Конспект занятия на тему: «Осень» в старшей группе. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Открытое занятие на тему: «Золотая осень»

НОД по теме: «Осень» (старшая группа)

Цель : обобщить знания детей по теме: “ Осень” .

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;

Активизировать словарь детей по теме НОД;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .

Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Здоровьесберегаюшие:

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:

Конверт с письмом и заданиями от Бабы-Яги

Обручи для «кочек»

Листочки из картона для дорожки;

Овощи и фрукты, пазлы в конвертах.

Ход НОД:

Ребята сегодня утром, когда я открыла окно к нам с осенним ветерком залетело письмо. Что же в нём? Интересно? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .

Письмо: «Не будет у вас Осени! Я, Баба яга, её похитила! А вы все такие хорошенькие, умненькие, подарков от неё не получите… Я их себе все забрала, и у себя в избушке спрятала! Чтобы спасти Осень и получить подарки, выполните мои задания! АХА-ХА-ХА»

Воспитатель: Ой, ребятки, это проделки Бабы яги, И ЧТОЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?

Дети: Надо спасать осень!

Воспитатель: Тогда в путь , посмотрите тропинка из листочков, она приведёт нас к первому заданию.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались, перед нами первое задание : (читает задание)

1. Назовите, пожалуйста, времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .

2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .

3. Как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

4. А какая осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

5. А в ноябре осень ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Нам путь преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?

Воспитатель: А вы помните как себя вести на болоте?

Дети: нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, и засосёт трясина.

Воспитатель: Интересно сколько же здесь кочек?

(Проходят по кочкам, считая их про себя, спросить 2-3 человека сколько кочек насчитали) .

Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.

Воспитатель: какие осенние приметы вы знаете ?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, перелётные птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Предлагаю сделать привал, а здесь ещё одно задание (дети сами ищут отгадки в корзине и кладут на поднос, право- овощи, лево-фрукты).

1.Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)

2.Сто одёжек и все без застёжек.
(капуста)

3.На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит, как после душа.
Этот милый фруктик (груша)

4.Апельсина жёлтый брат.
И никто не виноват,
Что ужасно кислый он,
Этот маленький (лимон)

5. Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)

6. Лежит меж грядок, зелен и сладок.
(Огурец)

7. Апельсину он братишка,

Но поменьше, фрукт-малышка.

Тоже делится на дольки,

Но они поменьше только.

(Мандарин)

8. Этот овощ кисло-сладкий,

Круглый, сочный, мягкий, гладкий.

Щеки докрасна натер,

И зовется... (помидор).

9. На пюре она годится,

В чай ее кладут едва ли.

До весны она хранится

В погребке или подвале.

Вы подумайте немножко.

Ой, да это же ... (картошка).

10. Полюбуйся: что за сказка!

В грядку спряталась указка.

Ярко-рыжая плутовка!

А зовут ее... (морковка).

Как одним словом называется, то что лежит на красном подносе?

Дети: фрукты

А на зелёном?

Дети: овощи

Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Хотите немного поиграть. «Встаньте, дети, встаньте в круг; я твой друг и ты мой друг».

Физминутка

«Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо . - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички . - делают манящие движения руками

« Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор , - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»

Воспитатель: Где-то спряталось задание от Бабы яги. Только где же оно? (дети находят конверты на пеньках и несут воспитателю, он открывает, достаёт). Что делать не пойму? (дети объясняют, что надо делать) А у вас пазлы какой формы? Приготовились, начали! Что изображено на этих картинках? Какое время года?(Осень - чудесное и очень красивое время года, многие дети идут в школу, в садах созрели яблоки, груши, сливы ; в огороде- овощи).

Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Бабы яги.

Воспитатель: а вот и очередное задание (садятся на ковёр) Внимательно!

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы, вы ловко справились со всеми заданиями и дошли до избушки Бабы яги, но что-то она не спешит освобождать нашу пленницу (стучимся к нему).

Баба яга : Кто там? Зачем пришли?

Воспитатель: Осень освободить.

Баба яга: Мне тут сорока новости принесла, что вы со всеми заданиями справились, все загадки отгадали, болото перешли... Вы все были молодцы, а это нужно вознаградить! Так и быть, отпущу я Осень.

Баба яга выводит Осень и уходит.

Осень: Здравствуйте, ребята! Вам понравилось путешествие? (Ответы детей) . Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной . Ответили на вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы! Что вы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что вам больше нравится в осенней поре? Какие, вы, молодцы! У меня ещё много дел, пора уходить, но для вас есть подарок. Ой, а где же он? (находит корзину с подарком и прощается).


Конспекты занятий

По познавательному развитию

«Золотая Осень» познавательное занятие

в старшей группе

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 14 детям группы «Дюймовочка».

