Особенности организации работы в разновозрастной группе. Методика организации занятий в разновозрастных группах Итогов занятия в разновозрастной группе

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

Кроме индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития детей надо также учитывать половую принадлежность ребенка. Ведь даже у младенцев разного пола умственные процессы различны. Мозг мальчиков в целом более активен мозга девочек. Мальчики более ловкие относительно девочек при выполнении математических операций и в визуально-пространственном мышлении, а у девочек более, чем у мальчиков, развиты вербальные способности. Отсюда вывод: к обучению мальчиков и девочек надо подходить дифференцировано, начиная уже с 4-х лет.

Именно поэтому педагог, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного пола, разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями.

Научно-методической основой педагогического процесса в малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы : игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Игра

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.

В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

Занятие

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.

Рассмотрим четыре вида организации учебной деятельности детей на примере разновозрастной группы, средняя и младшая.

Виды организации учебной деятельности

I вид — ступенчатое начало занятия

На первом этапе роботу начинают дети средней группы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей группы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

Начало деятельности общее для всех малышей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение 15 — 20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют детей средней группы: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет 20 — 25 минуты.

ІІІ вид — одновременная деятельность детей
по разному программному содержанию

Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней группы.

После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

ІV вид — отдельная деятельность детей

В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.

Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты :

1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.

2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.

4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

7. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.

Использованная литература:

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособ. – М.: Просвещение, 1978. – 368 с.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособ. / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
4. Щербакова К.И. Методика формирование элементов математики у дошкольников: Учеб. пособ. – К.: Изд-во Европ. ун-та, 2005. – 392 с.
5. Михайлова А.І. Організація роботи з дітьми різновікових груп: Метод. посіб.– Х.: Веста: Видавництво „Ранок”, 2008. − 64 с.
6. Різновікові групи: планування роботи, розробки занять, дидактичний матеріал/ Упоряд. Т.Ю. Демченко, О.В. Тимофієва – Х.: Вид. група „Основа”, 2008. – 159 с.
7. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога (3-е изд.) /Серия „Справочники”. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384 с.
8. Поніманська Т.І. Дошкільна педагогіка: Навч. посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К.: Академвидав, 2006. – 456 с.

Метелица Ирина Александровна,
Донецкая область
г. Шахтерск

Украина.

Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе « Встреча с весёлым волшебником»

Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад№7, г.Бутурлиновка Воронежская область
Описание: Данный конспект занятия будет полезен и интересен воспитателям дошкольных учреждений

Цель: Развитие творческих способностей детей
Задачи:
- Закреплять знания детей о частях тела человека
- Учить понимать настроение человека, активизировать в речи детей слова: радость, грусть, злость.
- Развивать умение детей украшать плоскость листа (квадрата) геометрическими формами, составлять узор, выделяя середину, стороны, углы. Развивать речь детей, умение рассуждать.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление сделать им приятное, воспитывать вежливое общение.

Предварительная работа:
Рассматривание схем настроения человека – радость, грусть, злость.
Игра с зеркалом «Покажи своё отражение лица» (радость, грусть, злость)
Игровые ситуации

Ход занятия:

Приветствие: Дети встают в круг. (Круг- это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди сверстников)
Мы рады видеть все друг друга,
Все, как один мы друг за друга,
И будем мы всегда дружить,
И дружбой нашей дорожить!

Дети садятся на свои места. Стук в дверь и почтальон вручает детям посылку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас опять подарок от нашего таинственного друга. Вы любите получать подарки? (да) А что вы чувствуете, когда получаете подарок? (радость)
Давайте посмотрим что там!
Воспитатель открывает посылку, достает письмо и читает:

«Мои маленькие друзья! Дарю вам волшебные фломастеры.
Если вы потрете их тряпочкой,
Увидите мой фокус!»

Воспитатель раздаёт детям фломастеры и приглашает их к столу, на котором находится всё необходимое для проведения эксперимента.


Дети натирают фломастеры тряпочкой и они притягивают маленькие бумажки (геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги)


Воспитатель: Ребята, а какие геометрические фигуры ваш волшебный фломастер притянул к себе?
Дети: Круг, квадрат, треугольник, овал
Воспитатель: А давайте из этих геометрических фигур составим узор на большом квадрате белой бумаги, приклеим его и затем подарим его нашему таинственному другу.

Дети составляют узор из геометрических фигур, приклеивают его, украшая углы, середину и стороны.
Воспитатель: Ребята, подарки наши готовы,. Работы получились интересные и самые разнообразные, .но что-то наш таинственный друг не появился. Кому же мы их будем дарить? Наверное он с нами продолжает играть. Может он прячется где-то у нас в группе?

