1500 г не подготовлены к самостоятельному функционированию. Для их выхаживания нужно создать условия, адекватные внутриутробным. Деток помещают в кувезы (кювезы) - инкубаторы для недоношенных. Здесь выдерживается необходимая температура и влажность воздуха, проводятся необходимые исследования и поддержка. В инкубаторе находятся дети весом до 1700 г, затем их помещают в кроватку с подогревом. При весе 2000 г малыш, как правило, уже не нуждается в специальной тепловой поддержке.
  • Особенности развития недоношенного ребенка на сроке 34 недели . Малыш способен самостоятельно сосать. Это важный показатель при выхаживании детей, родившихся раньше срока. У малышей этой группы есть риск возникновения апноэ - внезапной и непроизвольной остановки дыхания, чаще всего во сне. Поэтому им нужно пройти дополнительные обследования. Причины апноэ слабо изучены. Их связывают с мускулатурными, дыхательными, неврологическими нарушениями. Если осложнений нет, грудничок быстро набирает норму веса и отправляется домой вместе со счастливыми родителями.
  • Развитие недоношенного ребенка, родившегося в 36 недель . У таких деток, как правило, не возникает никаких осложнений. Они могут самостоятельно дышать и сосать. Интенсивная терапия им может не понадобиться. Однако такие малыши обязательно проходят дополнительные обследования и после выписки находятся под пристальным наблюдением педиатра.
  • Степень недоношенности связана не только с показателем веса, но и с общей зрелостью организма . Бывает, что детки рождаются с весом 2500 г, но по зрелости органов, систем и функций уступают тем, у кого 2000 г.

Как выглядит грудничок, родившийся раньше срока

Малыши, родившиеся раньше времени, имеют ряд особенностей. Внешние признаки проявляются с разной степенью.

  • Маленький вес и рост . Длина и масса тела грудничка могут впечатлять своей крохотностью.
  • Непропорциональность в теле . У малыша большая голова. Она составляет 1/3 длины тела (для сравнения у доношенного ребенка - 1/4). Мозговая часть черепа больше лицевой. Живот относительно всей длины также большой и распластанный. Пупок находится значительно ниже, чем у доношенных детей. Шея, ноги и руки - короткие.
  • Мягкость и податливость костей черепа . Родничок открыт. Кости могут двигаться, черепные швы расходиться.
  • Мягкость ушных раковин . Уши настолько мягкие, что могут сгибаться внутрь, слипаться.
  • Пушок на теле . Спина, плечи, бедра, лоб, щеки покрыты мягким волосяным покровом. В медицине это явление называется лануго.
  • Отсутствие подкожного жира . Кожа грудничка, как будто прозрачная. Под ней можно разглядеть кровеносные сосуды.
  • Слабость и вялость . Двигательная активность снижена, слабый крик, отсутствие чувства голода, гипотонус, неразвитый сосательный рефлекс - все эти признаки в медицине называются адинамией. Они бывают только у глубоко недоношенных.
  • Слабые и короткие ногти . Признак встречается реже, чем остальные.
  • Пучеглазие . Проявляется не сразу, а спустя две недели после рождения. Характерно для детей с большой степенью недоношенности.
  • Недоразвитие половых органов . У девочек может быть зияющая половая щель с недоразвитыми большими половыми губами. У глубоко недоношенных мальчиков - яички не опустились в мошонку.
  • Отсутствие набухания молочных желез . Бывает у глубоко недоношенных.

Перечисленные признаки могут проявляться в комплексе или частично. Какие-то из них могут встречаться даже у доношенных детей.

Когда кроха попадет домой

Это зависит от степени недоношенности. В больнице он может провести от недели до полугода. Этапы выхаживания недоношенных детей таковы: оказание первой помощи в роддоме; перевод в детское реанимационное отделение; затем в отделение интенсивной терапии; уже отсюда, при хорошей динамике, малыша выписывают домой. Мама может находиться рядом с крохой в больнице, помогать в уходе медперсоналу, привозить . И даже брать малыша на руки. Кстати, это один из самых уникальных и эффективных способов выхаживания. Он называется методом «кенгуру». При каких условиях малыша выписывают домой?

