Какие праздничные дни в белоруссии. Календарь национальных праздников беларуси

Беларусь некогда была частью огромного, этнически контрастного государства. В составе этого государства праздновались национальные праздники, проходили демонстрации, масштабные торжества.

Со временем все изменилось, Беларусь уже живет самостоятельной жизнью.

Но как же такие изменения повлияли на календарь праздников страны?

Немного о стране

Свою независимость Беларусь приобрела летом 1991 года. В ней был установлена унитарная форма правления, а ее неизменный глава государства, Александр Лукашенко, занимает этот высокопоставленный пост до сих пор.

Территориальными соседями Беларуси являются страны Прибалтики — Латвия и Литва, Польша, а также славянские земли России и Украины.

Население страны составляют белорусы, в подавляющем большинстве, 83 %, затем русские, поляки, украинцы. Небольшой процент составляют иностранные граждане разных европейских государств.

Главные праздники

Преемственность белорусского народа со повлияла на то, что на территории государства сохранилось множество праздников, которые некогда отмечались в составе великого государства. К ним также относятся главные праздники, отмечаемые большинством стран.

  • 1 января — Новый год. Отличительной особенностью является то, что в Белоруссии нет продолжительных десятидневных каникул, приуроченных к празднованию Нового года и Рождества. Нерабочими днями являются 31 декабря и 1 января, а также 7 января. Все остальные дни рабочие.
  • 7 января — Рождество Христово.
  • 8 марта — Международный женский день.
  • 1 мая — День мира, весны и труда.
  • 7 ноября — День Октябрьской революции.

Эти дни официально считаются выходными.

Национальные праздники

Национальные праздники — это «красные» календарные даты, которые имеют важное историческое, а также общественное значение в рамках Республики Беларусь.

  • 15 марта — День Конституции. Праздник берет начало своего существования в день принятия основного свода законов государства — Конституции, а именно 15 марта 1994 года.
  • 2 апреля — торжество единства народов Беларуси и России. Пожалуй, если провести опрос среди населения, спросив: «Какой праздник в Белоруссии один из главных и значимых?» - большинство людей назовет именно этот праздник. 2 апреля 1996 года произошло весомое для страны событие — подписание в Москве Договора о Сообществе Беларуси и России, который заключили главы двух государств — Ельцин и Лукашенко.
  • 2-е майское воскресение — это день национального флага и герба, символов единства, независимости страны.
  • 3 июля отмечается День независимости. Это событие приурочено к 1944 году, когда белорусская столица была полностью освобождена от вражеских оккупантов. В этот день белорусы вспоминают павших освободителей, принесших себя в жертву ради процветания не только нации, но и всего человечества. Празднование сопровождается торжественным шествием по одной из главных улиц Минска.
  • Ночь с 6 на 7 июля представляет собой один из народных праздников Беларуси — Купалье. В этот праздник белорусы вспоминают древние национальные обряды, народные песни и пляски, водят хороводы, купаются в реке и, самое главное, прыгают через костер. Национальные праздники в Белоруссии празднуют, сопровождая их торжественными демонстрациями и шествиями.

Профессиональные праздники страны

Как и Белоруссии могут быть посвящены различного рода профессиям. Эти дни не являются выходными днями.

  • 5 января отметается праздник служащих соцзащиты.
  • 19 января — День службы МЧС.
  • Последнее воскресенье января является Днем науки Республики Беларусь.
  • 25 января - День учащихся вузов.
  • 21 февраля — День специалистов земельной и картографической сферы.
  • 23 февраля — День защитника Отечества.
  • 4 марта — дата, приуроченная к чествованию милиции.
  • Четвертое мартовское воскресение — День служащих ЖКХ.

Профессиональные праздники в Белоруссии в апреле:

  • Первое воскресенье апреля — дата, относящаяся к геологам.
  • Второе апрельское воскресенье - день войск ПВО.
  • 8 апреля — праздник сотрудников военных комиссариатов.

Праздники в мае в Белоруссии:

  • 7 мая справляется День радио.
  • Последнее воскресенье мая отмечают профессиональный праздник химики.

