Конспект занятия по тестопластике «Рыбка-сувенир» в подготовительной группе. Кружок Волшебное тесто(тестопластика) подготовительная группа рабочая программа (подготовительная группа) на тему Занятия тестопластика в детском саду

Епанчинцева Ирина Святославна,

воспитатель

МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

Педагогический стаж 27 лет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕСТОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель: Представить возможности тестопластики как средства развития дошкольников

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с приемами тестопластики.
  2. Показать систему работы с тестом, как материалом для изодеятельности детей.

Оборудование: соленое тесто, заготовка для изготовления поделки «Цыпленок», материал для украшения поделки.

Ход мастер-класса

Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытности. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - «Хлебосол».

Тесто имеет ряд преимуществ:

Материал экологически безвредный, не аллергенный.

Удивительно пластичный материал.

Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

При работе с тестом могут возникнуть трудности:

  1. Нужно научиться замешивать тесто. Ошибка, когда берем много муки, лучше завести меньше и хорошо вымесить. Рецепт теста: 1 стакан воды, 1 стакан мелкой соли, мука.
  2. Необходимо учитывать тематическое планирование при разработке программы кружка.

При работе с тестом фантазии нет предела!!! Процесс работы – радость познания. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического Работа с тестом позволяет решить разнообразные задачи, и направлена на:

  1. развитие сферы образов-представлений;
  2. формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического);
  3. развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
  4. формирование пространственно-временных представлений;
  5. развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  6. развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;
  7. активизация формирования связей между полушариями мозга;
  8. развитие творческих способностей.

оме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:

  1. развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
  2. профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
  3. развитие социальных эмоций;
  4. создание условий для развития самосознания и самооценки;
  5. формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  6. предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет для ребёнка широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом.

Во время совместной деятельности с ребенком использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки.

Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности.

Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

В коррекционно-развивающей работе можно использовать различные дидактические игры и игровые упражнения, материалом для которых послужат изделия из теста. Например, в дидактической игре «Четвертый лишний» можно предложить детям найти лишнюю фигуру, изготовленную из теста (ребенок должен выделить признак отличия – по цвету, форме, размеру). Можно предложить детям самостоятельно сделать все фигуры одинаковыми, изменив признак несоответствия.

В игре «Узнай на ощупь» предлагаем детям узнать на ощупь заданный предмет (это могут быть фрукты, овощи, игрушки, изготовленные из цветного теста самим малышом). Кроме того, широкие возможности открывает тестопластика для развития элементарных математических представлений дошкольников.

Дети могут самостоятельно изготовить из теста материал для развития счетных навыков и операций. Возможно закрепление и актуализация таких математических понятий, как «один-много», «больше-меньше», «поровну», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «большой-маленький» и т.д. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом.

Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Тестопластика - это возможность использовать подручный материал:

  • Спагетти (колючки ежика)
  • Раскрашенные макароны и вермишель (украшение торта)
  • Крупы (выкладывали шубку мишке из гречки)
  • Перец горошком (носик, глазки)
  • Чесночнодавилка (прически)
  • Стеки (прорисовывать)
  • Пуговицы (сделать рельефную поверхность)

Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает детям развиваться, а педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.

Каждое занятие кружка я начинаю с разминки:

  • Перекладывание и сжимание теста в ладошках;
  • Катание колобка в ладошках;
  • Надавливание на колобок - получение лепешки;
  • Пришли «мышки» стали норки рыть;
  • Налетели «гуси» стали тесто щипать;
  • Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;
  • Скатывание лепешки в колбаску;
  • Заворачиваем колбаску в «улитку»;
  • «Улитка» спряталась в домик – получился колобок.

После разминки переходим к изготовлению поделки. Предлагаю сделать пасхального цыпленка (идея поделки взята на сайте http://yasno-solnishko.ru).

Для начала мы замесим солёное тесто из 2 ст. муки, 1 ст. мелкой соли и неполного стакана воды. Добавим желтую гуашь.

  1. Затем мы раскатаем тесто в пласт толщиной около 0,5 см и формочкой выдавим овал. В качестве формочки мы возьмем пластиковый стаканчик и слегка его придавим с боков, чтобы получился овал.
  1. Овал отделим от остального теста и слегка смоченным в воде пальцем разгладим его края. Это тело цыплёнка.
  2. Для крылышек мы слепим небольшие овалы, тонко раскатаем их, слегка смочим водой и приклеим к цыплёнку. Зубочисткой нарисуем на крылышках полоски-пёрышки.
  3. Для глазок скатаем маленькие шарики, для клювика – квадрат.
  4. Для ножек мы слепим небольшие овалы, раскатаем их при помощи гуаши.
  5. В заготовке мы сделаем дырочки – вверху одну, для подвешивания яйца и две внизу, для крепления ножек. В ножках мы тоже проделаем дырочки для крепления к цыплёнку.

