Отчет по экологии в доу. Аналитический отчет по экологическому воспитанию «Воспитатель-исследователь Отчет по экологическому лету в детском саду

Пусть будет в человеке всё прекрасно.

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше и больше внимания. 2013 год в России и нашей республике объявлен Годом охраны окружающей среды. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.

Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Мир природы удивителен и прекрасен! Однако, далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Мой опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической возможности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей –то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Цели, которые я преследовала:

Дать детям элементарные представления об экологии; сформировать экологическую культуру и правильному отношению к объектам живой и неживой природы

Осознание исследования, как способа познания окружающего мира. С помощью игр, постановки опытов, проведение экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.

Формы и методы работы:

Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Дети как юные ученые, изучают различные растения. Передо мной стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Я стараюсь объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари», нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также стараюсь воспитать у них уважение ко всем формам жизни. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды . В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным и практическим методами. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале « Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы, вата и т.д.), размещены ящики с почвой, с природными ископаемыми, растения за которыми ведется уход и наблюдения. Уголок природы служит не только украшением группы, но и методом для саморазвития детей. Рядом на удобном и доступном для детей стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц. Коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.

Наш детский сад находиться в уникальной природной зоне, сама природа создала разные виды ландшафтов. Рядом с детским садом расположен лесной массив. Созданы две экологические тропы . Малая тропа – по территории детского сада, большая – к лесу. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу, в поле, в сад и т. д. Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я, как воспитатель, должна помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. На территории детского сада есть огород. Где мы с ребятами весной сажаем лук, фасоль, морковь, свеклу. И потом наблюдаем за процессом прорастания семян, поливаем, ухаживаем и осенью собираем урожай. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью. Еще на территории нашего детского сада есть участок естественного луга . Летом он привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Лег для нас – это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга. Вооружившись лупами, мы с ребятами исследовали каждый его уголок.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому я собрала большую картотеку опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста.

На прогулках мы знакомимся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Так же организуем игры-опыты с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, перчатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных", игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций: «Посади дерево», «Красивый детский сад», «Подари цветок детскому саду». Основной целью является воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к природе. В акции, которая сейчас проходит «Мой дом – чистая планета! » я хочу донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект . Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. Я внедрила такие проекты « Лаборатория волшебства», где мы с детьми ставили разнообразные опыты и эксперименты; «Открытие птичьей столовой!», целью которого было воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

Цикл непосредственно-образовательной деятельности, с использованием опытов о воде «Земля - голубая планета» и о воздухе « Воздух-невидимка»

Цель: развитие представление о воде и воздухе, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.

В детском саду ежемесячно проводим конкурс детских рисунков и поделок " Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", "Листопад", "Зимушка- зима", "Тает снежок, ожил лужок". Или такой конкурс "Лучшая поделка из природного материала". Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Рисунки показывали пример положительного отношения к природе. Дети рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое видение состояния и сохранения природы, воспевают ее красоту.

Осенью проводим конкурс на тему: "Необычный урожай года", где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй . Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей через опытно-экспериментальную деятельность я использую как традиционную форму (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание мы начали с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.

Такую форму работы, как консультации,папки-раскладки, например "Опыты и эксперименты с детьми дома", родителям очень интересны. Родители сами с большим интересом узнают и экспериментируют с детьми дома. Мы показывали родителям о наших достижениях на открытых занятиях и викторинах, таких как КВН, « Экспериментируем вместе», « Что я знаю расскажу и покажу». После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие- то телевизионные передачи, ставить совместные опыты дома и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой, "Открой себя" Е.В. Рылеевой, "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой, "Семицветик" Ашиковых, "Мы" Н.Н. Кондратьевой.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

Сформированы начала экологической культуры у детей;

Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Дети учатся практическим действиям по охране природы;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Я планирую в этом учебном году организовать кружок "Юный эколог", что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей. Кружок будет носить интегрированный характер, построенный на взаимодействии природоведческих знаний и деятельности ребёнка. Буду продолжать работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Лариса Тюрина

Воспитатель : Тюрина Л. А.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды , экологическое воспитание , как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту : многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается .

