Когда ребенок начинает гулить и что такое гуление? Что значит, когда ребёнок говорит только первыми слогами.

Первое слово малыша - настоящее событие в жизни семьи. Все ждут, что именно скажет ребенок: «мама», «папа», или, возможно, что-то совсем неожиданное. Далее пойдут словосочетания, предложения, а за ними - целые истории, среди которых почетное место занимают детские афоризмы. Когда же в норме ребенок должен начать говорить, и что мешает развитию речи у малыша?

1 - 3 месяца

В головке ребенка все происходит гораздо быстрее, чем мы можем себе представить. Лингвисты утверждают, что уже через несколько дней после рождения малыш полностью распознает мамин голос. А в 4-5 недель даже различает похожие составы, такие как «на» и «ма». Это невероятно!

В первые два месяца ребенок уже издает громкие звуки. Легкие - это «а» и «о». С каждой неделей родителям все легче различить звуки ребенка. Постепенно к звукам добавляются интонации. В этот период родители с восторгом осознают, что по эмоциональной окраске они уже могут понять состояние и желание своего ребенка.

Звуки новорожденного ребенка за три первых месяца жизни с каждым днем становятся все более разнообразными. От плача к мурлыканье под нос, бульканье, вздохи и гласных звуков, которые даже не имеют названия в нашем языке и транскрипции.

4 месяца

В это время ребенок начинает лепетать, сочетая гласные с согласными, испытывать возможности своего ротика, язычка. Для нее это не утомительная, бесконечная игра. В младенец могут быть любимые звукосочетания, которые оно повторяет вновь и вновь.

Малышу просто нравятся те изменения, которые происходят в ротике во время их произнесения. Экспериментируя с сочетанием язычка, губ, неба и голосовых связок, детки совершенствуются в лепет. Интересно, что все дети на планете лепечут одинаково, независимо от языка родителей.

В возрасте 3-5 месяцев ребенок может выдать такие долгожданные составы, как «ма-ма». Какой бы подъем вам это не подарило, знайте, что ребенок еще не отождествляет этих составов с вами.

Значение в свои слова он будет вкладывать чуть позже. Специалисты говорят, что физиологически ребенку легче произносить «мама», чем звукосочетания с губными звуками: «па», «ба».

6 - 9 месяцев

Практически все звуки, которые издает ребенок, уже имеют смысл и цель. Это уже полноценное, хотя еще невербальное (бессловесное) общение. Потому что ребенок вкладывает в звуки интонацию, мимику, - и ее понимают! Раз такое понимание со стороны родителей является лучшим стимулом для новых успехов.

Мы все прекрасно понимаем, что ребенок подражает нас, а не наоборот. Поэтому мы должны подавать правильный пример произношения, а не воспроизводить детскую. Другими словами, не стоит «сюсюкать».

Хотя существует логическое и обоснованное мнение, что такие сокращения, как «ам» (есть) «машина би-би» - вполне приемлемы для общения с ребенком. К сюсюканью это не относится.

9 - 12 месяцев

Это именно то время, когда дети в подавляющем большинстве порадуют родителей первыми словами!

Девочки обычно начинают раньше осознанно пользоваться словами - от 9-ти месяцев, мальчики - ближе к 12-ти. По крайней мере, так обобщенно считается.

С приближением первого года жизни ребенок уже знает несколько слов, которые полностью понимает их значение и умеет правильно применять. Малыш понимает, как полезно уметь выразить свои потребности и желания такими словами, как «дай» и «на», «да» и «нет», «там» и «здесь».

12 - 17 месяцев

После года - то время, когда ребенок уже по-настоящему сознательно произносит и использует слова! В своей головке малыша уже систематизировал и может называть много понятий: родственников, зверюшек, игрушки, простые процессы.

Не беспокойтесь, если ребенок будет называть всех животных знакомым ему и любимым словом «ки» (киса), все движимое - «би-би», а всех встречных женского пола - «баба».

Детям легче формулировать слово так, чтобы повторялись первые слоги. Поэтому и слова «мама», «баба» детям даются легко, а «папа» звучат скорее, как «папы».

