Конспект первого занятия по творчеству в детском клубе. Конспект занятия по творчеству в подготовительной группе

Возраст детей 10-12 лет

Составитель: Сабазова Ирина Александровна, педагог дополнительного образования Дома детского творчества «Искорка», г. Томск

Тема занятия: «Капроновые бабочки»

Цель занятия - познакомить с новым видом декоративно - прикладного творчества, конструирование из бросового материала

Задачи:

1. Обучающие:

Конструирование при помощи проволоки,

Освоение приема сборки модели “Бабочка»,

Закрепление умения чтения простейших эскизов;

Обучение безопасным способам и приемам работы с материалами и инструментами;

2. Развивающие:

Развитие художественно-творческих способностей;

Развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи;

Развивать наблюдательность, техническое мышление;

Развивать эстетический вкус, воображение, фантазию;

3. Воспитательные:

Привитие навыков культуры труда;

Воспитание усидчивости, аккуратности и трудолюбия;

Зрительный ряд:

Презентация - «Бабочки»;

Фотоматериал;

Образцы детских работ;

Музыкальный ряд:

- «Песенка бабочек» (изм\ф «Смешарики»)

- «Где водятся волшебники» (муз. Минков М. сл. Энтин Ю.)

Литературный ряд:

Стихотворение (А.Фет «Бабочка»)

Материалы и инструменты:

Капроновые колготки

Флористическая проволока,

Бусины, бисер, паетки, нитки

Ножницы

Контурные краски

Салфетки

Оборудование:

Использование материалов интернет-ресурсов

Мультимедиа оборудование

CD - диск для музыкального сопровождения занятия,

Образцы готовых изделий.

Задание: сделать бабочек из бросового материала.

План занятия

I. Этап. Организационный момент (релаксация)

II. Этап. Знакомство с техникой, демонстрация работ учащихся объединения (Презентация - актуализация знаний)

Физкультминутка

III. Этап.Тема занятия - «Конструирование из бросового материала»

IV. Этап. Практическая работа

V. Этап. Подведение итогов занятия (Рефлексия деятельности)

Ход занятия

I. Этап. Организационный момент

Приветствие группы и эмоциональный настрой детей

(Тихо звучит музыка «Звуки леса»)

Педагог: Здравствуйте ребята!

Сегодня мы с вами отправимся сказочную страну Эльфов. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Расслабьте мышцы шеи, плечи, кисти рук, пальцы ног. Дыхание спокойное, ровное, глаза закрыты.

Мысленно представьте себе… Летний день. Мы идем по лесной тропинке, дует свежий теплый ветерок, щебечут птицы. Тропинка заканчивается, и мы выходим на залитую солнцем полянку. Сколько вокруг цветов. Какой аромат. Травка нежно щекочет наши ножки. В траве трещат неугомонные кузнечики. Оглянитесь вокруг… Посмотрите на цветы…. Подумайте, кого мы еще можем с вами увидеть. Пусть эти образы проносятся через ваше сознание, и если какой-нибудь образ привлечет ваше внимание, постарайтесь сосредоточиться на нем. Как только вы ясно представите себе этот образ, откройте глаза.

У нас происходят самые настоящие чудеса. Ведь именно здесь живут маленькие друзья - эльфов прекрасные бабочки. Нас ждет много познавательного и интересного, я познакомлю со своим любимым видом творчества - конструирование из бросового материала, но для этого мне нужны помощники. Вы согласны быть ими?

Дети: - Да!

II. Этап. Знакомство с техникой, демонстрация работ учащихся объединения (Актуализация знаний)

Педагог: Ну что же, собрались все ребята старательные, трудолюбивые, раз так приглашаю вас на цветочную полянку. Моя полянка необычная, на ней много красивых цветов, порхают красавицы бабочки.

Педагог: Ребята, а что вы знаете о бабочках? Где живут, чем питаются? Дети отвечают. Педагог дополняет ответы детей и включает презентацию о бабочках.

Педагог: Бабочка - символ легкости, красоты, изящества, мысли, души. Они очень хрупкие, если их ловить и трогать руками, бабочки потом не смогут летать.

Комментарии и показ презентации:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.(А.А. Фет)

Педагог: Ребята, а готовы ли вы изготовить своими руками, такую изящную, нежную, воздушную, романтичную красоту.

Как вы думаете, а зачем нам нужно учиться делать какие-то поделки, изделия? Ведь в магазине можно купить и игрушки, и картины, разные красивые вещи.

