Каркасная кукла своими руками из паперклея. Высокие технологии

Я не думаю, что проволочный каркас для куклы является для кого-то загадкой, и все же предлагаю вашему вниманию рассказ об одном из вариантов, как такой каркас делаю я.
Сразу хочу сказать что такой каркас подойдет как для текстильной куклы, так и для кукол в смешанной технике.

Хочу заметить, что работать с выкройкой, кроить, шить на машинке я не умею. Поэтому мой вариант изготовления кукольного тела подойдет, скорее для тех, кто из-за боязни неумения кроить, не решается шить куклу.

Сначала немножко познакомлю с ней, чтобы она не обижалась за то, что все её внутренности будут выставлены наружу. Есть такие конфетки «Мечта» называются. Ничего особенного, маленькая круглая белая карамелька в нежно-розовой обертке. Лично в моем детстве они продавались. Сейчас не вижу их. Вот эта конфетка и явилась прототипом куклы.
Знакомьтесь, одна из зимних кукол, Карамелька Мечта.

Итак. Я для каркаса использую два вида проволоки: основной — железная проволока, достаточно крепкая (досталась в наследство от подруги) и проволока обвязочная — она хороша тем, что не ломается при большом количестве изгибаний.

Также будет нужен синтепон, либо синтепух, который продается в рулонах в ателье. Еще лучшим вариантом будет натуральная шерсть. В тот момент под рукой шерсти не было. Поэтому — синтепух!

А также, колготки капроновые (можно я их не буду фотографировать?), либо любая трикотажная, хорошо тянущаяся ткань, желательно (но не принципиально) телесного цвета.

Для построения каркаса я пользуюсь тем, что у меня уже слеплены голова и кисти рук — они нужны для определения размера тела

И такой вот таблицей — я нашла её в интернете. Вы тоже найдете (там еще прилагается большая и хорошая статья), если введете в поисковике фразу «немножко анатомии».

То есть все тело — это 7 голов, из которых:
3 головы — торс с шеей до начала бедер,
1 голова — ноги от бедер до колен и
2 головы — ноги от колен до пола, включая ступни.

Каркас я складываю из толстой проволоки произвольно. Стараюсь, чтобы весь каркас был из одного куска. Начиная от шеи, и приводя второй конец проволоки к шее же.

Хочу обратить внимание на изгибы торса. Позвоночник человека не ровный, а в кукле вообще может быть склонен к гротескным изгибам, поэтому, чем они сильнее выделены, тем, по мне, лучше.

Руки — до кистей, а ноги — со ступнями.
Обмоточной проволокой (она тяжеленькая) утяжеляю ноги — для меня это важно, так как я не люблю кукол на подставках, у меня все должно стоять самостоятельно.

Руки также обматываю проволокой по причине того, что и в процессе работы они гнутся много раз, и мало-ли, вдруг кукле в процессе жизни, захочется каждый день позы менять, я не изверг какой, и полностью свободолюбие своих кукол поддерживаю, и по мере возможностей поощряю. Пусть они и не игровые! (Тут на фото немножко прилепился мой любимчик, подружка моя Фисташка, но вы уж не обижайтесь, что она там — обычно она у меня на коленях — соавтор мой кукольный).

Время от времени примеряем голову и руки: на этом этапе ошибку в пропорциях можно не только увидеть, но и исправить, добавив кусок проволоки где нужно, или убрав лишнее.

Еще раз обращаю внимание на изгибы тела. Если вы не желаете получить куклу, которая похожа только на куклу , не забывайте о них. В этом случае лучше перегнуть, чем недоспать …простите, недогнуть.
Концы проволоки тщательно запрятатываются внутрь скелета с помощью пассатижей.
Если кукла предполагается тяжелая, с тяжелой головой, то лучше укрепить весь каркас проволокой повторно. Я этого не делаю — головы моих куклол очень легкие. В любом случае, уделите пристальное внимание ногам: они не должны гнуться и шататься — это сделает куклу неустойчивой.

Все, костный этап окончен, начинаем наращивать мышцы. Наращиваем с шеи. Синтепон (шерсть) отрываем полосами и мотаем, как бинтом.

Так мотаю до ног, ноги пока не трогаем — не удобно будет обшивать (ну, с Фисташкой вы уже знакомы).

Перед тем, как начать натягивать «кожу», скажу еще пару слов о мышцах: раньше я этого не делала, а сейчас я шерсть уваливаю на каркасе иглой для валяния. Это дает дополнительную плотность, убирает ненужную бугристость, дополнительно прорабатывает формы фигуры и очень успокаивает нервы 🙂

Теперь кожа. Кожа, между прочим, это самый большой орган человеческого организма. Кожа этой куклы состоит из капроновых белых плотных колготок.