  1. Затем высушили всё в духовке при небольшой температуре.
  2. Когда тесто остыло, мы раскрасим детали.
  3. Вставим в отверстия ленточки.

Ну, вот, наш пасхальный цыплёнок из солёного теста готов. Можно использовать его для украшения комнаты или в качестве подарка.

Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Таким образом, возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны.

Занятие по тестопластике «Пряничный домик»

Программное содержание:
Закрепить умение детей работать со стекой при изготовлении основной детали по шаблону.
Развивать творческие способности фантазию в процессе украшения избушки дополнительными деталями из теста.
Развивать ручной праксис.
Воспитывать усидчивость, эстетический вкус.
Оборудование:
Стеки, доски для лепки, тряпочки для рук, соленое тесто разных цветов, вода, кисти. Иллюстрации к сказкам выполненные Васнецовым. Книга «Пряничный домик». Фотографии тульских пряников. Аудиозапись русских народных мелодий, магнитофон. Шаблоны домика из картона, скалки.

Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам выполненные Васнецовым. Чтение русской народной сказки «Пряничный домик». Дегустация тульских пряников.

Ход занятия:

Аудиозапись песни Пончика и Сиропчика, дети расположены на ковре
Воспитатель: Вы узнали, из какой сказки эти герои? Что вы про них можете сказать?
Дети: Это Незнайкины друзья, они сладкоежки.
Воспитатель: А вы любите сладкое? Что вы любите?
Дети: Да, конфеты, шоколад, печенье, торты, пряники, пирожные и т. д.
Воспитатель: Ребята я хочу вам рассказать о том, как появились пряники. Давным-давно, в славном городе Туле русские люди славились тем, что готовили отменные пряники, которые были очень вкусными и долго не черствели. Кроме этого любой тульский пряник, изготовленный хозяйкой был особенным, так как все пряники были разные по форме, встречались и елочки, и домики, медведи и белочки, печки и самовары, зайцы и снеговики.
По мере рассказа выставляю фотографии пряников.
Воспитатель: А вы помните, какую русскую народную сказку мы читали с вами накануне?
Ответы детей: «Пряничный домик»
Воспитатель: А из чего был домик?
Ответы детей: из пряничного теста
Воспитатель: Давайте вспомним, как выглядел пряничный домик.
Выставляю иллюстрации домиков Васнецова, иллюстрации к сказке
Воспитатель: Посмотрите как много фантазии у художника, как по-разному он изображал сказочные домики. А что обязательно должно быть у избушки? (стены, крыша, труба, окно, дверь)
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам самим придумать и сделать избушку, но только не из пряничного, а из соленого теста. Посмотрите, какое разноцветное тесто я вам сегодня приготовила.
Приглашаю детей сесть за столы.
Воспитатель: Сначала вам нужно будет раскатать тесто скалкой и вырезать стекой шаблон по контуру, который лежит у вас на столе. Затем, когда ваш домик будет готов, я предлагаю вам украсить его так, кому как захочется, цвета можно брать любые, только помните какие цвета, сочетаются друг с другом.
Самостоятельная работа (Воспитатель проверяет, правильно ли дети пользуются скалкой, подсказывает, помогает советом, ведет индивидуальную работу)
После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Рассматриваем получившиеся домики, отмечаем наиболее удачные, предлагаю после просушки сделать выставку для родителей.





Конспект занятия: Оберег «Подкова на счастье»

