Коллективное творческое дело "поиск клада". Разработка идеи мероприятия с использованием технологии коллективно-творческого воспитания План конспект ктд в начальной школе

Министерство общего и профессионального образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

КТД «Как встречают Новый год люди разных стран»

Г. Камышлов, 2016 год

Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, кото­рые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направ­лены на комплексное решение задач гармоничного развития лич­ности.

КТД – это дело, которое предполагает непрерывный поиск лучших решений для достижения поставленной цели, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща. В деле принимают участие ученики и их родители, вожатые, классный руководитель.

Требования к КТД

    КТД должно опираться на предшествующий опыт ребят, на знания, полученные ранее.

    Каждый должен найти себе место в деле.

    Необходимо соблюдать последовательность действий. Любой этап – творчество ребёнка, которое нужно заметить.

Форма КТД

    Общественные (беседа за круглым столом, диспут, рассказы и другое).

    Трудовые (город весёлых мастеров, защита профессии и другое).

    Познавательные (вечер весёлых задач, КВН, тусовка мечтателей).

    Спортивные (весёлые старты, день здоровья, другое).

    Художественные (карнавал мод, театр пантомимы).

    Досуговые (аукцион забав, живые картины, рыцарский турнир).

Схема организации КТД:

    Предварительная работа.

    Коллективное планирование.

    Коллективная подготовка к делу.

    Проведение КТД.

    Коллективное подведение итогов.

    Важнейшее последствие.

(В течение 10 дней поиск информации по теме, затем распределение в группы, составление сценария своего выступления, репетиции каждой группы в тайне друг от друга, выступление, подведение итогов, последствия)

КТД (Коллективное творческое дело) "Как встречают Новый год люди разных стран"

Цель: сформировать представление об особенностях празднования Нового года в разных странах.

Задачи:

    раскрытие творческого потенциала участников КТД;

    развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);

    развитие умения пользоваться различными источниками информации.

    формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Оборудование: мотибана, костюмы героев, конфетти, леденцы, виноград, электронная презентация, телевизор, видеофильм.

План-конспект проведения КТД

1. Организационно-мотивационный этап : (5 мин.)

– Какой праздник вы любите больше всего? (День рождения, Новый год …)

– Почему? (Приносит радость, подарки …)

– До Нового года осталось 2 недели, и я думаю, всем будет интересно узнать об этом празднике как можно больше.

– Я предлагаю вам отправиться в новогоднее путешествие вместе с тетушкой Совой, для того, чтобы узнать историю возникновения этого праздника

2. Сообщение темы и цели (5 мин.)

Просмотр фильма (В гостях у тётушки Совы « Откуда идет традиция праздновать Новый год» ) (3минуты)

– Что вы узнали из рассказа тетушки Совы? (Откуда идет традиция праздновать Новый год.) А сейчас вы расскажите друг другу, каковы же традиции празднования в разных странах.

3. Работа по теме. (Выступление групп) (1,20 ч.)

Классный руководитель:

– Приглашаю первую группу. Они расскажут, как празднуют Новый год в Японии.

Группа (состоит из 5 учеников, 1 родителя и 1 вожатого):

1 ученик:

– Мы хотим рассказать о праздновании Нового года в Японии и подготовили свое выступление в форме репортажа.

(1 родитель и 1 ребенок выступают в роли телеведущих; 1 ребенок – корреспондент;

3 учеников и 1 вожатый – работники музея)

2 телеведущих (В качестве декорации используется “телевизор” сделанный своими руками):

– Здравствуйте, дорогие телезрители!

– Доброе утро всем!

– Сегодняшняя наша передача сразу же начнется с хороших новостей. Скоро Новый год!

– Да, это приятная новость и главное совершенно неожиданная! (Смеется).

– Шутки в сторону, на связи Токио – столица Японии! (Приложение 1 . Слайд 1)

– Владимир? (пауза)

– Алина? (пауза)

– Да, я вас слышу, говорите!

Корреспондент:

– Мы ведем свой репортаж из Токио. Традиции празднования Нового года в Японии весьма необычны, я бы даже сказал экзотичны.

1 ученик . Фукувараи в переводе с японского означает «счастливый смех», и играть в неё могут даже самые маленькие японцы. Суть игры проста: Вам дают большое изображение с чистым овалом лица и отдельно от него глаза, рот, щёки, брови, уши и другие положенные вещи. Задача проста – восстановить справедливость и приклеить недостающие части обратно. Однако, чтобы было интереснее и веселее, вам завязывают глаза и предлагают творить:) Традиционно, собираются несколько участником за большим столом и каждому дают своё «лицо». В конце игры все участники снимают повязки и оценивают результаты друг друга под громкий всеобщий смех. Если играют члены одной семьи, в конце игры часто сравнивают, какое лицо на кого похоже.

Вожатый. (Приложение 1 . Слайд 5):

– Новогоднюю ночь в японских храмах колокола отбивают 108 ударов. Цифра 108 выбрана не случайно. Считается, что у человека 6 пороков: жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность и алчность. Каждый из них имеет 18 различных оттенков – 108 пагубных страстей. Японцы считают, что каждый из этих ударов изгоняет 1 из недостатков.

1 ученик. (Приложение 1 . Слайд 6):

– В лавках можно приобрести различные сувениры: “хамаюми” – похожие на “медвежью лапу” грабли из бамбука, которыми очень удобно “загребать” счастье.

2 ученик. (Приложение 1 . Слайд 7):

– Под Новый год в Японии принято изготавливать и дарить кукол-неваляшек “Дарума” с белыми глазницами. Один глаз раскрашивают, когда загадывают желание, а второй после его исполнения. В награду за “прозрение” “Дарума” выполняет загаданное желание. И когда “чудо” свершится, кукле в благодарность закрашивают второй глаз и оставляют ее на память.

3 ученик. (Приложение 1 . Слайд 8):

– “Мотибана” – новогоднее деревце или ветки украшенные новогодними игрушками. Ставится внутри дома. (Слайд остается на экране)

Корреспондент :

– Заканчиваем свой репортаж, поздравляем всех с Новым годом!

Телеведущие:

– На этом мы заканчиваем свой репортаж. Всех с Новым годом! До свидания! До встреч в новом 2017 году на нашем канале.

Стук в дверь.

Классный руководитель : – Войдите.

Секретарь:

– Я от директора. Вам пришел факс, получите. (Передают игрушки.)

Дети дарят всем нарисованную на картоне “даруму”.

Вожатый:

– На этом наша группа заканчивает свое выступление. От нас еще один подарок для всех – “мотибана”. (Заносит “мотибану”, которую группа сделала предварительно)

– Посмотрите на экран, так “мотибана” выглядит в Японии, а эту мы сделали своими собственными руками.

Классный руководитель:

– Спасибо, ребята! Елочка получилась замечательная. Ваш подарок еще очень нам пригодится.

– Приглашаю 2 группу. Они расскажут о праздновании Нового года в Италии.