Я никогда предварительно не делаю выкройку. Отрезаю кусок ткани, чтобы он был квадратный или прямоугольный, прикладываю его любым углом к шее и начинаю обшивать.

Шью до основания шеи.

Затем натягиваю на конец проволоки, торчащий из руки, ткань, обрезаю ножницами приблизительно необходимую ширину и пришиваю, натягивая как можно плотнее ткань-кожу на руку.

Вот, на второй руке понятнее получилось.

В процессе обшивки я стараюсь максимально натягивать ткань, это дает эффект гладкости и не будет видно целлюлита 🙂
В процессе подбавляйте синтепон там, где вам покажется, что он необходим. Мне, например, лопатки нравятся.

Ненужные хвосты на ткани я обрезаю в процессе работы, и все как-то само собой складывается.

Вот такую штуковину я получаю. Сейчас, еще в попу подсуну мякушка 🙂

Лишняя ткань для ног у нас пока болтается, а мы мотаем ноги. Стараемся соблюдать (если нужно, конечно) анатомические особенности. Кстати, уваляв предварительно набивку, это сделать гораздо легче.

Не обматывая второй ноги пока, обшиваю первую. При необходимости синтепон добавляю, куда надо, и не забывайте натягивать плотно ткань — это очень важно. Кроме того, что это уберет «целлюлит», придаст дополнительную жесткость конструкции.

Тоже самое действие производим и со второй ногой. Ткань я для удобства натягиваю на стопе булавкой.

Вот такое тельце получается в итоге.

Меряем голову-руки — вроде, все гармонично. Все, при желании его можно грунтовать.

Но мне-то нужно, чтоб кукла стояла. И я леплю ей башмачки из Дарви Рока (предварительно сшив чулочки), и отправляю сушить на ночь на батарею.

Выкроек для платья я тоже не делаю, прикладываю куски ткани к кукле, что не нужно — отрезаю, остальное — пришиваю.

Вуаля! Осталось только ручки приклеить, и можно начинать новую куклу 🙂

Всем-всем желаю любви и удачи в творчестве!

Как сделать куклу своими руками? Как избежать досадных промахов? Из чего делать голову, руки, ноги, туловище? Эти и бессчётное множество других вопросов могут придти в голову человеку, только собирающемуся сделать куклу. Часто бывает, что простота технологий сбивает с толку. В своём мастер-классе мне бы хотелось предложить достаточно подробную последовательность действий, которая удобна при создании каркасной куклы. Здесь и общеизвестные истины, и некоторые ноу-хау. Не исключено, что работая над своей куклой, Вы найдёте и другие, более простые и удобные приёмы и методы. Всё в Ваших руках! Творите!

Прежде всего необходима идея. Не обязательно ей будет до конца воплотиться в жизнь, но сделать несколько набросков необходимо. Иногда просто для того, чтобы не забыть деталей.

Из проволоки (лучше стальной: медная и алюминиевая достаточно хрупкие) необходимо скрутить каркас куклы, её «скелет» со следующими прибавками: +8 см к длине шеи, +5 см к длине рук до кистей. Отметьте на нём местоположение локтей, коленей. Из пластилина вылепите простую форму для головы.

В технике папье-маше изготовьте заготовку для головы. В ней должно быть не меньше 5 слоёв, каждый из которых необходимо просушивать.

В той же технике изготовьте те части тела куклы, которые пожелаете видеть твёрдыми (в данной кукле это ножки до колен).

Также можно изготовить и ручки в технике папье-маше. Но для этой куклы я делаю другие ручки.

Подготовьте мелкую шлифовальную бумагу («шкурку»), Подготовьте заготовки ног и головы: аккуратно срежьте макетным ножом лишние слои бумаги с ног, заготовку головы разрежьте пополам, извлеките пластилин, склейте половинки «черепа» и просушите.

Плотно прижимая кусочки шлифовальной бумаги к поверхности, отшлифуйте детали.

Детали должны быть гладкими и приятными на ощупь.

Подготовьте стеки и другие приспособления для лепки. Кроме того, нам понадобится туалетная бумага и клейстер.

Из туалетной бумаги и клейстера замешиваем массу для лепки до консистенции крутого теста. Из этой массы формируем мелкие черты лица.

Полученный рельеф оклеиваем тонкими полосками газеты, просушиваем, шлифуем.

С помощью любых наполнителей (вата, синтепон, ватин) формируем объёмы тела.

Обматываем проволочный каркас наполнителем, фиксируя витками ниток.

Из толстой медной проволоки (0,7 — 1,5 мм в зависимости от масштаба куклы) нарезаем отрезки для пальцев рук и ладони с небольшим запасом.

