Оттеночный лак на водной основе. Лак для тонирования фар

Лак на водной основе выбирают, прежде всего, из-за их безвредности, отсутствия резкого запаха, высокой скорости высыхания. Ним покрывают деревянные полы (доска, паркет, пр.), деревянные оконные рамы, двери, мебель, все, что сделано из древесины.

Из чего состоит водный лак

Ингредиенты лака на водной основе: вода+связующее+добавки.

Лак может быть однокомпонентным , содержа в качестве связующего полиуретан или акрил. Есть двухкомпонентный лак, в котором присутствуют оба связующих или некоторые другие.

Однокомпонентный акриловый лак на водной основе более уязвим. Большой прочностью он не отличается, высокая влажность ему противопоказана. Поэтому такой лак используют для покрытия изделий, которые не подвергаются большим нагрузкам. Во всяком случае, полы ним покрывать точно не стоит.

Полиуретановый водный лак надежен – его используют там, где на покрытие возможны значительные нагрузки, его не «съедают» ни разлитый алкоголь, ни даже более сильные химические вещества.


Полиуретановый лак на водной основе обладает высокой прочностью

Двухкомпонентные водные лаки хороши тем, что проявляют положительные стороны всех входящих в них ингредиентов, которые дополняют друг друга.

Что учесть при нанесении лака на водной основе

  • Лак с водной основой не разбавляют растворителями. Можно добавить воды, но не больше 10-15%.
  • Размешивание лака перед нанесением на поверхность обязательно.
  • Лакирование, а также высыхание покрытия должны происходить при закрытых дверях и окнах, чтобы исключить сквозняки.
  • Исключите попадание прямых солнечных лучей на свежее покрытие.
  • Чтобы не было наплывов или пузырьков, перед нанесением последнего, финишного слоя лака по отлакированной поверхности нужно пройтись наждачкой.
  • В первое время по уже высохшему лаку лучше не ходить в обуви с твердыми подошвами, а под мебель подложить кусочки ткани или картона – твердость и стойкость к повреждениям водный лак набирает постепенно.

Как наносить лак на водной основе

На поверхность, которую собираетесь лакировать, нанесите грунтовку на водной основе. После грунтования древесина не так активно впитывает лак, и расход его будет меньшим. Кроме того, отлакированная поверхность будет глаже, ровнее.

Если поверхность имеет небольшие неровности, лучше использовать матовый лак, так как глянцевое покрытие сильнее проявляет дефекты, а матовое их приглушает, в некоторой степени маскирует.

Лак на водной основе можно наносить на старое лаковое покрытие. Только прежде чем наново лакировать поверхность, сделайте испытание на небольшом ее участке – на совместимость покрытий. Если результат положительный, что бывает в большинстве случаев, старый слой обработайте наждачкой, промойте водой (сначала с мылом, потом чистой). Лакировать – после полного высыхания.

И краскопульт-распылитель – лучшие инструменты для нанесения лака. Кистью можно покрывать поверхности, небольшие по площади.


Наносить лак на поверхность удобно распылителем
Кисть и валик для лакирования

Если в помещении слишком жарко и сухо, отложите работу. Влага из лака в таком случае будет испаряться слишком быстро, а это всегда приводит к дефектам покрытия.

Как покрывать поверхность тонированным водным лаком

Размешивание тонированного должно быть особенно тщательным, так как частички пигмента могут быть распределены по объему неравномерно. Добавляя в такой лак воду или смешивая несколько банок, лучше приготовить массу сразу для всей поверхности. Если красить, разводя и смешивая лак по частям, можно получить участки разных оттенков.


Испытайте тонированный лак на отдельных участках

Затонировать лак на водной основе можно и самостоятельно. Для этого влейте в него немного (5-8% объема) тонирующей пропитки, имеющей также водную основу.

Аккуратность в нанесении лака с тоном обязательна. Если слой на каком-то участке получится толще, покрытие в этом месте будет темнее. Чтобы избежать этого, для нанесения лака с тонировкой желательно пользоваться распылителем (краскопультом) или поролоновым тампоном.

2-3 слоя тонких слоя тонированного лака лучше, чем один толстый – при нескольких слоях цвет покрытия получается равномернее.

Чтобы получить красивый, визуально глубокий слой лакового покрытия, на дерево вначале наносят более темный лак, а верхние слои делают бесцветным или более светлым.


Двухкомпонентное лаковое покрытие выдерживает большие нагрузки

Никогда не наносите лак на старое покрытие, которое на поверхности местами стерлось – в этих местах отделка будет выглядеть светлее. В таком случае старое покрытие придется счистить. Хотя есть и другой вариант – воспользоваться лаком более темным, чем старый.

Имейте в виду, что если старый лак на каком-то участке стерся до основания, оголившаяся древесина будет впитывать новый лак активнее, чем остальная поверхность. Не обязательно счищать все старое покрытие – достаточно покрыть его два раза грунтовкой, и впитываемость выровняется. Можно поступить по-другому: вместо пропитки покрыть поверхность бесцветным лаком, а уже после его – тонированным.

Оставьте Ваш отзыв

Все фото из статьи

Подбор лака для дерева может поставить в тупик не только новичка, но и опытного мастера. С одной стороны, обилие предложений на рынке вроде бы упрощает выбор. Но с другой – разобраться в ассортименте и приобрести материал, максимально соответствующий требованиям, иногда бывает очень сложно.

