Педагогическое просвещение родителей. Университет педагогических знаний материал на тему

Единые требования к педагогической деятельности родителей

. Родители воспитывают труженика, доброго человека .

. Хорошая , здоровая обстановка жизни ребенка в се-мье, дружеские взаимоотношения родителей, их честный труд, личный моральный пример — главный метод и важнейшее условие правильного воспитания детей .

. Физическое воспитание детей — первейшая обязанность родителей. Они обеспечивают детей пита-нием, одеждой, обувью, приучают их заниматься физ-культурой, укрепляют здоровье детей в разнообраз-ном труде .

. Важнейшей задачей родителей является трудовое воспитание детей через их участие в домашнем и учеб-ном труде, в общественно полезной работе, в произво-дительном труде. Это позволяет приучить детей пре-одолевать трудности .

. Вместе с учителем, классным руководителем родите-ли определяют режим дня школьника и настойчиво проводят его в жизнь. Распорядок труда и отдыха детей ус-танавливается с учетом особенностей их возраста, индивидуальных качеств, условий учебной работы в школе, состояния здоровья. Очень важно умение родителей кон-тролировать выполнение детьми режима дня .

. Важнейшей задачей родителей является умствен-ное воспитание детей, т.е. развитие познавательных способностей, расширение общекультурного круго-зора, развитие наблюдательности, речи, мышления, формирование убеждений и взглядов. Особую заботу проявляют родители об улучшении успеваемости де-тей, о приобретении ими прочных и глубоких знаний, практических навыков .

. Отец и мать постоянно следят за тем, что и как дети читают, какие смотрят кинокартины, умеют ли переска-зывать прочитанное или просмотренное, оценить книгу, спектакль, кинокартину, сделать для себя нужные выводы, проявляя нетерпимость к плохому и отжившему, заимствуя хорошие примеры и образцы .

. Родители интересуются общественной работой де-тей, их участием в школьной работе, следят за ростом и изменением интересов и привычек детей .

. Родители помогают своим детям в подборе друзей, приучая их брать пример с хороших поступков товари-щей и при необходимости оказывать положительное влияние на друзей. Если это не удается, то родители предлагают ребенку не общаться с таким товарищем .

. Очень важно в условиях семейного воспитания развивать у детей художественный вкус, приучать лю-бить искусство, природу, жизнь, видеть красоту в тру-де. Главное же — бороться за нравственную красоту самого человека .

. Родители создают и поддерживают в семье трудо-вые семейные традиции, соблюдают положительные семейные обычаи, приучая детей соблюдать и продол-жать их. Хорошие традиции укрепляют семью .

. Нельзя допускать противоречий и споров родите-лей при детях о методах воспитания, средствах наказа-ния и т.п. В вопросах воспитания детей старшие долж-ны действовать согласованно .

. Родители видят в школе своего друга, помогают ад-министрации школы, учителям, родительскому коми-тету. Родители не должны при детях критиковать шко-лу и учителей. Они обязаны поддерживать в глазах де-тей авторитет школы и требовать от них точного выпол-нения требований и просьб учителей. Свои замечания и предложения по улучшению обучения и воспитания детей в школе следует высказывать только учителям и
руководителям школы в тактичной форме на собрани-ях и в индивидуальных беседах, тогда дети будут луч-ше учиться и трудиться
.

. Родителям очень важно постоянно приобретать и расширять свои педагогические знания и умения, учиться искусству воспитания, заимствовать лучший опыт воспитания детей в других семьях .

. Воспитание детей - это наш общий большой и сложный труд; этому надо постоянно учиться.

Тематика занятий университета педагогических знаний (2018-2019 уч.год)

