Конспект ОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: "Воздушный транспорт". Открытое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Транспорт

Развивающая задача: Учить детей обобщать, классифицировать транспортные средства: грузовой, пассажирский, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

Образовательные речевые задачи: составлять описательный рассказ о данной игрушке-транспорта с помощью вопросов:

Упражнять в практическом употреблении слов с ласкательными и увеличительными оттенками;

Практическом употреблении приставочных глаголов;

Согласовывать существительные с прилагательными в числе, роде, падеже;

Учить составлять целое из частей (разрезные картинки).

Коррекционная задача: упражнять детей в употреблении существительных женского и мужского рода; расширять словарь по теме “транспорт”.

Воспитательная задача: учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте.

Материалы: игрушки транспорт, картинки транспорт, разрезные картинки транспорта, аудиозапись “Автобус”, панорама города с изображением транспорта.

Ход занятия

Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада, кто далеко живет, на чем? (Пешком, машине, автобусе)

Кто живет рядом с детским садом – пришел пешком, кто живет далеко от детского сада – ехали на автобусе, машине, такси (воспитатель помещает на магнитной доске соответствующие картинки). А машина, автобус, такси это что? (Транспорт)

Как называются люди, которые едут в пассажирском транспорте? (Пассажиры)

Как называется машина, которая помогает перевозить груз? (Грузовая)

Какие грузы могут перевозить грузовые машины (Мебель, песок, снег, продукты, бензин, молоко и т.д.)

Обратить внимание на панораму города, рассмотреть изображение транспорта. Пальчиковая игра “Посчитаем”.

Будем пальчики сгибать -
(сжимать и разжимать пальчики)
Будем транспорт называть:
Автомобиль, такси,
Трамвай, метро, автобус
(разжимают пальчики, начиная с мизинца)
5 пальцев мы в кулак зажали,
5 видов транспорта назвали.
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).

Кто водит пассажирский и грузовой транспорт (водитель, шофер).

Обобщение воспитателя: Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать. Водитель должен хорошо знать устройство своей машины, ее части.

А знаете ли вы, из каких основных частей она состоит?

Как называется та часть машины, где сидит шофер и управляет машиной? (Кабина)

Куда складывают груз? (Кузов)

Где сидят пассажиры? (Салон)

Без какой части машина никогда не поедет? (Без колеса)

Игровое упражнение “Едем в автобусе”

А теперь все вместе прокатимся в автобусе. Кем мы будем в автобусе? (Пассажиры). А как должны себя вести пассажиры в автобусе и почему?

Я буду говорить, а вы отвечайте:

Автобус от остановки (отъехал ), к другой остановке (подъехал ). Затем на небольшую горку (въехал или заехал ) и вместе с нами он мост (переехал ). Он быстро в тоннель (заехал ) и оттуда вскоре на заправку (поехал, приехал ).

Речевая игра “На заправке”

Все машины по порядку
Подъезжают на заправку.
(обеими руками “крутят руль” перед собой)
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.

(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

Заправившись, автобус на выставку-салон (приехал, заехал ).

В нашей группе открылась выставка-салон транспортных средств “Веселые моторы”. Я буду директором, а вы менеджерами по продаже автомобиля. Вы должны рассказать о понравившемся транспорте и сделать его рекламу:

Название машины.

Какая она: описать ее внешний вид, цвет.

Назвать части.

Для чего она предназначена.

Заслушать 3-4 рассказа.

Ребята, а в далекой сказочной стране “Лилипутии” живут маленькие человечки и все у них маленькое: и одежда, и обувь, и транспорт.

Игровое упражнение “Большой-маленький”

Машины наши верные и надежные помощники. Но чтобы они долго служили за ними нужно следить, во время чинить, ставить в гараж.

Дидактическая игра “Почини машину”

Водители сильно жали на педали,
Развалилась машина на детали.
Помогите, помогите
Машинку из деталей соберите.

Дети собирают машинки по частям (из разрезных картинок). По окончании называют, что у них получилось.

А сейчас я превращаю я вас в машину, кто какую хочет. И с занятия каждая из вас уедет со своим сигналом. Словесная игра “Изобрази сигнал своей машины” (посигналить громко – на прощание, тихо – машины уехали далеко).

Конспект ОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: "Воздушный транспорт"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 г.Пугачева Саратовской области»

Воспитатель первой квалификационной категории Андреева Е.И.

Тип занятия: интегрированное, игровое.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» .

Тема: «Воздушный транспорт» .

