Мастер-класс: аппликация из соломки. Аппликация из соломки

Аппликации из соломки

В работе по аппликации из соломки придерживаются тех же правил, что и в аппликации из бумаги.

Выполняют аппликацию в определенной последовательности, начиная с выбора сюжета.

Для фона потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать подходящий лист шпона.

Аппликации с простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется карандашом и соответствует ее размерам. Особое внимание следует уделять общей композиции эскиза и самой аппликации. Хорошо продуманная композиция – залог успеха аппликации. В эскизе наносятся линии, по которым будут наклеиваться соломины.

С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия).

При создании эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Старайтесь придерживаться некоторых правил: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.

Чаще всего создают аппликации из соломенных лент или «золотых пластинок», которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.

Горячий способ. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент – выпуклая, рельефная. Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60–80 о С и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.

Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Затем соломинки наклеивают на бумагу, чтобы не получилось щелей или просветов, плотно прижимают ее пока не высохнет. Для приклеивания лучше всего использовать клей ПВА, но не следует мазать его слишком много, чтобы клей не выступал и не оставались пятна. Таким образом получится «золотая пластинка», из которой можно вырезать различные детали для композиции. Лучше всего если будет несколько таких пластинок разных цветов.

Можно делать аппликации и из соломенной ленты. До того, как наклеить такие ленты, их раскладывают по цвету: светло-желтые в одно место, светло-коричневые в другое, темно-коричневые в третье и т. д. Затем разрезают на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображения. Например, чтобы сделать листок, его разрезают по прожилке пополам. Одну половину промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов.

Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения.

Заготовленные таким образом изображения раскладывают на фоне и смотрят, проверяют, все ли так как надо или как хотелось. Если все получилось безупречно, промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.

Перед тем, как приступить к выполнению аппликации, необходимо заранее определить направление соломки в разных деталях: вертикальное, горизонтальное или наискосок и соответственно выкраивать детали. Постарайтесь разумно использовать «золотую пластинку», чтобы зря не выбрасывать остатки. К обрезкам тоже стоит присмотреться – из них может получиться что-то интересное. В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей или орнаментов выжиганием.

Если сделать окантовку таких аппликаций и пометить их под стекло, сохранятся они намного дольше.

Аппликация из соломки бывает трех видов: предметная (изображение предмета – лодки, дерева, бабочки и др.), сюжетная (изображение какого-либо сюжета) и декоративная (для украшения чего-либо).

Из книги Плетение из соломки и других материалов автора Гриб Алеся Анатольевна

Плетение из соломки Плетение – одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски

Из книги Большая книга аппликаций из природных материалов автора Дубровская Наталия Вадимовна

Инкрустация из соломки Соломка применяется для украшения изделий. Аппликация из мелких повторяющихся деталей соломки, использующихся в качестве декоративного материала, называется инкрустацией.Заранее подготовленную соломку надо разрезать острым скальпелем на

Из книги Декоративные цветы из бумаги, ткани, кожи, меха, бисера автора Каминская Елена Анатольевна

Плетение из соломки Техника плетения из соломки напоминает плетение из других материалов. Путем соединения и переплетения соломин создают соломенные ленты или уже готовые формы. Из полуфабрикатов – жгутов и плетенок – далее создают более сложные изделия. Существует

Из книги Поделки из природных материалов автора Дмитриева Наталья

Поделки из соломки Зная основные виды и способы плетения из соломки, можно изготовить различные изделия: салфетки, подставки под горячее, корзинки, подносы, короба и многое другое. Процесс создания таких изделий состоит из двух частей: плетение заготовки и изготовление

Из книги автора

Какие бывают аппликации Аппликация (лат. applicatio – прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани,

Из книги автора

Аппликации из семян и листьев Композиция в круге Композиция в круге – это оригинальная поделка из одноразовой бумажной тарелки. Такая работа может служить как декоративной подставкой, так и настенным украшением.Необходимые материалы:Белая одноразовая бумажная

Из книги автора

Аппликации из камней и ракушек Ракушки нравятся не только детям, но и взрослым. Вспомните, с каким восторгом вы собирали их на берегу моря. Находкой, приносящей счастье, считалась большая раковина, поднятая с морского дна. И уже на берегу ее скорее прикладывали к уху, чтобы

Из книги автора

Аппликации из бересты Из стародавних времен идет слава о красоте березы. Сколько сложено поэтических строк и написано картин, прославляющих красоту этого дерева!А кроме того береза – незаменимый материал для многих мастеров. И самое ценное в ней, конечно, береста –

Из книги автора

Аппликации на цветном сизофлоре Кувшинка Какая красивая белая кувшинка! Таинственным и сказочным кажется этот цветок. Может быть, каждый белый цветок, как заколдованная царевна-лягушка, – это нежная озерная царица или русалка?Необходимые материалы:Белый лист бумаги,

