Кто такие латентные гомосексуалисты? Почему в России так ненавидят геев.

Гомофобия – это навязчивый страх индивида перед тем, что в истинном виде его личная ориентация имеет гомосексуальную окраску. Гомофобия объединяет собирательное значение всех форм боязней и страхов, связанных с негативными проявлениями гомосексуальности. Существует общепринятое мнение, что это проявление подразумевает глубокую неприязнь и иррациональную боязнь гомосексуалистов. Однако особенность данного состояния проявляется в том, что гомофобия зачастую обусловлена противоречивыми факторами.

Причины гомофобии

Гомофобия представляет собой неприязненное отношение к представителям этих меньшинств, являясь весьма распространенным явлением, зачастую приводящее к оскорблениям и насилию, институционализированной гомофобии, дискриминации людей гомосексуальной ориентации со стороны социума. Результатом распространения гомофобии выступает несоблюдение прав меньшинств, возникновение препятствий в занятии определенных должностей лесбиянками и геями, а также запреты в проведении шествий и митингов.

Многие противники однополых половых отношений утверждают, что отношение к проявлениям гомосексуальности напрямую связано с представлениями о норме и поэтому не есть что-то предосудительное или ненормальное. Многие из противников однополых половых отношений возражают против применения термина гомофобия, относя его к идеологическому клише, что привело к предложению о замене этого термина на нейтральный термин – гомонегативизм. Одновременно с этим появилось мнение, что гомофобия это форма , поскольку означает перед теми, кто из общей массы выделяется. Противники гомосексуальности относят данное состояние к греху, клиническому расстройству, нарушению норм общественной морали.

Гомофобия в психологии

Гомофобия, как термин впервые появился в 1972 году и своим появлением он обязан психиатру Джорджу Вайнбергу. Термин гомофобия используется социологическими институтами, а также в международных официальных документах, где данная форма неприятия рассматривается наряду с расизмом, антисемитизмом, ксенофобией, а также сексизмом.

Психологи отмечают, что сознание людей укрепило мнение о том, что под гомофобией значится та или иная форма по отношению к гомосексуалистам. Это не совсем является так.

Гомофобия зачастую предстает перед людьми, как направленная на гомосексуальную культуру, гомосексуалистов, гомосексуальную атрибутику, однако причиной этой агрессивности выступает страх людей перед собственными интимными предпочтениями, которые могут предстать в гомосексуальной окраске. Таким образом, этимология слова гомофобия основывается на понятиях фобия, которая означает страх перед гомосексуализмом.

Вторым заблуждением является мнение, что гомофоб это скрытый гомосексуалист. Это представление неверное. Гомофоб это не скрытый гомосексуалист, напротив он боится в себе обнаружить предрасположенность к этому. Поэтому гомофобия имеет косвенное отношение к половым предпочтениям.

Изначально слово гомофобия применялось в значении, как отвращение к мужскому полу или боязни мужчин. Психиатрия под гомофобией понимает страх однообразия, а также монотонности.

Термин гомофобия вытеснил редко ранее использовавшееся понятие гомосексофобии. Этимологическим предком этого слова выступает термин гомоэротофобия. Джордж Вайнберг в 1972 году отнес гомофобию к страху контактирования с гомосексуалами, а если речь идет о самих гомосексуалах, то в этом случае под гомофобией понимается их личное отвращение к самим себе.

В 1980 году Риккетс и Хадсон расширяют это понятие для обозначения чувств отвращения, тревоги, гнева, страха, дискомфорта, которые способны испытывать гетеросексуалы относительно геев и лесбиянок.

Психологами подмечено, что очень сложно провести чёткую границу между гомофобией и негативным отношением к гомосексуальности. Отдельные исследователи связывают гомофобию с присутствием негативных эмоций, а не с заявлением некой позиции или активной борьбой с гомосексуальными проявлениями. Например, Хадсон и Риккетс в своей работе 1980 года отметили, что по причине обширной экспансии термина, гомофобия пришла в массовую культуру и к ней стали относить любое действие, направленное против проявлений гомосексуальности, а также негативное отношение к ней.

Хадсон и Риккетс обвиняют исследователей в не разделении интеллектуального неприятия гомосексуальности – гомонегативизма и эмоциональных, личных реакций (гомофобии). Более чёткое разделение гомонегативизма и гомофобии подчеркнуло, что гомонегативизм включает в себя суждения, которые основаны на оценке гомосексуальной моральности и бисексуальной ориентации, а также действий на основе предпочтений, представлений, социальной приемлемости, закона или других интеллектуальных причин.