Проводится игра «Прятки».

Дети ищут и находят в группе еще одно письмо в большом конверте. Вместе с воспитателем открывают конверт и читают:

«Если знать хотите кто я,
Так подумайте немного.
Появлюсь я лишь тогда,
Если сложите меня,
Из этих форм бумажных,
Самых разнообразных!»

Дети достают из большого конверта части тела человека и составляют из них человека на ковролине.



Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто это у нас получился?
Дети: Волшебник, фокусник, сказочник.
Воспитатель: А чего не хватает в его изображении?
Дети: Лица.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у меня карточек с изображением лиц. Давайте подберем лицо нашему волшебнику.
Показывает детям пиктограммы с эмоциональным состоянием лица


Воспитатель: О чем нам говорит это выражение лица? (злость) Как вы думаете может быть наш волшебник злым? Почему вы так думаете? Что бы было, если бы он был злым?
Ответы детей.
Воспитатель: А о чем говорит это выражение лица? (грусть) Может ли быть наш волшебник грустным? Почему вы так думаете? Что было бы, если бы он был грустным?
Ответы детей.
Воспитатель: А о чем говорит нам это выражение лица? (радость). Может ли быть наш волшебник радостным, веселым? Почему вы так думаете?
Ответы детей.
Дети оставляют это выражение лица на ковролине.
Воспитатель: Вот наш веселый друг-волшебник и появился.

Давайте с ним поздороваемся.
Дети здороваются.
Воспитатель: А сейчас давайте поблагодарим его за волшебные подарки, которые он нам подарил.
Дети говорят слова благодарности.
Воспитатель: А теперь давайте подарим ему наши узоры и пригласим остаться играть с нами в группе.



Воспитатель мини-центра

Чореску Н.П

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

c элементами самопознания

Тема: « В гостях у куклы Сауле »

Программное содержание :

Знакомить детей с традиционными предметами быта казахского народа.

Уточнить знания об устройстве юрты.

Закрепить знания об элементах казахского орнамента,

творческую активность детей, умение работать коллективно.

чувство любви к Родине, доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь : кесе, шанырак, тускииз,

Ковер алаша, рахмет,

Сау бол, домбра, дастархан.

Материал к занятию : макет юрты, кукла в казахском национальном костюме,

сундук, самовар, стол круглый, кесе, подушки, одеяла, иллюстрации.

Ход занятия

1. Организационный момент .

Дети под казахскую мелодию входят в зал. Встают в круг.

Круг радости :

Я, ты, он, она

целая страна

дружная семья

В слове мы

Сто тысяч - Я!

Большеглазых, озорных,

черных, рыжих и льняных,

грустных и веселых в

городах и селах.

2. Основная часть:

Знакомство с куклой Сауле.

Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Сауле

Кукла Сауле здоровается с детьми:

Сәлеметсіндер ме , балалар!

Воспитатель: Посмотрите на ее наряд,

Во что она одета?

Ответы детей.

Воспитатель: Кукла Сауле принесла вот какую красивую коробочку, а что в ней

Вы узнаете, отгадав загадку:

Загадывает загадку:

«Из белой травы сток поставила,

Верхушку открытой оставила»!

Дети: - Юрта.

B оспитатель: - А вот и отгадка? (показывает юрту)

Воспитатель: Какой формы юрта?

Из чего сделана?

Ответы детей:

А, что означает это отверстие, как называется?

Дети: Хоровое произношение: шанырак.

Воспитатель: Вспомним стихотворение Баянбаева «Юрта»

Рината: Рассказывает стихотворение

В степи на джайлау

Пасутся овечки,

Там дедушка юрту

Поставил у речки.

Светла и бела,

Слово тучка она

под куполом дырка

На месте окна!

В неё синева

Поднебесная льется

Нам с дедушкой в юрте

Отлично живется.

Воспитатель: Кукла Сауле приглашает нас себе в гости, а живет кукла вот в этой юрте.

(подходят к макету юрты), рассматривание убранства юрты.

Беседа.

Воспитатель: Давайте посмотрим на убранство юрты.

Что вы видите?

Выслушивает ответ и уточняет.

Воспитатель: Пол юрты застелен коврами, чтобы было тепло и удобно сидеть на полу.

Посередине юрты низкий, круглый стол - дастархан.

Приглашает детей присесть за дастархан.

Воспитатель: Что украшает юрту?

(показывает на ковер)

Дети: - Ковер

Воспитатель: Ковер тускииз украшен казахскими орнаментами.

Воспитатель: А что это?