(Группа состоит из 7 человек, 5 учеников и 2 родителей, 1 из родителей исполняет роль Бефаны, 2 – роль ведущего)

1 ведущий (ученик):

– В Италии Новый год начинается 6 января. На Новогоднем столе у итальянцев обязательно присутствуют орехи, чечевица и виноград – символы долголетия, здоровья и благополучия.

2 ведущий (родитель):

– В Италии есть такой обычай – в новогоднюю ночь набрать “новую” воду из источника. Итальянцы говорят, что новая вода с оливковой веточкой – лучший подарок друзьям, она приносит счастье.

1 ведущий (ученик):

– Для итальянцев также важно, кого они первым встретят в новом году. Если первым встречным будет монах или священник – это плохо, а встретить дедушку с горбом – к большой удаче.

2 ведущий (родитель):

– Итальянские дети с нетерпением ждут добрую фею Бефану.

Сценка

Бефана с Арлекино, Пульчинелло и Серветтой влетают в класс и кричат:

Бефана:

– Где мы приземлились, друзья?

Пульчинелло (грубый):

– Что вы сами не видите?

Бефана:

– По-моему мы не в Италии, слишком холодно!

Сервета (обращаясь к зрителям):

– Бонджёрно, сеньоры и сеньориты! В какую страну нас занесло?

Зрители:

– Вы в России.

Бефана:

– Разрешите представиться:

– Я, Бефана!

Я добрая итальянская фея. Прилетаю ночью на волшебной метле в каждый итальянский дом, открываю двери маленьким золотым ключиком, и, войдя в комнату, где спят дети, наполняю подарками детские чулочки, подвешенные к камину.

– А это мои друзья и помощники. Знакомьтесь:

– Арлекин! (делают шаг вперед и кланяются)

– Пульчинелло!

– Серветта!

Пульчинелло:

– Арлекин, почему ты с кастрюлей?

Арлекин, разглядывая кастрюлю, надевает ее на голову и тут же снимает.

Арлекин:

– Я должен вам напомнить, что в Италии в Новый год опасно гулять по городу…

Все герои:

– Почему?

Арлекин:

– Потому (пауза), что по нашему обычаю, в новогоднюю ночь нужно выбрасывать из окон старые вещи, в том числе и мебель! А вдруг мне диван на голову упадет?!

Все герои забегали, засуетились.

Бефана:

– Успокойтесь! Напоминаю вам, мы в России.

Все облегченно вздыхают.

Сервета:

– А вы то, что здесь все собрались? Тоже Новый год встречаете?

Зрители:

Бефана:

– И, наверное, ждете подарки?

А знаете ли вы, что в Италии сорванцам и двоечникам подарки не дарят, а посыпают их голову золой.

– Сейчас (достает мешочек с “золой” – конфетти) я (пауза) потом быстро говорит:

Признавайтесь, кто из вас проказники и двоечники?!

Реакция зрителей. Обыгрывание ситуации.

Арлекин:

– Да ты что Бефана не видишь, все дети хорошие, воспитанные, умные. Дари всем леденцы!

Бефана соглашается и раздает всем леденцы.

Пульчинелло:

– Бефана, пора спешить, подул попутный ветер, надо лететь на Родину, ведь нас ждут итальянские дети!

Бефана:

– Мы ведь еще виноград не купили! А его ведь его еще и засушить нужно!

Все герои: – Аривидерчи! Чао! Пока!

Классный руководитель:

– Что-то я не поняла про виноград? Причем здесь он, да еще сушеный?

1 ведущий:

– Да просто в Италии у каждого на тарелке в полночь должны оказаться по 12 сушеных виноградин. С каждым ударом колокола надо съесть по 1 виноградинке, загадывая желание.

2 ведущий:

– Вот и мы представим, к примеру, что мы в Венеции, новогодняя ночь и на блюде виноград. Мы предлагаем съесть по одной виноградинке и загадать желание.

(Участники группы предлагают всем желающим съесть по 1 виноградинке и загадать желание. Раздается бой курантов все загадывают желание.)

Классный руководитель:

– Следующая страна – Испания.

Группа (состоит из 7 человек, из них 1 вожатый):

1 ученик:

– Мы подготовили свое выступление в форме урока истории. Итак. 3 – “в” класс. 4 школа. Урок истории.

Учитель (роль учителя играет ученик): Дети, какое слово лишнее? (На доске слова: стол, стул, Испания, кресло)

1 ученик: Лишнее слово Испания.

– Правильно, какой молодец! А почему?

– Сформулируйте тему урока.

2 ученик: Мебель.

Учитель: Подумайте хорошенько, дети, у нас же урок истории! Вспомните, что мы проходили на прошлом уроке!

3 ученик: Испания.

Учитель: Молодец! Принесешь на перемене дневник – 5!

– Сегодня мы продолжим изучение темы “Новый год в Испании”

– Сначала проверим домашнее задание.

(Все сжимаются, боятся, что их спросят)

– Как испанцы дарят подарки в новогоднюю ночь?

– Так, (пауза) отвечает… Боря!

4 ученик (Боря): Я не готов!

Учитель: Как?! Я же задала эту тему 3 дня назад! Можно было выучить?!

Боря: Да, но я забыл.

Учитель: Садись, радость ты моя (с иронией)! Кто знает ответ?

5 ученик: Я!

Учитель: Слушаю. Боря, ты тоже слушай.

5 ученик: Раздача подарков происходит в форме лотереи 6 января. 6 января – это День подарков. Испанцы очень любят дарить подарки и в Новый год каждому члену семьи достается по 30 подарков. Представляете, 30 подарков!

6 ученик: Можно добавить?

Учитель: Пожалуйста.

6 ученик: А вот непослушные дети страдают в Испании больше, чем в других странах. Родители иногда пачкают им во сне лицо углем.

Боря (громко шепчет): Хорошо, что я не испанец!

(Шум в классе)

Учитель успокаивает класс.

1 ученик: А у меня вопрос:

– А что, в Испании нет Деда Мороза и подарки, дарят только родственники?

Боря: Да ты что, даже я знаю, что в Испании есть Дед Мороз, только я забыл, как его зовут.

Но зато помню, что он не заходит в дома, а подарки испанским детям оставляет на балконе. Ну, как же его зовут?

2 ученик: Я могу подсказать! Можно? Олентцеро или ласково Папа Ноель.

Учитель: Ну, хватит, хватит выкрикивать и подсказывать! Мы столько времени потеряли.

Боже мой, до конца урока 5 минут, а мы еще не познакомились с новым материалом.

Так, все внимательно слушаем.

– Кто готовил сообщение?

3 ученик: Я. Новый год по-испански – довольно оригинальный праздник. В Новогоднюю ночь улицы перегораживаются заборами, всюду разбросаны капканы, а на деревьях развешены острые предметы, чтобы поймать нечисть, но иногда страдают ничего не знающие туристы. Так что, если вы попадете в Новый год в Испанию, будьте осторожны!

Но когда часы пробьют 12, все заграждения убирают, и испанцы начинают поздравлять друг друга, веселиться. И самое интересное, начинают петь и танцевать, взявшись за руки.

