План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Составление сказок". Конспект нод по развитию речи "путешествие в сказочный лес"

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание».

Цель: Закреплять знания детей о домашних животных.

Задачи:

Образовательные: Учить детей правильно называть детенышей домашних животных.

Развивающие: Развивать память, воображение, мелкую моторику рук. Формировать навыки развития пальчиковых игр, умение применять их в любой сфере деятельности.

Воспитательные: Воспитывать любовь и заботу к домашним животным.

Словарная работа: Формировать правильное звукопроизношение. Обогащать словарь детей: ягненок, теленок, козленок.

Предварительная работа: Беседа о домашних животных, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и чтение книг о домашних животных, личные впечатления детей о деревне и домашних животных.

Оборудование: Игрушки, иллюстрации домашних животных, фартук, платок, шкатулка.

Методические приемы: Игровая ситуация, сюрпризный момент, загадки, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы, ребята, отправимся в гости к бабушке в деревню. А на чем, решать вам.

Дети: На поезде, самокате, велосипеде, машине…….


Воспитатель: Итак, едем на поезде.

Вот поезд наш едет

Колеса стучат

А в поезде нашем

Ребята сидят:

«Чух-чух-чух далеко я укачу»

Воспитатель: Посмотрите сколько гостей, поздоровайтесь и снова в путь. А дальше мы поедем на машине. Заводим моторы.

Артикуляционная гимнастика « Машина»

По шоссе машина мчится р-р-р

Во все стороны рычит р-р-р

За рулем лихой шофер р-р-р

Дын – дын – дын

Гудит мотор-р-р-р-р

Вот показалась деревня «Простоквашино» (воспитатель надевает фартук и платок – бабушка)


Воспитатель:
Здравствуйте, внучата, проходите и рассаживайтесь на полянке, а я для вас сюрприз приготовила. Вот шкатулка с загадками. Слушайте внимательно, если отгадаете, то отгадка покажется.

С хозяином дружит

Дом сторожит

Живет под крылечком

А хвост колечком (Собака)

Голодная мычит

Сытая жует

Всем ребятам

Молоко дает (Корова)

Мордочка усатая

Шубка полосатая

Часто умывается

А с водой не знается (Кошка)

Воспитатель: А это кто к нам пожаловал?

Идет бородой трясет,

Травку жует

И песенку «ме» поет. (Коза)

Пальчиковая гимнастика «Идет коза рогата»

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Кто кашки не ест,

Молока не пьет

Забодает, забодает.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали! Кошка, собака, корова, коза кто это?

Дети: Животные.

Воспитатель: Какие это животные?

Дети: Домашние.

Воспитатель: А почему они называются домашними животными?

Дети: Они живут дома, у бабушки во дворе и она их кормит, ухаживает за ними.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Игра «Найди мою маму»

Воспитатель: Малыши потеряли своих мам.

— Я, мама овца, а вы? (Ягнята)

— Я, мама корова, а вы? (Телята)

— Я, мама лошадь, а вы? (Жеребята)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, курочка с цыплятами вышла погулять.

Физминутка «Курочка»

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать

А за ней, ребятки,

желтые цыплятки

Ко-ко-ко, не ходите далеко

Лапками гребите,

зернышки ищите.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какая красивая бабочка летает, тихо не спугните, а за нею проследите.

Гимнастика для глаз «Бабочка»

Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке.

Воспитатель: А вот и бабочка прилетела. Следите глазами за бабочкой.

Бабочка летает повсюду: налево летит, направо летит. Бабочка порхает по

кругу, вверх, вниз и назад спешит.

Воспитатель: Внучата, помогите мне испечь пироги с капустой.

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Воспитатель: Ну, вот начинка готова, а сейчас пирожки испечем.

