Моногамия - это что? Современная семья и ее проблемы.

Образование семьи всегда является важным событием в жизни человека. Однако в каждом государстве, у любого народа оно имеет свои особенности и правила. Они могут быть настолько далекими друг от друга, что принять уклад, отличный от сложившегося, бывает трудно. Моногамный брак в России является стандартом и привычной формой отношений. Однако такая практика распространена не везде, а сегодня и это понятие претерпело изменение.

История возникновения института брака и семьи

Семья представляет собой древнейшую для разных целей. Она начала формироваться еще в 7-3 тысячелетии до н.э. после того, как люди стали постепенно переходить на земледелие, собирательство от охоты и рыбалки.

Неоднородное образование семей привело к тому, что на разных территориях стали появляться различные ее формы. Этому поспособствовало также расслоение общества и разделение его на разные социальные группы. Именно в этот период образовывается семья, как единица общества.

Однако отношение к ее составу и ролям отличалось, так как в одних случаях она была моногамной, в других полигамной. В большинстве своем, семьи имели патриархальную систему, когда главенствующую позицию занимал старший мужчина. Женщины же в большинстве случаев выполняли функцию воспитания детей и поддержания быта.

В дальнейшем институт брака претерпевал многочисленные модификации. В том числе изменялось отношение к браку в зависимости от событий, происходивших в конкретный момент.

В 20 веке состоялось существенное преобразование мнения о семье особенно в развитых странах. Из союза, где главенствующую и подавляющую роль играл мужчина, ячейка общества стала превращаться единение двух равных людей.

Моногамный брак: что такое

Среди форм семьи выделяется та, в которой есть только два партнера, сохраняющие друг другу верность.

Такой союз принято называть моногамным.

Противоположный ему – , предполагающий наличие нескольких партнеров и имеющий разновидности:

  • ;
  • одна женщина и несколько мужчин, что в современном мире практически не встречается. Исключением являются малочисленные африканские племена.

Существует множество споров по поводу истинного понимания моногамии. Одни специалисты утверждают, что таковыми могут признаваться отношения, когда супруги единожды женаты и больше не вступают в брак даже в случае .

Однако сегодня на практике даже при семейных отношениях, подразумевающих двоих партнеров, после расторжения союза предполагается вступление в новый. Сегодня специалисты трактуют такое явление, как последовательная полигамия. Отсюда моногамия как чистый вид брака практически утрачена в развитых странах, хотя она является древнейшей и основной формой семейного союза.

Формирование и распространение моногамии

Моногамные отношения зародились в древности примерно в один период с формированием института брака. Именно такой его вид считается древнейшим и наиболее рациональным для человека.

Ученые до сих пор спорят о причинах появления таких отношениях. Однозначного ответа нет, но есть версия, что необходимость моногамных отношений продиктована природой человека, потребностью сохранения потомства и другими факторами.

Однако с тех пор моногамия как понятие претерпела серьезные изменения.

Изначально подразумевалось, что при вступлении в брак автоматически становятся невозможными отношения как во время союза «на стороне», так и после его расторжения. Длительное время развод означал автоматическое одиночество бывших супругов, а в основном женщины.

Сегодня подразумевая моногамный брак, имеется в виду соответствующее поведение исключительно в период союза. После его расторжения возможны новые отношения и т.д.

Преимущества и недостатки моногамных браков

Союзы, подразумевающие только двоих партнеров, имеют плюсы и минусы в зависимости от подхода и конкретных условий. Однако они больше субъективны, так как оказывают значительное влияние отношений к форме семьи.

Среди главных преимуществ можно назвать:

  • привычная форма, не осуждаемая большинством обществ в мире;
  • концентрация партнеров друг на друге, исключающая и участия третьих лиц;
  • сосредоточение экономических ресурсов в семье и распределение их между потомками. Здесь подразумевается, что от полигамного брака возможно появление множества наследников, которые претендуют на свою часть имущества;
  • необходимость поддерживать только одного супруга(у) и т.д.

Кроме отношения общества и прямого запрета на регистрацию полигамных браков в РФ есть некоторые сторонники таких отношений. В частности, выделяются некоторые негативные моменты моногамии, поддерживающие сторонников противоположной формы брака:

  • вероятность появления многочисленного потомства;
  • возможность решения проблемы большого количества незамужних женщин. Здесь часто приводится аргумент, что женщин больше, чем мужчин и для обеспечения семейной жизни необходимо по нескольку жен на одного мужчину;
  • разнообразие в отношениях и т.д.

В целом, плюсы и минусы формируются индивидуально в зависимости от позиции конкретного человека и общества, в котором он проживает.

Как определить человека, склонного к моногамии

Однозначно определить склонность человека к полигамии или моногамии нельзя.

Это обусловлено множеством критериев, которые можно учитывать в качестве оказывающих влияние на отношение к семье и браку:

  • среда воспитания, опыт родителей. Молодые люди подсознательно копируют поведение родителей и частично переносят его в собственную жизнь. Отсюда, если воспитание происходило в семье с устоявшимися ценностями, то ребенок их усвоит;
  • круг общения. Сегодня во многом отношение к семье формируется под воздействием моды, авторитетов и т.д..

Критерий типологии – количество брачных партнёров.

Моногамия – брак, заключённый между одним мужчиной и одной женщиной.

