КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
От понятия «кризис социализации», или «кризисная точка социализации», надо отличать другое, близкое ему по значению, но полностью не тождественное понятие «критический период для социализации». Оно появилось в этологии и затем перешло в возрастную психологию. Иногда в литературе два понятия - критические периоды и кризисы развития, через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность, - отождествляются 19 .
18 Ковалева Т.В., Степанова O.K.
«Подростки смутного времени» (К проблеме социализации стар
шеклассников) // Социс. 1998. № 8. С. 57-64.
19 См.: Выготский Л.С.
Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии.
1972. № 2; Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А.
Периодизация психического раз
вития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные про
блемы физиологии и медицины. Уфа, 1997. С. 44-63.
Критические периоды социализации существуют и у животных. Как уже говорилось, термин пришел в социопсихологическую сферу из этологии - науки о поведении животных. Специалисты доказали, что знание ранних периодов развития собак помогает понять мотивы собачьей агрессии. Щенкам крайне необходимо пройти период социализации в возрасте от 3 недель, когда они уже могут видеть и слышать, до 14 недель. Как оказалось, лучше всего приобретать шенка в возрасте от 7 до 9 недель, чтобы он прошел социализацию в новом доме. Период от 9 до 10 недель - критический, в это время нельзя требовать от щенка жесткой дисциплины, с ним надо обращаться мягко как взрослым, так и детям. В возрасте 14 недель начинается ювениль-ный период, который заканчивается, когда щенок достигает половой зрелости, обычно к 14-15 мес. Если щенок не пройдет социализацию к 14 мес, он, возможно, никогда не сможет нормально общаться с людьми и другими собаками. Щенки, выросшие в питомниках, где они получают минимум внимания со стороны человека, часто остаются робкими с людьми, если, конечно, не будут проданы в возрасте до 14 недель 20 .
Если кризис обозначает максимальное ухудшение положения дел, то критический период означает максимально располагающее для наступления какого-либо события или изменения время, не важно, в лучшую или худшую сторону происходят подобные изменения. В эти периоды организм
человека или животного оказывается наиболее восприимчивым к вредным или благоприятным воздействиям внешней среды. Было установлено, к примеру, что дети - наиболее радиочувствительная часть населения, особенно в критические периоды роста и развития 21 . Независимо от плотности выпадения радиоактивных осадков, возрастом интенсивного накопления щитовидной железой радиоактивного йода является внутриутробный период, так называемый «молочный период детства» и период полового созревания. В эти критические фазы онтогенеза величина поглощения изотопа превосходит значения для взрослого человека в 1,5-3 раза 22 .
В теории научения, которая часто входит в учение о социализации, кри тические периоды называют сенситивными (чувствительными) для обучения. Считается, что если обучение не происходит в течение этого времени, то оно может никогда не произойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развития врожденных механизмов, подчеркивают
20 Веб-страница http://www.zooclub.ru .
21 БалеваЛ.С. и др.// Рос. мед. журн. 1998. № 5. С. 6-10.
2 Касаткина Э.П. и др.// Рос. вестн. перинатолог. и педиатр. 1996. № 3. С. 10-14.
американские психологи. Если обучение необходимо сделать наиболее эффективным, оно должно быть приурочено к определенному отрезку времени. Так, младенцы способны воспринимать сложные зрительные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной стимуляции. В области критических периодов обучения было получено множество экспериментальных фактов:
Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишении животного в раннем возрасте возможности видеть свои передние конечности (Р. Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, в старшем возрасте отдают предпочтение более простым стимулам (М. Фоке); у приматов имеется предпочтение зрительных нарисованных изображений увеличивающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи того же возраста отдают предпочтение менее сложным зрительным стимулам (Г. Саккет).
Ученые пришли к важному выводу: обучение животного или человека происходит наиболее успешно тогда, когда оно к этому готово - не раньше, но и не позже. Даже средние способности можно превратить в выдающиеся, если угадать сенситивный период - время максимальной предрасположенности организма к данному виду деятельности или воздействию. Критические периоды - время наибольшей податливости (пластичности) для. восприятия нового. Вмешательство в развитие человека должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластичности наиболее высок.
Критический период для социализации определяется, по мнению Л.Ф. Обуховой 23 , появлением поведенческих механизмов, которые поддерживают контакт между животными. Это реакция цепляния у обезьян, реакция следован ия у стадн ых жи вотных, махание хвостом, и гривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаются ответными реакциями взрослых членов вида: поддерживание у матерей приматов, хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забота и воспитание младенцев у человека. Развитие привязанности останавливается, когда возникает реакция страха, которая заставляет избегать контактов. Эту реакцию можно наблюдать у многих птиц и млекопитающих, даже у детей около 8 мес возрастает страх по отношению к незнакомцу. К. Лоренц заметил, что у выводковых птиц привязанность возникает раньше, чем они начинают есть.