Песня «Я пеку, пеку, пеку»

Воспитатель: Вот дети, мы погостили и поиграли, и даже вкусных пирожков напекли. А теперь на прощанье выпьем стакан молока и на автобусе поедем в детский сад. (Дети садятся в автобус и едут в детский сад)

Воспитатель: Вот мы и приехали в детский сад. Ребята, вам понравилось путешествовать? Что запомнилось и понравилось больше? (высказывание детей) Молодцы!

Программное содержание: закрепить знакомые сказки; развивать мышление, память, воображение, речь, мелкую моторику рук; воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, художественное творчество.

Оборудование: кассета с музыкой, бандероль, листочки разного цвета, иллюстрации к сказкам, игрушки- сказочные герои, корзинка с сюрпризом (медали- знаток сказок), цветные карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок.

Метод: игровой, словесный.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, беседа.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! К нам сегодня пришла посылка. А от кого?

Отгадайте загадку.

Кто трясется за кусточком,

Маленьким дрожит хвосточком?

Ты трусливого узнай-ка

То наверно, серый (зайка)

Мы сейчас с вами узнаем, что там написано.

"Ребята я шел к вам в гости и нес корзинку с подарками для вас, но на пути мне встретилась хитрая лиса и спрятала мою корзинку. Лиса дала мне взамен лишь один листочек, а остальные листочки, которые приведут к корзинке, должен найти сам. Помогите мне ее найти пожалуйста" (заяц).

Ребята, а вы любите сказки? (Да.)

Сказки рассказывают о небывалом и чудесном. Сказки бывают народными.

А как вы думаете почему? (Ответы детей.) Правильно потому что их сочинил народ. Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается.

Вы знаете уже много сказок. И вот мы сегодня ещё раз вспомним любимые сказки.

Давайте поможем нашему зайчику, отправимся в интересное сказочное путешествие. (Звучит музыка.)

Если сказка в дверь стучится

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка- птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами оказались на сказочной полянке. Посмотрите здесь лежит какой-то листочек, очень похожий на наш. А на нем написано какое- то задание:

Отгадайте загадки

Отвечайте на вопрос

Кто в корзине Машу нес,

Кто садился на пенек

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? (Медведь)

Дед и баба вместе жили,

дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки

Три кроватки и подушки

Угадайте без подсказки

Кто хозяева этой сказки? (Три медведя)

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, еще собачка Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Репка)

Молодцы все загадки угадали. А теперь пойдем дальше искать следующий листочек.

А вот и он. На нем написано следующее: "А сможете ли вы угадать сказку по иллюстрации?"

(На доске развешаны иллюстрации к сказкам "Волк и семеро козлят", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Лисичка - сестричка и волк", Лиса и журавль", "Курочка Ряба"). Дети угадывают.

И с этим заданием мы с вами отлично справились. Двигаемся дальше.

Дети находят следующий листочек, на котором написано: "Угадай из какой сказки герой?"

1. Лиса, избушка, заяц, петух. (Заюшкина избушка.)

2. Гуси, яблоня, речка, печка. (Гуси- лебеди.)

3. Щука, ведра, печь, царевна. (По- щучьему велению.)

4. Дед, заяц, медведь, лиса, песенка. (Колобок.)

5. Солдат, старуха, топор. (Каша из топора.)

Все ребята молодцы справились с заданием.

Физминутка:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг

Стой на месте

Дружно вместе

Сделаем вот так (Дети повторяют движения за воспитателем.)

Смотрите, следующий листочек. "Игровая ситуация- составь предложение".

Я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать из какой он сказки и составить небольшой рассказ о нем (1-2 предложения). А после этого мы узнаем где же находится наша корзинка.

(Дети составляют свои рассказы).

А вот и наша корзинка!

(Воспитатель вручает детям каждому по медали "Знаток сказок").

Ребята, вам понравилось наше сказочное путешествие? Давайте вы нарисуете любого одного сказочного персонажа. А потом мы отправим наши рисунки зайчику по почте. (Дети рисуют.)

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, речные рыбы).