– Мы подготовили танец, можно мы его покажем?

Учитель: Да вы что, у нас новая тема, а до конца урока 2 минуты!

(Уговаривают)

– Ну, хорошо. Только, если вы меня научите.

Испанский танец под руководством вожатого .

Учитель хвалит за выступление.

– На этом наш урок закончен. Всем спасибо за хорошую работу. До свидания.

Классный руководитель: И, наконец, я приглашаю группу, которая расскажет нам о праздновании Нового года в России.

(В группе 7 человек, из них 1 –это родитель, играет роль Деда Мороза, 2 – вожатая, играет Снегурочку).

1 ученик: Обычай встречать Новый год в ночь на 1 января введен на Руси в 1700 году. До этого Новый год встречали 1 сентября. И ввел этот праздник Петр Первый (Приложение 1 . Слайд10.) Это его мы должны благодарить за новогоднее веселье, за фейерверки в ночном зимнем небе, за катания на санях с горы. (Приложение 1 . Слайд 11). Он придумал украшать дома и ворота ветками сосны.

2 ученик: А обычай наряжать на праздник елку появился позднее, в 19 веке и пришел из Германии.

3 ученик: Приблизительно вместе с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится Дед Мороз. Хотя возраст его больше 1000 лет.

1 ученик: Слушай, а может, хватит рассказывать? Это скучно. Может мы, не скажем, а покажем?

2 ученик: Согласен. Начинаем!

3 ученик:

Снова к нам пришел сегодня

Праздник елки и зимы.

Этот праздник новогодний

С нетерпеньем ждали мы.

4 ученик:

Лесом частым, полем вьюжным

Зимний праздник к нам идет.

Так давайте скажем дружно:

“Здравствуй, здравствуй, Новый год!

5 ученик: Но как же мы будем праздновать Новый год без Деда Мороза и Снегурочки?

2 ученик: Так давайте позовем их.

Все: Дед Мороз! Снегурочка!

Дед Мороз:

Здравствуйте, здравствуйте!

С Новым годом! С Новым годом!

Поздравляю всех детей!

Поздравляю всех гостей!

Желаю успехов, здоровья и сил!

очень, ребятки, сюда я спешил.

Чуть по дороге в овраг не свалился.

Но, кажется, вовремя в гости явился.

Снегурочка.

Встречают песней Новый год,

Встречают пляской Новый год,

Встречают с елкой Новый год!

– А где же ваша елочка?

Классный руководитель: А у нас сегодня Японская елочка – “мотибана”. Ведь сегодня мы узнали о том, как празднуют Новый год в других странах.

Дед Мороз: Ах, какие молодцы!И японская елочка нам подойдет!Мы вокруг нее и хоровод поводим и песню споем. В круг скорее все вставайте, хоровод свой начинайте! (Хоровод.)

Дед Мороз: Праздник мог бы продолжаться: в танцах, в песнях есть запас! Но пришла пора прощаться, к сожалению, сейчас.

Снегурочка: А подарки!

Дед Мороз: Ох, совсем я старый стал, забыл! Забыл дома! Ой! Ой! Ой! Что же теперь дети без подарков останутся? Снегурочка, что делать?

Снегурочка: Дедушка Мороз, нужно быстрее отправляться за подарками! У ребят утренник 26 декабря. Как раз к утреннику мы и успеем с подарками!

– Ребята, подождете 10 дней?

Дед Мороз: Мы не прощаемся ребята, а говорим вам: “До встречи!”

– Поторопись Снегурочка! (Уходят.)

4. Закрепление изученного. (10 мин.)

– Не получилось? Было трудно?

Самое главное, что узнали сегодня:

– В какой бы стране мира мы не находились в Новый год везде вас будет ждать, что?

Дети отвечают (радость, веселье и подарки).

6. Подведение итога. (20 мин.) Чаепитие. Всем хорошего Нового года!

Цель:

    сплочение детского коллектива,

    научить быстро принимать решения,

    показать необходимость жертвовать личными интересами на благо коллектива.

Задачи:

1) знакомство детей с коллективной игровой деятельностью; 2) формирование у детей навыка работы в группах, умения принятия коллективных решений в процессе обсуждения подсказок; 3) выявление лидеров.

План проведения ктд

1. Совместная подготовка и разработка КТД - организатор лагеря, вожатые, воспитатели, совет министров лагеря. 2. Старт игры – игровая комната одного из отрядов, где предварительно собирают оба отряда. 3. Чтение Указа и выдача первой подсказки. 4. Игра (прохождение станций и выполнение заданий). 5. Финиш. 6. Награждение.

Условия проведения

1. В игре принимают участие два отряда, соединенные в одну команду.

2. На каждом этапе предлагаются подсказки - задания, их выполнение оценивают игротехники (вожатые).

3. Основная задача игротехника не только заслушивать ответы участников игры, но и принимать решение, если ответ неверный, то даются наводящие вопросы, так как если подсказка не будет взята – потеряется логическая связь между станциями.

4. На каждом этапе задания выполняют либо определенные представители, либо все участники игры, согласно условиям подсказки.

5. Во время выполнения задания группой игроков, остальные игроки не имеют права вмешиваться. Если задание из подсказки выполнено не верно, игроков «стражники» (вожатые) садят в «темницу» до конца игры, пока участники не вызволят их оттуда своей смекалкой на Финише (разгадывание шарад и загадок).

7. В случае подсказок, пассивности при выполнении заданий, игрок отстраняется от участи в игре и забирается так же в темницу. Дальнейшая его судьба зависит от остальных игроков (захотят ли они его оттуда вызволить).

Этот факт фиксируется в маршрутном листе «ведущего» и учитывается при подведении итогов игры.

Станции:

    «Поле богатырское»;

    «Марья Искусница»;

    «Ярмарка»;

    «Русская печь»;

    «Кони дивные»;

    «Царевна - Несмеяна»;

    «Лестница в небо»;

    «Радуга»;

    «Путанка»;

    «Сокровища сказок».

Способы мотивации детей на участие в совместной деятельности

Используемый способ мотивации детей на участие в совместной деятельности - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых, при КТД. Такая форма воспитательной работы, ориентирована на развитие фантазии и творческих способностей детей, предполагает наличие совместной деятельности детей и педагогов, в данном случае вожатых и совета министров лагеря.

Поэтапная организация совместной деятельности:

- Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая «стартовая беседа», во время которой организатор лагеря увлекает Совет министров лагеря радостной перспективой интересного и полезного дела. Идёт поиск ответов на вопросы: для кого? когда? где? с кем вместе? Главная задача: вовлечь каждого в совместную деятельность и выявить лидеров среди коллектива, который окажется и без вожатых и без своих уже выбранных и утвержденных лидеров – Совета министров лагеря.

- Проведение. Стадия проведения КТД – это итог работы, проделанной при его подготовке.

- Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД – его ближайшего последействия.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей Соль-Илецкого района» Оренбургской области.