Обшиваем отрезки проволоки тонкой тканью и собираем отрезки в ладошку.

С помощью заложенного в начале в длину рук припуска прикручиваем собранный в ладонь пучок проволочек к руке.

Подготавливаем материал для обшивки наполнителя и сглаживания рельефа (бязь, трикотаж, в данной кукле — фильц).

Обшиваем участки тела куклы кусочками фильца.

Акриловыми красками грунтуем ноги и голову, готовим их к росписи.

Тонкой тканью для «кожи» обшиваем участки, которые будут видны. Это бёдра.

А также шея, плечи и ладони.

Подбираем ткани и фурнитуру для кукольного платья.

Если платье планируется несъёмное, то его элементы нашиваются послойно, перекрывая друг друга.

Также выполняются и рукава.

И лиф платья.

Из кусочков меха, тафты и шнура делаем горжетку и муфточку.

Наконец можно расписать личико. Это можно было сделать и раньше, но чаще я заканчиваю наряд, чтобы можно было уже по общей цветовой гамме сделать красивый макияж. Для росписи я использую темперу и акриловые краски.

Можно расписывать чем угодно, но лучше добавлять акриловую основу или капельку матового акрилового лака, чтобы краски стали водостойкими. Кроме головки расписываем ещё и ножки.

Расписывайте личико тонкими кисточками, чтобы работа была более аккуратной.

Окрашенные детали просушиваем и покрываем акриловым матовым лаком. Это сохранит роспись от повреждений и придаст дополнительную влагостойкость.

Затем на блестящие поверхности (глаза, губы) наносим прозрачный лак для ногтей или глянцевый акриловый лак. Но лак для ногтей почему-то блестит ярче.

Одеваем кукле галантерею — чулочки, колготочки.

Из отрезков атласной ленты изготовим волосы.

Распускаем каждый отрезок, равный по длине предполагаемой длине волос (для короткой стрижки обязательно давать припуск 1 — 2 см) не доходя 5 мм до края. Именно за этот нераспущенный участок необходимо приклеить волосы, ряд за рядом.

В итоге получится красивая причёска в стиле «раннее утро».

Для ресничек куклы подойдут и человеческие реснички, если Вы хотите добиться театрального эффекта. Для более естественного вида необходимо приобрести специальные кукольные реснички. Они продаются в виде лент и хватает одной такой ленточки на несколько кукол.

В случае с человеческими накладными ресницами берём одну и разрезаем её пополам. Эти реснички приклеиваем на верхнее веко куклы.

Кукла почти готова, осталась только обувь.

Из бархатного картона, кожи, тафты, полиуретановых каблучков и шнурка

Можно сделать вот такие простые босоножки.

И можно отправляться на прогулку!

Более подробный мастер-класс по изготовлению каркасной куклы смотрите


Куклы вовсе не похожи на обычные игрушки, особенно, если речь идет об авторских куклах ручной работы. Они не просто выглядят, как живые, ведь любой мастер, создающий своими руками эти маленькие шедевры, вкладывает в каждую куклу целый мир: придумывает и продумывает до мельчайших деталей ее будущий образ, наделяет творение именем, характером, судьбой и собственной историей. Именно поэтому все куклы так оригинальны и неповторимы.

Если вы желаете стать частичкой мира создателей кукол, попробуйте поучиться у уже признанных и маститых мастеров. Благодаря их подсказкам, фото-урокам и мастер-классам, вы тоже сможете сделать красивую куклу своими руками. Главное ‒ только захотеть и начать придумывать ее образ…





Кукла, как зеркало души своего автора

Любое творение начинается с замысла, с искры пришедшей идеи. Не во всех мастер-классах могут показать это, однако зачастую мастера рисуют эскизы будущей куклы, чтобы ничего не упустить и не забыть. В зависимости от того, какой образ планируется, подбирают материал. Впрочем, иногда мастер может работать только с каким-то одним материалом, стараясь все время совершенствоваться и добиваться идеала в своих творениях.

Авторские куклы создаются в самых различных техниках: они могут быть сделаны из пластика, папье-маше, вылеплены из полимерной глины или фарфора, сшиты из ткани, иметь мягкое тело или проволочный каркас и т. д. Сегодня мы поговорим о каркасных куклах, для изготовления которых используется такой материал как паперклей.

