Каркас человека из проволоки. Каркасная кукла своими руками

Фигуры из проволоки своими руками, фигуры из проволоки для сада, сделать фигуру из проволоки, объемные фигуры из проволоки | Проектная компания Высь ">

Почему проволока?

Тем, кто не понимает, почему столь популярен именно этот материал, необходимо обратить внимание на физические свойства проволоки. Тот факт, что множество скульпторов обожают работать с ней, вполне закономерен, так как уникальная легкость и гибкость этого материала позволяют очень легко манипулировать им, что помогает быстро и просто создавать оригинальные шедевры искусства. С помощью проволоки делают:
стильные ювелирные украшения;
уличные скульптуры;
украшения для сада и газона;
оригинальные игрушки.

Можно создавать легкие шедевры, которые будут восхищать своей воздушностью. Проволока также может стать крепким и основательным материалом. Он помогает создавать плотную корпус-основу для больших и сложных скульптур. Именно эти свойства позволяют делать фигуры из проволоки для сада .

Инновация или хорошо забытое старое?

Итак, если у Вас возникло желание создать оригинальный предмет интерьера, то декоративные скульптуры из проволоки станут отличным решением для украшения дома и сада. Примечательно, что к этому методу прибегали еще древние шумеры. Судя по находкам археологов, они активно использовали проволоку для создания ювелирных украшений, а также для других аксессуаров. Позже этот материал стали применять в качестве основы для кольчуг, подсвечников и много другого. Создавая фигуры из проволоки своими руками, мы всего лишь идем по проторенной дорожке наших далеких предков, которые давным-давно успели открыть отличные функциональные особенности этого материала.

Популярность изделий в том, что они выглядят очень изящными. Даже самая массивная конструкция создает ощущение легкости.

Работаем с проволокой правильно

Приступая к работе, не стоит забывать о следующем: несмотря на легкость и податливость материала, во время создания декоративных скульптур и украшений необходимо обзавестись определенным списком инструментов и придерживаться стандартных правил безопасности, чтобы не причинить себе вред и не пораниться случайно в процессе. Что нужно иметь при себе, создавая каркас для скульптуры из проволоки ? Понадобятся:
плоскогубцы (желательно иметь несколько разновидностей для того, чтобы учитывать все нюансы и подходить к процессу, обращая внимание на каждый элемент);
набор инструментов (кусачки, молоток и т.д.);
точечный сварочный аппарат;
защитные перчатки.

Каждый из этих инструментов имеет свои особенности, поэтому необходимо подготовиться к процессу создания декоративного шедевра со всей ответственностью. Как было сказано ранее, необходимо обязательно иметь базовые навыки работы с этими предметами, так как без этого успеха добиться будет очень сложно. Однако напоминаем, что не стоит унывать, если у Вас не будет получаться с первого раза. Как говорит народная мудрость: «Терпение и труд все перетрут»!

Базовый алгоритм создания шедевра

Для того чтобы самостоятельно создать каркасный топиарий (так называют фигуры животных и людей, которые используются для декорирования экстерьера – сада, газона и т.д.), необходимо подготовить все инструменты и ознакомиться с основной техникой. Она заключается в том, чтобы создать каркас фигуры из проволоки . Существует множество приемов, однако мы расскажем об одном общем алгоритме, который заключается в пошаговом выполнении следующих действий:

1. Создаем модель будущей фигуры. Для этого сначала наносим схему скульптуры на бумагу.

2. Делаем объемную модель, разбирая рисунок на детали, создаем чертеж, который будет соответствовать масштабу будущего творения.

3. Толстую проволоку сгибаем при помощи кусачек. Для более сильной фиксации места пересечения элементов сгибы скрепляем проволокой, которая имеет более тонкий диаметр.

Созданию фигур из проволоки помогает значительная проработка будущей фигуры в 3d программах или CAD-системах. Такую фигуры из проволоки можно повращать на компьютере, лучше представить ее детали, и соответственно более лучше, детализированнее, реалистичнее реализовать фигуру в жизнь.

Таким образом, подключив фантазию, можно создавать уникальные конструкции. Это могут быть животные из проволоки , герои сказок и мультфильмов, оригинальные геометрические фигуры и многое другое. Нет пределов и границ творческому полету мысли. Даже фигуры людей из проволоки можно быстро и легко создавать. Надеемся, что наши советы помогут Вам украсить дом, сад, парк, какое-либо общественное место, парковые зоны, гостиницу, ресторан и сделать что-то действительно красивое и оригинальное.