Расскажу, каким образом мои дети воспроизводили «язык» животных: корова у них говорила «ко-ко» (первый состав названия животного), муха - «м-м», а петушок - «пи-пи».

18 - 24 месяца

Ребенок уже знает около 200 слов, и скорость их усвоения впечатляет. Считается, что в таком возрасте ребенок может усваивать до 10 новых слов ежедневно! Самое главное, что малыш начинает соединять слова в предложения. Использование глаголов - это огромный прорыв в детском вещании.

Многие из детей на втором году жизни проходят один или несколько периодов так называемого «осознанного молчания», когда не радует родителей новыми словами и успехами. Не переживайте - мозг сына или дочери активно работает, чтобы потом проявить все собранное и «проработанное» в виде прорыва, скачка.

Часто в 2 года дети неправильно (с точки зрения взрослых) пользуются местоимениями и родами существительных. Так, предложение «я иду» будет звучать «Оля (Саша, Витя) идет».

Если ребенок больше общается с лицами противоположного пола, то может говорить о себе в их роду. Например, у девочки Маши есть старший брат, который постоянно рядом. В результате девочка может говорить о себе: «Я поел», «Я спал» ...

Ближе к 2 годам дети уже могут повторять, почти изучая наизусть, короткие стишки. А также выражать вопрос одним словом, как: «Папа?», «Хорошая»?

Бывает, у детей вырабатывается стойкая ассоциация к какому-то одному слову, которое мама особо акцентирует, говоря об этом предмете. Например, часто предостерегает ребенка от ножей на кухне словами: «очень острый», - при этом подчеркивает слово «очень». Поэтому, вполне нормально, если ребенок станет называть раз словом «очень».

Что мешает ребенку развивать речь?

Для самых маленьких - это, прежде всего, постоянный звуковой (или, скорее, шумовой) фон, который создает любимый во многих семьях телевизор.

Неправильные образцы слов в виде уже упоминавшегося «сюсюканья».

Для более сознательных детей - это частые замечания и исправления. Конечно же, никому не нравится ощущение неправильности! Поэтому, когда ребенку постоянно дают понять, что он говорит «не так», то она выберет самый легкий способ «исправиться» - молчание.

Психологическая атмосфера в семье, где ребенка ограничивают во многих возможностях. Другими словами - постоянные «нет».

Что помогает?
Радостная реакция родителей на звуки и старания ребенка.

Рассмотрение книжечек, предметов с четкими крупными рисунками. Причем, рисунки для самых маленьких должны быть, так сказать, сольные: одна страница - один предмет.

Универсальный помощник для развития речи и, впоследствии, письма - это развитие мелкой моторики рук. Это привычные для детей занятия: ощупывание предметов, различных по консистенции (водичка, песок, камни, трава), лепка из теста, пластилина и даже разрыв бумаги.

Оказывается, качели и укачивания, которое так любят дети, тоже очень полезны! Центр поддержки равновесия в мозге расположен около центра развития речи. Поэтому стимулирование одного ведет и к более активной работе другого.

Деткам родители помогут тем, что не будут избегать сложных слов и предложений в общении; давать ребенку всегда понимать, что ее тоже слушают, что мама готова менять тему, выслушивать вопросы ребенка.

Для любого возраста, безусловно, важное, чтобы с ребенком говорили как можно больше. Особенно, если ребенок молчаливая.

Некоторые причины, задерживающие начало вещания

Ребенок мало общается с другими детьми, в частности старше. Известно, что дети значительно лучше перенимают умение от себе подобных. Это касается и языка. Если же ребенок общается еще и со старшими, то ее стимулирует также стремление совершенствоваться и обогащать словарный запас.

Двуязычие в окружении. Сегодня это не такая уж и редкость. И не обязательно это касается браков с иностранцами. Достаточно сочетание русского и украинского. Дети, которые слышат от родителей разные языки, или один от родителей, а другой - в более широком окружении, начинают говорить чуть позже. Но есть и плюс двуязычия! Мозг ребенка в такой среде работает вдвое производительнее.