Цель: Развитие познавательного интереса к воздушному транспорту.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с историей возникновения воздушного транспорта, обогатив представления детей о нем.
  2. Продолжать учить отвечать полными ответами.
  3. Закрепить знания детей о частях самолета и вертолета.
  4. Развивать связную речь, обогащая словарь детей словами - названиями транспортных средств, профессий людей.
  5. Развивать воображение, память и мышление детей. 6. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Предварительная работа: Беседы с детьми по темам: «Что такое транспорт и зачем он нам нужен» , «Как вести себя в транспорте» . Сравнительно-описательные рассказы (троллейбус – автобус; троллейбус-трамвай) . Разучивание загадок и скороговорок о транспорте.

Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций транспортных средств.

Развивающие игры: «Шофёры» , «Какой бывает транспорт?» , «Разрезные картинки» , «Путаница» (все виды транспорта: разложить по видам) .

Дидактические игры: «Найди, чем отличаются» , «Почини машину» , «Узнай по части» , «Что перепутал художник?» , «Кому что нужно?»

Сюжетно-ролевые игры: «Полет на самолете» . Методы и приемы:

  • наглядный,
  • информационно-рецептивный,
  • словесный,
  • игровой,
  • использование технических средств,
  • метод здоровьезберегающих технологий.

Материал:

  • игрушки Ёжик и Лисенок;
  • картинки с изображением разных видов транспорта к игре «Земля-воздух-вода» , обручи;
  • мультимедийная презентация «История возникновения воздушного транспорта» ;
  • картинки к игре «Четвёртый лишний» ;
  • рабочая тетрадь, карандаш.

ХОД НОД:

I. Коммуникативная игра «Здравствуй» . Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, настройка на работу.

«Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно,
Говорю я вам «Привет!»
Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

2. В: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад меня встретили наши знакомые – друзья Ёжик и Лисенок и стали рассказывать, как они побывали на аэровоздушном параде, им там очень понравилось. И они хотят вам показать свой фотоотчет. А что это, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

II. 1. Отгадайте загадки (стоят в кругу)

1) Крыльев нет у этой птицы, 2) Кто мне скажет, что за птица

Но нельзя не удивиться: В небесах, как ветер мчится,

Лишь распустит птица хвост Белый чертит за собой И поднимется до звезд. (Ракета) След в лазури голубой?

А ведет его пилот!

3)Это что за вентилятор, Что же это? (Самолет)

Над землей завис, ребята!

И ревет и тарахтит, Хоть без крыльев, но летит. (Вертолёт)

Молодцы! О чем были загадки? (про воздушный транспорт)

Так, значит о чем мы сегодня с вами поведем нашу беседу? (о воздушном транспорте)

А вот и фотоотчет Ежика и Лисенка, давайте посмотрим как человек покорил небо.

2. История транспорта (сидят на лавочках полукругом)

Человек смотрел на птиц и хотел научится так же как они летать. Он много думал и решил сделать себе крылья. (Слайд № 2) Но так как птицы летают у него не получалось. И тогда он изобрел воздушный шар, который нагревался теплым воздухом. (Слайд № 3) Только такой шар не мог далеко летать. Сейчас такой воздушный шар называется АЭРОСТАТ. (Слайд № 4) Затем человек на аэростат прикрепил двигатель – получился дирижабль. (Слайд № 5) А еще придумал планёр, правда он был без двигателя и парил в воздушном потоке, но с крыльями. (Слайд № 6) И вот когда человек соединил дирижабль и планёр – получился самолет с двигателем и крыльями, который смог перевозить пассажиров и грузы. (Слайд № 7,8) Там где нельзя сесть и взлететь самолету выручает вертолет. (Слайд № 9,10) Неизведанные дали манили человека в космос и он создал аппарат для полета в космос –ракету. (Слайд №11, 12) Вот такую интересную историю Ежик и Лисенок узнали и увидели разные машины на аэровоздушном параде.

1. Беседа по теме. (дети отвечают полным ответом)

В: -Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт? (самолёт, вертолёт, ракета, планёр, воздушный шар, дирижабль) .

  1. Почему этот транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху) .
  2. Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .
  3. Кто управляет самолётом? (Самолетом управляет пилот) .
  4. Кто еще работает, летает на самолетах? (летчики, стюардессы, механики)
  5. Как называется команда летчиков? (Экипаж)
  6. Для чего нужны парашюты? (Чтобы не разбиться, прыгая с самолета)
  7. Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром)
  8. Игра "Летает - не летает". (на ковре) (Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают "крылья", а если нет - топают ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, воздушный шар, лодка.

