Кружки по экологии. Программа экологического кружка «Экологическая тропа

Багаевский район, хутор Елкин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Елкинская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Елкинской СОШ

Приказ от 01.09. 2017 г. № 07

Крамаренко Е.Г.

(подпись)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

« Жизнь на планете Земля».

Уровень общего образования (класс): основное общее образование

Количество часов (план): 34

Учитель: Ступникова В.В.

РАЗДЕЛ 1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ценностные ориентиры учебного курса:

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.

Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.

Суть программы состоит в том, что в процессе занятий создаются условия для выработки у учащихся активной жизненной позиции. Программа создаёт условия для развития творческих способностей. Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки воспитанников

Личностные результаты: использовать знания о географических, экологических явлениях в повседневной жизни, соблюдение норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Метапредметные результаты: формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты: формирование знаний о влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, путях ее сохранения и рационального использования; изучение приемов работы с картой, статистическим материалом, приборами, инструментами, геоинформационными системами для сбора информации, ее обработки и систематизации; воспитание экологической культуры.

РАЗДЕЛ 2.

1. Раздел «Общая экология». Познаю родной край. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Популяции. Динамика численности популяций. Биоценоз и его устойчивость. Глобальные экологические проблемы. Видовой состав биоценозов. Изучение природы родного края. Изучение животного и растительного мира Ростовской области. Редкие и охраняемые животные и растения Ростовской области. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию.

Составление рефератов, выполнение исследовательских работ.

2 . Раздел «Социальная экология». Человек – биосоциальный вид. Современные отношения человечества и природы. Социально-экологические взаимосвязи. Система «природа - человек». Изучение промышленности Ростовской области. Изучение комнатных растений. Экологическая демография. История хутора Ёлкина: экологическое состояние, демографическая обстановка. Генеалогические связи. Изучение родословной.

Антропогенные процессы в биосфере. Влияние антропогенных воздействий на природу родного края. Экология человека. Здоровье человека. Строение человека. Факторы здоровья. Физкультура, спорт, физиологические основы закаливания, правила закаливания. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на человека. Влияние шума на организм человека. Школа безопасности жизни. Что мы едим. Правильное питание.

Написание рефератов, создание презентаций, выполнение исследовательских работ, проведение конференций

3. Раздел « Природа и общество.» Памятники природы Ростовской области. Вода, свойства, значение, охрана. Река нашей местности. Воздух, свойство, значение, охрана. Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия. Установление загрязнения среды в полевых условиях. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Экологические проблемы современности. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис, пути выхода из него. Законы взаимоотношений общества и природы. Изучение запылённости окружающей среды. Составление мониторинга состояния окружающей среды. Выполнение творческих проектов и исследовательских работ.

п/п

Название раздела

Кол-во часов

экскурсии

Практические работы

Общая экология

Социальная экология

Природа и общество

Место предмета в учебном плане:

Согласно федеральному базисному учебному плану на программу в отводится 35 часа из расчета 1 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2016-2017 учебном году(23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2017 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа в 2017-2018 уч.году будет реализована в объёме 34 часа

РАЗДЕЛ 3.

Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

(1 час в неделю, всего 34 часа)

п/п

дата

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

1. Раздел «Общая экология».

7

Организм и среда.

Глобальные экологические проблемы.

Пр.раб.№1 Видовой состав биоценозов.

Изучение животного и растительного мира Ростовской области.

Редкие и охраняемые животные и растения Ростовской области.

Ядовитые и съедобные грибы родного края.

Ростовский заповедник

2. Раздел «Социальная экология».

11

Человек – биосоциальный вид.

Изучение промышленности Ростовской области

Экологическая демография.

История хутора Ёлкин: экологическое состояние, демографическая обстановка.

История хутора Ёлкин: генеалогические связи, изучение родословной.

Влияние антропогенных воздействий на природу родного края

Экология человека.

Влияние шума на организм человека.

Пр.раб.№2 Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты

Правильное питание.

Защита проектов на экологическую тему

3 Раздел Природа и общество.

Памятники природы Ростовской области.

Вода, свойства, значение, охрана.

Река нашей местности.

Отбор и анализ водных проб

Воздух, свойство, значение, охрана.

Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры.

Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия.

Пестициды в почве.

Капельное орошение

Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды.

Экологические проблемы современности

Составление мониторинга состояния окружающей среды

Экскурсия. Изучаем влияние человека на природу родного края.

Пр.раб.№3 Операция «Чистое село»

Экскурсия. Составление экологической тропы, плана-карты родного села.

Защита проектов

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.

, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
  • овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
  • воспитание понимания эстетической ценности природы;
  • развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
  • формирование положительного отношения к окружающему миру;
  • нравственное развитие личности, воспитание чувств;
  • научить учащихся пользоваться научной литературой;
  • научить любить природу, правильно её использовать;
  • раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
  • воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Луганская средняя общеобразовательная школа I – III ступеней № 18

Рассмотрено и утверждено

на педагогическом совете

«___» __________ 2014 г.

Директор школы _________ О.В. Гонтарь

ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

Программу составила

руководитель кружка Карасёва И.Д.

Пояснительная записка

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.

Экология – это наука о нашем общем доме, в котором живем все мы – и люди, и животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.

Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается.

Программа кружка рассчитана на группу учащихся 7 класса , содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
  • овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
  • воспитание понимания эстетической ценности природы;
  • развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
  • формирование положительного отношения к окружающему миру;
  • нравственное развитие личности, воспитание чувств;
  • научить учащихся пользоваться научной литературой;
  • научить любить природу, правильно её использовать;
  • раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
  • воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Основные направления работы по программе:

познавательно-исследовательское:

  • подготовка исследовательских проектов;

духовно-творческое:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • театрализованные представления;

просветительское:

  • проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;
  • изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
  • выпуск газеты «Экологический патруль»
  • выступления агитбригады перед учащимися школы;

природоохранное:

  • создание и уход за комнатными растениями, домашними животными;
  • изготовление скворечников и кормушек;
  • охрана птиц;
  • озеленение классных комнат;

туристско-оздоровительные:

  • разработка экологических тропинок;
  • экскурсии экологическими тропами;
  • День здоровья.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Режим занятий : 70 часов - двухчасовые занятия раз в неделю.

Ожидаемый результат. В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:

  • познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
  • бережное отношение к природе;
  • творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
  • самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
  • духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.

К концу года учащиеся должны знать:

  • предмет изучения экологии, основные законы экологии;
  • связь между человеком и природой;
  • многообразие экологических групп комнатных растений;
  • основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
  • природу родного края;
  • связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь :

  • изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • осуществлять систематический уход за живыми организмами;
  • изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;
  • вести наблюдения в природе под руководством учителя;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • прокладывать маршрут экологической тропы;
  • уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
  • изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
  • участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.

Формы подведения итогов:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • листовки, буклеты, газеты;
  • тематические альбомы;
  • театрализация.

Ориентировочный тематический план

№ темы

Название раздела

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Экскурсии

Итого

Комплектование группы

Вступление

Взаимосвязи в природе

Природа в жизни человека

Уникальный мир живой природы

Охрана природы

«Зелёными» тропами

Всего часов

Вступление (4 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.

Практические занятия:

  1. Создание «Уголка природы»

Тема 1. Взаимосвязи в природе (10 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки

Практические занятия:

  1. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
  2. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

Экскурсии:

  1. «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала

Тема 2. Природа в жизни человека (14 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах

Практические занятия:

  1. Составление памяток за растениями в классной комнате

Экскурсии:

1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»

Тема 3. Уникальный мир живой природы (10 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.

Практические занятия:

  1. В гостях у Флоры
  2. В гостях у Фауны

Тема 4. Охрана природы (20 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта

Практические занятия:

  1. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»
  2. Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!»
  3. Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес»
  4. Подготовка и проведение музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

Тема 6. «Зелёными» тропами (10 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы

Практические занятия:

Экскурсии:

  1. Экологическая тропа нашей школы
  2. День здоровья

Календарно-тематическое планирование

(70 часов; 2 часа в неделю)

Комплектование группы – 2 часа – 06. 10. 2014, 07. 10. 2014

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

ВСТУПЛЕНИЕ (4 часа)

Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка

Правила поведения в природе. Экологические знаки. Инструктаж по ТБ во время экскурсий

Практическое занятие. Изучение календаря экологических дат

14. 10

Практическое занятие. Оформление «Уголка природы»

20. 10

ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (10 часов)

Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени

Экскурсия. Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала

Народный календарь

Народные приметы, связанные с поведением живых организмов

Практическое занятие . Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

14. 11

Практическое занятие . Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

21. 11

ТЕМА 2. ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (14 часов)

30 ноября – Всемирных день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними

Практическое занятие. Оформление выставки «Наши маленькие друзья»

Практическое занятие. Путешествие на родину комнатных растений

Практическое занятие. Изучение растений классного зелёного уголка

Практическое занятие . Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате

12. 12

Цветы в легендах и мифах. Практическое занятие. Составление цветочного календаря

19. 12

Экскурсия . Зимующие птицы.

Акция «Накормим птиц!»