Цель этого проекта - передать состояние движения фигуры. Задача здесь не в том, чтобы подробно отобразить каждую деталь скульптуры, а в том, чтобы передать общий облик и жестикуляцию.

Жидкий гипс не может поддерживать сам себя, поэтому его надо накладывать на арматуру и поэтапно создавать форму фигуры. Гипс нельзя удалить с арматуры, если он там уже присутствует, поэтому арматура становится составной частью создания скульптуры. После застывания гипс следует отполировать, обработать и сделать гладким, чтобы облагородить внешний вид и поверхность скульптуры. В этом проекте вы узнаете, как сделать скульптуру при помощи кусков материи. Фигура танцовщицы опирается на подставку только одной ногой, другая нога отведена назад. Это значит, что каркас должен быть крепким и прочным, а также следует позаботиться, чтобы на отведенную назад ногу не пришлось слишком много веса.

Вам потребуется

  • Материалы
  • Металлическая проволока для арматуры
  • Пенопласт (куски упаковки)
  • Металлический шнур
  • Гипсовый бандаж
  • Веревка
  • Холст (грубый и простой)
  • Кружевная ткань

Инструменты

  • Ножницы
  • Пластиковая емкость
  • Маска от пыли
  • Металлическая петля
  • Ложка или папка
  • Маленькая лопатка
  • Стеки
  • Рашпиль
  • Металлическая мочалка

Начните с набросков позы танцовщицы. Соорудите металлический каркас (см, с. 82), следуя позе вашей модели. Вес скульптуры выходит за пределы опорной ноги, поэтому лучше снабдить арматуру легким материалом, например пенопластом, закрепив его проволочным шнуром. Таким образом, вы сможете избежать перегрузки в неподдерживаемой части арматуры на ранней стадии работы.

Заложите куски пенопласта в густоты каркаса.

2 На следующем этапе нужно укрепить каркас и начать формировать облик фигуры, используя бинт и воду. Имея под рукой сосуд с чистой водой, нарезайте небольшие куски гипсового бинта по мере необходимости.

3 Погрузите бинт в воду и оберните им опорную ногу фигуры.

Слов много, а практически все эти действия проделываются в течение одной минуты. Дальше будет проще.

2. Сгибаем новый отрезок проволоки (длина 50-60 см) пополам, и еще
раз сгибаем, смотрим фото выше. Сгиб округлый, по ширине таза. Округлый
сгиб будет создавать лонное сочленение таза, хвостики - это будущие
ноги куклы. Совмещаем начатый кукольный каркас с новым элементом.
Смотрим фото ниже (слева).

Высота полученной конструкции без учета ног (от подбородка куклы до
лонного сочленения – 3 головы куклы. У меня – 15 см. Соединяем обе
детали с помощью изоленты. Крепко, надежно, чтобы высота таза не
менялась. Можно закрепить с помощью проволоки, медицинского пластыря,
термопистолета и т.п. Главное, чтобы детали не смещались одна
относительно другой.Смотрим на фото слева.

3. Делаем ручки. Берем новый отрезок проволоки, сгибаем пополам,
формируем плечи. Для этого прикладываем наш новый отрезок проволоки к
каркасу в области плеч и сгибаем проволоку вниз с обеих сторон.
Получились «ручки». На фото выше справа.

Длина пока не принципиальна, лишнее всегда можно откусить
плоскогубцами. Крепим деталь к каркасу с помощью изоленты. Результат на
фото:

4. Далее я формирую грудь. Это не обязательный этап, но его наличие
облегчает будущую обмотку каркаса. Берем очередной отрезок проволоки
(50-60 см), формируем округлый сгиб (буква П, верхняя планка со
скругленными концами). Ширина «буквы П» приблизительно 1.5 ширины головы
куклы. Отгибаем верхнюю планку «буквы П» на 1.5-3 см. Получаем фигуру,
показанную на фото (слева).

Опять же, проще сделать, чем описать. На фото проволока неровно
легла, верхний элемент симметричен с обеих сторон. Креплю «грудь» в
области грудной клетки. Фиксирую изолентой в области грудины и в районе
талии. Смотрим фото.

Хвостики от этого отрезка проволоки помогут в создании попы куклы.
Это тоже необязательный этап, мне помогает в обмотке. Просто выгибаем
проволоку по форме ягодиц, разводим их от талии вниз к ножкам и
фиксируем оба хвостика на ножках, один слева, второй справа. На фото
концы проволоки еще не зафиксированы.