3. Работа с рисунком (картинка самолета и вертолета на экране) (Слайд13)

А) –Посмотрите внимательно на рисунки, что вы видите? (самолет и вертолет)

  1. Из каких частей состоит самолет? (кабина, дверь, крылья, хвост, корпус, иллюминаторы, шасси)
  2. Из каких частей состоит вертолет? (кабина, винт, хвост, колеса, корпус, иллюминаторы, дверь)

А знаешь ли ты, что колеса самолета называются шасси, а окна- иллюминаторы.

Б) Сравните самолет и вертолет.

  1. Что есть у самолета и нет у вертолета? (крылья)
  2. Что есть у вертолета и нет у самолета? (винт)
  3. Что есть и у самолета и у вертолета? (кабина, хвост, иллюминаторы)

Вы, наверное, устали стоять? Давайте продолжим наш разговор о воздушном транспорте за столами.

Обращаю внимание на осанку.

Ноги стоят,
Руки лежат.
Локти у края,
А спина прямая.

4. Игра «Четвёртый лишний» (на магнитной доске картинки)

Сели ровно нашли подобное задание как на доске.

Какой транспорт ходит по воде (водный) , по земле (наземный) , по железным дорогам (железнодорожный) , по воздуху (воздушный) ?

Перечислите, что нарисовано в первом ряду.

Какая картинка не подходит? (воздушный змей)

Почему? (потому что змей- это не транспорт) . Обведите его.

Молодцы все справились с заданием. А теперь отдохнем.

II. Динамическая пауза.

«Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре.
Полетел наш самолет».

VI. Закрепление изученного (за столами)

Ребята предлагаю вам игру «Доскажи словечко»

1. Игра «Доскажи словечко»

1. Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную... (ракету) (Слайд 14

2. В небесах грохочет гром
И ни облачка кругом.
Песнь раскатисто поёт
Винтокрылый (Вертолёт.) (Слайд 15

3. В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.

Дом отправился в полет.
Значит это... (самолет) (Слайд 16)

4. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился... (парашют) (Слайд17)

5. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? - (... самолет) (Слайд 18)

6. Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это? (вертолет) (Слайд19)

7. Это что там под луной?
Дыня с дом величиной?
В небесах парит корабль
Под названием.... (Дирижабль) (Слайд 20)

Друзья Ёжик и Лисенок хотят поиграть с вами в игру и проверить помните ли вы, о каком транспорте вы говорили и на предыдущих занятиях. Она называется «Земля – воздух – вода» и приглашают вас выйти на ковер.

7. Игра «Земля – воздух – вода»

Посмотрите здесь три обруча, в каждом картинка соответствующая определенному виду транспорта. Что означает облачко? (волны, дорога) . Необходимо найти на столе картинки со своим видом транспорта и разместить их в своём обруче. Приготовились?

Дети выполняют задание в группах.

В. Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили все картинки. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно.

V. Итог занятия

  • О чём мы сегодня говорили? Что узнали нового?
  • Какое задание показалось вам самым интересным?
  • Какое задание вызвало у вас затруднение?
  • А кто на ваш взгляд был самым активным на занятии, себя не называть!

Какие вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. На этом наше занятие закончено. Что вы хотите сказать нашим гостям? (До свидания)

Организация: МБДОУ «Детский сад №260»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Расширять и закреплять представления о транспорте.

2. Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

3. Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, частей транспорта, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.

4. Продолжать учить детей составлять предложения разных конструкций.

Развивающие задачи:

1. Развивать зрительное внимание, восприятие, мышление, координацию речи с движением, умение выслушивать ответы друг друга до конца.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, чувство единства.

Оборудование и материалы:

Мольберт, плакаты с разным видом транспорта, игровое поле, картинки с изображением транспорта, магниты, картинки с изображением транспорта разрезанные на четыре части, кубики зеленого, белого и синего цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Орг. момент

Дети заходят, здороваются с гостями.

Психогимнастика «Ладошки».

2. Создание мотивации к занятию

Когда у людей хорошее настроение, то хочется отправиться в путешествие.

Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? (Да). Для чего люди путешествуют? (Чтобы побывать в далеких краях, навестить своих друзей и родственников, узнать что-то новое). На чем можно отправиться в путешествие? (перечисляют).