Чтобы найти ответы хотя бы на часть вопросов и в первом приближении понять, какой лак выбрать для дерева в той или иной ситуации, советуем вам внимательно изучить приведенную ниже информацию.

Параметры лака

Перед тем как выбрать лак для дерева, нам необходимо понять, какие характеристики составов будут для нас наиболее важными. Чтобы облегчить вам анализ ключевых параметров, мы структурировали их в виде таблицы:

Характеристика Описание
Износостойкость
  • Одной из приоритетных задач, которые мы решаем путем лакировки изделия, является увеличение его прочности. Соответственно, состав, который наносится на дерево, должен эффективно противостоять износу и другим воздействиям.
  • Сюда же можно отнести устойчивость к высоким температурам. Термостойкий лак для дерева используется либо там, где основание может подвергаться систематическому нагреву, либо там, где есть риск контакта с открытым пламенем.
Внешний вид
  • По этому критерию условно делятся на глянцевые, полуглянцевые и матовые.
  • Первые две группы обеспечивают поверхности характерный блеск, а третья – максимально сохраняет естественную текстуру.
Время высыхания
  • Традиционные составы отличаются длительным сроком полимеризации – от момента нанесения до момента, когда изделием можно будет пользоваться, проходит до 30 часов.
  • В то же время на сегодняшний момент существуют быстросохнущие материалы, для которых инструкция устанавливает срок полимеризации, равный 1-2 часам.
Токсичность
  • Значительная часть , включает в себя летучие растворители, которые отличаются токсичностью и неприятным запахом. Вот почему при выполнении лакировки своими руками не стоит забывать о средствах индивидуальной защиты (очки, респиратор, перчатки), а также о вентиляции помещения.
  • В то же время при необходимости можно найти нетоксичные лаки на водной основе, лишенные неприятного запаха.
Необходимость грунтовки
  • Совместимость лаков для дерева с грунтами и основаниями также очень важна.
  • Для некоторых составов предварительная обработка не требуется — их называют самогрунтующими лаками. В то же время другие разновидности покрытий можно наносить только на предварительно загрунтованное дерево, иначе степень адгезии с основанием будет крайне низкой.

Естественно, не стоит забывать и о таком параметре как цена. Качественный янтарный лак для дерева с глянцевой поверхностью и тонирующими пигментами по определению не может стоить дешево – но зато он, в отличие от более доступных по цене разновидностей, обеспечивает обработанной детали стойкий блеск и надежную защиту от влаги. Вот почему в ряде случаев экономить на декоративном покрытии не следует!

Основные разновидности

Внутренние и наружные лаки

Выбирая состав, нам, прежде всего, нужно определиться, где мы будем его использовать -снаружи или внутри помещения.

Этот момент очень важен, поскольку материалы для интерьерной и фасадной обработки очень сильно отличаются по своим свойствам:

  • Лак по дереву для уличных работ характеризуется высокими показателями устойчивости к увлажнению и перепадам температуры. Его основными достоинствами являются хорошая адгезия и значительная эластичность.
  • Поскольку древесина на свежем воздухе постоянно подвергается температурным и влажностным влияниям, ее геометриямногокартно изменяется в результате внутренних деформационных процессов. Неэластичное лаковое покрытие в таких условиях долго не продержится – на поверхности появятся трещины, через которые внутрь попадет вода, ускоряющая процесс отслоения.
  • Еще одна важная характеристика наружных составов – наличие ультрафиолетового фильтра. Как правило, подобные лаки содержат защитные компоненты, предотвращающие потемнение древесины под воздействием солнечных лучей.
  • В отличие от средств для наружной обработки, интерьерные покрытие должны отличаться большей жёсткостью и плотностью. При этом для них характерен значительный декоративный потенциал: все же красивый глянец нужнее в доме, чем на улице.

Тонировка паркета позволяет защитить пол от механических воздействий и влаги, а также изменить или подчеркнуть цвет. Даже самую дешёвую древесину можно превратить в нечто красивое и необыкновенное.

Чем лучше делать тонировку

Основными материалами для тонировки паркета являются:

  • масло;
  • морилка;
  • специальные системы окрашивания;
  • воск.

Масло

Масло - это универсальное средство. Его используют не только для тонировки паркета, но и мебели, стен, дверей и многого другого.

Внимание ! Так как пол постоянно подвергается сильным нагрузкам и трению, масло должно подбираться с высокой степенью износостойкости.

Тонировку паркета маслом делают в 2 или даже 3 слоя (если это не запрещено производителем покрытия). Иначе рекомендуется использовать двухкомпонентное масло или масло с твёрдым воском.

Выбор масла также зависит от вида древесины. Так, например, если паркет из экзотических пород, то потребуется специальное масло, глубоко проникающее в поры. Если покрыть обыкновенным маслом, то оно будет сохнуть очень долго, из-за наличия у таких видов древесины масляных карманов.

Преимущества масла:

  • благодаря глубокому проникновению в поры, древесина надёжно защищается не только снаружи, но и внутри;
  • отсутствует поверхностная плёнка как у лака, в итоге паркет может дышать;
  • не начинает со временем трескаться и облупливаться;
  • можно использовать в помещениях без отопления;
  • между нанесением нескольких слоёв не требуется шлифовка;
  • большая цветовая гамма, также можно смешивать для получения нового оттенка;
  • длительный срок эксплуатации;
  • экологичное и безопасное средство;
  • перед повторным обновлением покрытия не требуется шлифовка.