Закрепление элементарных умений и навыков в технике «тестопластика»; воспитание эмоциональной отзывчивости культуры восприятия народного искусства.
Задачи:
1. Обучающая:
расширить кругозор учащихся по истории лепки из солёного теста, дать знания о символике подковы и цветка подсолнечника, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении изделий из соленого теста; Изготовить оберег «подкову на счастье», в технике тестопластика.
2. Развивающая:
развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес.
3.Воспитательная:
воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, содействовать бдительности соблюдения требований безопасного труда.
Форма занятия: рассказ, беседа, практическая работа.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Тип занятия: Комбинированное.
Материально – техническое оснащение занятия: ноутбук, проектор, наглядное пособие, технологическая карта. Доски для лепки, стеки, стаканчики, кисточки, скалки, готовое солёное тесто, шаблоны, фартуки, влажные салфетки.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
III. Практическая работа.
IV. Физ.- минутка для рук и глаз.
V. Рефлексия, закрепление нового материала.
VI. Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами закрепляем умения и навыки работы в технике «тестопластика» и продолжим знакомиться с народным искусством и научимся изготавливать оберег «Подкова на счастье»».
Девизом нашего занятия будет пословица: «Рукам работа, а – душе праздник!»
Частенько особенно перед праздниками мы часами ходим по магазинам, не зная, что подарить друзьям. Кажется, что всё разнообразие подарков так однообразно. Но ведь можно сделать подарочки своими руками, и в этом нам поможет такой материал как тесто. Но не простое, а солёное тесто! Из него можно слепить настоящее произведение искусства: сувениры, игрушки, удивительные мелочи…
II. Вступительное слово. История возникновения лепки из соленого теста.
Ребята, а что вы знаете о солёном тесте? (Ответы детей)
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке являются наши руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше вам дадут возможность лепить, тем лучше развиваются ваши навыки владения собственными руками.
А когда вы поймёте, что из одного комка вы сможете создать неисчислимое количество образов - лепка станет любимым занятием на долгие годы....
А кто-нибудь знает, что такое «Тестопластика»? (Ответы детей)
Действительно, техника Тестопластики – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. (Приложение№1)(Слайд № 1 -3)
А, Аня Д. нам расскажет об истории возникновения лепки из солёного теста
Соль, вода и мука-все, что нужно для изготовления соленого теста. Существует много различных составов соленого теста.
Классический рецепт: мука, соль, вода.
Современный рецепт: мука, соль, вода, растительное масло, клей ПВА.
Предлагаю вместе сделать замечательный подарок оберег «Подкова на счастье». Подкова - это один из самых древнейших оберегов, она приносит удачу даже тем, кто не верит в приметы» (говорил великий изобретатель Эдисон).
Подкова – очень древний символ, обладающий одновременно и защитными силами, и являющийся символом плодородия и благоденствия.
Но прежде чем, мы приступим к работе, послушайте сообщения, которые подготовили старшие ученики: о подкове нам расскажет С. Карина
(Приложение№2)(Слайд № 4 -7)
Украшать нашу подкову, мы будем цветком подсолнуха. А своими знаниями о подсолнечнике с нами поделится У. Света. (Приложение №3) (Слайд № 8)
Мы с вами объединим магические свойства подковы и цветка подсолнуха в одно изделие, тем самым усилим силу оберега. Физ. - минутка:
Я предлагаю поработать в двух командах: дети и педагоги, устроим небольшой конкурс.
Чья поделка окажется лучше?
Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним
технику безопасности при работе с инструментами и солёным тестом:
При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд. Тесто ни в коем случае нельзя брать в рот, в него добавляется клей, можно отравиться.
Итак, как я уже говорила, мы сегодня будем работать с солёным тестом.
Для того чтобы получить такие поделки нужно соблюдать технологию изготовления изделий из солёного теста, для работы нам потребуется:
Готовое солёное тесто, шаблоны, трафареты, стек, скалка, доска для лепки или клеёнка, кисть, стакан с водой, и семена подсолнечника.
Практическая работа:
Объяснение этапов выполнения оберега «Подкова счастья».
1.Раскатываем тесто толщиной 0,7 см.
2. Накладываем шаблон и по нему вырезаем ножом подкову (оставшееся тесто убираем в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высохло).
3.Аккуратно, не переувлажняя, с помощью кисти с водой и пальцев сглаживаем шероховатые края изделия.
4.Обратным концом кисточки делаем на концах подковы дырочки (достаточно далеко от краев – изделие тяжелое).
5.Декорируем нашу подкову листиками. . Для этого берем тесто из пакета понемногу (чтобы оно не сохло).
6.Листики формируем из кусочков теста каплевидной формы, увлажняя кисточкой, смоченной в воде места приклеивания. Жилки обозначаем с помощью стеки.
7. Лепестки формируем, для начала возьмем немного теста размером с мандарин и тщательно разомнем его в ладошках. Чувствуете, как наше тесто разогревается, становиться мягким. Разделим его на 9-11 равных частей. Это - наши будущие лепестки. Затем возьмем немного теста размером с грецкий орех и раскатаем небольшую лепешку толщиной примерно 5 мм. Придадим ей округлую форму - это донышко подсолнуха. Положим его на подкову, теперь приступим к изготовлению лепестков. Раскатываем небольшие лепешки и заостряем их, придавая форму лепестков. Готовый лепесток выкладываем вокруг донышка и приклеиваем его с помощью воды. Также лепим следующие лепестки. Нужно стараться работать аккуратно, но в, то время быстро (чтобы тесто не засохло). Не забывайте, что мы работаем с мукой, а это - хлеб и с ним нужно обращаться бережно (крошки теста собирать, не ронять на пол).
(Примечание: при необходимости пользуйтесь влажными и сухими салфетками.)
8. Отправляем изделие на просушку (можно поставить под батарею, т.к. в духовке изделие часто растрескивается). Подкову можно оформить и так:
Через пару дней аккуратно поддев ножом (как бы подрезая), перевернуть и высушить с другой стороны. Подкова толстая и сушится под батареей дней 5.
А теперь начинаем наше соревнование.
Работа по группам педагоги и учащиеся. Работа по образцу. Изготовление подковы, при помощи шаблона. Выполнение цветка подсолнуха при помощи трафарета. Подкова готова.
Анализ изделия:
Вот и готова наша подкова счастья, и теперь нам нужно хорошенько просушить её на открытом воздухе, до полного высыхания. А после сушки мы с вами раскрасим нашу подкову.
Рефлексия занятия:
Какие знания, из ранее приобретённых вами, использовали сегодня на занятии? (Ответы детей)
Что нового вы узнали о лепке из солёного теста? (Ответы детей)
Что было сложнее всего? (Ответы детей)