Ребята, а самолет, машина, теплоход одним словом как называются? (транспорт). Как думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о транспорте). Мы будем учиться составлять предложения о транспорте.

3. Постановка проблемной ситуации

Для чего нужен транспорт? (транспорт нужен, чтобы перевозить грузы и людей из одного места в другое)

Как вы думайте, что было бы, если бы не было транспорта? (Люди бы опаздывали на работу, сами бы носили тяжелые грузы).

Значит, транспорт нужен? (транспорт облегчает жизнь людей)

Какой транспорт летает? Как он называется? Какой транспорт ездит? Как он называется? Какой транспорт плывет? Как он называется? Транспорт, который перевозит людей как называется? А транспорт, который перевозит груз как называется?

4. Открытие нового. Составление предложений. Игры и задания.

Игра «Виды транспорта» (на игровое поле с помощью магнитов прикрепляются изображения транспорта)

Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт (самолет летит в небе; корабль плывет в море; поезд несется по рельсам; машина едет по шоссе)

Хорошо. Вы правильно разместили транспорт, и составили красивые предложения.

Игра «Так бывает или нет». В Детский сад пришло письмо от Незнайки. Незнайка просит помощи: «Помогите разобраться, так бывает или нет! »

Самолетом управляет машинист

Пароходом управляет капитан

Автобусом управляет пилот

Машиной управляет водитель

Вертолетом управляет шофер

Упражнение «Насос».

Я вам предлагаю прокатиться на машине (встаем в круг). Ребята, посмотрите, у наших машин спущены колеса, а давайте, мы их накачаем. Возьмите в руки воображаемые насосы. Будем накачивать колеса, и произносить звук (с) : с-с-с-с-с-с-с.

Физминутка.

«Мы – шоферы»

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли,

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы-шоферы хоть куда!

Игра «Собери целое». Мы с вами оказались в ремонтной мастерской. Сколько здесь поломанного транспорта! Хотите отремонтировать? (Дети собирают разрезанные картинки из 4 частей, затем составляют предложение о том, что они делали: «Я отремонтировал автобус» Автобус нужен людям? Для чего? «Автобус перевозит людей»).

Транспорт мы починили, давайте встанем в круг и порисуем. Но рисовать будем на спине и пальчиками.

Массаж спины :

Нарисуйте колеса, кабину, крылья, весло, шасси, иллюминатор, сиденье

Что мы сейчас рисовали? (Части транспорта)

*колеса, кабина, сиденье. Части чего? (Автобуса)

*крылья, шасси, иллюминатор. Части чего? (Самолета)

*весло? (Лодка)

Игра «Белый, зеленый, синий» .

А теперь давайте поиграем, но сначала вспомним правила: белый цвет кубика на полу – это воздушный транспорт, зеленый цвет – наземный транспорт, синий цвет – это водный транспорт. Какой вид транспорта я показываю на картинке, к кубику такого цвета вы и должны встать.

(Играет музыка, дети передвигаются по группе, музыка выключается, воспитатель показывает картинку с транспортом, дети выбирают кубик с нужным цветом и встают около него).

Почему вы встали рядом с зеленым кубиком? (Потому что машина – это наземный транспорт)

5. Рефлексия

  • О чём мы сегодня говорили?
  • Вам понравилось играть со мной?
  • Какое задание показалось вам самым интересным?
  • Какое задание вызвало у вас затруднение?

Ребята, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы вернулись из путешествия? Если настроение сохранилось радостное возьмите красную ладошку, а если грустное – синею.

Я очень рада, что у нас бодрое, радостное настроение.

Вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. Я хочу подарить вам раскраски с транспортом.

Программные задачи:

  1. Образовательные:

Расширять представления детей о разных видах транспорта;

Продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

2. Речевые:

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый - сильный, трусливый - смелый, глупый - умный и т.д);

Закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Развивать артикуляционный аппарат;

Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

3. Развивающие:

Развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

Продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный: ноутбук, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель:

О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель:

Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что - то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

- Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р - Р - Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА - РА - РА - в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

Полетели! (воспитатель включает на компьютере слайд с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету. (слайд с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель переключает слайды с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? (внимательный, дисциплинированный)

Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Воспитатель:

А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра: «Комплимент»

Ребята, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? (комплимент). Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Комплимент». Обращаясь по имени друг к другу, произнесите комплимент. (дети выполняют задание)

Словесная игра: «Назови ласково».