Этологи установили, что наибольший след в жизни организма оставляет опыт ранних лет, и это было показано в экспериментах на многих позвоночных и беспозвоночных животных. Подобные явления наблюдаются и у человека. При изучении формирования социальной привязанности было установлено, что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессе социализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолированными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Детеныши, воспитанные с искусственной матерью, во взрослом состоянии были плохими матерями, не обращали внимания на своих отпрысков и часто били их, когда те кричали. Несмотря на такое отношение матерей, дете-
в Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учеб. М, 1996.
ныши ползли к ним. Значит, наказание не тормозит образования социальных связей.
Первоначально исследователи концентрировали внимание на критическом периоде первичной социализации. Под социализацией понималась привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения с другими членами группы. Например, социализация у собак выражается в том, что примерно с 3 до 10 недель щенок восприимчив к социальным влияниям. Первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжется это животное. В опытах на обезьянах Хар-лоу установил, что между 3 и 6 мес жизни существует критический период, во время которого социальная депривация, особенно депривация от общества равных себе, необратимо подавляет способность животного к социальному регулированию поведения 24 .
По отношению кдетям было высказано мнение, что существуют два критических периода социализации: один - в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с близкими ему людьми, когда он учится зависимости. И другой - в 2-3 года, когда он приучается быть независимым в важных отношениях. Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около 6 недель, но достигает максимума в 4-5 мес, на что указывает появление так называемой социальной улыбки 25 .
Психологические знания крайне важны для родителей, которые редко когда угадывают сенситивные периоды социализации своих чад. То музыке начинают обучать не вовремя, то к труду и дисциплине приучают слишком поздно. Правильно поступают те мамы и бабушки, которые с самых первых месяцев жизни ребенка не только интенсивно разговаривают с ним, но дают нагрузку на зрительную и эмоциональную сферу. Оказывается, умственное, физическое и эмоциональное развитие детей происходит в самые ранние годы.
Дети, выросшие в детдоме, пропускают ряд важных критических для социализации периодов, когда детскому организму для полноценного развития крайне необходимы эмоциональные контакты с матерью, ее ласка и забота. Работники детдома, какими бы внимательными они ни были, заменить мать не в состоянии. Недополучение социализирующих действий матери в раннем возрасте негативно сказывается на всем последующем развитии ребенка.
Это явление называется в психологии сенсорной депривацией (лишение ребенка или взрослого человека эмоциональных связей, их недостаточность), которое надо отличать от другого явления, обозначаемого термином «социальная изоляция»: лишение человека социальных связей, общения и взаимодействия с другими людьми. Оба явления негативно сказываются на успешности прохождения социализации и часто истолковываются специалистами как препятствие, или барьеры социализации.
Таким образом, если мы знаем потенциальные возможности и опасности каждого периода развития, то можем использовать эти возможности и уменьшить влияние вредного опыта. Сегодня психологические знания активно пропагандируются на самых разных уровнях. В частности, в феврале
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учеб. М., 1996. 25 Там же.
Сенсорная депривация - эмоциональная «дверь» для детдомовского ребенка
2001 г. проходил семинар «Критические периоды взросления маленького человека» Возраст, затрагивающийся на семинаре, - от 10 мес до 5 лет. На этом семинаре затрагивались важные психологические моменты, связанные с воспитанием ребенка: Как реагировать на упрямство и истерики? Что делать в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях? Как вести себя родителям, когда ребенок кусается, плюется, дерется?
ЮНОСТЬ
Как мы уже говорили, процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость.
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще называют тинейджерами. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них - наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появляются влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и са-мостоятел ьности.
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, которое называют молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию - скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично - со взглядами сверстников.
" В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:
несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;
несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизиологическим повзрослейием;
противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинейджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А тинейджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они - лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане
тинейджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинейджеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их
совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.
Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество - не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинэйджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи - институтов, где их продолжают считать детьми.
Современная молодежь, несмотря на достаточно короткий срок молодости, разбивается на несколько поколений. Она уже не выступает, как прежде, единым поколением, противостоящим старшему поколению. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, исповедующих разные идеалы, ценности, поклоняющиеся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения не адекватны нормам и ценностям другого.
