Когда ребенок должен начать ходить самостоятельно? Речевое развитие ребенка — что и в каком возрасте ребенок должен уметь говорить. Если ребенок говорит плохо — как преодолеть задержку речевого развития

С полугода дети начинают вести активный образ жизни и в их лексиконе, наряду с лепетом и агуканьем, начинают проявляться первые слоги. Речевой аппарат уже разработан, и ребенок начинает пробовать комбинировать знакомые звуки, а затем употребляет их в общении. По началу, это не будет иметь смысла, но со временем, таким образом, малыш станет проявлять свои желания и потребности. К году «словарный запас» расширяется до десяти и более слогов, в зависимости от ребенка.

Кроме того, малыш начинает понимать значение слов, часто произносимых родителями в обращении к нему:

  • кошка – ищет животное, узнавая его;
  • обними маму – протягивает ручки на встречу;
  • где папа – ищет и, находя, показывает ручкой;
  • ку-ку – игра в прятки, когда малыш закрывает ручками личико.

Это важный этап в развитии речи – понимать произнесенное и реагировать определенными действиями. В это время, возникают ассоциации между словами и объектами, которые дают возможность четко выразиться, подталкивая к первым словам.

Малыш говорит первые слова

Конечно же, все родители мечтают о том, чтобы первыми осмысленными словами их чада были «мама» и «папа». Не стоит огорчаться, когда вместо этого, малыш уверенно скажет «Дай!». К произношению слов подталкивает, прежде всего, потребность чего либо, необходимость заполучить желаемое, а мама и папа и так всегда рядом. От года до двух лет происходит активное познание мира и своих возможностей, в связи с чем, «рацион» слов постепенно увеличивается: начиная от простых «мама», «папа», «дай», «бо-бо» и заканчивая подражанием звуков – «мяу», «ту-ту», «би-би».

Полезно: Приходит время, когда ребенок должен обходиться без бутылочки, но отучить кроху от нее не так уж и просто. Как это сделать, мы .

Ребенок начинает говорить предложениями

С двух лет, словарный запас насчитывает от 50 слов и появляется возможность строить из них предложения. К этому времени ребенок полностью освоился в окружающей среде, и понимает большинство обращенных к нему простых фраз: «закрой дверь», «идем гулять», «надевай футболку», четко выполняя необходимые действия. Вместе с этим, ребенок учится самостоятельно строить осмысленные предложения, выражая свои эмоции и мнение по какому либо поводу. К трем годам лексикон расширяется до 250 – 700 слов. В односложные предложения добавляются местоимения, употребляются простые предлоги и союзы, вопросительные и восклицательные интонации, значительно увеличивается число глаголов и существительных в речи.

Почему может запаздывать развитие речи

Бывает, что родители, в пылу невообразимой любви к своему детищу, и под впечатлением, от рассказов всезнающих родственников, требуют от малыша невозможного, ожидая, что он побежит в 3 месяца и уже к году станет декламировать речи. Естественно, не дождавшись столь великих свершений, встревоженные мамы и папы начинают посещать всевозможных врачей, в поисках причин отклонений. Если же вы не относитесь к данному типу родителей, но, все же, подозреваете задержку речевого развития (ЗРР) у своего малыша, для начала, удостоверьтесь в необходимости штурмовать поликлинику.

Существует ряд причин, объясняющих, почему дети поздно начинают говорить. Все их можно разделить на 2 группы – личные и внешние.

Личностные (присущие с рождения):

  1. Наследственность – патологии и заболевания, переданные генетически от родителей.
  2. Специфические заболевания, в которых ЗРР проявляется как сопутствующий синдром (глухонемота, аутизм, заболевания эндокринной системы и т.д.).
  3. Патология полости рта – эпилепсия, «заячья губа», недоразвитая уздечка.
  4. Осложнения при беременности и тяжелые роды – инфекции, травмы, гипоксия, а также кровоизлияния в мозг при внутриутробном развитии.
  5. Пол ребенка – доказано, что мальчики имеют более запоздалое развитие, в сравнении с девочками.
  6. Психологические характеристики – нервная система существенно влияет на развитие речи: активный холерик начнет говорить раньше пассивного меланхолика. Так же важно учитывать предрасположенность органов чувств – ребенка привлекают звуки (аудиал), внешний вид, яркость (визуал), либо он изучает все прикосновениями (кинестетик).

Внешние факторы:

  1. Стрессовые ситуации – сильные волнения, (например, переезд), посещение детсада либо психологические травмы, к примеру, развод родителей, смерть домашнего питомца, могут спровоцировать комплексы, страх и неуверенность, надолго притормозив речевое развитие.
  2. Младший ребенок – старший копирует речь младшего.
  3. В семье говорят на нескольких языках – понимать слова родителей на интуитивном уровне одно, и совсем другое – разделить информацию на два языка.
  4. Отсутствие необходимости в самовыражении через речь – зачем говорить, прилагая усилия, если мама понимает без слов и делает все по мановению крохотной ручки.