Мало свежих впечатлений. Новые впечатления стимулируют мышление и речь. Ребенку крайне необходимы новые игрушки, прогулки в новые места и т.д..

Когда следует беспокоиться?

Норму очень упрощенно и обобщенно можно сформулировать так: в год ребенок должен начинать использовать слова, в два года - предложение. Наконец, педиатр и сам поинтересуется, есть ли причины подозревать отклонения у вашего малыша.

Детки, у которых есть какие-то проблемы со слухом, перестают лепетать и мурлыкать в полугодовом возрасте. Они не пытаются издавать звуки, не смотрят на вас, когда вы говорите.

Обратите внимание:

  • если ребенок не произносит слов до 15-ти месяцев,
  • вы практически не понимаете слова, которые произносит малыш,
  • ни одно слово не похоже на настоящее,
  • до 16 месяцев ребенок не реагирует на ваши простые просьбы (например, «дай мячик»),
  • до двух годков у ребенка нет реакции на вопрос предложения родителей (например, после слов мамы «Идем гулять?» - ребенок не берет обувь или лопатки для песка).

Если вы заметили одну или несколько таких признаков, обсудите это со специалистом.

Родители очень ждут первых слов ребенка! Некоторых детки радуют уже в 9 месяцев, остальные - в 13-14. Но родителям не стоит искать проблем там, где их нет. Наконец, логопеды не работают с детьми, которым еще нет хотя бы трех годков.

И, имейте в виду, мамочки, папы, бабушки и другие родственники, - что все ошибки вашей речи перейдут по наследству и ребенку.

Наша с вами золотая истина: как цветы лучше растут, согретые солнцем, так и дети - лучше развиваются, когда они окружены любовью!

Дети младше трех лет, как правило, говорят о себе в третьем лице («Возьми Машу на ручки», «Коля не хочет кушать»). Такая форма объясняется тем, что они еще не осознают себя как личность. Кроме того, многие родители, общаясь с малышами, сами говорят о себе в третьем лице («Иди к маме!»), и те на первых порах копируют их. Говорить о себе в первом лице ребенок начинает после кризиса трех лет , когда он начнет осознавать свое «Я».

Когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице?

Это происходит ближе к трем годам. Именно к этому возрасту малыш впервые понимает, что он - это именно он, и начинает говорить о себе не «Саша идет гулять», а «Я иду гулять». До этого он отрицает обращение к себе в иной форме («Я не “ты”, а Саша!»). К трем годам у ребенка начинает формироваться самостоятельность и независимость, и в его самосознании происходит радикальное изменение - он начинает понимать: «Мальчик Саша - это я».

Почему ребенок в три года не говорит о себе «Я»?

Строго определенной возрастной нормы не существует, ведь в кризис трех лет каждый ребенок входит индивидуально: кто-то в два с половиной года, а кто-то - ближе к четырем. Однако если все сроки кризиса миновали, а малыш по-прежнему говорит о себе в третьем лице, то в этом случае можно предположить у него задержку нервно-психического развития. Обязательно стоит показать ребенка детскому психологу.

Как лучше обращаться к ребенку — в первом или третьем лице?

В тех семьях, где взрослые с самого начала обращаются к детям в первом лице, и точно так же говорят о себе, малыши минуют «стадию третьего лица», сразу начиная осознавать себя как «Я». В таких случаях, как правило, у ребенка намного легче проходит кризис трех лет (обычно он сопровождается различными проявлениями негативизма: упрямством и даже агрессивностью). Такие дети вырастают более общительными и независимыми, у них больше уверенности в себе, им с раннего детства присуще чувство собственного достоинства.

Детки растут быстро, и мама с папой стараются уловить каждое движение своего малыша, успеть заметить все тонкости его развития. В один из дней родители могут увидеть, как ребенок то и дело показывает язык. И это может стать привычкой, повторяющейся ежедневно.

Что это значит? Радоваться такому событию как новому достижению или беспокоиться? Давайте рассмотрим, какие могут быть причины, почему новорожденный высовывает язык.