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы.

Приметы

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков.

У вас на столах тоже есть листочки только вот беда осень их не раскрасила давайте мы их раскрасим

Подойдите к столам и раскрасьте листья.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.


Конспект игрового занятия «Унылая пора очей очарованье» с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Шатова Марина Валентиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52» г. Новомосковск, Тульская обл.
Описание материала : данный конспект может быть полезен, и использован педагогами дошкольных учреждений с целью систематизировать и углублять представления детей, о сезонных изменениях происходящие осенью.
Цель: Формирование представлений о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений.
Задачи:
Образовательная: Систематизировать и углублять представления детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе. Учить наблюдать явление природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Развивающая: Развивать память, мышление, монологическую и связную речь. Развивать память, слуховое внимание, воображение, опираясь на представление об окружающем мире.
Воспитательная: Воспитывать любовь к природе в любое время года, видеть её красоту. Воспитывать интерес к поэзии, живописи и музыке.
Материал:
Демонстрационный: картина «Осень», ; картинки с изображением сада и огорода; 2 корзинки; мяч; записи со звуками;
Раздаточный: картинки с овощами и фруктами или муляжи; природный материал (веточки, листья, каштаны, жёлуди и т.п)
Ход игрового занятия:
1.Педагог читает стихотворение А.С Пушкина «Унылая пора очей очарованье!»
«Унылая пора очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса»

Вопросы: Какую пору описывает в своём стихотворение А.С Пушкин (иллюстрация осеннего пейзажа)


Почему осенью листву называют золотой?
Листву, каких деревьев действительно можно назвать золотой? (берёзы, клёна)
А какую багряной? (осины)
Почему осенью листья на деревьях желтеют и падают?
Рассказ педагога: В листьях осенью происходят удивительные превращения. Дни всё короче, света всё меньше, значит, деревьям пора спать. Сначала листья начинают желтеть, хотя никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен, он забивается более сильным – зелёным.
Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество – хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но это только на свету. Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и снова восстанавливается, разрушается и тут же восстанавливается и т. д. Лист всё время зелёный. Наступает осень, удлиняются ночи. Света получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, и не успевает восстанавливаться. Зелёный цвет в листве убывает, и заметным становится жёлтый: лист желтеет.
Но осенью листья становятся не только жёлтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущей листве.
Осенний лист богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными, яркими.

Музыкальная пауза Вивальди «Времена года. Осень»

Приход Осени.


Вопросы Осени: Какое сейчас время года? Что случилось с природой? Почему она не такая как летом? Что собирают люди осенью в огородах, садах? Где растут овощи? На чём? Где растут фрукты? На чём? Какие овощи растут в нашем родном городе? Почему?
Задание: Собрать в корзину, которая справа – фрукты, которая слева – овощи(картинки или муляжи)



Вопросы: Что ты положил? В какую корзину? Почему?

Психогимнастика «Сладкий – кислый»

2.Чтение произведения В. Бианки «Сентябрь»
Вопросы: Как определяют начало осени? Какой ветер? Почему опадают листья? Что происходит с солнцем? Может ли листик опасть с дерева, если нет ветра? Почему? А что же будет дальше? Кто придумает продолжение рассказа?
Рассказы детей. Анализ детской речи.

Логоритмика «Улетает лето»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.
/Е. Трутнева/

Словесная игра « Раздели слова на слоги»
Дети встают в круг, Осень бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребёнок ловит мяч и бросая его Осени, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов.


Слова: Я-СЕНЬ, СОС-НА, ЕЛЬ, ДУБ, О-СИ-НА, РЯ-БИ-НА, БЕ-РЁ-ЗА.

Физкультминутка « Листья»
Знают взрослые и дети,
ветер кружит листья эти,
как пастух незримый вроде
ветер листья хороводит.
Те же весело кружатся
и нам под ноги ложатся.
Если бегать не спеша,
слышно как они шуршат
под ногами там и тут -
детям песенку поют
./Г. Ключникова/

Задание: Выложить из природного материала сказочного героя и описать его.
Вопросы: Кого ты выложил? Как зовут героя? Из какой сказки? Из чего? Как называется материал, из которого вы строили? Почему?

Пальчиковая гимнастика «Птицы к югу улетают»
Птицы в небе тают, тают –
Птицы к югу улетают.
(Машем руками, постепенно поднимая их вверх)
Все, растаяли вдали
(ладонь «козырьком» ко лбу )
Аист, цапли, журавли.
(Загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы.)
Если вместе мы встречаемся (Соединить ладони).
Мы друг другу улыбаемся (Раскрыть ладони.)
Добрый, добрый, добрый день, нам здороваться… – (Ритмично большим пальчиком поочередно дотрагиваться до подушечки остальных пальцев руки (или пальцы правой руки поочередно здороваются с пальцами левой руки).
Не лень (Кисти раскрываются ладонями вверх.)
Осень угощает детей яблоками и прощается!!!