Ряд случаев, в частности врожденных, невозможно исправить не только в домашних условиях, но и с участием врачей. К счастью, большинство внешних причин, возможно, скорректировать самостоятельно, с минимальным вмешательством посторонних.

Как должны помочь родители ребенку начать говорить

Прежде всего, что бы помочь ребенку начать говорить, нужно уделять особое внимание развитию мелкой моторики, которая способствует укреплению нейронных связей головного мозга. Двигательные и речевые центры мозга расположены рядом, вследствие чего, при развитии первого, наблюдается значительное улучшение речевого аппарата.

Способствуйте общению ребенка с ровесниками и детьми постарше. Стремясь повторить за более развитым товарищем, ваш малыш начнет быстро подтягиваться к его уровню.

Справиться с трудностями может помочь логопед. Специалист, пообщавшись с ребенком, поставит правильный диагноз, если он вообще есть, и поможет составить специализированную программу, с учетом особенностей ребенка и возможностей родителей.

Еще будет полезно узнать:

Умилительный лепет соседского малыша часто вызывает у некоторых мамочек легкое чувство зависти и беспокойства, ведь ее карапуз с трудом освоил первые слова и не торопится вступать с родителями в задушевные беседы. Может быть, с крошкой что-то не так и пора обращаться к специалисту? На самом деле, каждый ребенок слишком индивидуален и развивается совершенно уникально. Задержка речевого развития, скорее всего, не связана с умственными способностями, а соответствует ли его словарный запас возрастным нормам — попробуем разобраться вместе.

Развитие речи ребенка на первом году жизни

От 0 до 3 месяцев

Первые недели своей жизни малютка привыкает к новым условиям существования и почти сутки напролет спит. Однако уже совсем скоро, во время кратковременного бодрствования, он начинает реагировать на свет, звук и фокусировать свой взгляд на маме. Следующие два месяца характеризуются более тесным знакомством и общением — при виде родного лица кроха улыбается, звучно радуется, а в 2-3 месяца начинает «гулить» — поначалу отрывистые звуки становятся более протяжными и мелодичными.

От 3 до 6 месяцев

Речевое развитие ребенка успешно продолжается — тягучие гласные звуки плавно переходят друг в друга, постепенно к ним начинают прибавляться согласные. Кроха пытается подражать маме с папой и радует первыми слогами — па-па-па, да-да-да. Эту стадию называют лепетом.

От 6 до 9 месяцев

Важный период — малыш начинает понимать речь. Между ним и родителями возникают диалоги, в которых кроха пытается повторить обращенные к нему слова, не особо вдумываясь в их смысл. Временами он приостанавливает свой лепет, наблюдая мамину реакцию, и, с еще большим воодушевлением, продолжает разговор. В девять месяцев некоторые детки могут порадовать первым коротеньким словом — на, мама, папа, дай.

От 9 до 12 месяцев

Четко произносимые гласные и согласные все успешнее складываются вместе, появляются новые слова, состоящие преимущественно из одинаковых слогов — баба, дядя, кака. Малыш понимает около двух десятков слов, старательно повторяет новые сочетания.

Речевое развитие ребенка может слегка отличаться от средних показателей, но это вполне допустимо. Чтобы разбудить в нем дремлющую речевую активность, сейчас с ним необходимо чаще разговаривать, знакомить с окружающими предметами, рассматривать яркие картинки в книжках, играть в «Ладушки», «Сороку-Белобоку» и другие подобные игры.

Малышу исполнился годик — первые итоги

С какими же успехами ваш кроха пришел к первому дню рождения и как узнать, соответствует ли норме развитие речи у ребенка. К этому рубежу малыш подошел ответственно — порадовал мамочку первыми словами, старательно учится повторять новые, с огромным удовольствием вступает в диалог и понимает правильное значение как минимум 20 слов. Однако уже сейчас могут появиться некоторые сигналы, которые должны насторожить маму с папой:

— малыш не реагирует на звук и не поворачивает головку, когда к нему обращаются;

— ребенок даже не пытается имитировать речь родителей, у него отсутствует реакция на смену интонации, в произношении могут отсутствовать звуки «б, п, м»;

— годовалый кроха не понимает значения слов, а для выражения своих желаний он использует только плач.

Если замеченная задержка речевого развития возникла из-за плохого слуха, то чем раньше доктор обнаружит причину и примет меры, тем лучше для крошки. Ведь поздняя диагностика может стать причиной потери драгоценного времени, когда еще возможно помочь малышу.

Иногда речевая задержка связана со слабым мышечным тонусом лица. Об этом свидетельствуют:

— дыхание через рот;

— повышенное слюноотделение;

— нежелание разговаривать и невнятное произношение.

