Нетрадиционное родительское собрание в средней группе детского сада. Нетрадиционное родительское собрание «Семейное воспитание

Традиционно родительские собрания в ДОУ проходят в пассивной форме. Для встречи с родителями воспитатель готовит доклад на какую-либо тему, затем обсуждаются различные организационные вопросы. На этом взаимодействие родителей и воспитателей заканчивается. Более того, родители на подобных собраниях не проявляют практически никакой активности. Сама форма встречи не располагает к диалогу и активному участию обеих сторон. В такой ситуации нужно пересматривать форму проведения родительских собраний в ДОУ. В нетрадиционной форме встречи проводятся сегодня уже во многих дошкольных образовательных учреждениях.

Собрания в ДОУ в нетрадиционной форме

Влияние семьи на становление личности и развитие (физическое, нравственное, художественное, моральное и так далее) ребенка несомненно, но только к сегодняшнему времени формула «ученик (воспитанник) - учитель (воспитатель)» начала преображаться в формулу «ученик (воспитанник) - учитель (воспитатель) - родители». Современные педагоги уверены, что полноценную личность, которая будет в состоянии определять значимость своих поступков, иметь свою позицию по важным вопросам, уметь выбирать приоритеты и находить собственный смысл в жизни, невозможно воспитать без совместной работы родителей и ДОУ, а затем и школы.

Принцип взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников реализуется через родительские собрания. Такие встречи проводятся в разных форматах (индивидуальные встречи, совместное собрание с родителями и детьми, официальные встречи в форме круглого стола или тренинга, ограниченное собрание с родительским комитетом и так далее), как правило, 3-4 раза в год. Обычно первое собрание организуется в начале сентября, следующее - под Новый год, далее - в апреле-мае. Необходимость проведения четвертой встречи определяется воспитателем группы.

В последнее время чаще проводятся родительские собрания в ДОУ в нетрадиционной форме. Такой формат предполагает активное взаимодействие всех участников, а также оказание родителям необходимой методической и дидактической помощи по вопросам воспитания и обучения дошкольников.

Виды и темы родительских собраний в детском саду, которые имеется возможность проводить в нетрадиционной форме, могут быть, например, следующими:

  1. Конференции (круглый стол). Примерные темы: «Вопросы воспитания в семье», «Наш выбор - здоровый образ жизни», «Адаптация к детскому саду», «Что такое авторитет? Родительский авторитет - основа воспитания», «Физиология и психология дошкольника», «Готовность к школе», «Кризис трех лет», «Физическое воспитание в условиях семьи и детского сада» и так далее. В ходе конференции родители обмениваются опытом. На эти встречи могут приглашаться специалисты: психолог, медик (медицинский работник ДОУ или специалист из местной поликлиники), дефектолог, социальный педагоги и другие педагогические работники.
  2. Встречи семейного клуба на базе ДОУ. Семейные клубы - неформальные объединения, которые организуются группой педагогов и родителей на добровольных началах. В рамках таких встреч можно развивать следующие темы родительских собраний в детском саду: «Рецепты здоровья», «Традиции физического воспитания в семье», «Дорожная азбука», «Правила обучения иностранному языку в домашних условиях», «Детское упрямство», «Воспитать ребенка полноценным» (для неполных семей) и так далее.
  3. Игры по темам конфликтных ситуаций. Родительское собрание в игровой форме - это встреча, в ходе которой быстрее вырабатываются и закрепляются определенные умения и навыки, позволяющие предупредить сложные педагогические ситуации, конфликты.
  4. Встреча в формате «вопросы и ответы». Такие родительские собрания в ДОУ в нетрадиционной форме позволяют родителям получить концентрированную педагогическую информацию по самым разным вопросам. Некоторые из них, как правило, носят дискуссионный характер, ответы из сухой информации переходят в заинтересованные обсуждения.
  5. Родительские собрания на природе. В теплый период года можно провести на природе «День семьи» или «День здоровья», любое экологическое мероприятие. Совместить такое собрание можно и с пикником, и с субботником, и с образовательной беседой.
  6. Тренинги. В ходе таких встреч родители могут не только получить консультацию специалиста по определенной теме, расширить свои знания в вопросах воспитания и обучения (особенно это касается молодых родителей), но и на практике отработать полученные навыки. Так, в собрании-тренинге неким образом совмещается форма «вопросы и ответы», конференции и игры по темам конфликтных ситуаций. Темы могут быть разными: «Как понять ребенка 2-3 лет?», «Кризис 3 лет на практике», «Подготовка к школе», «Адаптация к детскому саду» и так далее.

Родительские конференции по обмену опытом

Встречи такого формата расширяют кругозор родителей в вопросах воспитания и обучения, располагают к эффективному взаимодействию семьи и воспитателя детского сада, позволяют тактично и ненавязчиво познакомить взрослых с требованиями ДОУ к воспитанникам (организационная функция). Тему для собрания в форме конференции, особенно первого, организационного, лучше выбрать какую-нибудь нейтральную. Например, можно провести родительское собрание в форме круглого стола на тему «Азы воспитания».