Дети: Ответ детей

Воспитатель: Это сундук, в нем хранят посуду. Это набор для кумыса.

А, это сундук, где хранят одеяла, подушки.

Отгадайте ещё одну загадку:

«Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода»?

Дети: самовар.

Воспитатель: Для чего нужен самовар?

Дети: ответы

Воспитатель: С давних времен казахи славились своим гостеприимством.

Чем угощают гостей?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Как называется этот музыкальный инструмент?

Дети: Домбра

Воспитатель: Что- то дети засиделись

Друг на друга загляделись

Не пора ль повеселиться

И немного отдохнуть.

Сейчас мы послушаем мелодию исполненную на домбре и потанцуем.

Минутка отдыха

Дети под музыку исполняют элементы казахского танца.

Воспитатель: Что это ребята?

Дети: Ответы детей.

На доске у нас образцы ковров украшенных казахским орнаментом.

Воспитатель: - Кто расскажет стихотворение М. Алимбаева «Ковер – алаша»

Дети рассказывают стихотворение:

Бабушка –

Мастерица, ткет ковер- алаша.

Радуга в небе искриться!

До чего же

Земля хороша!

Творческая работа

В оспитатель : Здесь у нас заготовки казахского орнамента.

Давайте все вместе, дружно украсим ковер.

( расстилаем ткань на пол).

Для того, чтобы начать работу вспомним четверостишье:

«Мы веселые ребята»

Дети вместе с воспитателем читают:

«Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать,

Вместе радостно сегодня

Ковер мы будем украшать»!

Дети украшают ковер (звучит мелодия)

Воспитатель: Молодцы дети!

Посмотрите, какой красивый ковер мы украсили. Он переливается всеми цветами радуги.

Обобщаем. Итог занятия.

Воспитатель: Что мы сегодня узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: «Мир»- большая юрта. Где купол- небо, шанырак- солнце.

В юрте уютно и красиво

Много новых и интересных

Для нас предметов.

Круг «От сердца к сердцу»

Воспитатель: Давайте поблагодарим куклу Сауле за гостеприимство.

Поднесите свою руку к губам и произнесите слово «Рахмет», пусть оно сядет

На вашу ладошку.

А теперь подуйте на ладошку.

(дети дуют)

Воспитатель: Молодцы!

Это нежное и теплое слово «Рахмет» полетело, как пушинка и согрело наши

сердца, сердечко куклы Сауле и сердца наших гостей.

Сау бол!

Дети прощаются и под казахскую мелодию уходят из зала.

Воспитатель мини-центра

Чореску Н.П

Занятие по развитию речи.

Тема: «Цветы вокруг нас»

Программное содержание

1.Закрепить знания детей о времени года – весна.

Познакомить детей с весенними цветами и их характерными признаками (подснежник, мимоза, одуванчик, колокольчик, тюльпан)

2.Продолжать учить детей внимательно слушать рассказ воспитателя и отвечать на вопросы.

Учить детей подбирать ласковые слова к слову «мимоза» (нежная, пушистая, ласковая, желтая)

Развивать логическое мышление.

3.Воспитать эстетические чувства к окружающей природе. Закрепить элементарные умение сотрудничества при выполнении коллективной работы. Воспитать чувство доброты.

Словарь: көктем, қарылығаш, гүл, подснежник, колокольчик, тюльпан, мимоза, одуванчик, рахмет, сауболыныз.

Оборудование: букет цветов (подснежник, мимоза, одуванчик, колокольчик, тюльпан) Лист голубой бумаги 30*40, салфетки желтого цвета, клей, запись звуков природы, ковер, цветы.

Ход занятия

    Круг радости

Дети стоят в кругу

«Сәлем саған, Алтын –күн!

Сәлем саған Аспан-Ата!

Сәлем саған, Жер-Ана!

Сәлем барлық, достарыма!»

Воспитатель: Отгадайте ребята загадку ?

«Таят снежок,

Ожил лужок,

День прибывали

Когда это бывает ? »

Ответы детей

Воспитатель: А как на казахском языке звучит весна?

Дети: Көктем. Хоровое произношение

Звучит мелодия (звуки капели, ручья)

Воспитатель: Наступила весна. И у нас на поляне расцвели красивые весенние цветы. Давайте посмотрим и полюбуемся весеними цветами. ( Дети рассматривают весеннюю полянку )

Воспитатель: А, как на казахском языке звучит цветок?

Дети: Гүл

Воспитатель: А, какие цветы вы знаете ?

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня утром к нам прилетела ласточка «Қарлығаш» и

принесла букет весених цветов (расматривание букета)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Я буду загадовать загадки, а вы их отгадайте и найдите

Отгатку цветок.