Зачем нужен язык?

Для общения, конечно! А также для участия в приеме пищи. По мере взросления кроха учится управлять своим телом, пытаясь понять, для чего нужна та или иная его часть. А язык - это очень интересный объект для исследования. Посудите сами: он двигается, помогает «говорить», чувствует, какое вкусное мамино молочко и т.д.

Не пора ли подкрепиться?

Понаблюдайте за своим чадом. Может, он просто проголодался. Тогда с помощью язычка проявляется обычный сосательный рефлекс, сигнализирующий маме, что пора бы уже подкрепиться. Особенно это касается деток, находящихся на грудном вскармливании.

Я тоже так умею

Уже способен осваивать навыки общения, так как научился агукать. Возможно, с помощью язычка, он пытается издать новый звук. А может, он просто повторяет те действия, которые подсмотрел у взрослых. И если старший братик может показать язык младенцу, то почему бы не сделать то же самое?

Часто малыш копирует мимику взрослых

Первые зубки

Грудничок может нащупывать новые рельефы в своем ротике, когда начинают прорезываться зубы. Часто при этом десны опухают, немного чешутся, болят, доставляя малышу дискомфорт.

Элементы гимнастики

Можно заметить, как месячный ребенок двигает всем, что двигается: машет ручками, ножками. Дети постарше пытаются переворачиваться, ползать. А язык - это та же мышца, которая нуждается в тренировке. Вот младенец и тренируется.

Большой язык для маленького ротика

Бывают случаи, когда детский язык несколько больше стандартных размеров. Он не помещается во рту, что может быть анатомической особенностью. Как правило, с возрастом эта проблема уходит сама собой. Но сходить к педиатру все же стоит, так как выпадание языка может свидетельствовать о серьезных генетических заболеваниях.

Если ребенок нормально прибавляет в весе, у него хорошо развит сосательный рефлекс, высовывание языка происходит не постоянно, а от случая к случаю, причин для беспокойства нет.

Когда стоит беспокоиться

Если грудной ребенок высовывает язык постоянно или регулярно после кормлений, малыш капризный, нервный, это может говорить о патологическом развитии одного из заболеваний.

Молочница

Заболевание, при котором происходит поражение слизистой полости рта грибками рода Candida. Каждый пятый младенец до года испытывает на себе симптомы кандидоза. Молочницу определяют по белому налету на языке, щеках и небе. Высовывая язык, малыш пытается облегчить дискомфортное состояние.

Гипотиреоз

Возникает из-за нехватки гормонов щитовидной железы и имеет серьезные последствия в виде умственной и физической отсталости. Часто диагноз гипотиреоз ставят еще в роддоме. Однако он может проявить себя и в более поздние сроки, на первом году жизни.

У деток, находящихся на грудном вскармливании, признаки гипотиреоза проявляются позднее, так как с молоком матери малыш какое-то время получает гормоны в небольших дозах.


Выпадающий язык может свидетельствовать о серьезной болезни

Большой отечный язык, не помещающийся во рту, является одним из признаков, при которых незамедлительно нужно обратиться к эндокринологу.

Внутричерепное давление

Наряду с выпадающим языком, характерным признаком болезни является запрокинутая назад голова. Такое состояние требует пристального наблюдения за младенцем со стороны родителей, а также лечения у невропатолога.

После тщательного обследования назначается медикаментозная терапия и лечебные массажи. Лечение следует начать как можно раньше, поскольку патологические процессы приводят к задержке в умственном развитии и проблемам со зрением.

Проявляйте проницательность, заботясь о своем ребенке. Не придумывайте то, чего на самом деле нет, но и не игнорируйте ситуацию, если тревожные признаки налицо.

Первой осознанной улыбки в исполнении младенца с нетерпением ждут все мамы. Она является признаком налаженного эмоционального контакта и для родителей означает очень многое. В этой статье мы расскажем, когда дети начинают улыбаться и можно ли их этому научить.

Как развивается навык?