26. 12

ТЕМА 3. УНИКАЛЬНЫЙ МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (10 часов)

Живые барометры в растительном и животном мире. Растения – хищники, подушки, обереги

16. 01

Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия

23. 01

Ягоды и грибы. Основные правила сбора. Профилактика отравлений

30. 01

Практическое занятие . В гостях у Флоры

Практическое занятие . В гостях у Фауны

ТЕМА 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ (20 часов)

Рациональное природопользование. Природные ресурсы. Практическое занятие . Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»

13. 02

Практическое занятие . Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!»

20. 02

Практическое занятие

27. 02

Практическое занятие . Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

06. 03

Практическое занятие . Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

13. 03

Практическое занятие . Театрализация экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

20. 03

Практическое занятие.

27. 03

Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

10. 04

Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

17. 04

Практическое занятие. Музыкально-литературная композиция «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

24. 04

ТЕМА 6. «ЗЕЛЁНЫМИ ТРОПАМИ» (10 часов)

Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления.

30. 04

Практическое занятие. Оформление паспорта экологической тропы

08. 05

Практическое занятие. Составление экологической тропы нашей школы

15. 05

Экскурсия . Экологическая тропа нашей школы

22. 05

Итоговое занятие.

Экскурсия . День здоровья

29. 05

Литература

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997.
  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 1998.
  3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Ярославль: «Академия развития», 1997.
  4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 1995.
  5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
  6. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.
  7. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 1997.
  8. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 1971 г.
  9. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
  10. Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение», 2005.
  11. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
  12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г.
  13. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2007.
  14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
  15. Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
  16. Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
  17. «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/

Содержание, формы организации экологического кружка «Мой край родной»

Прежде чем преступить к работе по организации кружка была проведена подготовительная работа. Для этого, прежде всего, с помощью почтовых ящиков под названием «Хочу все знать», нами были выявлены интересы детей. Детям было предложено писать свои письма и вопросы, которые их интересуют. Послания были самыми разнообразными. Детей интересовало все: «Откуда появляются тучи?», «Почему цветы закрываются на ночь?», «Почему летом идет град?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Где у рыбы уши?» и т.д. Вопросы были не обычными и интересными, это свидетельствовало о желании детей узнать, об окружающем мире.

Затем, на уроке изобразительного искусства мы предложили детям нарисовать рисунок на тему «Мой родной край». Фантазия учащихся очень богата, поэтому в их рисунках мы увидели речку, зеленый лес, разноцветную поляну и родную улицу, маленький домик и тонкую тропинку, свою школу, и многое другое.

Все рисунки учащихся в конце урока были вывешены на доску, у нас получилась одна большая картина, на которой изображался край очень близкий детским сердцам.

Также мы провели анкетирование родителей и учителей с целью выявить необходимость создания кружка, которое показало, что, как родители, так и педагоги понимают важность и актуальность экологических проблем, в связи с этим родители хотят, чтобы дети занимались в кружке, а учителя хотели бы организовать кружки, но причина в ограниченности во времени и не разработанности проблемы, а также в невысокой заработной плате. Так учителя объяснили отсутствие кружковой деятельности.

Получив данные об интересе детей и желании родителей, мы посчитали возможным разработать программу, содержание и методику кружка «Мой край родной».

Программа кружка «Мой край родной»

«Трогая цветок, мы трогаем звезды.

В конечном счете, природу может

спасти только любовь»

Жан Дорст.

Пояснительная записка к программе кружка «Мой край родной представлена в Приложении. Деятельность кружка очерчена рамками существующей учебной программы начальной школы, направлена на расширение кругозора, формирование устойчивого личного интереса младших школьников к экологическим проблемам, формирование у детей ответственного интереса к окружающей среде, ее защите и улучшению.

Организационные принципы:

· в кружке участвуют учащиеся третьих классов;

· количество участников до 20 человек;

· периодичность занятий 1 раз в неделю.

Формы деятельности: по принципу «от простого к сложному» с акцентом на практическую деятельность и личный опыт детей.

Наблюдения: сезонные и другие:

Занятия в классе и уголке живой природы;

Прогулки на природе;

Творческие задания;

Сюжетные и ролевые игры;

Сюжетные и ролевые игры;

Природоохранные мероприятия;

Знакомство с произведениями искусства о природе.

Систему знаний о природе;

Понимание взаимосвязей, существующих в природе, осознание взаимовлияния природы на человека и человека на природу;

Формирование у детей положительного отношения к природе;

Желание соблюдать правила-запреты, желание беречь и охранять природу.

Большую роль в экологическом воспитании школьников любого возраста играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия животных и растений, но не узнают их в природе. Мы считаем хотя бы частному решению проблемы, может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках нашей программы.