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Перед нами стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе . Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине.

Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные направления экологического воспитания – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей .

У нас имеется природоведческая литература, пособия, альбомы, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания .

Предметно - развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной.

Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

Здесь мы наблюдаем за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ветками деревьев в вазе (февраль – март, за пробуждениями мать - и - мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май) .


Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, составлен каталог «научных» игр.


На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) . Для таких игр на участке имеется оборудование : песочница, ведерки,совочки, формочки, печатки,небольшая емкость с водой,плавающие игрушки … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения : «Найди по описанию» , «Что, где растёт» , «Узнай и назови» , «Вершки - корешки» , «Загадки о животных, растениях» , на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) . Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.



Для систематизации получаемых знаний, используется чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, рисование, просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней.


На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Там у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, полянка с лекарственными растениями : одуванчик, тысячелистник, ромашка… и обитающие на ней разные насекомые : бабочки, божьи коровки, гусеницы…


Радуют глаз растения на клумбах.



Недалеко от детского сада расположен лес. Туда мы со старшими детьми ходим на экскурсии в разные времена года. На экскурсиях дети получают представление о предметах и явлениях, которые его окружают,об их изменениях. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Осенняя экскурсия :


Туристический поход «Зимняя сказка» :

Цель : Использование элементарных знаний о туризме для увеличения двигательной активности детей. Приобщение дошкольников и родителей к здоровому образу жизни посредством ознакомления с элементами туризма.


«Лето, лето –озари нас ярким светом!» .


В своей работе с детьми используем такую форму работы как проект. Он позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний , системность.

Проект : «Елочка, елочка - колкая иголочка» .

Цель : Создать хорошее настроение у детей и вызвать желание воспитанников украсить ёлку .


Проект : "Веселые одуванчики" Цель :Дать понятие, что такое одуванчик.


Проект : «Солнышко лучистое» .

Цель : Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности : игровой (прежде всего) ; познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово) ; продуктивной, музыкально-эстетической.


Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем , доступных пониманию детей.



Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека .

Одной из интересных форм работы является акция. Вместе с детьми родители делают поделки из природного материала, мастерят скворечники и кормушки, рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое положительное отношение к природе.



Акция : «Посади дерево»


Акция : «Как мы провели лето»


«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В. А. Сухомлинский

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Пусть будет в человеке все прекрасно.

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях , берегите,

Храните экологию души !

Отчёт по самообразованию по теме

«Экологическое воспитание дошкольников»

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи:

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Пути реализации:

Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2013год

Дата окончания работы над темой: май 2015 года

Предполагаемый результат:

Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- в оспитание защитников природы;

Творческая активность воспитанников;

Внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

В результате проделанной работы:

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

Сформированы начала экологической культуры детей;

Дети получают практические знания по охране природы;

Развиваются речевые навыки детей;

Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.

При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технологии проектной деятельности

Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Информационно-коммуникационные технологии

Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:

1. НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".

2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»

3. Акция «Кормушка для пичужки»

Изготовление кормушек силами родителей

4. Акция: «Мусор земле не к лицу»

Экологический субботник

6. Акция «Домик для скворца»

7. Весенняя Неделя Добра

8. Акция «Посади дерево или цветок»

9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»

10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц)

11. Экологическая игра «Загадки природы»

13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

14. Проект «Волшебница зима»

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

Как итогом моей работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Капитошка» по теме «Круговорот воды в природе». Это познавательно-исследовательский, долгосрочный проект.

Участниками этой проектной деятельности были воспитанники средней группы – воспитатели - родители.

Цель - систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании.

Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.

Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.

В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.

Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:

Развивайте, играйте, творите!