Тема Для родителей Дата
1 С кем дружит ваш ребёнок? 1,3 классов сентябрь
2 Пороки осанки у детей. 1,3 классов ноябрь
3 Ребёнок и гости 1,3 классов январь
4 Приобщение ребёнка к труду и наши ошибки. 1,3 классов март
5 О культуре поведения младших школьников. 2,4 классов октябрь
6 Режим дня младшего школьника 2,4 классов декабрь
7 Семейный климат 2,4 классов февраль
8 Почему не следует ограничивать детскую активность 2,4 классов апрель
9 Детские страхи. Причины их возникновения. 2,4 классов май
1 5-9 классов сентябрь
2 Трудности адаптации пятиклассников к школе. 5 класса октябрь
3 О значении домашнего задания в учебной деятельности. 6,5 классов март
4 Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам. 6,5 классов май
5 Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека. 7 класса январь
6 Результативность школьного урока. Отчего она зависит? 7 класса ноябрь
7 Физическое развитие школьника и пути его совершенствования. 7,8 классов февраль
8 Дети видят, дети подражают 6,7 классов апрель
9 Роль домашнего задания в самообразовании, подготовка к ГИА. 9 класса октябрь
10 Профессия от души, а не по знаниям. 8,9 классов май
11 Как сохранить здоровье ребёнка? Профилактика стресса у детей. 5-9 классов декабрь
1 Об ответственности родителей за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя и одурманивающих веществ. 10-11 классов сентябрь
2 Друзья моего ребёнка. Что я о них знаю? 10 класса октябрь
3 Влияние семьи на становление личности ребёнка. 10 класса декабрь
4 Ребёнок и его товарищи. Выбирая друзей… 10 класса январь
5 Склонности и интересы подростков в выборе профессии 10 класса март
6 Особенности организации учебного труда школьников в 11 классе и роль родителей в этом процессе. 11 класса ноябрь
7 Алкоголь и способности человека 11 класса февраль
8 Семейный бюджет и дети 11 класса апрель
9 Это вовсе не так просто - дружба с детьми 11 класса май

Информация для родителей

В соответствии с Законом Оренбургской области № 3280/761-1У-03 от 24.12.2009г. "О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей на территории Оренбургской области"

ЗАПРЕЩАЕТСЯ нахождение детей, не достигших 16 лет без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в общественных местах:

с 22.00 ч. до 06.00. ч (местного времени)

с 23.00. ч. до 06.00 ч. (местного времени)

Несоблюдение установленных требований влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на родителей (лиц, их заменяющих) в размере от 500 до 1000 рублей.

За те же действия, совершенные повторно в течение года, штраф на родителей (лиц, их заменяющих) от 1000 до 2000 рублей .

Формы психолого-педагогического просвещения родителей.

Они помогает вооружить родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познако­мить с актуальными вопросами воспитания с учетом воз­раста и запросов родителей, способствует установлению контактов с родителями и общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в воспита­тельной работе. Программа «университета» составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекции

Это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспи­тания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знаю­щий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции - научный анализ воспитательных явлений, ситуа­ ций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явле­ний, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семей­ного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структу­ру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых ус­ловий лекции - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный раз­говор, задушевная беседа, диалог заинтересованных еди­номышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интерес­ной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школь­ника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в се­мейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция

Форма педагогического просвещения, предусматрива­ющая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-прак­тическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов. Кон­ференции проводятся раз в год, требуют тщательной под­готовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книг для роди­телей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, напри­мер: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т.п. Чтобы собрать материал и при­влечь внимание родителей, на занятиях университета пе­дагогических знаний, предшествующих конференции, иногда заполняется краткая анкета.

Индивидуальные тематические консультации

Часто в решении той или иной сложной проблемы пе­дагог может получить помощь непосредственно от роди­телей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консуль­тации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необ­ходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отноше­нию к сыну или дочери. Подход учителя должен быть та­ким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важ­на с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правиль­ного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.

Посещение семьи

Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знаком­ство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с ро­дителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родите­лей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями

Письменная форма информирования родителей об ус­пехах их детей. Допускается извещение роли о пред­стоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспита­нии детей. Главное условие переписки - доброжелатель­ный тон, радость общения.

Родительское собрание

Форма анализа, осмысления на основе данных педаго­гической науки опыта воспитания.

Школьные родительские собрания проводятся, как пра­вило, .nsa paла в год. Здесь родителей знакомя! с докумен­тами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год На них обсуждаются задачи учебно-воспи­тательной работы класса, планирование организационно – воспитательной работы в классе, намечаются формы сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.

Виды родительских собраний многообразны: организа­ционные, собрания по плану родительского всеобуча, те­матические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.

При подготовке и проведении родите1гьского_собрания следует учитывать ряд важных положений;

    Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реали­зации программы усиления плюсов и ликвидации мину­сов в характере и поведении ребенка.

    Профессиональный задел педагога - знания, компе­тентность (знание жизни каждого ребенка не только в
    школе, но и за ее пределами, представление об уровне их
    потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе).