А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина - машинка,

грузовик - грузовичок,

самолет - самолетик,

вертолет - вертолетик,

ракета - ракетка,

велосипед - велосипедик,

корабль - кораблик,

лодка - лодочка,

автобус - автобусик.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие - то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога.
  2. Самолет, небо, летит, высоко.
  3. Большой, волны, корабль, плывет.
  4. Шоссе, автомобиль, мчится.
  5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  6. Едет, тропинка, велосипедист.

Воспитатель:

Вот мы и подружились с обитателями планеты. Давайте для наших новых друзей сделаем подарок - придумаем новую машину. Какой она будет? Давайте выложим ее модель.

Педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Воспитатель:

Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина (ребенок выбирает игровую карточку из серии: «Материал»).

Какая будет наша машина?

А теперь надо определить, как она будет двигаться? (ребенок выбирает карточку из игровой серии «Способ передвижения») Как передвигается наша машина?

группе на тему

«ТРАНСПОРТ»

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной логопедической

группе на тему «ТРАНСПОРТ»

Цель занятия:

1. Развивать связную речь детей.

2. Тренировать в составлении описательных рассказов с опорой на предмет.

3. Практическое усвоение предлога «на»; слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действия. Активизация словаря по теме «Транспорт».

4. Учить детей использовать в речи сложноподчиненные предложения.

5. Воспитывать у детей культуру поведения на улице. Закрепить знания о правилах дорожного движения.

6. Развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного жизненного опыта.

7. Закреплять и обобщать знаний детей о транспорте.

8. Развивать действия контроля.

Оборудование:

Магнитофон, игра «Компьютер» (у каждого ребенка), Незнайка; сюжетные картинки, загадки, картинки-отгадки, светофор, игрушечный транспорт (у каждого ребенка), «Веселый паровозик», таблички на определение места звука в слове.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Оргмомент П. Постановка цели занятия

Посмотрите, кто пришел к нам на занятие. (Незнайка).

Сегодня он пришел к нам со своим сундучком. Интересно, что у него там? Но сначала посмотрим, что еще принес нам Незнайка: какую-то чудесную вещь. Что это такое, вы сможете узнать, если отгадаете загадку:

Друг от друга тянут сами

Правильно, это наш старый знакомый - магнитофон. Он сегодня будет помогать нам на занятии.

А теперь посмотрим, что же в сундучке? (Логопед вынимает из сундучка и расставляет на полке игрушки - транспорт). Назовем эти игрушки.

А как сказать одним словом, что это? (Транспорт).

Да, Незнайка предлагает нам сегодня поговорить о транспорте. А он будет внимательно слушать вас.

III . Дифференциация видов транспорта в зависимости от места передвижения

Посмотрите внимательно на картинки. Что это? (Дорога, железная дорога, небо, море.)

Подумайте, на чем можно ездить по земле, по дороге?

Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? (Наземный.)

А на чем можно ездить по железной дороге?

Как называется транспорт, на котором можно ездить по железной дороге? (Железнодорожный.)

А теперь давайте отгадаем загадки о транспорте, которые тоже оказались в Не-знайкином сундучке. Вы не просто должны отгадать, о каком транспорте говорится в загадке, но и назвать, к какому виду он относится. (Картинки-отгадки логопед прикрепляет на рисунки.)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

Что за птица: песен не поет,
Гнездо не вьет,

Людей и груз везет. (Самолет)

К лежебоке у реки
Притащил я две руки.

По руке к бокам приладил

И поплыл по водной глади. (Лодка)

Вот так чудо! Чудеса!
Подо мной два колеса,
Я ногами их верчу

И качу, качу, качу! (Велосипед)

Плывет белый гусь -
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное. (Яхта)

Чудо-птица,
Алый хвост.

Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

Что за чудо:
Красный дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (Автобус)

Давайте условимся, что наземный, воздушный и водный транспорт мы обозначим табличками (расставить эти таблички над рисунками на доске).

А теперь поиграем в компьютер.

Кто не знает, что изображено на его картинке, поднимите руку.

Обозначьте на линеечках, какой у вас вид транспорта.

Поднимите экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Кто выполнил неверно, исправьте ошибку.

Опустите экраны на место. Расскажите, у кого какой транспорт, к какому виду он относится.

Вы назвали, на чем можно ездить по земле, лететь по воздуху и плыть по воде. А можно ли ездить под землей? (На метро.)

Какой это вид транспорта? (Подземный.)