В переводе его название означает «бумажная глина». Этот материал представляет собой податливую массу, созданную на целлюлозной основе (стоит различать материал на основе полимера и на основе глины). Из него можно лепить и моделировать что угодно. У паперклея немало преимуществ среди других пластиков:

  • он отличается легкостью и не подвержен прилипанию пыли в процессе лепки, как запекаемый пластик;
  • вы с легкостью сможете пошлифовать изделие так, что наждачная бумага не оставит на нем царапин, а от небольших изъянов можно будет избавиться простой замазкой;
  • паперклей подобен холсту, который вы можете окрасить в любой нужный цвет, исходя из гаммы костюма куклы и ее образа, также стоит отметить, что по паперклею можно легко красить акриловыми красками (их преимущество перед маслом в том, что они быстрее сохнут).

Правда, этот материал довольно хрупок, однако с этим небольшим недостатком можно справиться при соблюдении некоторых секретов мастеров-кукольников.

Для вдохновения и поиска возможных образов посмотрите работы известных авторов, которые уже давно занимаются созданием кукол: Алисы Баженковой, Галины Шитовой, Любови Лукьянчук, Миненко Виктории, Юлии Назаренко, Дяченко Оксаны и многих других. Их куколок можно встретить в различных знаменитых арт-галереях, также они часто выставляются на тематических выставках и приобретаются заядлыми коллекционерами для частных коллекций.

Конечно, такие авторские куклы стоят достаточно немало, к примеру, самые простые экземпляры можно купить от 10 000-12 000 рублей, а если вы хотите заполучить куклу на заказ в наряде какой-нибудь исторической эпохи, полностью выполненную вручную с использованием различных техник, с дорогими тканями или аксессуарами, тогда ее стоимость может начинаться от 100 долларов и выше.

От теории к практике, от идеи к творению

Не стоит унывать и бояться, что у вас получится так, как у мастеров, ведь и они когда-то тоже начинали с малого. Будьте готовы и к не совсем удачным экземплярам поначалу, однако поверьте, что после многочисленных практических занятий вы обязательно сможете сделать своими руками куклу мечты.





Каркасные куклы из паперклея представлены в коллекциях в самых неожиданных образах: нежные ангелочки, таинственные феи, нимфы, эльфы, роковые красавицы и чопорные дамы, утонченные танцовщицы и изящные кокотки, арлекины, шляпники, милые и наивные детки и т. д. Однако процесс изготовления, как правило, будет одинаковым.

  1. После создания эскиза будущей куклы и подготовки всех необходимых материалов можете браться за работу. Первоначальной вашей задачей будет изготовление каркаса и подставки, на которой кукла сможет сидеть, стоять или занимать ту позу, которую вы задумали.
  2. Каркас своими руками можно сделать из проволоки. Проволоку лучше использовать тонкую стальную или медную (медная подойдет с сечением 2,5-3,5). Проволочный каркас – это очень важный момент для каркасной куклы, ведь если вы смастерите его непрочным, то куколка будет заваливаться, не сможет держаться на ногах. Также стоит со всей тщательностью подойти к анатомическим особенностям и пропорциональности частей тела своего творения, чтобы потом слепить их правильно.
  3. Итак, согласно пропорций, вертим из проволоки скелет. Заготовьте себе несколько отрезков разной длины, чтобы можно было не останавливаться на это в процессе работы. Можно взять две примерно одинаковых проволоки и согнуть их пополам ‒ так у вас получится два отрезка, которые будут иметь четыре хвостика снизу и сгиб вверху. Сформируйте шею и согните хвосты перпендикулярно ей, чтобы сделать плечи. Потом перекрутите ниже все хвосты – у вас получится талия. Разведите их внизу талии на ширину плеч и сформируйте таз.
  4. Далее вам понадобятся новые отрезки проволоки, чтобы сделать ноги и руки. Согните один отрезок и примотайте его в области таза к уже получившемуся каркасу (можно использовать для крепления термопистолет, медицинский пластырь, изоленту или ту же проволоку). Чтобы вышли ручки, возьмите еще один отрезок, приложите его в области плеч и согните с двух сторон. Прикрепите эти ручки к общему каркасу.
  5. Дополнительно можно скрутить из проволоки и другие части тела, как грудь или попу для куклы. Это необязательно, однако с ними вам будет легче потом обматывать каркас.
  6. В ногах получится по пять проволочек. Обмотайте их по спирали проволокой меньшего сечения, чтобы не перекручивать между собой. Если руки или ноги куколки получились длиннее, чем вы хотели, можете отрезать лишнее.
  7. Проверьте симметрию тела. Далее начинается работа по его формированию. Некоторые мастера используют для этого обмотку нитками х/б, пропитанными клеем, другие предпочитают для объёма ватин или синтепон, можно также брать фольгу, туалетную бумагу, а для конечной обмотки ‒ флористическую ленту или медицинский бинт с грунтовкой ПВА. Наращиваем тельце и обшиваем его трикотажем. На этом этапе стоит определиться с позой вашей куклы, так как когда «тушка» высохнет и затвердеет, изменить ее уже вряд ли получится.
  8. Переходим к лепке головы и рук, а также к моделированию лица. Для этого нам понадобится такой замечательный материал – паперклей, который называют самозатвердевающим пластиком. Однако на пластик он похож мало. Вы можете производить лепку, наращивая любое количество слоев, пока не добьётесь идеальных черт лица. Если развести его водой (чтобы получилась кашица), то можно загладить неровность или сгладить острый угол. Когда вы закончите с лепкой, так что и голова, и лицо, и руки будут выглядеть так, как должны, понадобится еще шкурить поверхность с помощью нулевой шкурки (в конце можно взять и шлифовку для ногтей кап).
  9. Окрасьте все открытые части тела акриловой краской (очень аккуратно, следя, чтобы не было потеков). Потом раскрасьте лицо куклы, нанесите ей нужный макияж, сделайте глазки (можно использовать покупные, обрисовывать бусинку, изготавливать их из Фимо и т. д.), губки, щечки. Можно добавить в конце блестки и нанести последним слоем матовый лак для акрила ‒ это защитит куклу от пыли и влаги.
  10. Ресницы и волосы делаете на свое усмотрение – можете брать нитяные, дреды, мех, специальные элементы для кукол или настоящие натуральные парики.
  11. Одежду можно шить прямо на кукле, тогда ее нельзя будет снимать. Если хотите сделать ей гардероб, тогда нужно создавать наряды отдельно. Не забудьте и про обувь, головные уборы, украшения и другие, необходимые вашей куколке, аксессуары.