(Такими изделиями можно украсит комнаты, подарить в подарок). Правильно ребята! Ведь гораздо приятнее подарить работу, выполненную своими руками. И такой работы не купишь.

Прежде чем приступить к работе, немного отдохнем.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

III.Этап. Конструирование из бросового материала

(Усвоение новых понятий и способов действия, постановка учебной задачи)

Педагог:Рассмотрим изображение бабочки, что вы можете сказать о ней?

Есть ли в изделии линия симметрии?

Из каких деталей состоит бабочка? (крылышки, тело, усики, лапки). Тогда за дело! Вот образец работы.

Ребята, тема, нашего занятия «Конструирование из бросового материала»

Значить какова, цель нашего занятия? (освоить прием конструирования бабочек из проволоки и капрона).

IV. Этап. Практическая работа

1. Вводный инструктаж

Педагог: Пользоваться мы будем проволокой, ножницами, при работе нам нужно помнить о технике безопасности

Во время практической работы не отвлекайтесь и не отвлекайте одноклассника

Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми

Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед

Следить за тем, чтобы не поранится об острые концы проволоки

Педагог: На столах у вас лежат инструкционные карты. (Рассмотреть инструкционные карты изготовления бабочек). Нам потребуется немного капрона, флористической проволоки, бисер, бусины, нитки.

Последовательность выполнения «бабочки»:

Сначала создаем шаблоны крыльев 2 больших и 2 маленьких, путем сгибания проволоки, придавая форму круга или капли

Обматываем шаблоны крыльев капроном выбранного оттенка, закрепляем их нитью, лишний капрон обрезаем ножницами

Соединяем шаблоны (между собой, что бы получилась бабочка), бабочку прикрепляем скотчем к столу, вверх лапками и закрепляем нитьюпроволоку-лапки

Аккуратно убираем скотч от бабочки

Формируем туловище бабочки: на проволоку нанизываем бусины и обматываем разворот крыльев,

Приступаем к усикам - отрезок проволоки, равный длине обоих усиков складываем пополам и прикрепляем к туловищу «бабочки». Нанизываем на усики 2 бисерины, и заворачиваем кончики усиков

В завершении украшаем бабочку, так как позволяет вам ваша фантазия и воображение.

2. Самостоятельная работа учащихся.

3. Текущий инструктаж (возможен групповой, фронтальный, индивидуальный).

4. Заключительный инструктаж

Анализ выполнения практической работы;

Разбор ошибок

V. Этап. Подведение итогов занятия

Рефлексия деятельности

Педагог: Ребята, с каким видом творчества мы сегодня познакомились?

Что интересного и нового узнали о бабочках?

Кому из вас сегодня было интересно?

◄Хлопните в ладоши, если вы считаете свою работу, выполненную на «отлично».

◄Щелкните пальцами, если вы считаете, что работу можно сделать лучше.

◄Топните, если считаете, что у вас ничего не получилось, и нужно еще повторить и вернуться к закреплению.

Выбор учащимся удачной, эстетической красивой работы для творческой выставки

Педагог: Молодцы ребята! Мне было интересно и приятно с вами работать. Пусть эти бабочки украсят ваш дом, квартиру или комнату.

Спасибо за внимание!

Литература

1. Мария диСпирито « Красивые вещи своими руками», Москва, «Мой мир», 2007 г.; 92 с.

2. М. Скалыга «Стильные штучки своими руками», Москва, «Мой мир», 2007 г.; 92 с.

Приложения

Приложения №1

«Капроновые бабочки»

Инструкционная карта по изготовлению

1. Студия по росписи керамики «Своя Тарелка»
От 3 лет
Адрес: Крымский Вал, 10 (ЦДХ, Шардам)

Здесь можно расписать готовую керамическую посуду или предметы интерьера, дети занимаются вместе с родителями. В студии дадут все необходимые для творчества материалы: различные модели посуды или предметов интерьера, образцы, трафареты, кисти и краски (кстати, без запаха). После того, как вы распишите свое изделие, в студии его обожгут и через какое-то время вручат вам. Занятие по росписи можно заказать и на детский День рождения.

2. Cтудия «Летал И Шагал»
От 2 лет
Адрес: Красноармейская, 4

Студия находится недалеко от метро Динамо в удивительном домике начала прошлого века с эркерами и башенками. На занятиях здесь дети рисуют, лепят, мастерят, копируют художественные работы, устраивают выставки и праздники. Каждый урок посвящен некой эпохе, в контексте которой и ведутся разговоры об искусстве. Преподают в «Летал И Шагал» художники, искусствоведы и психологи.