Да, сейчас у нас есть и такое чудо, как подземный транспорт ! Многие из вас ездили на чудесных подземных поездах - электричках, у которых двери сами закрываются, и, конечно, катались на «лесенке-чудесенке». Как по-другому она называется? (Эскалатор.)

Вывод: Итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, железнодорожный, воздушный, водный, подземный.

IV . Дифференциация видов транспорта в зависимости от выполняемой работы

Когда мы ездили на экскурсию по нашему городу, видели, сколько машин движется по улицам! Одни спешат своевременно доставить людей на работу, другие везут грузы на фабрики, заводы, развозят различные товары и продукты. Каждая машина выполняет свою работу. А какой вы знаете транспорт в зависимости от работы, которую он выполняет? (Пассажирский, грузовой, специальный.)

Вспомните нашу экскурсию с милиционером ГАИ. В каком потоке машин мы ехали! Каких машин только не было! И хотя машин было очень много, на дороге был порядок. Кто следит за порядком на дороге? Вспомните, кого мы видели на перекрестке? Кому подчиняются все машины? (Регулировщику.)

А как постовой-регулировщик был одет? (Форма, белый ремень, белые перчатки, в руках жезл.)

А почему регулировщик так одет? (Чтобы водители сразу заметили его.)

А для чего ему нужен жезл? (Жезл - как волшебная палочка в руках регулировщика; им он показывает, какие машины могут ехать, а какие должны остановиться.)

А кому еще подчиняются водители и пешеходы? (Светофору.)

Где стоит светофор? (На перекрестке.)

Почему он так стоит? (Чтобы водители и пешеходы видели, какой приказ отдает светофор.)

Что приказывает красный свет? (Стой!)

Желтый? (Приготовься!)

Зеленый? (Иди или можно ехать.)

V . Физминутка

Давайте поиграем в шоферов. Будьте внимательны. На красный свет тормозите. Не создавайте на дороге аварийную ситуацию.

VI. Специальные машины

А какие машины могут ехать на красный свет светофора? (Пожарная машина, «скорая помощь», милицейская, аварийная.)

Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на перекрестках?

Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?

Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так как они называются? (Специальные.)

А как вы думаете, есть ли специальный воздушный или водный транспорт? Назовите его.

Вывод: Запомните, что в зависимости от вида работы транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный.

VII . Игра на внимание

Посмотрите, какие картинные загадки привез нам сегодня Веселый Паровозик. Эти загадки смогут отгадать только самые внимательные дети.

1)Посмотрите на 1-й вагончик. О какой картинке я говорю: не грузовик и не красный?

2)Посмотрите на 2-й вагончик. Не трамвай и не синий.

3)Посмотрите на 3-й вагончик. Не самолет и у него не черные лопасти на винте, а синие.

VIII . Составление описательных рассказов (с опорой на предмет)

Давайте мы сейчас поиграем в летчиков, космонавтов, машинистов, капитанов, водителей.

Посмотрите, какой у меня самолет. Я - летчик. Я летаю на пассажирском самолете. А теперь помогите мне рассказать о моем самолете самое интересное.

Коллективное составление рассказа (с использованием слов: крылья, хвост, шасси, двигатель, аэродром, аэропорт, взлетная полоса, рация, взлетает, садится, летит, идет на посадку).

Посмотрите, что у вас в коробках сегодня (в ней 2 игрушки - транспорт).

Рассмотрите свои машины. Расскажите о своем транспорте все, что помните. Не забудьте сказать, кто водитель, летчик, машинист, капитан... (несколько детей).

IX . Угадайте, кто это? (Работа с магнитофоном.)

Каждый из вас знает стихи о транспорте. Сейчас мы включим магнитофон и прослушаем, как рассказали стихи те дети, которые лучше всех следили за своей речью. Угадайте, кто был самым старательным? (Стихотворение «Умные машины».)

X . Как вести себя на улице

Вы обратили внимание на последнюю строчку стихотворения? Да, с машинами надо дружить и, чтобы машины не причинили вам зла, надо всегда помнить правило поведения пешеходов на улице. Об этих правилах мы много разговаривали. О них нам рассказывал инспектор ГАИ на экскурсии. Давайте еще раз вспомним, где можно переходить дорогу (только по пешеходной дорожке, по «зебре», на зеленый свет).

Никогда нельзя перебегать дорогу в неположенном месте! Запомните: машину сразу остановить водитель не может!

XI . Итог занятия

Стихотворение С. Михалкова «От кареты до ракеты».