Учитель русского языка и литературы

Юдина Зинаида Геннадьевна

Конспект

воспитательного мероприятия

КТД « Русская Масленица »

2007 год

Аннотация

Воспитательное мероприятие построено на технологии коллективного творческого дела (КТД), что позволило сделать каждого члена классного коллектива активным участником организуемой творческой деятельности. Общее дело, его общественная и культурная значимость способствовали сплочению класса, развитию самостоятельности и инициативы ребят, раскрытию творческого потенциала каждого ученика. Мероприятие развивает интерес к русской культуре, повышает познавательную активность учащихся. КТД «Русская Масленица» было проведено в феврале 2007 года на масляной неделе.

КТД «Русская Масленица».

Одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе является коллективная творческая деятельность. Методика КТД позволяет организовать яркую, наполненную трудом, игрой, совместным творчеством и личной радостью жизнь классного коллектива.

Наш 7 «а» класс – коллектив активных, энергичных, инициативных и твор-ческих ребят. Участие в общей деятельности выявляет творческий потенциал каждого из учеников. Одним из коллективных творческих дел в жизни класса стал праздник «Русская Масленица».

Сочетание методики КТД и русского традиционного праздника Масленицы способствовало совершенствованию коллективистских основ жизни, самосто-ятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру, окружающей жизни, а также позволило учащимся проявить все свои творческие способности и возможности.

КТД «Русская Масленица» проводилось по традиционной структуре.

1 этап . Предварительная работа .

Определяются воспитательные задачи КТД:

Воспитывать интерес к традициям и обычаям русской культуры, сохранять их;

Развивать желание учащихся преображать окружающую жизнь, приносить радость праздника другим людям;

Воспитывать чувство ответственности и товарищества в совместной деятельности;

Развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности каждого: художественные, вокальные, артистические, организаторские.

2 этап. Коллективное планирование .

Перед началом проводится сбор-старт. Все участники обсуждали такие вопросы:

Форма проведения КТД;

Место и время проведения этого дела;

Количество участников и руководителей;

Ответственные за различные этапы проведения.

Совместно составлялся план работы. Для его выполнения класс разбивается на творческие группы с выбором старшего:

Артисты (чтецы, вокалисты);

Декораторы- оформители;

Музыкальные оформители;

Спортивные организаторы;

Кулинары.

3 этап. Коллективная подготовка .

Избирался совет дела (в составе классного руководителя, представителей каждой творческой группы), который подбирал литературу, составлял сценарий КТД, руководил проведением дела, поддерживая инициативу каждого участника, определял объём работы творческих микрогрупп. На этом этапе художники-декораторы готовили плакаты, декорации, чучело Масленицы, костюмы, кукол для театра Петрушки. Артисты разучивали роли, песни, стихи. Музыканты в содружестве с учителем музыки подбирали музыку: народные песни, славянские мелодии, цикл пьес «Времена го- да» П.И.Чайковского. Организаторы спортивных игр разучивали игры, конкурсы для младших школьников, готовили спортинвентарь. Ответственные за кулинарные изделия для ярмарочных столов отыскивали интересные рецепты блинов.

4 этап. Проведение коллективного дела .

Проведение праздника «Русская Масленица» осуществлялось в несколько стадий. Сначала проводился классный час «Знакомство с Масленицей», на котором ученики узнали всё о старинном празднике древних славян, о его корнях, происхождении, праздновании на Руси. Вторая стадия проведения КТД – это игровой праздник «Широкая и раздольная Масленица» во время масленичной недели (февраль- март). Проведение праздника заняло всю неделю, а зрителями и участниками его стали все желающие ученики и учителя лицея. Заключительной стадией КТД стал классный час с приглашением гостей «Масленица и русское искусство». На нём славянский праздник был представлен в широком контексте русской культуры: литературы, музыки, живописи. Проведение КТД «Русская Масленица» освещалось на страницах лицейской газеты «Я – лицеист».

(Сценарий КТД дан в приложении).

5 этап. Коллективное подведение итогов .

Анализ проведения КТД проводился на общем собрании. Для обсуждения пред-лагались вопросы:

Что было хорошо?

Что особенно удалось, благодаря чему?

Что не получилось? Почему?

Как сделать, чтобы было лучше? Как сделать по-другому?

В ходе обсуждения использовались такие формы: «лист самооценки», «конверт мнений», «свободный микрофон». Высказывания, мнения и предложения каждого систематизировались и обобщались организаторами.

6 этап. Ближайшее последействие .

Проведение КТД «Русская Масленица» вызвало энтузиазм всего классного кол-лектива, способствовало сплочению коллектива, развитию чувства ответственности за совместное дело, ощущению своей необходимости и значимости в общем деле, желанию учащихся нести радость окружающим людям, кроме того, с наибольшей силой выявило различные таланты каждого участника. КТД поддержало стремление учащихся к самовыражению и самоутверждению.

КТД «Русская Масленица» было поддержано учащимися других классов и стало традицией в лицее.

Сценарий проведения

коллективного творческого дела

«Русская Масленица»

План:

    Классный час «Знакомимся с Масленицей»

    Игровой праздник «Широкая и раздольная Масленица»

3. Классный час «Масленица и русское искусство»

Классный час «Знакомимся с Масленицей»

Оборудование : плакаты с названиями дней Масленицы, чучело Масленицы, изображение солнца, праздничный стол с блинами и самоваром, буклеты о Масленице с рецептами блинов

Ход занятия:

1. Слово учителя : Февраль – последний месяц зимы. Завершается зима, ознаменование победы сил света и тепла над силами холода наши предки устраивали масленичные гулянья. Масленица - самый раздольный и весёлый праздник. Божество зимы Морана уступает своё владычество Ладе, олицетворяющей весну. С Масленицей наши предки связывали свои надежды на хорошее лето и щедрый урожай. Целую неделю веселилась на радостях сельская и посадская Русь. На то она и широкая или, как ещё говорили, «честная госпожа Масленца». Каждый день масленичной недели (ещё её называли сырной) имел своё имя.

2. Выступления учащихся «Семь дней Масленицы»:

1-й: Понедельник называли «встреча». Рано утром гурьба ребятишек отправля-лась вздымать снежные горки, поливать их водой и раскатывать. Особо красноречивые из ребят повторяли бабушкино причитанье: «Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные косточки! Приезжай к нам в гости на широкий двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…»

2-й: Выстроят горы ребятишки и разбегутся по домам блины есть. Их сменяли на улице взрослые. Сначала они с песнями и плясками провозят мимо окон чудо-дерево, разнаряженное бубенцами, колокольчиками, цветными лоскутами. Затем принимались возить Масленицу – весельчака, переодетого женщиной. Этому весельчаку подавался целый санный поезд. В передние расписные сани – «корабль» впрягали гуськом десяток, а то и больше лошадей, на каждой лошади сидел верховой с метлой в руках. Кто играл Масленицу, увешанный вениками, с балалайкой, выставлялся в санях по выше. И пошла потеха! Санный поезд, переполненный нарядными девушками и парнями, трогался под перезвоны и песни. Так объезжали улицу за улицей.