В свою очередь, ускоряющаяся смена молодежных поколений и возрастающее число поколений внутри молодежи стимулируют ускорение технического прогресса, стимулируют бизнесменов к выпуску все более разнообразной технологии, компьютеров, аудио- и видеокассет, плейеров и т.п.
Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкиваются с теми же самыми проблемами, имеют такие же ценности и идеалы. Этот период неопределенности возникает потому, что человек покидает детство - период минимальной ответственности, и вступает во взрослость - период максимальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений.
Теоретически в своей семье ребенок получает необходимые ему социальную защиту и эмоциональную привязанность. Вырастая, он стремится выйти за рамки первичной общности, приобрести большую, чем была в семье, свободу действий, но без утраты зашиты и принадлежности.
ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ
В зрелом возрасте преодолевается ролевой конфликт (ролевое бесправие). Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и экономическим взрослением, притязания, амбиции и надежды юности получают удовлетворение пропорционально затраченным усилиям и приобретенным знаниям. Зрелый возраст характеризует расцвет человеческой личности.
В начале взрослой жизни наблюдаются следующие ролевые изменения: окончание школы, вступление в трудовую жизнь, брак, родительство, включение в общественную и гражданскую деятельность. Эти изменения требуют десоциализации (обучение отказа от роли) и ресоциализацие (обучение новым нормам и ценностям), так же как и социализации (обучению новым ролям) 26 .
На любом переломе - с началом брака, уходом в армию или началом трудовой деятельности - многие люди кардинально меняются. Как часто можно слышать «он изменился с тех пор, как женился» или «работа сделала его неузнаваемым». Конечно, это не новые люди, но те же самые, с которыми произошли ролевые переходы. Изменился их образ жизни, их взгляд на себя, стиль общения с другими. Переходы в середине и конце жизни воспринимаются как «кризисы». Особенно это ощущается, когда люди теряют главный социальный статус и переходят в другой - женщина в середине жизни перестает быть матерью, несколько позднее - любовницей, мужчина, в 60 лет выйдя на пенсию, перестает быть производителем материальных благ и кормильцем семьи. Они чувствуют себя несчастными. Родительство для женщины и работа для мужчины - главное в их жизни. Женщина, просидевшая в до мохозяйках долгие годы, после смерти мужа вынуждена идти работать. С точки зрения социологии, она прошла путь десоциализации от роли зависимой жены (обучения) и ресоциализации в статус независимой личности (обучение новой роли), требующих радикального смещения в ее отношениях с другими людьми, образе жизни, чувствах, мышлении. Она обучилась профессии и новой роли, научилась подчиняться новым социальным нормам и правилам. Постепенно ее «Я-концепция» сформировалась вокруг роли работника, а не домохозяйки.
Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапом социализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов человеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профес-
26 Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology. N.Y., 1991. P. 116.
сией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или замужество, создание семьи, рождение детей.
Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затянуться вследствие продолжения обучения (в вузе и аспирантуре) до 21-23 лет или ускориться по причине раннего начала трудовой деятельности. Если нижняя граница зрелого возраста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию.
Социологическим критерием разграничения двух периодов - молодежного и зрелого - служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность. Но что считать проявлением такой самостоятельности? В прежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные периоды истории - войны и революции - молодежь быстрее достигает общественного признания, ее социальный статус растет благодаря повышению военной значимости молодежи как источника рекрутов. Напротив, в спокойные периоды истории этап несамостоятельности затягивается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, которым должен соответствовать молодой человек, претендующий на статус взрослого:
Сам себя обеспечивать средствами существования;
Распоряжаться деньгами независимо от других;
Быть самостоятельным в выборе образа жизни;
Проживать независимо от родителей.
В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодежи в возрасте от 15 до 30 лет соответствует четырем приведенным критериям и поэтому вправе называться взрослыми.
Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые другие признаки, в частности: а) способность отвечать перед законом; б) допуск к голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения социализации, лишь вступление в брак служит значимым критерием взрослости. Семья - единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении всей жизни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребенок - объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек - субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) социализации одновременно. Он перестает служить целью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процесса социализации и воспитания внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.
Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает совсем иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собственной семьей, переходят в новое качественное состояние - из объектов воспитания они становятся его субъектами. И на первых порах происходит мучительный процесс овладения новой социальной ролью: молодожены обращаются к родителям, друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и обустройства быта - как пеленать и когда кормить малютку, как починить водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой социальной роли. Одновременно супруги оказывают социализирующее влияние друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о лидерстве в семье, отношениях к новой родне и новым друзьям. Здесь нет субъектов и объектов, социализация происходит на партнерской основе, поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение партнера.