Задачи:

  • Развитие речевых навыков и расширение словаря по средством участия в словесно – речевых играх. (ОО «Развитие речи»)
  • Формирование у старших дошкольников умения фантазировать, рифмовать слова, подбирать антонимы. (ОО «Развитие речи»)
  • Развитие чувства эмпатии и доброжелательного отношения друг к другу. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее, облака, небо, голубое; река: течет, журчит, плывет, шумит; рыбы: окунь, щука, карп, судак, дельфин, скат, акула, кит; улыбка, добрый, нежный, прекрасный.

Форма проведения: игра – путешествие

Материалы и оборудование: имитация солнца, массажная дорожка «Речка», ракушки, корзина, Ключик и серебристой бумаги, аудиозаписи: «музыка», «звуки природы», ноутбук.

Приемы: загадки, интерактивная игра, беседа, сюрпризный момент.

ХОД ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ

Дети, вам нравятся сказки?
(Да).
Сегодня я буду экскурсовод по сказкам. Я приглашаю вас отправиться интересную страну,которая называется «Страна слов».

Экскурсовод по сказкам: Добрый день, ребята! Спасибо, что отозвались на моё приглашение и пришли ко мне в гости. Я –экскурсовод Страны слов! Попав в эту страну, люди меняются. А вот как, давайте узнаем!

Ребята: Мы очень хотим.

Экскурсовод : Предлагаю совершить путешествие по этой стране. Но к страна эта необычная, и в путешествие конечно мы отправимся необычно – с помощью фантазии. А что такое фантазия?

Отвечают дети.

Экскурсовод по сказкам : Фантазия – это желание, мечты, когда мы что то хотим, что — то придумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.

Экскурсовод по сказкам: В эту волшебную страну мы попадем при помощи фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза и начнем считать 10,9,8…0 Представляем, что мы летим на большом воздушном шаре через облака. Сверху мы видим поля, леса, слышим как журчит река, чувствуется свежий запах воздуха после дождя. (Звучит « музыка волшебства»). Вот мы на месте.Можно открыть глаза. Хотите узнать, куда мы отправимся в гости, но прежде отгадайте мою загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались?

Дети: Это же — солнце!

С экскурсоводом дети, идут взявшись за руки по «тропинке» и внимание детей концентрируется на изображение солнца.

Экскурсовод по сказкам : Посмотрите, какое теплое,красивое солнце! От его света мир будет замечательней. Можно протянуть ладони к солнышку, погрейть их. А теперь теплыми ладошками дотронемся каждый до своего лица, погладим его.

Экскурсовод по сказкам: Что можно сказать еще о солнышке? Какое оно?

Ответы детей.

Экскурсовод по сказкам : Хотите с ним поиграть. Я говорю слово, а вы называете противоположное.

  • Добро –зло
  • Веселый –грустный
  • Трудолюбивый –ленивый
  • Слабый – сильный
  • Трудно –легко
  • Начало –конец
  • Белый – черный
  • Высоко – низко
  • далеко — близко

Экскурсовод по сказкам : Умницы! Что можно сказать сказать о небе? Какое оно?

Ответы детей

Экскурсовод по сказкам: Замечательно! Присядем, отдохнем-посмотрим на облака.

Звучит аудиозапись песни « Облака – белогривые лошадки».

Экскурсовод по сказкам:

Быстро по небу бегут облака. Одно похоже на Конька – горбунька.
Другое распахнуто, словно пальто. А третье похоже не знаю на что.

А вы когда – нибудь рассматривали облака? На что они были похожи? А может быть на кого?

Дети рассказывают. Экскурсовод внимательно слушает детей поддерживает речевую инициативу поощрительными жестами,улыбкой и речевую самостоятельность детей.

Экскурсовод по сказкам:

А как вы думаете, что слова можно найти везде?

Я слова найду везде – и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда! Поиграем в слова!