Вот что мы имеем на данном этапе:

В ногах теперь у нас по пять проволочек, их количество можно менять в
зависимости от проволоки, которую вы используете, от высоты и веса
куклы, от способа крепления ее к подставке. Я не перекручиваю проволочки
между собой, а обматываю их по спирали либо дополнительной проволокой
меньшего сечения, либо хвостиками проволоки, оставшимися при
формировании ягодиц.

Примерим голову кукле, согнем предварительно ручки в локтях, посмотрим на результат.

Проверим симметрию, можно сформировать изгиб позвоночника.

Сейчас руки и ноги значительно длиннее, чем нужно. Мне удобнее позже отрезать лишнее.

А сейчас я загну кончики проволоки и обмотаю их изолентой, чтобы не мешали в дальнейшей работе и не царапались.

Продолжаем работу по формированию тела куклы.

Для этого нам понадобится уже изготовленный кукольный каркас, нитки
катушечные любые, флористическая лента или лейкопластырь, ножницы и
самое главное –та-да-да-дам – полрулона туалетной бумаги.

Любите ли вы туалетную бумагу так, как люблю ее я? Это один из самых
благодарных и податливых материалов. Еще и недорогой и легкодоступный
).Бумага нужна самая обыкновенная, серая.

Почему мне нравится использовать для обмотки именно бумагу, а не
полосы синтепона, к примеру? Я иногда работаю и с синтепоном, и с
синтепухом, и со шнуром. При использовании туалетной бумаги (далее ТБ)
мне проще постепенно сформировать нужные объемы, процесс идет медленно,
т.к. слои бумаги тоненькие, все ошибки сразу легко поправить. В
зависимости от ширины бумажной полоски меняется и задействованное
рабочее пространство. Использование ТБ дает достаточно плотное тело, но
податливое для изменения позы. Да и проткнуть тушку иглой при желании
возможно (допустим, при оформлении одежды или креплении аксессуаров).

Если же нужна совершенно жесткая конструкция, то тело из ТБ можно
прогрунтовать ПВА. Иногда после обмотки ТБ финальным слоем я использую
обыкновенный медицинский бинт, который грунтую разведенным ПВА. ТБ можно
комбинировать с обмоткой синтепоном. В общем, креатив всегда
приветствуется))).

Сначала я подготавливаю материал: отрываю полосы туалетной бумаги
длиной около метра. Часть полос откладываю в сторону, часть складываю
пополам несколько раз и разрываю посередине (именно разрываю, а не
разрезаю, мне нужны рваные края, чтобы элементы обмотки плавно
переходили друг в друга и не было резких обрывов формы). Желательно
внешние края бумаги тоже сделать рваными, хотя бы пару мм оборвать
произвольно. Я забыла это сделать и была не права). Часть полос рву на 3
части, часть – на 4. Теперь, когда материалы готовы, можно приступить к
работе.


  • Берем каркас, 2 подготовленных цельных отрезка ТБ, сминаем
    каждый отрезок в комок, заполняем одним комком грудину
    будущей куклы, вторым – тазовую область. Делаем это, чтобы не было
    пустот внутри тела и оно не «гуляло». Заполняем довольно плотно, при
    необходимости фиксируем нитками. Результат на фото.


  • Начинаю обмотку я с талии куклы. Мотаю цельными отрезками ТБ в
    одном направлении. Довольно плотно. Если нужно, фиксирую нитками,
    когда перехожу с одного куска ТБ на другой. Смотрим фото.


  • Далее крест-накрест обматываю плечи несколько раз, опять
    прохожусь по области грудной клетки. Сейчас я использую уже
    разорванные напополам обрывки бумаги. Фото:


  • Обматываем ручки. В зависимости от размера куклы тут
    понадобятся отрезки ТБ либо разорванные на 3, либо на 4 части.
    Мотать начинаю сверху, захватывая плечо и грудную клетку (делаю
    один-два оборота по торсу, потом перехожу на ручку). Наматываю
    бумагу по спирали, плотно, натягивая бумагу в процессе обмотки.
    Главное не перестараться, чтобы не порвать бумагу))). Доматываю до
    того места, где по моему замыслу начнется лепная часть руки, продолжаю
    обмотку в противоположном направлении. Важно, чтобы слои бумаги
    плотно прилегали друг к другу. Витки идут наискосок, слегка
    внахлест. Не забываем, что рука имеет определенный рельеф, обмотка
    должна его повторять. Мы не хотим получить две палочки по сторонам
    туловища. В местах расположения мышечной ткани количество слоев
    обмотки можно увеличить (пройтись бумагой туда-сюда несколько раз
    по одному месту). Всегда фиксируем нитками, если нужно. Не забываем
    о локтях. Если кукла статична, а ее ручка должна быть согнута,
    можно в области локтя примотать комок ТБ и нитками зафиксировать.
    Промежуточные результаты на фото.