3-й: Вторник называли «заигрыш». Начинались игрища. Толпы разнаряжен- ных скоморохов веселили, потешали кто как мог, кто во что горазд. За потеху угощали брагой, пивом и, конечно, блинами.

4-й: Среда – «лакомка», за ней – «разгуляй-четверток». Вершина праздника отмечалась взятием снежных городков. Деревенские молодцы выступали на осаждённых или осаждаемых. В баталиях по взятию снежных городков участвовали и пешие и конные. Такая игра в войну доставляла нашим предкам особое удовольствие. По деревням на широкий четверг составляли потешный «поезд». Под Клином, например, он выглядел так. На сани-розвальни ставили тонкое бревно-слегу с надетыми колёсами. На верхнее колесо усаживался весельчак-прибаутник в белом балахоне. В сани вскакивала молодёжь, и «поезд» с гиком и песнями выносился шестёркой коней на улицы. На первом коне сидел верховой в кафтане, перехваченном крест-накрест кушаком, на плечах у него развевались соломенные эполеты. Впереди бежали дети.

5-й: Пятница слыла под именем «тёщиных вечеров»: зятья ходили в гости к тё- щам. В субботу – «золовкины посиделки». В этот день, как и в пятницу, было обыкновение навещать родных, находить веселье в кругу близких людей.

3. Инсценировка «Посиделки».

2девушки:

1-я: Как у наших у ворот

Собирается народ.

Все со скрипочками

Да с балалаечками.

Входят гости.

2-я: Просим в избу:

Красному гостю красное место.

Милости просим, а хлеб-соль по-старинному.

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Где потеснее. Там и веселее.

1-й гость:

Собрались мы позабавиться да потешиться,

Пошутить, поиграть, повеселиться.

1-я девушка:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Группа девушек и мальчиков исполняет частушки:

Начинаю я припевку

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Говорят, я боевая,

Боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая,

Ну а я тогда в кого ж?

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот,

Заплету я русу косу,

Пусть завидует народ.

На окошке два цветочка-

Голубой да аленький.

Я мальчишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

2-я девушка:

Хорошо вы веселились,

Только чаю не напились.

Несите-ка его сюда,

Угощаться всем пора.

Шумный праздник продолжаем.

Всех блинами угощаем!

(раздают чай и блины)

Учитель: «Блин красен и горяч, как горячее солнце…- это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным идолам. Блин – символ Солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»,- так писал о русских блинах А.И.Куприн.

6-й: Наступает последний день Масленицы. Воскресенье – «прощёный день». Прощались с Масленицей, с сытым празднованием. Просили у родных и знакомых прощения за нанесённые обиды: «Да не зайдёт солнце во гневе нашем». И, высказав что на душе лежало, принимались за песни и пляски. Праздник есть праздник.

7-й: В Москве любимыми местами народных гуляний слыли набережные Москвы-реки и Неглинной. Тут не только вдоль берега, а и на льду ставились шатры, палатки, шалаши, крытые где рогожками, где лубком. Главный шатёр- «колокол» был украшен зелёной ёлкой, а над древке полоскался нарядный флаг. Вдоль торговых рядов разносчики предлагали блины, пряники, орехи, цареградские стручки; сбитенщики угощали сбитнем (вроде чая), а бузники наполняли плошки и ковши бузой- лёгким напитком. В балаганах показывали представления, тягались силой, забавлялись фокусами. В воскресенье – «прощёный день» - прощались с Масленицей. За околицей устраивали большой костёр. В руки соломенному чучелу Масленицы давали блин и торжественно сжигали на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия.

8-й: Масленица огнём ушла,

Зиму с собой увела.

Теперь нам весну выкликать,

Распрекрасную в гости ждать.

9-й: Придёт весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С дождями сильными

С хлебами обильными.

10-й: А теперь айда кататься

На лошадях, да на санях!

Да на собственных штанах!

Учитель: Вот и состоялось наше знакомство с Масленицей. А впереди у нас встреча и празднование широкой Масленицы. Спасибо всем!

Игровой праздник «Широкая и раздольная Масленица»

Понедельник «Встреча»

Звучат народные масленичные песни. Появляются скоморохи и наряженные ребята с чучелом Масленицы и солнцем на шесте.

1-й скоморох:

Эй, смешная детвора,

Подходите все сюда,

Хлопцы да девчушки,

Навострите ушки.

Приглашаю вас на праздник,

Озорной честной народ,

С зимушкой прощаться-

Скоро ведь весна придёт!

2-й: Придёт весна на смену зиме, прогонит мороз и стужи, приведёт с собой Масленицу, самый весёлый и раздольный праздник, который продолжается целую неделю. Сегодня первый день масленичной недели - встречаем Масленицу!

3-й: Наша Масленица годовая,

Она гостьюшка дорогая,

Она пешею к нам не ходит,

Всё на конях разъезжает,

Чтобы кони были вороные,

Чтобы слуги были молодые.

4-й: А вот Масленица во двор въезжает,

Её девушки встречают.

Её красные встречают,

Её ночевать оставляют.

(выносят чучело Масленицы-соломенную куклу)

1-й: Дорогая наша гостья – Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трёхаршинная,

Лента алая, двухполтинная,

Платок беленький новомодненький,

Брови чёрные, наведённые,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набелённые!

2-й: Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинами,

С каравайцами,

С вареничками!

3-й: Широкая Масленица.

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся!

Блинами наедаемся!

4-й скоморох:

Мы блины несём сюда,

Налетай-ка, детвора!

Всех блинами угощаем,

С широкой Масленицей поздравляем!

Ведущий: А завтра, ребята, второй день Масленицы – игры начинаем, в третий – лакомимся, а в четвёртый – гуляем и катаемся, в пятницу – тёщины вечёрки, в субботу – золовкины посиделки, в гости ходим, родных и близких угощаем. В воскресенье всех прощаем да и Масленицу провожаем.

Вторник «Заигрыш»

Семиклассники организуют для учащихся 2-3 классов подвижные игры на воздухе.

«Меткие метальщики»: участникам с расстояния 5 метров надо попасть в обруч снежком (диаметр 80 см.), лежащий на земле. Каждый имеет право сделать 3 броска.

«Залепи мишень»: соревнуются команды. Соперники запасаются снежками и бросают их каждый в свою мишень (круг на стене или заборе диаметром около полуметра). Побеждает та команда, которая первой полностью залепит мишень снегом.

«Берегись Морозов»: по разные стороны площадки на расстоянии 10-20 м. Друг от друга чертят две линии, за ними будут стоять две команды. В середине площадки располагаются два водящих: Мороз Красный Нос и Мороз и Синий Нос. По сигналу первые игроки с каждой стороны начинают бежать навстречу друг другу, чтобы поменяться местами. А два Мороза бросают в них снежками. Игроки пытаются увернуться от снежков, потому что если в них попадут, то им придётся «наморозиться» - то есть застыть на месте. Каждый Мороз охотится только за игроками из своей команды, поэтому участникам нужно спасаться только от одного Мороза.