Задачи встречи «Азы воспитания» в форме круглого стола

Тема «Азы воспитания» нейтральная, актуальная для всех родителей, так что каждый специалист, раскрывая ее, может ненавязчиво рассказать о своих требованиях к воспитанникам, представить себя как специалиста. Задачами такого собрания является:

  1. Знакомство родителей друг с другом, с воспитателями, специалистами, которые работают с детьми в ДОУ, группой, администрацией дошкольного учреждения, детским садом.
  2. Помощь в подготовке к изменению статуса малыша в семье, понимание значимости перехода ребенка в новое психическое и физическое состояние.

На встречу можно пригласить логопеда, дефектолога, психолога, медицинского работника ДОУ, заведующего детским садом. Конечно, также должны присутствовать воспитатели группы.

Анкетирование родителей перед собранием

Предварительно стоит провести анкетирование родителей, чтобы на собрании ответить на все интересующие вопросы. Кроме того, анализ ответов родителей позволит выявить, на какую информацию необходимо обратить большее внимание взрослых. В анкету можно ввести следующие вопросы:

  1. Знает ли Ваш ребенок правила культурного поведения? Какие? Пожалуйста, приведите примеры.
  2. Знает ли Ваш ребенок правила безопасности в быту и на улице, на дороге? Какие?
  3. Что такое ЗОЖ? Какие методы укрепления здоровья ребенка вы используете?
  4. Как Вы проводите семейный досуг с ребенком?
  5. Что, по Вашему мнению, является главным в воспитании хороших манер и навыков культурного поведения?
  6. На какие вопросы Вы хотели бы получить ответы на собрании?

Результаты позволят понять, на какие вопросы обратить внимание специалистам (дефектологу, психологу, медицинскому работнику) при подготовке докладов.

Теоретическая часть родительского собрания в ДОУ

Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Азы воспитания» включает две части: теоретическую и организационную. В рамках теоретической части встречи с докладами выступают:

  1. Воспитатели группы. Нужно поприветствовать собравшихся, поблагодарить за то, что нашли время прийти. На первой встрече можно начать с разговора о тех простых вещах, которые и создают основу культурного поведения, здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности ребенка. Нужно донести до родителей перечень основных умений, которые должны быть сформированы у дошкольника (например, умение считаться с мнением других, соблюдение правил культурного поведения, поддержание в порядке собственной комнаты, регулярное участие в посильном труде), также стоит отметить, что главным в воспитании является личный пример.
  2. Логопед. Специалист может рассказать о речевом этикете. Стоит сделать акцент на том, что ребенка необходимо избавить от грубых обращений, а также исключить из семейного обихода нецензурные слова.
  3. Педагог-психолог. Этот специалист может дать родителям несколько профессиональных советов по воспитанию («Чтобы ребенок слушался…») гармоничной личности, выявлению индивидуальных способностей и особенностей дошкольника. Стоит дать понять родителям, что они всегда могут рассчитывать на помощь психолога в решении различных вопросов. Полезным также будет подготовить и раздать короткие памятки с советами по семейному воспитанию от выдающихся педагогов.
  4. Дефектолог. Тему воспитания хорошо бы продолжить разговором о похвале. Донести до родителей следует тот факт, что ребенка нужно обоснованно хвалить. Тут можно провести короткую игру. Нужно раздать родителям фишки, подготовить тезисы о правильном поведении (аккуратно складывает одежду; при встрече приветливо здоровается, говорит «до свидания» при расставании; не говорит нецензурных слов), предложить распределить фишки по тезисам по цветам: например, зеленый - ребенок выполняет правило; синий - выполняет не всегда или не совсем верно; красный - не выполняет совсем. Такое упражнение позволит определиться, над чем стоит поработать с детьми.
  5. Медицинский работник. Стоит провести беседу о закаливании, ознакомить родителей с теми методами, которые применяются в ДОУ (температурный режим, утренняя гимнастика, ежедневные прогулки, активные игры, хождение по ребристым дорожкам).
  6. Второй воспитатель. Второй педагогический работник, который работает с группой, может поднять тему безопасности в детском саду и в быту. Родителям стоит обозначить важность знакомства ребенка с правилами безопасности в быту, ПДД, правилами противопожарной безопасности, подсказать методы обучения навыкам безопасного поведения.

Организационные моменты на нетрадиционном родительском собрании

Первое родительское собрание, пусть и в нетрадиционной форме, в обязательном порядке предполагает наличие организационной части. Нужно ознакомить родителей с основными задачами на предстоящий учебный год, программой обучения, нормативно-правовым регулированием деятельности ДОУ, списком канцелярских товаров, необходимых для обеспечения полноценного учебно-воспитательного процесса в детском саду. Необходимо обсудить правила детского сада (по договору между родителями и ДОУ), провести выборы родительского комитета.

Протокол родительского собрания

Обязательно нужно сделать протокол родительского собрания в ДОУ. Этот документ должен включать такие вопросы, как:

  1. Общее число родителей, количество присутствующих и отсутствующих, причины отсутствия.
  2. Повестка дня.
  3. Выступления участников встречи, вопросы, комментарии, обсуждение.
  4. Результаты голосования, анкетирования, любых других активностей.
  5. Решения родительского собрания.