Недостатки:

  • после тонировки паркета маслом, нельзя будет покрыть чем-то другим, например, лаком, так как масло проникает в поры древесины;
  • раз в полгода или год потребуется частичное или полное обновление покрытия.

Виды масел:

  • однокомпонентное;
  • двухкомпонентное;
  • однокомпонентное с твёрдым воском.

Основой однокомпонентного масла являются соевые, подсолнечные, льняные масла. Используют такое масло в основном в местах с лёгкой нагрузкой или для мебели.

Для пола следует использовать только высокоустойчивое масло и наносить в несколько слоёв.

Двухкомпонентные масла состоят из тех же масел, но с добавлением полиуретана. Благодаря последнему масло быстрее высыхает, но и срок работы со смесью сокращается.

Однокомпонентное масло с твёрдым воском имеет тот же состав, но с добавлением воска. У такого масла хорошие эксплуатационные характеристики, так как масло проникает вглубь древесины, а воск покрывает поверхность тонкой плёнкой, через которую паркет сможет дышать.

Процесс тонировки состоит из двух частей, сначала наносится цветное масло, а затем бесцветное.

Паркет, покрытый маслом, требует определённый уход. Раз в полгода пол необходимо протирать мягкой тканью со специальным средством, а раз в три года снова делать тонировку тем же маслом. Или же можно делать раз в год только полную тонировку паркета.

Важно ! Перед тонировкой паркет необходимо обязательно отмыть моющими средствами, но не содержащими щёлочь (подобные моющие средства лучше покупать там же, где и было приобретено масло).

К повседневному уходу относится уборка с пылесосом и влажной тряпкой.

Лак

Тонировка паркета лаком тоже позволяет изменить цвет паркета. Тонировать можно сразу цветным лаком или добавить определённый колер в бесцветный лак.

Для того чтобы цвет был насыщеннее, наносится много слоёв.

Лак не проникает в структуру древесины. Поэтому если появилось желание сменить цвет, то паркет необходимо просто отшлифовать, убрав полностью прежний слой.

Недостаток лакового покрытия в том, что он неустойчив к постоянным нагрузкам. К тому же не позволяет древесине дышать. В случае попадания под него воды, лак начинает отваливаться.

Также очень трудно в местах стыка нанести лак равномерно (желательно, чтобы тонировку проводил человек с опытом работы в этой сфере).

Морилка

Тонировка паркета морилкой позволяет подчеркнуть естественную красоту структуры древесины (прозрачная тонировка). Паркет будет не только ярким и насыщенным, но и защищённым от большинства воздействий.

Морилку наносят в три слоя. При этом первый и второй слои должны сохнуть трое суток, а последний неделю. Затем поверхность промывают и покрывают двойным слоем лака.

Недостаток такой тонировки в том, что древесина имеет разную структуру, в итоге цвет паркета получается неравномерным.

Специальные окрашивающие системы

Преимущество окрашивающих систем - длительное время высыхания в момент нанесения, в результате получается более качественное покрытие.

После тонировки необходимо ждать пока пропитка впитается, а после обрабатывается профессиональной машиной для равномерного и полного впитывания.

К одной из самых популярных относится система для окрашивания Bona Create. Она имеет однородный состав, благодаря чему не образуются пятна. Хранить, даже в открытом виде, можно долгое время. Основой её состава является древесное масло.

Выпускается в девяти основных тонах, которые можно смешивать для получения необходимого оттенка.

Тонировка паркета средством Bona Create получается высокого качества и служит длительный срок.

Выбор цвета

Совет ! Выбирая цвет, проверяйте его на уже готовом для тонировки паркете, чтобы убедиться, что оттенок подойдёт для этого помещения (мебель, стены, обои, потолок).

Всё больше набирает популярность белый цвет тонировки паркета. Ведь этот цвет всегда в моде и сочетается с большим количеством стилей в дизайне. К тому же если комната небольшого размера, то она визуально увеличится. На белом паркете практически незаметна пыль.

Если выбираете тёмный цвет, то стены и потолок обязательно должны быть более светлого оттенка, иначе в комнате будет слишком темно. Часто не рекомендуют делать тонировку паркета в чёрный или сильно тёмные цвета, так как даже небольшие царапины на нём будут сильно заметны. Но если паркет очень старый, то именно насыщенный тёмный цвет скроет все недостатки (шоколад, тёмный каштан и так далее).

Оттенки красного цвета привнесут в комнату уют и тепло (вишня, махагон и тому подобное).

Серый цвет тонировки в сочетании с бежевыми тонами поможет сделать любую комнату спокойной и очень комфортной. Также можно комбинировать с чёрным и белым цветами.

Тонировка коричневого цвета подойдёт практически для любого дизайна комнаты.

Подготовка и технология нанесения

Первый этап - циклёвка. При помощи специальной машины поверхность пола очищается от грязи и старого покрытия.

На втором этапе производится шлифовка поверхности паркета с крупным зерном. Дальше размер зерна постепенно уменьшают.

