Однополая любовь у женщин. Системно-векторная психология о женском гомосексуализме

Женщина - натура романтичная, и ей хочется любви, заботы, романтики и нежности. А мужчины в основном более прагматичны и женские сопли и слезы считают не нужным в отношениях.

Мужчины не считают нужным лишний раз сказать ласковое слово или признаться в любви, а задерживаются на работе, пытаясь обеспечить семью. Но часто натыкаются на претензии, как им кажется необоснованными, со стороны девушек. Поэтому возникают ссоры и непонимание. И вот такие необласканные и недолюбленные девушки, которые жаждут страсти и новых эмоций, находят себе подобную. Такая подруга ее и понимает с полуслова, и угадывает каждое желание, потому как она тоже женщина и хорошо знает, какие слова и действия нужны.

Лесбиянство - это не только дань моде. Лесбиянки - это те женщины, которые не смогли найти общий язык с мужчинами, а тело и душа хотят любви и нежности.

Причины лесбиянства

Проблемы в семье

Психологи утверждают, что стремление к лесбийской любви заложено на подсознательном уровне в каждой девушке. Она нуждается в понимании, в совете и во внимании со стороны близких людей. И как только девочка начинает формироваться в женщину, у нее появляется куча вопросов, на которые ей нужны ответы. И это хорошо, когда мама и папа рядом и имеют контакт с дочкой, дома царит дружеская обстановка. Мама не ругается на папу, не оскорбляет его, а наоборот хвалит. Дочка видит счастливое лицо мамы.

В этом случае у девочки появление гомосексуальных наклонностей равно нулю. Но иногда бывает все совсем по-другому. В глазах девочки папа выглядит никчемным уродом, потому что мама каждый раз ругается на него, говоря, что все мужики сволочи и как ей тяжело с таким живется. После такого, фундамент начинающей лесбиянки, можно сказать, уже залит.

Физические недостатки

Девочки бывают двух видов - красивые и не очень. С красивыми все понятно, они не обделены вниманием и мальчиков-ухажеров у них достаточно, поэтому развиваются они гетеросексуальным путем. А вот с некрасивыми девочками обстоят дела немного по-другому. Они подвергаются гонением как мальчиков, так и более красивых девочек. Некрасивые девочки постоянно находятся в состоянии защиты и обороны, тем самым вырабатывают рефлексы бойца. А такие качества, как правило, имеются у мальчиков, то есть девочка становится по своим качествам пацанкой и потенциально активной лесбиянкой. Возможно ее судьба сложится по-другому, но желание отыграться на парнях и девушках у нее останется на всю жизнь. Такие девушки стремятся к лесбийскому и страпонному сексу.

Комплексы

Большие комплексы порождают стыд, неуверенность в себе, воспитание, страх и скромность. Скромный человек в молодежном обществе всегда будет в стороне, уступая место более сильным и наглым. Таким образом, скромная девушка оттесняется на второй план девушками более энергичным и смелым, и во взрослую жизнь она вступает откровенным аутсайдером, неспособной пробить себе дорогу.

Правильное воспитание может сыграть тоже злу шутку. Отстраняясь от тусовок, девочки обречены на одиночество или на общение с себеподобными. Такие девушки плачутся друг другу и находят утешения в объятьях другой девочки.

Разновидность женского гомосексуализма, при котором удовлетворение достигается трением лобков и наружных половых органов партнерш, греки назвали трибадией, а использующих его женщин – трибадами (от слова «тереть»).

Мужской гомосексуализм, при котором производится сношение в анальное отверстие, они назвали педерастией («любовь к мальчикам»).

У греков особо почиталась дружба между взрослыми мужчинами и юношами, которая скреплялась гомосексуальной близостью. В Спарте отношения между взрослым мужчиной и юношей даже считались браком, который прекращался, когда юноша взрослел и у него начинали расти волосы на лице и на теле.