Под протоколом родительского собрания в ДОУ подписывается секретарь. Это может быть второй воспитатель или председатель родительского комитета.

Собрание «Игра как средство воспитания»

На родительское собрание в ДОУ в нетрадиционной форме можно пригласить психолога. Специалист расскажет родителям, какие игрушки нужны ребенку того или иного возраста, как организовать детский уголок для игр дома, даст краткую характеристику игровой деятельности, ее роли в воспитании. Можно привести примеры сюжетно-ролевых игр и рекомендации по руководству игрой в семье.

До беседы можно предложить родителям провести родительское собрание в форме тренинга. Вот несколько идей, которые можно использовать для проведения такой встречи:

  1. Проведение игры «Магазин игрушек». Нужно подготовить различные игрушки (кукла, пирамидка, кубики, пазлы, матрешка), предложить родителям выяснить полезность, бесполезность или вред, плюсы и минусы любой игрушки по выбору.
  2. Проведения игр на развитие внимания, творческие навыки (совместно с детьми). Можно предложить игру «Угадай, что исчезло», упражнение «Дорисуй картинку» (например, нужно дорисовать вторую половину елочки и ответить на тематические вопросы про Новый год), игру «Что лишнее?» и другие. Цель - познакомить родителей с развивающими играми, которыми можно заниматься дома с детьми.
  3. Можно подготовить для собрания и распечатать памятки по развитию мелкой моторики, наборы развивающих игр.

Родительское собрание «Что я знаю о своем ребенке?»

Развитию интереса к познанию дошкольника и эмоциональному сближению всех участников воспитательно-образовательного процесса способствует, например, родительское собрание в форме кафе. Нужно подготовить чай и кофе, сладости, включить спокойную музыку в качестве фона. Можно предложить родителям ознакомиться с меню:

  1. Первое блюда: мини-лекция «Что нужно знать о своем ребенке?» (роль родителей в воспитании, что нужно ребенку для полноценного развития).
  2. Гарнир: блиц-опрос «Насколько хорошо вы знаете своего ребенка?» (быстрые вопросы и ответы).
  3. Салат: конфликт, решение сложных педагогических ситуаций.
  4. Напиток: тест «Какой вы родитель?». Можно, например, привести список фраз, которые родители могут употреблять в общении с детьми (как положительных, например, «Посоветуй мне, пожалуйста…» или «Какой ты у меня сообразительный!», так и отрицательных: «О чем ты только думаешь!», «Сколько раз тебе повторять?»). Далее нужно предложить родителям присвоить каждой фразе число: 0 - вообще не употребляю эту фразу в общении; 1 - иногда употребляю; 2 - часто употребляю (для отрицательных высказываний; наоборот - для положительных). По ответам можно определить, насколько гармоничны отношения родителей и ребенка.
  5. Десерт: ознакомление с результатами тестирования, решение интересующих родителей вопросов, подведение итогов.

В ходе обсуждения воспитатель детского сада также отвечает на отдельные вопросы родителей. Кроме того, нужно определить тему следующего собрания, запланировать следующую встречу.

подготовила и провела воспитатель МБДОУ № 40 , Букина Н.С.

Цели:

  • познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет;
  • расширение контакта между педагогами и родителями

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.

Форма проведения: беседа за круглым столом

Участники: воспитатели, родители, узкие специалисты.

Подготовительный этап.

Подготовка благодарственных писем семьям, принявшим активное участие в жизни группы и детского сада

Предварительное анкетирование родителей (Приложение 1).

Разработка проекта решения родительского собрания:

  1. План проведения:
  2. Вступительная часть.
  3. Поздравление родителей с началом учебного года.
  4. Выборы нового состава родительского комитета.
  5. Психологические особенности 3- 4 лет.
  6. Награждение родителей.

Ход мероприятия

I. Организационный этап

Упражнение “Каким вы хотите видеть своего ребенка?”

Перед вами лежат “лепестки” нашей будущей “ромашки”. Запишите, каким вы хотите видеть своего ребенка на “лепестке ромашки”.

(После совместного обсуждения родителей “лепестки” прикрепляются на доску в виде “ромашки”)

Звучит музыка, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На центральной стене плакат с темой собрания.

Родители изучают содержание программы родительского собрания.

1. Вступительная часть

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас! Сегодня у нас праздник.

Попробуйте догадаться какой. Нашим замечательным деткам исполнилось три - четыре года, они перешли во вторую младшую группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.

Упражнение “Пожелание”

Родители встают в круг, воспитатель под музыку пускает по кругу “волшебный микрофон”. У кого микрофон останется в руках тот произносит пожелание.

Воспитатель: Иногда родители слышат от ребенка “не хочу в детский сад”. Что делать, как поступить? Консультация для родителей: “Мой ребенок не хочет ходить в детский сад". (Приложение 2)

Воспитатель: Чем же заняты дети в детском саду? (Рассказать родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс,

задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий), о дополнительном образовании (бесплатные и платные кружки).

