Ликбез или что делать, если ребенок пишет безграмотно. Сообщение для родителей на тему "Советы логопеда

По статистике 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это – повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

Если ребенок делает ошибки , родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то, наоборот, возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз – . По статистическим данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30 %!

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок ?

Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О говорят следующие типы ошибок:

1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
2. Пропуск букв.
3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).

И, наконец, «неаккуратность» в тетради:

8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.
10. Переносит слова как попало.
11. Часто не делает пробелов между словами.
12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

1. Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

2. Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка – Упражнение «Шифровка».

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5. Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Чтобы ребёнок писал грамотно, можно ещё дать следующие советы родителям :

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100 % детей с проблемами по русскому языку 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
  • Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.

Для
Ирина Надрус

Петряшева Наталья Эдуардовна,

учитель-логопед

Для обозначения нарушений письма употребляют термины «дисграфия» (от лат. «графо» - пишу) и «дизорфография» (стойкие орфографические ошибки). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса. Основными симптомами являются наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

Дисграфия , или специфические ошибки на письме - это ошибки, не связанные с применением орфографических правил. Ошибки носят стойкий характер.

Группы ошибок:

  • Ошибки на уровне буквы и слога (пропуски, замены): «снки-санки» , «кичат-кричат» , «путествие-путешествие»
  • Ошибки на уровне слова (раздельное, слитное написание частей): «и дут» , «по дкроватью» , «светитлуна»
  • Ошибки на уровне предложения или словосочетания (отсутствие обозначения границ, ошибки в согласовании, управлении): «гуси вышли изадвора пощли на прут»
  • Зеркальное написание букв «З» - «Е» , «Я » - «R»
  • Замены букв по схожести способа написания: а-о , и-у
  • Замены букв по оптической схожести: п-т , х-ж , б-д , з-е , ш-щ
  • Другие ошибки

Существуют разные причины нарушений письма, они обуславливают различные типы ошибок.

  • Недостатки в развитии пространственных представлений вызывают: зеркальное написание букв, замены букв по оптическому сходству, сращивание и расщепление слов при письме, слитное написание слов с предлогами
  • Недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев вызывают: нарушения каллиграфии, соскальзывание со строки, не пропорциональность величины букв
  • Дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены может проявляться в: смешении на письме звуков, нарушенных в произношении: з=ж: жажим, кожочка (козочка); р=л: талелка…. и др.
  • Несформированность фонематического восприятия вызывают ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия: замены звонких- глухих, свистящих-шипящих согласных, особенно аффрикат ш-ц, ч-ц
  • Несформированность фонематического анализа и синтеза, звуко-буквенного анализа и синтеза вызывают: пропуски гласных и согласных, добавление букв, пропуски слогов
  • Нарушения языкового анализа: нарушения границ предложений, слитное написание слов, раздельное написание частей слов, слитное написание нескольких предложений

Для успешного овладения письмом ребенок должен:

  • различать «на слух» все звуки речи;
  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • хорошо владеть простыми и более сложными формами фонематического анализа слов;
  • ориентироваться в пространстве, схеме своего тела, на листе бумаги;
  • уметь выделять, различать и запоминать части натуральных и нарисованных предметов;
  • иметь хорошо развитую мелкую моторику пальцев рук.

Методы преодоления нарушений письма:

  • коррекция нарушений звукопроизношения;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие навыков фонематического, звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие пространственных ориентировок и представлений;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • развитие графо-моторных навыков.

Для развития мелкой моторики необходимо выполнять пальчиковую гимнастику (разнообразные пальчиковые игры можно найти в интернете).

Развитие графомоторных навыков – это работа с различными штриховками, трафаретам, выполнение разнообразных графических заданий.

Зрительное восприятие и пространственные ориентировки развивают такие задания и упражнения, как: «Дорисуй картинку», «Найди слова» (среди буквенных рядов), «Графические диктанты» - рисование по клеточкам под диктовку, развитие ориентировки на листе бумаги: верх-низ, правый-левый, правый-верхний, левый-нижний углы.

Игры для развития зрительно-пространственных представлений

«Найди спрятанное»: Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.