Длительное время главную цель мужских гомосексуальных союзов греки видели в обеспечении полноценного воспитания юношей под руководством старших – подготовке из них храбрых и умелых воинов. Позже на первое место стала выдвигаться эмоциональная близость. Любовники даже совершали паломничество к могиле Ялноса, возлюбленного Геракла, где давали клятву вечной любви.

Распространенным был гомосексуализм и в Римской империи.

Особыми приверженцами его была знать обоего пола. Только в IV веке до н. э. император Константин Великий, признавший христианство, запретил его под страхом смертной казни. В некоторых странах Азии, Африки и Америки относительно легальные гомосексуальные отношения у какой-то части коренного населения распространены и поныне.

Гомосексуальные мужчины играют в гомосексуальных отношениях пассивную, «женскую» роль. У женщин ситуация обратная – исключительно гомосексуальна здесь активная сторона. Правда, у мужчин пассивный партнер вовсе не обязательно может быть исключительно гомосексуальным, а исполнять эту роль в связи с физическим или экономическим принуждением (у подростков из любопытства). У женщин – активных гомосексуалок отсутствует желание гетеросексуальных отношений, но опыт их иногда бывает. Он может быть связан с неудачной попыткой попробовать быть «как все» или с принуждением.

Активные гомосексуалисты-мужчины и пассивные – женщины обычно имеют опыт и гетеросексуальных контактов, т.е. они бисексуальны. (При гомосексуальных отношениях ими исполняются характерные, именно для своего пола, соответственно, активные и пассивные роли.)

Бисексуализм обусловлен воспитанием человека, не обязательно сознательным, и жизненной ситуацией. Так в условиях изолированности от другого пола, например, в тюрьмах, гомосексуальные контакты вчерашних гетеросексуалов становятся массовыми. Особенно это характерно для женских тюрем, так как легко ранимая женская психика вынуждает искать эмоциональной поддержки у другого лица, а таковая там чаще всего возникает с сексуальным партнером. После изменения ситуации, гетеросексуальные отношения нередко через какой-то срок возобновляются. Но не всегда. Воспитанная привычка, сложившиеся отношения могут вытеснить прежние. Но, во всяком случае, путь к гетеросексуальным отношениям таким людям не заказан.

Исключительно гомосексуальная направленность лица связана с его психофизиологическим развитием, которое, возможно, имеет генетические предпосылки. Очевидно, что такого человека переделать нельзя.

Предпочтение гомосексуальных контактов означает, хотя и не всегда, но весьма часто, отказ от гетеросексуального брака, а следовательно, и от физического воспроизводства человека. Это, в свою очередь, при большой распространенности гомосексуализма может стать причиной суженного воспроизводства поколений, прогрессирующей депопуляции, то есть вырождения основы и субъекта всей общественной жизни человека. Поэтому общество вправе противодействовать созданию подобной ситуации.

Одновременно нужно стремиться к созданию условий, уменьшающих риск воспитания гомосексуальных наклонностей. Для этого, например, нужно избегать создания замкнутых однополых коллективов, особенно подросткового и юношеского возраста, в которых риск формирования гомосексуальных установок весьма значителен. Необходимо также не допускать пропаганды гомосексуализма, но различными средствами показывать привлекательность гетеросексуальных отношений, разнополой любви, значимость репродуктивной деятельности людей для них самих и для всего общества.

Обсуждение прав гомосексуалистов всегда вызывает бурю эмоций и приводит к ожесточенным спорам. Эта проблема затрагивается как в СМИ, так и в приватных разговорах. Является ли гомосексуализм заболеванием? Если да, то поддается ли оно лечению? Или, может быть, это просто врожденная предрасположенность, которую нужно принимать как данность? Среди учёных нет единого мнения относительно данной проблематики.

Вплоть 60-х гг. рассматривался только как сексуальное отклонение. Однако во времена так называемой сексуальной революции отношение к сексуальности подверглось полному изменению. То, что еще до недавнего времени считалось извращением, начали воспринимать как практически нормальные вещи. Вскоре новая система ценностей вышла за границы публицистики и заняла научную сферу.