Добрые, доверительные отношения (доброжелатель­ность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).

Главные показатели эффективности родительского
собрания - это активное участие родителей, атмосфера ак­тивного обсуждения поставленных вопросов, обмен опы­том, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Работа педагога с родителями невозможна без сотруд­ничества, активного вовлечения родителей в учебно-вос­питательный процесс, что предполагает организацию раз­личных кружков, спортивных секций, участие в заседа­ниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одно­классникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют ка­кие-либо спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры, кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собрать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспи­тании будущих матерей и хозяек дома.

Кроме того, даже не систематические, а единичные кол­лективные дела класса, проводимые совместно с родите­лями, имеют огромный воспитательный эффект. Возмож­но, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются какие-то поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в сво­бодное время.

Неоценима помощь родителей и в укреплении матери­ально-технической базы школы, в организации родитель­ского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Система работы педагога с родителями предусматрива­ет и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе шко­лы. Они своего рода социальные заказчики школы, по­этому должны иметь возможность влиять на ее деятель­ность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциа­цию, родители вправе создавать свои органы самоуправ­ления и решать некоторые вопросы жизни школы само­стоятельно. Этим целям могут служить школьные роди­тельские собрания, конференции, родительский комитет.

Одной из форм сотрудничества классного руководи­теля с группой наиболее опытных, инициативных родите­лей является классный родительский комитет. Родительс­кий комитет работает на основе Положения о родительс­ком комитете школы. Он совместно с классным руково­дителем и под его руководством планирует, готовит и про­водит всю совместную работу по педагогическому обра­зованию, установлению контактов с родителями, оказа­нию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оце­нивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники пе­дагога, входят в родительский совет. Это. прежде всею, координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Цель: вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье.

10) Выставки – это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов, детских поделок, летописей группы, семьи и пр.)

Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Работы детей должны быть подписаны или расположены в индивидуальных ячейках, чтобы каждый родитель мог легко найти работу, выполненную его ребенком. Тематические выставки («Как воспитать здорового ребенка», «Досуг в семье», «Домашнее чтение», «Игры детей», «Общение с детьми» и др.) позволяют познакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, вопросами теории и практики воспитания и обучения детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, в доступной наглядной форме представить демонстрационный материал.

11) Медиатека. Информация храниться не только в книгах, но и на дисках, аудио-видеокассетах. В состав семейной медиатеки могут быть включены:

· мультимедийные материалы к занятиям с детьми и взрослыми;

· мультимедийные энциклопедии, словари;

· развивающие и обучающие программы;

· собрание медиа – объектов (аудио-, видео-,мультмедиа-,ресурсы):

· коллекция проектов и итоговых мультимедийных презентаций, выполненных педагогами и родителями.

Киноуниверситеты или кинолектории

Позволяют широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. После просмотра фильмов – обсуждение.

Тренинги

Проводит психолог с родителями по какой-либо проблеме («Послушание детей», «Поощрения и наказания в воспитании детей», «Развитие воображения», «Детские конфликты»).

14) Акция это действие, предпринимаемое для какой–либо цели (благотворительность, выражение гражданского протеста, благоустройство детского сада и др.). Инициатором акции в детском саду могут быть как сотрудники детского сада, так и семьи воспитанников.

В последнее время получают распространение акции по благоустройству детского сада, например, «Сделаем наш детский сад красивым!».

Цель акции : объединение усилий родителей, детей и сотрудников детского сада в благоустройстве участков детского сада.

1 этап. Подготовительный. Составление текста обращения к семьям воспитанников и подготовка необходимого материала.

2 этап. Покраска забора.

3 этап. Создание детьми проектов оформления веранд. Презентация проектов родителями.

4 этап. Оформление веранд.

5 этап. Организация и открытие выставки фотографий и рисунков «Как мы делали детский сад красивым». Подведение итогов. Награждение благодарственными письмами активных участников акции.

Совместное проведение досуга

Тематика разнообразная - «Литературная гостиная», «Дети и музыка», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые посиделки».

16) Клубы по интересам – неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания (молодые семьи, по профессиональным интересам, хобби и пр.)

Кружки для родителей

Тематика: мягкая игрушка, кружевоплетение, оригами, бисероплетение, домоводство и др.

