Гульганам Максутова
Конспект занятия по лепке в старшей группе. Увлекательная тестопластика. Тема: «Путешествие в лес»
Тема «Путешествие в лес»
П/с: Закрепить умение детей лепить фигуры животных, птиц, насекомых из соленого теста. Создать коллективные композиции. Развивать фантазию. Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса. Вызвать интерес к творчеству.
Предварительная работа: беседы о народных традициях; знакомство со свойствами теста; обучение приемам лепки; рассматривание поделок из теста.
Материал: соленое тесто разного цвета, дополнительный природный материал, разделочные доски, стеки, вилки, мокрые салфетки, вода в розетках, фартуки, письмо, волшебная палочка, декорация.
Литература: журнал «Ребенок в детском саду» №5, 2006г., стр. 68-70.
Действующие лица:
Воспитатель: старичок Лесовичок,
Дети: мастера – умельцы.
Ход занятия
Раздается стук в дверь. Входит старичок Лесовичок.
Лесовик: «Добрый день, дорогие ребята!»
Дети: «Здравствуйте!»
Лесовик: «Кто я? Я пришел к вам из далека. Отгадайте, где я живу, откуда к вам пришел?»
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
Лесовик: «Что это за дом? Где я живу?»
Дети: «В лесу».
Лесовик: «Правильно, я пришел из леса. Ребята, я пришел к вам за помощью. Вот письмо от моих зверей. Послушайте!» (читает письмо)
«Дорогие дети! В лесу беда! Исчезли звери, птицы, рыбы, насекомые. Помогите. Нас осталось очень мало».
Лесовик: «Дети, поможете?»
Дети: «Да».
Лесовик: «Я вас превращаю своею волшебною палочкой в мастеров-умельцев. Приглашаю вас всех в мой волшебный лес».
(Дети и Лесовик с песней идут в лес).
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем
Маленький, да складный
В шапочке нарядной
Мы грибок найдем.
Лесовик: «Вот и пришли в мой лес. Тишина. В моем лесу жили разные звери, птицы и насекомые». Угадайте какие:
1. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток не одной. (ЁЖ)
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (ЛИСА)
3. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (МЕДВЕДЬ)
4. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (ВОЛК)
5. Никого не обижает,
А сам всех боится! (ЗАЯЦ)
«Молодцы! Все загадки отгадали. А теперь за работу!»
(Дети подходят к столам и начинают самостоятельно работать. Ребята самостоятельно договариваются, какие фигуры будут делать. Лепят поделку и оформляют ее. Выполнив работу, дети помещают работы в зоны: «В лесу» (на поляне, на листе, на реке, идут мыть руки).
Лесовик: «Давайте посмотрим, кто, что слепил. Очень мне нравятся ваши работы и моим друзьям – лесным жителям тоже понравятся.
Саша, что ты слепил?
Сережа, чья работа тебе больше всех нравится? Почему?
Хорошо вы потрудились!
Не даром говорят в пословице о труде: «Где лад, там и клад».
А какие вы пословицы о труде знаете? (дети называют 2,3 пословицы).
Ребята! Я и мои друзья благодарим вас за помощь!
Я хочу вам на память подарить медали-значки».
Дети: «Спасибо! До свидания!»
Лесовик: «До свидания, детвора!»
(Дети с песней «Если добрый ты» уходят из группы).
Занятие окончено.
Задачи. Знакомить детей с изменениями в окружающей природе, обитателями леса. Рисовать красками опавшие листья, серые тучи на небе, дождик, следы зверей на земле.
Материал. Окрашенные в светло-серые тона листы бумаги, с аппликативными силуэтами деревьев; кисти; краски - темно-серая, коричневая, желтая; банки для воды; салфетки.
Предварительная работа. Наблюдение на прогулках за изменениями в природе. Рассматривание иллюстраций с изображением поздней осени (деревья без листьев; серые тучи; идет дождь), с изображением обитателей осеннего леса (зайчика, лисы, волка, ежика, медведя). Чтение стихов, потешек, пение песенок.
Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям об изменениях в природе: «Все чаще идет дождик, на деревьях очень мало листьев, они лежат на земле. В осеннем лесу звери готовятся к зиме: белки, ежики запасают грибы, яблоки. Нарисуем красками, как зайка прыгает, а мишка по лесу идет». Воспитатель показывает концом кисти следы зайчика, а затем всем ворсом кисти рисует крупные мазки. «Зайчик пробежал и спрятался за дерево от серого волка, - говорит воспитатель и располагает мазки около дерева. А это волк пробежал по лесу, - продолжает воспитатель и рисует следы крупнее: - Зайчика не поймал. На небе серая туча, пошел дождик. Хмурая, дождливая наступила осень». Рисует полосы дождя.
После рассказа и показа приемов рисования «следов зверей на земле» воспитатель предлагает детям самостоятельно нарисовать «свой» лес, в котором «скачет зайчик, бегает лиса, ходит волк, шагает медведь». Дети дополняют начатую воспитателем композицию (дорисовывают деревья, кусты, листья, следы зверей). В конце занятия законченные детьми рисунки с аппликативным изображением деревьев образуют общую композицию осеннего леса. Воспи-
татель просит детей найти следы зайчика, лисы, медведя, волка. «Вот какой осенний лес нарисовали дети, и в нем живут звери», - заканчивает воспитатель рассматривание общей композиции. Он поощряет желание детей не только вновь вернуться к процессу рассматривания, нахождению своих рисунков со следами зверей, но и к рассказу о том, что каждый нарисовал. Рассказы детей могут быть еще односложными, типа: «Вот зайчик прыг-прыг», «Мой волк» и т.п.
Действия с предметами. «Найди такую же»
Задачи. Учить находить идентичные предметы, развивать зрительную память, воображение. Совершенствовать умение не отвлекаться при выполнении задания.
Материалы. Игрушки (машинки, куклы, пирамидки, мячи, шарики, кубики, кольца, ленты, грибки и т.п.).
Содержание занятия. Педагог подбирает пары абсолютно идентичных игрушек (предметов) - «близнецов». Игрушки делятся пополам. Одна половина выставляется на детский столик, другая - убирается в «чудесный мешочек» (яркий, красивый чехольчик, размером - 40x40 см). Прежде чем положить часть игрушек в мешочек, воспитатель и дети рассматривают каждый предмет, называют, отмечают его особенности. Затем дети начинают поочередно опускать ручки в мешочек, доставая попавшиеся им предметы, и называют их. Педагог предлагает каждому ребенку выбрать из всех лежащих на столике игрушек точно такую же. Пока малыш подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его предмет, побуждая действовать по зрительной памяти.
Если ребенок затрудняется, педагог показывает игрушку издали, называет ее, тем самым побуждая к действию. Когда ребенок приносит игрушку, взрослый говорит: «Посмотри, такую ли игрушку ты принес?» Предметы располагаются рядом. Точно так же поочередно подбираются пары всех остальных игрушек. Педагог учит их сравнивать по ярким признакам (цвету, форме). В конце занятия дети могут поиграть с понравившимися предметами по своему замыслу. (В дальнейшем взрослый может предлагать ребенку более усложненный выбор, в зависимости от индивидуального его развития. Так, например, можно выбрать предметы не идентичные, а похожие, но разной величины и цвета и др.).
Речь. «Я козочка Ме-ке-ке»
Задачи. Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь наименований частей тела. Соотносить слово и выразительные движения. Воспитывать интерес к народным потешкам. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Материалы. Игрушка коза.
Кто это к нам пришел? Коза рогатая, коза бодатая. Не бу
дем бояться козы. Скажем: «Здравствуй, козочка! Мы тебе рады!»
(Инициативные высказывания детей.)
Козочка принесла молока. Подставляйте кружки. Пейте мо
лочко (условные действия, которые делает и сам воспитатель).
Кто хочет погладить козочку. Сказать ей спасибо за вкусное
молочко?
Где у козочки глазки? Где у козочки ушки? - Воспитатель
дает возможность детям самостоятельно показать рога.
Я козочка Ме-ке-ке Я гуляю на лужке, Острые рожки, Тоненькие ножки На самой макушке - Бархатные ушки.
(А. Прокофьев) 1
Что это у козочки? - Показывает рога, ушки, глазки, нос.
Козочка голос подает: «мее, мее» (вместе с детьми).
