О сериале «Секс в большом городе».

Немецкий ученый открыл среди людей “объектофилов”, загадочную душу которых еще только предстоит постичь. Они питают искреннюю любовь к неодушевленным предметам и домашним животным. Каждый из нас в какой-то мере принадлежит к этому уникальному типу – и через наши руки прошли плюшевые мишки и собачки. Главное, разобраться в последствиях “первой любви”.

Думаю, у всех в детстве была любимая игрушка – плюшевый медведь или другой прелестный и забавный зверек – тоже из какого-нибудь фетра, набитый опилками или ватой, которому оторвали лапу или отгрызли ухо. И вы повсюду таскали эту игрушку с собой, прижимая к груди и разговаривая с ним перед сном. И вот теперь залатанная и затертая от старости, она занимает достойное место на полке и, возможно, в вашем сердце. Последний аспект особенно занимает неуемный научный мир.

Как это ни парадоксально, но подобная детская привязанность и может стать той самой первой любовью – мы, как правило, не принимаем это первое ощущение всерьез и недооцениваем это хрупкое чувство, когда переживаниям не было конца. В результате игрушка настолько входила в твою жизнь, что она переставала быть просто неким неодушевленным объектом – ей давалась жизнь и слово ни при каких обстоятельствах не расставаться.

С возрастом у нас появляются новые игрушки , соответственно, новые привязанности и волнения. В эту пору новой влюбленности самое время вспомнить о своей детской комнате и первой игрушке – всегда можно обнаружить для себя много интересного. Как часто можно услышать: “Я для тебя – всего лишь игрушка!” Но что если та самая, первая и дорогая сердцу?

Кроме того, не будем забывать, что это мир “больших игрушек для взрослых людей”. Машины, дома, гаджеты, весь окружающий мир – сплошная монополия, если к этому добавить деньги. Однако это другая история. Зачастую мы просто наслаждаемся какими-либо вещами, бросая при этом “люблю”, не придавая особого значения словам.

Вместе с тем мы любим близких нам людей – каждый из них по своему нам дорог, и мы в любом случае ожидаем какого-то ответного чувства. В этом – принципиальное отличие от ощущения, которое вызывает скорее удовлетворение – от восхода солнца, солнечного света, осеннего листопада. Хотя когда открываешь поэзию или встретишь, скажем, такое признание, начинаешь сомневаться:

“Сегодня у меня состоялся очень приятный разговор с японским кленом. Я рассказала ему, как восхищаюсь насыщенным цветом его листьев. Но мне так и не удалось выразить свое чувство и произнести: “люблю”…

Немецкий сексопатолог и исследователь Фолкмар Зигуш (Sigusch), возглавляющий Немецкое общество исследований отношений, говорит о тенденции, которая начинает играть все большую роль в жизни современного общества – привязанность и чувственное влечение к неоживленным и даже неодушевленным объектам. В своей книге “Neosexualitäten” (“Неосексуальность”), посвященной изучению данного феномена, он заявляет о “культурном изменении любовного влечения и отклонении от принятого поведения”.

“Мы живем в таких условиях, когда какие-то вещи, которые некогда осуждались, казались недопустимыми или постыдными, входят в свободный оборот, - замечает ученый. - Сегодня мы говорим о том, что раньше принято было скрывать“.

По его мнению, в настоящее время можно говорить о двух противоположных тенденциях – отсутствие влечения сексуального характера, т.н. нормальное состояние и очередная “-филия”: чрезмерное чувство по отношению к какой-либо домашней утвари, вещи или питомцу. И ничего необычного в этом нет, полагает Зигуш. При этом он в традициях Фрейда и Юнга приводит многочисленные примеры обсессий. В этой связи вспоминается наиболее характерный, когда частную жизнь одной дамы и ее представления о возможных взаимоотношениях в прямом смысле слова перевернула любовь к обычному… парому. Однако чувство, как и следовало ожидать, осталось без ответа – железо оказалось холодным.