  • Продолжаю работать с грудной клеткой. Приматываю комочки ТБ в
    районе груди лентами бумаги, фиксирую нитками. Формирую спинку
    аналогично, только вместо комков бумаги использую сложенный в
    несколько слоев отрезок ТБ. Обратите внимание на область лопаток,
    чтобы спина не оказалась слишком впалой или горбатой. Корректируем
    изгиб позвоночника, если нужно.


  • Дальше работаю над нижней частью тела. Ножки формируются
    аналогично ручкам. У меня лепная часть ноги выше колена, поэтому
    оформляю только бедра. Если нужно сформировать ногу ниже колена,
    действуем аналогично работе над ручками. Не забываем про мышцы,
    коленки. Нога тоже не должна быть похожа на палочку. Хвостики
    бумаги фиксируем нитками, если требуется. Обматывая ножки, я, как и в
    случае с руками, начинаю с одного-двух витков по тазовой области. Это
    помогает лучшей фиксации бумаги. Так мы избежим прокручивания
    бумаги вокруг своей оси в уже намотанном состоянии. И не забываем,
    что бумага наматывается всегда в одном направлении на одной
    конечности. На другой конечности– лучше во встречном, но тоже все
    отрезки в одном направлении! Иначе каждый последующий отрезок
    бумаги будет стремиться размотать предыдущий и обмотка не получится
    плотной и жесткой.

  • В заключение работаем с тазом. Формируем ягодицы, животик,
    паховую область. Где можно, используем комки бумаги, примотанные
    полосами и закрепленные нитками. Где не получается, просто
    продолжаем обмотку лентами ТБ шириной в полрулона или в треть. При
    обмотке захватываем верхнюю часть бедер, проводим бумагу между
    ногами куклы, обматываем бумагу вокруг талии.

  • Смотрим внимательно на то, что получается и корректируем те
    области, которые нас не устраивают. Хвостики бумаги фиксируем
    нитками. Смотрим фото. Здесь кончики ТБ торчат, мне они не мешают,
    но их можно подклеить. Выглядеть тушка будет более эстетично.


  • Обратите внимание, обмотка конечностей куклы книзу становится
    тоньше. Я делаю это намеренно. Во время примерки ручек-ножек я
    подкорректирую длину-ширину их обмотки. Мне проще нарастить недостающие
    объемы, чем уменьшать имеющиеся))).

  • Когда обмотка тела куклы бумагой завершена, я осуществляю финальную
    обмотку либо флористической лентой, либо бинтом с последующей
    грунтовкой разведенным ПВА или шликером, либо медицинским пластырем.
    Можно загрунтовать непосредственно тушку из ТБ. Здесь показываю обмотку
    флористической лентой. Цвет взяла яркий для контраста. Работать,
    конечно, лучше с тем цветом ленты, который присутствует в костюме. Или
    использовать телесные оттенки, можно белый. Проще производить обмотку в
    сторону расширения. То есть от талии – к тазу, от талии – к грудной
    клетке, от колена – к паху и т.д. Мотаем туго, но не перетягивая.
    Внахлест, слегка наискосок. Руки – опускаемся вниз, возвращаемся. Плечи –
    сначала крест-накрест, потом лентой проходим вокруг торса несколько
    раз. Корректируем положение тела, если нужно. Я руки не фиксирую прочно и
    не приматываю, позже буду искать нужную позу. Если положение куклы
    знаете наверняка, несколько раз плотно обмотайте плечевой сустав до
    неподвижности.