Основной причиной доктора называют раннее отнятие от груди, а справиться с проблемой помогут игры и веселые упражнения, развивающие мышцы рта. Среди игрушек должны присутствовать дудочки и свистульки, а вкусный сок лучше пить через трубочку.

Речевое развитие ребенка от 1 до 2 лет

Активное познавание окружающего мира продолжается. Вместе с ним происходит, иногда успешное, а порой и не совсем, речевое развитие ребенка, который с огромным наслаждением постигает неизведанное. Покорение пространства, первые достижения и опыт находят отражение в говорливости егозы. Малыш обожает общаться, реагирует на произносимые имена и знакомые названия предметов, в его лексиконе закрепляются новые слова. Он уже довольно многое понимает и даже с удовольствием выполняет простейшие мамины просьбы — принести книжку, показать собачку, продемонстрировать мычание коровки.

К полутора годам развитие речи у ребенка характеризуется наличием первых, совсем простеньких, предложений и безотказным выполнением требуемых действий. Конечно, еще рановато для длинных связных тирад, и ребенок плохо говорит, но усердно старается. Слишком длинные слова малыш может сокращать, оставляя лишь ударный слог, а многие понятия объединяет одним, хорошо понятным лишь ему, обозначением. Ам-ам, например, может обозначать еду, тарелку, хлеб и сытно облизывающегося у кормушки кота. При регулярном активном общении, к двум годам речевое развитие ребенка приятно радует. Его основные достижения:

— понимание и использование существительных мужского и женского рода, множественного или единственного числа;

— может применить глагол не только в настоящем времени, но и в прошедшем;

— любопытно требует от мамы называть незнакомые предметы;

— прекрасно знает имена родных;

— составляет предложения из двух слов — подлежащего и сказуемого.

Специалисты называют эту стадию развития детской речи автономной и считают, что если на данном этапе развитие речи у ребенка остановится, это будет свидетельствовать о задержке психического развития.

Малышу два года — подводим итоги речевого развития

Поводы для беспокойства родителей двухлетнего карапуза:

— невнятность речи, которую родители понимают на 50%;

— словарный запас составляет менее 20 слов;

— отсутствие желания общения и совместных игр со сверстниками;

— не называет членов семьи;

— простые вопросы вызывают непонимание и невозможность ответа;

— незнание названий окружающих предметов.

У ребенка могут присутствовать один или несколько признаков из этого списка, но это весомая причина обратиться к доктору. Вполне возможно, что существует проблема со слухом, или имеет место отставание в развитии. Мамочке нужно как можно больше уделять внимания речевому общению — рассказывать сказки, читать книжки, петь песенки, знакомить с новыми предметами с использованием глаголов и прилагательных — мячик красный, кошечка мяукает, братик смеется. Немножко утешительных слов — мальчики, как правило, начинают разговаривать чуть позже. Может быть, у вас сын, и незначительная задержка речевого развития связана именно с этим?

Развитие речи у ребенка от 2 до 3 лет

Третий год жизни — этап связного характера речи. Предложения становятся более длинными и сложными, с различной интонацией и использованием прилагательных. Кроха часто задает свои вопросы, дает развернутые ответы на мамины, выполняет последовательные просьбы — подними книжку и положи на стол, например. Простые знакомые слова трехлетний карапуз выговаривает четко и без дефектов, а его лексический запас к этому времени составляет от 1 000 до 1 500 слов. Запинки, повторения, ошибки в произношении, конечно, присутствуют, но это дело поправимое. Однако, если ребенок плохо говорит и не выговаривает большинство букв — это повод для беспокойства.

Если в более раннем возрасте небольшая речевая задержка была допустима, то после трех лет это может стать причиной задержки развития психики малыша. Таким деткам в дальнейшем тяжело будет освоить азы чтения и письма. Даже принимать решения и реагировать на происходящие события они могут с запозданием. Поэтому стоит уделить самое пристальное внимание соответствию речевого развития ребенка возрастным нормам и, в случае необходимости, попросить помощи у психолога или логопеда. Доктор обязательно или успокоит зря разволновавшуюся маму, или предложит пути решения проблемы.

Как ставят диагноз «задержка речевого развития»

Для постановки правильного диагноза речевой задержки недостаточно заключение одного педиатра или невролога. Проводится комплексное обследование и консультации узких специалистов — детского психолога, логопеда, невропатолога. Оценивается моторика лицевых мышц, проверяется слух, проводится сравнительный анализ понимания и воспроизведения речи, предлагается тестирование уровня психомоторного развития. Определить недостаточное речевое развитие ребенка и его причину иногда помогают специальные анализы работы мозга — ЭХО-ЭГ, ЭКГ и другие.