Найдите пожалуйста слова на небе, прохлопайте их. (Небо, солнце, облака, радуга, дождь). Сколько раз хлопнули? Значит, столько слогов в этих словах? (Два, три.) Теперь найдите слово на земле и также прохлопайте его (Деревья,лес, море,трава, цветы). Дети выполняют задание.

Интересные слова вы придумали, молодцы!Что можно сказать про реку,что она делает?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

За каждое названное слово экскурсовод дает детям камешки.

Экскурсовод по сказкам: Какие ребята умные. Очень много слов назвали. А теперь можно поиграйть с камушками, покатайте их в ладонях. (1-2 минуты дети катают камушки.) Надо вернуть реке камушки и сказать ей за игру « спасибо» , а теперь представим себе, что мы как будто плывём по теплой речке.

Физкультминутка:

Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река.
(Дети имитируют движениями рук плавание в воде).
В небе тучки, как овечки, разбежались кто куда.
(Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны).
Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой.
(Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями).
Наконец она садится на корягу под водой.
(Садятся на несколько секунд в глубокий присед).
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем.
(Выполняют ходьбу на месте).
А теперь глубокий вдох – и садимся на песок.
(Садятся на стульчики).

Экскурсовод по сказкам : Только молвит речка волшебное словечко–тут же раки засыпают, позабыв о драке. Ребята, кто может жить еще в реке?

Дети: Могут жить рыбы в реке.

Экскурсовод по сказкам: Дети, дети, случилась беда –жителей реки заколдовали. Мне без вашей помощи не обойтись. Надо назвать рыб чтобы они попали в реку.

Экскурсовод по сказкам открывает игру на ноутбуке: Морские и речные рыбы

Экскурсовод по сказкам: А какие рыбы у нас живут в реке-окунь, щука, карп, судак.

Дети: Дельфин, скат, акула, кит.

Экскурсовод по сказкам : Почему они не могут жить в реке?

Воспитатель подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Молодцы, дети! Вы мне очень помогли. Рыбы любят улыбаться, и улыбки у них разные.
(Читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),
Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина).

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

Еще порифмуем слова –лягушка-ракушка, море-поле, вскоре, солнце-оконце, радуга –подруга, небо-хлеба, облака-чудака.

(Берет корзину с конфетти)

Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.
В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра.

Я знаю слово, от которого мир вокруг становится добрей. Это красивое слово – «улыбка»! Вот и вы все улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Пожалуйста добавьте их в мой кузовок. (Дружба, любовь, добро, солнце, весна, нежность).

Массаж лица:

Личико солнце согрело, потеплело, потеплело.
(Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.)
Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.
(Медленно тянут руки вверх, улыбаются).

Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».

Экскурсовод по сказкам: А кузовок – то мой посмотрите – волшебный. Все наши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.

Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.

Экскурсовод по сказкам: Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. Начинаем отсчет 1,2,3…10 Вот мы вернулись домой. Пожалуйста открывайте, глаза. Где вы были? Что вы узнали нового?

Дети делятся своими впечатлениями.

Экскурсовод по сказкам: Теперь вы знаете, друзья, что есть такая чудесная страна! И хочу вам пожелать, чтобы вы радовали всегда друг друга прекрасными и добрыми словами. А чтобы вы не забыли про наше путешествие я дарю вам « золотые ключики» от «Волшебной Страны слов». Берите волшебные «ключи» и фантазируйте. Думаю, что вы узнаете ещё очень много новых и добрых слов.

Цель: развитие речи детей, через сочинение сказки по иллюстрациям, по набору картинок.

Задачи:

  • обучающие: Формировать умение связно и последовательно излагать ход придуманной сказки.
  • развивающие: Развивать у детей творческое мышление, внимание, память, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по набору картинок. Закрепить умение использовать в речи диалоги.
  • воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа, воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Оборудование: макет книги, картинки с предполагаемыми персонажами сказки, мультимедийное оборудование.