Россия,Республика Татарстан,Азнакаевский район,пгт. Актюбинский
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №1 "Огонёк"
Воспитатель

Вишневская Л.В.

Тип занятия: комплексное

Вид занятия: познавательное

Программное содержание:

  1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
  3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
  5. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
  6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

  • фланелеграф
  • картинки с признаками осени
  • сюжетные картинки для составления рассказов
  • осенние листья

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа : чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Ход занятия

Ребята,послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Ребята,о каком времени года здесь говорится? (об осени)

А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)

А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)

А еще,ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Листья осенью (что делают?) –листья осенью желтеют и опадают

Дождь осенью (что делает?) –дождь осенью моросит,идет.

Урожай осенью (что делают?) –урожай осенью уберают.

Птицы осенью(что делают?) - Птицы осенью улетают.

Деревья осенью(что делают?) - Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью (что делают?)- Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Физминутка(Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.

Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Молодцы ребята!

Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

Звучит музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает разноцветные листья возле доски. Мальчик убегает.

Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)

Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Итог занятия.

Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы и в дальнейшем сделаем другие книги о зиме, весне и лете.

Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
О каком времени года мы говорили на занятии?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Пейль Ольга Антоновна, старший воспитатель

Малыгина Наталья Михайловна, старший воспитатель

МАДОУ Боровский детский сад "Журавушка" Тюменского района

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию на тему: «По следам осени» в старшей группе

Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о признаках осени в процессе познавательно- исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Обобщить первичные представления об осени по существенным признакам сезона;

2. Формировать представления о многообразии природных явлений осенью, о сезонных изменениях в природе;

3. Активизировать речевую деятельность детей, ввести в активный словарь детей понятия: периоды осени (ранняя осень, середина осени, поздняя осень) на основе жизненного опыта детей;

4.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: телевизор,запись видеообращения осени, звукозапись «Осенний вальс»,воздушный шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, корзина, листья красного и желтого цвета, кисточки, гуашь.

Организационный момент:

Вход в зал. Приветствие.

Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста, какое бывает настроение?

Дети: Веселое, радостное грустное, злое.

Воспитатель: У человека от чего зависит настроение?

Дети: У человека зависит настроение от погоды, от самочувствия, от игры с новой игрушкой и т.д.

Воспитатель: Какое настроение сегодня у вас?

Дети отвечают по очереди.

Воспитатель: У меня сегодня радостное настроение, так как погода на улице хорошая.

Воспитатель: Можно, глядя в окно, определить погоду?

Дети: Да, глядя в окно можно определить погоду.

Воспитатель: Давайте, подойдем к окну и определим какая сегодня погода на улице.

Дети подходят к окну и видят за окном привязанный воздушный шар.

(За окном находится воздушный шар).

Воспитатель: Дети давайте достанем шар из-за окна. Шаг назад, я буду открывать окно (воспитатель достает шар). Дети внутри шарика что-то есть.

Что нужно сделать с шариком, чтобы достать записку.

Дети: Для того, чтобы узнать, что находится внутри шарика нужно его лопнуть.

(Воспитатель деревянной шпажкой прокалывает шарик и достает письмо)

В письме изображение сундука, знак вопроса.

Воспитатель: Дети, а что может означать картинка сундук с вопросом.

Дети: Нам нужно искать сундук.

В сундуке лежит карта.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего нужна карта?

Дети: Карта нужна для того, чтобы найти клад.

Воспитатель: Кто нам мог отправить это послание?

Дети: Письмо мог послать волшебник.

На экране появляется Осень с видеообращением.


Осень: Здравствуйте!Дети!

Это я вам отправила воздушный шарик с посланием. Наступают холода, иногда падает снег, застывают лужи, птицы улетели в теплые страны, мое время еще не прошло, а зима гонит прочь. Помогите решить: оставаться мне или уходить. В этом вам поможет карта из сундука.

Воспитатель: Дети! Давайте рассмотрим карту. Как вы думаете с чего мы с вами начнем помогать Осени?



Воспитатель: Дети, посмотрите, где находятся листья?

Дети: Листья находятся на ковре.

Воспитатель: А давайте мы с вами будем собирать листья в корзину, но нужно собирать только желтые листья, называя признаки осени.

Дети собирают листья, кладут их в корзину, называя признаки осени. (Небо стало хмурое, солнце светит, но не греет, как летом, люди одели теплую одежду, с деревьев опадают листья, птицы улетели на юг)


Воспитатель: Дети! У нас с вами остались на ковре листья какого цвета?