Родители задают интересующие их вопросы, высказывая предложения по улучшению качества образовательного процесса. Им выдается памятка “Правила для родителей”

(Приложение 3) . Родители заполняют анкету семьи, куда вносят все изменения, произошедшие за текущий период (изменения фамилий, адрес телефонов, места работы и т. п.).

Родители получают распечатанный список воспитателей (Ф.И.О., контактные телефоны, время проведения консультаций)

Воспитатель: Предлагаем выбрать, либо подтвердить прежний, родительский комитет группы, который будет, как и прежде заниматься вместе с воспитателями организацией всех наших совместных проектов.

Воспитатель: В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей,

детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу. Уважаемые родители! Год назад мы переступили вместе с вами и вашими

детьми порог детского сада. За этот год многое мы пережили - были и слезы и смех, и первые победы. Спасибо Вам за то, что вы были с нами рядом, за вашу поддержку.

(Вручение благодарственных писем родителям - активным участникам мероприятий группы и детского сада.)

Решение родительского собрания:

  1. Установить график проведения групповых родительских собраний — 1 раз в квартал. Время начала родительского собрания — 17.30.
  2. Председателем родительского коллектива группы избрать, (Ф.И.О.).
  3. Утвердить родительский комитет в следующем составе:
    (Ф.И.О. членов родительского комитета, их телефоны).
  4. Принять к исполнению правила для родителей.
  5. Заполнить анкету для родителей и анкету семьи.
  6. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных
  7. условий для образования детей в сложившемся коллективе.

Воспитатель: Спасибо, уважаемые родители за то, что вы пришли на родительское собрание. Приглашаем вас на чаепитие.

Приложение 1.

Фамилия, имя, отчество…………………………………………………………………………….

  1. Какие изменения произошли в Вашем ребёнке за этот год пребывания в д\с…………………………………………………
  2. Как Вы думаете, каков стиль общения логопеда, педагогов с ребёнком?

партнёрский……………………….

3. Обеспечивают ли педагоги развитие вашего ребенка в различных отраслях развития?

Да…………………….. нет……………..

Частично ………… не знаю………………

4. Как Вы думаете, в какой форме педагоги проводят обучение детей?

В игровой, занимательной……………………………………..

В учебной, дисциплинарной……………………………………..

не знаю…………………………………………………………………….

6. Как часто Вы получали информацию от педагогов о развитии ребёнка, его успехах, проблемах?

ежедневно……………………. 1 раз в неделю ………………………

1 раз в месяц……………………….. никогда……………………………………..

7. На Ваш взгляд, созданы ли условия в д\сдля воспитания, развития ребёнка?

да…………………… нет……….... частично………

8. Какую помощь Вы оказывали педагогам в воспитании, развитии ребёнка?

…………………………………………………………………………………………………………

9. Как вы думаете тяжело работать воспитателем?.....................................................

10. Ваши пожелания педагогам в воспитании ваших детей……………………………

Приложение 2

Консультация для родителей на тему: «Если ребенок не хочет ходить в детский сад. Что делать?»

«Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!».

Эти душераздирающие вопли вы слышите теперь каждое утро. Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик,

голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура,

появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу.

А причин для этого может быть несколько.

Смена образа жизни

Дети - самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям.

На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, - это порядок и спокойствие в их жизни.

А тут - мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно,

свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое - и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем.

Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней. Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома».

Оптимальный вариант - если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме.

Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая - подойдет морковка или яблоко).

Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи - например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке.

Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Непривычная пища

Вспомните свое детство - наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства.

Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком - у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных,

требуют съедать все до крошки, в быстром темпе - это тоже не каждому под силу.

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе.

В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака - больше шансов, что к моменту

завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан.

Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Чужой среди своих

Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком.

Это может быть индивидуальная особенность - просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей».

Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу.

Выход

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский).

Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости.

Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

Еще один важный момент переходного периода - приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно.

Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант - студия раннего развития, где дети постепенно

вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием.

Обращайте внимание малыша на то,

как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют.

Чего делать нельзя

Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада,

но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно - это очень опасный путь. Малыш поймет,

что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.

Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день

(разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете

оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.

Самим бояться разлуки с ребенком. Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции - и тревога, и спокойствие.

Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке - совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?

Наиболее распространенный источник напряжения - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду

ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Ребенок может соскучиться и по родителям - поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел.

Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть.

Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой - небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим,

перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или

родителей других детей - как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.

Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению,

а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа - это тоже большая нагрузка для ребенка,

склонного к перевозбуждению.

А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком - к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум,

брат или сестра, книги) - то и является для него источником стихийной психотерапии.

Бежать, конечно, никуда не надо, и прятаться тоже, хотя очень хочется, особенно, когда ваше солнышко и зайчик катается по земле в истерике и требует очередную шоколадку,

и вы с ужасом ловите себя на мысли: «Это не мой ребёнок. Мой был спокойный и послушный зайчик, а этот…..».