3. Hand madе БЮРО Кати Михеевой в «Шардаме»
От 3 лет

Адрес: Крымский Вал, 10

Из обычных материалов здесь учатся делать самые невероятные вещи: мрамор из бумаги, мандалу из ниток, цветы из шерсти. Автор курса Катя Михеева решила избрать своим главным художественным методом смелый эксперимент, и это лучшее, что может быть в детских воркшопах. «На своих занятиях мне хотелось бы дать стимул к творческой смелости. И важно, чтобы у ребенка была возможность повторить дома то, чему он здесь научился, удивить родителей и друзей», – говорит Катя. Занятия по четвергам в 13.00.

4. Творческая студия «У тети Маши»
От 1,5 лет
Адрес: Островитянова, 53

Творческую студию «У тети Маши» открыла психолог и вальдорфский педагог Мария Тимофеева. Студия невероятно популярна у мам, живущих в районе Беляево. Здесь малыши занимаются керамикой и рукоделием, делают свечки и валяют из шерсти. Дети от 1,5 лет могут вооружиться инструментами-шумелками на музыкальном празднике или концерте. А можно записаться на курс живописи или лепки из японской глины. Все занятия до 3 лет нужно посещать вместе с мамой.

5. Лепка из глины в «Творческих Мастерских»
От 3 лет
Адрес: 4-й Сыромятнический переулок, 1, стр. 6

В Мастерских на Винзаводе детей учат работать с пластом глины, формовать вручную и лепить. Можно слепить любимого героя или придумать своего. Здесь юные скульптуры осваивают разнообразные техники декорирования, роспись натуральными красителями и гуашью, а также экспериментируют с фактурой и цветом. Все занятия направлены на раскрепощение ребенка (и родителей, кстати, тоже) и развитие мелкой моторики и образного мышления.
Занятия во вторник, четверг и субботу.

6. Кулинарная школа в Театре Вкуса
От 2 лет
Адрес: Новолесной переулок,11/13

Театр Вкуса – это кулинарный театр и школа, ориентированные на семейную аудиторию. В школе происходят самые разные действа: здесь можно построить пряничную деревню из имбирных пряников, сделать вкусные подарки своими руками и научиться печь хлеб всей семьей в Семейной пекарне. Кроме того, малыши могут отправиться в гастрономическое путешествие с дегустацией в спектакле «Кораблик» или стать мышатами – поварятами в спектакле «Рататуй». А еще в Театре Вкуса проходят кулинарные вечеринки, кулинарные войнушки и другие кулинарные события, которые больше нигде в Москве не случаются.

7. Съемки мультфильмов в Музее анимации
От 4 лет
Адрес: проспект Мира, 119

При Московском музее анимации работает детская студия, где проходят мастер-классы по анимации. Здесь можно снять мультфильм со своими титрами, а затем съемочной группе устроят настоящий премьерный показ на большом экране. Также здесь можно пройти виртуальный класс по компьютерной программе «Сам себе мультипликатор» или «Конструктор комиксов и мультфильмов».

8. Музыкальный проект «СемиНотка»
От 2 лет
Адрес: разные площадки

«СемиНотку» придумали Александр и Анастасия Турчины, которые знакомят малышей с историей музыки, великими композиторами, известными музыкальными произведениями. Среди программ «СемиНотки» – «Его Величество Орган», «Принцесса Скрипка и её семья», «Рояль – и форте, и пиано», «Духовой оркестр» и много других.

Уже 2 года «СемиНотка» проводит цикл мастер-классов «О чем поет природа?» для малышей от 2 до 6 лет. Цикл построен вокруг четырех стихий – воды, огня, земли и ветра, дети узнают как поют и играют птицы, насекомые и животные в разных уголках света. Ведущая цикла Юлия Баркова - музыкант-мультиинструменталист, певица, кандидат культурологии, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова. На занятиях дети увидят и услышат индийскую скрипку равантху, зулусский барабан и много других уникальных музыкальных инструментов из коллекции Юлии.

9. Куклы в музее «Кукольный дом»
От 5 лет
Адрес: Варварка, 14

В по-домашнему уютном музее «Кукольный дом» проходят мастер-классы по изготовлению самых разных кукол. Также здесь рассказывают об искусстве и показывают камерные детские спектакли. Мастер-класс можно совместить с экскурсией и чаепитием, а можно вообще придти своей семьей или отдельной группой.