«Король горы»: по жребию игроки определяют, кто из них занимает место на вершине снежной горки. Все остальные игроки по очереди пытаются его оттуда стащить. Если кому-нибудь удаётся сбросить короля, он занимает его место. Тот, кто дольше всех продержится на горке, побеждает.

«Взятие снежной крепости»: посреди двора делается снежный форт, крепость. Ребята делятся на две команды- защитников крепости и атакующих его. Задача штурма крепости – взять её с минимальным числом потерь.

Четверг «Широкий четверг», «Гуляй - четверток»

1 ) «Ярмарка», «торговый ряд»: блины, чай, пироги

Появляются скоморохи.

1-й : Ярмарка! Ярмарка! Веселись народ!

Ну-ка, красны девицы, выходи вперёд!

2-й : Здравствуйте, добрые молодцы, красные девицы!

Рады вас видеть на нашей весёлой ярмарке.

1-й : Подходите к самовару

Да отведайте все чаю.

Я бокалы подставляю,

До краёв всем наливаю,

Подходите к блинам,

Ну, а значит, и к нам.

2-й : А ну-ка, едоки,

Подходи с правой руки,

С блинами справиться помоги!

Блины хороши, наешься от души.

Смотри, не подавись,

От стола отвались!

2 ) Кукольный театр « Театр Петрушки»

1-й скоморох:

Эй, спешите все сюда,

Скоморошина пришла!

Будем мы шутить, смеяться,

Бегать, прыгать, забавляться!

2-й: Подходите и смотрите,

Театр кукол посетите!

Озорник Петрушка, плут

Веселить вас будет тут!

Разыгрывается несколько сцен из пьесы о Петрушке.

3 ) «Медвежья потеха»

Появляются ведущий с учёным медведем (переодетый мальчик)

Ну-ка, Мишенька, потешь честной народ, покажи свою учёность!

«Медведь» выполняет задания ведущего.

4 ) «Раёк» - раёшник зазывает посетителей и показывает картинки в райке.

Воскресенье – «Прощёный день»

Все участники праздника на улице прощаются с Масленицей, а потом сжигают её на костре.

Масленица огнём ушла, С великой милостью.

Зиму с собой увела. С корнем глубоким,

Теперь нам весну выкликать, Со льном высоким,

Распрекрасную в гости ждать. С дождями сильными

Придёт весна с радостью, С хлебами обильными.

Заключительный классный час

«Русская Масленица и русское искусство»

Оборудование: книга С.И.Шмелёва «Лето Господне», репродукция картины

Б.М.Кустодиева «Масленица», аудиозапись пьесы «Февраль»

из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

1. Композиция «Масленица и литература».

Учитель: Едва ли найдёшь в народном быту праздник с такой древней традицией, как Масленица. Но несмотря на своё древнее происхождение, Масленица продолжает жить в народной традиции. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Историки и писатели отмечают широкий размах Масленицы, участия в ней всех: и старого, и малого, и простолюдина, и знатного. Самый любимый праздник нашёл своё отражение в искусстве: живописи, литературе, музыке. В своей книге о самом сокровенном – родном и дорогом – «Лето Господне» замечательный писатель Иван Сергеевич Шмелёв рассказывает о народных праздниках. Целая глава посвящена Масленице.

1-й чтец: «Масленица…Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает оно во мне; пылающие печи, голубоватые волны чада, в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи».

2-й чтец: А вот как рассказывает Шмелёв о гуляниях, играх: «Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с весёлыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки « в блина играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами».

Учитель: Семь дней Масленицы – это подготовительная неделя к самому строгому и долгому для православных христиан посту – Великому. Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли её «весёлой», «обжорной», «разорительницей». Поэтому все семь дней ели много, обильно, хотя и без мяса (неделя считалась мясопустной). Читаем у Шмелёва: «Стол огромный. Чего только нет на нём! Рыбы, рыбы…икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная сёмга, лососина, белорыбица – жемчужница, с зелёными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ, осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые маслёнки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки…»

1-й чтец: «…За ухою и расстегаями - опять и опять блины. Блины с припёком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припёком. За ними осетрина паровая, блины с подпёком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой, наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой,.. блины молочные, лёгкие, блинцы с яичками…ещё разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое, пломбир миндальный – ванилевый».

2-й чтец: Древний смысл этого праздника заключается в том, чтобы сегодняшним изобилием призвать ещё больший достаток в будущем. Масленица стала предметом изображения и в живописи. Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев написал яркую, праздничную картину, изображающую народные гуляния. Написана картина в 1919 году и названа «Масленица».

2. Показ репродукции картины «Масленица».

Как художнику удалось передать широкий характер Масленицы?

3. Обмен впечатлениями (высказывания учащихся) .

Учитель: Масленица не оставила равнодушными и русских композиторов. Пётр Ильич Чайковский, создавая свой цикл «Времена года», посвятил Масленице целую пьесу и назвал её «Февраль. Масленица». И веселье, и размах, и звон колокольчиков, и шум и смех людей – все звуки весёлой Масленицы мы можем услышать в этом музыкальном произведении.

4. Прослушивание пьесы «Февраль. Масленица».

Послушайте, пожалуйста, эту пьесу.

Какое впечатление произвела на вас эта музыка? Какие картины и образы вызвала?

5 . Заключительная беседа .

Ребята, что нового и интересного вы узнали о Масленице на классных часах?

Понравился ли вам наш праздник Масленицы?

Интересно ли было вам в нём участвовать?

6. Итог. Свободный обмен впечатлениями.

Литература:

1. Живица. Сост. В. Пелихов. – М., Молодая гвардия, 1988.

2. Фольклорный театр. Сост. А. Ф. Некрылова и Н.И.Савушкина. – М., Современник, 1989.

3. Шмелёв И..С. Лето Господне. – М., Молодая гвардия, 1991.

Юдина Зинаида Геннадьевна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей Соль-Илецкого района» Оренбургской области. 13

Проект внеурочного занятия по организации коллективно-творческого дела.

Учитель: ФИО, место работы (полностью): Мазилова Александра Сергеевна, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением английского языка»

Программа: Организация КТД (коллективно-творческого дела).

Тема внеурочного занятия: «Разработка идеи мероприятия с использованием технологии коллективно-творческого воспитания» (внеклассное занятие для обучающихся 7-х классов).

Цель и ожидаемый результат: формирование представления о технологии коллективно-творческого дела, освоение 1-4 этапов алгоритма КТД.

Задачи внеурочного занятия:

Задачи педагога:

создать условия для мотивации к деятельности и постановке познавательной задачи;

способствовать применению обучающимися субъективно нового знания;

создать условия для развития творческого потенциала обучающихся;

развивать рефлексивные способности.

Социальные задачи (для детей):

ознакомиться с алгоритмом организации КТД;

развивать творческие и интеллектуальные способности в процессе разработки мероприятия;

научиться правилам и формам совместной работы;

совершенствовать организаторские способности.