Методы и приёмы: рассказ воспитателя; художественное слово (стихи) , объяснение, пояснение.

Ход совместной деятельности воспитателя с детьми:

I. Введение в ситуацию.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, проходите, я вас давно жду, я предлагаю вам познакомиться, меня зовут Ольга Николаевна, я работаю воспитателем в другом детском саде, а как зовут вас? Ребятам из моей группы очень нравится играть в театр. Для этого мы используем разные виды театра.

(перечень театров, слайды) . Наши ребята очень дружелюбны и общительны, поэтому передали Вам видео письмо (показ презентации) .

«Здравствуйте ребята, мы очень любим играть… И передаем вам книгу» .

Воспитатель: Ребята, а вы сможете помочь придумать сказку?

II. Актуализация имеющихся знаний.

Ну что, ребята, начнем? Может вы, вспомните, с каких слов начинается сказка? (Жили - были, в некотором царстве и т.д.) .

Правильно ребята. Наша сказка тоже будет начинаться со слов…

III. Затруднение в ситуации.

«Жила-была девочка… Так может, поможем ей найти друзей? Предлагаю придумать (сочинить) сказку.

IV. Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.

Чтобы найти друзей наша девочка вышла гулять на улицу.

1. Какое у нас большое дерево. Посмотрите, что есть у дерева? (дупло) . Кто в нем живет? (Белка) . А чтобы познакомиться с белочкой, как вы думаете, что нужно сказать? А как можно подружиться с белочкой? А вы хотите поиграть?

Повторяйте за мной.

Речь с движениями

Скачет белка – Дети делают два прыжка вперед на двух ногах.

Прыг да скок!

Съела маленький грибок, Подносят ко рту сложенные ладоши рук.

Орешки закопала Присаживаются, делают поочередные скребущие

движения по полу, то правой, то левой рукой.

продвижением вперед.

Ой, ребята, как здорово у вас получилось!

2. На нашей странице есть (растет) красивый куст малины. Интересно, а вы знаете, кто любит малину? (Медведь) . А как можно подружиться с медведем?

Правильно, я предлагаю вам поиграть глазками, хотите?

Зрительная гимнастика «Про медведя» (дети следят за зрительным ориентиром «медведь» ) .

Глазки крепко закрываем. Дружно до пяти считаем, 1, 2, 3, 4, 5. Открываем, поморгаем, и за мишкой последим. Мишка вправо, мишка влево. Вниз пошел он, прыгнул вверх. Побежал по кругу вдруг остановился. Снова глазки закрываем. Дружно до пяти считаем, 1, 2, 3, 4, 5. Открываем, поморгаем, нашу сказку продолжаем.

3. Ребята, а как вы думаете, кто может прятаться в траве? (Заяц) .

Правильно и кузнечик, и ежик, а чтобы узнать правильный ответ, я вам сейчас загадаю загадку. Вы хотите узнать?

Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он, то тут, то там,
По полям и по лесам

(Заяц)

Правильно ребята.

А чтобы познакомиться с зайцем, как вы думаете, что нужно сказать?

А я знаю интересное стихотворение про веселых зайчат, которых можно посчитать. Хотите посчитать?

Пальчиковая гимнастика

Первый зайчик под листочком,
А второй забрался в бочку.
Третий заинька косой
Сидит тихо под сосной.

На пеньке сидит четвертый.
Пятый на бревна залез,

С бревна спрыгнул и исчез. (Дети загибают пальцы)

Молодцы ребята, всех зайчиков сосчитали.

Воспитатель: Сколько друзей встретила девочка, и решила она пригласить их к себе в гости и угостить.

Как вы думаете, чем девочка сможет угостить зверей?

Какая красивая страничка у вас получилась в книге. Наша девочка встретила друзей и собрала их за одним столом.