  • Описывать это долго, а делать легко и довольно быстро. Для меня это
    один из наиболее приятных и медитативных этапов работы))). Всегда можно
    поиграть с объемом и рельефами и на основании одного и того же каркаса
    получить совершенно разные кукольные тушки.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени А.А. Алябьева»

Художественное отделение имени В.Г. Перова

Методическая разработка

Тема:

«Лепка фигуры человека на уроках скульптуры»

Разработала:

Коробчинская Полина Игоревна

преподаватель скульптуры

Тобольск

2016

Содержание

Введение

Изготовление каркаса

Моделировка форм

Заключение

Список литературы

Введение

Методическое пособие предназначено, для детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования по направлению «Скульптура», педагогических работников, занимающихся с детьми младшего и среднего школьного возраста основами лепки из скульптурного пластилина. Используя данное пособие можно не только самостоятельно изготовить фигуры на каркасе, но и обучить этому детей.

Работа с использованием данной методической разработки проведения занятия позволяет приобрести обучающимся необходимые знания, умения и навыки по изготовлению каркаса и моделировке фигуры человека.

Актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов, помогая детям познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития.

Дети, освоившие технику лепки на каркасе, получают хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности. Также лепка развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние лепке на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность.

Изготовление каркаса

Любая фигура человека высотой более 10 см. требует каркаса, иначе она не сохранит форму. Именно поэтому в процессе обучения следует уделить внимание обучающихся на технологию изготовления каркаса фигуры. Так как ученики создают скульптуру не более 20 см. в высоту, то изготавливается не стандартный каркас на глаголе, а более упрощенный каркас, с учетом возрастных особенностей учеников и количества учебных часов.

Работа над каркасом неотделима от лепки, хотя и не является лепкой в буквальном смысле слова. В это время мы выполняем часть той скульптурной работы, в результате которой потом возникает законченный этюд. Эту часть работы, эти задачи решить совершенно необходимо потому что последующем ходе работы мы будем опираться на то, что получили, узнали, будем согласовывать и соразмерять последующие действия с тем, что уже нами установлено. На стадии работы над каркасом мы словно обрели впереди себя цель и достигли того, что некоторые ее очертания стали для нас различимы. Направление на цель найдено, и мы пробуем сделать первые шаги на пути продвижения к ней, стараясь не терять ее из виду и не отклоняться в стороны. Стадия выполнения каркаса является ответственной в первую очередь потому, что в это время в воображении работающего впервые возникает и определяется в некоторых своих общих чертах будущий этюд.

Приступать к работе над каркасом можно после того, как станок для работы отрегулирован и, главное, постановка проанализирована, изучена и понята, а все инструменты готовы к работе.

Для изготовления каркаса необходимы следующие материалы:

Проволока алюминиевая или медная сечением 2,5

Плоскогубцы и кусачки

Подставка (доска)

Гвозди

Молоток

Карандаш простой и ластик

Эскиз, шаблон скелета

Устройство каркаса для фигуры несложно.


Для изготовления каркаса фигуры человека рекомендуется использовать медный иди алюминиевый электрокабель ВВНГ двужильный сечением 2,5 или 3х2,5 (трехжильный сечением 2,5). Тонкий диаметр телефонного провода не может служить надежным каркасом даже при многослойном скручивании, поэтому на уроке необходимо показать типы проволоки, пригодные для работы. Проволока для каркаса должна быть достаточно толстой, хорошо сгибаться, но и не быть слишком гибкой, чтобы не выгибаться под тяжестью материала.
Для практической работы каждому ученику необходимо иметь медную проволоку (40-50 см). Такой каркас позволит выполнить фигуру большого размера и обеспечит ее надежность и устойчивость.

Перед практической работой учитель демонстрирует последовательность изготовления каркаса, параллельно комментируя свои действия, а так же напомнить о пропорциях фигуры человека.

Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Эти изменения отчетливо видны в человеческой фигуре. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого человека размер головы занимает 1/7 часть всего его роста, а у ребенка 4-5 лет – 1/4 или 1/5 часть.

Существуют соотношения частей тела: концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходятся приблизительно немного ниже середины бедра. Бедро немного длиннее голени. Предплечье короче плеча. Пропорций в изображении фигуры человека, говорили о представлениях красоты человеческой фигуры.

Приступая к его изготовлению, воспользуемся отрезком проволоки, длина которой в четыре-пять раз превышает размер самой фигуры.

    Плоскогубцами необходимо сделать «петлю» для будущей головы. Петля при лепке предотвратит прокручивание головы.

    Приложив заготовку к шаблону, отмерим длину туловища до основания ног.

    От копчика, в районе тазовой кости, необходимо сделать загиб проволоки вправо.

    П осле этого проволока загибается вниз- это одна из ног. Размеры ноги должны соответствовать размерам, указанным в чертеже.