Из книги автора

Фантазийные аппликации в технике «Монотипия» В живописи есть удивительная техника– монотипия. Картины, выполненные в этой технике, всегда непредсказуемы и неповторимы. И что особенно интересно, каждая новая монотипия порой напоминает картины природы – причудливые

Из книги автора

Аппликации на основе сизаля Подсолнух Какой нарядный подсолнух! Настоящее маленькое солнышко – оранжевая серединка с желтыми листочками-лучиками. Подсолнух не только радует своей красотой, но и угощает всех своими чудесными семечками.Необходимые материалы:Сизаль

Из книги автора

Аппликации из цветов Аппликации из цветов – очень увлекательное занятие, которым можно заинтересовать детей любого возраста. Аппликация– это составление композиции из кусочков цветной бумаги. В аппликацию также можно смело добавлять любые другие материалы –

Из книги автора

Аппликации и поделки из растительных материалов Аппликация(от лат. applicatio– «прикладывание») – создание художественных изображений путем наклеивания, нашивания на ткань или бумагу какого-либо материала.Из растений можно выполнять предметные, сюжетные и

Из книги автора

Поделки и аппликации из ракушек Ракушки – очень интересный материал. Он не только красивый, но и позволяет заглянуть в прошлое нашей планеты, представить, как она выглядела много миллионов лет назад, когда ее покрывали бескрайние леса и океаны, населенные огромными

Поделки из природного материала ласкают глаз естественной красотой и простой формой. Всякий сучок, камень или нарост на дереве может превратиться в колоритный сувенир. Надо всего лишь внимательно присмотреться к окружающему миру и попытаться подать потаённый образ, заключённый в заурядном предмете. Умелый мастер может вдохнуть жизнь даже в самую заскорузлую корягу, лишь только проявить чуть-чуть выдумки и смекалки. Умение наблюдать, слушать природу, изведать радость творчества – вот бесценные качества, что приносят занятия с природным материалом.

У опытного мастера всё пойдёт в дело, будь то листик с дерева, сухая трава или солома! Вещи из плетёной соломки очень воздушны, прочны и приятны на ощупь. С давних времён её применяли для изготовления мебели, шляп, бытовой утвари, забавных безделушек и украшений. Превосходно смотрится соломка в виде композиций на коробках, ларцах и панно, выполненными своими руками.

Солома – пластичный материал , мастерить из него одно наслаждение.

Создание панно своими руками из соломки преследует несколько целей:

  • Использование соломенных изделий в эстетическом воспитания детей.
  • Изучить возможности соломенных стеблей и применить плетение из соломы в изготовлении сувениров.
  • Ознакомиться с приёмами создания панно из соломки.
  • Вырабатывать детские творческие способности через выполнение изделий из соломы.
  • Привить добросовестность, внимательное и рачительное отношение к окружающей среде, прилежание при плетении из соломки начинающим художникам.

Галерея: поделки из соломы (25 фото)














Инструменты и материалы

  • Режущий инструмент (ножницы).
  • Кисти.
  • Водорастворимая краска (гуашь).
  • Канцелярский клей.
  • Мебельный лак (ПФ – 283).
  • Ватные тампоны или диски.
  • Самоклеющаяся плёнка.
  • Плотная бумага или картон.
  • Бумажные листы в клеточку.
  • Пшеничная солома.

Охрана труда .

Обратить внимание детей на осторожное обращение с острыми предметами, на пользование горячим утюгом и на покрытие изделий мебельным лаком.

Заготовка соломы

Соломой называются сухие побеги хлебных злаковых культур (к ним относятся: рожь, пшеница, овёс, ячмень), оставшиеся после обмолота. Соломенные стебли наиболее распространённый и известный природный материал для аппликационных работ.

Из пересохшей соломы изготовить поделку очень сложно. Соломенные стебельки быстро ломаются от небольшого усилия. Но если их распарить, тогда травинки становятся эластичными и податливыми для глубокой переработки. Теперь можно начинать плетение, изгибать и формировать побеги в будущее изделие. После сушки великолепно сохраняет заданную фигуру . Блестящая поверхность, мягкий приятный цвет и лёгкость обработки делают солому ценным природным материалом для создания изящных вещичек.

Для занятий годится только крепкий и ровный стебель. Заготовку сырья предлагается вести вручную по окраинам полей. Сухой соломенный росток полностью очищается от листьев и корней . В работу пойдёт середина и низ растения. Собранный материал следует разрезать на несколько кусков в узловой части соломины. В таком виде очень удобно складировать и хранить соломенный материал для плетения.

Подготовка к плетению из соломки своими руками

  1. Чтобы избежать поломки стеблей, необходимо их распарить. Подобрать крепкие без изъянов побеги и положить в посуду с большим дном. Соломины должны лечь целиком. Залить горячей водой . Прикрыть таз и оставить размокать на 2-3 часа. Теперь мягкую соломку можно легко сплетать и сгибать в произвольном направлении.
  2. Не нужно готовить больше материала, чем требуется для плетения . Если всё-таки остался излишек сырья, его лучше высушить, завернув в полиэтиленовую плёнку или плотную материю.
  3. Для создания аппликации необходимо стебли соломы пустить на полоски. Соломина бережно рассекается вдоль стебля остриём ножа или ножницами.
  4. загладить каждую заготовку и положить в коробку.