Слов много, а практически все эти действия проделываются в течение одной минуты. Дальше будет проще.

2. Сгибаем новый отрезок проволоки (длина 50-60 см) пополам, и еще
раз сгибаем, смотрим фото выше. Сгиб округлый, по ширине таза. Округлый
сгиб будет создавать лонное сочленение таза, хвостики - это будущие
ноги куклы. Совмещаем начатый кукольный каркас с новым элементом.
Смотрим фото ниже (слева).

Высота полученной конструкции без учета ног (от подбородка куклы до
лонного сочленения – 3 головы куклы. У меня – 15 см. Соединяем обе
детали с помощью изоленты. Крепко, надежно, чтобы высота таза не
менялась. Можно закрепить с помощью проволоки, медицинского пластыря,
термопистолета и т.п. Главное, чтобы детали не смещались одна
относительно другой.Смотрим на фото слева.

3. Делаем ручки. Берем новый отрезок проволоки, сгибаем пополам,
формируем плечи. Для этого прикладываем наш новый отрезок проволоки к
каркасу в области плеч и сгибаем проволоку вниз с обеих сторон.
Получились «ручки». На фото выше справа.

Длина пока не принципиальна, лишнее всегда можно откусить
плоскогубцами. Крепим деталь к каркасу с помощью изоленты. Результат на
фото:

4. Далее я формирую грудь. Это не обязательный этап, но его наличие
облегчает будущую обмотку каркаса. Берем очередной отрезок проволоки
(50-60 см), формируем округлый сгиб (буква П, верхняя планка со
скругленными концами). Ширина «буквы П» приблизительно 1.5 ширины головы
куклы. Отгибаем верхнюю планку «буквы П» на 1.5-3 см. Получаем фигуру,
показанную на фото (слева).

Опять же, проще сделать, чем описать. На фото проволока неровно
легла, верхний элемент симметричен с обеих сторон. Креплю «грудь» в
области грудной клетки. Фиксирую изолентой в области грудины и в районе
талии. Смотрим фото.

Хвостики от этого отрезка проволоки помогут в создании попы куклы.
Это тоже необязательный этап, мне помогает в обмотке. Просто выгибаем
проволоку по форме ягодиц, разводим их от талии вниз к ножкам и
фиксируем оба хвостика на ножках, один слева, второй справа. На фото
концы проволоки еще не зафиксированы.

Вот что мы имеем на данном этапе:

В ногах теперь у нас по пять проволочек, их количество можно менять в
зависимости от проволоки, которую вы используете, от высоты и веса
куклы, от способа крепления ее к подставке. Я не перекручиваю проволочки
между собой, а обматываю их по спирали либо дополнительной проволокой
меньшего сечения, либо хвостиками проволоки, оставшимися при
формировании ягодиц.

Примерим голову кукле, согнем предварительно ручки в локтях, посмотрим на результат.

Проверим симметрию, можно сформировать изгиб позвоночника.

Сейчас руки и ноги значительно длиннее, чем нужно. Мне удобнее позже отрезать лишнее.