10. Школа «Лабиринты шахмат»
От 4 лет
Адрес: Проточный переулок, 9

В школу «Лабиринты шахмат» принимают детей с 4 лет. Организаторы убеждены, что с такого возраста детей уже можно обучать шахматам и что это является отличным способом интеллектуального развития ребенка. Шахматы учат самостоятельно мыслить, развивают пространственное воображение и помогают воспитывать характер. Новых учеников сначала тестируют, а затем определяют в группу, соответственно результатам тестирования. Так что никакой стандартизации.

актуальность информации: январь 2012

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок.
  • Инсценировать потешку «Тень-тень-потетень», используя выразительные средства речи, мимику, жесты.
  • Прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Словарная работа:

Потешки, посиделки, заклички.

Предварительная работа:

Педагог использует устное народное творчество в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассматривание иллюстраций, книг с русскими народными сказками.

Подготовка к занятию:

Женское платье в русском народном стиле. Люлька с куклой-младенцем. Книги русских народных сказок. Шапочки-маски: деда, бабки, лисы, волка, зайца, козла, кошки, собаки.

Ход занятия

Воспитатель: Детушки – малолетушки мои, проходите, присядьте рядком, поговорим ладком.

(Называются имена тех детей, которые есть в группе).

Дети проходят и рассаживаются на скамейки.

В нашей группе есть:

Две Ксюши –

Раскрасавицы вы наши,

И, конечно же, есть Даша –

Она словно кукла наша.

И Ульяна, Дима, Маша,

Даня, Юра и Вадим,

Лиза с Василисой.

Не забудем и про Тиму.

Сколько в группе есть ребят?!

Есть и Сева – хохотун,

Наша Аня – веселушка.

Ян,Виталик да Олеся,

Озоруют просто прелесть.

Есть у нас ещё Надюшка,

Скромник – Лёва.

Саша, Деня да Сергей,

Всё смеються,

Им не лень.

Александра, Стася, Миля

Вас никем не заменили!

Нету только лишь Акульки,

Она маленькая, в люльке;

Нет у нас Алёнки,

Она крошечка – в пелёнке.

Нет Аринки на перинке,

Нет Ивана, Фёдора.

Кого нет, не перечесть!

Я люблю того, кто есть!

Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить. Послушайте ещё одну потешку:

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти коса – не путайся,

Маму дочка слушайся.

Эта потешка говорит о том, чтобы у дочки волосы росли длинные, заплетались в косы, очень ласково говорится в потешке: «волосоньки», «косоньки». После таких слов дочка обязательно должна слушаться свою маму. Давайте в потешку поиграем.

Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень» .

Все водят хоровод, приплясывают и поют:

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

Похвалялись весь день.

Лиса: Похвалялась лиса:

Всему лесу я краса,

И пушиста и хитра,

Все следы я замела.

Волк: Похвалялся серый волк:

Я зубами щёлк да щёлк,

Но я сегодня добрый,

Никого не трогаю.

Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

А я вовсе не трусишка,

Я от волка и лисицы

Убежал и был таков.

Козёл: Похвалялся козёл:

Огород я обошел,

Всем я грядки прополол,

Да и по воду пошёл.

Жучка: Похвалялась Жучка –

Я совсем не злючка,

Я хозяйство сторожу,

Я чужих не подпущу!

Мурка: Похвалялась Мурка –

Дымчатая шкурка.

Я всю ночь ловлю мышей,

Я всех крыс гоню взашей.

Дед Егор: Похвалялся дед Егор –

У меня скотины двор:

И лошадка, и бычок,

Куры, гуси, пятачок.

Баба Варвара: Похвалялась Варвара:

Я начищу самовары,

Пирогов я напеку,

Всех я в гости позову!

Все вместе: Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

И гуляли мы весь день.

Воспитатель: Люди сочиняли не только весёлые и смешные потешки, но и мудрые пословицы: «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь», а вот как её объяснить – послушайте.

Рыл яму злодей на дороге лесной

Чтобы ночью свалился прохожий.

Вот яма готова. Он вылез.

«Постой! Прохожий ведь вылезет тоже!»

Ещё два дня разбойник потел

Летела из ямы землица.

Попробовал вылезти, но не сумел.

Тогда усмехнулся: «Годится!»

Какие пословицы вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: А ещё есть поучительные поговорки, они точно подмечают наши действия: «Какова пряха, такова и рубаха», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка».

Какие знаете вы поговорки? (ответ детей).