  • Нет осложнений, стабильный прогресс в общем развитии.
  • Налаженная терморегуляция.
  • Ребенок обходится без поддержки и контроля дыхания, сердечно-сосудистой системы.
  • Умеет самостоятельно сосать грудь или бутылочку, прибавка в весе увеличилась до 2000 г.

И еще одно, не менее важное условие: родители знают, как кормить недоношенного ребенка, как обеспечить малышу правильный уход и куда обратиться в случае необходимости.

Развитие по месяцам

Таблица - Прибавка в весе и росте недоношенных детей по месяцам и за год

Возраст (в месяцах) 4 группа
(до 1000 г)
3 группа
(до 1500 г)
2 группа
(до 2000 г)
1 группа
(до 2500 г)
Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см
1 180 3,9 190 3,7 190 3,8 300 3,7
2 400 3,5 650 4 700-800 3,9 800 3,6
3 600-700 2,5 600-700 4,2 700-800 3,6 700–800 3,6
4 600 3,5 600-700 3,7 600-900 3,8 700-900 3,3
5 650 3,7 750 3,6 800 3,3 700 2,3
6 750 3,7 800 2,8 700 2,3 700 2
7 500 2,5 950 3 600 2,3 700 1,6
8 500 2,5 600 1,6 700 1,8 700 1,5
9 500 1,5 600 1,6 700 1,8 700 1,5
10 450 2,5 500 1,7 400 0,8 400 1,5
11 500 2,2 300 0,6 500 0,9 400 1,0
12 450 1,7 350 1,2 400 1,5 300 1,2
Прибавка в весе и росте за год ≈ 7080 ≈ 33,7 ≈ 8450 ≈ 31,7 ≈ 8650 ≈ 27,5 ≈ 9450 ≈ 25,3

Таблица - Сравнительная характеристика моторных навыков доношенных и недоношенных детей

Навыки Ребенок с массой до 1500 г Ребенок с массой до 2000 г Ребенок с массой до
2500 г
Доношенный ребенок с массой до 3500 г
Зрительное и слуховое сосредоточение 3 мес. 2-2,5 мес. 1-1,5 мес. 2-4 нед.
Уверенно держит голову, лежа на животе 5 мес. 4 мес. 3,5-4 мес. 2,5-3 мес.
Переворачивается со спины на живот 7-8 мес. 6-7 мес. 5,5-6 мес. 5-6 мес.
Начинает ползать 11-12 мес. 10-11 мес. 9-10 мес. 8-9 мес.
Самостоятельно садится 10-11 мес. 9-10 мес. 8-9 мес. 7-8 мес.
Самостоятельно стоит 12-14 мес. 11-12 мес. 10-11 мес. 9-11 мес.
Самостоятельно ходит 14-16 мес. 12-15 мес. 12-13 мес. 11-12 мес.

На что обратить внимание при рассмотрении таблицы?

  • Отсутствует группа «экстренно недоношенных» детей . Процент рождаемости таких детей невысок. Методы их выхаживания сравнимы с космическими технологиями, а этапы развития могут сильно запаздывать.
  • Приведены усредненные показатели по месяцам . Необходимо учитывать индивидуальное развитие, генетическую предрасположенность, общее состояние здоровья.
  • После полугода показатели недоношенных детей постепенно выравниваются до уровня доношенных . Психомоторные навыки развиваются примерно в одно время, если у крохи нет никаких осложнений.

Разница в освоении навыков в сравнении со зрелыми новорожденными составляет 1–3
месяца. Это зависит от степени недоношенности грудничка.