Наклейка соломенных полос .

Далее следует важный этап предварительной работы - наклейка полосок из соломы. Отутюженные ленточки приклеить на листы бумаги вплотную друг к другу без зазоров, раскладывая их по цвету. Бумагу с соломкой отгладить нагретым утюгом и уложить под гнёт или под стопку книг.

Техника аппликации из соломки

Вся операция аппликации цветов из соломки выполняется в несколько этапов:

1. Подбор эскизных рисунков.

2. Изготовить по наброску трафареты из плотной бумаги или картона. Шаблоны для цветов из соломы пронумеровать цифрами, чтобы упорядочить ход работ.

3. Подготовить листы с наклеенной соломкой, положить изнанкой вверх. Установить пронумерованный трафарет на листок с соломой и описать его по контуру, учитывая направление полосок. Шаг за шагом исполнить обрисовку всех трафаретов, постоянно сверяясь с образцом.

4. Осуществить вырезку заготовок. Операция выполняется с изнанки по контурной линии . Стричь бумагу и солому следует сразу вместе, края у заготовок получатся красивыми и ровными.

5. Наклеить все детали рисунка на фоновую заставку, учитывая его композицию.

6. Раскрасить цветы и листья панно пёстрой гуашью .

7. Готовое произведение обработать мебельным лаком. Поставить на просушку.

Подготовка основания для картины

Важным этапом работ по изготовлению настенного панно из соломки является сборка основания для картины. Лучше всего подойдёт фоновая заставка тёмного цвета из самоклеющейся плёнки.

1. Картонку, вырезанную по размерам эскиза, обернуть самоклеющейся плёнкой .

2. С изнанки по контуру картины наклеить небольшую окантовочную полоску.

3. С тыльной стороны вверху панно приклеить маленькую верёвочную петельку, чтобы повесить узор на стену.

Составление композиции «Нарциссы», мастер-класс

1. На задний план наклеить цветок и стебелёк , постоянно сверяясь с эскизным рисунком. Следует оставить между детальками маленькие щели в 1-2 мм.

2. Постепенно шаг за шагом приклеить оставшиеся цветы, стебли и листья.

3. Собрать всю верхнюю часть композиции (три цветка).

4. Покрасить стебельки и листочки гуашью зелёного цвета. Операция окраски выглядит следующим образом:

  • ватный диск или тампон чуть-чуть смочить водой и опустить в гуашь. На отдельном листе бумаги выполнить пробную покраску. Следить за тем, чтобы след был ярким, насыщенным, без полос, затем раскрасить стебельки цветов и листья.
  • чистым тампоном, смоченным в воде, немного подправить тон деталей картины.

5. Приклеить оставшиеся цветы со стебельками и листьями (нижняя часть панно из двух цветочков).

6. Покрасить стебельки и листочки нижних цветков в зелёный цвет.

7. Раскрасить коронки цветков красной гуашью. Процедура покраски аналогична той, что выполнялась при окрашивании стеблей и листьев.

8. Вклеить на вершину коронки каждого цветка детальки пестика.

9. Когда клей просохнет, всё изделие покрыть слоем мебельного лака .

Нарядный гостинец готов. Один из лучших подарков тот, что изготовлен своими руками. Изделия из соломы длительное время держатся, прекрасно смотрятся и приносят свой неповторимый уют в жилище.

Технология изготовления аппликации из соломки

Аппликация из соломки – способ декорирования изделий, при котором элементы рисунка, вырезанные из соломки, закрепляются на поверхности изделия клеевым методом.

Выбор эскиза. Данная техника позволяет использовать самые разнообразные виды орнаментов и приемы декорирования.

Основные виды композиций , которые выполняют в технике аппликации это:

· геометрические,

· растительные

· зооморфные

· сюжетно-изобразительные

По своему идейному замыслу и художественному решению последние часто выходят за пределы орнаментального искусства, превращаясь в своеобразную «живопись» средствами соломенных стеблей. Элементы изображения могут быть более или менее натуралистичными по своему художественному решению, но не следует копировать природные формы. Излишняя детализация и натурализм могут погубить декоративные свойства материала. Один из главных принципов разработки композиции для аппликации соломкой – максимальная стилизация изображения. Используя технику аппликации, можно добиться реалистичности в изображении, но следует стремиться не к передаче информации, а к созданию образных ассоциаций.

Аппликация используется для декорирования панно, изделий бытового назначения, открыток, закладок и др. Чаще всего используются цветочно-травные мотивы в сочетании с изображениями птиц, зверей, насекомых. Эффектно выглядят изображения архитектурных ансамблей, пейзажей, натюрмортов,

При построении композиции используются приемы:

центричного расположения элементов,

симметричного расположения элементов,

свободного распределения элементов по полю.