Сейчас я как будто ваша мама-коза, а вы маленькие козоч
ки. Покажите, какие рожки у козочек? (Условные действия.) Ко
зочки ходят по лужочку, щиплют травку, голос подают: мее, мее.
(Повторить 2-3 раза.)
Воспитатель обращается к детям со словами: «Ножками, ножками коза - топ-топ. Глазками, глазками коза - хлоп-хлоп!». Эти слова сопровождаются выразительными движениями и звукоподражаниями и повторяется 2-3 раза.
Хрестоматия для маленьких и постарше / Сост. Л.Н. Елисеева. - М.: Знание, 1996. С. 13.
Мама-коза принесла деткам молока. Подставляйте, козлят
ки, кружечки. Пейте молоко! (Условные действия.)
Детки-козлятки поели, попили и пошли гулять.
Конспект занятия по лепке на тему: «Осеннее дерево»
Программное содержание:
1. Учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней, и расплющивать пальцем сверху, прикрепляя их к листу бумаги.
2.Закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев.
3.Закрепить понятие «листопад», учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями.
4.Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Материал: пластилин красного, коричневого, белого и жёлтого цвета, листы бумаги.
Предварительная работа: рассматривание осенних деревьев, беседа об осени.
Словарная работа: осень, листопад, лес, осенний.
Ход занятия:
-Ребята, какое сейчас время года? (осень)
-Почему вы так думаете? (стало холодно, люди надели тёплые вещи и т.д.)
-А какого цвета листья на деревьях? (жёлтые, красные)
-Да, осенью листья на деревьях сначала желтеют или краснеют, а потом начинают опадать, то есть падают на землю.
-Как называется явление, когда листочки опадают с деревьев?
-Это явление называется листопад. Листочки, падая на землю, весело кружатся в воздухе.
- Давайте с вами превратимся в жёлтые листочки.
Проводится игра «Листопад».
Ход игры:
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
- Ребята! Все вы будете листочками, выберете листочек, который вам понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький.
Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
- Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Словно, зонтики кружат!
- Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)
- Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)
- Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.)
- Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)
- Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли, (дует взрослый, за ним дети.)
- И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
-Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.)
- Закружились, закружились, закружились! (дети кружатся)
- Листопад! Листопад!
- Листья по ветру летят (дети бегают, кружатся с листочками в руках).
- Покружили и опять.
Опустились на земь спать.
- Затих ветерок, и листья медленно опускаются на землю» (дети медленно приседают).
Игра повторяется 2-3 раза.
Затем дети садятся за столы.
- Ребята, посмотрите, на столе листы бумаги?
А что есть у дерева? (ствол)
Давайте сделаем ствол, оторвем кусочек пластилина и раскатаем его между ладонями, кладем на лист бумаги, надавливаем на него сверху пальцами.
Чего еще не хватает? (веток)
Отрываем маленький кусочек пластилина, раскатываю его между ладонями, затем прикладываем к стволу и надавливаем на него сверху пальцем.
- Чего еще не достаёт нашему дереву? (листочков)
- Давайте, мы для нашего дерева слепим листочки из пластилина.
- А какого цвета мы возьмём пластилин, чтобы дерево было осенним? (жёлтый, красный, оранжевый)
- Посмотрите, как мы будем лепить листочки.
- Отрываем маленький кусочек пластилина, раскатываю его между ладонями, затем прикладываем к веткам, надавливаем на него сверху пальцем.
- Кусочки нужно прикреплять к веточкам дерева
Показываю детям, как нужно отрывать от пластилина маленькие кусочки, скатывать их между ладоней и, надавливая на шарики, прикреплять их на ветки дерева.
- Дерево стало осенним, потому что мы слепили для него жёлтые листочки.
- А как одним словом можно назвать много деревьев? (лес)
Давайте все вместе скажем «лес».
- Да, у нас получился осенний лес.
- Посмотрите, на одних деревьях листочки прикреплены к веточкам, а на других работах – листья кружатся в воздухе, падают на землю.
- Как называется явление, когда листья падают на землю? (листопад)
- Давай те все вместе скажем «лис-то-пад».
- Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят,
Эту сказку золотую
Называют «листопад».
- Все дети очень старались. Вот какой красивый осенний лес у нас получился.