Как помочь малышу с задержкой речевого развития

Родителям необходимо знать, что наиболее успешные результаты лечения речевой задержки возможны при своевременном обнаружении проблемы. Лучшим временем для этого считается возраст до двух лет. Поэтому, если ребенок плохо говорит и присутствуют другие вышеперечисленные признаки, не стоит откладывать визит к врачу. В случае, когда задержка речевого развития подтверждена результатами обследования, лечение назначается комплексное:

1. Медикаментозная терапия — доктор назначает препараты, которые питают нейроны мозга и стимулируют деятельность речевых зон.

2. Процедуры — широко используются электрорефлексотерапия и магнитотерапия, они восстанавливают деятельность центров мозга, отвечающих за интеллектуальные возможности, словарный запас, дикцию. Противопоказаниями служат эпилепсия и психические расстройства.

3. Иппотерапия и дельфинотерапия — прекрасные альтернативные методы лечения, которые назначаются индивидуально.

4. Уроки с педагогом-дефектологом — занятия, построенные в игровой форме, проводятся по индивидуальному плану.

5. Различные виды массажа, в том числе и логопедический.

6. Регулярные занятия с родителями — малыш с задержкой речевого развития требует немало времени и сил от папы с мамой. Песенки и сказки, скороговорки и звукоподражание, выполнение специальных упражнений, развитие лицевых мышц — все это требует терпения, но успешный результат вознаградит сторицей. Очень важно развивать мелкую моторику рук — как ни странно, но она играет немалую роль в развитии речи у ребенка.

С годами отставание от сверстников в психическом и интеллектуальном развитии будет увеличиваться. Трудности при чтении и письме, невозможность концентрации внимания, непонимание длинных предложений могут привести к тому, что потребуется перевод малыша в специализированную школу. Мамочкам необходимо понимать, что речевое развитие ребенка во многом зависит от того, насколько часто с ним разговаривают и как помогают освоиться в новом для него мире. Слыша ласковый голос мамы и чувствуя ее любовь, малыш обязательно ответит тем же.

Речевое развитие ребенка видео

В каком возрасте ребенок начинает говорить – такой вопрос беспокоит многих родителей. Ведь многим хочется, чтобы кроха уже скорее начал говорить первые слова, объяснять, что он хочет, рассказывать о своих впечатлениях, желаниях, переживаниях. Но всему свое время, и дети по-разному начинают выдавать свое первое слово – кто-то ранний, кто-то попозже.

Этапы развития речи малыша

Нет таких здоровых детей, которые бы не научились говорить, не стали бы понимать сказанного и не смогли произносить различные слова и предложения. Основы речи у детей закладываются едва ли не с самого рождения ребенка. До 6 месяцев он активно впитывает все то, что говорит ему мама, и это становится основой его речи. Говорящих детей в таком возрасте не бывает.

Нередко родители путают детский лепет с речью. На деле это не так. Лепет – по сути, тренировка и подготовка речевого аппарата к активному говорению. Он способствует наработке знаний и активизации говорения. При этом врачи все равно определяют ряд достижений малыша в разные сроки – до двух лет. Потому что именно 2 года – это точка для многих, когда малыш должен говорить.

Как развивается речь до полугода

В 1 месяц ребенка у него уже отмечается реакция на речь. Так, например, он может перестать плакать, если родители начнут с ним ласково разговаривать, утешать его и успокаивать. К окончанию 3 месяца у малыша проявляется гуление – он начинает проявлять живость характера и достаточно активно участвует в общении со взрослыми.

В 5 месяцев ребенку становится обычно интересно, откуда раздается тот или иной звук. А если он начинает петь, что не редкость, у него меняется интонация голоса. В районе 7 месяцев кроха может произносить отдельные слоги, как например, ба, ма и т.д.

Дальнейшее развитие речи

Если начали следить за тем, как развивается речь малыша, следует смотреть на то, что он говорит дальше. В 8-месячном возрасте ребенок все больше говорит слогами, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д. У него начинает расширяться количество звуков, которыми кроха может оперировать. К 10 месяцам у него слоги уже даже могут складываться в слова: мама, ляля и т.д.

В год у ребенка есть уже 5 слов в запасе, в основном они двусложные. Но он показывает, что очень хорошо понимает обращенную к нему речь – может откликнуться на просьбу родителей принести мячик, дать пирамидку и т.д. Понимает слово нельзя. И как раз в этот период малыш уже начинает оперировать дорогими сих сердцу словами – мама и папа.

Далее словарный запас начинает активно пополняться, т.к. отмечается и более активное познание мира. У малыша образуются определенные связи – он может взаимосвязывать предметы и действия, подбирать к ним объяснения. Правило здесь может быть только одно – чаще с ним разговаривайте, объясняйте, показывайте. Это позволит ребенку лучше ориентироваться в пространстве, получать объяснение тех или иных слов и предложений и т.д. Научить ребенка правильно говорить не так и сложно – главное, набраться терпения и любви.