В 1973 г. Американская психологическая ассоциация (АПА) исключило гомосексуализм из международного списка психических расстройств. Голосование по решению этого вопроса роводилось довольно странным образом. Бюллетени для голосования были разосланы 25 000 членам организации, которых спрашивали, нужно ли исключить гомосексуализм из списка. Лишь четверть адресатов, проголосовав, отправили назад заполненные бюллетени, и из них 58% высказались за исключение гомосексуализма из списка психических расстройств. Это абсолютно безосновательное решение стало началом переосмысления понятий, связанных с данной тематикой.

Решения АПА, как всемирно признанного объединения специалистов, были подхвачены другими научными организациями, что, в свою очередь, привело к превалированию мнения о том, будто бы ведущие ученые доказали, что гомосексуализм это один из вариантов функционирования организма. Например, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) в 1991 г. исключила гомосексуализм из списка заболеваний и заявила, что он «не может рассматриваться как отклонение».

В то время как наука не может однозначно определить причины возникновения гомосексуализма, у гомо-сообщества имеются свои готовые ответы, которые они всеми способами пропагандируют. Эти идеи начали становиться общепринятыми в СМИ и в общественной среде.

Основные тезисы, пропагандируемые гомосексуалистами, звучат следующим образом:

Гомосексуализм – это врожденная особенность, является одной из трех основных сексуальных ориентаций, наряду с гетеросексуальностью и бисексуальностью;

Гомосексуалисты составляют 5-10% населения земли, и, т.к. гомосексуализм это врожденная особенность, невозможен переход человека из одной ориентации в другую. Поэтому терапия в этом направлении должна быть запрещена;

Гомосексуалисты везде переживают преследования, являются жертвами гетеросексуального большинства,

Дети, которых воспитывают в семьях гомосексуалистов, ничем не отличаются от детей, которые растут в семьях гетеросексуалов.

Между тем, в научном сообществе существует глубокий раскол во мнениях относительно природы и развития гомосексуализма. Два основных предлагаемых объяснения - это фактор биологической обусловленности (генетическая и гормональная), а также общественно-психологическая фактор.

Какова же природа гомосексуализма? Наиболее распространенные мнения по поводу причин возникновения гомосексуальных наклонностей таковы:

1. Гормональные расстройства в период беременности

Одной из причин гомосексуализма могут быть гормональные нарушения в период беременности. В этом случае речь может идти о врожденном гомосексуализме. "Гормональные нарушения в период беременности могут привести к неправильному развитию мозгового центра, отвечающего за выбор пола. В этом случае рождается мальчик с «женским мозгом», которого в будущем ждут проблемы с половой идентификацией. Однако на это накладываются факторы окружающей среды. Поэтому, даже если плод развивается в неблагоприятных условиях, воздействующих на гормоны, это ещё не означает, что мужчина станет гомосексуалистом", – считает клинический психолог, профессор Жешувского университета Мечислав Радохоньский.

2. Совращение взрослым гомосексуалистом

Однако гомосексуализм может быть также приобретенным, вызванный влиянием окружения. "Причиной гомосексуализма может быть совращение взрослым гомосексуалистом подростка в возрасте до 15 лет, в период полового созревания. Во многих случаях гомосексуалисты не виноваты в том, кем они являются и не хотели такими становиться. Это значит, что в случае приобретенного гомосексуализма имеются гораздо большие шансы на излечение с помощью специальной терапии, чем в случае врожденного гомосексуализма", - считает профессор Радохоньский.

Этой же теории придерживается сексолог Марек Савка: "Термин "Приобретенный гомосексуализм" относится к молодым людям, которые подверглись сексуальному насилию со стороны представителей своего пола и были убеждены, что они тоже представители этой гомосексуальной ориентации. Расстройства сексуальной ориентации такого типа поддаются лечению".