- А теперь давайте наши работы отнесём на выставку творчества, порадуем наших мам, пап, бабушек и дедушек.
Лариса Хоцина
Занятие о речевому развитию «Кто живет в осеннем лесу»
Программное содержание : Продолжать учить детей составлять описательный рассказ о животных с помощью схем. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Закрепить умение образовывать названия детёнышей животных в именительном падеже единственного и множественного числа. Развивать умение подбирать определение к одушевленным существительным активизировать употребление в речи прилагательных. Закрепить с детьми умение изображать животных, используя разную технику рисования. Развивать воображение , воспитывать любовь к животным.
Индивидуальная работа : Активизировать на занятии Вику Е . Костю Т.
Предшествующая работа : Рассматривание иллюстраций, картинок о животных, чтение русских народных сказок «Лиса и кувшин» , «Хвосты» и другие. Рисование «Осенний лес » , лепка на тему «Кто живёт в осеннем лесу » .
План занятия :
1часть. Дидактическая игра «Скажи, какой» ? Дидактическая игра «Кто у кого» ?
2часть. Составление описательного рассказа по схемам.
3часть. Рисование
Материал для занятия :
Загадки о животных. Картинки с животными. Схемы для составления описательного рассказа. Рисунки «Лес осенью » трафареты, шаблоны, восковые мелки, гуашь, простой карандаш.
Ход занятия : Воспитатель : Дети сегодня мы с вами отправимся в осенний лес , закройте глаза (звучит музыка)
Воспитатель : Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой,
Блестят в лазури голубой.
Открывайте глаза вот мы и попали в осенний лес на светлою поляну.
Скажите, каких животных можно встретить в лесу осенью ?
Дети : Волка, лису, зайца, медведя, ежа, оленя, белку.
Воспитатель : Правильно молодцы эти животные живут в лесу . Вот они все сидят на полянке. Ой, а что это там такое стоит? Лукошко посмотрим что же
там внутри! Тут для нас конверт (открывает конверт) а в нём загадки про животных. Давайте мы их сейчас отгадаем.
Эта рыжая плутовка
Всех в лесу обманет ловко
Даже храбрый колобок
Ей попался на зубок.
Дети : Лиса.
Воспитатель :
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придёт весна
Он проснётся ото сна.
Дети : медведь.
Воспитатель :
Он в охоте понимает
Он в лесу все тропки знает
Он большой и смелый
А зовут все – серым.
Дети : волк.
Воспитатель :
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлке ловко скачет
И взлетает на дубы
Кто в дупле орешки прячет
Сушит на зиму грибы?
Дети : Белка.
Воспитатель : это белка все загадки отгадали молодцы. Мы сейчас поиграем в игру «Скажи, какой?» вы будете передавать листочек друг другу и
Говорить каким может быть названое мной животное. Какая лиса?
Дети – Рыжая, пушистая, ловкая, хитрая, быстрая.
Воспитатель - Какой заяц?
Дети – Маленький, серенький, длинноухий, косоглазый, пушистый, быстрый.
Воспитатель - Какой волк?
Дети - серый, злой, быстрый, смелый, зубастый, голодный.
Воспитатель - какая белка?
Дети – рыжая, ловкая, быстрая, запасливая.
Воспитатель - какой медведь?
Дети большой, сильный, косолапый, коричневый, лохматый.
Воспитатель - молодцы! Давайте поиграем ещё в одну игру, она называется
«Кто у кого?» Вы будете называть детёнышей животных и передавать
и передавать листочек друг другу.
Воспитатель - Кто у лисицы?
Дети : лисята, лисёнок.
Воспитатель : Кто у волчицы?
Дети : волчата, волчонок
Воспитатель : Кто у зайчихи?
Дети : зайчонок, зайчата?
Воспитатель : Кто у белки?
Дети : бельчата, бельчонок.
Воспитатель : Кто у медведицы?
Дети : медвежата, медвежонок.
Воспитатель - Молодцы мы с вами поиграли хорошо. Садитесь на стульчики.
Сейчас мы будем составлять описательные рассказы о животных.
Чтобы вам легче было рассказывать, вам помогут схемы.
(Выставляет схему№1)
Воспитатель - Посмотрите вот на этой схеме знак вопроса. Нужно назвать как
Называется животное.