В крупны композициях часто используется прием коврового заполнения , когда заполняется центр композиции, а по краю обрамляется орнаментальной полосой.

· предметные

· сюжетные

· декоративные.

Успех аппликации зависит от того, в каком направлении наклеивается каждая деталь, поскольку направленные волокна соломки под разным углом по-разному отражают свет и создают восприятие разноотеночности деталей. Поэтому на эскизе на каждой детали параллельными штрихами размечают направление волокон соломы.

По характеру элементов различают аппликации:

полуобъемные.

Материалы для наклеивания.

Соломенные пластины . Чаще всего отдельные детали аппликации заготавливают (вырезают) из соломенных лент или соломенных настилов , полученных путем наклеивания соломенных лент встык на вспомогательный материал (чаще всего папиросная бумага или калька)

Соломенные трубочки, конец которых срезан под прямым или косым углам, а сами трубочки наклеены вдоль или поперек (торцом)

Объемные детали из соломки, полученные путем принудительного изгибания детали вдоль волокон или путем складывания, сгибания, склеивания по вытачке. В аппликации также могут быть использованы сложенные петли, бусины, кисточки и т.д.

Соломенная крошка, полученная путем мелкой стрижки узких соломенных полосок ножницами.

В качестве фона для аппликации используют дерево, картон, фанеру, холст, натянутый на раму или картон, текстильные материалы.

Фон должен быть плотным, обычно темного тона

Для достижения идеальной фоновой поверхности материал может быть подвергнут тонированию, шпаклеванию и шлифованию, лакированию.

Для наклеивания соломенных деталей используют клеи: ПВА, «Марс», «БФ», «Казеиновый», «Резиновый».

Технология аппликации:

1. Заготовка элементов.

а) на папиросную бумагу переносят эскиз, каждую деталь заклеивают отрезками соломенных лент, соблюдая расположение волокон. Сушат под прессом, вырезают детали, ориентируясь на разметку с изнаночной стороны.

б) соломенные ленты наклеивают на бумагу, плотно подгоняя друг к другу. Из полученного настила вырезают детали

в) вырезают из соломины части элементов, которые будут непосредственно наклеены на фон.

2. Тонирование деталей прокаливанием (при необходимости)

3. Если аппликация объемная, составные элементы наклеивают на бумагу, чтобы получить цельные формы.

4. Объемным деталям придают выпуклую или вогнутую форму путем изгибания их на округлых предметах, протягиванием вдоль волокон соломки.

5. Наклеивание на фон

А) плоские – по всей плоскости, клей наносят на деталь, не доходя до краев. Прижимают. Сушат под прессом.

Б) объемные детали приклеивают за 2-3 точки, самые близкие к фону.

7. Сушка под прессом (для плоских – тяжелый, равномерно прижимающий работу, для полуобъемной – элементы обкладывают ветошью на высоту выступающего объема, затем прижимают нетяжелым грузом.)

8. Лакирование (при необходимости)

    1. Инкрустация соломкой.

Инкрустация – своеобразный способ декорирования поверхности, при котором элементы декора частично заглубляются в декорируемую поверхность и создают с ней единую плоскость.

Это бесклеевой способ выполнения композиции. Если подходить строго к пониманию термина «инкрустация», то в применении к работе с соломкой это не совсем точно, т.к. инкрустация предполагает подготовку гнезда под заглубляемый элемент, но из-за малой толщины соломенной детали и своеобразного способа его фиксации на поверхности принято называть нанесение соломенного узора на дерево инкрустацией, а на бумагу, текстиль – аппликацией.

По технологии различают два способа инкрустации:

Инкрустация по грунту

Инкрустация по лаку.

Инкрустация по грунту. Для приготовления грунта в клеянке на водяной бане приготавливают состав: клей столярный – 400 г., вода – 500 г., анилиновй краситель – 8 г., глицерин – 40 г., мыльная стружка – 8 г.

Клей заливают холодной водой на 6-12 часов. Потом варят до размягчения. Добавляют краситель, глицерин, стружку, перемешивая 20-30 мин, доводят до кипения, но не кипятят.

Раствор должен быть вязким, но свободно стекать с кисти, образуя на поверхности дерева каплю. Готовый раствор фильтруют через мелкое сито или марлю. Наносят кистью или распылителем не более 2х раз. Каждый слой сушат 4-5 часов, первый шлифуют вдоль волокон мелкой шлифовальной шкуркой. Загрунтованная поверхность должна быть хорошо отшлифованной, гладкой и блестящей, сухой.

Закрепляя элементы, грунт под соломку увлажняют указательным пальцем, смоченным влажной губкой, тем самым размягчая его и давая возможность заглубить в размяченный грунт деталь из соломки. Скальпелем отрезают от соломенной ленты требуемой ширины детали необходимой конфигурации, притирают ее в подготовленном месте тупым концом ножа.