Полигамия – брак, включающий несколько партнёров. Подразделяется на 2 варианта: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество).

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака, имеющий значительный потенциал развития. Развитие брака проходило в направлении ограничения сексуальной свободы. Моногамия экономически обусловлена. При утверждении права собственности мужчины было введено определение происхождения и наследования по мужской линии. В этом случае только моногамия обеспечивала достоверность рождения наследников.

Существование полигамии связывается с преемственностью брачного поведения людей и высших приматов. Считается, что тенденция к полигамии свойственна скорее мужчинам в связи с особенностями их врождённого сексуального поведения. Общество терпимее относится к полигамии мужчин.

Полигамия нарушает естественную пропорцию мужчин и женщин. При преобладании в обществе представителей какого-либо пола полигамные браки становятся более вероятными.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Полигамия связана с значительными психологическими проблемами: ощущение двойственности статуса, эмоциональное напряжение, ревность, соперничество. Последствия могут быть непредсказуемыми. Чаще встречается полигиния. Прочность полигамии зависит от ресурсов мужчины, а также от эмоциональной устойчивости и способности к компромиссам со стороны женщины. Также влияют народные традиции.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные)

Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. Интересы семьи и рода главенствуют над индивидуальными. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью.Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж.Патрилинейность – исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. При этом отец, решает, вознаградить сыновей, или нет. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление. Достоверность матери устанавливается более объективно, чем отца. Благодаря способности женщины к установлению и регулированию межличностных отношений она нередко одерживает победу в борьбе за власть в семье. Женщины играют большую роль в поддержании родственных связей. Часто при формальном главенстве мужчины реальная власть в семье принадлежит женщине. В частности в русской семье женское, материнское начало выражено очень сильно. В советском обществе это явление ещё более усилилось. В.Дружинин говорил о том, что доминантную роль женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций. Мужчина был лишён возможности обеспечивать семью и воспитывать детей. Его роль в их социализации была минимизирована. Тоталитарное государство взяло на себя отцовские функции. Мать, неся много мужских функций, теряет психологическую связь с ребёнком. Возникает проблема материнства.

В современных семьях также стоит проблема разделения власти. Глава семьи объединяет в себе лидера и менеджера. Чтобы предупредить разрушительные конфликты, необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и обеспечивало выполнение функций семьи. Традиционная модель семьи может быть приемлема, если устраивает обоих супругов.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым лидером является муж, а тактическим и эмоциональным – жена. Муж определяет долгосрочное направление жизни семьи, устанавливает приоритетные цели, выбирает способы и средства их достижения, организует деятельность семьи. Выполняет представительскую функцию. От него зависит положение семьи. Его внесемейная активность поощряется членами семьи. Он обладает высокими притязаниями, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе близких. Его мировоззрение, способ жизни служит ориентиром для членов семьи. Он задаёт стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Участвует в воспитании детей: способствует формированию навыков, собственного мнения, правильной ориентировки в окружающем мире, служит образцом волевых качеств, организаторских способностей. Является предметом гордости семьи. Жена находит в нём жизненную опору.

Можно говорить также о квазипатриархальном укладе, когда мать укрепляет власть отражённым авторитетом отца.

Неоматриархальная семья . Аналог неопатриархальной, но роль лидера выполняет жена.

В неопатриархальных и неоматриархальных семьях при общем главенстве матери или отца, приоритет в некоторых сферах жизни семьи может принадлежать его супругу. Общая черта рассмотренных вариантов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния. Конфликтность может возникнуть вследствие нечёткого распределения сфер влияния, притязаний кого-либо из супругов на другую роль, некачественного выполнения или невыполнения обязанностей.

В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. Возможен симбиоз родителя и ребёнка. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано с нуклеаризацией семьи, снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов), заменой практических связей в совместном труде эмоциональными.

Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака: каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не являются «одним телом и душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, отсутствует манипулирование, стремление подчинить супруга. Существование такого брака имеет основой принцип равенства мужчины и женщины, заявленный в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе.

Существуют противоречивые взгляды на такой брак. Некоторые учёные говорят о такой семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение является почвой для конфликта. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья . В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентаций. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

Бикарьерная семья возникла благодаря изменению социального положения женщины.

Таким образом, произошли значительные изменения в отношениях между мужчиной и женщиной в браке в сторону эгалитарности. Но, несмотря на это, «женская дилемма» продолжает существовать. Это конфликт ролей, противоречие между профессиональной занятостью женщины и её внутрисемейными обязанностями. Подлинного равноправия в сфере труда не удалось достичь. Женщины заняли хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места. Они заняты и в физически тяжёлом труде. Существует понятие «стеклянного потолка» для женщин-менеджеров. Беременных и женщин с маленькими детьми не берут на работу. Возросшая трудовая активность не освобождает замужних женщин от домашних дел. Воспитание остаётся делом женщин. Существует предубеждение, что мужчины мало подходят для воспитания. Мужчины стремятся к неограниченной самореализации в сфере профессионального труда, вовлекают в этот процесс не только личные, но и семейные ресурсы. Тройная нагрузка (материнство, ведение домашнего хозяйства, работа) препятствует социальной и политической активности женщин. Понятие «женская дилемма» сложно. Оно включает не только конфликт профессиональной и семейной ролей. Это конфликт моделей самореализации: автономия или служение ближним, эмоциональность или рационализм, независимость или привязанность к близким. Для многих женщин, реализующих себя в профессиональной деятельности характерен страх потери любви. Становление бикарьерной семьи во многом зависит от решения «женской дилеммы». Её решение зависит от жизненных позиций супругов, их интерпретации супружеских ролей. В развитых странах бикарьерная семья обладает значительным потенциалом развития. Это связано с деятельностью ряда факторов: практическая возможность участия женщин в общественно-политической жизни, активизация мужчин в воспитании детей, рациональное разделение домашнего труда, привлечение техники и помощников, повышение социальной значимости домашнего труда, модернизация традиционных ролевых структур.