Воспитатель: Я знаю смешную дразнилку:

Федя – медя – требуха

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят

Только хвостики висят.

Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.

А какие дразнилки известны вам? (ответ детей).

Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:

«Тары – бары, растабары!

У Варвары куры стары!»

Какие считалки знаете вы? (ответ детей).

Воспитатель: Мы с вами тоже знаем такие игры, давайте сейчас в одну из них и поиграем. Русская народная игра «Пень».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на моё платье, оно вам нравится? Такие красивые и нарядные платья шили в старые времена русские красавицы. Платье длинное – до пят (описать своё платье, покрасоваться). В таких нарядах девушки ходили на посиделки, где они пели, веселились и выбирали себе дружков, зазывая их русскими народными песнями и закличками.

На посиделках не только пели песни, частушки, но и загадывали загадки. Кто загадает нам загадку? (дети загадывают и отгадывают загадки).

Воспитатель: (подойти вместе с детьми к книжному уголку). Посмотрите на эти книжки, они вам знакомы? Кто их написал? (ответ детей). Отгадайте, из какой сказки отрывок? (зачитать отрывки из 2-х, 3-х книжек).

А вот в этой книжке есть русские народные потешки и колыбельные песни. Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни. Прошу одну из девочек взять куколку и спеть ей колыбельную «Баю, баюшки, баю…». Пусть Аринка спит, мы не будем ей мешать.

Итог занятия:

Похвалить детей за хорошие знания пословиц, поговорок, загадок и т.д.

Список литературы

1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада /Л.В.Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 127с.

2. Девятова, Т.Н. Звук – волшебник /Т.Н. Девятова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208с.

3. Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208С.

4. Гриценко, З.А. Ты мне сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 176с.

5. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 304с.

6. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.

7. Рик, Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада / Т. Рик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 208с.

8. Сорокина, Н.Ф. играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети» (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович): Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н.Ф. Сорокина. – М.: АРКТИ, 2002. – 208с.

Творчество — это процесс самовыражения, самопознания, и самосовершенствования. Через творчество человек познает свой внутренний мир, свои и склонности. А созданные шедевры дарят положительные эмоции и . Но почему-то мы часто не находим время на это важное занятие.

Дети постоянно заняты творчеством. Они что-то придумывают, фантазируют, у них отличное . Значит, необходимость в творчестве заложена природой. Но со временем появляются более важные дела. Более того, на творческих людей смотрят с удивлением. Считают, что они занимаются ерундой. «Займись делом, зарабатывай деньги, брось эту ерунду!» — вот установка современного человека. Жаль, что мы ради денег, забываем о своем внутреннем мире, о человеческих качествах.

В чем польза занятий творчеством?

  1. Познание самого себя

    Это должно быть главной целью каждого человека. Понять свой внутренний мир, свои способности, склонности, желания, интересы. Творчество помогает с самим собой.

  2. Познание окружающего мира

    Творческий процесс расширяет кругозор. Ведь сколько всего нужно узнать. Любой вид деятельности требует специальных знаний и умений. Таким образом, творчество формирует разносторонне развитую личность.

  3. Борьба со стрессом

    В современной жизни — на каждом шагу. От него страдают практически все люди. Это связанно с завышенными требованиями к себе и с нехваткой положительных эмоций. Имеено позитив дает нам творчество. давно используется в лечении психических заболеваний.

  4. Раскрытие своего потенциала

    Каждый человек хочет найти свое предназначение. Кто-то становится успешным бизнесменом, кто-то получает удовольствие от воспитания детей, а кто-то не представляет свою жизнь без рисования. Это прекрасно! Ведь все люди разные. Главное — найти дело по душе.

  5. Хорошее настроение

    Это тоже очень важно. Творчество дает заряд позитива, которого хватает надолго. С ним рутинные дела сделать проще.

А что делать, если вы считаете себя не творческим человеком? Скажу сразу, таких людей не бывает. Вы ведь не делаете абсолютно все по шаблону? Правда, далеку не у всех дел эти шаблоны есть. Творчество можно и нужно искать везде. Вы не рисуете картины и не обладаете литературными склонностями? Возможно, вы прекрасно готовите. Приготовление пищи — творческий процесс. Или виртуозно обращаетесь с инструментами? Повесить полочку — тоже творческий процесс.

