Открытое занятие на тему: "Весна". Открытое занятие "пришла весна"

Тема: «ВЕСНА».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепить образование множественного числа имени существительных и согласовывать изменения прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

Активизировать и обогащать словарь детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной;

Закреплять умения детей отвечать на вопрос полным предложением.

Развивающие задачи:

Развивать у детей мышление путем уточнения и систематизирования представлений детей о весенних изменениях в природе;

Развивать связную и объяснительную речь.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;

Способствовать формированию интереса и любви детей к природе, учить замечать изменения в ней.

Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о весне.

Организация детей: по подгруппам.

Словарная работа: весна - красна, капель, набухают почки, сокодвижение, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Методические приемы: художественное слово (стихи про весну, вопросы, игровые, анализ.

Индивидуальная работа: С Егором и Лианой согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Материалы к занятию: мнемотаблица «Весна»; иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны, птиц; мяч.

Ход занятия:

1. Вхождение в день.

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку

Здравствуй! – Улыбнется он в ответ

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте поздороваемся на трех языках: исэнмесез, здравствуйте, хеллоу.

Воспитатель: На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

С. Маршак.

О приходе какого времени года эти стихи?

Дети: о весне.

Воспитатель: Да! Правильно! Впереди нас ждет лето, и я хочу чтобы мы еще раз вспомнили о весне, о её характерных признаках. А Вы любите весну?

Дети: Да!

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. Давайте все улыбнемся и скажем: «Здравствуй, весна! » А какие признаки весны вы знаете?

Дети: Солнце светит ярко! Тают сосульки. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Возвращаются перелетные птицы. Зеленеет травка.

Воспитатель: А вы знаете, сколько месяцев длится весна? А сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко”.Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны угадать какое слово пропущено.

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

Как называется он… (май)

Молодцы, дети как хорошо вы знаете весенние месяцы, а теперь давайте поиграем в словесную игру «Весенние месяцы».

II.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите таблицу с рисунками.

1. Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное).

А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее) .

2. Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины (место где стаял снег и открылась земля, снег начинает таять, текут ручьи) .

3. Что вы видите на третьей картинке? (с крыш свисают сосульки)

Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш) .

4. Что вы видите на четвертой картинке? (на деревьях набухают почки)

Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение - от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.

5. Что вы видите на следующей картинке? (Прилетели птицы из теплых краев). Каких птиц вы знаете, которые прилетают к нам из теплых стран? (грачи, ласточки, скворцы, жаворонки).

7. Чем озабочены птицы? (Птицы вьют гнезда) .

8. Что вы видите на этой картинке? (Просыпаются животные, насекомые выползают из своих убежищ). Правильно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ. Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы. А какие животные проснулись от зимней спячки? (Ежи, медведи, барсуки) .

9. Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. А люди изменились? (люди надели весеннюю одежду) .

Молодцы! Ребята, скажите ка мне, какие новые слова мы сегодня узнали (проталина, сокодвижение, капель) .Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Ушки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хомка хочет сильным стать.

III.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”(Дети встают в круг, воспитатель в середине). Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:

Ручей–ручьи

Дождь–дожди

Солнце–солнце

Скворец–скворцы

Гнездо–гнёзда

Сосулька–сосульки

Проталина–проталины

Лист–листья

Капель–капель

Насекомое–насекомые

Дерево–деревья

Воспитатель: А сейчас закончите предложения:

На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях? (гнезда)

В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах? (птенцы)

Что мы с вами только что делали?

Говорили слова в единственном числе, а потом эти слова говорили нав множественном числе.

IV.

Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (о весне). Ответьте на вопросы полным предложением:

Какое сейчас время года?

Как светит солнышко весной?

Что набухают на деревьях?

Какие птицы прилетели из теплых стран?

Что будут делать птицы?

Где вьют птицы гнезда?

Какими красивыми словами можно сказать о весне (Мы можем сказать: Весна – красна, потому что она яркая, веселая, красивая) .