При инкрустации по лаку предварительно лак наносят кистью, тампоном или распылителем не менее двух раз вдоль и поперек волокон (НЦ 218, 221, 222, 228) Каждый слой хорошо просушивают. Под лак можно нанести морилку или смесь клея ПВА с гуашью, нитроэмаль. Соломенные детали наклеивают смесью нитролака и растворителя в соотношении 1:3. Кисточкой наносят каплю состава в предполагаемом месте размещения элемента, тем самым размягчая лаковый слой и делая его вязким, способным удерживать соломенную пластинку. Кисть и скальпель при этом держат в одной руке, меняя их положение по мере надобности. Соломенную пластинку требуемой конфигурации притирают рукояткой скальпеля в том месте, где размягчен лак.

Основные приемы работы

Разметка. Размечают основные линии рисунка при помощи циркуля и линейки, пользуясь тонкой иглой

Расщепление стебля . Соломину расщепляют, разглаживают в ленту, а затем разделяют вдоль на полоски требуемой ширины.

Инкрустируют, начиная с основного элемента (розетки), постепенно продвигаясь вправо, вверх, влево.

Основные мотивы инкрустации

Цепочки – узкие ленты, состоящие из однородных или повторяющихся геометрических элементов. Различают цепочки простые – состоящие из одинаковых элементов, сложные - состоящие из элементов различных, но повторяющихся в определенном ритме. Сложные цепочки обычно чуть шире.

Кайма – узор для украшения краев и боковых стенок изделий. Строится из комбинаций отдельных геометрических элементов, образующих основной узор (бывает простая и сложная)

Розета – условно изображенный раскрытый цветок из 5-8 лепестков. Розетами заполняют квадраты сеток, но они могут являться серединами узоров. Размечают розеты при помощи циркуля, ограничивая окружность краев лепестков и деля ее на равные части по количеству лепестков.

Сетки – плоскости, разделенные на ячейки различной формы узкими соломенными полосками или цепочкам, которые образуют раппортный характер орнамента и являются основой для разработки более сложных орнаментальных узоров. Для выполнения сеток тонкие полоски (1-3 мм) наклеивают сначала по горизонтали, затем – по вертикали, подрезая в местах пересечения.

Настилы – участки, полностью закрытые соломенными лентами, расположенными в различных направлениях

Растительные и зооморфные мотивы - стилизованные изображения растений и и з частей, а также животный и человека. В инкрустации они имеют стилизованную геометризированную форму.

Основные типы построения рисунка в инкрустации

А) раппортное построение – сетки из квадратов или ромбов заполняются элементами узора

Б) симметричное построение – расположение однотипных элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси, когда узор повторяется с поворотом на 180 градусов.

В) орнаментальные ленты – состоят из одинаковых элементов, могут повторяться или чередоваться, могут располагаться по принципу убывания или нарастания ритма

Г) центричное построение – элементы узора располагают на одной прямой, но в разных направлениях от точки центра

Д) свободное распределение узора по всей поверхности. Используют в ассиметричных композиция, чаще сюжетного характера.

    1. Соломоплетение

Соломоплетение представляет собой вид художественной обработки соломки, который заключается в образовании плоских и объемных форм путем переплетения соломин, постоянно наращиваемых в процессе работы, в определенном ритме.

Для подготовки соломки к плетению ее запаривают или замачивают. Если солома заготовлена недавно, достаточно выдержать ее в течении 5-30 мин в воде комнатной температуры. Заготовленную в предыдущие сезоны солому необходимо залить кипятком, накрыть плотной тканью или пленкой, прижать гнетом и выдержать до размягчения. Нельзя долго держать соломку в воде во избежание почернения. Запаривают всегда дневную норму соломки. Если после окончания работы остается мокрая соломка, ее необходимо просушить. Увлаженную соломку вынимают из ванны и заворачивают в ткань или пленку. Во время работы достают по одной. Во влажной среде необходимо хранить и отдельные детали или полуфабрикаты, временно отложенные и в будущем востребованные в работе.

Правила плетения

Используют соломины из средней части стебля, т.к. они имеют равномерную толщину

Каждое следующее наращивание производят, когда предыдущий стык заплетен

Загибы краевых соломин в плоском плетении четко фиксируют под нужным углом и проглаживают большим пальцем

Плести необходимо плотно, т.к при высыхании плетенка ослабевает

Законченную плоскую или прямую плетенку до высыхания нужно прокатать деревянной скалкой, чтобы она стала ровной и плотной.

Существует 4 основные вида плетения :

§ Спиральное

§ Плоские плетенки

§ Объемные плетенки

Спиральное плетение выполняют из жгута соломы, формуемого при помощи конусной трубочки. Толщину жгута выбирают в зависимости от размера предмета. В процессе работы пучок соломки пропускают через конусную трубочку, меньший размер которой определяет его толщину. В процессе работы жгут постоянной наращивают. Жгут укладывают по спирали, соединяя с предыдущим витком. Для соединения используют текстильные или природные материалы: нити, шпагат, корни растений, лозовую ленту. Ими стягивают спираль жгута, одновременно соединяя обматываемый виток с предыдущим. Уплотнение жгута соединяющими материалами придает необходимую жесткость и устойчивость. Для проведения соединительных материалов используют иголку (когда работают ниткой) или кочедык, когда соединение выполняют природными материалами.