Ученый при этом совершенно категорично приписывает к выделенной им категории “объектофилов” также любителей домашних животных, с особым рвением – тех, у кого содержатся кошки и собаки. Чрезмерная нежность к прирученному зверю - верный признак “объектомании”, - уверен ученый. - Некоторые особи порой привязаны к своим питомцам [или табуреткам – авт.] больше, чем к любимому человеку”.

Странное время, когда люди подковывали блох, прошло. В новую эру принято превращать мух в трансвеститов и женить лягушек и собак. Пока между собой. Однако, как уверен немецкий сексопатолог , не за горами день, когда и однополая человеческая любовь никого не удивит. И тогда мир пойдет дальше: на алтарь взойдут фетишисты-“объектофилы”.

Для многих людей жизненный успех определяется местом, которое они занимают в «пищевой цепочке»: ты или хищник, и этим всё сказано, или травоядный. В природе всё подчинено праву сильного. Например, лев, пользуясь положением главы прайда, сам даже охотится редко, при этом первый насыщается добычей, убитой львицами. Он не терпит соперников, даже если это его подрастающие детёныши мужского пола, и в определённый момент изгоняет их из семьи. Чёткая иерархия ролей в львином семействе проявляется в порядке, в котором поедается туша добытого животного, – самые вкусные куски достаются главе прайда, затем по очереди едят остальные.
«Законы джунглей» часто переносятся и на законы общества. Успех в жизни определяется тем, сколько материальных благ (в виде квартир, машин, отпускных поездок и т.п.) ты потребляешь, сколько людей у тебя в подчинении, как выглядит твоя спутница. Но если иерархия у животных и удовлетворение ими голода и потребности в размножении имеют целью выживание вида, то у людей стремление к доминированию и бесконечная погоня за удовольствиями могут привести к самоуничтожению. Собственно секс, в основе которого не лежит чувство любви, как и постоянное стремление к удовольствиям, ведут к невозможности получения удовлетворения в принципе. Даже Зигмунд Фрейд, объяснявший многие поступки сексуальными желаниями, видел достижение человеческой культуры в том, что эти желания могут подавляться или удовлетворяться не прямым путём, а сублимироваться. Моральные нормы и религиозные принципы служат теми ограничителями, которые не дают человеку погрязнуть в грехах и позволяют оставаться человеком.
То же можно сказать и о всепоглощающем стремлении к власти. Ученик Фрейда Адлер считал жажду власти компенсацией детского комплекса неполноценности, стремлением подражать всесильным родителям и мудрым учителям. Например, успеха в жизни часто добиваются люди с какими-то недостатками: коротышки становятся великими полководцами (Наполеон, Суворов), а страдающие дефектом речи (Демосфен) – талантливыми ораторами. Но «яд главенства» превращает благородное стремление к совершенству в самоутверждение за счёт других и подавление слабых. Идти по головам других к своей цели в бизнесе или политике означает остаться без поддержки, постоянно опасаться предательства и ножа в спину. Поэтому «прагматичней» работать в команде единомышленников, жить среди любящих и уважающих тебя людей. И даже если миром правят жажда власти, секс и голод, мы должны попытаться сделать так, чтобы им правили взаимопонимание, любовь и доброта.

В начале XIX века в России секса не было, но был . Сентиментальный, трагичный, легко написанный, он быстро стал предвестником желтой прессы. Базовые потребности аудитории сегодня мало изменились. В газетных киосках около 20 наименований журналов о еде и интимных отношениях, книги об этом же лидируют в рейтингах продаж.

Но по факту в российской действительности высокая рождаемость и кулинария стоят далеко не на первом месте. Про здоровую пищу и похудение читают люди, закусывающие между делом пельменями с майонезом, а статьи эротического характера выбирают те, у кого не складываются отношения с противоположным полом (подростки и пенсионеры). Одни повышают заниженную самооценку, вторые заменяют одни цели и действия другими. Сублимация (по Фрейду) – трансформация либидозной энергии в творческую. Так по заголовкам журналов в обычных газетных киосках можно охарактеризовать страну и сделать вывод, что в ней отсутствует и чего не хватает.