Год семьи, день семьи

Международный день семьи утвержден в 1993 году Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. С 1995 года ежегодно 15 мая этот праздник отмечается в России. В этот день в детском саду можно устраивать акции, выставки семейных газет, семейные посиделки, конкурсы, концерты, спектакли семейных коллективов, фестивали детского творчества, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Этот праздник – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях, поблагодарить семьи воспитанников за активное участие в жизни детского сада. На такие праздники могут приглашаться гости (мэр, депутаты, общественность).

Университет педагогических знаний – это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни. Проводятся различные конференции, специальные встречи, размышления-консультации для того, чтобы привлечь родителей к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Вступая на путь взаимодействия с родителями, педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления различных образовательных услуг. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, то он будет учитывать их мнение при построении учебно-воспитательного процесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни. Родители, в свою очередь, нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей.

Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей результатом взаимодействия становится лучшее отношении к школе, к учёбе, развитие учебных знаний и умений, успешное социальное положение.

педагогический классный руководитель школьник

Другая информация:

Роль ролевых игр в формировании умений диалогической речи младших школьников
В отличие от диалога или пьесы, которые обучают, как сказать, ролевая игра отвечает на вопрос, почему и зачем сказать. Г.А. Китайгородская Игра – дело серьезное. Ролевая игра как средство организации совместной учебной деятельности учащихся моделирует межличностное групповое общение и находит живой...

Методы и формы работы социального педагога в УДО с подростками, склонными к девиантному поведению
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и...

Возрастные особенности студентов
Возрастной период от 18 до 23-25 лет (возраст большинства студентов) условно называют поздней юностью или началом взрослости. В отличие от подростка, который еще принадлежит к миру детства (что бы он сам об этом ни думал), и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18-2 ...

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

200__г.

Программа родительского всеобуча

«Университет педагогических знаний для родителей»,

разработанная и реализуемая в МОУ «Березовская средняя

общеобразовательная школа имени »

Березовка

Борисовский район

Пояснительная записка

Дети рождаются от родителей. Родители живут в семьях. А из множества семей складывается общество, социум. В принципе, каждый человек хочет чего-то своего, стремится к достижению какой-то своей цели. Желаемое и цели у всех людей довольно разные. Что произойдет, когда одни люди войдут во взаимодействие с другими людьми, предсказать очень трудно. В свою очередь, семьи – тоже очень разные, мечтают каждая о своем. Казалось бы, на уровне взаимодействия семей и других человеческих групп о каком-то точном предсказании предстоящих событий не может быть и речи. К счастью, это не так. Великая наука социология доказала, что чем запутанней социальный «клубок», тем легче прогнозируется его поведение. Поэтому становится реальным делом организовать в недрах огромного и сложного социума реальную и полезную помощь каждой нуждающейся в такой помощи семье, каждому взрослому и каждому ребенку. Но для этого нужно приложить определенные усилия.

В статье 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (Семейный Кодекс РФ) говориться, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

В Законе РФ «Об образовании» говориться: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинте­ресованного взаимодействия семьи и образовательных учрежде­ний. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка . Отсюда содержанием взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физиологическом и психологическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности . Это позволит ребенку стать полноценной личностью в современной жизни.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка мо­жет быть успешной только в том случае, если они станут союзни­ками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании инди­видуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении не­гативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитан­ника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Все родители после рождения детей становятся педагогами, но далеко не у всех есть педагогическое образование. Усвоенные в своей семье воспитательные традиции не всегда педагогически грамотны. В этом заключается одна из причин многочисленных ошибок в семейном воспитании.

В работе, целью которой является повышение психолого-педагогической культуры родителей по вопросам воспитания, обучения, образования и развития детей, образовательное учреждение может выступать в качестве организатора общешкольных или классных мероприятий и самостоятельной работы родителей в этом направлении.

Взаимодействие семьи и нашего образовательного учреждения в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:

Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Семейные туристско-краеведческие и экскурсионные про­граммы;

Систему социально-правовых и медико-педагогических
занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

Семейные клубы и мастерские.

Основными направлениями организации работы образовательного учреждения с семьей являются:

ü Составление характеристик семей обучающихся (состав ро­дителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

ü Организация диагностической работы по изучению семей.

ü Использование оптимальных форм и методов в дифференци­рованной групповой и индивидуальной работе с семьей.