Таблица 1 Программа и тематика кружка «Мой край родной»

Цели и задачи

Возможные формы деятельности

Формируемые знания и умения

Кол-во часов

Что нас окружает

Окно в природу

Цель: обучение детей на примере конкретных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

Экскурсия в окрестности села (лес, речка, поляна т.д.)

Умение оценивать факты взаимодействия человека и природы. Культурное поведение в природе.

Путешествие отосени до зимы

Цель: развитие интереса к познанию природы, открытию ее тайн, формирование представления о целостности и единстве природы, бережного отношения к ней.

Экскурсия по школьному участку

Знание сезонных изменений в жизни растений и животных; взаимосвязи между животными и растениями.

Осенние хлопоты

Задачи: учить детей определять цель работы, трудиться сообща, воспитывать дружеские отношения, формировать умение видеть, где нужна помощь.

Изготовление поделок из овощей и фруктов

Установление причинно-следственных связей в природе, открытие необыкновенного в обычном и знакомом; прогнозирование изменений в природной среде, вызванные вмешательством человека.

Овощные фантазии

Развивать у учащихся творчество, смекалку, терпение, усидчивость, учить совместной деятельности в группе, умение работать с разными материалами и инструментами.

Путешествие (заочное) в мир сезонов и их характерных признаков и явлений.

Сезонные явления

Углубить и обобщить знания детей о сезонных явлениях в природе, причинно-следственных связях; развивать умение устанавливать взаимосвязи в природе

Удивительное рядом

Цель: формировать наблюдательность и навыки исследовательской деятельности, воспитывать чувство восхищения красотой природы.

Установление нарушений в природе, вызванные человеком; правильное пользование водой, электроэнергией; уход за комнатными растениями, распознание, различие их особенностей строения.

Кто это? Что это?

Задачи: формировать убеждение в необходимости природоохранного поведения в быту, бережное отношение к предметам.

Игра, беседа о самых обычных, бытовых явлениях, но с необычным их решением

Забота и внимание, проявляемые к четвероногим друзьям

Необычные, загадочные, ласковые, верные

Поддержать у учащихся интерес к миру животных, воспитывать чувство восхищения, удивления способностями животных.

Беседа о замечательных, верных друзьях.

Откуда родом комнатные растения

Расширить представление детей о комнатных растениях, об особенностях ухода за ними.

Игра - путешествие по миру.

Зеленый друг

Цель: формирование нравственного, экологически ориентированного отношения к растениям как живым существам.

Умение оценивать роль растений в жизни человека и животных, желание постоянно проявлять заботу о растениях. Охранять и бережно относиться к природным богатствам

Путешествие по экологической тропе

Задачи: познакомить учащихся с Красной книгой нашей страны, привить любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Игра - путешествие

Открываем мир

Познакомить учащихся с правилами поведения в природе, многообразием растений родного края

Утренник: «Читаем живую газету»

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры исследуемого объекта; слуховой - слышит шум ветра, шелест листвы и т.д. Вкус позволяет тонко различать соленый и сладкий вкус, вкус клубники и родниковой воды. Осязание - вторые глаза ребенка, он ощущает кору деревьев, крупинки песка. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками звуками ».

Реализация программы кружка «Мой край родной» предполагает разнообразные формы и методы. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, просмотра телепередач, чтения книг. Большое внимание уделяется практической деятельности детей совместно с учителем: проведению наблюдений, опытов игр, озеленению школьного двора и т.д.

Предлагается творческое использование программы кружка педагогом: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Наибольший эффект может быть достигнут при систематической работе с детьми по программе кружка «Мой родной край».

Кружковой курс решает следующие задачи:

1. Расширение экологических представлений детей на материале, кратком и доступном детям младшего школьного возраста. Обеспечение более глубокого усвоения, закрепления и дальнейшего развития представлений об окружающем мире.

2. Организация разнообразной практической и исследовательской деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

3. Воспитание в процессе работы экологической ответственности младших школьников.

В работе кружка мы используем разнообразные методы: экскурсии, наблюдения, опыты, практические работы. Все эти методы мы применяем таким образом, чтобы обеспечить наибольшую активность детей, заинтересованность работой, развитие самодеятельности, наблюдательности и мышления.

Каждое занятие состоит из двух частей, первая из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранных и нравственных понятий, воспитание соответствующих чувств. Вторая вносит элемент внимательности, повышая активность ребенка. Это конкурсы, викторины, рисование по теме, а также практическая деятельность по изучению и улучшению состояния окружающей среды.

Каждый член кружка ведет дневник наблюдений по теме. В дневнике ведутся записи, зарисовки и выписки из книг. В основе работы детей лежат собственные наблюдения, но это не значит, что до всего дети должны дойти сами, на основе своего личного опыта. Они должны уметь использовать в своей работе и опыт других детей.