По их мнению, под гомофобией необходимо понимать фобические проявления тревоги, эмоции страха или отвращения, как включающие, так и не включающие когнитивный компонент в процессе личного непосредственного общения с людьми гомосексуальной ориентации. Однако не все такую классификацию разделяют. В 1991 году Херек выступил против дальнейшего применения понятия гомофобия из-за возложения основной вины на человека, вместо того чтобы рассмотреть проявления антигомосексуальные как отображение культурных влияний, и предложил использовать термин антигомосексуальные предрассудки.

В связи с большим вниманием, уделяемым проблемам альтернативной интимной жизни в западных странах, представители социальных наук и психологи активно изучают феномен гомофобии как в умеренных, так и в резких его проявлениях. Имеется достаточно исследований, которые посвящены корням этого явления. Популярным объяснением выступает попытка отвести от себя предполагаемые подозрения в наличии гомосексуальных склонностей. Например, двум группам мужчин, определённым, как не гомофобы и гомофобы предъявлялись стимулы эротического содержания: женского гомосексуального, гетеросексуального и мужского гомосексуального характера. У всех исследуемых была отмечена эрекция в момент демонстрации изображений женского гомосексуального характера и гетеросексуального, а вот подобная реакция на гомосексуальные мужские сюжеты отмечалась у мужчин из условной группы гомофобов. Одновременно с тем результаты опровергли мнение о том, что гомофобы – это испытуемые с агрессивностью.

Имеются данные, что гомофобов среди женщин существенно меньше, чем среди мужчин. Одним из видов гомофобии, который вызывает пристальное внимание исследователей, выступает интернальная (интернализированная) гомофобия — ситуация, при которой бисексуалы и гомосексуалы боятся, а также испытывают неприятие гомосексуальности. Это означает страх человека стать гомосексуальным, а также опасение возможного собственного гомосексуального поведения. Некоторые бисексуалы, гомосексуалы и лесбиянки зачастую подавляют свои гомосексуальные стремления и желания, другие так не делают, но испытывают различные негативные эмоции (тревогу, комплекс вины, угрызения совести).

Отдельные исследователи считают не корректным называть таких личностей латентными гомосексуалами, поскольку эти люди гомосексуалами быть не желают. Интернализированная гомофобия зачастую имеет негативные последствия для психологического здоровья человека. Отмечаются невротизация, снижение самооценки, развитие психологических комплексов, суицидальные попытки. У бисексуалов и гомосексуалов, живущих скрытно, а также страдающих от интернализированной гомофобии, развивается параноидная настроенность, подозрительность и болезненная мнительность. Такой личности всё время кажется, что ее раскроют, вычислят, за ее спиной смеются, осуждают, обсуждают, а также что за это могут уволить с работы. Зачастую такие опасения имеют или не имеют реальные основания.

Борьба с гомофобией

С 17 мая 1990 года стал отмечаться Международный день борьбы с гомофобией. Эта дата выбрана потому, что именно 17 мая 1990 года гомосексуальность выключили из Международной классификации заболеваний.

В 2003 году в Канадской провинции Квебек был проведен Народный день против гомофобии. После этого события в 2004 году активист за права геев, бисексуалов, трансексуалов Луи-Жорж Тэн предложил отмечать этот день в мировом масштабе. Целью борьбы с гомофобией должно было выступить привлечение общественного внимания к лесбиянкам, геям, транссексуалам, бисексуалам, где вопросы половых предпочтений относятся к табу. Луи-Жорж Тэн высказал надежду, что этот день способен изменить жизнь именно тех людей, которые наиболее в этом нуждаются. Люди, борющиеся с данной формой неприятия, считают, что борьба с гомофобией — это дело не только самих лесбиянок, геев, транссексуалов. Эта борьба должна быть делом всего общества.

В 2006 году в Европейском парламенте прошел семинар по борьбе с гомофобией. На семинаре выступал Луи-Жорж Тэн. Председатель Европарламента Жозеп Баррель сделал заявление о признании этого международного дня.