Оборудование к внеурочному занятию: мультимедийный проектор

Обеспечение:

– ватман (4 шт.);

– фломастеры;

раздаточный материал «Алгоритм организации КТД».

Этапы занятия;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Актуализация знаний учащихся, опыта

Приветствие и начало занятия.

Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно, что вы все пришли сюда добровольно. Это означает, что вместе собрались люди творческие, с активной жизненной позицией. Я уверена, что наша работа будет плодотворной и интересной.

Тема нашего занятия «Разработка идеи мероприятия с использованием технологии коллективно-творческого воспитания».

Что такое, по-вашему, коллективно-творческое дело?

Давайте вместе попробуем расшифровать.

Вы все верно (почти верно) назвали:

Учитель обращается к презентации

Коллективно-творческое дело это:

    Дело , потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.

    Оно - коллективное , потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят, педагогов, как их общая забота.

    Оно - творческое , потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается.

Дети смотрят на слайд.

Ответы детей.

Дети смотрят на слайд.

Коммуникативные

(формируем умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками).

Коммуникативные

Познавательные

(формируем умение анализировать и отличать новое от уже известного).

2. Целеполагание, планирование деятельности

Как вы считаете, организовать Дело легко?

Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?

А чему бы вы хотели научиться, или какие задачи вы ставите перед собой?

Учитель обращается к презентации

Итак, задачи поставлены. А как вы считаете, какие компоненты успеха необходимы при разработке и реализации КТД?

Помните, что при организации любого творческого мероприятия следует помнить главные компоненты успеха:

    • интересные задания;

      красивое оформление;

      материальное обеспечение;

      находчивый ведущий;

      компетентное жюри;

      эмоциональные зрители;

      музыкальное сопровождение;

      подготовленные команды;

      призы для победителей.

      исполнительные помощники;

      сплоченная команда организаторов.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

Личностные

(самоопределение).

Регулятивные (формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу).

Познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию).

3. Осуществление деятельности по плану

Вы как раз и будете сегодня выступать в роли сплоченной, креативной команды организаторов, а еще и вооруженной специальными знаниями, так как существует специальная технология организации КТД. Итак, для разработки интересного, креативного, нового мероприятия вам нужно разбиться на команды.

А для этого предлагаю каждому подойти к столу, выбрать геометрическую фигуру, которая вам нравится.

Сядьте, пожалуйста, за соответствующий стол.

Вот у нас и образовались команды. Вы, наверное, удивитесь, но объединились вы совсем не случайно.

Учитель обращается к презентации.

Учитель зачитывает характеристику каждой фигуры.

Группа треугольников

Это форма символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Группа квадратов

Квадрат – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, отличаются истинные квадраты.

Группа кругов.

Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях., обладает способностью сопереживать, эмоционально отзываться на переживание другого человека.

Группа прямоугольников.

Символизирует состояние перехода и изменения. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.

Возможно, Вы сегодня придумаете что-нибудь креативное, что изменит нашу и вашу жизнь в лучшую сторону.

Мы решили, что вам сегодня совсем не помешают опытные помощники. Это наши министры Школьной Республики:

Министр культуры – будет помогать команде прямоугольников.

Министр печати – команда кругов.

Министр правопорядка – команда квадратов.

Премьер-министр – команда треугольников.

Для меня сегодня особенно ценно, что вы являетесь представителями разных классов. Ведь знакомство с новыми интересными людьми – это большая ценность. Я предлагаю начать знакомство. Для этого проведем маленькую игру на сплочение.

Правила следующие:

в группе начинает министр, например, Оля на опеле едет в Омск, следующий человек из группы повторяет эту фразу и предлагает фразу на свое имя. Например, Оля на опеле едет в Омск, Ира на иже едет в Испанию.

Ира произнесла фразы, взяла Олю за руку, и т.д.

Игра эта похожа на «снежный ком».

Если закончили задание, поднимаем скрепленные руки вверх.

(сопутствующий слайд)

Вот теперь мы с вами готовы к работе.

Предлагаю вам вспомнить те КТД, которые вам уже известны, когда-либо проводились в ваших классах, в школе.

Предлагаю вам за 1,5 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить его.

Есть среди вас те, кто участвовал в организации одного из них?

Если скажут, да – молодцы, значит, у вас уже есть опыт.

Если нет – сейчас у вас есть реальная возможность попробовать себя в этой роли.

Вы обозначили одну из задач – познакомиться с алгоритмом организации КТД.

Учитель обращается к презентации.

Представляю Вам его. (Вывести сразу весь, пусть кто-то озвучит.).

Начнем с 1-го этапа.

Каждое из перечисленных вами мероприятий начиналось с идеи, замысла.

1 этап КТД – идея, замысел.

На какие темы можно организовать КТД?

Есть несколько направлений.

Предлагаю вам выбрать карточку.

Итак, судьба определила вам направление мероприятия.

Задание – разработать совершенно новое КТД.

Приступаем к реализации 1-го этапа алгоритма.

Предлагаю вам сейчас обсудить Идею мероприятия по тому направлению, которое вы выбрали. Но она должна быть непросто «взята ради идеи», а должна развивать способности.

Учитель обращается к презентации.

Запишите на листе ватмана вашу лучшую идею.

(5 мин.)

2 этап – наполнить содержанием ваше дело.

Этот этап тесно связан с 4 этапом «определение формы мероприятия», их можно поменять местами. То есть выбрать сначала форму, а затем наполнить содержанием.

Вспоминая наши школьные дела, вы уже вспомнили много форм, но у вас есть таблички вам в помощь, где предложены другие формы. Вы можете воспользоваться подсказками, а можете изобрести совершенно новую форму мероприятия.

3 этап. Определить возраст и количество участников КТД.

Учитель обращается к презентации.

(10 мин.)

Увидела очень много интересного, пока наблюдала за вашей работой.

Теперь предлагаю вам озвучить ваши идеи.

Следующим этапом алгоритма КТД является решение организационных проблем. И это будет темой нашего следующего занятия.

Дети выбирают геометрическую фигуру: треугольник, квадрат, круг, или прямоугольник.

Садятся за соответствующий стол.

Дети заслушивают характеристики выбранных геометрических фигур, соотносят со своими качествами.

Министры ШР присоединяются к своим командам.

Дети вместе с министрами в своей группе (команде) проводят игру на знакомство и сплочение.

По завершению игры поднимают скрепленные руки вверх.

Дети работают в своих группах 1,5 минуты.

Дают ответы по порядку.

Дети отвечают.

Дети смотрят на слайд и раздаточный материал. Слушают ученика, который озвучивает этапы КТД.

Ответы детей.

Представитель команды выбирает карточку, где указано одно из направлений внеурочной деятельности (мероприятия).

Дети читают вопросы на слайде, обсуждают, придумывают идею.

Дети записывают лучшую идею на листе ватмана.

Дети знакомятся с информацией на раздаточном материале (формы мероприятий), выбирают форму, придумывают содержание дела.