Конспект занятия по тестопластике "Поляна сказок"

"Добрые чувства необходимо воспитывать с детства."
В. А. Сухомлинский

КРУЖОК "МУКОСОЛЬКА" ПО ЛЕПКЕ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА.

Тема: Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки "Колобок": заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

Цель :


  • Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

  • Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их.

  • Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

  • Учить создавать общую сюжетную композицию.

  • Развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи.

  • Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.
Оборудование:

  • разрисованная "поляна сказок",

  • выполненная из картона,

  • декорации леса,

  • деревья из картона,

  • домик.
Материалы и инструменты :

  • тесто для лепки,

  • стеки,

  • краски,

  • стаканчики с водой,

  • кисти,

  • подставки,

  • салфетки,

  • схемы с изображением последовательности лепки зверей,

  • аудиокассета с записью "звуки природы",

  • музыкальная заставка "В гостях у сказки".


Ход занятия

Организационный момент

Дети входят, встают возле "поляны сказок". Звучит музыка "В гостях у сказки".

^ Сообщение темы занятия

Воспитатель: Давным-давно, в сказочном лесу жили-были разные звери. Они умели разговаривать и с ними приключались разные волшебные истории. Но, однажды, в лесу появились лесорубы. Они стали вырубать лес, бедные звери разбежались кто куда, им стало негде жить, а сказочная поляна опустела. Мы с вами сегодня будем добрыми волшебниками! Мы слепим и раскрасим лесных зверей, поселим их на полянку и придумаем новую сказку с хорошим концом.

Разминка: Упражнения для развития мелкой моторики.


  • Стоя, хлопки руками по коленям два раза, затем скрестить руки, вновь два хлопка по коленям. 4-5 раз.

  • Кулак-ладонь. Правая рука сжата в кулак, левая ладонь разжата. Поочередно меняем движения рук.

  • Массаж кистей рук шестигранными карандашами: растирание ладоней и пальцев, поворачивание карандаша между пальцев.

  • "Медведь лезет на сосну". Перебирать карандаш пальцами правой руки снизу вверх.
^ Основная часть

Рассматривание слепленных на предыдущем занятии фигурок животных: медведя, зайца и лисы. Чем они похожи и чем отличаются? Закрепление последовательности лепки. Перед детьми схемы с изображением последовательности работы. Опрос детей. Что мы делаем сначала? На сколько частей делим тесто? Какого размера должно быть туловище, а какого голова? Как нужно прикреплять мелкие детали? Зачем нужно смачивать пальчики водой?