Среди прочих:

  • Второе воскресенье июня - празднуют свой день работники легкой промышленности.
  • Третье воскресенье июня — дата, посвященная работникам медицины.
  • 26 июня — День прокуратуры.
  • 30 июня — отмечается дата работников экономической деятельности.
  • Во второе воскресенье июля отмечается День налоговых служб.
  • Третье воскресенье июля именуется Днем тружеников металлургической промышленности.
  • 25 июля — праздник работников пожарной службы.
  • Последнее воскресенье июля — отмечают свой день работники торговли.
  • Первый воскресный день августа — празднуют профессиональное торжество железнодорожников.
  • Первое воскресенье сентября — отмечают свой праздник работники газовой, топливной и нефтяной промышленности.
  • Второе воскресенье сентября - День танкиста.
  • 20 сентября — государственный праздник таможенных служб, а также День лесного хозяйства.
  • Последнее воскресенье сентября — День машиностроителя.
  • Первое воскресенье октября — День педагога.

Наравне с российскими праздниками военных служб, в Беларуси также имеют место эти торжества. Даты их празднования совпадают с российскими датами.

Памятные даты

Ежегодно жители Республики почитают память жертв Великой Отечественной войны, а также погибших от других катастроф.

  • 9 мая — праздник Великой Победы. Этот праздник в мае в Белоруссии также высоко почитается, как и в России.
  • 9-й день после Пасхи именуется Радуницей. В это время принято вспоминать умерших. Люди посещают кладбища, приводят в порядок могилы.
  • 26 апреля — дата Чернобыльской катастрофы.
  • 22 июня белорусы почитают и поминают жертв начала Великой Отечественной войны.
  • 15 февраля — дань памяти воинов-интернационалистов.

Православные и католические праздники

Белорусы, с уважением относящиеся к вере и почитающие православные или католические праздники, никогда не пропускают такие великие праздники, как:

  • Праздник Светлой Пасхи;
  • 7 апреля — День святой Богородицы;
  • 12 апреля — католическая Пасха;
  • 25 декабря — у католиков проходит Рождество;
  • 19 января — Крещение;
  • С 21 февраля и в течение 7 дней празднуется Масленица.

Здесь перечислены крупные церковные праздники. Однако православный календарь представляет множество дней почитания святых.

Отдыхают ли белорусы на праздники?

В отличие от той же России, где праздники — это повод лишний раз устроить выходной, в Беларуси на это смотрят несколько иначе.

Например, если праздничный день совпадает с выходными — субботой или воскресеньем, то следующий за ними будний день является рабочим, и выходной на него не переносится.

Или же, если праздник выпал на середину рабочей недели, то будние дни, идущие за праздником, превращают в нерабочие, но с тем условием, что они будут отработаны в субботу следующей недели.

Майские праздники в Белоруссии, а также новогодние торжества, действуют по тому же принципу.

ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ БЕЛОРУСОВ

«Чтобы ощутить себя настоящим человеком, почувствовать принадлежность к своему родному, белорусскому, славянскому, понять своё место в этой жизни, необходимо изучать традиции, которые столетиями создавали, использовали и сохраняли наши предки.»

И. В. Казакова.

Почтовая марка Белоруссии «Обряды белорусов»

Обряды и праздники являются составной частью традиционно-бытовой культуры белорусского народа.

Обряды белорусов -- совокупность традиционных условных действий, которые символично выражают и закрепляют отношение людей к природе, между собой, их поведение в жизненно важных ситуациях. Большинство белорусских обрядов имеет древнее происхождение и связано с традиционной восточнославянской культурой, хозяйственной деятельностью (календарные обряды), личной судьбой человека (семейные обряды).

Праздники - совокупность традиций и обычаев, которые выражают и закрепляют определённые взгляды, чувства, отношения людей к природе и друг к другу. Обрядовые праздники жили на территории Белоруссии долгое время. Сейчас, с более пристальным изучением прошлого, они переживают второе рождение. В современном обществе остро чувствуется потребность больше знать о народных праздниках и обычаях. Общественность старается возродить самобытность, индивидуальность своей национальной культуры.

Некоторые из этих праздников - Рождество, Крещение, Пасха, Деды приобрели статус государственных праздников Республики Беларусь.