Осознанная улыбка становится возможной тогда, когда младенец успешно проходит первичный этап психического и эмоционального развития. Новорожденный почти не контактирует с внешним миром, он находится в состоянии глубокого внутреннего сосредоточения. Это важно для того, чтобы процесс адаптации к новой среде обитания, отличной от внутриутробной, протекал более быстро. Единственный способ контакта в этом возрасте – плач. Им ребенок показывает свое неудовольствие мокрыми пеленками или усталость, голод или боль.


Улыбка как реакция на узнавание, на родного человека приходит позже, чем неосознанная улыбка. Многие замечали, как новорожденные улыбаются во сне. Трудно судить, снятся ли им сны, но этого наука не исключает. Однако улыбка или полуулыбка в этом случае является выражением становления нервной системы малыша – непроизвольным импульсным сокращением лицевых мышц.

Такая первая улыбка не связана с эмоциями, она исключительно физиологическая. А вот эмоционально улыбнуться маме малыш может не раньше, чем он начнет узнавать ее лицо и выделять его из других лиц и предметов. Зрение малыша к концу второго месяца жизни становится более острым, он уже может сосредотачивать ненадолго взгляд на лицах и предметах, расположенных недалеко от собственного лица. Именно к этому возрасту грудничок и может продемонстрировать свою первую настоящую улыбку.


Умение улыбкой выражать эмоции имеет большое значение и никогда не появляется изолированно от некоторых других навыков. Как только карапуз в 2-2.5 месяца начинает узнавать маму, папу, он не только может улыбкой показать это, но и демонстрирует общее оживление: в ответ на мамин голос или прикосновение начинает интенсивно размахивать ручками, ножками, выгибать спинку, поднимая животик вверх. Некоторые в 2 месяца начинают гулить и агукать, и первые звуки в большинстве случаев тоже совпадают с первой полноценной улыбкой.

Все эти признаки означают своевременное и нормальное эмоционально-психическое развитие, которое для малютки является не менее важным, чем развитие физическое.

В будущем, когда малютка начнет учиться сидению, ползанию, ходьбе, именно нормальное психическое развитие обеспечит ту самую необходимую мотивацию для освоения всего нового. Без нее замедлится и физическое развитие.


Причины его отсутствия

Нарушение сроков эмоционального развития может наблюдаться у детей недоношенных, рождение которых произошло преждевременно. Некоторое время им приходится «догонять» ровесников по многим позициям, а потому и эмоциональная сфера малышей начинает развиваться несколько позднее. Но непроизвольная улыбка даже у недоношенных детей обычно проявляется уже в первые дни жизни. Такие малыши наравне с доношенными могут закатывать глаза, когда засыпают и улыбаться.

Определенное нарушение сроков психологического созревания может наблюдаться и у детей, которые в период беременности испытывали физическое неблагополучие – резус-конфликт, гипоксию, хроническую нехватку витаминов и минералов. Родовые осложнения, травмы головы, шейного отдела, а также кровоизлияние в мозг после рождения также могут привести к нарушению работы некоторых отделов коры головного мозга и замедлению психического созревания или к развитию психических заболеваний, но диагностировать их в столь нежном возрасте практически невозможно.

Врачи давно заметили, что дети, от которых отказались в роддоме и которые оказались в доме малютки, начинают улыбаться очень поздно, а некоторые, вообще, не хотят этого делать. В связи с этим специалисты заключили, что контакт с матерью (тактильный, голосовой) очень нужен младенцу с самых первых дней. Лишенный этого контакта грудной ребенок чувствует себя одиноким, развитие его эмоциональности идет очень медленно.


Примечательно, что самым важным является именно тактильный контакт. Это легко понять, проанализировав, как дети, глухие или слепые от рождения, учатся улыбаться. Они делают это примерно в те же сроки, что и здоровые ровесники, при обязательном условии, что мама рядом, она прикасается к малышу, гладит его, кормит грудью.

Недостаточный уровень общения замедляет малыша в развитии психики и полноценных ответных реакций.