V. Итог (рефлексия)

Ребята, вспомните, какая у нас была девочка в начале сказки? (Грустная) . Почему? А куда она отправилась и кого встретила? Чем же закончилась сказка? А сейчас какая она? (Веселая) . Почему? (Нашла друзей) .

Молодцы ребята. Какая хорошая сказка у наc получилась. Она обязательно понравится моим ребятам. (Похвала каждого ребенка) .

Спасибо ребята за помощь, я была рада с вами познакомиться!

Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя!
Они живут повсюду,
И нам они друзья!

А сейчас я приглашаю вас пройти в группу.

Конспект НОД по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Тема занятия: «Семья»

Цель: Систематизировать и уточнить знания детей о семье.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить знания детей о ролевых отношениях в семье; упражнять в различении и назывании людей разного пола и возраста, определении их роли в семье; упражнять в назывании своей фамилии, имени, отчества, домашнего адреса и телефона; активизировать номинативный, глагольный словарь, а также словарь признаков-прилагательных противоположного значения, качественные и притяжательные прилагательные; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений – из набора слов; закреплять знания о слоге, о слове, о предложении.
Коррекционно-развивающие: развивать и совершенствовать артикуляционную, общую моторику; совершенствовать мелкую моторику рук; развивать слуховое и зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к членам семьи, нравственные качества – заботливость, взаимопомощь, доброжелательность и внимательное отношение к близким; активизировать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Семья»; конверты с заданиями; цветик – семицветик; волчок со стрелкой; карточки с цифрами.
Примерный словарь : предметный: дом, семья, дедушка, дочка, сын, внук, внучка бабушка, папа, мама, тетя, родители, дядя, брат, семья, старший, младший, старик, старая, молодой, взрослый, добрая, ласковая, трудолюбивая, красивая, радость, тепло.
Глагольный: заботиться, помогать, стирать, утюжить, шить, вязать, убирать, ремонтировать, чинить, строить, готовить (еду), радоваться, веселиться, встречать, дарить, жалеть, беречь, любить, целовать, обнимать, радовать.
Качественный: старый, старенькая, молодой, взрослый, маленький, молодой, высокий, низкий, больной, здоровый, веселый, добрая, красивая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, хорошая, любимая, сильный, слабый, крепкий.
Словарь наречий: тепло, весело, красиво, уютно, хорошо.

Ход занятия.

1.Организационный момент .
Воспитатель: - Здраствуйте, ребята.
-Меня зовут Покровская Елена Николаевна.
-А вас как зовут? (дети представляются по очереди).
-Ребята, я работаю в детском саду воспитателем, и ко мне тоже ходят ребята.
-Посмотрите, какой цветок они для вас выростили. А кто из вас знает, как называется этот цветок?
Дети: «цветик-Семицветик».
Воспитатель: Правильно. А кто из вас знает, почему он так называется?
Дети: У него семь лепестков разного цвета.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. Этот цветок не простой. В нем скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, надо открыть все лепестки. Вы хотите, узнать, что это за сюрприз?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Чтобы открыть все лепестки, нужно выполнить определенные задания. Ребята, мои дети приготовили задания, вам нужно ответить на них. Вы готовы? Я предлагаю сыграть вам со мной в игру, которая называется «Что? Где? Когда?». А вы знаете, кто играет в эту игру?
Дети: Знатоки.
Воспитатель: Правильно. Вот и мы с вами превратимся сейчас в знатоков. Посмотрите, я вам приготовила вот такие шапки знатоков и бабочки.
Ну, вот мы с вами и готовы. Прошу знатоков занять свои места за столом.
(Звучит музыка, дети рассаживаются за стол).
2.Объявление темы занятия.
Для того чтобы начать выполнять задания нам необходимо выяснить, какой же темой будет объединена все наша игра. Для этого мы с вами должны разгадать ребус. Сколько лепестков у цветика-семицветика?
Дети: Семь.
Воспитатель: Назовите эту букву.
Дети: Я.
Воспитатель: А теперь все вместе скажите, какая это цифра и назовите букву. Какое слово у вас получилось? Правильно семья. Тема нашей игры– семья.
3.Упражнения на активизацию и закрепление лексико-грамматического строя речи и навыков связного построения предложений по теме «Семья».
Воспитатель: Кто же первый будет крутить волчок? Давайте вспомним считалочку и посчитаемся. (Дети припоминают знакомую считалочку и выбирают первого ребенка, который будет вертеть волчок). Итак, первым крутит волчок Алексей. Первый коверт и задание от Ромы.
Конверт № 1 - Игра «Кто кем приходится?» (на слух).
-Кто для дедушки и бабушки – папа и мама (дочь, сын)
-Кто для дедушки и бабушки – мальчик и девочка (внук, внучка)
-Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (сын, дочь).
-Кто девочка для мальчика? (сестра)
-Кто мальчик для девочки? (брат)
Все они живут в одной семье и являются близкими родственниками или родными.
Что делает дома мама в вашей семье? Что делает папа? Чем занимаются дедушка и бабушка? Как помогаете вы взрослым?
Молодцы. Первое задание мы выполнили, Алеша отрывай лепесток.
(отрывает лепесток и ложит его на стол).
Конверт № 2 - Отгадывание членов семьи по признакам:
Заботливая, трудолюбивая, самая красивая - старый, мудрый, серьезный-
Сильный, строгий, большой – грамотная, старательная, аккуратная-
Добрая, ласковая, старенькая - Маленький, забавный, веселый-