Возникли праздники и обряды давно, ещё до церковных - религиозных. Долгими годами на территории Беларуси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Беларуси, особенно, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества. Языческие духовные традиции, оказывали глубокое воздействие на всё развитие белорусской культуры раннего средневековья. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Обрядами отмечались начало сева, сбор урожая, приход весны, дни языческих богов. Дохристианские обряды произошли из самой жизни народа, который свой уклад строил на природном календаре. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название - календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель - обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности. Существенную роль в общественной жизни крестьян и городского населения у белорусов, как и у других европейских народов, играли обряды и обычаи, приуроченные к датам христианского календаря и тесно связанные с циклом сельскохозяйственных работ - подготовкой и ожиданием урожая и его уборкой.

Еще в начале XX в. обрядовый календарь, содержащий многие напластования отдаленных времен, на большей части территории расселения белорусов сохранял свою традиционную специфику, хотя многие обряды к тому времени ушли из жизни, а смысл других был забыт, и они, смешавшись с не обрядовыми бытовыми формами, воспринимались как праздничная забава. Праздничный календарь на протяжении их многовековой истории не был стабильным, раз и навсегда данным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Однако древние обряды можно наблюдать и сегодня. Многие из них видоизменились, значение других население современной Беларуси уже забыло, но тем не менее продолжает их исполнять. Здесь, несмотря на века христианского господства, сохранились древние языческие ритуалы. Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки - в каждом из этих праздников, как и в тысяче других, прослеживаются элементы древних языческих верований. Эти верования очень органично вплелись в христианскую веру, и в результате получилась неповторимая и колоритная белорусская культура.

Большинство белорусских праздников можно разделить на календарные (Коляды, Масленица, Купалье, Дожинки и др.) и семейно - обрядовые (свадьба, крестины и др.)

К XX веку из славянских народов календарная обрядность более всего сохранилась у белорусов. В ней, как нигде, проявляется вековая культура нации. Ведь обряд -- это и песня, и танец, и драматическое действо. Календарные обряды, как правило связаны с хозяйственной деятельностью. Они отражают основные циклы земледельческого календаря и делятся на зимние (Коляды, Масленица), весенние (встреча весны, первый выход в поле, Юрьев день), летние (Купалье, зажинки), осенние (дожинки, покрова).

Особенностью зимнего праздничного цикла было колядование. Коляды -- один из самых любимых праздников белорусов. Коляды для предков современных белорусов были главным зимним праздником, который был связан в первую очередь с днем зимнего солнцестояния и символизировал начало нового года - и солнечного, и сельскохозяйственного. Празднование начиналось 25 декабря и продолжалось до 6 января. С принятием христианства языческий праздник превратился в праздник рождения Иисуса Христа. Колядные святки стали праздноваться с 6 января и до 19 января - Старого Нового года. Название этого праздника - Коляды - языческое. Существует предположение, что само слово «Коляда» возникло от слова «Коло» - Солнце. По одной из версий, это слово символизировало Солнце, которое поедало тьму - тут имелось в виду увеличение светового дня. По другой версии это название расшифровывалось, как «коляда», «круговая еда». Объяснялось это тем, что колядующие ходили большой компанией по дворам с песнями, плясками и переодеваниями. За это им выносили еду, которую они потом все вместе и съедали. Коляды считались особенным праздником, поэтому и готовились к ним соответственно. Кололи свинью (в бедных семьях это был один из немногих дней, когда можно было поесть мяса вдоволь), делали генеральную уборку в доме, шили новые наряды, а также тщательно мылись в бане. Встречать этот праздник полагалось чистым: и физически, и духовно. По домам ходили ряженые, распевающие колядки -- специальные песни, они водили с собой «козу», иногда и «медведя» -- переодетых людей, которые разыгрывали представление возле каждого двора, получая за это различные угощения и мелкие деньги. Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой. В эту пору наши предки старались совершить благородные дела. Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Весенний цикл праздников и обрядов был связан с пробуждением природы, с обновлением жизни. Одним из таких праздников является Юрьев день. Ритуальные обряды в честь Юрия носили скотоводческую и аграрную направленность, поскольку по древней традиции св.Юрий считался покровителем скота и хозяйства. Обычно на этот день приурочивали первый выгон скота. Пастухи в этот день получали богатое угощение.