Часто дети смешивают на письме похожие по изображению буквы. Предлагаю вам примерный алгоритм работы по различению смешиваемых букв (на примере букв «б»и «д»):

  • На что похожа каждая буква? (белочка-дятел)
  • Различение в словах звуков б - д (слушать слова, назвать звук, показать букву)
  • Буквенные диктанты – слушать слова, записывать только буквы: б или д
  • Слоговые диктанты – запись слогов под диктовку
  • «Исправь ошибки»: бятел, делка, додрый, бобро…
  • Записывать слова в 2 столбика: в один – с буквой б, во второй – с буквой д
  • Другие упражнения на различение букв б – д (можно найти в интернете)

Чтобы ребёнок не пропускал на письме буквы и слоги, а также - мог определять, где нужно применить орфограмму, необходимо научить его отчётливо слышать все звуки в слове, определять их порядок следования и взаиморасположения в словах. Так же необходимо отличать названия букв от произношения звуков. Для этого используются игры на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

  • Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук, например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
  • Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине…), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук): Шапка, шланг, шкаф…
  • Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, в котором есть заданный звук, например, звук С: собака, насос, лес…
  • «Назови первый звук в словах»: произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.
  • «Назови последний звук в словах»: родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву. (буква «эс», а звуки – {c}, {сь}, буква «эр», звуки {р}, {рь})
  • «Сосчитай сколько звуков в словах»: пример: слон (4= с,л,о,н), пить (3= пь,и,ть), яблоко (7 = й,а,б,л,а,к,а)…
  • «Где спрятался звук?»: ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)»
  • «Угадай слово»: родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например:[с]-[л]-[о]-[ н]

Игры для развития слогового анализа и синтеза

  • «Доскажи слог, чтобы получилось слово». Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
  • «Сосчитай сколько слогов в словах». Например: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами)
  • «Составь слова из перепутанных слогов». Например: ши-на-ма(машина), ру-кен-гу(кенгуру) и др.
  • «Какой слог «убежал»?» Например: даётся слово «молоко», затем предлагается усечённая форма: «моко» (слог «ло» убежал), «локо» («мо» убежал) и т.д.

Игры на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза

  • «Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова». Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова
  • «Рассыпушки» Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

Работа на уровне предложения

  • «Сосчитай, сколько слов в предложениях»: «Мама моет посуду», «Петя пьет вкусный сок», «Папа едет на работу»
  • «Назови первое и последнее слово в предложении». Петя, сок; мама, посуду; папа, работу
  • «Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова» и т.д.
  • «Придумай предложение с маленьким словом «на»» Например: «Ваза стоит на столе.» (так можно придумывать с любым предлогом)
  • «Придумай предложение с первым словом, постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу». Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот играет…», «Веселый кот играет с мотком ниток»

Работа с орфографическими ошибками

Необходимо развитие фонематического, звуко-буквенного анализа и синтеза.

Научить правильно называть все звуки русского языка: твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Отличать их от букв.

Применение:

  • После мягких согласных пишем буквы я, ё, ю, и, е, ь
  • Глухие согласные в конце слов или перед другим глухим согласным нужно проверять!

Научить определять ударение в слове, находить безударные гласные, определять, после какого согласного они стоят.

Применение: 5 безударных гласных нужно проверять: а,о, и, е, я

Для лучшего усвоении орфограмм применяйте стихотворные правила!

Мы знаем 5 опасных безударных гласных.

Повторяем их, друзья,

а, о, и, е, я!

Их в слове без сомнения ставь под ударение!

Есть в словах опасные парные согласные.

Тихо, глухо говорят: п, ф, т, к, ш, с

Перед глухим согласным стоят: п, ф, т, к, ш, с

Или в конце слов стоят: п, ф, т, к, ш, с

Мы в словах их проверяем!

Следом гласный подставляем.

Родителям важно знать, что ребенок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами, тогда он будет успешен по всем направлениям школьной программы.

При необходимости обратитесь за консультацией к учителю-логопеду!

"Советы логопеда. Если ребенок читает и пишет с ошибками"

Так что это такое - нарушение письма и чтения? Почему оно происходит? Как проявляется?

Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка, в его невнимательности: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же?

Становление чтения и письма - процесс очень сложный. В нем участвует несколько анализаторов, и только при их согласованной работе будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

Дисграфия - это специфическое расстройство письма, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера. От греческого «дис» - плохо, «графо» - письмо.

Дислексия – это нарушение чтения, выражающееся в стойких специфических ошибках при чтении («дис» - плохо, «лексис» - речь)

Специфические ошибки – не связанные с применением орфографических правил.

Какие же причины приводят к нарушению чтения и письма?

1. Первая и наиболее часто встречающаяся - так называемые минимальные мозговые дисфункции (ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Скажем, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головкой - травма вроде бы пустяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания.

2. Играет роль и наследственный фактор. Дислексия и дисграфия бывают связаны с врожденными особенностями строения мозга. На чтении «специализируется» задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислек c иков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.

3. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из причин дисграфии и дислексии. Особого внимания также требуют те дети, у которых нет речевых нарушений, но нечеткая артикуляция (по-другому на них говорят "мямли" или "еле языком ворочает").

4. Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время для нашего региона эта проблема становится все более актуальной. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.

5. Причиной нарушения чтения и письма может быть и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.

Нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если он – переученный правша.

3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению чтения и письма, все специфичны и носят стойкий характер. Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.

Теперь о том, как отличить письменные работы учащихся, нуждающихся в помощи специалистов.

Какие же ошибки должны нас насторожить?

Существует несколько видов нарушения чтения и письма, каждому виду соответствуют свои ошибки.

1. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

4. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый). Вставка букв: декабарь - декабрь. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии, неумение определить границы предложений, ребенок не пишет заглавную букву в начале предложении.

При дислексии специфические ошибки это - медленное чтение, запинки, повтор слов, послоговое чтение или чтение словами, не переходящее в плавное беглое чтение. При чтении путаются буквы, не держится строка, перескакивание с одной строки на другую. Обычно чтение дается ребенку с трудом, он испытывает негативные чувства, не любит и не хочет читать.

Родители и учителя считают, что если такому ребенку больше читать, то всё пройдет и навык сформируется. Но на самом деле, чем он больше читает, тем больше закрепляется неправильный навык и возможны два варианта. Ребенок научиться читать быстро, но чтобы держать скорость, будет читать по догадке, сам сочиняя, что там написано. Или будет читать правильно, но очень медленно, забывая к концу, что прочитал. И эти проблемы с чтением начинают проявляться на математике, так как ребенку приходиться читать условие задачи, которое он не может понять из-за плохого чтения.

Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 10 процентов школьников страдают дислексией. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но если нет коррекции, остается на всю жизнь.

Некоторые специалисты считают дислексию уникальным даром. Дислексики могут проявить недюжинные способности в области физики, математики, живописи, музыки. Из дислексика может получиться отличный изобретатель или даже писатель. Дислексики обладают развитой фантазией, интуицией и проницательностью. Около 40% успешных бизнесменов относятся к числу дислексиков. А все потому, что эти люди очень нестандартно подходят к решению проблем. Они видят те пути, которых не дано увидеть другим. Конечно, никто не даст гарантии, что из ребенка-дислексика вырастет гений, но в том, что у него есть столько же шансов, что и у его сверстников добиться успеха, сомневаться не приходиться.