Занятие творчеством — способ познать самого себя, избавиться от стресса и депрессии, получить положительные эмоции.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного вида»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе:

«Чудеса из театрального чемоданчика»

(по творчеству Ю.Энтина)

Будко Екатерина Юрьевна музыкальный руководитель I квалификацинная категория МДОУ № 2 «Детский сад «Солнышко» комбинированного вида»

г. Оленегорск

Мурманская область

2011

Цель: знакомство детей с творчеством поэта Ю.Энтина через интеграцию музыкальной, театральной и художественно-речевой деятельности.

Задачи:

Музыкальная деятельность:

    обогащать музыкальные впечатления детей при восприятии произведений на стихи поэта Ю.Энтина;

    способствовать развитию выразительного исполнения образных музыкально-ритмических движений.

Театрализованная деятельность:

    совершенствовать артистические способности, навыки и исполнительские умения в кукловождении;

    развивать умение разыгрывать театральные этюды, кукольный спектакль;

    развивать мелкую моторику рук.

Художественно-речевая деятельность:

    развивать интонационную выразительность речи (чтение стихотворений, исполнение сказки по ролям), силу голоса, дикцию.

Воспитательные:

    вызвать положительный эмоциональный интерес к творчеству Ю.Энтина;

    воспитывать бережное отношение к театральным куклам;

    воспитывать умение согласовывать свои действия в совместной творческой деятельности (постановка спектакля).

Словарная работа:

использование в речи: поэт, сцена, марионетки, верховые куклы, перчаточные куклы, пальчиковые куклы, куклы с «живой рукой», артист-кукловод, ширма, занавес, декорации, грим, парик.

Материалы и оборудование:

мультимедийная установка, магнитофон, театральный чемоданчик с разными видами кукол, ширма, куклы для сказки «Волк и семеро козлят», шапочки птичек, костюмы пчелы и божьей коровки.

Музыкальный репертуар:

«Где водятся волшебники» муз.М.Минкова, «Чунга-Чанга» муз.В.Шаинского, «Частушки Бабок Ёжек» муз.М.Дунаевского, «Птичка» муз. Д.Тухманова, песни из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад» муз.А.Рыбникова.

Предварительная работа: беседы о творчестве Ю.Энтина с показом мультимедийной презентации, просмотр мультфильмов по произведениям Ю.Энтина, изготовление оборудования, разучивание сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» Ю.Энтина, разучивание стихотворений «Божья коровка» и «Врач по имени Пчела», разучивание музыкально-ритмического репертуара.

Ход занятия:

Звучит аудиозапись «Где водятся волшебники» муз.М.Минкова .

Дети входят в зал. Становятся возле стульчиков.

Музыкальный руководитель (муз.рук.):

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на наше музыкальное занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Садитесь. (указания по осанке)

Наше занятие необычное: мы побываем с вами в кукольном театре. Помогать нам в этом будет экран.

(показывает на ширму, задает вопросы)

Муз.рук.: Что это? (ответ детей) Перед вами самая настоящая театральная ширма. Как вы считаете, для чего она нужна? (ответы детей: показывать кукольный театр, ставить спектакль)

А что еще есть в театре? (ответы детей: актеры, куклы, декорации, сцена, занавес)

Кукольный театр – это удивительный мир, где куклы и вещи оживают от прикосновения к ним артистов-кукловодов.

Муз.рук. обращает внимание детей на театральный чемоданчик.

У меня есть чудесный театральный чемоданчик. Заглянем в него?

Раз-два-три-четыре-пять,

Вы хотите поиграть?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя,

Чтоб быть похожим на лису,

Или на волка, или на козу,

На принцессу, на Ягу,

На лягушку, что в пруду?

(ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, парика, головного убора)

Муз.рук. достаёт из чемоданчика шапочки птичек

В кого можно превратиться с помощью этих шапочек? (птичек)

Раз-два-три-четыре-пять, будем глазки закрывать.

А теперь глазки открываем и как птички полетаем.

Дети с воспитателем выходят, становятся в круг, дети в шапочках птичек стоят в середине круга, остальные дети повторяют движения за «птичками», поют песенку.

Исполняется разминка «Птичка» муз.Д.Тухманова

Дети садятся на стулья

Муз.рук.: Давайте посмотрим, какие еще куклы есть в нашем театральном чемоданчике.

Муз.рук. достает пальчиковые куклы, вызывает 2-3 ребенка, предлагает им правильно надеть их, задает вопросы.

Как называются эти куклы? - Почему? - Как их можно водить? (как ими можно управлять?) (ответы детей: пальчиковые (надевают на пальчик), муз.рук. предлагает поводить куклы на ширме).