При этом каждую древесину нужно отшлифовывать с индивидуальным подходом, в связи с тем, что у них разная структура и возраст. Если древесина будет отшлифована слишком крупным зерном, то после тонировки паркета будут заметны царапины, а если сделать чересчур мелким зерном, то пропитка будет плохо впитываться. В итоге цвет паркета получится невзрачным.

Всех легче обрабатывается дубовый паркет и из ясеня, а буковый и грушевый очень сложно.

Третий этап - шпатлёвка и снова шлифовка (для удаления излишков шпатлёвки).

Четвёртый этап - очищение от пыли и промывка поверхности.

Заключительный этап - тонировка паркета. Тонировку наносят кистью, валиком, шпателем (в зависимости от выбранного средства и инструкции к нему), а затем обрабатывают специальной однодисковой машиной. Можно делать тонировку паркета только своими руками, без использования специальной техники, но так работа будет длиться намного дольше, и конечный результат может получиться не лучшего качества.

Тонировка полов и паркетной доски считается самым сложным этапом паркетных работ. Но это отличное решение, когда приходит время ремонтных работ и хочется изменить первоначальный цвет дерева. В некоторых случаях тонировка паркета позволяет достичь декоративного эффекта, внешне преобразовывает паркетную доску в материал из дорогих пород дерева с фантастическими, не существующими в природе расцветками.

Что представляет собой тонировка паркета

Технология тонировки позволяет возродить первоначальный цвет древесины или обновить внешний вид доски, сохраняя при этом начальную текстуру. Такая процедура позволяет обычную потертую доску преобразовать в дорогую породу дерева или стилизовать его под дизайн определенного интерьера.

Тонировка паркетной доски нашла свое применение благодаря:

  • возможности тонировать не только паркет, но и напольную доску;
  • эстетичному внешнему виду;
  • способности эффективно маскировать дефекты;
  • возможности применения без необходимости капитального ремонта;
  • широкой палитре оттенков;
  • улучшению влагостойкости и практичности;
  • увеличению прочности покрытия;
  • возможности придания полу антистатических свойств.

Важно: При выборе подходящей расцветки будущего покрытия, возьмите с собой изображение интерьера, чтобы по образцам, предложенным в магазине, можно было сопоставить интерьер с тоном пола и воссоздать полную картину обстановки.

Тонировочные средства не образуют на поверхности паронепроницаемую пленку. В их составе присутствуют фунгицидные и антисептические добавки, способствующие повышению влагостойкости покрытия, исключению вероятности размножения бактерий и появления плесени. Финишный слой тонировки делает покрытие долговечным и износоустойчивым.

Существует несколько типов обработки паркетной доски:

  1. Лессирующая (прозрачная). Она помогает выделить древесный узор благодаря незначительному изменению оттенка древесины.
  2. Выбеливающая. Целью такой тонировки служит осветление оттенка поверхности. Состав средства не содержит хлора и кислородного отбеливателя, поэтому тонировка паркета в белый цвет не вредит древесным волокнам, наоборот, упрочняет их.
  3. Растворы с эффектом морения. Такие средства кардинально изменяют оттенок пола.

Оттенок, получаемый во время тонировки, во многом зависит от гладкости покрытия. Изменяя шероховатость поверхности, можно экспериментировать в получении разных оттенков. Специалисты используют еще одну хитрость, они смачивают планки водой, после чего высушивают. Такой процесс приподнимает древесные ворсинки, и после процедуры окрашивания они удерживают на себе больший объем пигмента, повышая интенсивность морения.

Тонировка паркета лаком

Такую тонировку можно проводить сразу цветным лаком или добавить определенный цвет в бесцветную жидкость. В основу каждого лака входят полиэфирные и полимерные смолы. Также можно встретить лаки на олифе. Паркетные лаки на растворителе благодаря своеобразному свойству запекания придают дереву медовый или янтарный оттенок. Чтобы достичь декоративного эффекта в состав добавляют пигментные частицы. Если вы стремитесь к отбеливанию поверхности, то в таких случаях состав необходимо разбавить специальными белыми пигментами.

Тонировать лучше всего новый паркет, который прослужил не более десяти лет, так как старая древесина накапливает в себе пятна и повреждения, которые могут отразиться на будущем результате. При выборе цвета тонировки паркета следует учесть, что все стендовые образцы всегда выполняются на дубе, поэтому если при работе будет использована другая порода дерева, конечный цвет будет отличаться. Поэтому перед тем, как паркет будет тонироваться, необходимо делать предварительный выкрас для подбора подходящей расцветки.

Тонировка паркета лаком осуществляется следующим способом:

  1. Удаление старого лакового покрытия и всех загрязнений. Для этого можно использовать ленточную машину или ее аналоги.
  2. По окончании шлифовки необходимо приступить к полировке пола. Между этапами полировки важно дополнительно пылесосить поверхность, чтобы удалить даже мельчайшие соринки.
  3. Периметр помещения желательно обработать при помощи виброшлифмашины. Если по периметру установлены плинтуса, их следует обклеить малярным скотчем, чтобы избежать окраски.
  4. Нанесение тонировки. Выбрав необходимый цвет, наносите материал на поверхность от дальней стены. Сначала обработайте поверхность, используя ветошь и кисть. Затем основную площадь обработайте с помощью полировальной машины. По окончании работы дайте лаковому покрытию высохнуть. Приступать к следующей отделке помещения рекомендуется не ранее следующего дня.
  5. Отшлифуйте поверхность, соберите всю пыль, и приступите к нанесению лака.
  6. Поверхность следует затонировать в три слоя. Для процедуры используйте износостойкий лак, который прослужит много лет.