3. Неправильные семейные отношения

На изменение ориентации могут повлиять также другие общественные факторы. "Одним из таких факторов может являться соответствующее отношение к ребенку в семье. К примеру, когда мальчика воспитывают как девочку или наоборот – этим можно ненамеренно навредить ребёнку", - обращает внимание профессор Радохоньский.
Сторонником синдрома материнской гиперопеки и других теорий, связанных с воспитанием ребенка, был и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, который утверждал, что влечение к представителям собственного пола - это последствия отождествления себя с матерью в возрасте между 4 и 5 годами. По мнению других специалистов из этой области, матери с властным характером прямым образом отталкивают своих сыновей и становятся причиной появления фобии у гомосексуалистов в отношениях с женщинами, а недостаток внимания со стороны отцов приводит к появлению комплекса неполноценности.

4. Сексуальные домогательства

В некоторых случаях гомосексуальное поведение проявляется как следствие психологической травмы, такой как изнасилование или домогательства. При этом стоит помнить, что особо серьёзную психологическую травму получают люди, пережившие сексуальное насилие от близких или внушавших доверие людей.

5. Продолжительное пребывание мальчиков и молодых людей в закрытой мужской среде

Длительное пребывание в закрытой мужской среде также может повлиять на изменение сексуальной ориентации. Лучшие примеры этого явления – детские дома, исправительные учреждения, тюрьмы, армия, где часто фиксируются факты насилия, ставшие последствием длительного полового воздержания у взрослых людей, а в случае подростков – возрастного гормонального всплеска.

6. Неудачные отношения с женщинами

Одной из теорий, которые не находят научного подтверждения, но популярны в общественной среде, является теория неудачных опыта отношений с женщинами. Согласно этой теории, у мужчины, которого много раз бросали, который разочаровался в любви, страдает от комплексов и низкой самооценки, может развиться неспособность к созданию близких отношений с представительницами противоположного пола. Что, в свою очередь, может подтолкнуть его начать искать признания и любви среди представителей собственного пола, так как, по этой логике, "они понимают его лучше".