Далее рассматриваются все остальные куклы (перчаточные куклы (надевают на всю руку как перчатку), верховые куклы (их водят по верху ширмы), куклы с «живой рукой» (руки кукол надевают на свои руки), марионетки (на ниточках)).

Вот сколько разных кукол есть в нашем кукольном театре. Вместе с ними можно разыграть и показать много разных сказок, представлений.

В театре всегда звучит музыка. Для чего она нужна? (ответы детей: чтобы было интересно, с помощью музыки можно изобразить характер героя сказки) Если не будет музыки, что произойдет со сказками? (ответы детей: без хорошей музыки, без веселых песен спектакли будут скучными, неинтересными)

Обратите внимание на экран.

Появляется на экране портрет

Кто это? (Юрий Энтин, поэт)

Кто такой поэт? (человек, который сочиняет стихи)

Да, это Юрий Сергеевич Энтин. Он детский поэт, пишет стихи и сказки. На его произведения написаны песни к мультфильмам и кино.

И сегодня в нашем кукольном театре будут звучать веселые песни на стихи поэта Юрия Энтина.

На экране фрагмент мультфильма «Летучий корабль». Звучит песенка Водяного.

Вы узнали этот мультфильм? Как зовут героя, который поет эту песенку?

Каких героев мульфильма «Летучий корабль» вы еще знаете? Озорные Бабки Ёжки в этом мультике пели частушки. Частушки для Бабок Ёжек придумал Юрий Энтин.

В театральном чемоданчике есть куклы, которые помогут нам оживить этих персонажей. Действие в нашем театре начинается, куклы оживают.

Муз.рук. достает кукол с «живой рукой», помогает надеть их детям-артистам.

Исполняется этюд «Частушки Бабок Ёжек» муз.М.Дунаевского

Артисты кланяются, убирают кукол, садятся

Муз.рук.: Продолжаем наше представление.

На экране фрагмент мультфильма «Катерок». Песня «Чунга-Чанга».

Вы узнали эту песенку? Слова этой песни тоже написал Юрий Энтин.

Из какого мультфильма эта песенка? Это мультфильм - «Катерок», об увлекательном и опасном путешествии маленького бумажного кораблика, который приплывает к острову Чунга-Чанга. В нашем театре зазвучит веселая музыка из этого мультфильма, и мы тоже представим себе, что мы жители острова Чунга-Чанга. И станцуем шуточный танец.

Исполняется танец «Чунга-чанга» муз.В.Шаинского

Дети садятся на стулья.

Муз.рук. достает из чемоданчика шапочки пчелы и божьей коровки.

Муз.рук.: Из нашего театрального чемоданчика я достаю шапочки. Как вы думаете, кто их может носить? (предполагаемые ответы детей) Юрий Энтин написал юмористические стихи о насекомых, которые называются «О многих шестиногих». Давайте их послушаем. А исполнят их нам артисты нашего театра Вика и Ксюша.

Музыкальный руководитель надевает детям шапочки. Дети исполняют стихи.

Стихи «О многих шестиногих»

Юрий Энтин

Врач по имени Пчела.

Если к вам болезнь пришла,

Тело жаром пышет,

Врач по имени Пчела

Вам рецепт пропишет:

Поскорей от гриппа вы

Мед примите липовый!

Божья коровка

Небесная Коровка

Уселась на ладошку.

Ее подброшу ловко

И крикну на дорожку:

Божья Коровка,

Улети на небо,

Принеси мне хлеба,

Пирожков, ватрушек,

Сухарей и сушек,

И печенья пачку,

И, конечно… жвачку!

Артисты кланяются. Садятся на стулья.

Муз.рук. достает из чемоданчика кукол-козлят.

Муз.рук.: И снова мы заглядываем в наш театральный чемоданчик. Какую сказку можно разыграть этими куклами? (ответы детей) Это персонажи русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Юрий Энтин придумал современную историю про непослушных, но веселых козлят и нежную и заботливую маму-козу.

Звучит музыка, открывается большой занавес.

Муз.рук.: Артисты нашего кукольного театра «Петрушка» приготовили сюрприз для вас и гостей. Они покажут сказку на стихи Юрия Энтина «Волк и семеро козлят на новый лад». Усаживайтесь поудобней. Внимательно слушайте и смотрите.

Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» (см.Приложение)

Артисты выходят на поклон. Кладут кукол в театральный чемодан, садятся на места.

Поблагодарим наших актеров за выступление.

На экране появляется портрет Ю.Энтина

Завершая наше занятие, назовите еще раз этого замечательного поэта.