Люди, близко знавшие Уолта Диснея , уверяли, что ему гораздо легче было нарисовать Микки-Мауса, чем написать "Mickey-Mouse". И всё из-за буквы "s" - его главной проблемой со школьных времён. Уолт никак не мог запомнить в какую сторону следует направлять у неё крючки, и вместо "s" у него неизменно выходило нечто вроде "z". Никакие мнемонические приёмы и прочие ухищрения не помогали. Борьба с коварной буквой была упорной, изнурительной и окончательной победой не увенчалась. Педагоги считали Уолта мальчиком ленивым и туповатым. Иного мнения придерживался преподаватель рисования, но Уолт не хотел становиться художником. Он мечтал о карьере газетчика. Над заметками, которые другие репортёры мастерили за 15 минут, он мучился целыми сутками. Потом над ними приходилось мучиться редактору: грамотность явно не значилась в числе сильных сторон начинающего журналиста. "Чему же тебя учили в школе?!" - риторически вопрошал редактор, потрясая исчёрканными красной ручкой листочками. Уолт благоразумно отмалчивался. Из газеты его уволили через пару месяцев - за профнепригодность. Спустя несколько лет он стал миллионером и главным мировым мультмагнатом. Подпись, по воспоминаниям очевидцев, представляла для Диснея особую проблему. Свою подпись Уолт Дисней вырабатывал годами. Боясь совершить ошибку, он рисовал её медленно, аккуратно, буквы выводил на протяжении нескольких минут, как настоящую картину. Сегодня фирменный росчерк Диснея - самый дорогой автограф в мире, официально зарегистрированный в качестве логотипа компании "Disney Pictures" .

Киану Ривз. Будущий знаменитый актер читал с большим трудом, плохо учился, и поэтому постоянно прогуливал занятия. Он даже не смог закончить школу, провалив почти все экзамены. Но когда Киану узнал, что дислексиками были Эйнштейн и Черчилль, он понял, что для него не все потеряно. Сегодня вряд ли найдется человек, который не знал бы великолепного исполнителя роли Нео в фильме «Матрица». И его собственная история в свою очередь служит примером для детей и подростков, стремящихся добиться успеха в жизни.

Том Круз , актер. Круз, как его мать и три его сестры, писал некоторые буквы в зеркальном отражении. В школе он не мог научиться быстро различать буквы, что делало мучительным процесс чтения и особенно письма. Проблемы появились у Круза после того, как его, левшу от рождения, пытались научить писать правой рукой. Крузу пришлось поменять более десяти школ, но это не решало его проблем. Однако школьные трудности не помешали Тому Крузу стать успешным актером.

Карл XVI Густав (р.1946), король Швеции с 1973г. Карл XVI Густав является замечательным оратором и редко произносит свои речи по бумажке. Делает он это не потому, что хочет понравиться настроенной на экспромт (выступление без подготовки) публике, а потому, что он дислексик и не может читать.

Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875), датский писатель. Андерсен сочинял свои дивные философские истории и рассказы по ночам и носил их в издательства. Но редакторы, потрясённые полной безграмотностью автора, возвращали их ему, иногда не дочитав до конца. Один редактор даже написал на рукописи: «Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем».

Дислексией в юности страдали голливудские актеры Вин Дизель, Стив МакКуин, Том Круз, Лив Тайлер, Киану Ривз, Вупи Голдберг, певица Шер, английские актрисы Кира Найтли и Джейми Мюррей, Джозеф Гилган, Орландо Блум, Стив Джобс, выдающийся британский актёр и режиссёр Энтони Хопкинс; до сих пор имеет яркие симптомы (неумение завязать шнурки) дислексии Дэниел Рэдклифф. Британский миллиардер Ричард Брэнсон в детстве страдал дислексией, из-за чего имел проблемы в школе. Дислексией также страдает юная актриса Белла Торн.Это еще раз доказывает, что с дислексией вполне можно жить, если принять своевременные меры.

Упражнения для дисграфиков и дислексиков.

1. Решение ребусов, кроссвордов.

2. Упражнение "Корректурная правка".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.

Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек.

Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

3. Упражнение «Пишем вслух»

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением опасных мест. То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ»).

«НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (На стале стаял куфшин с малаком).

Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т. е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку.

4. Упражнение «Вглядись и разберись» (Пунктуация для дисграфиков и не только)

Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух.

5. Упражнение «Пропущенные буквы»

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом- подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например:

Мар_. Ещё т_ещ_т мор_зы,

Н_ ве_на не з_ гор_м_.

Я п_ши_тую м_моз_

Подар_л се_о_ня м_ме.

6. Упражнение «Лабиринты»

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Перенеси фигурки на новые места. Нарисуй их в пустых кружочках.

Какой дорогой ёжики дойдут до сада?

Догадайся, кто что любит.