Каким может быть возраст первого слова

Первое слово ребенка – волнительный момент в жизни каждой семьи. Причем далеко не всегда обязательно, чтобы это было полноценное слово – специалисты утверждают, что достаточно, чтобы это был набор звуков, которые похожи на слово, например, ка – каша, те – тетя, бах вместо упал. Наука о раннем развитии считает такие высказывания полноценными словами. И тут можно сказать, что, отвечая на вопрос, когда ребенок начинает говорить, можно сказать, что и в год. В тот период, когда в его лексиконе должны присутствовать обычные логопедические слова-слоги, разные звукоподражания и т.д.

Тут основная проблема – определить, не являются ли такие высказывания случайными. Это определяется не так и сложно – если одни и те же наборы звуков повторятся в одних и тех же ситуациях, значит, речь идет о закономерности. Специалисты рекомендуют не подыгрывать крохе, лепеча как он. Ведь в таком случае малыш никак не научится говорить правильно – с крохой следует изначально разговаривать правильно и литературно красиво. Например, грамотный пример речи выглядит следующим образом: когда ребенок говорит: «Би-би», мама должна ему сказать: «Да, это машина» . Также стоит стимулировать и его на проявления речи. Например, спросить: «Где машина?» — он должен показать на нее или даже назвать.

Когда проявляются первые фразы

Когда ребенок начинает говорить фразами – это еще один вопрос, связанный с основами развития речи. Традиционно считается, что уже в 2 года малыш должен разговаривать некоторыми фразами. Конечно же, они не должны быть сложными. Причем под фразой понимают даже простое предложение из лепетных слов. Считается, что к периоду активного говорения у крохи в словарном запасе должно быть не менее 250-300 единиц слов. Причем они должны быть разнообразными – наречиями, предлогами, глаголами и т.д.

В три года у ребенка уже появляются сложные предложения в лексиконе, есть прилагательные и предлоги. В 4-5 лет речь становится более совершенной, появляются вопросы.

Если же у малыша в возрасте 2 лет отсутствуют двухсловные фразы, стоит обратиться к врачу-логопеду. Он должен объяснить родителям, как научить ребенка говорить в 2 года. И тут стоит не затягивать, т.к. велик риск запустить ситуацию, из-за чего будет довольно сложно догнать сверстников.

Что следует делать, чтобы стимулировать малыша на говорение

Родителям следует помогать малышу начать говорить. Причем стоит понимать, что сделать это не так сложно. В первую очередь, следует стимулировать стремление крохи постоянно проявлять любопытство – больше вопросов и ответов помогают отлично развивать речь. Говорить с ребенком надо плавно, четко и довольно размеренно, а вот сюсюканье не рекомендуется.

Для развития речи и пополнения лексического запаса требуется постоянно читать книги ребенку – так он получит запас знаний литературной речи, что научит его правильно излагать свои мысли. Для того чтобы развивать речь ребенка, надо обогащать его мышление образами, впечатлениями и т.д.

Отличным решением станет использование метода: повтори за другими. Если ребенок общается с другими малышами, которые еще и умеют говорить, он быстрее начнет общаться, т.к. в силу возраста ему интересно тянуться за другими и обучаться от них всему тому, что они умеют. Дополнительно развивают речь танцы, песни, прослушивание музыки.

Почему могут отмечаться задержки

Если же малыш, достигнув возраста 3 года, не говорит, следует обратиться к специалистам. Ведь причин, по которым не происходит естественное развитие, довольно много. Так, например, отсутствие речевой активности может быть следствием проблем со здоровьем у ребенка:

  • Задержка развития нервной системы
  • Кислородное голодание, пока ребенок был в утробе матери
  • Проблемы со слухом

Но чаще всего причиной проблем служат не патологические нарушения (ведь про них врачи знают намного заранее и уже к 3 годам стараются их скорректировать). Нередко проблемы с речью возникают по вине провоцирующих факторов, в числе которых:

  • Трудности с мелкой моторикой: обычно она стимулируется при помощи разных пальчиковых игр, и именно поэтому ребенку нужно стимулировать пальчиковую активность практически с рождения – это может быть массаж, упражнения, рисование, лепка и т.д.
  • Проживание ребенка в интернациональной семье, когда родители разговаривают на разных языках: в этом случае у крохи могут возникать путаницы с переключением языка
  • Невнимательность к малышу со стороны родителей: нередко проблемы бывают там, где дети воспитываются няней – в такой ситуации им не хватает объема общения и эмоций, чтобы начать вовремя говорить
  • Слишком большая активность со стороны родителей: если мама и папа стараются предугадать любое желание крохи, у него, естественно, нет и желания говорить что-либо, ведь его и так неплохо понимают
  • Стрессовые ситуации: если вокруг малыша постоянно скандалы и хаос, он вполне может замкнуться в себе, даже если ему всего лишь 2 года

Как стимулировать речь ребенка

Родители должны помочь малышу, если он никак не может начать говорить. В первую очередь, следует запастись терпением. Нередко происходит так, что кажется, будто кроха необучаем, а потом он вдруг начинает говорить сразу и много. Но ждать не стоит, следует постоянно пытаться разговорить малыша. Когда пойдут первые слова, не стоит перебивать желание ребенка их произносить – одной из ошибок будет заставлять его произносить то, что хочется родителям.