Нет, дорогие родители, могу вас уверить, ребёнок именно ваш. Просто он взрослеет и пока ещё не знает, что ему делать с этой «взрослостью» и как себя вести дальше.

Ну, что ж, давайте разбираться.

Если на любое ваше предложение ребёнок отвечает «Нет», а раньше он это делал с удовольствием, если он стремится всё делать сам, отвергая любую вашу помощь,

если грубит вам, бабушке и дедушке, если требует от вас ему подчиняться посредством истерик, капризов, плача, если ребёнок стал упрямым и строптивым - поздравляю,

вы переживаете один из самых острых и важных детских кризисов: кризис трёх лет.

Ваш ребёнок учится быть самостоятельным и независимым, отстаивать своё мнение. Не нужно его наказывать и ругать, просто помогите ему.

Дорогие мамы и папы, признайте наконец, что ваш ребёнок стал взрослым (почти стал), а это значит нужно научится уважать его мнение и желание стать самостоятельным.

Хочет он помыть пол, пусть моет. Влажная тряпка и немного воды в тазике не испортят паркет.

Потом, когда ребёнок уснет со счастливой улыбкой от сделанной работы, вы можете пол и перемыть. Главное здесь, он сделал это САМ.

Предоставьте ребёнку выбор. «Ты будешь есть борщ из красной или жёлтой тарелки?» Глядишь, и тот факт, что придётся съесть нелюбимый борщ, останется незамеченным.

Не заставлять, а просить. «Солнышко, помоги мне нести пакет, а то мне тяжело.» И ребёнок будет усердно помогать, а не стремиться сбежать подальше от

мамы и поближе к проезжей части дороги.

Лучше начать одеваться за час до предполагаемого выхода из дома, чем потом ругаться на ребёнка, когда он скажет, что будет одеваться сам.

Рассчитывайте время и избежите истерик.

Никогда не унижайте ребёнка. Вместо «Я же тебе говорила, что у тебя ничего не получится!» скажите: «Ну, конечно, ты не сможешь сам застегнуться,

тут вон сколько пуговок. Я бы тоже сразу не смогла»

Кризис трёх лет не будет столь страшным, если подойти к нему с терпением и юмором. Бывший мамин хвостик отпускает подол вашей юбки и уходит в самостоятельное плаванье.

Порадуйтесь за вашего малыша, хотя какой он теперь малыш? Он уже самостоятельный маленький взрослый.

Приложение 3

ПАМЯТКА «Семь правил для родителей»

Уважаемые родители!

Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный, детский сад не сможет сделать для ваших детей все. Детский сад призван помочь вам, а не заменить вас.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

«Педагогическая лаборатория».

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса

3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.

Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

Ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Групповое родительское собрание в средней группе Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи по соблюдению логопедического режима ДОУ»

Введение

Родители – это очень важные люди в жизни каждого ребенка. От того, как родители строят общение с ребенком в своей семье, зависит очень многое в развитии ребенка, в частности – его речевое развитие. В наш детский сад приходят дети с тяжелыми нарушениями речи. Успех работы по компенсации тяжелых речевых нарушений напрямую зависит от слаженной работы специалистов детского сада и родителей детей. В нашем детском саду придается большое значение работе с родителями, так как от их поддержки и трудолюбия в выполнении заданий учителя-логопеда напрямую зависят успехи их детей по преодолению имеющихся речевых нарушений. Одной из форм работы с родителями по налаживанию взаимного сотрудничества является проведение родительских собраний в нетрадиционной форме.

Цель:

1. Налаживание связей между родителями группы

2. Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» через формирование активной родительской позиции в коррекционно-развивающей среде.

3. Актуализация и активизация роли родителей в жизни детского сада.

Задачи:

1. Углубить степень знакомства родителей друг с другом.

2. Повысить уровень мотивационной готовности родителей к совместному с ребенком выполнению домашних заданий учителя-логопеда.

3. Проверить знания родителей артикуляционной и пальчиковой гимнастик, разученных вместе с детьми.

Оборудование:бейджики по количеству родителей, бумага двух цветов по размерам бейджика, ручки, ватман, фломастеры (карандаши цветные), музыкальное сопровождение (песня «В коробке с карандашами»), мяч или клубок шерсти.

Ход родительского собрания

Ведущий: "Добрый день, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча будет проходить в форме игры. Мы надеемся, что она даст вам возможность отдохнуть, проявить находчивость, вспомнить программу второй младшей группы, а также бабушкины сказки, прибаутки".

Iблок психологический:

(проводится в кругу до разделения родителей на команды)

Ведущий:"Давайте встанем в круг""

Задание №1 «Знакомство»

Цель задания:проложить ассоциативные связи между именами родителей и положительными психологическими качествами.

Участники собрания садятся в круг, по кругу пускается мяч. Участник называет своё имя и своё положительное качество на первую букву своего имени. Для закрепления бросаем мяч любому участнику, он называет своё положительное качество, бросивший мяч участник должен вспомнить имя того участника, которому он бросил мяч.

Задание №2 «Углубление знакомства»

Цель задания:упражнение позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.

Участники садятся по кругу, ведущий стоит в центре круга.

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

После игры ведущий может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?».