Похвалить детей, сказать кто как занимался на занятии.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Интегративный метод очень важен в работе с дошкольниками. В связи с увеличением потока информации, которую дети осваивают, возникла необходимость в повышении качества образования, отхода от трансформации традиционных занятий в “интегрированные”. Деятельность, связанная общим смысловым контекстом, становится осмысленной для детей, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям. Более длительное нахождение детей внутри определенного познавательного цикла, усиливает эмоциональную включенность детей. Позволяет взглянуть на одно и то же событие, явление с разных сторон, что дает целостное представление о нем. При таком подходе происходит слияние логического и образного мышления. Целостным становится представление детей об окружающем мире.

Цели урока:

  • Закреплять знания по теме “Весна”: приметы весны, название весенних месяцев;
  • Уточнять и расширять словарь по теме: учить подбирать как можно больше признаков и слов действий к существительным;
  • Совершенствовать навык деления слов на части;
  • Продолжать учить детей распространению предложений определениями;
  • Формировать связную речь;
  • Развивать зрительное внимание и память.

Оборудование: слайды с изображением примет весны, картина “Грачи прилетели”; счетные палочки.

Словарь: проталины, подснежники, верба – распускается, почки – набухают, лопаются, грачи, скворцы – первые вестники весны.

Предварительная работа: создание книжек-малышек с рисунками первых весенних примет, подбираем к каждой примете слова, отвечающие на вопросы: Что делает? Какой?

Описание хода занятия

Организационный момент:

Учитель-логопед:

Ребята, отгадайте загадку –
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня… (Весна)

Учитель-логопед: Сегодня мы продолжим с вами разговор о ранней весне. Кто назовёт первый весенний месяц? А кто знает название всех месяцев весны? (дети называют)

– Давайте вспомним приметы весны, которые мы уже нарисовали в книжке –малышке. (дети их называют по порядку, появляются слайды с изображением примет)

– Какое солнце? (яркое, весеннее, слепящее…)

– Какая капель? (весенняя, звонкая…)

– Какие ручьи? (быстрые, холодные, журчащие, звонкие…)

– Какие проталины? (первые, чёрные…)

– Какие подснежники? (первые, весенние, маленькие, белые…)

– Какие ещё приметы весны вы знаете? (дети называют: почки набухают на деревьях; птицы возвращаются из тёплых краёв; просыпаются медведь, ёж после зимней спячки; меняют шубку заяц, белка; люди надевают весённюю одежду)

Дети называют приметы, появляются слайды с изображением их, затем дети подбирают прилагательные и слова действия к ним.

Учитель-логопед:

Ребята, о чем я говорю?
Ручеёк бежит, звеня.
Есть скорлупка у меня.
Смастерю кораблик сам
И отправлю по волнам.

(Предлагаю детям, выложить кораблики из палочек по образцу)

Игра “Подскажи словечко”, назови сколько в слове частей:

  • Ой, беда! Ой, беда!
    Тает снег, кругом вода.
    Не обуешь валенки,
    На снегу… (проталинки)
  • Рад весне братишка Саша
    И собака рада Жулька.
    На припёке, с крыши нашей
    Утром свесилась … (сосулька)
  • Снег в лесу. Сугробов много.
    Но слышна синицы трель.
    С крыши прямо на дорогу
    Звонко капает … (капель)
  • Самый первый день весны,
    Самый-самый первый.
    На опушке у сосны
    Распустилась… (верба)

Игра “Кто как поёт весну встречая”, подбирают глаголы к картинкам: сорока – стрекочет, капель – звенит, воробей – чирикает, синицы – тинькают или свистят, лягушки – квакают, мышки – пищат.

Физминутка: “Веснянка”

Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.

Ребята садятся перед экраном. На экране картина А. Саврасова “Грачи прилетели”

Воспитатель: Как называется картина? Кто ее написал? О чем она? Какую картину о весне вы ещё знаете? (“Март” И. Левитана)

Ребята, возьмите “подзорные трубы” и посмотрите на картину. Что вы увидели?

Дети дают ответы: “Я вижу грачей”, “Я вижу гнезда”, “Я вижу березы”, “Я вижу грача под березой”, “Я вижу проталины” и т.д.

На доске педагог фиксирует все ответы детей, зарисовывая их в кружочках.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру “Соединялки”, вы соединяете два кружочка и составляете предложение с этими предметами. Например: соединяем грачей и гнезда. Получилось предложение: “Грачи строят и чинят гнезда”.