    Далее изготавливается «петля» - необходима для качественной установки каркаса на подставке и ее длина зависит от движения и положения ног. Если положение стоя- петля 3см., если шаг – 4-5 см., если бег-6-7см. (размеры приблизительные)

    После выполнения второй ноги, необходимо сделать загиб проволоки вправо в районе тазовой кости симметрично с уже готовым элементом.

    Держа пересечение проволок, обкрутить 2-3 раза проволоку вокруг основания туловища человека. Откусить проволоку плоскогубцами.

При изготовлении рук следует воспользоваться следующими рекомендациями:

    Длина рук равна длине всего каркаса + 3 см. на «обкрутку» проволоки вокруг «позвоночника». Откусить проволоку плоскогубцами.

    Сложить проволоку пополам так, чтобы один кончик был чуть больше. Обкрутить проволоку рук вокруг «позвоночника», держа короткую проволоку с каркасом туловища правой рукой, а левой рукой обкрутить длинную часть проволоки вокруг «позвоночника» в районе плечевого пояса. В итоге длина рук должна уровняться. Если руки после прикручивания плохо держатся на основании каркаса, то их нужно прижать плоскогубцами либо закрепить кусочком пластилина.

    Прикрутив, сделать загибы проволоки на плечи.

Основные требования к проволочному остову любой конструкции заключаются в том, чтобы он точно соответствовал размерам, указанным на чертеже. Сгибая каркас, следует отмечать на проволоке местоположение локтевых и коленных суставов, указанных на шаблоне.
После изготовления каркаса, ему необходимо предать задуманное движение.

Для этого выровнять каркас, придав ему исходное положение скелета человека стоя и придать ему соответствующее задумке движение.

Подобрать необходимую по размеру подставку и закрепить каркас на подставке, воспользовавшись следящими рекомендациям:

    Разместить работу на доске, так, чтобы каркас размещался посередине подставки, отметить с внутренней стороны петли каркаса 3 точки: 2 точки у пяток и 1- посередине петли.

    Забить все гвозди ровно до середины их длины.

    Сделать наклоны гвоздей в сторону каркаса

    Приставив каркас под наклоненные гвозди забить гвозди до конца, ударив по шляпке гвоздя. Проверить, чтобы каркас был хорошо установлен и качественно забит.

По окончанию работы убрать все инструменты в отведенное для них место и начинать работать над моделировкой общих масс фигуры человека.

Моделировка форм

Прежде всего, надо отложить пластилиновый плинт. Он при построении каркаса обозначает нижнюю границу пространства, занимаемого фигурой.

В работе с натуры должно стать заповедью: накладывать, срезать или перемещать пластилин сразу настолько, насколько необходимо. А если масса пластилина, с которой нужно произвести операцию, слишком велика для этого, сначала ставят вехи, или маяки, указывающие на то, что скульптор знает, что и как он собирается делать. Самое главное, анализируя и сравнивая детали, из уже сделанного нужно брать в качестве опоры для всего дальнейшего. Работая над множеством больших и малых форм, передвигая их, мы остановим себя, если по инерции занесем руку на твердо установленный элемент остова построения.

В накладывании пластилина должна быть определенная дисциплина действий. Лепка из пластилина при всей своей свободе обязательно подразумевается приближение к оригиналу из нутрии. Наращивая первоначальную болванку, стараемся показать, как мы размещаем в пространстве те или иные формы в нужном движении, ракурсе (голова, ноги и т.д.). Нет нужды совершенно в начале работы браться за отдельную часть и лепить мелкие детали а именно (голова - нос, глаза и т.д.). Необходимо набрать основные крупные массы точные в пропорциях, весе, движении. Не нужно наращивать одну массу до границы другой, так как она может быть соразмерной или отпасть, необходимо по мере возможности вести работу сразу над всеми массами, хотя скачки от одной массы к другой будет очень заметны. Сходство с моделей воспитывает дисциплину художественную. В работе нужно стремится к точности и конкретности. При лепке человека выделяю три основных момента накладывания пластилина

1) Набор общей массы

2) Моделировка форм

3).Проработка деталей

Так или иначе, весь пластилин, потребовавшийся для наполнения объема фигуры, необходимо наложить на каркас постепенно, наращивая кусок за куском, придерживаясь продуманной последовательности и порядка от общего к частному. Элементы внутренней конструкции лучше всего брать в той самой очередности, в какой они стоят друг за другом благодаря объективно существующему устройству натуры. Это могло бы быть чем-то вроде возведения фигуры по ее собственным законам: определяющее - сначала, зависимое - потом.