Дети: На ковре остались красные листья.

Воспитатель: Как называется осеннее явление, когда опадают листья?

Дети: Осеннее явление называется листопад.

Воспитатель: Я вам предлагаю взять каждому красный листочек и закружиться в осеннем танце. Представим, что мы листья и кружимся в осеннем листопаде.

(Дети под музыку выполняют осенний танец с листьями. После танца листья складывают в корзину).

Воспитатель: Указывая признаки, мы с вами убедились, что за окном какое время года?

Дети: За окном время года осень.



Воспитатель: Давайте обратимся снова к карте, для того чтобы посмотреть следующее задание (на карте заяц серый –белый, медведь-берлога). Что это могло бы означать? Сейчас, дорогие ребята, я предлагаю вам присесть на ковер и обратить внимание на экран телевизора.

(Слайды: картинки медведь в лесу, заяц, белка шубку еще не поменяли).

Слайд №1 Медведь в осеннем лесу.

Воспитатель: Что вы видите на экране?

Дети: Медведь ходит по лесу.

Воспитатель: Почему медведь бродит по лесу, а не спит?

Дети: Потому что медведи в спячку уходят зимой! А на картине показано время года осень.

Слайд № 2 Белка с орешками.

Воспитатель: Что изображено на экране?

Дети: Белка готовит запасы на зиму.

Воспитатель: Какого цвета шубка у белки?

Белка: Шубка у белки рыжего цвета.

Воспитатель: Когда белка поменяет цвет шубки на темно-серую?

Дети: Цвет шубки белка поменяет зимой.

Слайд №3 Серый заяц.

Воспитатель: Кто изображен на экране?

Дети: На экране изображен заяц.

Воспитатель: Какой цвет шубки у зайца?

Дети: Шубка у зайца серая.

Воспитатель: Почему у зайца шубка серая, а не белая?

Ответы детей: Потому что время года осень.

Слайд№4

Картинка пруд с утками. Утки еще плавают, не улетели.

Воспитатель: Дети, что вы видите на экране?

Дети: Утки плавают в пруду не улетели в теплые страны.

Воспитатель: Почему утки еще не улетели в теплые страны?

Дети: Потому что лед на пруду не застыл, и они могут добывать себе пищу.

Вывод: Звери и птицы еще не готовы к зиме. Осень еще не прошла.

Воспитатель: Давайте обратимся к карте и посмотрим следующее задание.

Слайд №5 Вопросительный знак(?)

Воспитатель: Что бы это значило?

Дети: Это означает, что мы сегодня узнаем, что-то новое.

Воспитатель: Ребята, какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: У осени три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Каждый месяц определяет периоды осени.

Назовите первый месяц осени.

Дети: Первый месяц осени-сентябрь.

Сентябрь –это самое начало осени. Ранняя осень. Картинка обсуждение ранняя осень.Слайд №6.

Воспитатель: А, второй, кто назовет месяц?

Дети: Второй месяц осени-октябрь.

Октябрь – это середина осени.

Картинка золотая осень.Слайд №7.

Воспитатель: Назовите третий осенний месяц?

Дети: Третий осенний месяц – ноябрь.

Воспитатель: Правильно третий осенний месяц – ноябрь.

Поздняя осень. (картинка обсуждение «Поздняя осень» Слайд №8 ).

Воспитатель: Давайте повторим еще раз периоды осени.

Воспитатель: Я предлагаю снова обратиться к карте! Что мы видим?

Дети: Мы видим на карте сарафан.

Воспитатель: Вам нравится этот сарафан? А он нарядный?

Дети: Сарафан нужно украсить.

Воспитатель: Давайте, порадуем осень новым нарядом. Проходим в нашу мастерскую. Я предлагаю вам украшать наряд методом штамповки. Для этого нужно взять лист, набрать кисточкой краску, нанести на поверхность листа краску и приложить лист к сарафану и оставить отпечаток. Приступаем к работе.

Работа в творческой мастерской.



Воспитатель: Дети! Посмотрите какой наряд. А как вы думаете он понравится осени?

Дети: Мы думаем, что такой наряд понравится осени.

Запись видеобращения Осени №2: Спасибо! Вам дети!

За ваше старание, за вашу помощь! Теперь я точно знаю, что время мое еще не прошло. Зима пусть готовится к своему приходу. А я с вами остаюсь. И благодарю вас за новый наряд. До встречи на прогулках!

Список используемой литературы:

1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Основная образовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы.- М.: «Мозаика-Синтез», 2016.

2. Н.Е. Веракса,О.Р. Галимов. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: «Мозаика – Синтез», 2013.

Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А № 0004892 - " Серия А № 0004893

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?