«Из- под снега пробирается,

Цветочек не простой

Он немножко голубой

Если кто-то угадает

Пусть его и называет? »

Ответы детей. Ребенок находит подснежник.

Воспитатель: Расскажи какой он?

Ребенок описывает цветок.

Воспитатель: «Эх,звоночек, синий цветочек

с язычком, а звона нет?»

Дети: Колокольчик!

Ребенок выбирает колокольчики и описывает его.

Воспитатель: « Есть один такой цветок,

Носит желтый сарафанчик,

Подрастли нарядится в беленькое платьце

Легкое, воздушное, ветерку послушное»

Дети: Одуванчик! Находят цветок и рассказывают о нем.

Воспитатель: Название этого цветка происходит от слова «чалма» и

«тюрбан»

«Из луковец вырос,

Но пищу не гож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож»

Дети: Тюльпан. Выбирают цветок и описывают его.

Воспитатель: А хотите послушать интересную историю о цветах.

Дети: Да

Воспитатель: Это сказка Б.Османова «Спор цветов».

Сядем по удобнее и внимательно послушаем.

Воспитатель: Расссказывает сказку. Беседа.

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Ответы детей

Воспитатель: О чем она?

Ответы детей

Воспитатель: Почему каждый цветочек считает себя самым красивый?

Ответы детей

Воспитатель: А, я считаю, что каждый цветочек хорош по своему.

Минутка отдыха: «Танец цветов». Звучит мелодия. Дети сидят нас

полянке в кругу отпустив голову.

Воспитатель: Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Он проснулся,встрепенулся

И в танце закружился.

Дети под музыку медленно поднимаются, поднимая руки вверх и танцуют.

Воспитатель: Отдохнули и дальше продолжим.

В руках воспитателя веточки мимозы.

«Посмотрите-ка, ребята,

Только трогать их не нужно,

Словно крошечки цыплята,

На насест уселись дружно

Хоть мамы, нет наседки

Не страшит снежок морозам.

Распустились чудо-ветки

Называются «мимоза»»

Дети: «Мимоза». Рассматривание веточек мимозы.

Воспитатель: Держит в руках лист бумаги на котром изображена зеленная веточка. У меня есть веточка, давайте украсим ее мимозой. Цветки мимозы будем делать из желтых салфеток скатывая их в шарики и наклеивая на это веточку.(показывает как скатывать шарик ). Украшать веточку будем дружно, помогая и уступая друг другу.

Колективная работа детей

Воспитатель: Молодцы дети! Показывает работу детей. Посмотрите, какая красивоя веточка мимозы у нас получилась.какое доброе слово мы можем подобрать к слову мимоза т.е. как мы её назовем.

Дети: пушистая, желтая, нежная, ласковая, нежная, как цыплята

Воспитатель: Мы ее назовем «Ласковая мимоза!»

Обобщение: «Мы узнали!»

Воспитатель: Чем вам понравилось сегодня заниматься?

Ответы детей

Воспитатель : А, какими весеними цветами мы познакомились?

Ответы детей

Воспитатель :А,как называется сказка которую я вам рассказывала?

Ответы детей.

Воспитатель : О, чем спорили цветы?

Ответы детей

Воспитатель : Круг «От сердца к сердцу»

Дети станосятся в круг взявшийсь за руки

«Дети за руки возьмитись,

И другдругу улыбнитель,

Пожелаем всем добра,

Скажем добрые слова»

Дети на русском и казахском языках говорят добрые слова (күнім, айналайын и др.) Говорят «Рахмет». Занятие закончено.

\

Воспитатель мини-центра

Чореску Н.П

Конспект занятия по рисованию

Тема: « Мозаика ».

Цель : Познакомить детей с приёмом рисования

Пальчиком. Развивать интерес к рисованию

Учить чередовать цвета, передовая в рисовании

Определенный предмет.

Оборудование : НИ «Мозаика», Петрушка. Диаметр – 20 см. круг, гуашь красного, синего, желтого, зелёного цвета. Салфетки, тарелочки с водой.

Предварительная работа: игры с наглядным изображением «Мозаика».

Ход занятия:

Сюрпризный момент:

Приходит к детям в гости Петрушка и приносит конверт.

В : Петрушка, что у тебя в конверте?

П : Я загадаю загадку, пусть дети отгадают.

Это настольная игра

Круглая, как подсолнух

С разноцветными семечками

Из которых дети выкладывают узор. (мозаика)

(если дети затрудняются воспитатель помогает ответить)

Дети рассматривают мозаику.

В : расскажите о мозаике, какая она?

(ответы детей).