ü Организация психолого-педагогического просвещения роди­телей.

ü Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой дея­тельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

Выявление и использование в практической деятельности по­зитивного опыта семейного воспитания.

ü Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и под­ростков.

ü Использование различных форм сотрудничества с родителя­ми. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета .

ü Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учеб­но-воспитательного процесса: помощь в организации деятельнос­ти общественных родительских формирований (Совет школы, Попечительский совет, родительский комитет, и др.);

ü Активное включение в работу с семьей классных руководителей , педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования , старшего вожатого , педагога-организатора, библиотекаря, вос­питателей групп продленного дня;

ü Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старше­классников к семейной жизни;

ü Разработка тематического оформления по работе с семьей: уголок для родителей;

В нашей школе разработана и традиционно действует программа «Университетпедагогических знаний для родителей».

Целью этой программы является повышение психолого-педагогической культуры родителей, укрепления взаимодействия школы и семьи, усиление воспитательного потенциала семьи.

В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:

Формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и школе как социального, психологического и педагогического явления.

Содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и школе.

Содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных.

На основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации.

Показать специфическую особенность семейного воспитания.

Определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка.

Выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учителями, учителями и учениками и общие закономерности развития ребенка в процессе такового взаимодействия.

Вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;

Дать возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, навыками, умениями по организации семейного воспитательного процесса;

Помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;

Научить родителей анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, свои родительские взаимоотношения;

Выработать навыки, умения, приемы оценки психического состояния детей с целью контроля за их психическим здоровьем;

Сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.

Исходя из вышеизложенного, в нашей школе была смоделирована модель образа выпускника, которая позволит существенно повысить научную аргументированность решения самых разнообразных вопросов; прежде всего, вопросов преемственности воспитания между семьей и школой с целью эффективного развития и образования учащихся.

Модель образа выпускника

МОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа им. »

Выпускник школы – это духовно – нравственная, творческая, деятельная, развивающаяся, способная любить и имеющая гражданскую позицию личность, готовая к самоотверженному служению своему Отечеству.

1. Осмысленность личной жизни, целеустремлённость:

* быть образованным, целеустремлённым, любознательным, умеющим получать знания и использовать их на практике, приумножать свои знания во благо, а не во зло;

* обладать социальной ответственностью за свои действия и поступки.

2. Мировоззрение и мироощущение:

* стремиться к познанию Истины;

* мировоззренческая терпимость;

* патриотизм;

* правовая и политическая культура;

* понимание и принятие философии прав и свобод человека;

* социальный оптимизм.

3 . Интеллектуальное развитие:

* стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;

* умение обобщать, анализировать, делать выводы;

* потребность применять знания на практике;

* критичность сознания;

* навыки самоорганизации;

* навыки самообразования.

4. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

* уметь трудиться и уважать труд других;

* творческий подход к работе,

* конкурентно-способный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе;

5. Черты характера:

* порядочность;

* честность, правдивость;

* стойкость, умение переносить трудности;

* решительность, смелость;

* развитое чувство достоинства;

* внутренняя свобода;

* самокритичность.

6. Отношение к окружающим:

*гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей;

* альтруистическая жизненная позиция – бескорыстная забота о других;

* доброжелательность, склонность к сотрудничеству.

7. Культура общения:

* сдержанность;

* тактичность;

8. Здоровье и здоровый образ жизни:

* отношение к здоровью как к важной личной и общественной ценности;

* стремление к физическому совершенствованию;

* отсутствие вредных привычек.

9. Отношение к семье:

* почитание родителей, старших в семье, следование их добрым наставлениям;

* забота о благе и духовности своей семьи;

* отношение к браку как к важнейшему жизненному выбору.

10. Художественно-эстетическая культура:

* эстетический кругозор и эстетический вкус;

* развитое творческое начало.

11. Экологическая культура:

* иметь сформированную экологическую культуру: готовность охранять и защищать флору и фауну; рационально использовать природные ресурсы, заниматься восстановлением природы.

Педагогический родительский всеобуч способствует практической реализации данной модели личности выпускника, вооружает родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей, обеспечивает единство воспитательных воздействий школы и семьи, обобщает и распространяет положительный опыт воспитания, предупреждает родителей от наиболее распространенных ошибок, привлекает их к активному участию в воспитательной работе .

Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.