Дети соединяют кружочки и придумывают предложения: “Прилетели грачи и поселились на березах”, “Грачи подбирают ветки под березами”, “Снег тает и появляются проталины”, “На крышах домов тает снег” и др.

Воспитатель: Я приглашаю вас шагнуть в картину и внимательно послушать, что вы слышите? Дети говорят: “Я слышу, как кричат грачи”, “Я слышу, как журчит ручей”, “Я слышу звон колокола на колокольне”, “Я слышу, как хрустит снег под ногами” и др.

Воспитатель: Я предлагаю вам придумать рассказ по нашей картине. С чего вы начнете?

Дети: Наступила теплая весна. Солнышко пригревает, тает снег, появились первые проталины. На деревьях набухают почки. С юга прилетели грачи. Они стали строить гнезда. Как хорошо весной!

Воспитатель: ребята покажите, как набухают почки на деревьях? Пальчиковая игра “Почки” – дети показывают почку, соединяя ладони вместе, затем, не разъединяя пальцы, изгибают ладони.

Кто хочет рассказать рассказ по картине? Возможно, вы что – то измените и расскажете его по – своему. (Дети рассказывают рассказы).

Воспитатель: Ребята, нам пора выходить из картины, но я приглашаю вас на поляну под березами. Мы поиграем в игру “Волшебники”. В кого вы хотели бы превратиться (предмет с картины)? Нужно сказать о себе, что вы чувствуете?

Игра “Превращения”.

Под звуки природы, дети “превращаются” в “грачей”, “ручей”, “березу”, “проталину”, “колокольню”, “снег” и др. Говорят о себе: “Я – береза, я очень рада прилету грачей и приходу весны”, “Я – проталина, на мне выросла первая травка, скоро вырастут первые цветы”, “Я – грач, я голодный, мне нужно построить гнездо”, “Я – ручей, я звонкий и веселый, у меня много друзей, ручейков” и др.

Воспитатель: Картина очень благодарна нам, мы так много о ней рассказали. В следующий раз мы отправимся в гости к другой картине.

Логопедическое занятие по теме «Весна» — дети вместе с педагогом обобщают представление о весне и типичных весенних явлениях в природе. В процессе расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение, тонкую моторику.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».

Задачи:

  • Учить составлять рассказ на предложенную тему.
  • Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.
  • Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Закреплять уже известные способы словообразования.
  • Развивать способность передавать интонацией различные чувства.
  • Развивать художественные и творческие способности.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие связной речи,
  • фонематических процессов,
  • речевого слуха,
  • мышления,
  • творческого воображения,
  • тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине,
  • инициативности,
  • самостоятельности.

Материал и оборудование: Игрушки: улитка, белочка, ежик, мишка, мячик; весенние пейзажи; аудио записи: шума ветра, пения птиц, шума дождя, журчание ручейка; мяч; картинки природных явлений; солнце с лучиками; платочки 4 цветов; серия сюжетных картинок; кубик с наклеенными на сторонах эмоциями; скворечник и скворец.

Ход занятия

Учитель-логопед: К нам в детский сад пришли гости. Они хотят посмотреть на вас, как вы подросли и как много узнали. Подарим улыбки и каждый из вас поприветствует гостей как хочет.

– Прислушайтесь! Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла… (весна).

– Вы конечно узнали, это весна. Назовите самые первые признаки весны в природе. (Выставляются картинки).

На улице пасмурно, а так хочется чтобы солнышко всегда с нами было. Где же оно? Пойдем его искать.

Какая самая главная примета весны? От нее зависят все остальные приметы. Дети – Солнце.

Логопед: – Кто же это?

Дети: — Улитка.

Логопед: — Здравствуй, улитка! Мы ищем солнышко. Помоги нам его найти.

Улитка: – Здравствуйте, дети! Я по земле ползаю, в небо не смотрю. Солнышко не встречала, но оно обронило лучик. Я его вам отдам, если поиграете со мной. Придумайте, как можно больше слов про весенние явления. Небо какое? (слайд)

Дети: – Голубое, высокое, чистое.