Перевод: Андрей Федичкин

Термин «гомосексуализм» был введен в научный оборот венгерским врачом К. Бенкертом в 1869 г., однако распространенность однополой любви известна издревле. Гомосексуализм, как мужской, так и женский, существовал у первобытных народов Африки, Азии, Америки. Гомосексуальные отношения были распространены в Древней Индии, Египте, Вавилоне, а также в Древней Греции и Риме. В Греции мужской гомосексуализм именовался уранизмом – по имени богини Урании, родившейся от мужчины – бога Урана и считавшейся покровительницей однополой любви. И еще в середине XIX в. гомосексуалистов называли «урнингами». Женский гомосексуализм получил название «лесбийская любовь» или «сафизм» – по имени древнегреческой поэтессы Сафо, жившей на острове Лесбос и, по преданию, одержимой этой страстью. Женский гомосексуализм называют иногда и трибадией (от греч. «трибеин» – тереть). Гомосексуальные отношения именовались также содомией («содомский грех») в связи с библейским сюжетом о городах Содоме и Гоморре, жители которых, наряду с прочими «отклонениями» предавались и однополой любви. З. Фрейд в 1932 г. предложил гомосексуальную направленность полового влечения именовать инверсией, но этот термин не получил широкого распространения. Что касается мужеложства или педерастии, то это лишь одна из форм мужского гомосексуализма – с анальным коитусом.
Гомосексуалисты – как мужчины, так и женщины – бывают активными (выполняющими роль мужчин) и пассивными (роль женщины).
В зависимости от особенностей объекта гомосексуальных влечений различают андрофилию (влечение мужчин к взрослым субъектам своего пола), гинекофилию (влечение женщин к взрослым женщинам), эфебофилию (влечение мужчин к подросткам и юношам), корофилию (влечение женщин к юным девушкам).
По данным различных исследователей, в современном мире устойчивую гомосексуальную направленность имеют в среднем 1-6% мужчин и 1-4% женщин. Так, по А. Кинзи (1935), в США исключительно гомосексуалистами являются 4% мужчин и 3% женщин. Эти цифры – «нижний предел», так как общее число мужчин и женщин, имевших гомосексуальный контакт хотя бы раз в жизни, доходит, по мнению А. Кинзи, до 48% мужчин и 19% женщин* (27% по данным К. Дэвиса).
* Kinsey A., Pomeroy W., Martin С. Sexual Behavior in the Human Male. Philadelphia, PA: W.B. Saunders, 1948; Kinsey A., Pomeroy W., Martin C., Gebhard P. Sexual Behavior in the Human Female. Philadelphia, PA: W.B. Saunders, 1953.
Даже если исходить из минимальных показателей 1-2%, в России должно быть не менее 1,5-3 млн человек устойчивой гомосексуальной ориентации. Локальные же исследования свидетельствуют о значительно большем распространении гомосексуализма.
Этиология гомосексуализма. Из всех видов девиантности истинный или врожденный гомосексуализм, по-видимому, наиболее «биологичен» по своей природе. Высказываются обоснованные сомнения в том, можно ли вообще гомосексуализм относить к социальным отклонениям. Однако ряд доводов, излагаемых ниже (социогенные разновидности гомосексуализма, наличие гомосексуальной субкультуры, реакция общества и государства на гомосексуальное поведение), позволяют традиционно рассматривать гомосексуализм в рамках девиантологии.
Существует множество теорий, объясняющих гомосексуализм*.
* См.: Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989; Старович З. Судебная сексология. М., 1991; Свядощ А. М. Женская сексопатология. М., 1988; Liau A. Homosexuality – Biological Explanations. In: Bryant С. (Ed.) Encyclopedia of Criminology and Deviant Behavior. Vol. III. Sexual Deviance. Brunner Routledge, Taylor and Francies Group, 2001. P. 136-139; Broad K., Crawley S. Homosexuality – Social Explanations. In: Bryant С. Ibid. Vol. III. P. 161-164.
По мнению зарубежных исследователей, существует две основные модели объяснения гомосексуализма (впрочем, их можно распространить и на другие формы девиантности): «сущностная» (essentialist model) и конструктивистская. Сторонники первой заняты поиском сущностных, специфических особенностей гомосексуального поведения. Вторая модель исходит из культуральной, социальной, исторической обусловленности выбора сексуальных предпочтений. При этом гомосексуальное поведение не менее легитимно, чем гетеросексуальное и не должно стигматизироваться. Сторонники социальной обусловленности гомосексуализма при его объяснении используют общие девиантологические теории: функционализм, конфликтные концепции, социального обучения, ярлыков и др.