Первый этап – начальное родительское образование (группа родителей учащихся 1-х – 4-х классов).

Помощником родителя и учителя в гуманистическом воспитании детей на этапе начальной школы выступают такие особенности, как ярко выраженные познавательные потребности и восприятие мира с позиций нравственного сознания. Главная цель на этом этапе родительского образования – заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приёмами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-ти -10-ти лет, о методах сохранения психического здоровья детей.

Второй этап – основное родительское образование (группа родителей 5-х - 9-х классов). Главной целью образования родителей учащихся основной школы будет стремление специалистов сформировать у родителей представление о возрастных особенностях личности подростка; дать представление об основных этапах развития личности учащегося 5-9 классов, о месте семейного воспитания на данном этапе развития ребенка; на основе психолого-педагогических знаний раскрыть перед родителями основные законы развития личности подростка как объекта и субъекта воспитания в семье и школе и отличия подросткового возраста от младшего школьного; познакомить родителей с основными понятиями, позволяющими проникнуть в глубину процесса воспитания подростка, вооружить их элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания подростков.

Третий этап – среднее общее родительское образование (группа родителей учащихся – 10-х – 11-х классов).

Главной целью родительского всеобуча на этом этапе является изучение психолого-педагогических особенностей личности старшеклассника, освоение методов и приемов воспитания в семье и школе, позволяющих ориентировать старшеклассников на профессиональное самоопределение, осознанный профессиональный выбор, подготовить их к

гармоничным семейным отношениям и браку.

Годовой тематический план занятий:

1 класса

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться.

Сентябрь

Трудовое воспитание детей в семье.

О любви к живому.

Как заниматься с ребенком на каникулах.

Выполнение режима дня – залог успешной работы.

Игра и труд в жизни первоклассника.

Эстетическое воспитание школьников.

Воспитание сознательной дисциплины школьника.

Закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний.

Тематика занятий для родителей учеников 2 класса

Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у подростков.

Воспитание в семье. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Сентябрь

Что нужно знать родителям о психологии младшего школьника.

Семейный досуг и его проблемы.

Как помочь младшим школьникам готовить уроки дома.

Чтение и нравственное воспитание детей.

Формирование у младших школьников трудолюбия в семье.

Эстетическое воспитание в семье.

Семья и здоровье детей.

Тематика занятий для родителей учеников 4 класса

О воспитании у ребенка интереса к учению.

Сентябрь

О культуре поведения младших школьников.

О пользе чтения вслух.

Трудовое воспитание в семье.

Режим дня школьника. Научите ребенка отдыхать.

Чистота – залог здоровья. О закаливании. Не бояться простуды.

Природа и дети. Охрана окружающей среды. Роль семьи в этой работе.

Основы рационального питания. Организация летнего отдыха.

Тематика занятий для родителей учеников 5 класса

Сентябрь

Подросток и природа.

Тематика занятий для родителей учеников 5 класса

Роль и ответственность семьи в воспитании подрастающего поколения.

Сентябрь

Организация учебного труда пятиклассников в связи с введением новых учебных предметов.

Подросток и природа.

Формирование нравственных качеств личности подростка.

Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости.

Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за поступки в школе, семье, общественных местах.

Эстетическое воспитание школьников в семье.

Профилактика детского травматизма.

Возрастные особенности подростков – шестиклассников и их учета в семейном воспитании. Индивидуальный подход в воспитании подростков.

Сентябрь

Познавательная деятельность шестиклассника. Руководство чтением подростка.

Военно-патриотическое воспитание в семье.

Трудовое воспитание. Воспитание у детей добросовестного отношения к своим обязанностям - важный фактор воспитания сознательной дисциплины.

Создание в семье условий для укрепления здоровья и физической закалки подростков. Туризм и экскурсии с детьми.

Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения.

Роль семьи в развитии художественного и технического творчества подростков.

Воспитание у подростков бережного отношения к личной и общественной собственности, разумного отношения к вещам.

Предупреждение вредных привычек у детей и подростков.

Тематика занятий для родителей учеников 6 класса

Тематика занятий для родителей учеников 7 класса

Старший подростковый возраст и его особенности. Укрепление здоровья и физического развития старших подростков.

Сентябрь

Воспитание сознательной дисциплины.

Гражданско-патриотическое воспитание старших подростков. Роль средств массовой информации в формировании политической культуры школьников.