Многое зависит и от характера самого малыша, от типа темперамента, с которым он появился на свет. Так, сангвиники и холерики начинают расцветать ответными улыбками несколько раньше, чем сонливые и ленивые меланхолики. Есть, вообще, детки, которые первым делом начинают хмуриться – это выглядит очень смешно и необычно. Но это тоже можно считать проявлением нормального психического развития.




Что означают улыбки?

Поскольку грудной малыш существенно ограничен в способах выражения своих эмоций, то его крик и его улыбки могут означать довольно большой спектр эмоций. Это не только радость от узнавания родного лица, но и свидетельство благополучия. Так, малыш может улыбаться просто так, когда он сыт, когда ему сухо и тепло, когда он спит и его ничего не беспокоит – ни колики, ни газики, ни посторонние звуки. Именно так следует понимать распространенную ситуацию, когда грудничок, которого покормили, переодели и уложили в комфортную кроватку, смотрит в одну точку на потолок и улыбается. Ему просто хорошо и это не должно тревожить родителей.


Неуместные улыбки играют большую роль в диагностировании психических заболеваний, нарушений аутистического спектра, но только после того, как ребенку исполнится 3 года. К этому возрасту психические недуги, если они имеются, будут иметь и другие симптомы и проявления.

По мере развития речевой функции дети начинают улыбаться более адресно, а также могут улыбаться во сне, когда видят знакомые образы или им снится мама. Другие виды улыбки (издевательская, например) малышам не знакомы. С ними они познакомятся позднее, обычно после двух лет.


Учить ли малыша?

Обучение искусству улыбаться должно начаться с первого дня жизни ребенка. И лучшее упражнение – собственный пример. Чем чаще ребенку улыбаются взрослые, чем чаще он видит такую мимику, тем больше вероятность, что ему захочется повторить ее и улыбнуться в ответ. Поэтому главное – это общение, эмоциональный обмен радостью в сочетании с прикосновениями, нежным голосом. Все это поможет ребенку быстрее понять, что находится он в полной безопасности, что мир, в которой он пришел, совсем не враждебный.

Часто бывает так, что после первой улыбки кроха перестает радовать ею родителей и достаточно долго не повторяет этой мимики. Такое бывает.

Мало научить малыша, нужно постоянно поддерживать в нем этот новый эмоциональный навык.


Порой родители не замечают, что сами большую часть дня проводят с угрюмым и суровым выражением лица. Дети, как высокочувствительные детекторы, мгновенно «считывают» это и стараются подражать родным людям. Таким родителям нужно учиться улыбаться и проявлять собственные эмоции вместе с ребенком.

Чуть позднее ребенок начнет смеяться, обычно это происходит к 5 месяцам. И поначалу странные звуки могут пугать его самого. Тут родителям лучше не вмешиваться, довольно быстро грудничок поймет, что странные пугающие звуки он может производить самостоятельно, а потому они совершенно не опасны. С этого момента начинается период смеха без причины – ребенок просто «репетирует», а мама начинает переживать, что он смеется всему и постоянно.


Когда нужно обратиться к врачу?

Показать ребенка доктору-педиатру с жалобами на отсутствие улыбок в частности и наличие слабой эмоциональной картины в целом нужно в том случае, если есть дополнительные трудности в его развитии. Отсутствие улыбки у двух-трехмесячного младенца в сочетании с общей мышечной слабостью и отсутствием даже малейших попыток установить зрительный контакт и попыток удерживать голову в положении лежа на животе – очень тревожный признак.

Отсутствие узнавания, реакции на голос матери, на ее прикосновение, отсутствующий взгляд, плохой аппетит, беспокойный сон и частый плач, не связанный с голодом или потребностью в замене подгузника, – вот те признаки, которые являются сигналом к тому, чтобы обратиться к педиатру, получить направление на обследование головного мозга одним из существующих методов, а в последующем – получить лечение.


Ребенок начинает улыбаться тогда, когда соблюдены все необходимые для этого условия – как внутренние, так и внешние. А потому начать следует с себя и анализа общения с чадом. И только тогда, когда ничего не помогает, на помощь придет медицина.

О том, когда ребенок начинает улыбаться, смотрите в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.