  • 1 месяц . В отличие от доношенных детей малыш плохо набирает вес в течение первого месяца. Это обусловлено слабой сосательной активностью, неразвитым глотательным рефлексом. Если малыш находится в домашних условиях, задача родителей - оберегать его от воздействия холода, болезнетворных микробов, вирусов. Контакт с внешним миром должен быть ограничен.
  • 2 месяца . Силы прибавляются, но сосать малышу пока трудно. В этот период идет ощутимый набор веса, что является главным показателем здорового развития недоношенного ребенка. С начала второго месяца грудничка можно .
  • 3 месяца . Сон и еда - две базовых вещи для крохи в этом возрасте. Нужно только следить за тем, чтобы грудничок не поворачивал голову в одну сторону, и менять его положение. Также в этом возрасте появляются мимические реакции, малыш фиксирует взгляд на мамином лице, пробует поднимать голову. Пока не улыбается, зато реагирует на тактильный контакт. Развивается хватательный рефлекс, зрительное и слуховое внимание. Удваивается масса тела.
  • 4 месяц . Малыш поднимает и уверенно держит голову, издает звуки. Захватывает рукой игрушку. В этот период возможно повышение мышечного тонуса, который хорошо снимается массажем и гимнастикой.
  • 5 месяц . Удерживает игрушку в руке. Улыбается, начинает проявлять живой интерес к окружающему миру. Звуковые и зрительные реакции намного улучшаются. Ребенок поворачивает голову на звук и с точностью определяет его источник.
  • 6 месяц . Масса тела утраивается. Ребенок делает попытки переворачиваться со спины на живот. При общении заметно оживляется, узнает родных, дрыгает ножками и ручками, гулит. Если держать кроху под мышки, упирается ногами о поверхность, слегка приседает. После полугода уход за недоношенным ребенком ничем не отличается от ухода за малышами, родившимися в срок.
  • 7 месяц . Проявляет активность, легко , по-пластунски, хорошо держит игрушку в руке. В этом возрасте , если грудничок родился на 35–37 неделе.
  • 8 месяц . Делает первые попытки , стоит на четвереньках, пробует раскачиваться. Все двигательные навыки осознанные и умелые. В этом возрасте проявляет интерес не только к своим делам, но и к общению. Понимает, когда его просят показать какой-то предмет. Малыша интересует вербальный контакт - слова, интонации, песни, потешки, сказки.
  • 9 месяц . Сидит более уверенно, пробует ползать. Потребность в общении увеличивается еще больше. Режутся первые зубы, если малыш родился на 32–34 неделе. Произносит первые слоги.
  • 10 месяц . Уверенно стоит, передвигается, держась за опору. Но предпочтение пока отдает ползанию. Любит наблюдать за движущимися предметами. Быстро реагирует на звуки, прислушивается к ним, знает свое имя. В этом возрасте режутся первые зубы, если грудничок родился до 31 недели.
  • 11 месяц . Период активного ползания продолжается. Хотя малыш уже способен уверенно вставать и садиться. Может долго стоять без опоры и даже сделать несколько шагов без поддержки. В этот период его привлекают кубики, пирамидки, все движущиеся игрушки. Он хорошо контактирует с близкими.
  • 12 месяц . Грудничок может пойти самостоятельно. Это еще раз подтверждает, что недоношенные дети «догоняют» сверстников в развитии к году. Иногда это происходит позже - в полтора года. Педиатры отмечают, что в физическом развитии недоношенные дети преуспевают больше, чем в нервно-психическом. Возрастная зрелость нервно-психических процессов у таких деток может сформироваться к 2–3 годам. Эти показатели в пределах нормы.

Что нужно знать об особенностях медицинского наблюдения недоношенных детей? Необходимо: еженедельное наблюдение у педиатра в течение 1 месяца, затем дважды в месяц до полугода; ежемесячное определение уровня гемоглобина для предупреждения анемии; профилактика , начиная со 2 недели; ежеквартальная консультация ортопеда и невропатолога. Дополнительно на первом году жизни понадобятся консультации физиотерапевта, офтальмолога, отоларинголога, кардиолога, эндокринолога.

Особенности ухода: 6 важных моментов

Недоношенный малыш требует большего внимания и мер предосторожности при уходе. Каких именно?


Родителям нужно запастись не только знаниями и навыками, но еще и терпением, любовью и верой в своего малыша.

Отдельно о кормлении

Вскармливание недоношенных детей имеет ряд особенностей, о которых нужно знать родителям.