Пусть для нас будет правилом:

«Сегодня не получилось

Обязательно получится завтра,

Надо только захотеть! »

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 25 «Ромашка»

пгт. Мундыбаш

Отчет по экологии

Старший воспитатель:

Лясина А.Н.

2016г.

У нас у всех одна планета –
Другой такой на свете нету!

Не погубите Землю, люди!
У нас другой Земли не будет!

Существенное значение в разработке проблемы развития основ экологической культуры имеют труды педагогов, исследовавших во второй половине XIX и начала XX веков процессы ознакомления детей с предметным миром и природой (Е.Н.Водовозова, Е.Л.Лихеева, К.Д.Ушинский и др.)- Их исследования во многом определили характер современных научных поисков, изучающих влияние ознакомления с окружающим миром на психическое развитие ребенка (Л. Зенгер, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков и др.).

Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе.

Ознакомление младших детей с природой следует начинать с ближайшего окружения.

В групповой комнате необходимо создать условия для первоначального ознакомления детей с природой: с помощью игрушек, картинок их знакомят с домашними и дикими животными; учат узнавать этих животных и их детенышей.

Вместе с воспитателем дети могут покормить птиц и понаблюдать за тем, как они клюют зернышки; на прогулке или из окна групповой комнаты понаблюдать за птицами, которые прилетают на участок. Во время наблюдения дети наблюдают за строением птиц, за их повадками.

В старших группах знания о природе углубляют и конкретизируют об условиях жизни растений и животных; о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения; комнатные растения).

Также следует познакомить дошкольников с вегетативным размножением комнатных растений (черенками, листьями, усами).

Следует познакомить детей с экопозитивным и эконегативным поведением человека в природе, воспитывать любознательность и наблюдательность, формировать экологически правильное поведение в природе.

При ознакомлении детей с насекомыми детей знакомят с их передвижениями (летают, прыгают, ползают), называют характерные звуки насекомых (жужжит, стрекочет). Также знакомят с циклом размножения бабочек(откладывают яйца на растениях, из них появляются гусеницы, из гусениц- куколки, из куколок- бабочки).

Наблюдая за живой природой, дети замечают строение растений; наблюдают за их ростом и развитием.

Целесообразно закреплять знания детей в дидактических играх: «Съедобное-несъедобное», «Чудесный мешочек». А также закреплять знания в сюжетно-ролевых играх: «Столовая», «Накорми куклу Свету» и др.

В повседневной жизни воспитатель организует наблюдения за растениями в уголке природы, привлекая младших детей к выполнению индивидуальных поручений. Дети же 6-7 лет самостоятельно дежурят.

Осенью следует привлекать детей к сбору осенних листьев. Зимой дети могут помочь взрослым сгрести снег к стволам деревьев, отрясти снег с веток кустарников. В весенний период детей следует привлекать к посильному труду - посадке лука, пересадке комнатных растений. Летом дети рыхлят клумбы, поливка клумб и грядок в огороде. Для этого взрослыми создаются все возможные условия как в групповых комнатах, так и на прогулочных площадках:

Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей.

В экологическом образовании и воспитании детей большое значение имеет оценка труда. Задача воспитателя - направить детей на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись в работе. Для оценки результата трудовой деятельности детей знакомят с пословицами и поговорками.

Закреплять гуманное отношение к природе помогает художественный труд- работа с природным материалом, где дети старшего дошкольного возраста создают фигуры людей, животных и птиц из желудей, шишек, листьев и др. материалов, передавая выразительность образа, создавая общие композиции «Лесная поляна», «Сказочные герои» и др.

Также необходимо углублять эмоционально-доброжелательное отношение детей к живым существам в процессе общения с ними, развивать интерес к родному краю, формировать представления об экологических проблемах поселка, в котором живут дети; воспитывать уважение к труду сельских жителей.

Большое значение имеет чтение художественной литературы таких авторов как: Е.Благинина «Два жадных медвежонка», М.Горький «Воробьишко», К.Чуковский «Тараканище», Д.Самойлов «У слонёнка день рождения», И.Бунин «Листопад», Я.Аким «Первый снег», А.Пушкин «Уж небо осенью дышало», А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка» и многие другие.