Не следует позволять себе набрасывать бесформенные глыбы глины и откладывать заботу об их членораздельной форме на последующее. Мало того, чтобы нагрузить на каркас примерно достаточную массу пластилина, мало убедиться в том, что она с этого поворота, с которого ее сейчас видит работающий, имеет внешние очертания, сходные с контурами модели. Нужно сразу требовать от себя большего. Для того чтобы сразу показывать верную общую форму всего объема, необходимо, накладывая пластилин, уже знать, какую общую форму она должна принять, а для этого нужно заранее затратить известное время на осматривание со всех сторон, на осмысливание и на запоминание всей общей формы этого объема в целом. К моменту накладывания последних кусков глины, наполняющих, наконец, объем, нужно уже иметь, в известном смысле слова, законченное понятие об объеме, который должен появиться,- законченное не в смысле исчерпывающей детализации - нет, а в смысле полного кругового охвата со всех сторон: спереди, сзади, слева, справа. Важнейшее правило прокладывания объема, даже закон: объем сначала должен возникнуть в воображении автора, причем как единое целое со всеми своими сторонами вместе, в их связи, в их отношении друг к другу. И так же как единое целое сразу со своими сторонами в их верном отношении друг к другу он должен возникнуть и в глине под руками скульптора. В то время, когда впервые устанавливается, предположим, какая-то одна сторона, скульптор направляет свое внимание больше всего на то, как по отношению к ней расположены те стороны, которые уже есть, и как будут расположены те стороны, которые должны появиться.


Проработка деталей и окончание работы над этюдом

Переход от начала лепки к средней стадии процесса иногда представляет собой своего рода «опасный» момент. В начале лепки, при прокладывании и во время первых проверок проложенного, ученик, самими обстоятельствами лишенный возможности бездумно копировать одну только внешность, так или иначе, проявляет сознательную деятельность, отбирая ясные и нужные пространственные задачи и более или менее отчетливо разрешая их. Широта его восприятия и энергия суждения разогреты ощущением новизны, да и сами задачи этого периода еще довольно просты. Но бывает, что в какой-то определенный момент в работе наступает перелом, не замечаемый учащимся, но заметный со стороны. Учащийся вдруг начинает работать, как попало, без осознанных задач. Начинается пощипывание этюда то здесь, то там, без связывания одного с другим, а когда кто-нибудь повернет модель, пощипывание продолжается, но уже с другой стороны, причем все это уже не соотносится с тем, что делалось при предыдущем повороте, и глаз работающего, подчиняясь воле слепого случая, скачет с какой-то одной отдельно воспринимаемой детальки рельефа поверхности на другую, с какого-то одного кусочка контура на какой-то другой. Начинается работа «вприглядку».

Важным вопросом является работа над сечениями объема. Мы сейчас имеем в виду поперечные сечения. Если вы знаете остов построения объема, знаете некоторые, самые главные поперечные сечения фигуры, то задача вылепить ее по памяти в каком угодно положении не представится неразрешимой. Любую крупную часть фигуры можно мыслить как совокупность важнейших сечений, нанизанных на какой-то основной стержень, связывающий их воедино. Выше мы говорили для примера о том, как надо и как не надо подходить к воссозданию полного объема торса при прокладке. Все сказанное можно свести к следующему: к прокладыванию общей формы торса надо подходить не как к срисовыванию по очереди нескольких контуров с заполнением кое-как пространства между ними, а как к нанизыванию важнейших поперечных сечений на два крепко поставленных основных стержня - заднюю и переднюю главные линии его. Два наиболее важных для всей фигуры поперечных сечения - это сечение на уровне гребней подвздошных костей и затем сечение плечевого пояса около уровня ключиц. Каждое сечение необходимо хорошо просмотреть кругом и не один раз. Сечение плечевого пояса должно быть верно, поставлено над сечением таза. Если это выполнено и если к тому же оба сечения, верно, связаны друг с другом посредством передней и задней главных линий торса, да еще если оба вместе верно помещены над опорной площадкой, покрываемой следком, то успех построения фигуры можно считать обеспеченным. Поэтому на их установку надо обратить самое серьезное внимание и много раз проверять ее со всех сторон, неустанно поворачивая и модель и этюд. Другие важнейшие сечения фигуры, о которых нельзя забывать,- это сечение шеи у ее корня, или, что то же самое, рисунок стыка шеи с торсом, затем сечение грудной клетки ниже уровня грудных мышц, сечения бедра вверху и внизу, сечение колена, сечение посередине голени и рисунок стыка голени и следка.