Взрослая жизнь - самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реальной ситуации. Впервые уравнялись объемы прав и обязанностей, потребностей и средств их удовлетворения.
Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.
Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.
Социализация личности - процесс активного ее включения в общественную жизнь.
При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.
Выделяют пять основных стадий социализации
. Каждая из них имеет свои характерные особенности.
1. Первичная социализация - стадия к социальному окружению (от рождения до ). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить на то, во что и как в этом возрасте играют дети.
2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».
На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью и .
3. Стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:
- усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
- отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
- конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою . Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.
4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период человека, фактически период трудоспособности человека.
Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм .
5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия . Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.
Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития на конкретных этапах социализации.
В каждой социокультуре существует свой особый стиль . Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.
На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.
Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности , в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.
Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.
На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот - спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.
На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.
Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.
На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.
Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные , постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.
На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.
На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.
Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.
Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.
Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию - человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.
Просоциальное поведение - поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.
К противоправному склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.
Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками , приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.
Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.
Продолжая тему активности–пассивности человека как субъекта и объекта процесса социализации, целесообразно выделить две стороны этого процесса: психологическую и социально-психологическую. Первая отражает тот вклад, который вносит сам индивид в процесс социализации в силу своих собственных психологических способностей и особенностей. С этой стороны он выступает как активный субъект процесса. На результаты социализации будет оказывать влияние, прежде всего, уровень развития когнитивной сферы личности, который зависит от способностей адекватно и критично воспринимать и осмысливать как явления действительности, так и влияния социального окружения, которым подвергался человек.
Социально-психологическая сторона процесса социализации позволяет выделить те институты общества, которые осуществляют сам процесс и для которых человек оказывается, прежде всего, объектом воздействия. По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.). Вторые – неформальные институты – имеют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которые оказывается включенным индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.).
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается им. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором он живет.
Э. Эриксон (2000) выделяет следующие этапы социализации личности .
На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у малыша формируется базовое доверие к миру. Оно проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, он как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.
Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за мокрые штанишки.
В возрасте 3–5 лет, на третьей стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, так как формирует инициативу, творчество, он осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на его развитии, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.
В младшем школьном возрасте (четвертая стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.
В подростковом возрасте (пятая стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, развивать способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования к нему общества о самоопределении.
На шестой стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
Седьмая – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.
После 50 лет (восьмая стадия) создается завершенная форма эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом его завершении, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
· имитации – копирование детьми поведения взрослых;
· игровая – детское поведение как исполнение роли со значением;
· групповой игры – роль как ожидаемое от нее поведение.
В общении с взрослыми и сверстниками ребенок узнает их мнение о себе, о своих способностях. Опираясь на эту оценку, он формирует представление о себе, самооценку. Окружающие люди выступают для него «своеобразными зеркалами», в которых ребенок отражается. Теория Ч. Кули иногда еще называется теорией «зеркального Я».
А.В. Петровский (1982) выделяет следующие стадии социализации.
Первичная социализация, или стадия адаптации – от рождения до подросткового периода. Ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.
Стадия индивидуализации – появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Стадия интеграции – появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него – юношеский возраст (18–25 лет), характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
· изменение себя, «стать как все»;
· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Многие отечественные социальные психологи (Андреенкова Н.В., 1970; Андреева Г.М., 2000; Гилинский Я.И., 1971) делают акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий может служить отношение к трудовой деятельности. Они выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т. е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого слова. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности, в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.
Послетрудовая стадия включает в себя послепенсионный возраст. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего, увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.
Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:
1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения;
2) вторичная социализация:
а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;
б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);
в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.
Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т. д. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.
1 подход. Выделяются 3 стадии: дотрудовая (период детства и обучения), трудовая (период зрелости), послетрудовая (период старения).
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия подразделяется на два периода:
- ранняя социализация , которая охватывает время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
- стадия обучения , которая включает весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится все время обучения в школе.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста весьма условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Несмотря на мысль о том, что процесс социализации заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.
2 подход. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приведенная ниже является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна.
Стадия детства включает в себя следующие этапы:
- младенчество (от рождения до года);
- дошкольное детство (3-6 лет);
- младший школьный возраст (6-10 лет).
Стадия отрочества :
- младший подростковый возраст (10-12 лет);
- старший подростковый возраст (12-14 лет).
Стадия молодости :
- ранний юношеский возраст (15-17 лет);
- юношеский возраст (18-23 года);
- молодость (23-30 лет).
Стадия зрелости включает в себя :
- зрелость (30-40 лет);
- позднюю зрелость (40-50 лет);
- пожилой возраст (55-65 лет).