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

Несколько советов родителям:

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

4. Следите за соблюдением правил письма и чтения. В раннем возрасте еще возможно повлиять на формирование навыка письма с помощью подходящего пишущего инструмента. В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус ручки, карандаша должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler . Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen .

К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.

Что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребенку?

Первое условие – леворукий ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости.

Второе условие – не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что нет нечего непоправимого, что все трудности преходящи, и с вашей помощью он с ними справится. Однако постарайтесь понять их истинные причины, ведь они могут быть разнообразны. Если не дается письмо, если буквы корявы, разновелики, если неуверен штрих и дрожит рука – нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координации. Эти занятия должны быть ежедневными, но продолжительность – 15-20 минут. Хороши при этом лепка и рисование, вышивание, вязание, плетение макраме и прочее действия, развивающие координацию движений пальцев, кисти.

Третье условие – рациональный режим дня, ведь леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.

Четвертое условие – приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если ребенок сам садиться за уроки и просит вас о помощи, если он в ней нуждается. В отличие от уроков (домашних заданий), на тренирующих занятиях следует работать вместе с ребенком. Готовить уроки в один присест не стоит, гораздо эффективнее такой режим (примерно): через каждые 15-20 минут работы 10-15-минутный отдых, который ребенок может использовать по своему усмотрению.

Ребенок должен иметь право на ошибку, но при этом быть уверенным, что ошибки не караются, а исправляются. Есть очень важное правило воспитания – хвалить и порицать следует не ребенка, а его поступок. Этим правилом не стоит пренебрегать.

Типичные нарушения поведения леворукого ребенка – чрезмерное двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, раздражительность. Поэтому, необходимо создать условия для расслабления ребенка, снятия напряжения.

Напоследок еще раз хочу призвать родителей к сотрудничеству. Только в тесном контакте мы сможем преодолеть все школьные трудности, имеющиеся у наших детей.

В школьных тетрадках по русскому языку можно встретить самые разные орфографические ошибки. Некоторые родители за это своих детей ругают, другие – нанимают репетиторов, есть и те, кто просто не обращает на это внимание. Тем не менее, очень важно разобраться, почему ребенок пишет с ошибками и что делать в этом случае.

Причин тому, что школьник пишет неграмотно, может быть несколько. Самая серьезная из них – это дисграфия, психическое расстройство, вследствие которого человек не способен овладеть письмом. Правда, стоит заметить, что эта проблема не является изолированной, и психологи могут ее распознать. Симптомы дисграфии следующие: во время письма ребенок допускает специфические и повторяющиеся ошибки, которые не связаны с незнанием грамматических правил.

Дисграфию нужно предупреждать в самом раннем возрасте. Если ребенок посещал логопедический детский сад, у него есть проблемы с вниманием и памятью, если ребенок является левшой или у него были травмы головы, это может привести к проблемам в письме.

В том случае, если у ребенка все в порядке с психикой, он хорошо учится по другим предметам, у него нормально развиты мышление и устная речь, причину все же следует искать в чем-то другом.

Поскольку так называемое языковое чутье не возникает само по себе, а формируется при помощи того, что ребенок много читает, грамотность вполне можно развить. Это возможно путем расширения словарного запаса, а также написания различных сочинений, что разовьет логическое мышление и повысит уровень грамотности.

Очень простой совет тем, кто пишет с ошибками – не ленитесь учить правила, чтобы затем применять их на практике. Для отработки правил подойдут словарные диктанты, которые родители сами могут проводить с ребенком, используя учебник. При этом школьник должен объяснить, почему он написал слово именно так, а не иначе.

Если ребенок знает правила и имеет большой словарный запас, но все равно допускает ошибки при письме, дело здесь, скорее всего, в рассеянности и невнимательности. Выход в этом случае один – при выполнении домашнего задания школьник должен проговаривать вслух все, что он пишет. Благодаря этому приему, темп письма замедлится, а школьник сможет сконцентрировать свое внимание на выполнении задания. Через несколько месяцев такого ежедневного диктанта результатом станет грамотное письмо, и родители уже не будут беспокоиться, почему их ребенок пишет с ошибками и что с этим делать.


Если ребенок пишет с ошибками

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а" , а "о" .

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению . Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.