Для нашей страны считают предпочтительнее семью, в которой наряду с равенством прав, ответственность за содержание семьи и воспитание детей возьмёт отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей. В настоящее время в России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних обязанностей, чем это было принято раньше.

Семья — ячейка общества. Только авторы этой присказки забыли сказать, что не всякая, а только моногамная семья является таковой. Почему? Узнаете из этой статьи. Вообще важно понять, что семья — не только группа, но и . Но если мы говорим о разновидностях семей, то понятно, что мы имеем в виду социальную группу.

Моногамия как продукт исторического развития

Изначально (25 000 лет назад), когда был Ледниковый период и превалировало присваивающее хозяйство, господствовал промискуитет — беспорядочные половые отношения. Результатом таких отношений был неконтролируемый рост численности населения, потому как при охоте и рыбной ловле прокормить араву детей практически невозможно. Кроме того, промискуитет порождал конфликты в общине людей. Представьте себе, что мужчины и женщины постоянно спорят о том, чей кто муж или жена. На этом фоне все новомодные сериалы — просто невинные художественные произведения.

Такая реальность заставила людей искать выход в упорядочивании отношений. В результате и возникает моногамная семья — семья, состоящая из одного мужчины, исполняющего социальную роль мужа и одной женщины — жены.

Надо сказать, что такие запреты — табу полностью противоречили природе человека. Поскольку люди произошли от обезьян, а все обезьяны полигамны — то есть хаотично спариваются друг с другом. Таким образом, современные люди, усвоившие моногамию, как , находятся как бы меж двух огней. Биологическая природа — говорит — иди и спаривайся, с кем хочешь. А социальная природа — запрещает это и апеллирует к соответствующей моральной норме.

В результате степень соответствия поведения морали — нравственность — у всех разная. Кто-то остается верным мужем или женой до конца жизни (однолюбы), а кто-то постоянно «гуляет», постепенно (или сразу) разрушая свою семью.

Собственно именно из-за такого противоречия между биологическим и социальным моногамная семья и не представляет прочного союза. Кроме того, развращает общественную мораль и демократические ценности: жизнь одна — делай что хочешь, главное не нарушай закон. Разумеется моногамная семья - не является социальной нормой для всего мира. Например, по законам шариата (в Исламе) у мужчины может быть несколько жен — сколько сможет прокормить. Таким образом полигамия существует в форме полигинии — множенства.

Следует также понимать, что моногамная семья может быть как , так и .

Моногамия и Христианство

Мне видится, что в Западно-европейской цивилизации моногамия распространена преимущественно из-за Христианства. Ведь, согласно учению Христа, всякий кто хоть даже подумает о другой женщине — уже в сердце своем согрешил. Грех прелюбодеяния является смертным грехом, то есть таким, которое, согласно этой догматам этой религии, оскверняет душу.

А в силу того, что с детства мы усваиваем преимущественно именно христианские нормы и ценности — и возникают «духовные мучения», которые кстати, видны в современной массовой культуре. Вот к примеру клип знаменитой американской певицы, которая типа с тем и с другим, и вот теперь не знаешь, как ей быть, потому что она такая непрощенная, вероломная.

Ну и понятно, художественная кинотрилогия Голодные игры — туже же. Героиня разрывается между двумя мальчиками и не знает что делать. Кстати, такой же замес представлен в «Саге Новолуние». Скажите мне после всего этого, что это не тренд:)))

С уважением, Андрей Пучков

В его старом мире откуда-то появилась целая философия, направленная на - возвеличивание себя любимого. Причем наплевать, плох или хорош ты на самом деле, значим и нужен хоть кому-то или бесполезен. Мол, это всё чепуха. Человек, с его мыслями, чувствами, желаниями и мечтами, - сам по себе целый мир. И этим уже ценен. В общем, кое-какая логика в этом, может, и была, хотя очень бедненькая и сиюминутная, но вот выводы из этого часто делались странные. Например, что дети - тягость. Что главная цель собственного существования - это получение максимального набора удовольствий, каковые совершенно идиотски определялись как >. Что трудности, проблемы, временные неудобства - это нечто абсолютно неприемлемое, мешающее этому по-идиотски понимаемому >. Хотя на самом деле, преодолевая их, человек меняется, делается сильнее, умнее, развитее, то есть лучше, и посему все эти трудности, проблемы и неудобства очень часто как раз и создают высшие, истинные моменты счастья, что возможны именно только в момент преодоления человеком себя, поднятия на новую вершину. Сторонники подобной философии не могли, а может, просто, не хотели понимать, что человек, как бы он ни был ценен сам по себе, - это еще и звено в долгой цепи поколений. Что просто для того, чтобы их папка имел шанс хотя бы встретиться с их мамкой, в результате чего и появились на свет они, кто-то тяжело пахал, надрывал жилы, стоял, сжав копье или автомат, насмерть, да просто погиб, создавая возможность возникнуть этому чуду природы. ну или её убожеству. И что на них, что бы они там самовлюбленно ни вещали, точно так же лежит этот долг - продолжить эту цепь. Иначе пресечется род и исчезнет не только этот мир-человек, но и сама возможность творить и создавать новые миры.