Стадия старости распадается на 2 этапа:
- старость (65-70 лет);
- долгожительство (свыше 70 лет).
Юридическая психология. Шпаргалки Соловьева Мария Александровна
18. Возрастные периоды социализации
Социализация индивида начинается с момента его рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ее можно условно разделить на несколько крупных периодов, которые различаются как по методам социализации, так и по степени восприимчивости индивида к социализации.
Первый период относится к детскому возрасту и занимает первые 12 лет жизни индивида. Второй период начинается с подросткового возраста и длится до совершеннолетия (12–18 лет). Третий период отсчитывается с совершеннолетия и продолжается всю жизнь.
Первый период характеризуется тем, что когнитивные способности индивида недостаточно развиты, в связи с этим индивид быстро усваивает все, что ему преподносится, но в то же время это усвоение частичное или неполное, недостаточно осознанное. Характерно, что на самом раннем этапе единственным источником социализации является семья, с возраста 3–4 лет подключается такой социализирующий фактор, как телевидение (радио), нередко – детские дошкольные учреждения, с 6 лет основным социализирующим фактором становится школа. В зависимости от создаваемых индивидом контактов и их выбора социализирующими факторами могут стать сверстники, улица, авторитетные взрослые, в том числе преступные элементы (так происходит процесс втягивания ребенка в преступные сообщества).
Второй период характеризуется развитием когнитивных способностей, индивид начинает перерабатывать получаемую информацию и реагировать на нее (либо принимает, либо отвергает), у него расширяется круг социальных связей и он ранжирует авторитеты социальных институтов. Его социальная позиция формируется в зависимости от того, какой институт становится для него наиболее авторитетным – семья, друзья, школа, протестные группы.
Третий период (самый длительный) характеризуется тем, что выбор приоритетов и социальная система установок уже сложились, основным институтом социализации становится личный опыт. При получении новых сведений о социуме индивид пропускает их через существующий у него фильтр – систему взглядов и установок, которыми индивид оперирует. Ему становится сложно навязать мнение, с которым он не согласен.
Из книги Психология автора Крылов Альберт АлександровичГлава 15. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА § 15.1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯПсихическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б. Г.
Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав МихайловичКризисные периоды в развитии семьи При анализе семейных конфликтов, особенно супружеских, важно учитывать кризисные периоды в развитии семьи.Первый кризисный период в развитии семьи наблюдается в первый год супружеской жизни. В этот период происходит адаптация
Из книги Психология собаки. Основы дрессировки собак автора Уитни Леон Ф6. Ранние периоды в жизни собаки Есть книжки, которыми пользуются в качестве учебников, внушающие студентам уверенность, будто почти все поступки взрослой собаки, живущей в природе, усвоены в процессе обучения. Поразмыслив над утверждениями подобных книг, быстро
Из книги Рейки [Краткое современное руководство] автора Куликов С ВРейки в различные периоды жизни. Рейки помогает благоприятному протеканию беременности. Во время родов (чаще всего это дистанционный сеанс) специалист Рейки мысленно помещает руки на крестец и поясничную область позвоночника роженицы, что облегчает и ускоряет
Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра Из книги Расскажите дочке, как... Откровенно о сокровенном автора Стельникова Офелия Мартиросовна Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся ВладимировнаГлава 2 Возрастные особенности детей от 0 до 7 лет. Детские возрастные
Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития Особенности общения детей раннего возрастаВ младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к
Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович9.7. Доминирующие потребности в различные возрастные периоды У новорожденных и младенцев, наряду с органическими потребностями в пище, тепле и т. п., имеются и потребности, отражающие их психическую активность. Многие авторы (Л. И. Божович, 1968; М. Ю. Кистяковская, 1965; А. М.
Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна6.2.2. Особенности взросления в более поздние периоды жизни В этом подпараграфе проверяется вторая экспериментальная гипотеза.Экспериментальная гипотеза 2. Доверительность (интимность) отношений взрослого с разными людьми определяет его уровень независимости и
Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна Из книги Любовь и войны полов автора Иванов Владимир Петрович21. Стадии процесса социализации Стадия первичной социализации – продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные
Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина ИринаГлава 5. Периоды изменений «Можно представить себе человека, любимого всеми и любящего всех. Такой человек всегда будет жить и на земле как на небе, наслаждаясь всегдашним миром. Будучи таковым, он будет подобен Ангелу. Вот каков человек, питающий в себе Любовь!». Иоанн
Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторовПериоды внимания Существуют своеобразные периоды внимания (приблизительно по 10–15 минут). По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего 15-минутного периода внимание