Если родителей что-то смущает, стоит обратиться к логопеду-дефектологу. Это позволит вовремя выявить проблемы и наладить ситуацию. Тем более, что если ребенок к 4 годам так и не заговорит, все равно придется идти на прием.

Не стоит зацикливаться на том, говорит малыш или нет. Лучше постепенно наполнять его словарный запас – это будет продуктивнее и полезнее. Поправлять кроху надо, но делать это следует очень аккуратно и ненавязчиво. В противном случае, если слишком давить на малыша, у него и вовсе может пропасть желание говорить.

Специалисты по раннему развитию сходятся во мнении: невозможно определить единую возрастную норму, когда ребенок начинает говорить. Если малыш вполне здоров и не оставлен без внимания семьи, в среднем он начинает произносить первые полноценные слова в год-полтора. И если этого пока не происходит, отчаиваться не стоит. При верном подходе к ситуации и корректном отношении к особенностям малыша все трудности будут преодолены.

Детский лепет - отдельные звуки - не нужно принимать за «разговоры», это пока только имитация услышанного от вас. В возрасте 6 месяцев младенцы, как правило, уже могут совмещать звуки и интенсивную жестикуляцию, что позволяет им довольно успешно транслировать в мир свои желания и чувства. В это же время отдельные согласные соединяются с гласными, образуя слоги.

Есть дети, которые используют до 15 слов в 10-11 месяцев, а есть и двухлетние «молчуны» - при этом доктора не отмечают у них никаких отклонений в психике или состоянии здоровья. Самое удивительное, что ребята, которые долго не говорят, могут неожиданно начать выдавать длинные правильные фразы, намного опережая тех, у кого речь появилась раньше. В любом случае, если внимательно слушать малыша, интересоваться его высказываниями, разбирать то, что он пытается до вас донести, и отвечать ему, вы обязательно услышите и первые слова.

Детский психолог Ш. Бюллер подсчитала минимальный и максимальный словарный запас детей разного возраста и выяснила, что в 1,3 года словарь может составлять от 0 до 232 слов. Так что речь ребятишек развивается по-разному, и есть лишь приблизительные «нормативные показатели».

Этапы формирования речи у детей

Существуют понятия активного и пассивного словарного запаса.

  • Пассивное накопление словаря - когда малыш может вас понимать, но сам не воспроизводит слова.
  • Активное накопление словаря - это интенсивное освоение звуков и складывание из них слов и фраз.

Пассивная речь значительно опережает активную, и если ребенок не говорит или говорит немного, но при этом хорошо понимает ваши высказывания и с интересом слушает, беспокоиться не нужно.

Теперь рассмотрим, во сколько лет дети начинают говорить. В таблице ниже - примерные сроки формирования речевых навыков, которые выделяют специалисты.

Возраст Речевые навыки
1-3 мес. Гуление - негромкие, протяжные звуки, затем слоги («а-а», «гу-у», «ва-а»)
4-5 мес. Смех, повизгивание, «пение» - протяжные звуки с изменением интонации
6 мес. Реакция на знакомые голоса и их тон. Лепет (проговаривание слогов типа «ма», «та»)
7-8 мес. Понимание многих слов и простых просьб («возьми машинку», «дай руку»). Расширение запаса согласных и гласных звуков. Появление звукоподражаний («гав-гав», «ко-ко»). Узнавание наименований предметов, попытки найти их взглядом
9-11 мес. Простые односложные и двусложные слова: «дай», «баба», «ляля». Увеличение «звукоподражательного» лексикона до 10 слов
1–1,5 года Использование в речи минимум 5 простых слов. Способность показать на картинке по просьбе взрослых предметы, животных, людей. Построение двухсловных предложений
2-3 года Понимание простых вопросов. Появление вопросительных слов. Разграничение понятий («вверх» - «вниз»). Выполнение сложных просьб («возьми кружку и дай мне»), составление фразы из 2-3 слов. Называние всех известных предметов, цветов, частей тела. Рассказывание простых стихов, историй
3-4 года Ответы на простые вопросы: что? кто? где? Ребенка хорошо понимают не только родственники, он активно общается и с незнакомыми людьми. Его фразы состоят из 4 и более слов, звуки произносятся правильно

Конечно, это приблизительные параметры, но общепринятые. И если вы обнаружили многие несоответствия тому, во сколько начинают говорить дети у вас - лучше проконсультироваться с неврологом, психологом, логопедом-дефектологом, чтобы исключить задержку как речевого, так и психического развития.