А сейчас я загну кончики проволоки и обмотаю их изолентой, чтобы не мешали в дальнейшей работе и не царапались.

Продолжаем работу по формированию тела куклы.

Для этого нам понадобится уже изготовленный кукольный каркас, нитки
катушечные любые, флористическая лента или лейкопластырь, ножницы и
самое главное –та-да-да-дам – полрулона туалетной бумаги.

Любите ли вы туалетную бумагу так, как люблю ее я? Это один из самых
благодарных и податливых материалов. Еще и недорогой и легкодоступный
).Бумага нужна самая обыкновенная, серая.

Почему мне нравится использовать для обмотки именно бумагу, а не
полосы синтепона, к примеру? Я иногда работаю и с синтепоном, и с
синтепухом, и со шнуром. При использовании туалетной бумаги (далее ТБ)
мне проще постепенно сформировать нужные объемы, процесс идет медленно,
т.к. слои бумаги тоненькие, все ошибки сразу легко поправить. В
зависимости от ширины бумажной полоски меняется и задействованное
рабочее пространство. Использование ТБ дает достаточно плотное тело, но
податливое для изменения позы. Да и проткнуть тушку иглой при желании
возможно (допустим, при оформлении одежды или креплении аксессуаров).

Если же нужна совершенно жесткая конструкция, то тело из ТБ можно
прогрунтовать ПВА. Иногда после обмотки ТБ финальным слоем я использую
обыкновенный медицинский бинт, который грунтую разведенным ПВА. ТБ можно
комбинировать с обмоткой синтепоном. В общем, креатив всегда
приветствуется))).

Сначала я подготавливаю материал: отрываю полосы туалетной бумаги
длиной около метра. Часть полос откладываю в сторону, часть складываю
пополам несколько раз и разрываю посередине (именно разрываю, а не
разрезаю, мне нужны рваные края, чтобы элементы обмотки плавно
переходили друг в друга и не было резких обрывов формы). Желательно
внешние края бумаги тоже сделать рваными, хотя бы пару мм оборвать
произвольно. Я забыла это сделать и была не права). Часть полос рву на 3
части, часть – на 4. Теперь, когда материалы готовы, можно приступить к
работе.


  • Берем каркас, 2 подготовленных цельных отрезка ТБ, сминаем
    каждый отрезок в комок, заполняем одним комком грудину
    будущей куклы, вторым – тазовую область. Делаем это, чтобы не было
    пустот внутри тела и оно не «гуляло». Заполняем довольно плотно, при
    необходимости фиксируем нитками. Результат на фото.


  • Начинаю обмотку я с талии куклы. Мотаю цельными отрезками ТБ в
    одном направлении. Довольно плотно. Если нужно, фиксирую нитками,
    когда перехожу с одного куска ТБ на другой. Смотрим фото.


  • Далее крест-накрест обматываю плечи несколько раз, опять
    прохожусь по области грудной клетки. Сейчас я использую уже
    разорванные напополам обрывки бумаги. Фото:


  • Обматываем ручки. В зависимости от размера куклы тут
    понадобятся отрезки ТБ либо разорванные на 3, либо на 4 части.
    Мотать начинаю сверху, захватывая плечо и грудную клетку (делаю
    один-два оборота по торсу, потом перехожу на ручку). Наматываю
    бумагу по спирали, плотно, натягивая бумагу в процессе обмотки.
    Главное не перестараться, чтобы не порвать бумагу))). Доматываю до
    того места, где по моему замыслу начнется лепная часть руки, продолжаю
    обмотку в противоположном направлении. Важно, чтобы слои бумаги
    плотно прилегали друг к другу. Витки идут наискосок, слегка
    внахлест. Не забываем, что рука имеет определенный рельеф, обмотка
    должна его повторять. Мы не хотим получить две палочки по сторонам
    туловища. В местах расположения мышечной ткани количество слоев
    обмотки можно увеличить (пройтись бумагой туда-сюда несколько раз
    по одному месту). Всегда фиксируем нитками, если нужно. Не забываем
    о локтях. Если кукла статична, а ее ручка должна быть согнута,
    можно в области локтя примотать комок ТБ и нитками зафиксировать.
    Промежуточные результаты на фото.


  • Продолжаю работать с грудной клеткой. Приматываю комочки ТБ в
    районе груди лентами бумаги, фиксирую нитками. Формирую спинку
    аналогично, только вместо комков бумаги использую сложенный в
    несколько слоев отрезок ТБ. Обратите внимание на область лопаток,
    чтобы спина не оказалась слишком впалой или горбатой. Корректируем
    изгиб позвоночника, если нужно.