Важно: Чтобы получить насыщенный оттенок, следует наносить несколько слоев. Такое средство не проникает в структуру древесины, поэтому для тонировки паркета в белый цвет или любой другой достаточно просто отшлифовать поверхность паркетной доски, чтобы полностью устранить прежний слой.

Особенности тонировки паркета маслом

Цветное паркетное масло лучше впитывается в древесину и позволяет осуществлять тонировку даже сложных поверхностей (экзотическая древесина или старый паркет). В составе такого покрытия отсутствует защитный компонент, поэтому дополнительно его рекомендуется покрывать прозрачным масловоском, который способствует образованию защитной пленки.

Перед выбором такого материала важно обратить внимание на особенности его использования:

  • поверхность, обработанная тонирующим маслом для паркета, достаточно быстро загрязняется;
  • обновление напольного покрытия необходимо проводить каждые 3-4 года;
  • такой вид подойдет только для пола неотапливаемых помещений.

Важно: Если вы решили сделать тонировку паркета маслом, следует учесть, что в дальнейшем поверхность можно будет обработать только масляными составами. Лакировать такой паркет уже нельзя.

Паркетное масло проникает в структуру древесины до пяти миллиметров. Благодаря открытопористой структуре вещества, паркет тонированный может «дышать». Масло отличается высокоустойчивостью, обработанная поверхность не шелушится, не трескается, наделяется антистатическими свойствами. На рынке производителей такой материал зарекомендован как самый безопасный, экологически чистый, и отличается доступной стоимостью.

Нанесение цветного масла можно осуществить при помощи:

  • полировальной машины;
  • ветоши;
  • шпателя;
  • кисти.

Выбор того или иного способа нанесения состава будет зависеть от навыков мастера и площади пола. Если обрабатываемая площадь большая, то лучше всего использовать полировальную машину. Если в комнате присутствует мебель или плинтуса, то предварительно защитите их при помощи бумажного скотча.

Тонировка с применением морилки

Морилка подчеркивает естественный рисунок древесины, делает его выраженным и сочным. Степень окрашивания будет во многом зависеть от структуры древесины. Например, у мягкой и пористой сосны полученный цвет будет более глубоким, чем у твердого и плотного клена или лиственницы. Наносите морилку в несколько слоев, пока не достигнете нужного эффекта. Также учтите, что морилка – не самостоятельное покрытие. Поэтому после того как поверхность высохнет, необходимо будет закрепить результат бесцветным лаком. Он защитит дерево от повреждений.

Важно: Такой способ тонировки старого паркета не рекомендуется применять на поверхностях, которые до начала ремонтных работ уже были обработаны маслом.

В отличие от масла, морилку необходимо наносить при помощи кисти. В процессе работы остаются небольшие разводы и следы от кисти из-за неравномерного нанесения и разнонаправленности волокон древесины. Из-за неравномерного проникновения раствора морилки в структуру дерева, поверхность паркета окрашивается по-разному. Поэтому важно относится к тонированию паркета морилкой крайне аккуратно. В противном случае вы рискуете получить в результате излишне пестрое покрытие, которое будет заметно разниться с общей композицией дизайна помещения.

Морилку лучше всего применять на напольном покрытии из массива дерева. Укладка и ширина такого напольного покрытия позволяют правильно наносить морилку при помощи кистей различной ширины.

Основные ошибки в тонировке паркетной доски

Перед использованием окрашивающей системы необходимо тщательно подготовиться. Следует убрать с поверхности пола жир, масло, воду, воск, пыль и прочее, что может навредить впитываемости и равномерному распределению краски. Важно, чтобы процесс окраски завершал ремонтные работы. Нередки случаи, когда ожидаемый результат тонирования паркетной доски разительно отличается от полученного результата. На это указывают следующие ошибки.

Пигментные морилки наименее чувствительны к химическому составу наносимого поверх них отделочного слоя. На высохшую морилку можно наносить почти любые покрытия, например масляный или водный лак для отделки древесины, тонированной водной или масляной морилкой. Морилка должна полностью высохнуть до нанесения лака. На скорость высыхания влияют температура, а также влажность окружающего воздуха и самой древесины, поэтому не стоит уделять особого внимания инструкциям на банке. Воспользуйтесь своим носом: если ощущается запах растворителя, значит, морилка еще не высохла. Красители более капризны. Если кистью или тампоном наносить лак, содержащий такой же растворитель, можно оставить полосы и частично смешать краситель с лаком. Иногда при этом удается добиться большей глубины цвета, но чаще качество покрытия снижается. Располагая соответствующим оборудованием, лучше наносить лак методом распыления, чтобы избежать проблем.

Красители, пигменты и способы получения нужного цвета

Вы собрали очередной проект и тщательно отшлифовали все поверхности. Банка лака уже стоит рядом, но в этот раз вам не хочется, чтобы древесина имела свой обычный цвет. Вы желаете, чтобы этот предмет соответствовал старой обстановке вашей гостиной или был неотличим от дорогой мебели, продающейся в интерьерных салонах. Впрочем, возможно, вам просто нужно выровнять по цвету отличающиеся друг от друга доски, из которых изготовлен проект, имитировать экзотические породы или сделать текстурный рисунок древесины выразительнее, а ее привычный цвет — насыщеннее. Если перед вами стоит одна из этих задач, пора заняться тонированием.