Да не прервется нить - лучше и не скажешь.>> Я согласна с позицией автора. Мне кажется, что человек должен гордиться своими предками, ведь они в свою очередь делают всё для нас, для будущего поколения. А каждый из нас является продолжением человеческого рода и делает всё для того, чтобы он продолжался.

На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразилась на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений (нуклеаризация), широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые - еще не сформировались или формируются под влиянием чуждых российской истории социальных стереотипов и ценностей.

В этих условиях особенно тяжело выживать молодым семьям, где на серьезные трудности социально-экономического плана накладываются острые проблемы в супружеских отношениях.

Начиная новый раздел, я ставила себе очень жёсткие ограничения: рассказывать кратко и не обо всём - лишь о некоторых фактах, способных разбудить любопытство.

В ходе исследования проблемы я поставила перед собой следующую цель: раскрыть сущность семейных духовных ценностей.

Главной формой возникновения семьи является брак.

Социолог Голод С. И даёт такое толкование этого термина:

Брак - союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке и направленный на создание семьи, на принятие взаимных прав и обязанностей.

Даёт следующее определение:

Брак - регулируемая обществом (в том числе государством) добровольная семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста.

Ожегов С. И. даёт иное толкование:

Брак - семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной, сопровождаемые обрядом бракосочетания.

В итоге общим для всех определений мы можем вывести следующее:

1. Союз мужчины и женщины;

2. Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной;

3. Сопровождается обрядом бракосочетания.

Брак и семья - это не тождественные понятия. Понятие > значительно шире понятия брак, а брачные отношения не исчерпывают собой все многообразие семейных. > как особое социальное и психологическое явление находится как бы в пределах более общего явления >, захватывая тот его аспект, который связан с взаимоотношениями между брачными партнерами - мужем и женой. Вместе с тем, юридически оформляя эти отношения, брак является тем генетически исходным состоянием, которое определяет развитие более сложных и многообразных семейных отношений. Все это наводит на мысль, что проблема упрочения и стабилизации семейных отношений связана, в первую очередь, с устойчивостью супружеских отношений.

Отношения между супругами регулируются совокупностью норм и санкций института брака. Одни нормы, обязанности и права носят юридический характер и регламентируются законодательством. Другие регулируются моралью, обычаями, традициями. Развитие форм брака тесно связано с развитием форм семейной организации, так что определенному типу брачных отношений соответствует особый тип семьи.

Семья - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Семья - группа живущих вместе близких родственников.

Итак, из выше перечисленных определений можно вывести следующее:

1. Социальная группа;

2. Группа связана брачными или родственными отношениями;

3. Группа живущих вместе близких родственников;

4. Обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

II. История развития семьи.

Для того чтобы понять сущность семьи, необходимо рассмотреть историю возникновения и развития института семьи.

1. История развития семьи.

Род - это совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом и связанных узами крови. Его характеризуют коллективная собственность на землю и другие средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенство всех членов семьи. Род прошел последовательные стадии развития.

Эти перемены сводились главным образом к двум процессам:

1. переходу счета происхождения от женской линии к мужской;

2. изменением порядка наследования имущества умершего члена рода.

Отцовский род образуется, как правило, из материнского в результате возникновения и развития частной собственности, следовательно, существует связующее звено между народами "цивилизованными" и "нецивилизованными". Существование "нецивилизованных" народов - необходимый предшествующий этап, подготавливающий нарождение народов "цивилизованных", и соответственно история последних является закономерным продолжением истории первых.

При одновременном возникновении двух родов достигался необходимый результат: мужчины и женщины одного рода вступали в брак соответственно с женщинами и мужчинами другого рода, а дети оставались в родах своих матерей. Попросту, брак заключался в соответствии с правилами экзогамии. Брачные союзы, особо подчеркнем, возникли не как отношения между индивидами, а как отношения между коллективами, родами. Формой существования этих отношений была дуально-родовая организация. Поэтому можно ввести ещё одно определение семьи:

Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, является ячейкой общества, где зарождается и формируется информационное обеспечение социального поведения индивида.

Через семью сменяются поколения, в ней еще задолго до рождения человека формируются генетические предпосылки его способности освоения и развития культурного наследия, как семьи, так и человечества в целом. В семье в течение детства родителями и старшим поколением в целом у человека вырабатываются генетически не передаваемые условные рефлексы, отражающие опыт старших поколений, формируется индивидуальная психика и ее динамика. Здесь на основе развивающейся организации психики начинает реализовываться генетически обусловленный потенциал освоения и развития индивидом культурного наследия предыдущих поколений, происходит становление его нравственности. В семье человек осваивает свои первые социальные роли и получает начальные представления о жизнеустройстве общества, которые являются основой формирования его индивидуальной логики социального поведения - нравственно-этического обоснования целей деятельности и избрания средств их достижения.