Предпосылками к возникновению такого дня послужили:

— притеснения во многих странах геев, начиная с концлагерей нацистской Германии; в эпоху маккартизма преследование геев в США и СССР;

— дискриминация гомосексуалов (гомосексуальность в восьмидесяти странах запрещена законом);

— наказание во многих странах тюремным заключением до десяти лет, а в отдельных странах закон предусматривает пожизненное заключение;

— в десяти странах за гомосексуализм приговаривают к смертной казни (Саудовская Аравия, Афганистан, Йемен и др.);

— несколько африканских лидеров по личной инициативе объявили борьбу с гомосексуализмом, который они назвали антиафриканским;

— толерантные страны, например, Бразилия, отмечающиеся негативным отношением к гомосексуалам: с 1980 по 2000 год официально зарегистрировано на почве ненависти 1960 убийств;

— ярко выраженный рост в большинстве стран гомонегативизма.

Борьба с гомофобией преследует следующие цели:

— противодействие любому моральному, физическому, символическому насилию относительно людей другой половой ориентации или гендерной идентификации;

— координация и поддержка всех граждан в достижении равных прав;

— проявление солидарности со всеми бисексуалами, лесбиянками, геями и транссексуалами мира;

— осуществление по защите прав человека различных мероприятий.

К сожалению, подобную кампанию невозможно осуществить в странах, где преследуется гомосексуальность. В толерантных странах люди должны выступать с протестами от имени угнетаемых – так заявили организаторы, проходивших 17 мая мероприятий, поддерживающих инициативу о необходимости проведения этого памятного дня. Признание данного дня поставило в определенные обязательства международные сообщества, которые объединились в борьбе с другими формами дискриминации, а также социального насилия. Однако ещё во многих странах в борьбе за равные права не оказано широкой поддержки лицам нетрадиционной половой ориентации или гендерной идентичности.

Диагноз гомофобия

В узком смысле к гомофобии причисляют отрицательные неконтролируемые эмоции (отвращение, страх, гнев) относительно людей гомосексуальной ориентации, а также однополых половых контактов.

Гомофобию не относят к психическому расстройству и отдельных клинических признаков данного состояния не существует. Современные исследователи относят гомофобию к избеганию, предрассудкам, боязни, притеснению, дискриминации, актам насилия в отношении геев, бисексуалов, лесбиянок, трансгендерных лиц. Термин гомофобия включает в себя смысл боязни и страха, а перенос этого значения на индивидов с терпимым отношением к гомосексуальности расценивается ними как оскорбление. В качестве альтернативного термина выдвигается нейтральный, например гомонегативист.

Гомофобия может собирательно определяться как сильная негативная реакция, неконтролируемые негативные эмоции на проявления гомосексуальности, а также на любые, связанные с ней общественные явления.

Гомофобия - это одна из самых многоплановых фобий, поскольку проявляться у своего носителя она способна не только в виде страха перед людьми, придерживающихся гомосексуальных взглядов на вопросы секса, а в зависимости от силы тяжести может колебаться от неприятия гомосексуальных взглядов до острой ненависти к гомосексуалистам. В самой острой форме на уровне психического заболевания (хотя отметим, что в большинстве случаев даже самая острая гомофобия болезнью не считается), может принимать форму мании, при которой больной объявляет гомосексуалистам самую настоящую войну на уничтожение. За последние 20 лет в РФ были арестованы 9 подобных убийц-маньяков, охотившихся на гомосексуалистов, и в общей сложности убивших более 100 человек.

Чаще подобная фобия наблюдается у мужчин, которые лучше знают, что такое гомофобия. Среди женщин число гомофобок значительно меньше – до 17%, при том, что гомофобией в той или иной мере среди мужчин страдает почти 90 процентов. Если гомофобы принадлежат ко всем социальным и интеллектуальным группам, то женщины, у которых проявляется подобное отклонение, как правило, являются представительницами низших социальных групп или носительницами минимального интеллекта.

Несмотря на столь огромное распространение этой фобии среди мужского населения нашей страны, положение в России не является чем-то из ряда вон выходящим. Так острота данной проблемы в той же Европе настолько высока, что ее пытаются решать (пока, правда, безрезультативно) на уровне различных комиссий и комитетов ЕС. Ведь считается, что гомофобия опасна для европейского общества не меньше, чем расизм, набирающий обороты нацизм (фашизм) или ксенофобия.

Небольшой исторический экскурс

Представители сексуальных меньшинств не подвергаются агрессии постоянно, так как гомофобия, как хроническая болезнь, имеет рецидивы и обострения. Для этого часто достаточно небольшого формального повода – к примеру, несостоявшегося гей-парада или телепрограмма с участием знаменитости-гея.