Летний цикл начинался с Купалья. Само Купалье праздновалось в ночь с 6 на 7 июля. Но уже днем шестого парни и девчата шли на луг собирать цветы, веточки, разные травы -- «зелле копать». Считалось, что в это время растения наделяются волшебной силой. Так, полынь, сорванная на Купалу, предохраняла от злых наговоров, корень чернобыльника с земляным углем под ним помогал от чахотки. Знахарки-шептуны набирали разрыв-травы и пр. Из васильков, панского мака, зверобоя, мяты, колокольчиков девушки плели венки. В ночь на Купалу оживлялась нечистая сила. Ведьмы слетались на шабаш к Лысой горе. В хлеву запирали лошадей на замок, чтобы ведьмы ими не воспользовались для своего путешествия. Кроме ведьм опасались русалок -- они могли до смерти защекотать купающегося. Вечером молодежь собиралась на берегу реки и разжигала костры. Парни и девчата плясали вокруг них, взявшись за руки, прыгали через огонь, пели песни. Кое-где в костер девушки бросали кудель, чтобы лён был погуще. Ещё в костре жгли собранную днем всякую рухлядь. Девушки пускали по воде венки. В некоторый местах их бросали парням через костер, а те старались венки разорвать. Наиболее смелые купались. С Купальем связано много удивительных легенд и преданий. В народе верили, что в эту ночь реки светятся особым призрачным светом, а в их водах купаются души умерших в облике русалок. По земле ходят ведьмы, колдуны и духи, которые стремятся навредить человеку, растения и звери разговаривают, а солнце на рассвете "играет". Увидеть эти чудеса, понять язык зверей и птиц можно с помощью цветка папоротника, по поверьям зацветающего всего на миг раз в году. Он давал сверхъестественную способность видеть будущее и находить скрытые сокровища мира, но заполучить его мог только очень смелый человек. Поиск "папараць-кветкі" - один из самых таинственных ритуалов купальской ночи. Каждый год с наступлением самых долгих летних дней и коротких ночей в Беларуси - на берегах рек и озер - празднуют Купалье. Сегодня эти гуляния объединяют древние традиции и ритуалы, театрализованные концерты и веселые игры. Увидеть Купалье можно в самых разных местностях Беларуси, но есть и наиболее известные, массовые гуляния. К летним обрядам относились также обряды жнива, которым придавалось большое значение, поскольку от их исполнения зависел урожай, а значит жизнь белорусского крестьянина. Символическое значение придавали первому и последнему сжатым снопам, вокруг которых осуществлялся целый ряд обрядовых действий. Последний сноп несли домой и помещали в угол под иконой, что по поверью служило хорошим урожаем на будущий год.

Осенний цикл календарных обрядов и праздников был также весьма разнообразным и символизировал окончание сельскохозяйственного года. В настоящие дни к этому календарному циклу можно отнести праздник - Дожинки. Дожинки представляют собой древний обряд, часть дохристианского языческого аграрного ритуального комплекса. Дожинки, старинный обряд, отмечавший конец жатвы. Этот обряд известен у всех земледельческих народов, в частности у славян, немцев и др. В древности служил приемом колдовства. Последний сноп, составленный из срезанных всеми жнецами колосьев, перевитый цветами или наряженный в женское платье, торжественно привозился в селение или оставлялся в поле до следующей жатвы. Дожинки сопровождались радостными дожиночными песнями и плясками. Дожинки связаны с концом уборки урожая. Этот обряд пережил христианизацию и советскую секуляризацию и сохранил в Беларуси популярность до сегодняшнего дня. С 1996 года на государственном уровне Дожинки отмечаются как «Республиканский фестиваль- ярмарка работников села Дожинки», это событие республиканского значения.

Все эти обряды и праздники знают и современные белорусы.

Традиционная семейная обрядность белорусов являлась неотъемлемой частью народного быта, семейного уклада, духовной культуры народа, его миро - представления, этики и эстетики. Становление и функционирование этого сложного культурно-исторического явления было обусловлено закономерностями социально-исторического развития и этнической традицией. Семейные обычаи и обряды объединяли семью, служили своеобразным механизмом для передачи этнических традиций, морально-этических норм и принципов от старших к младшим. Они помогали каждой отдельной семье отметить такие радостные и важные события как рождение ребёнка, свадьба, новоселье, или снять эмоционально-психическое напряжение в случае смерти близких людей.