Кружок не замыкается в рамках текущей повседневной работы. Он освещает работу в школьной стенгазете, на школьных вечерах, проводит общественные компании. Результаты наблюдений по теме оформляются в виде коллекций, гербариев, наглядных таблиц, и т.д. Почувствовать окружающий мир, выявить взаимосвязь между различными объектами и явлениями, деятельностью человека и природой позволяют экскурсии в природу. Полученный материал анализируется, систематизируется и обсуждается на занятиях кружка. В целях расширения кругозора, углубления знаний краеведческого систематически проводим экскурсии в музей. Одним из существенных компонентов экологического воспитания мы считаем игру, так как игра - не только развлечение, а еще и особый метод вовлечений подростков в творческую деятельность. Увлекательные состязания, игровые конкурсы, которые мы проводим постоянно, - это прекрасная возможность вовлечения в экологическую работу большого числа учащихся. Кружок «Мой край родной» - это одна из форм внеклассной работы, которая позволяет охватить максимальное количество учащихся, помочь им наиболее полно реализовать свои способности, выявить среди них наиболее эрудированных. Участие учащихся в кружке побуждает у них интерес к познавательной деятельности, активизирует процессы самообразования, формирует чувства коллективизма и товарищества. Экологический кружок - эффективный способ воспитания у учащихся любви к Родине, укрепление физического и психического здоровья, развитие их эстетических и нравственных качеств. Процесс экологического воспитания детей начальных классов средней школы постоянно совершенствуется и развивается в том числе и в процессе кружковой работы. Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического воспитания и образования, в рамках кружка «Мой край родной», опытным путем определить значение такой работы в повышении уровня экологической воспитанности младших школьников.

экологический воспитание кружок школьник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокуровская СОШ

Лаишевского района

https://pandia.ru/text/78/148/images/image002_28.jpg" width="558" height="419 src=">

«Нужно учить так, чтобы люди,

насколько это возможно,

приобретали знания не из книг,

но из неба и земли, из дубов

и буков, то есть знали и изучали

самые вещи, а не чужие

только наблюдения и

свидетельство о вещах».

Ян Амос Каменский .

Цель программы :

· сформировать экологическое мировоззрение и культуру

поведения воспитанника в окружающей природной среде.

· расширить объем интереса к природе.

· развить личностно – значимое отношение к познанию

природы, понимая и уважая её, определить место человека в

окружающем мире.

· формирование экологического целесообразного поведения

личности.

https://pandia.ru/text/78/148/images/image004_26.gif" width="662" height="974 src=">

Ожидаемые результаты :

1. Исследовательские умения:

− Приобретение учащимися практических экологических

и природоохранительных навыков;

− Выполнение простейших экологических исследований

в полевых условиях.

2. Организационно – пропагандистские умения:

− Применение знаний законодательства об охране

− Планирование практических дел по охране природы;

− Пропаганда здорового образа жизни.

3. Поведенческие умения:

− Формирование умений правильного поведения в природе.

4. Опознавательные умения:

− Распознание объектов природы.

5. Воспитанники должны уметь наблюдать за

природными явлениями, за взаимосвязями

живых организмов и объяснять увиденное.

6. Воспитанники должны проявлять бережное

отношение к живым организмам.

7. Развивать в процессе общения память, внимание,

речь, мышление, эмоционально - волевую

сферу. Развивать умение анализировать

глобальные, региональные экологические

проблемы.

Актуальность программы :

Самой актуальной и проблемной из всех наук является сегодня экология.

Экология – это наука о нашем общем доме, она охватывает жизнь на планете, в стране, регионе. Это наука о доме, в котором живем все мы – и люди, животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.

Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается. Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушал равновесие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, общественным организациям. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести "Собачье сердце": "Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!". До тех пор, пока человек не поймет, что он не царь природы, а всего лишь ее часть, и что природа жила без вида Homo Sapiens и будет жить, решить нависшую угрозу просто невозможно. Когда проблемы окружающей среды в 1960-х годах оказались в центре внимания общественности, встал вопрос: сколько времени у нас в запасе? Когда мы нажнем пожинать трагические плоды пренебрежительного отношения к окружающей среде? Ответ гласил: 30-50 лет. Сейчас, когда этот срок близится к завершению, такой ответ преследует нас как кошмар. Мы стали свидетелями потепления климата, образование дыр в озоновом слое появление токсических химических веществ в грунтовых водах, загрязнение пищевых продуктов остатками пестицидов, гибели лесов, вымирания видов, голода. Наверное, мрачные предсказания были недалеки от истины. Мы просто не можем по-прежнему жить еще 30 лет, обсуждая и изучая скопившиеся проблемы.