Роль семьи в развитии общественной активности старших подростков.

Роль родителей в трудовом воспитании подростков.

Вопросы полового воспитания. Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.

Этика и эстетика в быту, труде и в поведении учащихся.

Обзор педагогической литературы о воспитании детей в семье.

Тематика занятий для родителей учеников 8 класса

Организация учебного труда восьмиклассника.

Сентябрь

Комплексный подход к формированию личности старшего школьника, его гражданственности, активной жизненной позиции.

Трудовое воспитание в семье.

Физическое воспитание старшеклассников в семье.

Этика и эстетика в быту, труде и поведении старшеклассников.

Вопросы полового воспитания. Формирование высоконравственных отношений мальчиков и девочек.

Предупреждение вредных привычек у детей.

Целенаправленная организация свободного времени . Труд и отдых в период летних каникул. Летние практические работы .

Тематика занятий для родителей учеников 9 класса

Психологические особенности старшего школьника. Культура умственного труда и руководство самообразованием старшеклассников.

Сентябрь

Комплексный подход в воспитании старшеклассников.

Коренное улучшение трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации учащихся, введение всеобщего профессионального образования . Роль семьи в решении этих задач.

Физическая культура и спорт в жизни старшеклассников.

Формирование правосознания и гражданской ответственности - важный фактор воспитания сознательной дисциплины.

Эстетическое воспитание старшеклассников в семье.

Воспитание характера и формирование нравственного идеала старшеклассников.

Здоровый образ жизни. Проблемы укрепления здоровья.

Итоговое собрание.

Тематика занятий для родителей учеников 10 класса

Формирование гражданской позиции старшеклассников.

Сентябрь

Самовоспитание старшеклассников.

Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у школьников.

Роль родителей в воспитании у детей правовой культуры.

Нравственное воспитание в семье.

Досуг старшеклассников.

Сохранение физического и психического здоровья детей.

Патриотическое воспитание в семье.

Тематика занятий для родителей учеников 11 класса

Значение родительского воспитания в формировании личности человека.

Сентябрь

Организация учебного труда школьника.

Формирование взглядов детей на роль отца в семье.

Формирование взглядов детей на роль матери в семье.

Значение здорового образа жизни. Пример родителей.

Формирование гражданской позиции и самосознания старшеклассников.

Опасность наркомании в современном мире.

Профессиональная ориентация школьника.

Роль родителей в подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Мониторинг образования родителей

Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, анкеты, написание рефератов, собеседования.

Мониторинговые показатели позволяют проследить эффективность процесса обучения и учения родителей, определить дальнейшее направление родительского образования. (См. приложение)

Литература:

1. Азаров педагогика. - М.., 1985

2. Азаров воспитания. 2-е изд., испр. - М., 1985

3. Беншаминова детей. - М., 1985

4. и др. Семья и дети. – М., 1998.

5. Божович и ее формирование в детском возрасте. – М. Просвещение, 1968.

6. Голод семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., Наука, 1984.

7. Гордин и наказания в воспитании детей. – М., 1971.

8. Гранкин педагогика /; Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск: Изд-во Пятиг. гос. лингвист. ун-та, 2002.

9. Гранкин педагогика в России во второй половине XIX – начале ХХ века. – Пятигорск, 1996.

10. Гранкин семейного воспитания / Александр Гранкин; [Пятиг. гос. лингвист. ун-т]. - Пятигорск: Изд-во Пятиг. гос. лингвист. ун-та, 2002.

11. Гребенников всеобуч родителей: Примерная программа народного университета педагогических знаний. – М., 1986.

12. Гуткина готовность к школе. – М., 1996.

13. Захаров предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986

14. Казмин семейное воспитание в России // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. . – М., 2001. –

15. Каптерев и основы семейного воспитания. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 1. – СПб., 1913

16. Каптерев и дети // C емейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Сост. . – М., 2001.

17. Караковский эффективно, если оно системно // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002.

18. Кон юношеского возраста. – 1979.

19. Кон старшеклассника. – М., Просвещение. 1980.

20. В поисках себя. – М., 1984.

21. Корчак Януш. Как любить детей. - М., 2000

22. Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990.

23. Крупина семейного воспитания // Педагогика / Под. Ред. . – 2-е изд. – М., 1996.

24. Курганов и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989.