Дети самостоятельно выбирают, что они хотят слепить и лепят по замыслу. Звучит музыка "Звуки природы". Воспитатель помогает детям, если есть необходимость. Напоминает, что работать с тестом нужно быстро, не крошить на мелкие части, ставить фигурку устойчиво на подставку. Сплющивать ушки, оттягивать носик, лапки прикреплять с боков туловища, слегка смачивая водой детали. Готовые фигуры ставят на подставку, и оставляют до следующего занятия. Моют руки, вытирают салфетками. Убирают оборудование на поднос.
^ Вторая часть

Воспитатель с детьми садятся вокруг сказочной поляны. Рядом на столике находятся игрушки из теста, которые были слеплены на предыдущих занятиях: зайчики, лисички, медвежата, снеговики, деды Морозы, снегурочки, птички и др. Дети выбирают себе персонажей.

"Ребята, вы хотите, чтобы на поляне снова появились звери?

Давайте придумаем свою сказку:

Сказочно-игровая ситуация

Наступила зима. Все звери с нетерпением ожидали встречи Нового года. Они надеялись, что снова смогут собраться на любимой полянке и Дед Мороз исполнит их заветные желания. Каждый мечтал о чем-то своем. А вот о чем? Осталось совсем мало времени, а на полянке так никто и не появился. Вдруг звери услышали какие-то звуки:. (Звучит музыка с пением птиц). Дети самостоятельно придумывают продолжение сказки. Выслушиваются разные версии.
^ Завершение занятия

Воспитатель от имени всех персонажей благодарит детей за помощь и участие. Подчеркивается роль каждого участника. Ведь благодаря усилиям каждого из вас, ребята, звери снова смогли вернуться в свой любимый дом. Это вы помогли им встретиться. Вы настоящие волшебники!

А это шуточное стихотворение:

Замесили тесто, а оно ни с места,
Замесили на дрожжах, не удержишь на вожжах.
Взяли соль, воды, муки, налепили колобки.
А из этих колобков лепим сказочных зверьков
Девочки и мальчики развивают пальчики.
Взяли кисть и краски, получилась сказка!

Пусть лепка из теста и Вам принесет радость открытий. Ведь мы сами творцы своей жизни, режиссеры и исполнители. Удачи всем!

Обоснование использования данной технологии.

Личность ребена является центральной фигурой образовательного процесса.

С точки зрения культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский), основополагающей целью этого процесса является создание условий, способствующих “присвоению” ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах познания.Сенсомоторное развитиедошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ. Готовое соленое тесто, трафареты осенних листьев (липа, берёза, клён), стеки, противень.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ . Наблюдение за насекомыми в природе во время прогулок. Рассматривание иллюстраций с изображением различных насекомых. Игры на прогулке: «Раз, два, три к дереву беги», «От какого дерева лист?»

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ: – организационная часть: беседа о божьей коровке;

физкультминутка «Жук»;

практическая часть: лепка божьей коровки;

физкультминутка «Листочки»;

практическая часть: лепка листа;

заключительная часть:

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Ребята, попробуйте угадать, к кому обращают следующую

присказку: « полети на небо, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной». Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, божья коровка – симпатичный маленький жучок, с ярко-красной или оранжевой спинкой, украшенной чёрными точками. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать с помощью маленьких крылышек. Хотя божьи коровки очень маленькие жучки, но они приносят людям большую пользу, так как поедают вредных для сельского хозяйства насекомых (тлей, клещиков и личинок). Яркая окраска божьих коровок предостерегает птиц о том, что насекомые с такой

окраской не съедобны. Но иногда и божьей коровке угрожает опасность. Как вы думаете, какая? Ответы детей.

Воспитатель. Да, действительно, для божьих коровок угрозу представляют дети, которые их ловят. Нельзя обижать этих милых и красивых жучков, в неволе они погибают. Дети, а как вы думаете, где зимуют божьи коровки? Где прячутся зимой от холода? Ответы детей.

Воспитатель. Зимой, как и многие насекомые, божьи коровки спят. С приходом холодов они прячутся в земле или под корой деревьев и просыпаются только весной, когда пригреет солнышко. А чтобы вы не забыли, как выглядят эти красивые жучки, мы вылепим их из солёного теста. Чтобы начать работу, нам с вами нужно размяться, подготовиться к работе. Физкультминутка «Жук».

На лужайке по листочкам Жук летал в цветном платочке. (Дети свободно бегают по группе.) Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с листочками дружу. (Останавливаются, встают прямо.) Тихо на ветру качаюсь, (Наклоны туловища вправо-влево.) Низко, низко наклоняюсь. (Наклоны туловища вперёд-вверх.) На листочке посидел, (Приседают.) Отдохнул и полетел. (Бегают и садятся на свои места.)