Прямое плетение – используется для изготовления плоских пластин. Выполняют из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Существует два вида – шахматка (1 через один) и паркетик (через два, подвигая каждый ряд на один)

Плоские плетенки. Этот способ дает возможность получать прочные плоские плетеные ленты. Их можно сшивать, использовать для оформления предметов и игрушек. Ленты различают по ширине, рисунку, плотности. Внешний вид, прочность, жесткость или пластичность зависят от толщины и количества использованных соломин, способов их переплетения.

Каждая соломина имеет ограниченную длину. Для получения непрерывных длинных соломенных лент соломины нуждаются в непрерывном наращивании в процессе плетения

Способы наращивания:

А) в срез оканчивающейся соломины вставляют конец другой, более тонкой

Б) концы соломин накладывают одни на другой на 2-2,5 см и дальше заплетают вместе.

В) Концы стеблей зацепить путем расзепления стеблей.

Основными видами плоских плетенок являются:

§ косички (от 3-5 соломин)

§ плетенки с осевыми (в 2-4 соломины)

§ простые плетенки

§ «зубатка»

§ рогожка (5-11 соломин)

§ «елочка»

Объемные плетенки

Они представляют собой шнуры и отделочные детали различной формы. Их объемность достигается определенными способами переплетения и применением в процессе плетения каркасов из соломин, деревянных палочек, прутьев лозы или проволоки.

Основными видами объемных плетенок являются

§ Витые плетенки – объемные спирали равномерного или изменяющегося диаметрас внутренним каркасом или полые.

§ Цепочка из 2 соломин

§ Плетеные квадраты

Аппликация из соломы

История развития работы с соломой

Солома, сухие стебли хлебных злаков - прекрасный материал, который после определенной обработки пригоден для изготовления самых разнообразных изделий. Из ровной, немятой соломы плетут плоские (маты, шторы, половики) и объемные (корзины, шляпы и др.) предметы, выполняют аппликации и инкрустации. Солома пригодна также для чисто хозяйственных нужд. В нашей стране солома с давних времен используется на подстилки скоту, добавляется в корм, идет для отопления. Она пригодна в строительстве - ею покрывают крыши, делают стены в глинобитных постройках. Специально измельченная и обработанная солома - сырье для изготовления грубых сортов бумаги.

В нашей стране и во многих других станах мира (Вьетнам, Япония, Китай и др.) с давних времен солома широко используется в народных художественных промыслах.

Как необычны, красивы, выразительны фигурки, плетенные из соломы умельцами Белоруссии и Прибалтики, неповторимы узоры аппликации и инкрустации из соломы, созданные мастерами народных промыслов из г.Жлобина (Республика Беларусь) на шкатулках, рамках и других предметах. Аппликации из соломы, выполняемые художниками-профессионалами, нередко становятся произведениями искусства.

При современной уборке зерновых культур солома очень мнется, ломается и годится лишь для хозяйственных целей. Чтобы использовать солому в качестве поделочного материала, нужны ровные, немятые стебли. Их запасают разными путями.

В период уборки зерновых культур можно по договоренности с администрацией колхоза или совхоза сжать серпом или нарезать ножницами нужное для работы количество стеблей. Возможен и другой, более доступный вариант заготовки соломы. После уборки зерновых по краям полей, вдоль дорог остаются несжатые растения. Их можно срезать ножницами или острым ножом.

Растения могут быть и зрелыми, и незрелыми. У незрелых растений цвет стебля зеленоватый, что очень подходит для многих работ. У зрелых растений в зависимости от принадлежности к конкретному виду зерновых цвет стебля может быть от беловатого до темно-желтого.

Технология работы с соломой

Технология многих работ с соломой доступна детям младшего школьного возраста. Во внешкольной и внеклассной работе из нее можно сделать большое количество интересных и полезных изделий. Для работы пригодна солома ржи, пшеницы, овса и, где есть, риса (последняя, особенно тонкая и нежная, хороша для мелкого плетения и инкрустаций). Если нет соломы, ее может заменить сухостой отдельных трав.

Если рассмотреть внимательно стебель соломы, то легко заметить, что он разделен узелками (коленцами) на отрезки. Коленцев на стебле бывает обычно три или четыре. Разрезав у коленцев каждый стебель на части и отрезав сами коленца, снимают со стебля покровный лист. Он легко сползает. Покровный лист и коленца выбрасывают, а соломинки сортируют по толщине и длине. Самые длинные идут на плетение и аппликации из круглой соломы (первый сорт); более короткие тоже пригодны для плетения, но их можно и разглаживать (второй сорт); самые жесткие и короткие - третий сорт. Каждый сорт соломы раскладывают в отдельные пакеты или коробки и подписывают.

Для работы бывает нужна круглая и плоская солома естественной окраски или специально окрашенная в нужный цвет.