Гомофобия существует не так уж давно, к примеру, в Древней Греции о ней и представить не могли. И сексуальные отношения между двумя мужчинами, или даже между подростком и взрослым, которые так не одобряет гомофобия, считались вполне обычными. Хотя, если мужчина был падок исключительного на мужчин, а женщин обделял вниманием, его считали странным и немного придурковатым.

Появилась гомофобия и отношение к гомосексуальным связям как к чему-то преступному и аморальному несколько позже, во времена христианства. Однополые отношения рассматривались не только как грех прелюбодеяния, но и как уход от традиционной модели отношений мужчины и женщины. Но в те времена женская сексуальность начисто игнорировалась, и гомофобия стала гневаться на мужчин.

Затем, с развитием психиатрии, гомосексуальные отношения стали считаться симптомом психического заболевания. Да и сейчас различные щарлатаны а большие деньги предлагают излечение от «позорной болезни» - гомосексуальности, иногда даже без согласия на это пациента. Слова «психическая болезнь» вызывают сразу негативные ассоциации, отвращение. Срабатывает стереотип, гласящий о необходимости изолировать больного человека, принудительно лечить его от отклонений в психике. Так что геям приходится еще и доказывать всем, что они здоровые люди.

В России гомофобия была закреплена на государственном уровне, Петр I в 1706 году ввел уголовную статью за гомосексуальные отношения. Впрочем, еще во времена Ивана Грозного бояр, которые увлекались мальчиками, сторонились, так как считали странными. Так что, чем тоталитарнее государство, тем сильней в нем эксплуатируется гомофобия.

Причины возникновения гомофобии

Гомофобия в России особо распространена. Причины возникновения гомофобии у жителей нашей страны, с точки зрения появлении и развития ее у отдельного индивидуума, психологи склоны видеть в том, что несколько поколений российских мужчин были вынуждены пройти через тюрьмы и лагеря, где остро-отрицательное отношение к гомосексуалистам навязывали так называемые «блатные» - профессиональные воры, грабители и убийцы. Именно они насильственным путем превращали явных и скрытых гомосексуалистов в сексуальных рабов и изгоев, не заслуживающих порой самого права жить. И именно потому все те, кто не хотел быть причислен к касте отверженных, должен был быть готов не только продемонстрировать свою мужественность, но и подобное, построенное на нескрываемой ненависти, отношение к гомосексуалистам.

С возвращением в нормальную жизнь, бывшие заключенные принесли с собой и подобное отношение к гомосексуалистам, которое вскоре (примерно к 60-м годам прошлого века) стало нормой на уровне национального сознания. Сегодня, несмотря на то, что отношение к людям, придерживающимся нестандартных взглядов на половые отношения, стало несколько мягче, агрессивные и открытые проявления ненависти к геям все также считаются нормой (вспомните расправу десантников над геем на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге несколько лет назад). Гомофобия в России лишь набирает свои обороты. Это также выражается и в том, насколько негативными в русском языке являются слова, связанные с однополым сексом и с теми, кто им занимается.

Чтобы понять причины возникновения и развития данного психологического отклонения, которое некоторые считают отклонением моральным или интеллектуальным, следует сперва разделить гомофобов по их отношению к геям и гомосексуалистам:

  • страх быть причисленным к представителям сексуальных меньшинств, с обращением против себя отрицательного отношения со стороны окружающего социума.
  • маскировка собственных гомосексуальных наклонностей через проявление непримиримой и нескрываемой гомофобии.
  • страх оказаться гомосексуалистом, который подавляется резким, порой на уровне лютой агрессии, ненавистью к геям.
  • нежелание быть отщепенцем в обществе, все так же считающем гомосексуалистов людьми второго сорта и извращенцами.

При этом ни один из гомофобов разумные возражения о том, что гомосексуалистом (кроме случаев открытого принуждения на уровне физического насилия) мужчина стать не может, и что интерес к партнерам своего пола обусловлен генетическими нарушениями, а не проблемами этики или веры, не принимает. Мало того, в некоторых случаях гомосексуализм воспринимается чем-то наподобие инфекционного заболевания, которое можно «подхватить» самим фактом общения с гомосексуалистом.

Замечено, что гомофобия в нашей стране, в последнее время стала приобретать некую зональность. Так в столичных регионах она стала менее ярко выраженной, с уменьшением конфликтов, возникающих на ее почве. Тогда как в провинциальных регионах и областях нашей страны мы наблюдаем все те же резкие ее проявления.