Рассмотрим основные типы семей, сложившиеся за весь предшествующий период развития человечества.

Типы семей (по Ф. Энгельсу) вопросы промискуитет кровнородственная пуналуа парная моногамия характеристика половых связей беспорядочные групповой брак братьев и сестёр двух родов многопартнёрство образование постоянных пар пожизненное единобрачье период развития первобытнообщинный первобытнообщинный дикость варварство цивилизация ограничения в половых связях

Предки и потомки братья и сёстры все родственники все родственники

Я взяла за основу именно эту книгу, потому что в ней наиболее широко раскрыта затронутая мной тема.

2. История развития моногамной семьи:

Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть - это формирование института семьи в мире и особенности этого процесса.

1. До II мировой войны в европейских странах преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи.

2. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей.

3. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной - партнёрский тип супружества.

4. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимизации.

В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И. С. Кон - это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как >, что ведёт к меньшей устойчивости браков. Как отмечает Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов - изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид.

5. Современный этап развития семьи можно назвать кризисным. Смена регуляторов, типа, функций, размеров семьи проявляется в явлениях неустойчивости и дезорганизации семьи. Это находит свое выражение в росте разводов, дезертирств из семьи; падении рождаемости; росте числа неполных и неблагополучных семей; изоляции семьи от общества; росте незаконнорожденности, детской преступности; алкоголизма и наркомании; возрастании числа неврозов семейной и бытовой этиологии; падении престижа семейных ценностей и увеличении числа одиноких. На всей территории России эта ситуация обозначена особенно остро: кризис семьи является доминирующим, всепоглощающим и пока трудно преодолимым.

Семейная система, как любая другая система, функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития. Закон гомеостаза формулируется следующим образом: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно не было. Это означает, что семейная система стремится остаться на данной точке своего развития, не хочет никуда двигаться. Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи - это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Развитие предполагает изменения в системе. Функционально, когда меняются отношения членов семьи вместе с изменением структуры.

Итак, современная семья характеризуется стремительными изменениями функций, структуры, системы власти и подчинения, механизмов регуляции брачных отношений, мотивации брака при сохранении его формы (моногамии). Супружеская диада выделяется как основополагающий, центральный элемент, определяющий общее благополучие семьи. В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу, которое следует рассматривать как социализированную связь внутреннего и внешнего содержания психики человека. Поэтому взаимодействие человека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной вынуждает людей строить и согласовывать образы >, >, координировать усилия между собой.

III. Семейные ценности

Несмотря на то, что в современном обществе сохраняются > прошлого, в силу инерционного характера его развития, человечество уже находится в новой стадии существования. В этой связи важное значение приобретает исследование семьи как фундаментальной первичной общественной структуры. Интерес к семье и к тем преобразованиям, которые происходят в сфере семейных отношений, неслучаен. В настоящий момент семья занимает не самое лучшее место в иерархии общественных институтов.

Ученые, психологи, социологи рассматривают эту проблему. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров, отражая основные функции семьи, составляют иерархическую систему семейных ценностей.

В условиях ценностной дезориентации семья страдает, тем более что иерархия ценностей для членов семьи зачастую не совпадает, а система традиционных стереотипов и жесткой фиксации ролей отошла в прошлое.

Опрос, проведенный в рамках программы >, выявил очень интересную картину:

> более трети опрошенных не смогли сформулировать убедительную мотивацию вступления в брак, что заставляет предположить, что брак не приоритетен в их личной системе ценностей. Для подавляющего большинства опрошенных, такие традиционные цели создания семьи, как воспитание детей и ведение общего хозяйства, оказались далеко не актуальными. О них упоминает только один из двенадцати опрошенных.

> основной же ценностью и мужчины и женщины считают благоприятный семейный климат. Главным достоянием уже состоявшегося брака оба супруга считают любовь и взаимопонимание. Причем, для мужчин взаимопонимание оказалось даже несколько предпочтительнее любви. Иерархия семейных ценностей у женщин и мужчин, как и следовало ожидать, выстроена по-разному. Так, материальное благополучие твердо назвали важным условием счастья больше половины жен, но только пятая часть мужей.

> одной из самых важных характеристик брачного союза является отношение к детям. Потребность в детях у мужей стоит на четвертом месте, а у их жен - на пятом. Период ожидания ребенка стал счастливым только для трех человек из ста.

> самые положительные эмоции у молодых супругов вызвал предсвадебный период их жизни. А вот >, положительно оценили только десять процентов опрошенных. У остальных это были нелегкие недели, заполненные сложным процессом притирки характеров. Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы.

Адекватность ролевого поведения супругов зависит:

От соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей)

Ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли).

Несоответствие иерархической системы ценностей в семье может стать причиной как явного, так и скрытого конфликта.

Для коррекции межличностных отношений супругов, выявления масштабов несоответствия их ценностных систем в настоящее время используется методика >, разработанная А. Н. Волковой. Эта методика является одной из наиболее оригинальных современных методик семейной психодиагностики.

Настоящая методика предполагает использование системы шкал для определения значимости определенной сферы семейных отношений для супругов. Оценивая предложенные психологом высказывания, каждый из супругов занимает определенное положение на каждой шкале. Затем происходит сопоставление результатов (см. приложение №1).