Вместе с тем, традиционная семейная обрядность белорусов предусматривала обычаи и обрядовые действия, которые должны были укрепить отношения с соседями, родственниками, друзьями, установить добрые связи между ними и поднять престиж семьи. Знание и детальное выполнение традиционных семейных обычаев и обрядов играло немаловажную роль в формировании мнения односельчан о семье. Это мнение передавалось из поколения в поколение и конечно отражалось на судьбе детей, внуков и правнуков. Кроме того в народе верили, что выполнение всех обрядовых действий влияет на дальнейшую судьбу ребёнка, молодую пару, богатство семьи, её здоровье и благосостояние.

В конце XIX - начале XX вв. общий комплекс семейных обычаев и обрядов белорусов оставался довольно консервативной частью жизни народа. В нём вместе существовали, и магические приёмы, и рациональные элементы, и церковные компоненты.

Большое место в семейном быту белорусского народа в конце XIX - начале XX вв. занимали обычаи, обряды, поверья связанные с беременностью женщины и рождением ребёнка. В них сохранялись пережитки всех стадий развития человеческого общества и его религиозные верования, отражение многовековых народных медицинских знаний, миропредставления, моральные нормы и ценности. Комплекс традиционных обрядов и обычаев связанных с беременностью женщины и рождением ребёнка, состоял из трёх тесно связанных циклов: дородового, родового и послеродового. праздник обряд праздничный обычай

Забеременев, женщина начинала придерживаться определённых правил поведения, ибо, по народному убеждению, это обеспечивало в будущем благополучный исход родов, а также рождение полноценного ребёнка. Большинство обычаев и предписаний, которыми руководствовалась женщина в этот период, основывались на многолетних жизненных наблюдениях и отличались практическим смыслом. Беременная женщина старалась не поднимать и не носить тяжесть, не стягивать сильно юбку, во время полевых робот подвязывала живот полотенцем или платком, остерегаясь ударов. Она должна была больше двигаться, быть на свежем воздухе, чтобы роды прошли легче. Положительный народный опыт отражался и в запретах, которые охраняли женщину от испугов, от возможных психических и физических травм, хотя их объяснение не редко связывалось с магией. Роды, хотя и были привычным явлением в дореволюционной крестьянской семье, вносили волнение в повседневный уклад жизни. Важную роль во время родов и в послеродовый период играла повитуха, которая была в белорусской деревне и акушеркой, и детским врачом.

После родов роженицу навещали соседки, родственницы, подруги. Соблюдение этих обычаев строго контролировалось нормами обычного права. Были предусмотрены специальные правила поведения для гостей и для роженицы. Практический смысл обычаев проведывания («адведак», «вотведаў») заключался в том, что женщины приносили роженице и её семье высококалорийные продукты - яичницу, сыр, мед, различные каши, мучные изделия, масло, обязательно первые блюда, а также поздравляли, выслушивали, успокаивали её, что оказывало благоприятное психологическое воздействие. Имя ребенку, как правило, выбирал священник во время крещения. В крестьянском быту официальное наречение именем дополнялось различными народными обычаями, обрядами, представлениями. Большое значение в белорусской деревне в конце XIX - начале XX в. придавалось выбору кумовьев (крестного отца и крестной матери новорожденного), которые исполняли в первую очередь опекунские функции по отношению к ребенку. В кумовья приглашали как родственников, так и соседей. Кумовья обычно помогали друг другу в выполнении сельскохозяйственных работ, вместе отмечали праздники и важнейшие события жизни. Кумовьев старались не менять и при крещении других детей, хотя жизнь вносила в это правило коррективы. Так, в случае смерти предыдущих детей повсеместно на территории Белоруссии, был распространен обычай приглашать в кумовья первых встречных, случайных людей.

Из семейных обрядов наиболее красочным была и остаётся свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, заручины); собственно свадьбу (суборная суббота, печение каравая, пасад, встреча дружин молодых, сведение молодых, деление каравая); послесвадебные перезвы. Наиболее важными считали посад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая и др. Традиционные обряды, в сокращённом виде или переосмысленные, сохранились и в современной свадьбе Белорусов. Многие из семейных обрядов видоизменились в современной Беларуси, значение некоторых уже забыто, но тем не менее основные из них люди стараются исполнять.