(Выставляет схему №2)
Воспитатель - Затем говорим какое - это животное дикое или домашние.
(Выставляет схему № 3)
Воспитатель - Затем говорим, какого цвета животное.
(Выставляет схему № 4)
Воспитатель : - Эта схема, вам поможет рассказать какие части тела есть у
Животного.
(Выставляет схему № 5)
Воспитатель : - У каждого животного есть свой дом, нужно сказать как он
называется.
(Выставляет схему № 6)
Воспитатель - Эта схема обозначает, чем питается животное.
(Выставляет схему № 7)
Воспитатель : Эта схема вам поможет сказать, как называется детёныш этого
животного.
Давайте повторим, что обозначают эти схемы. Что нужно сказать с помощью этой схемы?
Дети : название животного.
Воспитатель : Вот по этой схеме, что вы будете говорить?
Дети : Какое животное дикое или домашнее.
Воспитатель : Затем вы будете говорить что?
Дети : Какой цвет у животного.
Воспитатель : Что нужно рассказать по этой схеме?
Дети : Какие части тела есть у животного.
Воспитатель : Что обозначает эта схема?
Дети : Как называется дом животного.
Воспитатель : Что вы будете рассказывать с помощью этой схемы?
Дети : Чем питается животное.
Воспитатель : Ну а последняя схема что обозначает?
Дети : Как называется детёныш у животного.
Воспитатель : Правильно, все запомнили, что обозначает каждая схема.
Подумайте, кто о каком животном будет рассказывать. Кто хочет
рассказать о животном. Выберете картинку с животным.
Дети : Я буду рассказывать о лисе. Это лиса она дикое животное. Лиса рыжего
цвета, кончик хвоста у неё белый. Лапки черного цвета. У неё есть голова, туловище, четыре лапы, хвост на голове уши, глаза, нос, рот. Лиса живёт в норе она любит : есть мышей, птиц, зайцев, у лисы рождаются лисята.
(Дети рассказывают 3-4 описательных рассказа) . Воспитатель после каждого рассказа даёт оценку)
Воспитатель : Дети, а чей рассказ вам понравился больше и почему?
Дети : мне понравился рассказ Никиты, потому что он рассказал, что лиса дикое животное, сказал какой у неё цвет. Правильно назвал части тела, как называется дом у лисы. Чем она питается и как называются детёныши лисы. Рассказ Никиты был интересным.
Воспитатель. Давайте дети немного разомнёмся, покажем повадки лисы.
ФИЗМИНУТКА
У лисицы острый нос
У неё пушистый хвост
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты
Лиса важно похаживает.
Я охотница до птиц
Кур ловить я мастерица
Как увижу – подкрадусь
И потихоньку затаюсь
После прыгну и схвачу
Деткам в норку отнесу.
(Повторить 2 раза.)
Воспитатель : Дети давайте нарисуем диких животных в осеннем лесу .
(Дети проходят на места для изобразительной деятельности)
Воспитатель : Дети мы с вами на занятии рисовали осенний лес . А теперь вы дорисуете на этих рисунках с помощью трафаретов и шаблонов животных
Вот это трафарет его нужно положить на рисунок и с помощью тычка закрасить трафарет гуашью. А если вы хотите рисовать шаблоном то его с начало нужно обвести простым карандашом, а затем аккуратно закрасить мелками. Выберите, какое животное вы будете рисовать и с помощью чего.
(Самостоятельная работа под музыку)
Воспитатель : Давайте подарим наши рисунки животным.
(Дети выходят на поляну. Воспитатель спрашивает : кто кого рисовал и с помощью чего, отмечает лучшие рисунки, дети дарят рисунки животным)
Воспитатель : Вот мы с вами и попутешествовали, что вам больше всего
понравилось в осеннем лесу ?
Дети : Отгадывать загадки, рисовать, играть, составлять рассказ по схемам.
Воспитатель : Мне дети очень понравилось, как вы все отгадывали загадки, играли в игры, хорошо составляли описательные рассказы, рисовали. А
теперь нужно возвращаться в детский сад закройте глаза.
(Звучит музыка, дети кружатся вокруг себя с закрытыми глазами)
Воспитатель : Дети открывайте глаза вот мы и в детском саду, на этом наше
путешествие закончилось.