  • Дальше работаю над нижней частью тела. Ножки формируются
    аналогично ручкам. У меня лепная часть ноги выше колена, поэтому
    оформляю только бедра. Если нужно сформировать ногу ниже колена,
    действуем аналогично работе над ручками. Не забываем про мышцы,
    коленки. Нога тоже не должна быть похожа на палочку. Хвостики
    бумаги фиксируем нитками, если требуется. Обматывая ножки, я, как и в
    случае с руками, начинаю с одного-двух витков по тазовой области. Это
    помогает лучшей фиксации бумаги. Так мы избежим прокручивания
    бумаги вокруг своей оси в уже намотанном состоянии. И не забываем,
    что бумага наматывается всегда в одном направлении на одной
    конечности. На другой конечности– лучше во встречном, но тоже все
    отрезки в одном направлении! Иначе каждый последующий отрезок
    бумаги будет стремиться размотать предыдущий и обмотка не получится
    плотной и жесткой.

  • В заключение работаем с тазом. Формируем ягодицы, животик,
    паховую область. Где можно, используем комки бумаги, примотанные
    полосами и закрепленные нитками. Где не получается, просто
    продолжаем обмотку лентами ТБ шириной в полрулона или в треть. При
    обмотке захватываем верхнюю часть бедер, проводим бумагу между
    ногами куклы, обматываем бумагу вокруг талии.

  • Смотрим внимательно на то, что получается и корректируем те
    области, которые нас не устраивают. Хвостики бумаги фиксируем
    нитками. Смотрим фото. Здесь кончики ТБ торчат, мне они не мешают,
    но их можно подклеить. Выглядеть тушка будет более эстетично.


  • Обратите внимание, обмотка конечностей куклы книзу становится
    тоньше. Я делаю это намеренно. Во время примерки ручек-ножек я
    подкорректирую длину-ширину их обмотки. Мне проще нарастить недостающие
    объемы, чем уменьшать имеющиеся))).

  • Когда обмотка тела куклы бумагой завершена, я осуществляю финальную
    обмотку либо флористической лентой, либо бинтом с последующей
    грунтовкой разведенным ПВА или шликером, либо медицинским пластырем.
    Можно загрунтовать непосредственно тушку из ТБ. Здесь показываю обмотку
    флористической лентой. Цвет взяла яркий для контраста. Работать,
    конечно, лучше с тем цветом ленты, который присутствует в костюме. Или
    использовать телесные оттенки, можно белый. Проще производить обмотку в
    сторону расширения. То есть от талии – к тазу, от талии – к грудной
    клетке, от колена – к паху и т.д. Мотаем туго, но не перетягивая.
    Внахлест, слегка наискосок. Руки – опускаемся вниз, возвращаемся. Плечи –
    сначала крест-накрест, потом лентой проходим вокруг торса несколько
    раз. Корректируем положение тела, если нужно. Я руки не фиксирую прочно и
    не приматываю, позже буду искать нужную позу. Если положение куклы
    знаете наверняка, несколько раз плотно обмотайте плечевой сустав до
    неподвижности.


  • Описывать это долго, а делать легко и довольно быстро. Для меня это
    один из наиболее приятных и медитативных этапов работы))). Всегда можно
    поиграть с объемом и рельефами и на основании одного и того же каркаса
    получить совершенно разные кукольные тушки.

Это мой первый мастер класс, если что-то непонятно, с удовольствием отвечу на вопросы или внесу дополнения.

Необходимые инструменты и материалы:

Плоскогубцы

Изолента

Проволока вязальная 1.2 мм сечением

Голова куклы или ее предполагаемая высота

На фото вы видите еще флористическую ленту, нитки, туалетную бумагу. Эти материалы пригодятся нам несколько позже.

Прежде чем начать работу над каркасом куклы, я продумываю образ, леплю голову и ручки. Имея в наличии готовую кукольную головку, могу определить высоту куколки. В данном случае высота головки 5 см, предполагаемая высота куклы - около 40 см.Можно начать работу с каркаса, а голову лепить позже. Мне проще определять размеры тела куклы в зависимости от размеров головы, а не наоборот.

Для создания каркаса необходимо знать некоторые пропорции человеческого тела.

Соотношение головы к росту взрослого человека колеблется приблизительно от 1:7 до 1:8,

половина роста дает точку лонного сочленения таза,

ширина плеч равна двум высотам головы (или три ширины),

длина руки - 3 высоты головы,

локоть на уровне талии,

размер бедра приблизительно равен размеру голени и составляет около 2 высот головы.

Ширина таза у женщины приблизительно равна ширине плеч.

Этими соотношениями я буду руководствоваться при изготовлении каркаса куклы.