Приступаем к лепке божьей коровки. Дети, возьмите небольшой комочек теста и скатайте маленький шарик. Стекой сделайте надрез на середине шарика – это крылышки на спинке божьей коровки. Затем острым концом стеки точками обозначьте контур головки. Божья коровка готова, переложите её на противень для просушки.

Сейчас немножко отдохнём и лист лепить начнём. Дети, выберите по одному трафарету осеннего листа и скажите, от какого дерева лист вы выбрали.

Физкультминутка «Листочки».

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим. (Присели.) Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.) Мы летели, мы летели (Покачивание руками.) И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели (Покружились и побежали.) И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Приступаем к лепке осеннего листа. Из солёного теста скатайте шарик размером с ваш кулачок. На доску посыпьте немного муки, затем разомните руками шарик из теста в лепёшку толщиной в 5 мм. Приложите к лепёшке трафарет выбранного вами листа. Стекой обрежьте лишнее тесто. Лист готов, переложите его на противень для просушки.

Дети, у вас получились чудесные работы, теперь частичка осени всегда будет у вас перед глазами, и за зиму вы не забудете, как выглядит божья коровка.

А сейчас мысленно посадите божью коровку на ладошку и проговорите ей присказку: « Божья коровка, полети на небо, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной».

Дети проговаривают присказку и в конце провожают божью коровку взглядом и произносят звук «ж-ж-ж».

После просушки божью коровку и лист дети в свободной деятельности раскрашивают гуашью и склеивают клеем ПВА.

Конспект занятия по лепке из соленого теста (тестопластика )

для детей старшей группы

Тема: «Декоративное панно»

Подготовила: Лялина Виктория Владимировна

Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/C №40 «ЖУРАВЛИК»

Воскресенск 2012

Цель: Совершенствовать навыки ручного труда средствами лепки. Развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов – раскатывание, сплющивание, разминание. Развивать конструктивные способности, мышление, воображение. Формировать художественный вкус.

Материал: разноцветное соленое тесто трех цветов для розы (розовый цвет), лепестков (зеленый цвет), декоративной тарелочки (фиолетовый цвет). Стеки на каждого ребенка, тряпочки для рук, дощечки для лепки.

Предварительная работа: рассматривание декоративных пластин, декоративных панно, открыток и картинок с изображениями цветов, композиций с розами, бутонами. Активный словарь: тестопластика, тесто, панно,обряды, поделки, стека, прожилки, пластичное, податливое.

Ход занятия:

Под салфеткой находится готовое соленое тесто.

Ребята, из чего можно лепить поделки, игрушки? (Из пластилина, глины). Молодцы, правильно, но вы знаете, что можно лепить даже из теста, оно необычное, разноцветное волшебное!

Давайте рассмотрим иллюстрации, которые я для вас приготовила (дети рассматривают, я рассказываю и показываю нужные иллюстрации).

Издавна известны пластические свойства соленого теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.

Но прежде чем превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое значение. Вы знаете, что такое обряды? Какие вы знаете обряды?

Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии, Чехии. В соответствии с этими обрядами (праздниками) весной, перед прилетом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Фигурки назывались «жаворонками».

Изделия изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи. Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты - деревья, фигурки животных и людей. Рассматриваем иллюстрации.

Вот как мы много с вами узнали, посмотрели интересные картинки, узнали, как жили и чем занимались наши прабабушки и как много интересных поделок можно сделать не только из глины, пластилина, но и из соленого теста.

Послушайте загадку.

На кустах в саду растёт, Запах сладкий, словно мёд. Но нередко льются слёзы Т ех, кто рвёт их. Это?… (отве т- розы)

Сегодня мы попробуем вылепить из соленого теста декоративный цветок, розу.

Что есть у розы? Лепестки, листики, верно.

Давайте разрежем вот эту часть цветного теста (фиолетовая), из которого лепится тарелочка на куски. Раздать детям. Возьмите ваши кусочки в руки, и пожалуйста раскатайте из него шарик. Покажите мне, что у вас получилось. Здорово, очень красивые, круглые шарики. А теперь мы его сплющим (делаю вместе с детьми), разровняем края, вот так, молодцы ребята. Отложим пока в сторону. Что мы слепили? Правильно, тарелочку для нашего цветка, для розы.

Из следующего куска будем лепить розу. Скатать кусок в шарик, потом раскатать между ладонями колбаску (жгутик). Положить его на доску для лепки. Расплющить, скатать дорожку (полоску) так, как мы делали улитку. Предложить детям, которые быстро сделали одну розочку сделать еще несколько.