Работая над руками, нужно продумать, каковы эти сечения и как они повернуты друг над другом посередине плеча, в верхней и нижней частях предплечья. Каждое сечение, о котором возник вопрос, должно быть незамедлительно просмотрено кругом, и, может быть, не один раз.

Работая над симметрично построенными самой природой формами - головой, грудной клеткой с плечевым поясом на ней, тазом, необходимо заботиться об элементарном соответствии одной половины другой. Увидеть, есть это соответствие или нет, можно в каждом случае с первого взгляда, если посмотреть точно спереди или сзади.

Однако начинающие иногда охотно выделывают бугры и борозды и в то же время не хотят видеть, что в их работе начало шеи сбито влево или вправо от центра - от яремной ямки, что одно плечо получилось короче другого, что одна половина грудной клетки шире другой или длиннее другой (в направлении сверху вниз), иногда она сдвинута по отношению к другой вверх или вниз так, что вся геометрическая основа построения видимого рисунка грудной клетки перекосилась.

Словно боясь воспроизвести имеющееся в натуре выступание наружу очертаний опорного бедра, очень многие из начинающих, вопреки видимому и явно нарушая элементарное геометрическое построение таза, ослабляют этот контраст и стараются пододвинуть опорное бедро внутрь, чуть ли не под середину таза, да еще утолщают его, перенося внутренний его контур слишком близко к противоположному боку.

Очень важно не забывать, что проверка и оценка целого всей фигуры в каком бы то ни было отношении требует отхода от этюда на значительное расстояние. Стоя близко от этюда, можно получить представление о всей фигуре лишь путем постепенного переведения взгляда с одного ее места на другое. Неискушенному ученику этого кажется, порой достаточно, чтобы считать, что он видит всю фигуру, но в действительности это не так. Переводя взгляд с одного места фигуры на другое, мы видим одну часть после другой, а не одновременно, и мы не можем в это время непосредственно воспринимать отношения и оценивать их во всех их тонкостях. Непосредственно воспринимать отношения чувством и взвешивать их во всей их точности можно лишь в то время, когда то, что относится друг к другу, видно одновременно, без необходимости поочередно переводить взгляд с одного на другое. Отдаление, обязательное в этих целях, для каждого глаза разное. Иногда, чтобы, не переводя взгляда видеть всю фигуру в целом с полной ясностью, необходимо расстояние в три-четыре-пять раз больше ее роста.

Конечная стадия процесса, включающая в себя разбор «вплотную» и окончательное улучшение общего, продолжается долго. Два основных момента, составляющих ее, тесно переплетаются друг с другом. И тот, кто только вступает в период разбора, сейчас же начинает сталкиваться с вопросом окончательного усовершенствования целого.

Если оглянуться на весь процесс лепки длительного этюда, то наиболее общая схема его будет такова: 1) грубое упрощение, где точно и конкретно берутся только немногие места, наиболее важные для передачи главнейших закономерностей; 2) разбор «вплотную»; 3)окончательное прослеживание, исправление и уточнение всех связей и зависимостей целого, определяющих его крепость, характерность, выразительность, содержательность - другими словами, завершающее обобщение всего сделанного. Только такое обобщение, опирающееся на доскональный разбор, можно считать полноценным, свободным от упрощенчества и верхоглядства. Это обобщение и есть итог всего процесса, конец, венчающий дело.

Заключение

Лепка из пластилина - как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Изучив особенности лепки из пластилина с использованием металлического каркаса, пришла к выводу, что такие занятия способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с бумажным материалом, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

Лепка фигуры человека является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает детям познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают детям хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности, развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является также его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутый результат, а затем предлагать новые задачи.

Занятия лепкой и скульптурой необходимы детям, так как они помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности, помогают, ребенку расслабится, и благотворно влияют на его психику. Дети начинают стремиться к познанию самих себя и окружающего их мира.

Список литературы

1. Соколов В. Н. Лепка фигуры. - М., 1963.

2. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. - М., 1982.

3.Мухина В. Скульптура. - М.-Л.: Просвещение, 1964.

4.Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.: Просвещение, 1979.