Для преодоления экологического кризиса необходимо формирование нового, экоцентрического сознания. В современной школе наблюдается активный поворот на формирование именно такого сознания. Экологические конкурсы, факультативы, кружки, олимпиады, исследовательские работы - вот далеко не полный перечень различных форм работы по экологическому образованию школьников.

"Что же я могу сделать? Один слабый человек из 5 млрд.?" Конечно, если только задавать такие вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе могут одним днем. За днем сегодняшним придет день завтрашний. О нем необходимо думать.

Мы хотим, чтобы в нашей школе заработала программа по воспитанию школьников, целью которой является поэтапное создание условий для развития личности ребенка. В основе работы должны прививаться принципы гуманистического воспитания, которая определяет приоритетные направления развития, среди которых одним из ведущих является формирование потребности в здоровом образе жизни, сохранение и восстановление природы. В ходе реализации программы должны будут достигнуты цели, основой которого является экологическое воспитание школьников и пропаганды здорового образа жизни.

Структура программы

экологического воспитания

«Экология – наука о доме».

Программа включает в себя четыре основных направления:

- познавательно-занимательные занятия по экологическому воспитанию.

Воспитанники центра, играя познают основы экологии. На занятиях

я даю образовательный материал;

- нравственно-экологическое воспитание учит воспитанников бережному

отношению к природе, животным;

- наглядная деятельность подразумевает совместное изготовление стенгазет,

информационных листов, плакатов;

- практическая деятельность формирует у детей навыки поведения на

https://pandia.ru/text/78/148/images/image006_27.gif" width="35" height="167">.gif" width="150" height="139">.gif" width="103" height="114">

160" height="136" style="vertical-align:top">

https://pandia.ru/text/78/148/images/image014_6.jpg" width="649" height="486">

Познавательно – занимательная экология .

Как известно, экологическое образование служит одним из важнейших условий обеспечения экологической безопасности , сохранения и укрепления здоровья всех возрастных и социальных групп населения. При этом особенно важно обеспечить экологическую образованность школьников – детей и подростков, будущих граждан России.

Каждому человеку с ранних лет необходимо постичь искусство общения с природой, окружающей средой и учиться хозяйствовать на земле.

Полученные знания на занятиях, беседах нужно подкреплять делом. Например, это может быть наблюдения за изменениями в природе. Игры наиболее радостный вид деятельности для изучения экологии. Игры и игровые моменты позволяют развивать у ребят экологически правильную деятельность.

Цель:

− формирование ответственного отношения к окружающей среде.

− воспитание начальных навыков экологической культуры.

Задачи:

− формирование системы знаний об экологических проблемах

современности и пути их разрешения;

− формирование мотивов, потребностей и привычек экологически

целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

− развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей

Ожидаемые результаты .

− воспитать добрых, отзывчивых людей, ценителей прекрасного;

− формирование умений правильного поведения в природе;

ИГРЫ


БЕСЕДЫ

Нравственно - экологическое воспитание.

Нравственно – экологическое воспитание – это становление нравственно – экологической позиции личности, объем и качество её взаимодействия с окружающей средой.

Самоценность природы – вот основная черта новой, экологической культуры, нового мировоззрения, которые мы должны формировать у детей с самого раннего возраста. Бережно относиться ко всему окружающему, охранять не потому, что это принесет пользу человеку, а потому, что это – природа, в которой всё взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного и которая, несмотря на кажущееся могущество человека, живет по своим законам. Изменять эти законы никто не может и не должен. Если мы не изменим своё мировоззрение, а главное – не воспитаем новое поколение с новым, экологическим мышлением, на нашей планете вполне может наступить период, когда человечества «уже не будет».

Обычно под нравственно – экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, содержали в неволе диких животных, или без должного ухода – морских свинок, хомячков, которые страдают на глазах у детей.

Становятся летней забавой ловить на полянах бабочек, стрекоз, рвать много цветов. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат не любить, а уничтожать живую природу. Экологическое воспитание определяется такими понятиями, как «ценности», «отношение», «поведение».

Цель :

· Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе, к людям, как к части природы;

· Донести до сознания детей серьезность характера экологических проблем, возможные пути их предотвращения и преодоления;

· Вызвать у детей стремление защищать, помогать всему живому в окружающей природе.

Задачи :

· Воспитание человека, живущего в согласии с природой и понимающего остроту экологических проблем;

· Формировать у воспитанников диалектический и системный способ мышления, развивать воображение;

· Формировать у воспитанников осознанно – правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой.

Ожидаемые результаты :

· Формирование бережного отношения к природе;

· Повышение уровня нравственного экологического воспитания;

· Привитие рационального использования ресурсов природы;

· Формирование экологической ответственности.