П : Я хочу, чтобы дети нарисовали мозаику.

В : Петрушка, а у нас беда - пропали кисточки. Как же мы сможем нарисовать, без кисточек? Что же нам делать?

П : А я знаю, чем можно ещё рисовать! Можно рисовать пальчиком!

В : И правда, Петрушка, можно ведь пальчиком рисовать. Сейчас я попробую:

Я аккуратно обмакну пальчик в гуашь и приложу его к листочку, у нас получилось пятнышко. Так ещё, и ещё.

(прикладывает палец к кругу оставляя жёлтые пятнышки)

А теперь я вымою пальчик (в тарелочке моет пальчик), и вытру его о салфеточку. Чистый пальчик обмокну в другую краску. (показывает ).

Посмотрите, какая у нас получилась мозаика, разноцветная, как радуга.

Дети, покажите пальчик которым будете рисовать. (дети показывают). Воспитатель предлагает прорисовать пальчиком на бумаге без краски.

А сейчас, не торопясь, аккуратно, приступаем к рисованию мозаики пальчиком.

Петрушка посидит и посмотрит, как детки будут рисовать.

Самостоятельное выполнение работ детьми .

(воспитатель следит за аккуратностью, чтобы дети мыли пальчик)

Выставка детских работ.

Петрушка: (любуется работами детей ) Какая красивая получилась мозаика - разноцветная, как радуга. У меня хорошее радостное настроение. А какое у вас? (спрашивает детей ). Предлагает детям выложить узор из мозаики. Затем прощается с детьми, уходит. Занятие закончено.

Технологические карты организованной учебной деятельности

Технологическая карта к интегрированному занятию

Тема: «Знакомство с кругом. Неваляшка»

Воспитатель Чореску Н.П

Образовательная область : «Познание», «Творчество»

Раздел: Математика, Лепка.

Цель: Дать детям представление о круге. Показать, что круги бывают разных размеров. Закрепить знания цветов, умения соотносить цвет к форме. Учить лепить предмет, состоящий из двух частей круглой формы разной величины. Закрепить умение раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, соединять их.

Материалы к занятию: раздаточн. матер.: большой красный круг, маленький синий круг, игрушки круглой формы. Пластилин, досточка, игрушка-Неваляшка.

Билингвальный компонент: бір, көп, кішкентай, үлкен, қуыршақ, ойыншық.

Мотивационно-побуди

тель

ный

Сюрпризный момент: медвежонок Вини-пух приносит конверт (большой красный круг, маленький синий круг)

Что это?

Какого цвета?

Какая это фигура?

Какого цвета?

Какой круг больше? Меньше?

Дети радуются появлению медвежонка

Круг.

Синего.

Тоже круг

красного

Органи-

зационно-поиско

вый

Как проверить? Давайте обведём круг пальцем. Посмотрите, бежит палец по кругу, откуда ушёл, туда и вернулся.

Предлагает детям покатать круг.

Работа с разд. материалом:

Что у вас на тарелочках? Какого цвета большой круг? А какого маленький? Обведите пальчиком большой круг и маленький. А теперь покатите их.

А теперь ребята, давайте рассмотрим куклу: из чего она состоит?

Давайте подумаем, с чего мы начнём лепить? Как мы будем это делать?

Лепим один большой, другой маленький шарик. Когда шарики будут готовы, необходимы их соединить, чтобы кукла не упала – плотно соединяем шарики.

Дети обводят пальчиком фигуры.

Круги.

Синего, красного

Дети обводят фигурки

Дети выполняют задание: катят фигурки по столикам.

Их двух частей круглой формы.

Большой и маленький круг.

Дети показывают в воздухе круговые движения.

Приступают к работе

Рефлектор

но-корригирующий

По окончании лепки отметить, как много красивых кукол слепили дети.

Приглашает детей исполнить песню с движениями «Мы милашки - куклы Неваляшки»

После лепки дети выставляют работы на подставку. Рассматривают, отмечают понравившиеся Неваляшки.

Дети выстраиваются в круг, поют песню, выполняют движения.

Знать: Названия цветов (синий, красный), геометрическую фигуру – круг.

Способ правильного раскатывания пластилина между ладонями.

Уметь: Находить цвета, соотносить их к фигуре. Лепить, скреплять плотно между собой две части круглой формы. Исполнять хороводную песню с движениями.

Технологическая карта

Тема: «Барашки на жайляу»

разновозрастная группа

воспитатель мини-центра

Чореску Н.П

Образовательная область: Творчество

Раздел: Аппликация

Цель: Учить детей наклеивать салфетку на фигуру барашка, создавать кудрявую шерсть путём смятия салфетки. Учить радоваться полученному результату.