Также знания усваиваются через проведение НОД и экспериментирование, где дети в самостоятельной деятельности постигают взаимосвязи в окружающей действительности.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Любовь к природе начинается со знания её обитателей, и мы надеемся, что воспитывая у дошкольников гуманное отношение ко всему живому и неживому, мы поможем сохранить нашу планету в будущем.

Наши ребята в течении года расчищали прогулочные территории, садили мини-огороды на подоконниках, наблюдали за развитием растений.

Педагоги показывали различные театральные представления по экологии, проводили развлечения, красили цветники, украшали участки.

Также проводились акции «Покорми птиц», «Дерево для Ветерана».

В следующем году мы продолжим работу с детьми по экологическому воспитанию.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Морозовская основная общеобразовательная школа

Отчет по экологическому воспитанию обучающихся в МБОУ: Морозовская ООШ за 2014-2015 уч. год

Выбор экологического направления в деятельности МБОУ: Морозовская ООШ хутора Морозов Волгодонского района Ростовской области был обусловлен, как местом расположения населенного пункта и школы, так и с ухудшением экологической ситуацией в стране и в Ростовской области. Наш хутор расположен недалеко от реки Дон. В области и районе находится большое число предприятий различного направления с высоким научным потенциалом. На территории области находится Ростовская атомная станция.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность.

Следовательно, одной из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.

Успех экологического образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Экологизация образовательного процессавключает в себя:

1. Предметные недели

2. Проведение интегрированных уроков по разным предметам;

3. Проведение классных часов и внеклассных мероприятий;

4.Организацию исследовательских проектов;

5. Анкетирование школьников;

6. Проведение экологических акций;

7.Изготовление стендов и стенгазет;

8. Выставки поделок из природных материалов;

9. Выставки рисунков;

10. Фотовыставки;

11. Конкурсы и игры, соревнования, КВН;

12. Демонстрацию презентаций, экологических представлений и т.д

Все эти формы обучения направлены на формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.

Формирование экологической культуры является необходимым компонентом всех основных направлений воспитания.

Воспитательная работа в школе ведется по разным направлениям. Экологическое направление представляет отряд «Эколог», члены которого отвечают за санитарное состояние классов, контролируют дежурство в школе, классе, помогают в организации экологических мероприятий, акций, субботников, экскурсий, походов.

Экологический календарь МБОУ: Морозовская ООШ

на 2015 год

п/п

Дата

Форма проведения

Мероприятия

Цели занятия

Классные часы 1-9 кл.

«Лес – наше богатство»

Помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.

Классные часы 1-9 кл.

«Берегите животных»

Развивать познавательный интерес, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам;

содействовать воспитанию у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения, формировать уважительное отношение к миру животных.

Конкурс рисунков

«Братья наши меньшие»

Природа Донского края

Классные часы 1-4 кл

«Прекрасный мир природы» «Природа Донского края»

Воспитывать в детях любовь к природе своего края.

уборка пришкольного участка

Выставка конкурс

Библиоте- чные выставки

красочные книги о природе, энциклопедии для детей, художественные произведения, журналы,

Познакомить обучающихся с книгами о природе, энциклопедиями для детей, художественными произведениями, журналами рассказывающими о красоте и экологических проблемах родного края.

ков и националь

ных парков

Классные часы 1-9 кл.

«Земля – наш общий дом»

Цель: сформировать экологически - грамотное отношение детей к природе.

«Давайте экономить воду…» 1-9 кл.

Цель: изучить способы экономного использования воды в школе и дома, пропаганда экономного использования воды среди обучающихся нашей школы.

«Помоги птице».

В ходе акции дети собирают корм для птиц, изготавливают скворечники

Классные часы

«Космос, что я знаю о нем?»

формировать представление детей о планете Земля, о других планетах солнечной системы. Рассказать об экологических проблемах человечества, связанных с космосом»

Классные часы.