Основные понятия по теме.

Бережливость – личностное качество, формирующееся главным образом в процессе трудовой деятельности человека и проявляющееся в умении и способности экономно расходовать природное сырье и материалы, принимать во внимание возможные негативные последствия хозяйственной деятельности, намечать наиболее экономные способы хозяйствования, рассчитывать и обосновывать эффективные пути снижения материалоемкости и энергопотребления, осознавая при этом тот факт, что природа не есть бесконечная кладовая богатств, но система, требующая бережного использования и отношения. Однако в этом свойстве не отражаются вопросы восстановления нарушенных природных равновесий, не подразумевается необходимость возврата природе у нее взятого. Отмеченное противоречие разрешает категория «рачительность».

Рачительность - нравственно-экологическое качество, формирующееся в различных видах трудовой деятельности и появляющееся в ситуациях, когда человек, нанося в процессе своего труда определенный ущерб природе, предпринимает ряд действий, направленных на восстановление ее целостности. Рачительность особенно ярко проявляется в трудовой деятельности сельских тружеников: в чувстве хозяина земли, в нормах трудовой крестьянской этики, в любви и преданности своей родной земле, в сохранении вековых традиций, в национальной специфике отношения к природе и т. д. Формула рачительного отношения к земле проста: «Возвратить земле взятое у нее, не дать земле истощиться».

Рациональность – качество, проявляющееся в умении и способности личности разумно и научно обоснованно планировать и использовать имеющиеся природные ресурсы и материалы, чтобы, не тратя лишнего, удовлетворять основные (разумные и необходимые) потребности личности, группы, общества в целом.

Ответственность – интегративное личностное качество, обладающее максимально высоким уровнем осознанности и обобщенности, характеризующееся нравственно-правовым содержанием, представляющее собой единство духовно-нравственного и рационально-практического аспектов отношения личности к природе. Экологическая ответственность проявляется в чувстве долга, в таких действиях, поступках и отношениях личности к природе, которые соответствуют не только моральным принципам, но и правовым нормам .

Качества, которыми должен обладать каждый современный человек.

Практическая экология .

Формирование прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и правил отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках теоретического знакомства с экологическими проблемами. Необходимо расширение контактов воспитанников с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране природоокружения. Одной из форм такой деятельности является экскурсия .

Экскурсия – это основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из сложных форм обучения. Экскурсии знакомят в естественной обстановке детей с объектами и явлениями природы. Велика роль экскурсий в воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.

Как писал, у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному , слабому и нежному».

Взаимоотношение" href="/text/category/vzaimootnoshenie/" rel="bookmark">взаимоотношения человека и среды его обитания, общества и природы. Знакомство с экологическими новостями в виде наглядной информации, наверное, самый интересный и действенный способ проникнуться темой сохранения живой природы.

Формы и методы работы наглядной экологии.

КОНКУРСЫ РИСУНКОВ

СХЕМЫ

НАБЛЮДЕНИЯ

II ГОД ОБУЧЕНИЯ

Экология села

а) планировка и застройка

б) зеленные насаждения
в)транспорт

г) бытовые отходы

Экология жилища

а) Интерьер и микроклимат

в) вредные бытовые организмы

г) препараты бытовой химии

д) вода живая и мертвая

Здоровье человека

а) Основы рационального питания

Паукообразные

Насекомые

Оставшиеся в море

Потомки динозавров

Их стихия небо

Избравшие сушу

III. Экскурсии.

IV. Практические работы

1) Роль растений в формировании плодородного слоя почвы.

2) Роль животных в формировании плодородного слоя почвы.

VII. Совместная работа с начальной школой


III ГОД ОБУЧЕНИЯ

Лес в нашей жизни

а) Общее понятие о лесе

б)Многосторонняя ценность леса

в) Лес и искусство

г) Лес и здоровье

д) Экологическое значение леса

е) История взаимоотношений леса и человека

Леса планеты Земля

а) Общая характеристика лесов мира

б) Лесотундра

в) Леса умеренного пояса

г) Лесостепь и степь

д) Саванна и редколесье

е) Жестколиственные вечнозеленые леса

ж) Переменно-влажные и муссонные леса

Проблемы лесопользования

а) Лесопользование

б) Принципы лесопользования

в) Рубки главного лесопользования

г) Комплексное использование древесины

д) Лесная рекреация

е) Экскурсия на мебельную фабрику и ДОК

III. Совместная работа с начальной школой

IV. Практические работы

1) Изучение снежного покрова

2) Качественный анализ снежного покрова

3) Распределение температур по вертикальному профилю снежного


IV ГОД ОБУЧЕНИЯ

Влияние человека на состояние лесов

а) Загрязнение окружающей среды и леса

б) Лесные пожары

в) Болезни вредителей леса

г) Лесовосстановление и лесоразведение

д) Влияние рекреационной деятельности человека на лес

е) На службе у леса. Встреча с лесниками Лаишевского лесничества.