Материалы к заданию: вырезанные из бумаги контуры барашка, белые салфетки, клейстер.

Билингвальный компонент: қой, джайляу, көктем,

Мотивационно-побуди

тель

ный

Какое время года сейчас?

Весной мы все выгоняем домашних животных на …

А каких домашних животных вы знаете?

Вот и к нам сегодня пришёл барашек:

Игра-ситуация: «Надень барашку шубку»

Весна, проговаривают перевод.

Пастбище – джайлау

Дети перечисляют, и называют

Барашка. Проговаривают перевод.

Органи-

зационно-поиско

вый

Ребята, нашему барашку скучно одному пастись на джайлау, давайте сделаем ему товарищей.

Показ приёма наклеивания: сминаем кусочек салфетки в комочек, окунаем его в клейстер одним кончиком и приклеиваем на контур барашка.

Вызывает двух детей к доске для наклеивания, остальные наблюдают.

Физ. Минутка «Лошадка»

Предлагает всем приступить к выполнению задания.

Дети наблюдают за действиями педагога.

Вызванные дети повторяют действия воспитателя

Группа выполняет задание.

Рефлектор

но-корригирующий

Предлагает детям выложить своих барашков на зелёном ковре. Оценить работы.

У кого самый аккуратный барашек? Кто хорошо сминал салфетку? и т.д.

ДИ «У кого какой детёныш»

Чем вы сегодня занимались? Где пасутся животные весной?

Как по - казахски баран? Понравилось вам занятие?

Дети раскладывают работы на ковре, получилось «Джайлау». Рассматривают поделки, выделяют понравившихся барашков.

Дети показывают карточки, называют детёнышей животных

Ответы детей: на джайлау, қ ой, и т.д.

Знать: названия домашних животных, как пользоваться клейстером, время года – весна

Уметь: сминать салфетки, аккуратно их наклеивать.

Существует много путей повышения эффективности общих занятий с детьми разного возраста по одному разделу программы и все они могут использоваться в сельских и городских малокомплектных дошкольных учреждениях. Но в каждом конкретном случае надо тщательно продумывать программное содержание занятия и правильно подбирать методы обучения.

В целях овладения методикой планирования и успешного проведения занятий полезным является эпизодическое составление воспитателем развернутых конспектов занятий. Это помогает обратить особое внимание на наиболее важное и существенное в обучении детей разного возраста.

Рассмотрим основные моменты, которые желательно отразить в конспекте.

Название занятия. Отмечается наличие разных возрастных подгрупп (например, конспект занятия в средне-старшей группе или в младше-средне-старшей группе и т.д.); дается наименование раздела обучения (ознакомление с рисованием, лепкой и т.д.), а также темы данного занятия (беседа о рисование карандашами дома и т.д.). Если на одном занятии темы для возрастных подгрупп различные, они указываются для каждой подгруппы, например рисование красками дерева без листьев (средняя подгруппа) и дерева с листьями (старшая подгруппа) или лепка из глины на тему "Наш мишка" (средняя подгруппа), лепка по замыслу (старшая подгруппа).

Программное содержание. Указывается, какую часть предусмотренного на год программного содержания должны усвоить дети разных возрастных подгрупп на данном занятии, является ли этот материал новым или дети закрепляют свои знания и умения, упражняются в их использовании. Иногда в смешанной группе часть программного материала может быть общей для детей разного возраста, но для одних (обычно более младших) этот материал является новым, а для других знакомым и они будут закреплять его.

Программное содержание чаще всего формулируют от ребенка, предусматривая, что он должен усвоить, чему научиться, что уметь (знать название и назначение предметов домашнего обихода; передавать форму и строение предметов; знать количественный состав в пределах 5 и т.д.). Возможна формулировка задач занятия и от педагога, особенно когда речь идет о формировании элементов учебной деятельности и о решении других воспитательных задач (воспитывать умение слушать указания педагога и действовать согласно им, учить аккуратно пользоваться красками, воспитывать любовь к своему детскому саду). Такая форма записи удобна при отражении этапов обучения и усвоения знаний. Слова "учить", "научить", "познакомить" и т.п. обычно относятся к новому материалу, а "закрепить", "уточнить", "упражнять", "повторить" и др. употребляются в связи со знаниями и умениями, которые дети получили ранее .

Методические приемы. Воспитатель должен здесь назвать, перечислить конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться учебные цели по отношению к группе в целом, к возрастным подгруппам и, при необходимости, к отдельным детям индивидуально.