Обряды и праздники, которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ, который здесь живет. В нашей стране чтят традицию каждый год отмечать День Победы и День независимости Республики Беларусь, а также Рождество и Пасху и др., и я считаю, что это наша национальная обязанность передавать из поколения в поколение память об этих ПРАЗДНИКАХ. Бережное и почтительное отношение к своим предкам, к своим истокам заставляет современных белорусов придерживаться тех или иных правил. Я уверен, что каждый житель нашей страны обязан знать, помнить и чтить историю Беларуси, а также её обычаи, традиции и праздники.

Список литературы

  • 1. С.Панов/ История Беларуси. Билеты 11класс.
  • 2. В.К.Соколова/ Весеннее - летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов - 1979г.
  • 3. А.И.Доманская/ Дожинки по - белоруски: от ритуала к карнавалу - 2013г.
  • 4. А.В. Титовец / Традиционная культура белорусов во времени и
  • 5. Е.Ф.Фурсова и др. пространстве - 2013г.

Обряды и праздники белорусов - совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных начал или с бытовыми традициями белорусов. Обрядовые праздники жили на территории Белоруссии долгое время. Сейчас, с более пристальным изучением прошлого, они переживают второе рождение. Возникли праздники давно, ещё до церковно-религиозных. Обрядами отмечались начало сева, сбор урожая, приход весны, дни языческих богов. Дохристианские обряды произошли из самой жизни народа, который свой уклад строил на природном календаре. К XX веку из славянских народов календарная обрядность более всего сохранилась у белорусов. В ней, как нигде, проявляется вековая культура нации. Ведь обряд - это и песня, и танец, и драматическое действо.

1. Коляды (Каляды)

2. Громницы (Грамніцы)

3. Масленица (Масленіца)

4. Кликанье весны (Гуканне вясны)

5. Пасха (Вялікдзень)

6. Радуница (Радаўніца)

7. Юрьев день (Юр"я)

8. Троица (Сёмуха)

9. Иван Купала (Купалле)

10. Петров день

12. Зажинки (Зажынкі)

13. Толока (Талака)

14. Дожинки (Дажынкі)

15. Яблочный Спас

16. Покров (Пакровы)

17. Деды (Дзяды)

18. Сорочины

19. Родины (Радзіны)

20. Белорусская свадьба (Вяселле)

1. Коляды (Каляды)

Коляда - традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов связанный с зимним солнцестоянием и новым годом, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов).

Слово «Коляда» представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование из латыни, где календами именуются первые дни каждого месяца, непосредственно или через греческое посредство.

Коляды в Беларуси.

Колядовать начинали вечером накануне Рождества: на обеденный стол клали сено и деньги, которые лежали до Щедреца (до Нового года - 14 января), чтобы то и другое в будущем году не переводилось. В этот день 6 января постились до вечера, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья и взвар. В вечер перед новым годом кутья подавалась с сытою - водой, подслащённой медом. Еда была обильной, мясной: блины с верещакой, жареная колбаса и пр. Взвар (своеобразный компот) обычно делался из сушеных яблок и груш.

В первый день Рождества ходили в гости в семьи своих крестников - носили им подарки. Вечером молодежь, а часто и дети ходили по хатам, распевая колядки. Все это со смехом, с шутками. Надевали вывернутый кожух, козью маску - и такую «козу» водили, прося у хозяев, «чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички». Дареную еду складывали в мешок. Кроме «козы» водили «медведя», «кобылку».

Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. Белорусских колядок много, найдется отдельно и для хозяина, и для хозяйки, и для детей. Отражены коляды и в поговорках. «На коляды ночью трещит, а днем плющит». «Пришли колядки - блины да оладки». «Колядки - хозяйские порядки».

На коляды показывали кукольные представления театра-батлейки.

На Щедрец выбирали самую пригожую девушку - щодру, украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу, девушки пели щедровки - те же колядки, но обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом-рефреном «щедрый вечер, добрый вечер».

Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Бытовые и языческие корни коляды.

Наряду с языческими и христианскими мотивами видную роль играют мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок - «дим звеселити», прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские коляды отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам - счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец - любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П.В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского).

Лучшие колядки сохранились в староруси, в Галиции у карпатских русинов. Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков. Как праздник в честь рождения солнца, коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров (у сербов и хорватов сжигают бревно-бадняк; у скандинавов julblock; у французов caligneau, la souche de Noel; в Англии ylelog; осетины всю ночь под Новый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено много пожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба, обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру, справляемую парубками в день св. Мелании. Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи. В новороссии печется ещё козулька, имеющая вид или козла на четырёх ножках (Владимирская губерния), или др. животных, или птицы (Олонецкая губерния); козюльку берегут из году в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы её любил дворовый хозяин. Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности Украины и Белоруссии. В «свят вечир» (канун Рождества) вечерний ужин, состоящий в Лубенском уезде, главным образом, из кутьи (ячная, изредка пшеничная) и узвара (отвар сушёных плодов), имеет семейный и в частности поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы, людей, спускающихся к столу. Наибольшей архаичностью отличается празднование святок у белоруссов, вообще не отличающееся от украинской обрядности. Любопытнейшую особенность белорусских святок составляют игрища, которые имеют отношение к гаданью о суженом, но отчасти напоминают и игрища «межю селы» летописца; наиболее замечательна женитьба цярэшки - игра с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.

В Беларуси отмечаются государственные, профессиональные, международные, церковные, народные, необычные праздники.

Наиболее важные даты:

  • Новый год
  • Рождество православное
  • День женщин
  • Радуница
  • Праздник труда
  • День Победы
  • День Независимости республики Беларусь
  • День Октябрьской Революции
  • Рождество католическое

Государственные праздники Беларуси устанавливаются в ознаменование событий, которые имеют особое историческое значение для страны и повлияли на ее развитие. Они учреждаются Указом президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь». В эти дни проводятся официальные торжественные мероприятия, военные парады, фейерверки, поднимается государственный флаг.

Профессиональные праздники посвящаются чествованию специалистов определенной профессии.

Международные праздники отмечаются в разных странах. Они учреждаются ООН и другими международными организациями.

Церковные праздники - дни почитания памяти святых, воспоминания священных событий.

Народные праздники связаны с событиями церковного календаря или имеют языческое происхождение. Они богаты традициями, обрядами и приметами.

Необычные праздники - нестандартные, оригинальные события.

Государственный праздник - это праздник, установленный в Республике Беларусь в ознаменование события, имеющего особое историческое либо общественно-политическое значение для Республики Беларусь, оказавшего существенное влияние на развитие белорусского государства и общества.

Государственные праздники в Беларуси установлены согласно Указу Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 "О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь"

В Республике Беларусь отмечаются следующие государственные праздники:

Отмечаются праздничные дни:

общереспубликанские

религиозные

Объявляются нерабочими днями:

Решение об установлении государственных праздников и праздничных дней, наделении соответствующего события статусом государственного праздника принимается Президентом Республики Беларусь.

Проект такого решения вносится в общем порядке, установленном для представления на рассмотрение Президента Республики Беларусь проектов актов Президента Республики Беларусь. К проекту прилагается мотивированное обоснование необходимости его принятия.
В государственные праздники и общереспубликанские праздничные дни в соответствии с законодательством поднимается Государственный флаг Республики Беларусь .

Проведение по случаю государственных праздников и праздничных дней официальных торжественных мероприятий, военных парадов, артиллерийских салютов и фейерверков осуществляется в соответствии с законодательством.

Дни, посвященные выдающимся событиям, традиционным датам, чествованию работников определенной профессии, отрасли хозяйства или сферы деятельности и т.д., являются праздничными днями, если это установлено Президентом Республики Беларусь.

Даты, не обладающие признаками государственных праздников или праздничных дней, но связанные с определенными историческими событиями в жизни государства и общества либо традиционно отмечаемые отдельными категориями граждан, являются памятными датами.

В Республике Беларусь могут отмечаться праздничные дни, установленные актами международных организаций, иными международно-правовыми документами.