На подобную задержку у малыша могут указывать, например:

  • невнятность говорения;
  • гиперактивность, неадекватность поведения;
  • неумение хорошо пережевывать пищу;
  • открытый рот (при этом может быть сильное выделение слюны);
  • отсутствие зрительного контакта с окружающими людьми;
  • активный отказ от общения.

Чем раньше показать ребенка специалистам и начать заниматься с ним, тем быстрее вы достигнете хороших результатов, а к школе он вообще не будет отличаться от других детей.

Возраст первого слова

Когда бы малыш ни произнес свое первое слово, оно не обязательно должно напоминать нечто привычное вам. Логопеды утверждают: вполне достаточно и того, чтобы это был узнаваемый набор звуков, который обозначает человека, предмет, явление («ка» вместо «каша», «тё» вместо «тётя», «бах» вместо «упал»). В науке о раннем развитии все это - полноценные слова!

Если вы слышали, что в 1 год дети должны знать 10-20 слов - скорее всего, имеются в виду не полные, а именно «логопедические» слова-слоги, звукоподражания.

Обычно ребенок говорит первое слово к 7-8 месяцам, иногда чуть позже. Это звукоподражания или слова из одинаковых слогов. К году словарный запас может увеличиться до восьми слов. Как определить, что это не случайные высказывания? Вы можете их не понимать, но если они повторяются при одних и тех же обстоятельствах, это закономерность. Поэтому считайте, что малыш уже говорит как может, просто пока невнятно. Не подыгрывайте, лепеча как он. Лучше сразу учить правильному произношению, только тогда ребенок освоит правильные нормы. Он кричит: «Би-би!» - вы отвечаете: «Да, это машина». Поинтересуйтесь, где машина - малыш укажет на нее. А если спросить его прямо: «Что это?» - вы побуждаете его произносить выученное понятие.

Самый ранний возраст, когда ребенок начинает говорить «мама» - 4-5 месяцев. Это слово также рождается из лепетных повторений «ма». Конечно, оно не обязательно должно быть первым: дети в первую очередь выговаривают то, что для них удобнее всего, и, возможно, вначале им проще сказать «ляля». Не тревожьтесь, если вначале чадо называет «мамой» всех взрослых подряд: ему скоро будет понятно, что у каждого человека свое «имя», а мама у него одна.

Возраст фразовой речи

Уже к двум годам у малыша появляется фразовая речь: к этому понятию относятся и предложения из двух слов (даже лепетных). В идеале, к тому времени, когда ребенок должен начать говорить предложениями, словарный запас составляет 250-300 единиц. В активное употребление входят глаголы, наречия, предлоги, которые и позволяют составлять фразы.

На третьем году малыш уже строит сложные предложения, использует прилагательные и предлоги. А в 4 года и 5 лет речь понемногу совершенствуется, маленький «почемучка» задает много вопросов - и здесь вы также поможете ему, познавая мир, увеличивать словарь.

При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду. Педагоги, дефектологи уверены: без специальной поддержки будет сложно догонять сверстников, так как не сформирована «база» для речи - а причин этому может быть достаточно: от родовой травмы до заболеваний или просто неблагоприятной окружающей обстановки.

Чтобы помочь ребенку осваивать фразовые высказывания, стоит делать следующее:

  • стимулировать детское стремление спрашивать и удовлетворять любопытство подробными ответами;
  • не сюсюкать, говорить плавно, четко и не быстро;
  • каждый день читать книги - непременно подходящие по возрасту;
  • обогащать жизнь малыша новыми впечатлениями (не перегружая при этом его память и психику) и обсуждать их;
  • поощрять игры и общение с другими детьми, особенно если они уже хорошо разговаривают;
  • слушать с ребенком музыку, петь, танцевать (ритмичные движения развивают не только физически, но и умственно).

Важно с особенным вниманием отнестись к моменту, когда дети начинают говорить даже простые слова, и проконсультироваться со специалистами. Если малыш не общается так, как предполагается в его возрасте, нужно помнить, что на развитие детской речи влияет множество факторов, особенно - неврологические нарушения. Обнаруженные проблемы можно устранить, но для успешной реабилитации необходимо поддерживать постоянную связь с врачами.

Неоценимую помощь окажет вам и педагог-логопед. Он будет проводить обучающие мероприятия по собственной программе, посоветует упражнения и игры для формирования артикуляции, развития мелкой моторики (координированные мелкие и точные движения пальцев рук), которыми можно регулярно заниматься дома. Все это благотворно влияет не только на говорение, но и на мышление, память, формирует личность малыша в целом.