Так, при планировании беседы основным методическим приемом являются вопросы, но вопросы разной степени сложности для младших и более старших детей или в обучении рисованию малышам необходим показ всего процесса изображения предмета, а для старших достаточно частичного показа или словесного описания последовательности изображения.

Подготовка к занятию. В этой рубрике отмечают, какую предварительную работу проводит воспитатель по подготовке детей к восприятию, усвоению намеченного программного содержания, а также по подготовке необходимых наглядных пособий и материалов для занятия, их предварительному размещению на рабочих местах. Последнее особенно важно в разновозрастной группе, поскольку нередко дети привлекаются к занятию не все сразу, а по подгруппам. Большое значение в этих условиях приобретает и подготовка детей к усвоению программного содержания, а именно: различные предварительные (за неделю, день-два и даже утром в день занятия) наблюдения, разговоры, чтение книг, рассматривание картин и иллюстраций и др. Все это организуется в часы самостоятельной деятельности детей (в группе, на участке, за пределами участка) или предусматривается на других занятиях. В смешанной группе предварительная работа особенно необходима со старшими детьми, которым даются более сложные знания и умения, а уделить им необходимое внимание на совместном занятии с малышами воспитателю не всегда удается.

Ход занятия. В конспекте следует отметить, начинается ли занятие одновременно со всеми детьми или по возрастным подгруппам, какая подгруппа привлекается первой и как организуется деятельность детей, приступающих к занятию во вторую очередь.

Если занятие начинается одновременно, то предусматривается общее для всех детей введение в занятие, дается общее объяснение темы и содержания с учетом своеобразия учебных задач и способов их решения для каждой подгруппы отдельно, конкретные указания, как приступить к работе. Затем отмечаются приемы руководства процессом занятия, обеспечения одновременной умственной и практической активности детей разного возраста.

Заканчивают занятие дети постепенно: вначале младшие, затем более старшие. Подведение итогов работы малышей проводится кратко, по мере завершения ее каждым ребенком, а со старшей подгруппой предусматривается более подробный анализ результатов деятельности, освоения программного содержания.

На занятиях, которые начинаются вначале с одной подгруппой (обычно старшей), а затем с другой, объяснение темы и программного содержания, указания к решению поставленных задач даются для каждой подгруппы отдельно. После того как первая подгруппа приступит к практической деятельности, на занятие приглашается другая подгруппа.

Затем некоторое время практически действует вся группа и предусматриваются приемы поочередного руководства деятельностью обеих подгрупп. Заканчивается такое занятие примерно одновременно, что позволяет провести общий анализ результатов, но к работам детей разного возраста, естественно, предъявляются разные требования и даются разные оценки.

Ромела Арушанян
Конспект интегрированного открытого занятия в разновозрастной группе «Пришла настоящая весна»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка Детский сад №69 «Золотой ключик» .

Конспект интегрированного открытого занятия в разновозрастной группе

(для родителей и педагогов)

«Пришла настоящая весна » .

Составила и провела :

Воспитатель

МБДОУ д/с №69

«Золотой ключик» .

Арушанян Р. Р. -

Мытищи 2016г.

Конспект интегрированного открытого занятия

«Пришла настоящая весна » .

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие,

Социально-коммуникативное развитие,

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие,

Физическое развитие.

Цель : уточнить знания детей о весне учить детей замечать изменения в природе с приходом весны .

Образовательные задачи :

Расширять и обогащать представления детей о сезонных изменениях природы ранней весной ;

Учить детей вести беседу по картине- закреплять умение работать в разных техниках .

Развивающие задачи :

Активизировать у детей развитие любознательности, воображения, развивать внимание, память;

Развивать у детей образное мышление , восприятие, фантазию, творчество;

Развивать эмоциональную отзывчивость при встрече с прекрасным : музыка, картины.

Воспитательные задачи :

Воспитывать любовь к родной природе;

Воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Материал : звуковая запись : «Голоса птиц и природы- журчания ручья, звука капели» , «Ожившая картина» , картинки с изображением птиц : грача, скворца, соловья, ласточки, кукушки, лебеди, скворечника, картинки цветущего дерево.

Оборудование : гуашь, пустые пластиковые бутылки (0,2, лист бумаги с нарисованным деревом.

Предварительная работа : беседы на темы :

«Приметы весны » .

«Перелетные птицы» ,

«Пришла весна » ,

Рассматривание иллюстраций, картин на тему,загадывание загадок о весне .

Словарная работа : перелетные птицы, проталина, журчит.

Ход занятия.

Воспитатель с детьми входят в группу , здороваются с гостями.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло , поздоровайтесь с ними. А теперь всё внимание на меня.