Зигмунд Фрейд сказал: «Миром правят три вещи: жажда власти, секс и чувство голода». И в прессе происходит объективация общества. Человек подается как неодушевленный предмет, лишенный собственной воли, обесцениваются его разум и уникальность. Такая аудитория выгодна для прессы. Ведь чем выше интеллект, тем меньшими группами мы собираемся. В XIX веке то, что человек не мог выразить напрямую, он делал через актерскую игру, в газетах и журналах чувствовался некий скрытый смысл, наличествовал соответствующий стиль письма, подачи информации. В этом было определенное искусство. Но сегодняшние СМИ получили аудиторию с низким уровнем интеллекта, и этому поспособствовала резкая отмена цензуры. Если цензура есть, прессу мало читают, но отсутствие таковой тоже несет отрицательные последствия. Понятно, почему статистика говорит о том, что после 30 лет журналисты, работающие в стандартной культурной сфере, уходят в ежедневные издания. Желтая пресса стабильна в плане заработка, и поэтому ее так много.

Как говорил классик Иоганн Фридрих Шиллер, «любовь и голод правят миром». Пожалуй, голод – самое искреннее чувство из этих двух. Если заполнять желудок конфетами, он болит и не насыщается, так же происходит с пустотой – душевной и эмоциональной. Но современные медиа общедоступны, поэтому являются неким оружием массового поражения. Мы отучаемся фильтровать то, что видим и слышим, доверяем людям, которые имеют славу и авторитет, но не понимаем, что всё это им дарит СМИ.

«Четвёртая власть» (англ. FourthEstate) - словосочетание, определяющее и саму прессу, и ее влияние в социуме. Термин напоминает нам о том, что влияние журналистов на события и процессы в обществе весьма велики. Но у «второй древнейшей» весьма интересные корни. Если обратиться к истории, то можно увидеть, что одним из ранних способов общения с публикой были проповеди Апостола Павла, который говорил нам о любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий».

Нет такого человека, который бы не знал Зигмунда Фрейда. Благодаря ему мы понимаем многие вещи, которые с нами происходят, и можем на них влиять. Мы знаем, что такое бессознательное и как на него воздействовать. Мы можем объяснить свои поступки и поступки других людей. Мы приоткрыли для себя мир детства и осознали его силу. Фрейд дал нам надежду на обретение счастья и здоровья психики. В статье мы расскажем о семи главных открытиях этого выдающегося психолога.

  1. Бессознательное

До Зигмунда Фрейда психологи считали, что нужно и можно изучать только сознание, то есть то, что мы осознаем в данный момент времени. Фрейд первым заговорил о бессознательном как об основной части психики. По мнению Фрейда, именно из бессознательного в нашей психике все и формируется. Оно состоит из двух групп элементов. Во-первых, это примитивные инстинкты, которые никогда не были сознательными и осознанию вообще не доступны. Во-вторых, это эмоции, воспоминания, которые когда-то были осознаваемы, но потом как бы «забыты» и удалены («вытеснены») из сознания. Например, детские психотравмы, скрытые враждебные чувства и подавленные сексуальные желания.

  1. Метод свободных ассоциаций

Фрейд предложил метод, с помощью которого можно вытащить из человека вытесненные из сознания эмоции и воспоминания. Это метод свободных ассоциаций. Клиент лежит на кушетке, психоаналитик сидит у изголовья, вне поля зрения клиента. Клиент старается говорить свободно, без ограничений все, что ему приходит в голову и виде свободных ассоциаций для того, чтобы психолог мог проследить мысли клиента вплоть до самых истоков и помочь ему осознать и разрешить конфликты, которые влияют на его жизнь на подсознательном уровне.

  1. Либидо как ведущий инстинкт, ведущая энергия человека

Фрейд утверждал, что сексуальность - это ведущий инстинкт, ведущая энергия, которая влияет на поведение человека. Сексуальную энергию он называл либидо. Либидо циркулирует по телу человека, и в зависимости от возраста находится в определенной части тела. Отсюда и выделение Фрейдом несколько стадий психосексуального развития личности, о которых мы расскажем в следующем пункте. А здесь хочется несколько слов сказать о таком механизме как сублимация. Его тоже открыл Фрейд.