Будущее лесов

а) Методы изучения лесов

б) Международное сотрудничество по охране лесов на планете.

Экскурсия в лесничество. Оказание помощи лесникам.

II. Совместная исследовательская работа с Лаишевским лесничеством

III. Совместная работа с ДОУ №20

IV. Практические работы

1) Разнообразие деревьев и кустарников Лаишевского района.

2) Особенности внешнего строения коры деревьев.

Елена Григорьева
Кружок по экологии «Юный эколог» (старшая группа)

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это , прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Кружок «Юный эколог » имеет экологическую направленность , которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы , возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке , дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком , развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания , способность понимать и любить окружающий мир и природу .

Работа кружка «Юный эколог » призвана решать следующие задачи :

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением , представлений и элементарных понятий об окружающем мире , взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности .

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению .

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением , а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Расписание работы

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно, один раз в неделю, во вторую половину дня. План кружка рассчитан на 1 учебный год. Количество детей посещающих кружок «Юный эколог » - 28 человек.

Возраст детей : от 5 до 6 лет.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми :

1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества

Сентябрь 1. Беседа о лете.

Экологическая игра «Где что зреет» Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.

Учить различать овощи и фрукты. Овощи растут на огороде, фрукты - на дереве. Уточнить представление о многообразии овощей и фруктов.

2. Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Опыт. Гром и молния Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) . Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление - гром и молнию.

«Тралик и Валик»

(Живое – неживое)

Игра «Живая и неживая природа» Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы. Развивать познавательный интерес детей к живой и неживой природе, воспитывать желание активно изучать окружающий мир , формировать у детей активность, любознательность.

4. Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»

(Ягоды и грибы) Беседа об осени.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени. (Постепенно дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают. В полях, на огородах, в садах убирают урожай. Исчезают насекомые, перелетные птицы. Многие зимующие птицы приблизились к жилью человека. Некоторые звери залегли в спячку, другие сделали запасы пищи.) Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

1. Экскурсия по территории детского сада

«Как растения готовятся к зиме»

Экологическая игра «Кто больше запомнит» Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Учить находить предмет по описанию.

2. Беседа о лесе.

Дуб и сосна (строение и отличие) .

Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»

(деревья) Уточнить и расширить представления детей о лесе.

Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона и т. д.) . Учить отличать дуб от сосны. Развивать любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного. Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.

3. Беседа «Дуб и сосна»

Опыт. Летающие семена

Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других - с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы : растения, животные (причем – разные птицы, насекомые, звери, грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом.

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

4. Беседа «Кто главный в лесу?»

Игра «Как вести себя в лесу» Дать детям представление о леснике - человеке, который заботится о лесе.

Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных, птиц.

Ноябрь 1. Сравнение диких и домашних животных.

Тризовская игра «Что было бы, если бы. (кошка лаяла?» Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей. Развивать воображение, творчество детей. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

2. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Экологическая игра «Кто где живет?» Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни : крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдам Северного Ледовитого океана. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она кормит сначала своим молоком, затем рыбой.

Закрепить знания детей о среде обитания животных. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

3. Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»

(Детёныши животных)

Дидактическая игра «Узнай, какой зверь» Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде ; учить классифицировать животных. Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

4. Наблюдение за кошкой и котятами.

Опыт. Как кошка язычком чистит себе шерстку. Выявить признаки кошки с котенком как домашних животных, как зверей. Воспитать у детей удовольствие от общения с ними.

Выяснить, как моется кошка.

Декабрь 1. Обобщающая беседа «Как узнать зиму?» Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

2. Просмотр мультфильма «Фиксики – советы»

(Осторожно мороз)

Дидактическая игра «Снежинки» Фиксики предостерегают : зимние холода, снег и лед – это здорово, но они таят в себе разные опасности! Чтобы не замерзнуть нужно тепло одеваться и быть осторожным с железом на морозе.

Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

3. Знакомство со свойствами воздуха.

Опыт. Как увидеть воздух. Как услышать воздух. Познакомить детей с понятием «воздух» , его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни , любознательность.

Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

4. «Носы нужны не только для красы»

Дидактическая игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки» .

Опыт. Выяснить, почему у верблюда, сайгака такая необычная форма носа. Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.

Помочь детям понять отличие газообразных, жидких, твердых веществ.

Показать приспособление органов дыхания к окружающей среде .