Конверт № 3 - Позвони мне по телефону:
Выкладывание на столах своего телефонного номера каждым ребенком с проговариванием номера вслух.
4. Физкультурная пауза.
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, и ни разу,
И ни разу, ни словечка не скажу.
(дети имитируют движения по ходу чтения стихотворения воспитателем)
Конверт № 4 - Игра на развитие временной ориентации, связанной с возрастом человека «Разложи картинки, по возрасту начиная с самого младшего (старшего)».
Конверт № 5 - Работа по сюжетной картинке «Семья»
Вывешивается картинка «Семья».
Кого вы видите на ней? (Папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочка.)
Как назовем их, одним словом? (Семья.)
Сколько в этой семье человек?
Кто самый старший?
Кто самый младший?
С какой стороны относительно других находится каждый член семьи?
Давайте придумаем детям в этой семье имена со звуками м, м (Майя, Митя, Дима, Максим.) Малыша назовем Дима, девочку - Майя, а старшего брата - Митя. Как ласково они называют свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая.)
5.Пальчиковая гимнастика «Семья».
Кто живет в моей квартире?
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
Конверт № 6 - Игра «Составь предложение».
Ребята, а вот Дима написал вам письмо. Но все слова рассыпались. Давайте их собирем и составим предложения.
Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Дима.
У мня дружная семья.
Конверт № 7 – Игра «Угадай кто это?
Дети иммитируют действия разных членов семьи. Один ребенок отворачивается, остальные дети договариваются, что они будут изображать. Дети показывают, ребенок, который уходил, угадывает, кого изображают дети.
7. Итог занятия.
Воспитатель: Вот ребята мы с вами отрываем последний лепесток. А теперь давайте, посмотрим, что же это на обратной стороне лепестков?
Дети: Буквы.
Воспитатель: Правильно. А можно ли из этих букв составить слово? Давайте, попробуем.
Дети: Молодцы!
Воспитатель: И я тоже хочу сказать вам «Молодцы». Вы прекрасно справились с заданиями, хорошо слушали, думали и выполняли.
Ой, посмотрите, у нас остался еще один конверт. Давайте, посмотрим, что в нем?
(Вынимаю карточку, на которой написано «черный ящик»).
Внесите нам, пожалуйста, «черный ящик».
Ребята, я вам приготовила сладкий подарок.
(вынимаю из ящика сюрприз).