  • . После выписки малыш должен уметь самостоятельно брать и сосать грудь. В первые месяцы у грудничка еще мало сил, а затраты энергии при сосании велики. Поэтому рекомендуют докармливать его из ложечки сцеженным молоком. Главная задача мамы - и кормить ребенка как можно дольше.
  • Искусственное вскармливание . Если грудное вскармливание невозможно, используются адаптированные смеси для недоношенных детей с повышенным содержанием белка, витаминов, жирных кислот. Необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром при выборе смеси для ребенка.
  • Сколько раз кормить малыша? В зависимости от степени недоношенности: от 10 до 20 раз в сутки, дробными порциями. Когда малыш начнет набирать вес со второго месяца жизни, достаточно будет 8 кормлений в сутки.
  • . Вводится только после 7 месяцев, это связано с незрелостью пищеварительной системы. Затягивать с прикормом тоже нельзя, поскольку организм малыша нуждается в витаминах и минеральных веществах. Первыми в прикорме должны быть каши ( , ), затем и , свежие соки и самые последние - . Сахар и сладкие фрукты нужно исключить. После каждого прикорма нужно докармливать малыша грудным молоком или смесью.

Для малыша, родившегося раньше срока, каждый прибавленный грамм - уже победа. Контроль веса соблюдается строго. Желательно приобрести электронные весы для новорожденных и взвешивание проводить ежедневно.

При выписке родители получают ряд рекомендаций от неонатологов и педиатров. Важно выполнять требования по уходу и не заниматься самодеятельностью. Также важно знать: развитие недоношенного ребенка по месяцам зависит от степени недоношенности. Чем она выше, тем больше понадобится малышу времени для развития психомоторных навыков.

Распечатать

– это дети, родившиеся ранее срока родов, функционально незрелые, с массой ниже 2500 г и длиной тела менее 45 см. Клинические признаки недоношенности включают непропорциональное телосложение, открытые швы черепа и малый родничок, невыраженность подкожно-жирового слоя, гиперемию кожных покровов, недоразвитие половых органов, слабость или отсутствие рефлексов, слабый крик, интенсивную и длительную желтуху и др. Выхаживание недоношенных детей подразумевает организацию специального ухода - температурного режима, влажности, уровня оксигенации, вскармливания, при необходимости – проведение интенсивной терапии.

К третьей группе причин, нарушающих нормальное созревание плода и обуславливающих повышенную вероятность рождения недоношенных детей, относятся различные экстрагенитальные заболевания матери: сахарный диабет , гипертоническая болезнь , пороки сердца , пиелонефрит , ревматизм и др. Часто преждевременные роды провоцируются острыми инфекционными заболеваниями, перенесенными женщиной на поздних сроках гестации.

Наконец, рождение недоношенных детей может быть связано с патологией и аномальным развитием самого плода: хромосомными и генетическими болезнями, внутриутробными инфекциями, тяжелыми пороками развития.

Классификация недоношенности

С учетом обозначенных критериев (срока гестации, массы и длины тела) выделяют 4 степени недоношенности:

I степень недоношенности – родоразрешение происходит на сроке 36-37 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2500-2001 г, длина – 45-41 см.

II степень недоношенности - родоразрешение происходит на сроке 32-35 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2001-2500 г, длина – 40-36 см.

III степень недоношен ности - родоразрешение происходит на сроке 31-28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 1500-1001 г, длина – 35-30 см.

IV степень недоношенности - родоразрешение происходит ранее 28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет менее 1000 г, длина – менее 30 см. В отношении таких детей используется термин «недоношенные с экстремально низкой массой тела».

Внешние признаки недоношенности

Для недоношенных детей характерен ряд клинических признаков, выраженность которых коррелирует со степенью недоношенности.

Глубоко недоношенные дети, имеющие массу тела гипотрофия II-II степени), телосложение ребенка непропорциональное (голова большая и составляет примерно 1/3 от длины тела, конечности относительно короткие). Живот большой, распластанный с явно заметным расхождением прямых мышц, пупок расположен в нижней части живота.

У глубоко недоношенных детей все роднички и швы черепа открыты, черепные кости податливые, мозговой череп преобладает над лицевым. Характерно недоразвитие ушных раковин, слабое развитие ногтей (ногтевые пластинки не доходят до кончиков пальцев), слабая пигментация сосков и околососковых кружков. Половые органы у недоношенных детей недоразвиты: у девочек отмечается зияние половой щели, у мальчиков – неопущение яичек в мошонку (крипторхизм).