Улитка: Солнце какое? (слайд)

Дети: – Весеннее, яркое, теплое.

Улитка: – Ручьи какие? (звук)

Дети: – Быстрые, прозрачные, звонкие.

Улитка: – Ветер какой? (звук)

Дети: – Свежий, весенний, теплый.

Улитка: – Молодцы! Вот вам лучик.

Логопед: — Продолжаем искать весеннее солнышко. Угадайте, кто бы это мог быть? (овал оранжевый на дереве).

Дети: – Белочка.

Логопед: – Как вы догадались?

Дети: — С приходом весны она поменяет зимнюю шубку серую на новую рыжую и др.

Логопед: — Спросим у белочки про солнышко. Здравствуй, белочка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Белочка — Здравствуйте, дети! Я прыгаю с ветки на ветку, но солнышко не встречала. Я его вам отдам, если поиграете со мной.

Белочка: — Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветер, снег, ручьи. В этом нам помогут цветные платочки: желтый для солнышка, для ветра зеленый, для снега белый, а для ручейка голубой.

Белочка: – Солнце что делает весной?

Дети: — Светит, пригревает, ласкает.

Белочка: – Ветер?

Дети: – Дует, ласкает, освежает.

Белочка: – Сне?

Дети: — Тает, оседает, темнеет.

Белочка: – Ручьи?

Дети: — Бегут, звенят, журчат.

Логопед: – Физминутка «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик. (Дети ритмично скрещивают руки над головой.)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. (Плавно покачивают руки вверху.)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток. (Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Очень нравится им это!

Белочка: — Молодцы! Вот вам лучик.

Логопед: — Продолжаем искать весеннее солнышко. Это кто на пеньке сидит? Отгадайте загадку.

Шубка - иголки.
Свернётся он - колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? (Ёж)

Логопед: – Спросим у ежика про солнышко. Здравствуй, ежик! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Ежик — Здравствуйте, дети! Я спал всю зиму и проснулся весной, но солнышко на земле мне не встречалось. Как-то бежал по лесным проталинкам, мимо ручейков и нашел весенний лучик. Я его вам отдам, если поиграете.

Логопед: Вставайте в кружок поиграем в игру «Скажи — наоборот» (игра с мячом).

Ежик: — Зимой небо пасмурное, а весной…

Дети: — Ясное.

Ежик: — Зимой солнце стоит низко, а весной…

Дети: — Высоко.

Ежик: — Зимой воздух холодный, а весной…

Дети: – Теплый.

Ежик: — Зимой день короткий, а весной…

Дети: – Длинный.

Ежик: — Молодцы! Вот вам лучик.

Логопед: – Лучиков много, а солнышко не нашли. Что же нам делать? Продолжим искать солнышко.

Логопед: — А этот герой, подмочил шкуру, проснулся и вылез из берлоги. Кто это? А почему проснулся недовольный?

Покажем, какие чувства мишка испытал, когда проснулся. Поможет нам куб эмоций: как медведь проснулся, испугался, разозлился, вылез из берлоги, удивился, обрадовался, что пришла весна. (куб с эмоциями)

Логопед: – Здравствуй, мишка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Медведь — Порадуйте меня весенними, ласковыми словами о весне, тогда и скажу.

Как ласково можно назвать солнце?

Дети: — Солнышко.

Медведь: — Ручей?

Дети: – Ручеёк.

Медведь: — Снег?

Дети: – Снежок.

Медведь: — Ветер?

Дети: – Ветерок.

Медведь: — Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! Вот вам лучик.

Логопед: Давайте с лучиком немножко поиграем, повторяйте за мной.

«Строители»

Мы без дела не сидим,
Домик птичкам мастерим.
Мы построим птичкам дом.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток наш верный друг.
Вот готов для птичек дом.
Это кто пожил за морем,
А теперь летит над полем
В деревянный свой дворец?
Это — черненький скворец!

Логопед: — И к нам прилетел гость скворец-скворушка.

Логопед: — Здравствуй, скворушка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

Скворец — Здравствуйте, дети! Подскажу, если ответите на вопросы. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).

Дети: — Скворечник.

Логопед: — Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?

Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушкой. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также манипуляции с игрушками могут совершать и сами дети по очереди, тогда игра будет ещё интересней.

Скворец вылетел из скворечника.
- скворец облетел вокруг скворечника.
- скворец взлетел на крышу скворечника.
- скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т.д.

С. – Вот вам весенний лучик. Солнышко где-то рядом. Составьте рассказ по картинкам, солнышко вас обязательно услышит.

Логопед: — (Конверт с серией сюжетных картинок) Дети, солнышку и скворцу будет приятно, если по картинкам мы составим весенний рассказ. (Каждый ребенок составляет по предложению.)

Логопед: — Молодцы, послушайте, какой рассказ у нас получился. (В итоге один ребенок составляет общий рассказ из составленных детьми предложений) Остальные дети расскажут свои рассказы в группе.

Логопед: – Вот и солнышко. Здравствуй, солнышко! Мы нашли твои лучики. (Прикрепляются лучики) Солнышко на небе взошло. Всем стало светло и тепло: и улитке, и ежу, и белке, и медведю.

Вот пришла к нам весна,
После зимы наступила она.
Солнышко светит и греет,
Снег на земле чернеет.
А на речке тает лед,
А на речке ледоход.
Ручейки проворно бегут,
Одуванчики с травкой растут.
На деревьях набухают почки,
Из них вылезают листочки.
Насекомые выползают,
Птицы с юга прилетают.

План-конспект урока по теме: «Весна пришла»

Задачи урока:

Научить детей распознавать изменения в природе с приходом весны; познакомить с народными приметами, весенними праздниками; развивать внимательность, наблюдательность и интерес к познанию нового; расширять словарный запас, используя эпитеты для описания красоты весенней природы; познакомить детей с творчеством И. Левитана; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Планируемые результаты:

Научиться находить весенние изменения в природе, выучить народные приметы и праздники; грамотно и лаконично описывать красоту весенней природы и произведений искусства, провести наблюдение за погодой.

Оборудование: картина И. Левитана (1-е изображение), плакаты с перечнем праздников, кроссворд.

Предварительная работа: начертить кроссворд на доске, повесить репродукцию и плакаты.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

III . Знакомство с новой темой.

IV. Изучение нового материала.

V . Физминутка.

VI . Закрепление.

VII . Подведение итога.

VIII . Домашнее задание.

* В изображении картина И. Левитана "Последний снег"

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Повторение ранее изученного материала, соответственно проверяется домашнее задание.

III . Знакомство детей с новой темой и предстоящими задачами.

Весна пришла

Урок начинается с чтения учителем стихотворения К. Кубилинскас «Весна»

Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! -
На веточки дохнула -
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.

Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Весна». Сегодня вы узнаете какими дарами она нас балует, какие изменения приносит в жизнь людей, животных, растений, вспомним весенние месяца и праздники, которые мы так любим отмечать в эту прекрасную пору года.

IV. Изучение нового материала

Детям предлагается рассмотреть картину Исаака Левитана "Последний снег". Учитель задаёт наводящие вопросы: Какое время года изобразил художник? Какой именно месяц весны? Что помогло определить? Какое чувство вызывает картина? Кто знает, когда в народном календаре отмечается первая встреча весны (15 февраля) правильно, ребята, ещё не успела отступить зима, а весна уже напоминает о себе и уже в феврале наступают тёплые деньки (их ещё называют февральскими окнами). Дети по очереди стараются описать увиденное, употребляя эпитеты, сравнительные обороты. Далее дети перечисляют, как меняется природа и жизнь вокруг, с приходом весенних деньков (дни становятся всё длиннее, солнышко светит ярче и греет, происходит таяние снега, трава зеленеет, на полянках появляются первые цветочки, возвращаются перелётные птицы, подымается и зеленеет озимь на полях, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, берёза даёт вкусный сок, просыпаются многие насекомые, происходят изменения в жизни животных и так далее). Затем учитель спрашивает детей, знают ли они, что такое народная примета, для чего она нужна, может ли кто привести пример? (Разобрать с детьми каждую примету, привести пример из жизни)