Генетическая теория исходит из генетической обусловленности гомосексуальной ориентации. При этом, в частности, используются результаты наблюдения за однояйцовыми (генетически тождественными) и двуяйцовыми близнецами (Ф. Каллмен, М. Хиршфельд, J. Bailey и R. Pillard и др.), эксперименты на рыбах и земноводных и др. Hamer с коллегами (1993), Ни с коллегами (1995) пытались найти «ген геев». Однако никаких достоверно установленных хромосомных отклонений у гомосексуалистов не выявлено. В частности, исследования Rice с коллегами не подтвердили результатов Hamer, Ни и др.
Эндокринные (гормональные) теории основываются на отдельных наблюдениях, свидетельствующих о том, что нарушения функций коры надпочечников могут приводить к гомосексуальным тенденциям. Это относится как к выработке у женщин мужских половых гормонов (Л. Бростер, К. Фройнд), так и к превышению содержания эстрадиола у гомосексуалистов мужчин (П. Доерр и др.). Однако никаких репрезентативных данных, свидетельствующих о гормональных различиях лиц с гомо- и гетеросексуальными влечениями, не имеется. Об этом свидетельствуют и исследования М. Bahlburg с коллегами (1995).
К биологическим теориям относится и концепция анатомических различий головного мозга гомо- и гетеросексуалов (Huwiler, Remafedi, 1998; Le Vay, 1991). Однако и эти данные небесспорны.
В целом биологические теории вызывают сомнение у многих исследователей (Parker, De Cecco, 1995). Вместе с тем ряд исследователей не сомневаются в наличии биологических различий лиц гомо- и гетеросексуальной ориентации, но и они считают недостаточно ясными пути влияния этих различий на факторы образования, опыта, среды (Huwiler, Remafedi).
Большой интерес, с точки зрения взаимодействия биологических и социальных факторов, представляют данные Г. Дернера с коллегами о том, что наличие нервных потрясений, стрессов во время беременности матери сопровождается снижением уровня тестостерона и повышает вероятность рождения мальчиков с последующими гомосексуальными стремлениями. В частности, в годы Второй мировой войны в Германии родилось значительно больше мужчин-гомосексуалистов, чем до и после войны. И хотя нейро-эндокринная теория вызывает возражения как нейроэндокринологов, нейрофизиологов, так и психологов и психиатров, однако представляется перспективным дальнейший поиск возможного сочетания биосоциальных факторов в генезисе гомосексуальной ориентации.
А. М. Свядощ полагает, что врожденным является активный гомосексуализм у женщин и пассивный у мужчин, а ситуационным (реактивным) – активный у мужчин и пассивный у женщин*.
* Свядощ А. М. Указ. соч. С. 95-107.
Наконец, существует немало концепций, объединенных пониманием гомосексуализма как приобретенного в результате действия социально-психологических и социальных факторов: случайные впечатления, соблазн, совращение, лишение доступа к лицам противоположного пола, культурологические влияния и т. п.
При этом все авторы отмечают чрезвычайную сложность исследования распространенности гомосексуализма, так как в разных культурах и различных контекстах определенные формы сексуального поведения воспринимаются как гомо- или гетеросексуальные. Так, J. Humphrey (1978) показывает, что мужчины, занимающиеся сексом с другими мужчинами в общественных туалетах, часто идентифицируются как гетеросексуалы. J. Carrier (1976) пишет о том, что в мексиканской культуре только акты мужеложства расцениваются как гомосексуальные. В результате «ясно, что социальный, культу-ральный и исторический контекст, в котором мы пытаемся изучить гомосексуальность, отражается в наших оценках ее распространенности»*.
* Broad K., Crawley S. Homosexuality – Social Explanations. Ibid. P.161.
Вообще, сексуальное поведение и его направленность формируются под воздействием многих биологических, психологических, социальных факторов. Тендерная идентификация индивида вовсе не столь очевидна и безусловна, как это представляется обыденному сознанию. Не случайно различают пол генетический, или хромосомный (хромосомы XX у самок и XY у самцов), гормональный (обусловленный мужскими или женскими половыми гормонами), гени-тальный и основанный на нем гражданский (иначе – паспортный или акушерский) и, наконец, «субъективный» пол как тендерная ау-тоидентификация. Возможны несоответствия между этими «полами» в силу каких-либо нарушений на каком-то этапе формирования индивида и личности*.
* Напомним три «ипостаси» человека: индивид – представитель своего рода (Homo Sapiens); личность – индивид, наделенный социальными свойствами в процессе социализации (индивидом рождаются, личностью становятся); наконец, индивидуальность – уникальное, неповторимое сочетание социальных, психологических, биологических свойств каждого конкретного человека.