Давайте вспомним какие произведения Энтина вы знаете. (ответы детей)

Да, сегодня в нашем театре звучали замечательные песни на стихи Юрия Энтина, вы посмотрели спектакль. На этом наше занятие заканчивается. Большое спасибо вам, ребята, вы были замечательными артистами, танцорами, внимательно меня слушали. (индивидуальная похвала детей)

Я дарю вам диск с мультфильмами, в которых звучат песни на стихи Юрия Энтина. Спасибо за внимание нашим гостям. Давайте с ними попрощаемся. До новых встреч.

Приложение

Волк и семеро козлят на новый лад

Ю. Энтин

Cказка с песнями

Рассказчик: «Волк и семеро козлят». Сказка. Но на новый лад! Впрочем, сказочки начало Вышло старомодное. Вот и песня зазвучала, Ну почти народная: Коза: Ой, козлятушки, вы ребятушки, Остается вы без матушки. В огород иду за капустою. Может Волк придти – сердцем чувствую. Вы на семь замков запирайтеся. Лишь на голос мой откликайтеся. Ой, боюсь я за вас, ребятушки, Ох, не вышли бы обознатушки! Надо сидеть, Слышите вы, Тише воды, Ниже травы! Рассказчик: Ну, а каков ответ козляток? Он выразителен и краток: Козлята: Не волнуйся, мамочка, Будет все в порядке! Знаем мы из сказочки: Волк ужасно гадкий!
Рассказчик: Нет … Козлята не скучали … Лишь мамаша – за порог, В ритме танца застучали Ровно двадцать восемь ног. Затряслась родная хата, Задрожала вся земля - Это юные козлята Заблажили: ля-ля-ля!
Танец козлят Мы бессильны пред судьбою … Не прошло пяти минут - Серый Волк перед избою … Он, конечно, тут как тут! Волк: Отворите поскорей мамаше дверь. Я устала. Я голодная, как зверь. Вас поила я, поила молоком, А теперь мой голос даже не знаком. У порога, видно, буду помирать. Не пускаете домой родную мать. Открывайте! Не валяйте дурака! Я – Козлиха. Но охрипшая слегка! Рассказчик: Тут козляток дружный хор Вынес Волку приговор: Козлята: Твой голос на мамин Совсем не похож. Ты голосом толстым Фальшиво поёшь! Рассказчик: Жил Петух – вокала мастер. И творил он чудеса. Мог зверям дарить на счастье Он любые голоса. Волк: Помоги мне, Петя Научиться петь. Наступил мне в детстве На ухо Медведь!
Рассказчик: Педагог позанимался С Волком ровно полчаса. С воем Серый распрощался И заблеял как Коза: Волк: «Открывайте маме дверь. Я голодная, как зверь». Рассказчик: Лишь пропел он эту фразу, Волка в дом впустили сразу! Загорелся волчий взгляд: Волк: Баста, карапузики! Кончилися танцы! Рассказчик: Но сказали семь козлят: Козлята: Помирать так с музыкой! Запевайте, братцы! Рассказчик: В ритме танца застучали Ровно двадцать восемь ног. Чтобы Волка так встречали? Это кто ж подумать мог? Затряслась родная хата, Задрожала вся земля, Когда юные козлята Заблажили: ля-ля-ля! Что с козлятами случилось, Я оставлю «на потом»… А Коза, что отлучилась, Наконец, вернулась в дом! На спине в мешках капуста, Но какой с капусты толк, Если в доме стало пусто… Сказку былью сделал Волк! Коза: Ах, козлятушки, куда сгинули? На кого ж меня вы покинули? Не послушались своей матери – Видно, бдительность вы утратили. Не поверили родной матушке – Получилися обознатушки! Допустили вы упущение – Серый Волк проник в помещение. Рассказчик: В даль, куда глядят глаза, Мчится бедная Коза. Мчит Коза как будто серна, Через лес, луга, поля… Чу… почудилось, наверно… Волчий голос: ля-ля-ля! Пред Козою на поляне Потрясен лесной народ. Пред Козою на поляне Волк с козлятами поет! Да, друзья, сказать осмелюсь: Я не видел никогда, Чтоб козлята с Волком спелись… Ведь они его еда! Кто-то скажет: это глупо! А на мой, ребята, взгляд: Всех прекрасней шоу-группа «Волк и семеро козлят»!
Танец козлят
Использованная литература: Ю.С.Энтин «О многих шестиногих» Интернет-ресурсы: Официальный сайт Юрия Энтина