Сублимация - это перемещение неизрасходованной сексуальной энергии на приемлемые для личности и общества цели - творческую, религиозную, политическую или иную культурно и социально значимую деятельность. Сублимацию иногда называют механизмом «успешной личностной защиты», так как она подобно отводным каналам нейтрализует излишки сексуальной энергии.

  1. Психосексуальные стадии развития личности

По мнению Фрейда, личность в своем развитии в первые годы проходит ряд стадий. 0-18 мес. - оральная стадия (либидо находится в области рта), 1,5-3 года - анальная (энергия либидо смещается в область кишечника), 3-6 лет - фаллическая (либидо циркулирует в области половых органов). Далее следует стабилизация - латентный (скрытый) период (от 6 до 12 лет), а с 12 до 18 лет - генитальная стадия (либидо опять возвращается в область половых органов).

Каждая из этих стадий имеет очень важное значение для развития психики человека. Ребенок проживает определенные кризисы и формирует долговременные установки, ценности и черты характера.

  1. Три структуры личности

По Фрейду личность человека состоит из трех структур: Я (сознание или Эго), Оно (бессознательное) и Супер-Я (или Супе-Эго - надстройка над Я (Эго), которая отвечает за совесть, мораль, нравственные принципы). Супер-Я контролирует сознание, не давая человеку выйти за рамки дозволенного.

Фрейд писал, что внутри нас все время происходит борьба между этими тремя структурами. Но главная битва происходит в возрасте от 3 до 5 лет, когда между этими структурами устанавливается иерархия (кто главнее?). Эта иерархия сохраняется на всю жизнь и определяет ее. Если побеждает Я (Эго), человека можно признать условно здоровым. Если Супер-Я - то вырастет невротик, если Оно - то это уже тяжелый случай, тут может развиться даже психоз. Иерархия устанавливается в процессе выстраивания отношений с родителями или, как считал Фрейд, в процессе проживания Эдипова комплекса (для мужчин) и комплекса Электры (для женщин).

  1. Эдипов комплекс/комплекс Электры

В возрасте от 3 до 5-6 лет либидо находится в области половых органов. Фрейд назвал эту стадию развития человека фаллической. Именно на фаллической стадии мальчик проживает Эдипов комплекс, а девочка - комплекс Электры. Суть этого комплекса в том, что ребенок испытывает сильные импульсы любви к родителю противоположного пола. Мальчик хочет жениться на маме, а девочка выйти замуж за папу. Соответственно мальчик испытывает агрессию к отцу (как к сопернику), а девочка к матери. И это нормально.

Если период пройден благополучно, то ребенок вырастает относительно здоровой личностью. Но благополучно - это как? Фрейд дает такое объяснение: должна произойти идентификация с родителем своего пола: мальчик должен решить стать таким же умным, мужественным и т.д. как папа. Тогда он может рассчитывать, что когда вырастет, то встретит женщину, похожую на маму. То есть он отказывается от своих притязаний на мать и решает идентифицироваться с отцом, а девочка соответственно с матерью. У ребенка появляется модель, на которую он может ориентироваться. Он осознает свою половую принадлежность, которая, по мнению Фрейда, с этого момента неизменна. Если есть нарушения, то они происходят именно в этот период.

Если нет идентификации с родителем своего пола, происходит фиксация на фаллической стадии развития. Ребенок не выходит из Эдипова комплекса (или комплекса Электры), из-за чего в будущем возникают проблемы в создании отношений. Поясним, что значит «не выходит из комплекса». Это значит, что он не оставляет притязаний на мать или отца (например, в неполных семьях, где у мальчика нет модели для идентификации). Такие мужчины всю жизнь живут с мамой, долго не женятся, ищут женщину, похожую на мать.

Девочка, не прошедшая эту стадию благополучно, будет искать мужчину-отца, сильно старше себя, заботливого и похожего на папу.