Существует значительное количество видов брачных отношений, и соответственно, ряд семейных типов. Но для актуальных современных исследований наибольшее значение имеют патриархальная семья и современная семья, которую ряд исследователей называют трансформированной. Именно в рамках трансформации патриархальной семьи в современную, произошли наиболее яркие изменения в системе семейных ценностей.

По мнению российских социологов (С. И. Голода, А. А. Авдеева и др.), в настоящее в России функционирует параллельно несколько различных типов семейных отношений: патриархальный, или традиционный; детоцентристский, или современный; супружеский, или постсовременный. Россия с этой точки зрения вполне сопоставима с европейскими странами, где, как утверждают зарубежные исследователи, семья сегодня - это >, объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей.

IV. Патриархальная семья.

Характеристика типов патриархальной семьи.

1. Классическая патриархальная семья.

Рассмотрим точки зрения двух ведущих (по-моему) специалистов в истории семейных отношений нашего народа - В. Белова и М. Семеновой.

В то же время В. Белов в своей книге > так характеризует отношения в крестьянской семье:

Жизнь без детей - не жизнь>>.

Очень интересную оценку этих отношений дает М. Семенова в своей книге > 1. >.

2. > - но мало кто, помнит теперь, что она явилась к нам из тех далёких времён, когда узор, покрой, и расцветка одежды однозначно говорили, из какого он племени, из какого рода>>.

9. > общества>>.

Я считаю, что современные характеристики семейных отношений в патриархальной семье грешат односторонностью. За проявлением определенных процессов и действий они не видят их глубинных причин.

В патриархальной семье на протяжении многих веков господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Малейшее нарушение этих принципов приводило к серьезным санкциям. Согласно > 1649 года, сын, в равной мере и дочь, независимо от возраста, подвергались наказанию кнутом, если они грубо разговаривали с родителями, тем более при попытке предъявить им иск.

Я не согласна, что забота о своих детях не была в обычаях крестьянской семьи, у них, по мнению русских этнографов, отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. В. Белов и М. Семенова отстаивают иную, противоречащую точку зрения, которая была представлена выше. А, по мнению Антонюка Е. : >.

Мне интересна такая методика выше перечисленных учёных и социологов, потому что они в своих рассуждениях доказывают свою точку зрения по-своему, а так же понятную всем, кто её читает. Хочется, прочитав немного, узнать какова будет дальнейшая позиция и как она будет >, тем или иным учёным.

В то же время, наряду с безответственностью родителей перед детьми, существовала гиперответственность детей перед родителями. Отсюда особое почтение крестьян к пятой заповеди: >.

В связи с этим, можно судить о принудительном коллективизме и централизме у приверженцев данного типа семьи. Общие интересы семьи, как их понимает >, не просто главенствуют, они являются некой абсолютной ценностью, при этом индивидуальные интересы отдельных членов семьи в расчет не принимаются. Это наглядно можно проследить на примере заключения брака. Молодые люди вступали в брак не по любви, а по родительской воле, которая в данном случае отражала не прихоть стариков, а интересы семьи в целом, ибо брак рассматривался как нечто, подобное имущественной сделки. В дальнейшем, в семье происходит жесткое закрепление ролей, где главенство мужа осуществляется благодаря сосредоточению в его руках экономических ресурсов и принятия основных решений.

Можно выделить пять основных ценностей патриархальной семьи:

1. семейная экономика - > и > являются неразделимыми понятиями, причем, производственные отношения существуют в форме семейных демографических отношений. Социальные роли мужчин и женщин в этом случае строго дифференцированы;

2. власть родственных связей, то есть в качестве доминанты общественной жизни выступает власть родства;

3. нераздельная связь с землей, которая проявляется в том, что большинство русских семей конца XIX начала ХХ веков были крестьянскими, чья жизнь, как и жизнь дворянских семьей, неразрывно связывалась с землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи;

4. многодетность - последствие принятие социокультурных норм ранней брачности и высокой рождаемости, в связи с высокой смертностью населения;

5. приоритет старших поколений, - другими словами, мощная власть межпоколенных связей. Возраст - основной агент социального контроля, при котором старшие поколения, используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивают и увеличивают свой статус и власть.

2. Детоцентристская семья

Детоцентристская семья - вариант патриархальной семьи, где главной семейной ценностью выступает рождение и воспитание ребенка. Этот вариант был подробно рассмотрен И. С. Голодом, и мы не будем на нем останавливаться вследствие ярко выраженной иерархической соподчиненности все семейных функций прокреативной.

Изменение экономических отношений и эгалитарные тенденции в обществе породили два течения, радикально трансформирующих патриархальную систему ценностей.

> Первое - это освобождение детей от родителей. Действительно, в части семей (относительно небольшой) происходят радикальные изменения в межпоколенных отношениях: уменьшается доля формальных контактов и, напротив, возрастают эмоционально насыщенные отношения, сопровождаемые автономией детей от родителей. Последние дают возможность детям проявить самостоятельность и познакомиться с обширным кругом явлений. Поэтому социологи сегодня связывают эффективность социализации с сохранением и развитием на всех возрастных стадиях, с одной стороны, межпоколенной интимности, а с другой - определенной нравственно-психологической дистанции между ними.