В первую очередь я подготовлю несколько отрезков проволоки длиной от 50 см до метра.

1. Берем 2 отрезка проволоки приблизительно одинаковой длины (80-100 см), сгибаем их пополам, получаем 2 отрезка проволоки со сгибом вверху и 4 хвостика внизу. Формируем шею, для этого отступим 3-5 см от сгиба проволоки (высоту определим с учетом того, что часть проволоки войдет в голову куклы) и согнем хвостики перпендикулярно шее по 2 с каждой стороны. Получили перевернутую букву Т с дли-и-инной верхней (у нас нижней) перекладиной. Формируем плечи. Для этого сгибаем хвостики проволоки с обеих сторон вниз, отступив от «шеи» с обеих сторон на расстояние, чуть большее ширины головы. Создаем талию. Все хвосты перекручиваем между собой на уровне талии (около 2 высот головы сверху от подбородка куклы до талии).

Слов много, а практически все эти действия проделываются в течение одной минуты. Дальше будет проще.

2. Сгибаем новый отрезок проволоки (длина 50-60 см) пополам, и еще раз сгибаем, смотрим фото выше. Сгиб округлый, по ширине таза. Округлый сгиб будет создавать лонное сочленение таза, хвостики - это будущие ноги куклы. Совмещаем начатый кукольный каркас с новым элементом. Смотрим фото ниже (слева).

Высота полученной конструкции без учета ног (от подбородка куклы до лонного сочленения - 3 головы куклы. У меня - 15 см. Соединяем обе детали с помощью изоленты. Крепко, надежно, чтобы высота таза не менялась. Можно закрепить с помощью проволоки, медицинского пластыря, термопистолета и т.п. Главное, чтобы детали не смещались одна относительно другой.Смотрим на фото слева.

3. Делаем ручки. Берем новый отрезок проволоки, сгибаем пополам, формируем плечи. Для этого прикладываем наш новый отрезок проволоки к каркасу в области плеч и сгибаем проволоку вниз с обеих сторон. Получились «ручки». На фото выше справа.

Длина пока не принципиальна, лишнее всегда можно откусить плоскогубцами. Крепим деталь к каркасу с помощью изоленты. Результат на фото:

4. Далее я формирую грудь. Это не обязательный этап, но его наличие облегчает будущую обмотку каркаса. Берем очередной отрезок проволоки (50-60 см), формируем округлый сгиб (буква П, верхняя планка со скругленными концами). Ширина «буквы П» приблизительно 1.5 ширины головы куклы. Отгибаем верхнюю планку «буквы П» на 1.5-3 см. Получаем фигуру, показанную на фото (слева).

Опять же, проще сделать, чем описать. На фото проволока неровно легла, верхний элемент симметричен с обеих сторон. Креплю «грудь» в области грудной клетки. Фиксирую изолентой в области грудины и в районе талии. Смотрим фото.

Хвостики от этого отрезка проволоки помогут в создании попы куклы. Это тоже необязательный этап, мне помогает в обмотке. Просто выгибаем проволоку по форме ягодиц, разводим их от талии вниз к ножкам и фиксируем оба хвостика на ножках, один слева, второй справа. На фото концы проволоки еще не зафиксированы.

Вот что мы имеем на данном этапе:

В ногах теперь у нас по пять проволочек, их количество можно менять в зависимости от проволоки, которую вы используете, от высоты и веса куклы, от способа крепления ее к подставке. Я не перекручиваю проволочки между собой, а обматываю их по спирали либо дополнительной проволокой меньшего сечения, либо хвостиками проволоки, оставшимися при формировании ягодиц.

Примерим голову кукле, согнем предварительно ручки в локтях, посмотрим на результат.

Проверим симметрию, можно сформировать изгиб позвоночника.

Сейчас руки и ноги значительно длиннее, чем нужно. Мне удобнее позже отрезать лишнее.

А сейчас я загну кончики проволоки и обмотаю их изолентой, чтобы не мешали в дальнейшей работе и не царапались.

Спасибо за внимание.


Источник: livemaster.ru

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что потребуется для работы: 1-Нитки для вязания----для волос 2-Ткань трикотажная---для тела куклы 3-Ткань для платья 4-сентипон --для заполнения тела куклы 5-Нитки мулине--для вышивания лицаКак делать: Голову кукле делала как вальдорфской кукле.Тело заполнила сентипоном.Фото работы: Фото №1 Фото

Что потребуется для работы: синтепон,чулок, проволочный каркас, рамкаКак делать: из чулка,синтепона, проволочного каркаса сформировать фигуру куклы сшить одежду обтянуть картон материалом вставить в рамку и повеситьФото работы: Фото №1