IIблок логопедический:

Ведущий:"А сейчас мы поделимся на две команды. На первый второй - рассчитайсь. Следующее задание это придумать название и девиз каждой команде и написать название на бейджиках."

Задание №3 «Пословицы и поговорки»

Ведущий:"А сейчас первое задание. Сейчас вы по цепочке будете называть пословицы и поговорки о семье, о школе, о быте. Сначала говорит участник из одной команды, потом из другой. Выигрывает та команда, участник которой последний назовет пословицу или поговорку".

Примеры пословиц и поговорок.

О семье

О школе

О быте

Без отца - полсирота, а без матери - круглая сирота.

Куда иголка, туда и нитка.

Муж и жена – одна сатана.

Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Ученье и труд всё перетрут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Задание №4 «Артикуляционная гимнастика»

Ведущий:"Для того, чтобы успешно справиться со следующим заданием, вы должны будете вспомнить домашние задания учителя-логопеда за прошедший год обучения. Также по цепочке, как и в предыдущем задании, вы будете называть, и демонстрировать упражнения по артикуляционной гимнастике. Выигрывает та команда, участник которой последний назовет упражнение".

Варианты:учитель-логопед называет или показывает артикуляционную гимнастику, а родители дают название гимнастике или демонстрируют её.

Задание №5 «Пальчиковая гимнастика»

Ведущий:"В следующем задании вы также должны будете обратиться к собственной памяти. Также по цепочке, как и в предыдущем задании, вы будете называть, и демонстрировать упражнения по пальчиковой гимнастике. Выигрывает та команда, участник которой последний назовет упражнение".

IIIблок психологический

Задание №6 «На внимательность»

Цель:способствует мобилизации внимания, дает возможность участникам осознавать их регулятивные ресурсы, создает условия для их тренировки.

Участники садятся по кругу.

Инструкция:«Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: 1, 2, 3 и т.д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, которое делится на 6 (например, 12,18), или число, в которое входит цифра 6 (например,16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).

Если кто-то из вас ошибается, то он выбывает из игры.

Это упражнение очень динамично, особенно в том случае, если условия упражнения модифицируются непосредственно в ходе его выполнения. Упражнению можно придать и более конкурентный характер, введя условие выхода за круг тех, кто сделал ошибки. В этом случае, ошибающимся дается инструкция внимательно наблюдать за продолжением упражнения и стараться понять причины и характер ошибок. Выигрывает та команда, чей участник останется последним в кругу.

IVблок: завершение

Ведущий:"Прежде чем жюри подведёт итоги, мы хотели бы поблагодарить всех за участие в нашей игре. Не важно, кто победил, важно, что вы пришли и мы провели это время вместе".

Завершается родительское собрание игрой, которая подытоживает смысловое содержание всего собрания. «Слово – эстафета»

Родитель встают в один большой круг. По кругу пускается мягкая игрушка. Родители должны продолжить предложение начатое ведущим:

«Мой ребенок будет успешно учиться, если я …»

Заканчивает предложение каждый родитель.

Ведущий:"Как вы себя чувствуете после нашего собрания? Как ваше настроение? А теперь совместными усилиями давайте создадим фотопортрет детей нашей группы".

Конспект родительского собрания в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое своей семьи».

Цель: Формирование семейных традиций.

Задачи: 1. Заинтересовать родителей и детей изучением истории

Происхождения своей семьи,

2.Прививать уважение к культурным традициям семьи,

Способствовать становлению личности детей с помощью изучения

Родословной и жизни своих предков.

Форма проведения: педагогическая гостиная.

Участники: родители, воспитатель.

Предварительная работа:

1. Оформление фотоальбома «Семейные фотографии»,

2. Выставка фотографий воспитанников и родителей группы в младенчестве и раннем детстве.

3. Подготовка презентаций старинной семейной фотографии.

Материал:

Семейные фотоальбомы разных видов, фотографии воспитанников группы в раннем возрасте,

Альбом с пословицами и поговорками о семье,

Наглядный материал, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «семья», настольно-печатные и дидактические игры,

Художественная литература для чтения детям по теме собрания,

На мольберте написаны мудрые мысли, пословицы и поговорки о семье.

Ход собрания:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть Вас в педагогической гостиной.

И прежде чем начать наш разговор я предлагаю Вам сыграть в игру « Моя семья». Эта игра поможет нам узнать о вашей семье, о традициях, увлечениях в семьях.

(Приложение 1)

Воспитатель: У каждого человека есть дом. Это не просто крыша над головой, а место, где его понимают, любят и ждут.

Таким домом можно назвать наши семьи, детский сад, село, страну, в которой мы живем.

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем» (В.Степанов)

Сегодня мы с вами поговорим о самом главном для каждого из нас – это о семье и о том, как сохранить историю семейного рода.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слеза, и смех,

Взлет и падение, радость и печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

На стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Семья – это маленькая вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Поскольку семья – Вселенная, пусть и маленькая, должны быть и загадки вселенной. И они действительно существуют. Но на каждую загадку есть своя отгадка.

Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет, и свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать круг. Человек уходит, а дети остаются. У детей рождаются свои дети, а у тех – свои. И если человек не совершал не каких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

Кем был твой прадед,

Кем – твой дед?

О чем они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызывало дружный смех

И как они женились?

Какие испытанья им

Достались на веку?

Как до Парижа дед пошел

В народном том полку?

И если все узнаешь ты,

Изучишь древний род, -

Полюбишь родину свою,

Полюбишь свой народ!

Воспитатель: Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом)»

А есть ли в вашем доме семейный альбом?

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое.

Игра « Узнай кто это?»

Посмотрите внимательно на фотовыставку и попробуйте узнать кто это? (Фотографии родителей и детей в раннем и дошкольном возрасте)

Воспитатель: К 4-5 годам дети начинают понимать, что когда то они были другими – маленькими, а скоро снова изменятся, вырастут и станут – большими. Этот процесс называется осознанием личностного времени.

Малышам такие сложные абстракции, как понимание движение времени, рост и взросление, недоступны. Лишь развитие мышления и воображения дает четырехлеткам возможность осознать это.

Важно понять, что каждый возраст по своему ценен. Не нужно стремиться делать ребенка старше, чем он есть, или, наоборот относится к нему как крошке. Дети растут и это замечательно помочь ребенку правильно оценивать себя и оптимистично смотреть в будущее – задача взрослого.

В каждой семье раньше были большие альбомы с фотографиями. Там любой мог увидеть себя и своих близких маленькими, молодыми, пожилыми.

Семейный альбом – это огромное, пространство жизни с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное. Детей всегда привлекают такие альбомы. Они искренне удивляются, что их бабушки, дедушки, мамы и папы, когда-то были детьми. С интересом рассматривают они себя в младенчестве.

Скажите, рассматриваете ли Вы вместе с ребенком семейный альбом?

Жаль, что во многом эта традиция утрачивается. Однако восстановить её не так-то трудно, тем более что помимо фотографий у нас аудио- видеокассеты.

Отбор фотографий, оформлений страниц фотоальбома – это именно то общение, которое необходимо дошкольнику, и его совместной деятельности с родителями.

Конкретный образ на фотографии сопровождается рассказами из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его память.

Посмотрите фотографии и обсудите с ребенком, чем отличаются взрослые от детей, как изменится он сам внешне и внутренне, каким он будет. В заключении нарисуйте лесенку из трех ступенек символизирующих прошлое, настоящее и будущее ребенка, каким он ведет себя на каждой ступеньке.

Воспитатель: Давайте обратимся к словарю и определим значением слов «альбом», «семья», «фотография».

(Родители делятся на три группы. Каждой группе дается лист с одним из слов, нужно написать значение данного слова и передать лист на проверку, родительской группе справа. Таким образом, каждая группа знакомится со всеми понятиями.)

Примерные записи родителей

Альбом:

Тетрадь или книга с чистыми листами для стихов, рисунков, фотографий, открыток.

Объединенное по теме собрание иллюстраций и рисунков, фотографий.

Семья:

Группа людей, состоящая из мужа, жена, детей, и других близких родственников живущих вместе.

Фотография:

Способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах, с помощью специального аппарата.

Семейный альбом:

Тематическое собрание фотографий близких родственников.

Воспитатель: Каждый человек старается упорядочить свои фотографии и создать альбом. Альбомы могут быть различных видов. Скажите, какими могут быть альбомы? (Свадебные, армейские, отражающий детство)

Глядя на фотографию, можно много узнать о том времени, когда она была сделана.

Воспитатель: А сейчас мы переходим к практической части нашего собрания. (Представляют жюри)

Жюри будет оценивать конкурсы по следующим критериям: оформление фотографий, представление, содержание.

Конкурсы.

1. Презентация семейной стариной фотографии.

2. Презентация семейного альбома.

3. Презентация «Моя родословная»

4. Презентация « Мой ребенок»

А теперь, пока жюри подводит итоги, мы с вами немножко отдохнем.

Вам нужно изобразить пантомиму следующих ситуаций:

Семейный отдых на природе

ребенок играет

ребенок обедает

ребенок собирается в детский сад

первые шаги ребенка

день рождение ребенка

Жюри подводит итоги. Победители награждаются.

Воспитатель: Зачем же современному человеку знать историю своей семьи?

Вывод: Человек без этого знания, подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы, им очень легко управлять.

Воспитатель: Уважаемые родители! Дерево, у которого крепкие корни ветер не валит. Если мы будем знать историю своей страны, и своего города нам не страшны не какие невзгоды.

Вариант решения родительского собрания

Постепенно с взрослением детей рассказывать им о своих предках.

Поддерживать семейные традиции и создавать новые

Начать создавать семейный альбом, родословную своей семьи.

Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников»

Приложение:

Игра «Моя семья»

Играющие сидят по кругу. Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким то общим признаком, и называет этот признак. В тот момент, когда родители пересаживаются, воспитатель занимает один стул. Оставшийся без стула родитель становится ведущим и продолжает игру.

Кто имеет в семье одного ребенка (более одного ребенка)?