Считается, что ненависть к сторонникам однополых браков у российского мужчины закладывается с самого детства, начиная с требований родителей «быть мужчиной», «не быть девчонкой», «не вести себя как тряпка», и заканчивая объяснением со стороны сверстников, почему тряпкой и девчонкой быть нехорошо, и что за это бывает. Но не стоит думать, что к развитию этой фобии приложили руку только пытающиеся выглядеть «крутыми сидельцами» одноклассники вашего сына. Сегодня гомофобия проявляется даже на государственном уровне и на уровне официальной государственной церкви, выражаясь не только в остром неприятии чужих гомосексуальных ценностей, но и озвучании их на уровне официальной прессы и общенационального телевидения. Не так давно Госдума Российской Федерации приняла странный законопроект, гласящий о запрете «пропаганды гомосексуализма» среди несовершеннолетних. Как можно пропагандировать половую ориентацию, которая дана человеку с рождения, никто (даже сами депутаты) не в силах прокомментировать.

Избавление от гомофобии

Стоит отметить, что механизмом воспроизводства гомофобии является неразрешимая проблема, которую человек проецирует на себя. Часто у гомофоба в голове мелькают такие сложные вопросы - «а вдруг я скрытый гомосексуалист?», так что гомофоб не хочет быть гомосексуалистом, но порой именно им он и является. Часто человек теряет контроль над гомосексуальными образами в своей голове, отсюда начинаются сомнения в собственной сексуальной ориентации. Эти сомнения могут создать в психике серьезные проблемы, гомофоб не может сам доказать себе, что он имеет традиционную сексуальную ориентацию и не имеет гомосексуальных желаний. Гомофобия прогрессирует, так как в психике больного нет механизов, которые способны противодействовать таким страхам. И вот человек попадает в ситуацию, из которой помочь выйти может только опытный врач.

Что до лечения подобной фобии, то оно в первую очередь затрудняется тем, что ни один из страдающих ею людей, не считает свое болезненное отношение к геям болезнью или каким бы то ни было отклонением. Кроме того у официальной медицины особо действенных методов лечения так называемой «бытовой» гомофобии, кроме вразумляющих бесед, не существуют. Острые же ее формы лечатся, как и прочие средней и глубокой тяжести психические заболевания. Но, за последние 4 года с подобным диагнозом, не являвшимся сопутствующим симптомом какого-либо иного более тяжелого психического заболевания, к помощи медиков по всей нашей стране обратились всего 11 человек.

Гомофобия лечится у психоаналитика с помощью психоанализма. Доктор всегда выслушает пациента, не обделив внимания его сомнения, жалобы. Специалист помогает вычленить причины фобии, настроить пациента на нужную волну, достигнуть гармонии со своими страхами и желаниями. Порой вопросы, которые задает психоаналитик, могут казаться странными, но они необходимы, так как помогут выбрать самый эффективный вариант лечения. Часто используется гипнотерапия и различные тренинги.

«А надо вам заметить, что гомосексуализм изжит в нашей стране хоть и окончательно, но не целиком. Вернее, целиком, но не полностью. А вернее даже так: целиком и полностью, но не окончательно. У публики ведь что сейчас на уме? Один гомосексуализм».

(Венедикт Ерофеев, «Москва-Петушки»)

Порою кажется, что авторы законов, запрещающих пропаганду гомосексуализма, добились эффекта совершенно противоположного. Речи о гомосексуализме звучат теперь из каждого утюга, с трибун Госдумы, с экранов телевизоров. Им клеймят оппонентов, им пугают родителей. Знакомая рассказывала, как вызвала врача из поликлиники к больному ребенку. Доктор, женщина лет пятидесяти, выписала жаропонижающие свечи, оговорившись: мальчику после трех лет ректальные свечи не ставят, а на вопрос почему, многозначительно ответила: гомосексуализм! Похоже, что Россия наконец нашла свою национальную идею, и этой идеей является гомофобия.

Гомофобия стала платформой, на которой объединились репрессивные законы власти и пещерные инстинкты толпы.

По данным ВЦИОМ, закон о запрете гомосексуальной пропаганды поддерживают 88% россиян. Быть открытым антисемитом или расистом в России уже немного неприлично, по крайней мере в политике; быть гомофобом нормально, достойно и даже патриотично: ублюдки, забившие до смерти юношу в Волгограде 9 мая, сообщили, что сделали это из патриотических побуждений, так как убитый — гей. Официальная риторика открыла в России карнавал ненависти, сезон охоты на гомосексуалов : с начала года зафиксировано 26 нападений, из них 7 со смертельным исходом, а количество незафиксированных преступлений не поддается учету. И даже пытки в полиции, о которых становится известно (изнасилование задержанных бутылкой от шампанского в Казани или ломом в Сочи), следуют той же гомофобной логике: власть «опускает» людей, используя блатные практики сексуального унижения.