Скажите,пожалуйста, сколько времён года (ответы детей- 4- времени года) . Какое сейчас время года (ответы детей –сейчас весна ) . Кто помнит, сколько месяцев весной и какие ? (ответы детей-3, март. апрель. май)

Загадка :

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Ответ =(весной )

Работа по теме :

Работа с наглядным материалом «Ожившая картина» .

Игра «Вопрос – ответ» .

Что весной голубое , высокое, чистое? (небо)

Что весной греет , светит ярко? (солнце)

Что весной черное , из под снега появляется? (проталина)

Что весной тает ? (снег)

Что весной бежит , журчит? (ручьи)

Что весной первым появляется , расцветает (подснежник)

Вспомним, какие птицы прилетают весной к нам (грачи, ласточки, .кукушки, скворцы, соловьи, лебеди)

Что делают фруктовые деревья весной ? (расцветают)

(составляем картину) .

Дети отвечают на вопросы, открываются «окошко –картины» .

Воспитатель :

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Вы назвали признаки весны , и составили картину. Как мы назовём нашу картину? Ответы детей. Давайте назовем её «Пришла настоящая весна » .

Физкультминутка :

Солнышко, солнышко, золотое донышко

(дети с высоко поднятыми руками стоят по кругу,

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу) .

Прилетело сто грачей (дети машут руками, стоя на месте)

И сугробы тают, тают (дети приседают)

А цветочки подрастают (дети медленно встают)

Воспитатель : Ребята, одним из главных признаков весны является возвращение птиц с теплых стран. В это долгожданное время года, на улице тепло, светло и красиво. Какие птицы прилетают весной – грачи ласточки , кукушки, лебеди, соловьи …

Воспитатель :

Светит солнце, небо ясное. Поэтому я предлагаю вам отправиться в весенний лес- считаем до пяти 1, 2, 3, 4, 5, и в лес пришли мы послушать голоса разных птиц и природы весной . Вот, ребята, мы и оказались в весеннем лесу (голоса птиц и природы, журчания ручья, звуков капель весной )

Загадка :

Эту птицу всякий знает,

На лету она хватает

Мух, кузнечиков, сверчков,

Бабочек, стрекоз, жучков.

Ответ : (ласточка)

Воспитатель : -Ребята, пока птицы к нам летели, они растеряли перья, давайте поможем им собрать.

На один мольберт прикрепляем изображение грача, а на другой изображение лебедя. Дети должны прикрепить белое перо лебедю, а черное к грачу.

Воспитатель : -Молодцы ребята, хорошо справились с заданием, какие красивые у нас получились птицы.

Воспитатель : ребята, давайте теперь разомнем наши пальчики, расскажем стихотворение «Грачи» .-

Пальчиковая гимнастика «Грачи»

Мы лепили куличи,

Прилетели к нам грачи.

Первый грач испёк пирог,

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвёртый вымыл пол.

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять,

Воспитатель : Ребята, теперь занимаемся свои места за столами. Перед вами у каждого лежит лист с изображением дерева, а так же гуашь, пластиковая бутылка вместо кисточек. С помощью этого мы должны нарисовать цветущее дерево. Берем бутылку, макаем дно бутылки в гуашь и наносим на веточки деревьев.

Воспитатель : - Молодцы ребята, хорошо справились с заданием, какие красивые у нас получились цветущие деревья. Скажите,пожалуйста, сколько кругов в каждом цветке по кругу (5) и сколько внутри цветка (1) . Молодцы ребята. Давайте покажем друг другу свои работы.

Воспитатель : давайте скажем : «Спасибо нашим верным друзьям – птицам, за то, что они возвращаются к нам, на свою Родину. А деревьям, за то, что они дарят красоту природы».

Итог занятия :

Воспитатель : Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились. О чём мы сегодня говорили

Дети : - О перелетных птицах и о наступление весны .

Молодцы, ребята. Наше занятие окончено .

Публикации по теме:

Утренник для второй младшей группы «Пришла весна - пришла Победа» «Пришла весна - пришла Победа» (утренник для 2 младшей группы) Дети заходят в зал под музыку, садятся на стулья. Воспитатель: Ребята,.

Стихотворение «Пришла весна» Доброе время суток, уважаемые коллеги. Сегодня у нас в Мордовии очень хорошая погода. И наконец-то по настоящему почувствовалась весна.

Вот и закончились праздничные дни, в детском саду прошли утренники, посвященные женскому дню 8 Марта. Прозвучали поздравления, приятные.

Воспитатель: сегодня мы пойдем на экскурсию, на огород. Дети, а вы знаете, что такое огород? Дети: Огород это то место где растут овощи.