Наглядной иллюстрацией сложности тендерной идентификации служит гермафродитизм – врожденная двойственность репродуктивных органов, когда пол индивида нельзя однозначно определить ни как мужской, ни как женский. В случаях же транссексуализма лицо не только ощущает свою принадлежность к противоположному полу, но и упорно стремится к соответствующему изменению, в том числе хирургическим путем. Неосуществленное желание сменить пол может привести транссексуала к самоубийству. Несовпадение генетического и субъективного полов возможно в результате дефектов социализации по полу (когда, например, родители, ожидали дочь, а родился мальчик, которого до поры до времени одевают и воспитывают как девочку). В нарушении нормального гетеросексуального развития детей может играть роль изоляция детей и подростков одного пола. С моей точки зрения, может представить интерес исследование поколений советских людей, прошедших школу с раздельным обучением мальчиков и девочек.
Направленность сексуального влечения может быть не только гетеро- или гомосексуальной, но и бисексуальной (влечение к лицам обоего пола). Возможно одновременное наличие женских и мужских свойств, в том числе психологических, у одного индивида (андрогиния или бисексуальность в широком смысле слова).
Очевидно, и гомосексуализм, и бисексуализм нормальны в том смысле, что представляют собой результат некоего разброса, поливариантности сексуального влечения, сформировавшегося в процессе эволюции человеческого рода. Если бы все иные формы сексуального поведения, кроме гетеросексуального, были абсолютно патологичны, они бы давно элиминировались в результате естественного отбора. Заметим, кстати, что и многие животные виды не без гомосексуального «греха». О «нормальности» гомосексуализма свидетельствует его относительно постоянный удельный вес в популяции.
Культурологический аспект и социальная реакция. Отношение к гомосексуализму в различных обществах и культурах неодинаково. В Древнем Риме оно было вполне терпимым. Более того, престижность гомосексуальных отношений среди римской знати могла способствовать «популяризации» этой наклонности. С установлением фашистского режима в Германии началось преследование гомосексуалистов, а Институт сексологии, основанный М. Хир-швельдом в 1918 г., был разогнан нацистами.
Выше упоминалось, как менялось отношение к гомосексуализму в бывшем СССР. Десятилетиями воспитываемые в советских людях ханжеская мораль, нетерпимость ко всякому инакомыслию и инако-действию, изоляционизм с присущей ему ограниченностью на долгие годы определили взгляды соотечественников. И хотя годы горбачевской «перестройки» разрушили старые стереотипы, однако рецидивы нетерпимости к сексуальным меньшинствам проявляются до сего дня. И не только на уровне бытового сознания, но и среди «властителей дум», включая некоторых законодателей.
Между тем само общество нередко создает обстоятельства, способствующие формированию и расширению социальной базы гомосексуализма. Я имею в виду, прежде всего, институты тюрьмы, армии, закрытых «однополых» учебных заведений. Свыше 70 лет тому назад М. Н. Гернет писал: «Изучение тех условий, среди которых протекает в одиночных и общих камерах половая жизнь арестантов, раскрывает перед нами отвратительнейшие картины разврата в тюрьме в одиночку, парами и безобразнейшие сцены общих оргий... В общих камерах развита педерастия в форме парного сожительства, наподобие брачного, и в форме проституции, когда пассивные педерасты предоставляют себя всем желающим за сходную цену»*. С тех пор если что и изменилось, то добавилась практика применения акта мужеложства («опустить») в качестве санкции за нарушение неформальных норм поведения тюремного сообщества.
Но если жизнь тюремная и армейская способствует формированию гомосексуальной направленности у гетеросексуалов (чтобы не сказать – порождает ее), то представители «истинного» (генетического? врожденного?) гомосексуализма образуют соответствующую субкультуру геев и лесбиянок со своими традициями, сленгом, литературой, клубами, журналами*.
* Гернет М. И. В тюрьме: очерки тюремной психологии. Киев, 1930. С. 100, 106.
К иным, достаточно многочисленным сексуальным девиациям относятся эксгибиционизм (обнажение гениталий в присутствии лиц противоположного пола), фетишизм (сексуальное влечение к предметам туалета, частям тела), вуайеризм (визионизм, скопофилия – влечение к подглядыванию за половым актом или обнаженными людьми), садизм (достижение полового удовлетворения путем причинения боли, страдания сексуальному партнеру), мазохизм (получение полового удовлетворения при унижении, физических страданиях, причиняемых сексуальным партнером), а также различного рода «филии» – некрофилия (половое влечение к трупам), зоофилия (скотоложство, содомия – половое влечение к животным), герон-тофилия (половое влечение к пожилым людям, старикам), педофилия (сексуальное влечение к детям) и др.
* в современной России журналы «Gay, славяне», «Ты» и др.