> Второе движение - освобождение женщин от мужчин. Оно заключается в следующем: к середине ХХ века женщины активно осваивают необычные для них сферы деятельности - общественно-трудовую и политико-культурную, а также интенсифицируют и преобразуют традиционную - семейную. Мужчины, с одной стороны, утрачивают монополию в профессиональной области, уступая в первую очередь отрасли промышленности с менее квалифицированным трудом (например, текстильную) и индустрию услуг (ее низшие страты, так, среди медиков - это санитарки и сестры), с другой, - по крайней мере, внешне, более пассивно принимают вновь формирующуюся систему семейных ценностей и ролей.

3. Супружеская семья

Супружеская семья - своеобразная кооперация. Она предоставляет возможности для отхода от зависимых отношений и раскрытия широких возможностей взаимоотношений по всем структурным составляющим: муж - жена, родители - дети, супруги - родственники, дети - прародители. Другими словами, в границах одного семейного типа возникают разнообразные отношения между полами и поколениями, тем самым, создаются широкие возможности для самореализации каждого члена семьи.

Следует акцентировать внимание на том, что супружеская семья ни в коем случае не сводима к отношениям свойства, безусловно, значимыми остаются и отношения порождения. Однако, главная особенность данного типа в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимоотношениях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для отношения >.

Теперь можно выделить основные моменты перехода от традиционных моделей семьи к современным.

Можно отметить, что для > характерным является родственно - семейный принцип организации общественной жизни, существует перевес ценностей родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью. Модернизм, в свою очередь, определяет родство от социально-экономической и политической жизни, подчиняет интересы родства экономическим целям индивида. Аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, как правило, все взрослые работают дома и не за заработную плату, а на себя.

Современная же модель семьи связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса семейно-родственных связей. Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, где общественная деятельность, помимо гигиенических и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг вне семейных учреждений за счет заработной платы, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако, в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие в наемном в несемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство.

Подобная двойная занятость женщин интерпретируется как итог >, поэтому часто желательное > распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом > семьи и в угоду этому идеалу даже сочиняются > семейного >.

Такой переход от семейного производства к семейно-бытовому самообслуживанию точнее описывает трансформацию мужских и женских ролей в семье, чем смена > разделения труда между мужем и женой (в >) некой > и > семейных ролей (в >). В то же время, незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этическими и другими социальными общностями при > контрастирует с резким размежеванием дома и вне семейного мира, семейной первичности и обезличенности отношений во внешнем окружении в условиях >. Социальная и географическая мобильность при традиционализме (как правило, сыновья наследуют социальный статус) отличается от высокой мобильности, присущей в условиях модернизма тем, что последнее выражается в высокой индивидуальной мобильности.

Доминирование родительского авторитета и мужского влияния по мере трансформации семьи становятся менее престижными, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижений и тому подобное, что вызывается сменой типа семьи - расширенной семьи - нуклеарной. Другими словами, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость родителей, утрачивает свою актуальность.

Происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений, и доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых - родительских, причем в самом супружестве интерес пар подчинен интересам индивида (депривация личности от семьи, изоляция). В связи с этим, осуществляется переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

В современных семьях наблюдается отказ от > системы выбора супруга в пользу > на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга, независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и систем наследования, закрепляемых брачным контрактом). Снимаются и ограничения относительно репродуктивного поведения. Происходит переход от культуры многодетности с жестким табу к применению контрацепции и индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, то есть к предупреждению и прерыванию беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни посредством приближения к физиологическим границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака.

Таким образом, суть явления трансформации в данном случае заключается в изменении иерархии семейных ценностей. Если в патриархальной семье главенствующее место занимает сохранение целостности семьи, в детоцентристской, смыслом ее существования становится ребенок, то в супружеской на первый план выдвигаются отношения между супругами, признание их индивидуальности.

Глава последняя, но незаконченная.

Я приведу одну цитату, не указывая сразу источник.

Данная цитата взята не из гламурного журнала, а из гитлеровского плана >. Гитлеровское руководство ставило перед собой задачу уничтожения русского народа.

А теперь сравним, что говорил Э. Ветцель и что обсуждается в современной прессе.

Э. Ветцель

Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населяемой русскими, на различные политические районы с собственными органами управления, чтобы обеспечить в каждом из них обособленное национальное развитие. Народам, населяющим эти районы, нужно внушить, чтобы они ни при каких обстоятельствах не ориентировались на Москву. Русскому горьковского генерального комиссариата должно быть привито чувство, что он чем-то отличается от русского из тульского генерального комиссариата. Нет сомнения в том, что такое административное дробление русской территории и планомерное обособление отдельных областей является одним из средств борьбы с усилением русского народа

Сепаратизм, в том числе региональный, отсутствие централизации, >, неподчинение Москве. Разве не всё это мы наблюдали в своём недавнем прошлом? В самом диком и разнузданном виде?

Ох, эта жирующая Москва! Эти населённые лентяями регионы! Вечная грызня между Москвой и Питером, снисходительное отношение друг к другу многовековых соседей: молдаван и украинцев, татар и башкир, белорусов и литовцев, армян и азербайджанцев.

Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в руководстве.

Падение культурного уровня, примитивная ориентация на потребительскую модель поведения. Всё это денно и нощно называется телевидением, глянцевыми журналами и жёлтой прессой. Разве нет? Доктор Ветцель был бы доволен. Примитивные полуевропейцы - идельные рабы.