Политика в России сведена на уровень грубой физиологии, «голой жизни», как называет ее итальянский философ Джорджо Агамбен. Биологическое становится политическим, идет ли речь о педофилии или запрете на иностранное усыновление, о нетрадиционных сексуальных отношениях или о концепции семейной политики, предложенной депутатом Еленой Мизулиной, согласно которой «нормальной» считается патриархальная семья с четырьмя детьми, живущая совместно с бабушками и дедушками. Вторгаясь в сферу интимного, частного, власть при помощи репрессивных мер навязывает сверху патриархальную и авторитарную «норму», называя ее «национальной традицией». Ей навстречу, из глубин патриархального сознания, поднимается агрессивный комплекс гомофобии. Так рождается русская идея по версии 2013 года.

Это идея фашистская: «духовные скрепы» соединяют тот самый ликторский пучок, фасцию, из которого и родилось слово «фашизм».

Фашизм постоянно апеллирует к биологии, к примату рода, крови и почвы: не случайно глава СС Генрих Гиммлер считал гомосексуальность «синдромом умирающего народа». Гомофобия становится точкой сбора национального самосознания, она накладывается на маскулинные архетипы, которые прописаны в фольклоре, анекдоте, мате, в ритуалах инициации и стигматизации в школе, армии, тюрьме. Гомофобский фашизм тем более прост и удобен для власти, что он направлен не против национальной или расовой группы (те же кавказцы могут дать отпор), а против беззащитного и безответного меньшинства: за гомосексуалов в России не заступится практически никто, разве что правозащитники за Западе. Секс-меньшинства у нас — идеальный объект ненависти, как евреи в Третьем рейхе.

Это идея антизападная и антиглобалистская: она ищет внутренних врагов в своей среде, будь то педофил, гей или «иностранный агент».

Оскорбление «либераст», контаминация слов «либерал» и «педераст», показывает, что гомосексуальность ассоциируется у нас исключительно с либеральным Западом, который погряз в толерантности, однополых браках и распутстве; кликуши типа Аркадия Мамонтова или Татьяны Дельсаль на полном серьезе утверждают, что на Западе пропагандируют педофилию и инцест. Эта истерика показывает озлобленное, отчужденное и провинциальное сознание, не способное принять постиндустриальный и постпатриархальный мир, где производство детей уже не является главной задачей человека; сознание, растерявшееся перед многоцветной современностью, — как растерялся Виталий Милонов, когда к нему в гости нагрянул добродушнейший Стивен Фрай. Гомофобия — признак слабых, людей, неуверенных в собственной ориентации, боящихся ее потерять при первом столкновении с реальностью. Чем слабее страна, ее идентичность, тем яростнее в ней гомофобский угар.

И именно поэтому России необходима прививка толерантности в виде защиты и пропаганды прав сексуальных меньшинств.

Часто приходится слышать: сексуальная ориентация — это частное дело, пускай они реализуют свои сексуальные предпочтения дома, между собой и не выносят их на публику. Призыв к «клозетному гомосексуализму» в корне неверен. Точно так же можно сказать: еврейство — дело частное, пусть сидят в шабат дома, но не ходят в эти свои синагоги и не носят кипу на улицах, это раздражает нормальных граждан и противоречит национальным традициям и устоям. После холокоста еврейство более не является приватным делом евреев, но предметом публичной политики. Аналогично этому российская власть сама сделала сексуальную ориентацию делом публичным, лишив гомосексуалов гражданских прав, от права на создание семьи до права на самовыражение, и ответ на эту дискриминацию должен быть публичным и политическим.

Как учил Мишель Фуко, человеческая сексуальность является одним из последних бастионов свободы и главным объектом репрессии, и битва идет именно за эту территорию, за суверенитет личности. России болезненно необходимы средства коллективной терапии: каминг-ауты, гей-парады, борьба за полноту гражданских прав гомосексуалов, вплоть до однополых браков и права усыновления. Поддержка сексуальных меньшинств нелегка: люди могут им симпатизировать, но не высказываться открыто из боязни быть причисленным к ним. Но важно понять, что именно здесь идет самое массированное наступление фашизма, поддержанное всей мощью законотворческой, правоохранительной и пропагандистской машин.