Распечатать

Приближаясь к возрасту пяти месяцев, малыш становится очень активным и любознательным. Ребеночек глазеет по сторонам, поворачивая головку в разные стороны, уверенно хватает и держит игрушки, с легкостью . Некоторые детишки даже пробуют сесть, что для родителей становится поводом для гордости и восхищения, ведь каждая мамочка с нетерпением ожидает того счастливого времени, когда их ребенок начинает самостоятельно сидеть на попке.

Когда ребенок начинает присаживаться самостоятельно

По мнению педиатров, ребенок должен развиваться и сесть примерно по следующим показателям:

  • в 6 мес. – сидит с поддержкой;
  • в 7 мес. – сидит без поддержки;
  • в 7. 5 – 8 мес. – легко садится самостоятельно и может лечь из этого положения.

Союз педиатров России: Переход ребенка из положения лежа на спине в положение сидя

Бывает, что активные и физически крепкие детки садятся раньше на месяц-полтора. У других малышей это происходит немного позже. По мнению докторов, такие показатели также считаются нормальными.

Если опытному доктору задать вопрос, во сколько месяцев дети обычно начинают присаживаться, то он ответит, что у каждого маленького человечка свой срок, потому что путь развития каждого малыша индивидуален и неповторим.

Можно ли присаживать ребенка специально


Мнение педиатров и ортопедов по поводу популярного вопроса от молодых родителей «можно ли помогать и присаживать ребенка» однозначно: вертикальное положение позвоночника неестественно для ребенка до шестимесячного возраста. Искусственно усаживая малыша горе-родители могут навредить здоровью маленького. Уже в школьном возрасте это может аукнуться серьезными проблемами с позвоночником. Если мышцы спины не окрепли в достаточной мере, то кроха сам не сядет потому, что пока еще не готов к такой серьезной нагрузке.

Другое дело, если ребенок сел самостоятельно раньше, чем ему исполнилось полгода. Но даже в этой ситуации малышу нельзя находиться в положении «сидя» более 1 часа в день.

Момент, когда можно присаживать ребенка, наступает тогда, когда маленькому исполниться 6 месяцев. Подчеркну, не усаживать, а присаживать.

Консультирует доктор Комаровский: Когда присаживать малыша? Во сколько месяцев?

Серия упражнений с ребенком на укрепление спины

Что же должны сделать родители, чтобы помочь малышу освоить новый и необходимый для него навык?

Ежедневно с 3-х месячного возраста выполнять гимнастику и массаж с ребенком, плавать в ванной или бассейне (в крупных городах есть бассейны для совместного посещения с детьми раннего возраста). Таким образом хорошо укрепится мышечный корсет.

Упражнение 1. Ребенок лежит на столе. Как только он потянется ручками к маме, протянуть ему указательные пальцы. Малыш постарается сесть, ухватившись за мамины пальчики. Спинка ребенка отрывается от поверхности на 45о, в таком положении кроха удерживается несколько секунд и опять возвращается в положение «лежа».

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Упражнение 2. «Самолет». Положить малыша на животик. Поднять ребенка, одной рукой поддерживая его под грудной клеткой, другой – под ножками. Ножки упираются в грудь взрослого, ягодицы и спина напряжены, голова приподнята. Зафиксировать положение на несколько секунд.

Валентина Ершова: Как научить малыша сидеть

Рекомендуется для физического развития крохи подвесить над кроваткой кольца, за которые он сможет ухватиться и попытаться приподняться. Во время выкладывания на живот на небольшом расстоянии перед малышом поместить яркий предмет (игрушку), до которого он будет стараться доползти.

Каждой молодой маме немаловажно знать, как присаживать ребенка правильно (об этом уже было сказано выше) и чего делать нельзя.

Если ребенок не садится самостоятельно, то нельзя:

  1. Усаживать его в подушки;
  2. Возить в коляске в сидячем положении (можно зафиксировать спинку коляски на 45º)
  3. Переносить в различных переносках типа «Кенгуру» в положении «сидя»;
  4. Усаживать на руки (можно держать на коленях в положении «полулежа»).

Ребёнок первый раз садиться (видео)

Мальчики и девочки: предположения и факты

В обывательской среде бытует мнение, что мальчиков можно присаживать раньше девочек. На самом деле, независимо от полового признака присаживать ранее полугода вредно как тех, так и других.

Кроме этого, когда девочки начинают рано садиться, то в будущем это может привести к деформации тазовых костей и серьезным проблемам женской половой системы. Поэтому педиатры старшего поколения часто высказывают мнение, что девочку вообще нельзя присаживать, пока малышке не исполнится 6-7 месяцев. Современные источники придерживаются менее категоричной позиции: считается, что большого страха нет, если маленькая принцесса решила самостоятельно сесть раньше полугода, а опасения бабушек не этот счет сильно преувеличены.