Если вода застоялась в поле — скотина будет сыта.
Весной не потрудишься — год голодный.
Птица возвращается стаей — дружная весна.
Птица вьёт гнездо на солнечной стороне — холодное лето.
Встретить весной зайца в белой шубе — быть ещё снегу.
Наступление ранней весны — признак затяжного лета.
Если рано снег тает — долгая оттепель.
Снег тает быстро — быть дождливому лету.
Появился на вербе пушистый гребешок — и весна на шесток.
В апреле трава — в мае трава.
С тёплым апрелем и мокрым маем — быть всем с хорошим урожаем.
Если пчела рано взлетела — быть яркой весне.
Далее дети могут перечислить какие перелётные птицы возвращаются весной в ваш родной край (скворцы, журавли, утки), какие первые цветы произрастают?(крокус, подснежник, ландыш, тюльпан, нарцисс, мать и мачеха, пролески)

Весенние месяцы

Март

Учитель читает детям стихотворение-загадку:

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц?
Кто узнает? (март). Детям предлагается вспомнить, какие праздники отмечают в этом месяце. (на доску вывешивается список праздников)

Апрель

Яростно река ревёт и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (апрель).

Май

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (май). Молодцы, ребята, а теперь немножко отдохнём.

V. Физминутка. Дети встают друг за другом и повторяют за учителем упражнения.

Дует ветер нам в лицо.(кистями рук машут в лицо)
Закачалось деревцо.(поднять руки вверх и покачать)
Ветерок всё тише, тише. (присесть)
Деревцо всё выше, выше (встать и высоко потянуться)
При желании можно повторить,только в роли ведущего может быть ученик.

VI. Закрепление материала.

Учитель просит ученика повторить весенние месяца. Проведя урок, в качестве закрепления разгадать кроссворд, слова использовать из урочной тематики.

1)Самое сильное насекомое (муравей);
2)Второй весенний месяц (апрель);
3)Перелётная птица (Скворец);
4) Первый весенний цветок (подснежник);
5)Дерево, дающее вкусный сок (берёза);
6) Кто художник рассмотренной нами картины (Левитан);
7) Весенний разлив рек (половодье);
8) Лесной душистый цветок (ландыш);
9) В каком месяце прзднуют международный женский день? (март);

VII . Подводятся итоги, учитель выясняет понравился ли урок учащимся. Далее происходит оценивание детей. Выставление оценок в журнал и в дневники.

VIII . Задаётся домашнее задание. Детям необходимо нарисовать весну, а именно весенний месяц, который понравился им больше всего, с его отличительными особенностями. Подготовить красивый рассказ к иллюстрации.

(подготовительная группа)

Цель:

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно - эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Образовательные задачи:

Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные задачи:

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности,

творческих способностей, воображение.

Оборудование:

Предметные картинки (солнышко, ручей, проталина, травка, почки, насекомые, птицы), картины из серии «Птицы» (кукушка, соловей, грач, скворец, ласточка, дятел, снегирь), «Первоцветы» (подснежник, мать-и-мачеха, крокус, прострел, медуница, ветреница), кукла Снеговичок, аудиозаписи: П. Чайковский «Времена года. Весна», «Голоса птиц», картина «Ранняя весна».

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. В это солнечное утро, я надеюсь, у вас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие. А поговорим мы сегодня о прекрасном времени года – о весне.

(Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Весна».)

2. Беседа.

Посмотрите, а у нас гость – Снеговичок. Ребята, он ни разу не видел весны. Расскажем ему, что же это такое?

Какая в наших краях весна? (Холодная и теплая, дождливая, солнечная, веселая и т.д.)

Весной хочется говорить только ласковые слова.

Игра «Скажи ласково».

Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка -…, дерево -…, лист -…, ручей - …, лужа - …, туча -…, трава -…. Молодцы!

А сейчас давайте отправимся в весеннее путешествие. На каком бы нам поехать транспорте, чтобы все хорошо рассмотреть? Ответы детей . Конечно же, на поезде.

Итак, отправляемся. И нашего гостя зовем с собой.

Пока мы едем с помощью язычка вспомним некоторые приметы весны.

Артикуляционная гимнастика:

солнышко пригревает все сильнее, на крышах домов вырастают длинные сосульки («иголочка»), всюду слышна звонкая весенняя капель (дэн-дэн-дэн), появились лужицы («блинчик»), лопаются почки на деревьях («лошадка»), птицы вьют гнезда («чашечка»).