25. Лесгафт воспитание ребенка и его значение. - М., 1991

26. Макаренко для родителей. – Петрозаводск, 1959.

27. О воспитании. – М., 1988.

28. Мухина психология. – М., 1997.

29. Платонов и развитие личности. – М., Наука,1986.

30. Плохова воспитание как средство социализации личности // Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. – М., 1993.

31. , Байбородова воспитательного процесса в школе. – М., Владос, 2001.

32. Рубинштейн общей психологии. – М., 1940.

33. Сазонов воспитательной работы в классе. – М., «Педагогический поиск», 2002.

34. Столин личности. М., 1983.

35. Столин личности. М., 1983.

36. Сухомлинский: ребенок! // Сухомлинский, родительской любви. – М., 1988.

37. Сысенко социализации ребенка в семье // Воспитать человека. – М.: Вента-Графф, 2002.

38. , Мастеров саморазвития.- М., Интерпракс, 1995.

39. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.

40. , Алексеева – родители – учителя. – М., «ВТК «Классный воспитатель», 1992.

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Эта анкета предназначена для изучения потребностей родителей в информации по темам родительской культуры и семейного воспитания.

«ВАЖНО ЛИ БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ?»

Заполнить анкету нетрудно, нужно просто отметить тот вариант предложенных ответов на вопрос, который вам подходит. Если подходящего ответа нет, то напишите, пожалуйста, свой ответ. Будьте внимательны и откровенны при ответах, не пропускайте вопросы, от вашей добросовестности будут зависеть результаты исследования. Опрос анонимный, его результаты будут использованы только в обобщенном виде.

1. Получали ли Вы когда-нибудь в жизни систематизированные знания но вопросам семейного воспитания и родительской культуры? (можно выбрать любое количество вариантов)

1) Нет, никогда.

2) Эти вопросы затрагивались на уроках этики и психологии семейной жизни в школе.

3) Эти вопросы затрагивались при получении профессионального образования.

4) Эти вопросы рассматривались на специализированных курсах, которые я посещал (а).

2. Из каких источников Вы получаете информацию по вопросам

семейного воспитания и родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).

2) Из книг.

5) Из телевизионных, радиопередач.

8) Из лекций, курсов, занятий, семинаров, проводимых различными организациями.

3. Хотели бы Вы получать знания но вопросам семейного воспитания и родительской культуры?

1) Нет, мне эти знания не нужны.

2) Нет, у меня достаточно знаний.

3) Да, я хотел (а) бы получать такие знания, если это не потребовало бы от меня больших временных и финансовых затрат

4) Да, я хотел (а) бы получать эти знания, и готов (а) тратить на это определенные средства (например, на приобретение литературы) и время (на пример, на посещение специальных курсов).

4. Каким образом, на Ваш взгляд, правильнее воспитывать ребенка до школы? (отметьте только один вариант ответа).

1) Отдать ребенка как можно раньше в ясли, детский сад, где с ним будут заниматься воспитатели.

2) Растить ребенка дома, воспитывать и обучать до школы должны родители.

3) Растить и обучать ребенка дома, но при этом водить его в развивающие школы для маленьких детей.

4) Ваш вариант: ______________________________________________

5. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную проблемам материнства (беременность , подготовка к родам, уход за маленькими детьми, здоровье матери и ребенка и т. д.)?

3) Да, прочитал (а) 3-5 книг.

4) Да, прочитал (а) больше 5 книг.

6. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную проблемам воспитания детей?

2) Да, прочитал (а) 1-2 книги.

3) Да, прочитал (а) 3-5 книг.

4) Да, прочитал (а) больше 5 книг

7. Из каких источников Вы хотели бы получать информацию по вопросам родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).

1) Не интересуюсь такой информацией.

2) Из книг.

3) Из журналов, газет общей тематики.

4) Из журналов, газет, посвященным семье, детям.

5) Из телевизионных и радиопередач.

6) Из разговоров с родителями, родственниками.

7) Из разговоров с друзьями, знакомыми.

8) Из лекций, курсов, занятий, семинаров, проводимых различными организациями с родителями.

9) Из бесед со специалистами: педагогами, врачами.

8. Оцените, пожалуйста, Вашу информированность по перечисленным вопросам по 5-и балльной шкале (1- самый низкий балл, практически полное отсутствие информации, 5 - самый высокий балл, информации абсолютно достаточно).