В конечном счете речь идет не о правах отдельной группы, а о гражданской солидарности всего общества, которое не должно допустить стигматизации и сегрегации какой бы то ни было группы людей. «Я берлинец!» — провозгласил Джон Кеннеди в своей знаменитой речи ровно полвека назад, выступая в Западном Берлине, обнесенном по периметру стеной. И вслед за ним я хочу повторить, обращаясь к миллионам моих сограждан, обнесенных бетонной стеной непонимания и ненависти: «Если так, я тоже гей».

Современное общество неоднозначно относится к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Хотя в некоторых странах геям и лесбиянкам разрешено официально вступать в брак и даже усыновлять детей. Так в чем же причина негативного отношения к этим людям?

Те, кто говорит гомосексуализму твердое «нет», обосновывают свою позицию самыми разными факторами. Но чем в действительности руководствуется человек, который является ярым противником однополых отношений?

Долгое время считалось, что в основе резко негативного отношения к геям лежит так называемый «латентный гомосексуализм», то есть подавляемое в себе чувство влечения к людям своего пола. А подавляется оно потому, что человек подсознательно боится и стыдится этого, к тому запрет накладывает и общество.

Однако в этой теории есть «слабое звено» - дело в том, что с изначальной предрасположенностью к гомосексуализму рождается не более 2% людей, однако противников однополых отношений значительно больше. Тем не менее, это не значит, что у кого-то ненависть по отношению к геям не может быть основана именно на скрытой гомосексуальности.

Есть еще одна теория, которая помогает ответить на вопрос, почему ненавидят геев в современном российском обществе (ведь на Западе отношение к однополым парам гораздо более лояльное). Эта теория основана на позиции правящей партии и отношении к гомосексуализму христианской церкви.

Обращаясь к статистике, можно увидеть, что тенденция такова: еще 5-6 лет назад с тем, что геи должны иметь равные права с остальными гражданами, соглашались более половины опрошенных, а сегодня эта цифра уже составляет менее 40%. Однако по сравнению с советскими временами уровень толерантности по отношению к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией значительно повысился, так как в конце 80-х годов более 30% граждан СССР выступали за радикальную ликвидацию гей-сообществ.

Если спросить просто людей на улице, почему не любят геев, то в ответ можно услышать, что человек не согласен с тем, что геи требуют к себе какого-то особенного отношения, что они стремятся навязать знания о них самих даже тем, кто об этом знать в общем-то не очень хочет (имеются в виду гей-парады). Кроме того, отвечая на этот вопрос, люди также могут сказать, что это аморально или противоречит человеческой природе, или, в конце концов, «так просто нельзя» хотя бы потому, что не положено. Последнее утверждение принято считать последствием стандартизации мышления советского гражданина.

Не делая никаких далеко идущих выводов, можно сказать, что по результатам исследований гомофобии подвержены в основном мужчины старшего возраста с не самым высоким интеллектом, уровнем образования и дохода. Проявляют толерантность к геям образованные молодые люди в возрасте до 40 лет, в основном - женщины.

В конце концов, одной из причин неприязни к геям может быть и обыкновенное отрицание всего, что выходит за рамки «нормального». Ведь, к примеру, к неформальной молодежи тоже относятся, мягко говоря, скептически.

В редакцию пришло письмо:

«Почему некоторые мужчины ненавидят гомосексуалистов? У них, как правило, нет никаких рациональных доводов».
Анна, 25 лет

Мы переадресовали этот вопрос психологу. Вот его ответ.

Прежде всего, стоит разобраться с терминологией. В данном случае мы поговорим о резко негативной реакции на проявления однополой любви . Если традиционно ориентированному мужчине при виде целующихся гомосексуалистов захочется отвернуться — в этом не будет ничего удивительного. Но отвернуться и пройти мимо — это одно, а вот лезть в драку, специально преследовать, тратить время на борьбу с гей-сообществами, заводить специальные разговоры среди знакомых о необходимости искоренения этого «зла» — совсем другое.

Принцип зеркала. Мир — наше отражение, и то, как мы реагируем на события, показывает и нам, и окружающим (при известной наблюдательности) наши болезненные места. Неприязнь к чему-то/кому-то может показывать нам скрытую зависть и желание обладать тем же (как правило, именно так «ненавидят» богатых) или невозможность принять в себе что-то. Родители негодуют на упрямство детей, потому что не видят собственного упрямства, кто-то возмущается чрезмерной эмоциональностью ближних и проповедует сдержанность лишь потому, что боится собственных чувств, а кто-то возмущается хамством только потому, что аналогичные слова часто застревают в горле.