«Берегите, Землю!»

Цель: 1) познакомить с историей праздника.

2) развивать экологическую грамотность.

3) воспитывать бережное отношение к природе

Конкурс поделок из бытовых отходов

«Вторая жизнь пластиковой бутылки»,

«Чистая планета»

Озеленение пришкольного участка. 5-9 кл

Цель: создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания обучающихся через совместную деятельность детей, родителей и педагогов по благоустройству и озеленению пришкольного участка.

охранные

«Сделаем чище берег

реки Дон»;

Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат

В рамках предметной неделипроведен интегрированный урок по биологии, географии и химии «Вода – главный источник жизни» (Учитель биологии Данильчик Е.В., учитель химии и географии Тюнина Н.В.), на котором были рассмотрены экологические проблемы нерационального использования воды.

Для формирования целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём в 1-4 классах на занятиях внеурочной деятельности введён курс «Доноведение». В течение года ребята выполняют экологические проекты, исследовательские работы.

Внеурочная деятельность «Доноведение».

В школе функционирует кружок «Юный эколог» (учитель Тюнина Н.В.), главной целью которого является формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

На занятиях кружка осуществляется анализ экологической ситуации в хуторе и районе, области раскрываются и развиваются творческие, интеллектуальные способности обучающихся.


Занятия на кружке «Юный эколог»

Обучающиеся 5-6 класса Тюнина В. и Басова С. приняли участие в муниципальном этапе всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» и врегиональном социально-экологическом конкурсе «Создание галереи Донской природы» Тюнина В.

Наибольший интерес вызываете обучающихся осуществление проектов, с которыми они регулярно участвуют в научно-практических конференциях.

Муниципальный этап регионального конкурса научно-исследовательских работ «Моя Родина- Донская земля» Данильчик Наталья 8 класс 3 место. Руководитель: Данильчик Е.В.

Районная научно-практическая конференция «Поиск и творчество – 2015», номинации «Духовный мир современной молодежи»

Бордачев В., Ермаков А.

ученики 9 класса.

(учитель биологии Данильчик Е.В.)

Деятельность экологического кружка «Юный эколог»

Экологические субботники и акции


В школе функционирует кружок «Волшебная кисточка» для обучающихся 1-4 и 5-6 классов.

В муниципальном этапевсероссийского конкурса детского социального рисунка «Лес боится огня» обучающиеся Цуман Дарья 1 класс, Тюнина Виктория 5 класс, Купчик Екатерина 5 класс получили дипломы участников.

.

Победители открытого конкурса «Мир безопасности»в г. Ростов- на –Дону

Купчик Екатерина 5 класс 2 место, Тюнина Виктория 5 класс 3 место. Руководитель: Бриж Ж.В.

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование обучающихся. В определении уровня воспитанности используется методика Степанова П.В., Капустина Н.П. по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.

Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития своих воспитанников.

Проведенное анкетирование участников воспитательного процесса (10 –педагогов, 79 – обучающихся, 66 – родителей) показало:

Что изучает “экология”? – затруднились ответить 6 % интервьюируемых;

Являюсь ли я экологически культурным человеком? – отрицательный ответ дали 11 %;

Хотел бы я активно участвовать в экологических мероприятиях? – положительный ответ дали 93%

Характеристика уровня воспитанности обучающихся 1-9классов

Критерии

I ступень (1-4 классы)

II ступень (5-9 классы)

1-9 классы (по школе)

Эрудиция

Отношение к природе

Отношение к обществу

Эстетический вкус

Отношение к себе

Уровень воспитанности

Сравнительная характеристика динамики уровня воспитанности обучающихся 1-9классов

2015-2016

Показателями результативности также могут служить:

· количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;

· участие школьников в экологических конкурсах;

· практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.

Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Наша задача, как педагогов – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей. Равнодушию не должно быть места!

Отчет подготовила учитель географии: Тюнина Н.В.