Кто кого-то из детей назвал в честь бабушки(дедушки)?

Кто живет в отдельной квартире (с родственниками)?

У кого есть дети-школьники?

Кто всей семьей трудится в огороде?

Кто любит путешествовать?

Чей ребенок любит рисовать(петь, танцевать)?

У кого в семье есть мама домохозяйка?

Чья мама печет самые вкусные блинчики?

Кто с сыном любит ходить на рыбалку?

У кого в семье кто-либо имеет хобби?

Для кого физкультура, любимое занятие?

Кто самый умный, сильный и любимый папа?

Кто каждый день своему ребенку читает книги на ночь?


  • Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями
  • Виды родительских собраний
  • 1.Организационное
  • 2. Информационное
  • 3. Тематическое
  • 4. Итоговое
  • 5. Консультативное
  • Нетрадиционные формы родительских собрания
  • Родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует. В каждом классе есть обучающиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают похожие затруднения. Эти проблемы носят порой конфиденциальный характер поэтому их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Понимание проблемы друг друга будет направлено на совместное решение. Можно по просьбе родителей пригласить психолога, социального педагога, логопеда, сексолога, и т. д.
  • Родительские чтения
  • Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Анализируя прочитанную книгу, родители излагают свое понимание вопроса и, может быть, изменение подходов к решению после прочтения книги.
  • Родители расстаются со своими традиционными ролями, что становится залогом сотворчества и взаимного интереса. Технология помогает включить в работу каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей обучающихся.
  • Мастерская
  • Имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами школы. Например, работа может проходить по группам: «дети», «администрация школы», «родители», «учителя». Участники выполняют определенную роль в игре. Каждая готовит свой анализ проблемы и способ ее решения. В конце игры должна произойти самооценка участников, где некоторым родителям необходимо продолжить фразу: «Работая с группой, я поняла, что…»
  • Не только знакомит родителей с каким-то понятием, но и обучает определенным упражнениям. Помогает применить полученную информацию на практике.
  • Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком. В нем должны участвовать оба родителя. Тренинг даёт возможность родителям ощутить себя на время ребенком. Пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства». На один вопрос отвечают несколько семей. Эксперты определяют, какая семья более близка к истине.
  • Родительский тренинг
  • «Мастерская общения с родителями»
  • Тема: «Давайте познакомимся».
  • Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива, избрать родительский комитет группы.
  • Участники мастерской: классный руководитель, родители.
  • Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.
  • Ход проведения. 1. Вводное слово педагога . Педагог поздравляет родителей обучающихся с началом учебного года и произносит следующие слова: «Сегодня мы все вместе «проживем» мастерскую общения «Давайте познакомимся!». Вам предлагается работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнения нескольких заданий. Я буду отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начинаем!» 2. Индукция. (все сидят обычно): обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ладонь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров свое имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались и вы при этой форме чувствовали себя комфортно (получается «визитка»каждого участника мастерской). 3. Социоконструкция:
  • Объединить в группы по цвету своих «визиток» (столы переставляются в соответствии с созданными группами);
  • Расскажите в своей группе о себе то, что заинтересует ваших товарищей; Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллективную «визитку» - выступление в любом жанре (песня, танец, сценка, пантомима, сказка, рисунок).
  • 4. Социализация: выступление групп с представлением своих коллективных «визиток». 6. Рефлексия: «передавайте изготовленную «ладошку» с рассказом о своих впечатлениях и чувствах, возникших на мастерской, как вы себя чувствовали в начале, в процессе и на завершающем этапе работы в мастерской, постарайтесь проанализировать причину их возникновения.
  • Благодарю за внимание

Есть такой старый афоризм: «В работе с детьми самое трудное - работа с взрослыми».

Общение с родителями – большое искусство, необходимая составляющая успешной работы воспитателей и педагогов с детьми. Эффективность учебной деятельности зависит, в числе прочего, и от тесноты контакта с семьей воспитанника.

Как привлечь родителей в школу и правильно организовать родительское собрание, чтобы оно не было повинностью для родителей?

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми деятельность.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы педагога и родителей, является средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса учащихся в саду и дома. Главным его предназначением является его согласование, координация и интеграция усилий дошкольного учреждения и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

Цели и задачи родительских собраний.

· Воспитание родителей, родительского коллектива

· Формирование родительского общественного мнения.

· Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии.

Методы и формы обучения в педагогике - критерии, которые оказывают взаимное влияние. Под формами следует понимать способы организации обучения, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и местом проведения, количеством учащихся. Основу формы составляет ведущий метод. Способы совместной работы обучаемого и учащихся в процессе решения образовательных задач и являются методом обучения.

Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.



· «Педагогическая лаборатория»

· «Читательская конференция»

· «Аукцион»

· «Семинар – практикум»

· «Душевный разговор»

· «Мастер – класс»

· «Ток – шоу»

· «Вечера вопросов и ответов»

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

«Педагогическая лаборатория».

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция».

За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Аукцион».

«Семинар – практикум».

На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор».

Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер – класс».

«Ток – шоу».

Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса

3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов».

Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.