Так устроен весь наш организм — поврежденный орган сигнализирует нам о заболевании при помощи боли, а психика сигнализирует о нерешенном вопросе, о внутреннем зажиме болью душевной — раздражением, возмущением, злостью, страхом и ненавистью.

Эти чувства нужны для того, чтобы указывать человеку на нерешенные проблемы. И если к своим душевным «болячкам» не относиться внимательно, негативные чувства будут усугубляться, раздражение и злость — накапливаться, организм и психика — расшатываться. И даже если вы возмущаетесь вещами заведомо нехорошими (тем же хамством), это не повод разрушать себя день за днем: такая тактика уж точно мир от хамства не избавит. Лучше посмотреть в корень проблемы.

Чего боятся гомофобы? Если следовать логике, изложенной выше, то гомосексуальные отношения — это именно то, что гомофобы хотели бы, но не позволяют себе иметь. В некотором смысле это бывает и правда так:

Ринат, 33 года. Обратился по поводу отношений с женщинами, в которых он запутался. Не мог найти в себе достаточно чувств ни к одной, ни к другой, не мог сделать выбор. Выдвинул сомнение в своей способности влюбляться. Разбираясь в его анамнезе, мы вышли на один эпизод — подростковую влюбленность в старшеклассника, водившего их в походы. Ринат признался, что в то время очень мечтал быть на него похожим и даже испытывал порой желание прикоснуться к его телу. Случалось, что Ринату снились сны с участием старшего товарища, это наложилось на бурное половое созревание, возникло чувство вины. Ринат давал себе слово «не думать о нем». Время прошло, образ старшего товарища остался только как эталон для подражания: Ринат стал заниматься тем же спортом, что и тот парень, выбрал схожий стиль одежды, прически. Время от времени ребята встречались мельком во дворе (жили неподалеку), но бурных чувств у Рината он уже не вызывал. Случилось и «посвящение в мужчины» на одной вечеринке, Ринат особого восторга не испытал, но вполне справился. Затем сходился с женщинами, потому что с ними ему было интересно, «ради здоровья», удобства, было с кем поговорить… Но чувств не было.

Чуть позже мы поговорим о происхождении этих переживаний, но пока важно одно: желание было. Оно было подавлено, потому что было стыдно, это осуждалось в семье. Чаще всего такие желания тут же вытесняются, а мальчик изо всех сил пытается стать таким как все. Но чувствует некоторый внутренний «изъян», поэтому у таких мальчиков присутствует пронесенное через всю юность чувство вины и страх за то, что его «раскроют». Хотя спустя время он даже и не помнит о том, в чем «виноват».

Чаще всего именно эта неосознанная вина заставляет будущего мужчину ощущать себя хуже других мужчин, а как следствие — сомневаться в своей мужественности . И потому гомофобия символически помогает утвердиться среди «настоящих мужчин». Однако неуверенность в своей мужественности не обязательно связана с влечением к человеку своего пола.

На более поздних сессиях всплыли сложности отношений Рината с отцом. Отец был довольно властным и жестоким, мальчик привык его бояться. Требования у отца были всегда завышены, критика строга, а к чувствам сына отец никогда не прислушивался, считал, что они не достойны мужчины. Ринат силился во многом подходить на отца, но понимал, что «недотягивает». Меж тем мать понимала его, и от того Ринат впоследствии чувствовал себя более комфортно среди женщин, а вот друзей-мужчин практически не было. С ними Ринат привык поддерживать служебные, приятельские отношения, но по-настоящему среди них не расслаблялся. Не упускал случая «проехаться» на счет геев. И сам не помнит, откуда взял такую привычку.

В каждом из нас есть оба начала, мужское и женское. И мужчина — это всего лишь оформленное доминирование мужских качеств и признаков над женскими, а не полное отсутствие женских. Но неуверенность в собственной половой идентичности, слабость мужской структуры психики, чувства страха и вины ведут к тому, что женская структура психики становится более активной в таком мужчине. И именно она реагирует на воображаемую ситуацию полового контакта с мужчиной , а доминирующая, хоть и слабая мужская часть личности в ответ испытывает панический страх перед женскими структурами психики. И реагирует резким подавлением и кричащим отрицанием.