Недоношенные дети, рожденные на сроке 33-34 недели гестации и позже, характеризуются большей зрелостью. Их внешний облик отличается розовым цветом кожных покровов, отсутствием пушка на лице и туловище, более пропорциональным телосложением (меньшей головой, более высоким расположением пупка и пр.). У недоношенных детей I-II степени сформированы изгибы ушных раковин, выражена пигментация сосков и околососковых кружков. У девочек большие половые губы практически полностью прикрывают половую щель; у мальчиков яички расположены у входа в мошонку.

Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей

Недоношенность определяется не столько антропометрическими показателями, сколько морфофункциональной незрелостью жизненно важных органов и систем организма.

Характерными особенностями органов дыхания у недоношенных детей являются узость верхних дыхательных путей, высокое стояние диафрагмы, податливость грудной клетки, перпендикулярное расположение ребер относительно грудины. Данные морфологические особенности недоношенных детей обусловливают поверхностное, частое, ослабленное дыхание (40-70 в мин.), склонность к апноэ длительностью 5-10 секунд (апноэ недоношенных). Вследствие недоразвития эластической ткани легких, незрелости альвеол, сниженного содержания сурфактанта у недоношенных детей легко возникает синдром дыхательных расстройств (застойные пневмонии , респираторный дистресс-синдром).

Незрелость сердечно-сосудистой системы характеризуется лабильностью пульса, тахикардией 120-180 в мин., приглушенностью сердечных тонов, артериальной гипотонией (55-65/20-30 мм рт. ст.). При наличии врожденных пороков сердца (открытого Боталлова протока , открытого овального окна) могут выслушиваться шумы. Вследствие повышенной ломкости и проницаемости сосудистых стенок легко возникают кровоизлияния (подкожные, во внутренние органы, в мозг).

Морфологическими признаками незрелости ЦНС у недоношенных детей служат слабая дифференцировка серого и белого вещества, сглаженность борозд мозга, неполная миелинизация нервных волокон, обедненная васкуляризация подкорковых зон. Мышечный тонус у недоношенных детей слабый, физиологические рефлексы и двигательная активность снижены, реакция на раздражители замедлена, терморегуляция нарушена, имеется склонность как к гипо-, так и гипертермии. В первые 2-3 недели у недоношенного ребенка могут возникать преходящий нистагм и косоглазие , тремор, вздрагивания, клонус стоп.

У недоношенных детей отмечается функциональная незрелость всех отделов желудочно-кишечного тракта и низкая ферментовыделительная активность. В связи с этим недоношенные дети предрасположены к срыгиваниям, развитию метеоризма, дисбактериоза . Желтуха у недоношенных детей выражена интенсивнее и сохраняется дольше, чем у доношенных новорожденных. Вследствие незрелости ферментных систем печени, повышенной проницаемости гематоэнцефалического барьера и бурного распада эритроцитов у недоношенных детей может легко развиваться билирубиновая энцефалопатия.

Функциональная незрелость почек у недоношенных детей приводит к изменению электролитного баланса (гипокальциемии, гипомагниемии, гипернатриемии, гиперкалиемии), декомпенсированному метаболическому ацидозу, склонности к возникновению отеков и быстрому обезвоживанию при неадекватном уходе.

Деятельность эндокринной системы характеризуется задержкой становления циркадного ритма выделения гормонов, быстрым истощением желез. У недоношенных детей отмечается низкий синтез катехоламинов, часто развивается транзиторный гипотиреоз , в первые дни жизни редко проявляется половой криз (физиологический мастит , физиологический вульвовагинит у девочек).

У недоношенных детей более быстрыми темпами, чем у доношенных, развивается ранняя анемия , имеется повышенный риск развития септицемии (сепсиса) и септикопиемии (гнойного менингита , остеомиелита , язвенно-некротического энтероколита).