Население страны сокращается. > - кривая смертности вверх, кривая рождаемости вниз. Крест-накрест перечёркнуто будущее русского народа, а в газетах продолжаются дискуссии, на сколько нас хватит?

На 50 лет? На 30? На 20? На каждом углу продаются средства контрацепции, а голос против абортов поднимает лишь церковь; СМИ и поп - культура навязывают модель поведения >, ничем не отягощённую, не обременённую.

Уберите из > собственно нацистскую риторику - и получите квинтэссенцию идеологии современного гламура.

Заключение

В данной работе прослеживаются изменения, сопровождающие развитие семьи и семейных ценностей (начиная с патриархальной, заканчивая современной и постсовременной):

* господство абсолютной родительской власти и авторитарной системы воспитания

* рождение и воспитание ребенка

* освобождение детей от родителей

* освобождение женщин от мужчин

* переход от семейного производства к семейно-бытовому самообслуживанию

Общество способно нормально существовать только при условии, что у составляющих его людей наблюдается мотив к удовлетворению потребностей. Главным элементом этих потребностей выступает семья.

Несмотря на то, что семья необходима человеку, в настоящее время очевиден кризис семейных отношений: семья становится все менее прочной. Для людей разного возраста и пола эти ценности отражают специфику развития в данном возрастном периоде.

Подведем итоги исследованию:

На протяжении долгого существования семей менялись их устройства, а, следовательно, и их семейные ценности, семейные обычаи, устои, взгляды. Но не стоит забывать и о тех семейных ценностях, которые являются знаниями, накопившимися за долгие столетия, наших предков.

1. современная семья характеризуется стремительными изменениями функций, структуры, системы власти и подчинения, механизмов регуляции брачных отношений, мотивации брака при сохранении его формы (моногамии);

2. семейные ценности людей разного возраста и пола отражают специфику развития в данном возрастном периоде;

3. именно в рамках трансформации патриархальной семьи в современную, произошли наиболее яркие изменения в системе семейных ценностей;

4. суть явления трансформации в данном случае заключается в изменении иерархии семейных ценностей. Если в патриархальной семье главенствующее место занимает сохранение целостности семьи, в детоцентристской, смыслом ее существования становится ребенок, то в супружеской на первый план выдвигаются отношения между супругами, признание их индивидуальности.

Слово «моногамия» состоит из двух частей. Слово «моно» в переводе с греческого означает «единый». А вот слово «гамия» с того же греческого можно перевести как брак. То есть моногамия – это единобрачие, такая форма брака и семьи, при котором в брачный союз вступают два представителя противоположного пола.

В противоположность моногамии можно поставить полигамию, то есть когда представитель одного пола имеет в браке несколько представителей другого пола. Классический пример полигамии – это гарем.

Ну, раз уж мы коснулись полигамии, то стоит дать определение и такому термину, как автогамия, что можно представить как самооплодотворение, что у человека просто невозможно.

Само слово моногамия можно связать с такими словами, как моноандрия или «одномужество» и моногиния или «одножёнство».

Но моногамия характерна не только для людей, но и для животных. Правда здесь понятие моногамии относительно, именно поэтому моногамия у животных – это такие отношения между двумя полами, когда самец в течение относительно длительного времени спаривается только с одной самкой и даже принимает участие в воспитании потомства. У животных моногамия часто наблюдается у птиц. При этом лебеди, аисты, орлы и грифы могут соединяться в пары на несколько лет, а некоторые птицы образуют самую настоящую семью на всю жизнь.

Некоторые птицы образуют «семью» только на один сезон, которые расстаются после выведения и выкармливания птенцов. К таким парам относятся гуси.

А вот утки – это птицы, которые расстаются ещё даже до устройства гнезда и до появления потомства.

К моногамным животным также относятся песцы, лисы, горностаи, бобры и некоторые другие животные.

О моногамии у человека можно говорить долго. И спорить здесь тоже можно долго. Однако именно моногамная семья – это та семья, которая считается классической во всех государствах. И такие семьи существовали во все времена. И даже тогда, когда люди на земле жили в первобытном строе, уже были моногамные семьи.

Правда там мужчины и женщины жили друг с другом по принципу того, что мужчина приносит женщине еду, а она взамен этого даёт ему секс. А вот забота о потомстве в первобытном обществе лежала полностью на плечах женщины. Мужчина ничего не хотел знать о своих детях. И это было нормой.

Таких мужчин можно встретить и сегодня…

В моногамии нет места третьему. Это союз только двух любящих людей, которые вдвоём готовы воспитывать своих детей. Именно в моногамной семье есть все предпосылки для воспитания детей в нормальных условиях. К тому же моногамная семья никогда не будет осуждена обществом.

Некоторые считают, что моногамия – это пережиток прошлого. Что сегодня жить в семье, где есть только муж и жена, и нет любовника или любовницы или ещё пары жён или пары мужей – это полная глупость. Но так ли это на самом деле? И стоит ли обманывать природу? Стоит ли идти наперекор тому, что было проверено и испытано веками? Думаю, что это просто большая глупость. Ведь в конечном итоге, а иногда только под старость, человек всё равно хочет остаться только с одной, или с одним, самым лучшим, самым любимым и самым добрым человеком. Своей второй половинкой.