Для плоского плетения, инкрустации и аппликации солому разглаживают на ленты. Отобрав из второго и третьего сорта наиболее мягкие и широкие стебли, кладут их в бидон или любую другую посуду с крышкой, заливают кипятком, закрывают плотно крышкой и оставляют на сутки. Распаренная и размоченная солома не колется и хорошо разглаживается. Соломинку вынимают из сосуда, разрезают концами маленьких острых ножниц вдоль и разглаживают утюгом по обеим сторонам до тех пор, пока она перестанет скручиваться и превратится в ровную ленточку. Гладить лучше на сложенной вчетверо газете. Утюг должен быть достаточно горячим, но не раскаленным, чтобы солома в процессе этой операции не палилась. В зависимости от нагрева утюга по желанию можно изменить цвет соломы от естественного светлого до коричневого. Ленточки разглаженной соломы хранят в пакетах, коробках, папках.

Особенно хороши в работе ленточки из так называемой «шелковой» соломы. После разглаживания эта солома сразу же будет видна, так как она резко отличается от остальных. Она всегда светло-желтого цвета, почти белая, очень мягкая и гибкая, не раскалывается на продольные волокна, не сворачивается спиралью. Из таких лент, наклеенных на бумагу или ткань, легко и удобно вырезать любые формы для аппликации и инкрустации. Разглаживая солому, не надо выбрасывать колющиеся и твердые отрезки - их откладывают отдельно. Они пригодны для прямолинейного наклеивания и плетения. Очень короткие глаженые ленточки также сортируют по отдельным пакетам. Все самые маленькие и плотные соломинки могут пригодиться в работе.

Для работ из круглой соломы ее за день до использования замачивают в кипятке и потом заворачивают в мокрую тряпку.

При желании солому окрашивают в желтый, красный, оранжевый, зеленый или любой другой цвет, используя анилиновые краски. Окраску производят не позже чем за два-три дня до работы. Предварительно солому вымачивают в горячей мыльной воде, в результате чего исчезает восковой налет с поверхности. Затем связанные пучки вымоченной соломы опускают в горячий раствор краски и держат в нем от одного до 5 часов в зависимости от того, какой хотят получить оттенок. Если раствор не очень насыщен, окрашивание производят дольше и наоборот. Окрашенные пучки вынимают и подвешивают для просушивания в теплом, хорошо проветриваемом месте. В течение двух-трех дней соломинки перемешивают, чтобы они ровнее просушились и, чтобы на них не появилась плесень. Перед работой окрашенную солому, запаривают (если ее окрасили заранее) и разглаживают.

Работу с соломой можно разделить на следующие виды:

вязка и сшивание изделий из пучков соломы;

изготовление объемных игрушек из соломы;

плоское плетение (ковриком) из глаженой соломы;

аппликация из соломы.

Методика изготовления аппликации из соломы

Аппликацией из соломы хорошо украсить закладки, поздравительные открытки, коробки, изделия из папье-маше и т.д. Как уже говорилось выше, для этой работы нужны разглаженные утюгом ленты соломы. Из лент выполняют заготовки: наклеивают соломинки вплотную друг к другу на клетчатую или миллиметровую бумагу, тонкую ткань казеиновым, синтетическим или фотоклеем. Ленты соломы наклеивают на основу для того, чтобы при резании деталей она не трескалась, не ломалась вдоль волокон. Кроме того, клетчатая и миллиметровая бумага позволяет более точно и аккуратно размечать на обратной стороне детали геометрической формы - квадраты, прямоугольники, ромбы - для составления орнаментов. Криволинейные детали размечают на гладкой бумаге или ткани. Подкладка из бумаги или ткани позволяет более прочно приклеить детали к основе изделия. Заготовки с полосками соломы кладут под пресс, высушивают и только потом выполняют разметку и режут. Рисунки орнаментов подбирают заранее.

Особенно эффектно аппликации из соломы смотрятся на бархатной бумаге, но фоном может служить и цветной тонкий картон, и цветная переплетная бумага. Можно наклеивать аппликацию из соломы на деревянную поверхность (пенал, шкатулку, кусок фанеры), для чего ее лучше сделать темной. Для этого древесину протравливают 4%-ным раствором марганцовокислого калия. Выбрав и разметив рисунок для изделия, его наклеивают на фон, постепенно подрезая нужные формы отрезков. Клеить можно фотоклеем ПВА, намазывая его на поверхность толстой соломиной или спичкой. Каждую приклеенную деталь сразу же плотно прижимают и убирают влажной тряпочкой лишний клей у краев. Поправляют неточно выложенные детали острием канцелярского шила. Во время работы не надо дуть, смеяться в сторону нарезанных отрезков, так как легкие соломинки могут разлететься в разные стороны и их нелегко будет собрать. Оклейка по рисунку будет хорошей в том случае, если она выполнена точно по разметке, а отрезки подобраны одинаковой формы и одного размера.