Первая станция - «Хорошая погода».

Выйдем погулять. Нас встречает весеннее солнышко. А какое солнце весной? (Круглое, желтое, золотое, ласковое, теплое…)

Скажите, ребята, а кого солнышко весной разбудит? А помогут вам мои картинки. Разложите их по порядку.

Игра «Что за чем?»

Первая картинка - «солнышко».

Дети выкладывают на полу картинки: солнышко-проталина-травка- почки-насекомые-птицы . Дети составляют рассказ : Солнышко пригреет – снежок растает - побегут ручьи - появятся первые проталины - вырастет молодая травка - набухнут почки – появятся насекомые – прилетят птицы.

Вы хорошо справились, молодцы! А ты, Снеговичок, всё запомнил?

Весной природа пробуждается от зимнего сна. Что делаете вы, когда просыпаетесь? Правильно, умываетесь. Земля, растения, травка тоже хотят умыться. Но как? Они ждут теплого весеннего дождя. Он все вымоет и напоит всех.

Пальчиковая игра «Дождик» :

Кап-кап, кап-кап,

Кто по улице идет?

Кап-кап, кап-кап,

Эту песенку поет?

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Умываются сады,

Улыбаются цветы.

Будем рады я и ты.

Спрячемся от дождика в вагончиках. Поехали дальше.

Следующая станция - «Лесная».

Мы, ребята, попали в весенний лес. А какие деревья растут в лесу? Дети перечисляют. На одной ножке покрутись и в любое дерево превратись.

Дети выполняют задание.

Я вижу стройные березки, могучие дубы, аккуратные елочки. Милые деревья, почувствуйте, как ласково греет солнышко, как вы просыпаетесь после долгой зимы, набираетесь весенних соков из матушки-земли, на ваших веточках набухают почки и появляются первые нежные листочки и молодые хвоинки. Чему вы порадовались? Что вы почувствовали? Ответы детей.

На одной ножке покрутись и в себя ты превратись.

А вот и первые цветы! (На доске – картинки с изображением первоцветов.) Назовите их. Ответы детей.

Дыхательная гимнастика:

Давайте с вами вдохнем аромат этих цветов. Посмотрите, как я это сделаю. Медленно вдохнуть воздух через нос, задержать дыхание, и на выдохе скажем: «Как вкусно пахнут цветы». (Повторить еще раз.)

Ребята, закройте глаза, прислушайтесь, что это за звуки? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц».)

В лес прилетело много птиц. Как мы называем птиц, вернувшихся обратно из теплых краев? Ответы детей. Выберите картинки с изображением перелетных птиц.

Дети выбирают картинки – грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей и объясняют свой выбор.

Сколько гнезд появилось! Давайте посчитаем.

Игра «Посчитай».

Одно – гнездо, два – гнезда, три – гнезда, четыре – гнезда, пять – гнезд.

Почему люди любят птиц? Как мы можем помочь птицам весной? Ответы детей.

А почему же не видно животных? Все они очень заняты. Как вы думаете, чем? Ответы детей.

Возвращаемся в город, садимся в поезд.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Давайте поиграем со словом «весенний»: например, месяц (какой?) весенний, день -…, солнце…, лучи-…, небо-…, ручьи-…, погода-…, дождь-…, цветы-…

Следующая станция «Детский сад».

Усаживайтесь на стульчики. Давайте расскажем о том, как все изменилось весной в городе.

Беседа по картине «Ранняя весна».

Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

Что вы можете рассказать о деревьях, птицах?

Кого вы видите на картине? Куда пришли дети, чем они занимаются?

Какое настроение у детей?

Какое у вас вызывает настроение эта картина?

Заключение .

О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались, где побывали?

Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Я думаю, наш гость Снеговичок доволен, он теперь знает, какое прекрасное время года – весна. А он для вас приготовил небольшой сюрприз – цветные льдинки – напоминание о его любимой зиме, но они такие яркие, как будто их раскрасила своими красками весна. Угощайтесь. А с нашим гостем мы прощаемся до будущей зимы.