Тонирование базируется на двух типах красящих веществ — пигментах и красителях. Мы поможем выбрать правильное средство для вашего проекта и покажем, как с ним работать.

Как выбрать один вариант из множества возможных

Какой тип красящего вещества предпочесть? У вас есть богатый выбор (фото внизу). Решение зависит от того, какую древесину вы используете, какой вид желаете ей придать, и какое покрытие будет нанесено на заключительном этапе отделки.

Для обычного тонирования используйте пигментную морилку или красители. Эти красящие средства работают по-разному (фото внизу), и результаты их работы будут отличаться, как видно на приведенных фотоснимках. Пигментные морилки продаются в магазинах, торгующих лакокрасочными материалами, а красители можно найти в специализированных магазинах или заказать по каталогам.

Пигментные морилки неравномерно окрашивают древесину с участками разной плотности, такую как у клена, березы, вишни или сосны. Красители проникают в глубь поверхности независимо от плотности древесины. Выбрав желаемый оттенок, помните, что все красящие вещества со временем выцветают. Дольше всех сохраняют цвет пигментные морилки. Среди красителей наиболее стойкими являются водорастворимые, а масляные или спиртовые растворы красителей выцветают довольно быстро. Не применяйте красители для тонирования, если на древесину будет попадать солнечный свет, — в таких условиях они выцветают очень быстро.

Простота нанесения

Техника тонирования пигментными морилками и красителями практически одинакова. Испытайте ее на пробном обрезке, затем обильно нанесите красящий состав на поверхность вашего изделия и сотрите излишки, чтобы выровнять цвет.

Затем лайте поверхности полностью просохнуть, после чего еще раз протрите ее, чтобы удалить образующийся в некоторых местах налет. Помните, что цвет поверхности меняется при высыхании состава, а затем меняется еще раз при нанесении прозрачного лака (фото внизу слева). Красители для тонирования древесины можно приобрести в виде готового раствора или сухого порошка. Тщательно растворите порошкообразный краситель и процедите готовый раствор (фото внизу справа). Обычно цвет окрашенной красителями древесины не меняется с увеличением количества слоев красящего состава. Он становится темнее, но остается прозрачным. Каждый новый слой пигментной морилки сильнее затемняет цвет поверхности и уменьшает прозрачность.

Возможные дефекты и их устранение

Хотя тонирование считается несложной операцией, иногда возникают проблемы. Но многих из них удастся избежать, если вы знаете, что может случиться.

Поднятие ворса. Основной недостаток водных составов состоит в том, что они поднимают ворс на древесине. Следует быть готовым к этому, и лучше заранее поднять ворс и тщательно его удалить (фото слева внизу), а затем приступать к тонированию.

Разница в цвете древесины . Даже хорошая доска порой имеет участки и полосы разного цвета, и большинство красящих составов не могут скрыть эту разницу. Работа с такими досками показана на фото справа внизу. Пятнистость. Древесина некоторых пород окрашивается неравномерно. Предварительно обработав поверхность кондиционером, можно добиться более равномерного тонирования.

На следующей странице (фото внизу) показаны примеры такой обработки. Потемнение торцов. Торцевые поверхности впитывают больше морилки, чем остальные части доски. Чтобы уменьшить разницу в цвете, отшлифуйте торцы абразивом на одну ступень мельче, чем остальные поверхности. Затем обработайте их кондиционером. Тонирование красителями вместо пигментных морилок также помогает уменьшить разницу в цвете поверхностей, не прибегая к использованию кондиционера.

Несоответствие цвета. Иногда цвет окрашенной древесины отличается оттого, который вы ожидали увидеть. Если оттенок соответствует вашим планам, но он слишком светлый, нанесите еще один слой такого же красящего состава. Если получившийся оттенок не такой, как требуется, его можно перекрыть более темной морилкой.

Если цвет слишком темный и поверхность еще не высохла, ее можно немного осветлить, протерев подходящим растворителем. Водные морилки смываются водой, а для масляных нужно использовать уайт-спирит.

Если водная морилка уже высохла, можно частично удалить ее с помощью волы и заново тонировать поверхность. Высохшую масляную морилку часто удается удалить органическими растворителями для лаков и эмалей. Если этого недостаточно, используйте смывку, затем осветлите оставшиеся пятна с помощью отбеливателя, а потом снова приступайте к тонированию.

Можно немного осветлить окрашенную поверхность, аккуратно протирая ее подходящим растворителем, однако следует быть осторожным, чтобы сохранить равномерность оттенка и не допустить появления пятен и полос.

Вариации на тему

Мы сконцентрировали ваше внимание на пигментных морилках и красителях, но есть еще пять средств, которые могут быть использованы для тонирования древесины. В некоторых случаях лучше предпочесть комбинированные красящие составы, содержащие пигменты и красители, цветные масляно-лаковые смеси, морилку-гель, универсальные отделочные составы или гак называемые «безворсовые» морилки (то есть морилки, не вызывающие поднятия ворса). Наиболее удобными в применении являются комбинированные красящие составы (фото вверху). Однако в некоторых ситуациях морилка-гель позволяет добиться лучших результатов (фото внизу).