В течение первого года жизни нарастание массы и длины тела у недоношенных детей происходит очень интенсивно. Однако по антропометрическим показателям недоношенные дети догоняют рожденных в срок сверстников только к 2-3 годам (иногда к 5-6 годам). Отставание в психомоторном и речевом развитии у недоношенных детей зависит от степени недоношенности и сопутствующей патологии. При благоприятном сценарии развития недоношенного ребенка выравнивание происходит на 2-ом году жизни.

Дальнейшее физическое и психомоторное развитие недоношенных детей может идти наравне со сверстниками или запаздывать.

Среди недоношенных детей чаще, чем среди доношенных сверстников встречаются неврологические нарушения: астено-вегетативный синдром, гидроцефалия , судорожный синдром, вегето-сосудистая дистония , детский церебральный паралич , гиперактивность , функциональная дислалия либо дизартрия . Почти у трети недоношенных детей обнаруживается патология органа зрения – близорукость и астигматизм различной степени выраженности, глаукома , косоглазие, отслойка сетчатки , атрофия зрительного нерва . Недоношенные дети склонны к частым повторным ОРВИ , отитам , на фоне чего может развиваться тугоухость .

Женщины, родившиеся недоношенными, во взрослой жизни часто страдают нарушениями менструального цикла , признаками полового инфантилизма; у них может отмечаться угроза самопроизвольного прерывания беременности и преждевременных родов.

Особенности ухода за недоношенными детьми

Дети, рожденные недоношенными, нуждаются в организации особого ухода. Их поэтапное выхаживание осуществляется специалистами неонатологами и педиатрами сначала в родильном доме, затем в детской больнице и поликлинике. Основными составляющими ухода за недоношенными детьми являются: обеспечение оптимального температурно-влажностного режима, рациональной кислородотерапии и дозированного вскармливания. У недоношенных детей осуществляется постоянный контроль электролитного состава и КОС крови, мониторирование газового состава крови, пульса и АД.

Глубоко недоношенные дети сразу после рождения помещаются в кувезы, где с учетом состояния ребенка поддерживается постоянная температура (32-35°С), влажность (в первые дни около 90%, затем 60-50%), уровень оксигенации (около 30%). Недоношенные дети I-II степени обычно размещаются в кроватках с обогревом или в обычных кроватках в специальных боксах, где поддерживается температура воздуха 24-25°С.

Недоношенные дети, способные самостоятельно поддерживать нормальную температуру тела, достигшие массы тела 2000 г, имеющие хорошую эпителизацию пупочной ранки, могут быть выписаны домой. Второй этап выхаживания в специализированных отделениях детских стационаров показан недоношенным, не достигшим в первые 2 недели массы тела 2000 г, и детям с перинатальной патологией.

Кормление недоношенных детей следует начинать уже в первые часы жизни. Дети с отсутствующим сосательным и глотательным рефлексами получают питание через желудочный зонд; если сосательный рефлекс выражен достаточно, но масса тела менее 1800 г – ребенка вскармливают через соску; дети с массой тела свыше 1800 г могут быть приложены к груди. Кратность кормлений недоношенных детей I-II степени 7-8 раз в сутки; III и IV степени - 10 раз в сутки. Расчет питания производится по специальным формулам.

Недоношенные дети с физиологической желтухой, должны получать фототерапию (общее УФО). В рамках реабилитации недоношенных детей на втором этапе полезно общение ребенка с матерью, контакт «кожа к коже».

Диспансеризация недоношенных детей

После выписки дети, рожденные недоношенными, нуждаются в постоянном наблюдении педиатра в течение первого года жизни. Осмотры и антропометрия проводятся еженедельно в первый месяц, 1 раз в две недели – в первом полугодии, 1 раз в месяц - во втором полугодии. На первом месяце жизни недоношенные дети должны быть осмотрены детским хирургом , детским неврологом , детским травматологом-ортопедом , детским кардиологом , детским офтальмологом . В возрасте 1 года детям необходима консультация логопеда и детского психиатра .

С 2-недельного возраста недоношенные дети нуждаются в профилактике железодефицитной анемии и рахита . Профилактические прививки недоношенным детям выполняются по индивидуальному графику. На первом году жизни рекомендуются повторные курсы детского массажа , гимнастики, индивидуальных оздоровительных и закаливающих процедур.