Дети определяют для учеников какого возраста новое мероприятие будет интересно и актуально.

Дети отвечают.

Личностные

(ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»).

Личностные (оценивание усваиваемого содержания).

Коммуникативные

(участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, управление поведением партнера).

Личностные

(личностное самоопределение: каждый участник – часть группы).

Познавательные

(поиск и выделение необходимой информации).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

Познавательные

(смысловое чтение)

Регулятивные

(планирование).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

Познавательные

(самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Коммуникативные

(участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, управление поведением партнера).

Личностные (компетентности в поступках и деятельности).

4.Самоконтроль

А сейчас бы я хотела предоставить слово министрам, которые помогали вам.

Подведем итоги.

Мы с вами проработали только 4 пункта алгоритма организации КТД.

Он на этом не заканчивается. Теперь перед вами стоит более сложная задача – проработать организационные проблемы мероприятия и провести его.

Предлагаю реализовать ваши идеи и провести мероприятие на уровне школы или класса.

Министры дают оценку работы групп, подводят итоги.

Регулятивные

(способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

5. Рефлексия

Вспомним цель нашего занятия.

Достигли ли мы ее?

А сейчас бы хотела услышать от вас мнения по поводу занятия.

Предлагаю в форме незаконченных предложений.

Учитель обращается к презентации.

Например:

сегодня я понял, что…

для меня было открытием, что…

для меня было неожиданностью, что…

горжусь собой за то, что…

хотелось бы…

Я рада, что наша встреча прошла не зря. Благодарю вас всех за плодотворную работу. Вы – молодцы!

Вам успехов.

Спасибо.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Регулятивные (удержание цели и задач урока).

Регулятивные (способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей деятельности, самоконтроль, самооценка.).

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

ЦЕЛЬ : - создать условия для освоения подростами методики организации коллективного творческого дела в детском лагере.

ЗАДАЧИ :

  • дать понятие алгоритма организации КТД; плана, сценария, сценарного плана;
  • определить содержание дела;
  • развить навыки работы в группе;
  • развить навыки самопрезентации и публичного выступления.

ФОРМА : деловая игра

Коллективные творческие дела – это не классный час, не воспитательное мероприятие, это – совместный поиск лучших решений общественно-значимых задач. В нашем случае – это организация досуговых мероприятий.

Методика проведения коллективно-творческих дел предполагает такую организацию совместной деятельности подростков и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в диагностике интересов и потребностей данного коллектива, формулировке проблемы, планировании, проведении и коллективном анализе. КТД – это форма работы, которая направлена на развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы.

Существует три основных типа КТД: представление, малое творческое дело, большое творческое дело. Досуговые мероприятия соединяют в себе представление и большое творческое дело.

Алгоритм организации КТД (схема 1).

Правильно спланированное дело – это пятьдесят процентов успешного его выполнения. План – это этапы дела. Развернутый план предполагает более подробное изложение этапов. В сценарий же включаются все нюансы: названия музыкальных сопровождений, слова ведущих и всех ролевых участников, присутствующих и гостей, тексты песен и стихотворений. Написать полностью сценарий – кропотливая работа, требующая времени и творческих усилий. Хороший сценарий начинается с названия, слов приветствия. Каждой группе дается задание. Включает в себя все моменты передвижения в пространстве, звуковое и световое оформление, смену декораций, роли и т.д. до слов прощания и заключительных аккордов. Более упрощенный вариант – сценарный план представления(праздника, концерта, диско-театра).

Сценарный план состоит из трех частей: начало, основная часть, заключительная часть. В сценарный план обязательно вписываются слова ведущего (или нескольких), остальные этапы – кратко или в развернутом виде, при использовании музыкальных номеров можно указать только названия. Концертный сценарный план может состоять из большего количества частей, это зависит от задумок организаторов. Главное - удержать внимание во время представления (использовать смену действий, декораций, «конфликт»).

ЭТАПЫ проведения занятия :

1 этап – 10 минут.

Воспроизвести знания, которые дают представление о формах организации досуговых мероприятий. Воспроизведение знаний позволит определить их осмысленное восприятие, что предусматривает ответы на вопросы:

  1. Для чего нужны досуговые мероприятия в детском лагере?
  2. Что вы знаете о коллективных творческих делах?
  3. Чем КТД отличается от других мероприятий?

2 этап – 10 минут.

Усвоение базы данных на уровне деятельности по распознаванию объектов. Совместно с инструктором группа анализирует КТД. Участники детской группы выделяют этапы, устанавливают связь между ними, определяют пути решения поставленной цели (схема 1).

Используя такие понятия как план, сценарий, сценарный план выявить существенные отличия при их составлении и написании.

3 этап – 30 минут.

Работа в группах. Каждой группе дается задание: за 30 минут разработать и написать сценарный план проведения праздника. Обосновать каждый пункт сценарного плана, продумать слова ведущего (или нескольких), указать музыкальное оформление праздника, используемый реквизит. Используйте приложение 1.

Законы работы в группе:

  • Здесь нет наблюдателей.
  • Ни один из участников не имеет права подводить своих товарищей.
  • Если высказывается ошибочное мнение, спокойно выслушай, а потом выскажи свое.
  • Говори лаконично, конкретно, по-деловому… с достаточной долей юмора.

Девиз работы: «Не стыдно не знать, стыдно не познавать!»

4 этап - 25 минут.

Самопрезентация групп – участников деловой игры (по 5 минут), в которой нужно рассказать о технологии проведения выбранного коллективного творческого дела, предоставить готовый сценарный план проведения праздника. Ответы на вопросы «экспертов» из других групп.

Оценка работы творческих групп.

Стадиии и целеполагания .

  1. Предварительная работа
    • Для чего, с кем?
    • С какой целью?
    • Кто может помочь?
    • Как подключить ребят, родителей, учителей?
    • Кому быть организатором?
  2. Коллективное планирование
    • Какие дела проведем?
    • На радость и пользу кому?
    • Где лучше проводить?
    • С кем лучше проводить?
  3. Подготовка дела
    • Как развивать положительные качества ребят?
    • Как преодолевать отрицательные качества ребят?
    • Как включить всех ребят в активный творческий поиск?
    • Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам?
  4. Проведение дела
    • Как воодушевить и помочь ребятам сосредоточиться на главном в КТД?
    • Как увлечь личным примером?
    • Как добиться радостной перспективы близкого успеха?
    • Как научить ребят выходить из затруднительного положения?
  5. Подведение итогов
    • Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?
    • Как анализировать и оценивать свою работу?
    • Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?
  6. Ближайшие последствия
    • Как внедрить в жизнь выводы и предложения?
    • Как использовать полученный опыт в жизни коллектива?
    • Как научить осуществлять собственные решения?

Задание для групп .

За 30 минут составить план КТД и сценарный план праздника «...» (для каждой группы свой вариант). Распределить между членами творческой группы обязанности для проведения КТД, выбрать ведущего (или двух), подготовиться к самопрезентации своего проекта.