Цветные масляно-лаковые смеси, к которым относится и так называемое «датское» масло, содержат масло, лак, разбавитель и красящие вещества. Такие составы легко наносятся, глубже проникают в древесину и благодаря умеренно стойкому связующему могут служить самостоятельным отделочным средством.

Универсальные отделочные составы, использующиеся в качестве окончательного слоя отделки, содержат лак (например, полиуретановый) с красящими веществами. Разбавителем для таких составов служат уайт-спирит или вола, а красящим веществом — краситель или пигмент. С их помощью отделочное покрытие наносится одновременно с тонированием. Они практически не проникают в глубь древесины и по свойствам близки к краскам. Из- за быстрою высыхания работа с ними требует определенных навыков, чтобы нанести равномерно тонкий слой. Дополнительные слои затемняют цвет и делают его менее прозрачным. При нанесении кистью трудно избежать перекрывающихся участков, которые буду т выделяться темными пятнами. Как правило, следует избегать применения таких составов при отделке в мастерской.

«Безворсовые» морилки на волной основе можно разбавлять спиртом или лаковым растворителем, а поверх них использовать отделочные покрытия на масляной основе. Они высыхают слишком быстро, что делает их менее удобными по сравнению с обычными водными морилками, и большая часть столяров-любителей прекрасно обходится без них.

Расширьте свою цветовую палитру

Большинство столяров покупают для тонирования древесины готовые составы, стандартный ассортимент которых имеется во многих магазинах. Но если вы хотите выйти за рамки привычных цветов или просто хотите экспериментировать, научитесь изменять эти цвета по своему желанию. Одним из способов является смешивание стандартных цветов, но прежде следует убедиться в совместимости смешиваемых составов. В них должен использоваться один и тот же растворитель.

Намного больше возможностей предоставляет добавка основных цветов к готовым составам или их нанесение непосредственно на поверхность древесины. Используйте художественные масляные или так называемые японские краски, если затем будут наноситься морилка и лак на масляной основе. Если изделие покрыто морилкой и лаком на водной основе, можно использовать акриловые краски, разбавленные водным раствором клея. Такие краски продаются в художественных салонах и магазинах для творчества.

Цветовой круг подскажет, как получить желаемый цвет. Самые известные цветовые круги показывают, как с помощью красной, желтой и синей красок получить все остальные цвета.

Тем не менее в отделке мебели традиционно преобладают сдержанные оттенки так называемой «земляной» гаммы (см. фото внизу). Различные комбинации натуральной и жженой умбры, сиены, охры, черных и белых пигментов дают богатую палитру красивых оттенков, которые используются в мебельном деле. Экспериментируйте на обрезках и, добившись нужного результата, не забудьте записать рецепт.

Желая добиться особенного оттенка, используйте доступные возможности, о которых большинство столяров даже не подозревают. Акриловые и масляные художественные краски и цветовой круг помогут получить любой оттенок, который превратит самый обычный проект в нечто особенное.

Мы использовали акриловую глазурь и краски, продающиеся в художественных салонах, чтобы получить такие результаты на дубовой древесине. На левый образец нанесли натуральную сиену, средний покрыт жженой умброй, а для правого образца смешали вместе обе краски.

Вы можете увидеть разницу между красителями и пигментными морилками. На дубовую доску справа был нанесен золотисто-коричневый краситель, а доска ниже тонировалась морилкой такого же цвета.

Как и краски, пигментные морилки остаются на поверхности древесины, почти не проникая в глубину. Из-за высокого содержания пигментов краски непрозрачны. Морилки содержат те же пигменты, но в меньшем количестве, поэтому они относительно прозрачны (их можно считать сильно разбавленными красками).

Мельчайшие частицы пигмента смешиваются со связующим — веществом, удерживающим пигмент после высыхания на поверхности. Самым известным связующим масляного типа является олифа. В водных морилках применяются другие вещества. Все пигментные морилки следует тщательно перемешивать перед нанесением, чтобы равномерно распределить осевшие частицы пигмента в жидкости и предотвратить появление разноцветных полос.

Красители сильно отличаются от пигментов. Они прозрачны, проникают в глубь любой древесины, и с ними легче добиться цветовой однородности.

Вы можете приобрести готовые растворы красителей, сухие порошки или жидкие концентраты. Порошки и концентраты разводятся соответствующим растворителем: водой, спиртом или одним из нефтяных растворителей, например, сольвентом. Важно использовать для каждого типа красителя подходящий растворитель. Водный краситель, как правило, не удастся развести спиртом.

Жидкие концентраты красителей часто можно разбавлять несколькими растворителями. Спиртовые красители являются самыми быстросохнущими (пожалуй, слишком быстросохнущими, что затрудняет работу с ними). Водорастворимые красители безопасны и наиболее удобны в работе.

При тонировании важнее всего учитывать, как изменяется цвет при высыхании красящего состава. Часто столяр, увидев высохшую поверхность, считает необходимым нанести еще несколько слоев для усиления цвета, но это обычно приводит к ошибке. Если цвет сырой поверхности был таким, как требуется, не нужно ничего делать. Этот цвет вернется после нанесения бесцветного лака, как показано на . Некоторые красящие составы сохнут быстрее других, и, если морилка уже высохла, удалить ее излишки будет труднее. Водные морилки высыхают быстрее масляных. Часто высохшая поверхность кажется пыльной, ее цвет тусклый, но об этом не следует беспокоиться.