Разнообразные детали геометрической формы: квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, трапеции - позволяют составить множество узоров. При разработке узоров учащиеся могут проявить творческую выдумку и фантазию. Подбирая детали, надо помнить, что различное направление волокон на них помогает создать оригинальность узора и цветовой эффект. В зависимости от задуманного узора детали наклеивают вплотную друг к другу или оставляют небольшие просветы.

С помощью аппликации украшают изделия из бумаги, картона (закладки, записные книжки, поздравительные открытки и др.), а также изготавливают самостоятельные картинки-панно, которые можно повесить на стену. При заготовке деталей надо обязательно помнить, что направление волокон в деталях должно быть разное. Для выделения отдельных деталей можно использовать различные цветовые оттенки неокрашенной соломы. Цветную солому подбирают в соответствии с эскизом. Первые учебные работы не должны быть сложными (по форме деталей и их количеству). Аппликации из соломы можно покрыть лаком. Это сделает работу более прочной и привлекательной. Готовое изделие не следует класть под тяжелый пресс, так как выдавленный клей образует пустоту при высыхании и весь рисунок легко отойдет от фона. Для аппликаций, выполненных на дереве и фанере, пресс вообще не нужен. Во время работы достаточно плотнее прижимать соломку, и если надо, то и разглаживать рисунок ложкой или ручкой ножа. Можно аппликацию сделать на шелковой или какой-нибудь другой ткани. Для этого картонную или фанерную основу нужной формы и размера обтягивают тканью. Ткань берут больше основы на 10-15 см. Ее загибают на оборотную сторону основы, натягивают и приклеивают. Рисунок переводят по шаблону или с помощью копировальной бумаги. Заготовку и выклейку деталей производят так же, как и при наклейке на бумагу или древесину.

Эскиз


Направление соломки

Приложение № 5

Образцы поделок из соломки

(работы выполнены воспитанниками объединения «Природа и фантазия»)





Немного истории:

Что же такое соломка?

Соломка - это трубчатая часть стебля злакового растения.

Использование соломы злаковых растений относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. С культивированием злаков (пшеницы, ячменя, ржи) образовался такой замечательный источник сырья как солома. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке. Поэтому не удивительно, что она нашла многообразное применение в жизни земледельца. Кулями обмолоченной соломы крыли крыши. Солома шла на корм и подстилку скоту, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Она одевала и обувала крестьянина, была ему постелью, утепляла его дом.

Кроме того, солома широко применялась и в обрядовой деятельности. Очень-очень давно в языческие времена, в обрядах наших предков "принимали участие" соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась. До сих пор на Масленицу мы сжигаем соломенное чучело Зимы.

В декоративно – прикладном творчестве соломка является одним из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии из соломки, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате.

В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную.

Народные умельцы Молдавии, Украины, России изготовляли из соломки различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской и Кировской областях соломой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки. В Белоруссии из соломы плели разнообразные емкости для хранения зерна, муки, соли; предметы домашнего обихода- сундуки, дорожные сумки; предметы одежды - шляпы, «коробочки» (головной убор), калёшы и многое другое. В Польше и Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики.

Особенно отличились белорусские народные мастера соломоплетения XVIII- XIX веков из деревень Лемешевичи и Вавуличи. Они применили очень смелый приём, заменив деревянный иконостас ажурной перегородкой соломенного орнамента. Еще никто и никогда не использовал простую ржаную соломку в архитектурных целях и в подобных масштабах.

Уникальный иконостас, украшенный соломкой:

Мне посчастливилось пообщаться с Зоей Вячеславовной Рассяевой, которая работает в центре внешкольной работы и занимается изготовлением различных фигурок из соломки. Фигурки из соломки – это обереги, защитники. Конь – герой русских сказок – сопровождает мужчину, он его друг, и помощник, и советчик. Кукла-Мать – защитница женщин, птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на земле.

Мне очень нравятся аппликации из соломки: они такие солнечные и одновременно отливают и золотом, и перламутром. Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Дорогую деревянную мебель украшали кусочками ценных пород дерева, перламутром, металлом и т.д. Но потом мастера догадались, что дорогостоящие и редкие материалы можно с успехом заменить красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности. Инкрустация соломкой получила популярность в Белоруссии, Литве и на Украине. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия (разновидность инкрустации, техника декорирования какой-либо поверхности, при которой один материал врезается, вставляется в углубления другого) достигла в эпоху Возрождения в Италии.

В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18- началу 19 веков.

В Латвии есть Музей Соломы. Все выставленные здесь работы изготовлены исключительно из соломы и сена. Там представлены несколько сотен соломенных скульптур и кукол.

Использованы источники:

Воловельская Е.А. Декоративно-прикладная работа с соломкой//Школа ремесел. – 1999.-№8

В заключение скажу, что я совершенно влюбилась в такой пропитанный солнцем и потрясающий материал, как соломка. И если, когда-нибудь перееду жить в сельскую местность (ведь чего только в жизни не бывает), займусь заготовлением соломки и изготовлением декоративных изделий из неё...