Смешав со спиртом или водой сухой порошок красителя, вам не удастся полностью растворить все его частицы, несмотря на тщательность перемешивания. Дайте раствору отстояться, после чего снова перемешайте, а затем процедите через бумажный фильтр для кофеварки, марлю или капроновый чулок, чтобы избавиться от нерастворенных частиц. Всегда надевайте пылезащитную маску при работе с сухим порошком, так как он сильно пылит, и это может стать причиной аллергических реакций и заболеваний органов дыхания. Добиваясь получения нужного оттенка, вы можете смешивать пигментные морилки с красителями, если они разведены в одном и том же растворителе. Для лучших результатов смешивайте продукцию одного производителя. Также следует разводить каждое красящее средство отдельно до смешивания их друг с другом. Не добавляйте порошок или концентрат одного цвета в готовый раствор другого цвета.

Водные морилки и красители поднимают ворс на древесине. Крошечные волокна разбухают и остаются приподнятыми, подобно щетинкам. Если нанести слой отделочного состава (лака или краски), поверхность будет напоминать наждачную бумагу.

Самый простой способ справиться с этим явлением (до нанесения морилки или красителя на водной основе) поднять ворс, а затем удалить его. Смочите поверхность чистой водой из опрыскивателя и дайте ей просохнуть полностью. Теперь шлифовкой или соскабливанием удалите поднявшиеся ворсинки. Простые и эффективные скребки получаются из сменных лезвий для ремесленных ножей. Держите лезвие почти вертикально, как показано на фото, и осторожно скоблите поверхность.

Древесина может иметь разный цвет, и не всегда удается полностью исправить эту разницу с помощью одного слоя морилки. Сложнее всего сделать это на древесине таких пород, как вишня или орех, у которых заболонь намного светлее ядра.

Если вы хотите, чтобы вся поверхность была темной, нанесите морилку только на заболонь, как показано на примере этой вишневой доски. После просушки нанесите еще один слой этой же морилки, покрыв им всю деталь. Если хотите добиться однородной окраски всей поверхности, цвет морилки должен соответствовать цвету ядровой древесины. Тонируйте этой морилкой только участки с заболонной древесиной.

Древесина сосны, вишни, клена и березы на поверхности одной и той же доски имеет участки различной плотности. Такая неоднородность является причиной неравномерного тонирования при использовании пигментных морилок. Мягкие участки впитывают больше морилки, чем твердые, и после тонирования выглядят более темными.

Уменьшить влияние неоднородности можно с помощью состава- кондиционера, нанеся его перед тонированием. Кондиционер является разновидностью связующего вещества, закрывающего древесные поры, и результат его применения вы можете видеть на фото слева.

Мы использовали кондиционер Minwax и красно-коричневую морилку для обработки левой сосновой доски, а правая доска покрыта только морилкой.

Кондиционер можно приготовить самостоятельно. Если для верхних слоев покрытия выбрали полиуретановый лак, сделайте кондиционер из одной части лака, разбавленного пятью частями растворителя. Нанесите эту смесь на поверхность, просушите, слегка отшлифуйте наждачной бумагой № 220, а затем тонируйте морилкой.

Комбинированные составы, содержащие краситель и пигментную морилку, обычно расслаиваются при длительном хранении на полке магазина. Краситель остается в растворе, а пигменты оседают на дно банки. Для получения первоначального цвета состав следует тщательно перемешать. Определить подобные составы можно с помощью палочки, опустив ее конец на дно банки. Если на нем будет сгусток, а сама палочка станет окрашенной (см. фото внизу), вы имеете дело с комбинированным составом. Краситель окрашивает плотные участки деревянной поверхности, а пигмент скапливается в порах. Такие составы тонируют проблемные породы более равномерно, но, чтобы еще более уменьшить неоднородность цвета, лучше сначала применить кондиционер. Комбинированные составы наносятся разными способами.

В верхней части банки, если не перемешивать ее содержимое, находится раствор красителя, который можно использовать непосредственно для тонирования древесины или добавить в совместимый лак для получения тонера (подробнее об этом в следующей статье данной серии).

Слегка перемешав содержимое банки, вы получите немного иной оттенок этого же цвета. Тщательное перемешивание даст еще один оттенок. Наконец, пигментный осадок, если его не размешивать, отлично подходит для использования в качестве патины, о которой будет рассказано в следующей статье.

Морилка-гель состоит из пигмента, красителя или их смеси и связующего на масляной или водной основе. Строго говоря, она является разновидностью краски, которая покрывает поверхность, не впитываясь в нее. Такие морилки немного скрывают рисунок текстуры, но зато с ними проще добиться однородности цвета (см. фото внизу). Левый образец был покрыт обычной водной морилкой, для тонирования правого образца использовали морилку-гель. Морилка-гель отлично подходит для нанесения так называемой патины. Техника патинирования позволяет добавлять цветные слои между слоями основного покрытия и имитировать текстурный рисунок на любой поверхности. Например, вы можете сделать две разные доски похожими друг на друга и превратить оргалит в дуб.