Помощь логопеда детям. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях

Помощь логопеда неговорящему ребенку

Из опыта организации работы с родителями неговорящих детей.

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми

раннего возраста

Сегодня перед логопедами и родителями стоит проблема задержки развития речи детей. Вместо ожидаемой простой или усложненной фразы в 2 года мы имеем мычание, лепет, а в лучшем случае лепетные слова и отдельные непонятные словечки. Встает вопрос: начинать специальные логопедические занятия немедленно или стоит подождать?

Родители обычно сравнивают речевые способности своего ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И безусловно, взрослых начинает беспокоить тот факт, что их ребенок отстает. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит» и т.п.

Почему молчим? Сложная экологическая ситуация, низкие показатели здоровья родителей, частая социальная запущенность малышей приводят к общему регрессу. И это ярко отражается именно на развитии речи детей. Обратим внимание на родителей. Они зачастую амимичные, вялые, усталые, индифферентные. Губы некоторых мам почти не двигаются, голоса однотонные, слабо модулированные. Такие родители не хотят или не умеют играть с детьми с момента их рождения.

Как только ребенок пришел в адаптационную группу мы проводим обследование и наблюдаем за состоянием речи. Стараемся действовать на опережение, а именно уделять большое внимание профилактической работе. Ориентируемся на то, что все дети придут к нам, а значит, работу с ними и их родителями нужно начинать как можно раньше. В частных беседах родителям рекомендуем проконсультироваться у специалистов – отоларинголога, невролога, психолога. Иногда могут обнаружиться расстройства аутистического спектра, эмоциональные и неврологические проблемы, нарушения слуха. На встречах, беседах, консультациях, семинарах стараемся донести до родителей самое главное: они обязаны заниматься со своим ребенком. Играть, смеяться, улыбаться, петь песни и выполнять рекомендации логопеда и специалистов, чтобы завести механизм развития речи.

Занятия с детьми 2-3 лет требуют особого подхода. Не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5 – 5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно. В данной статье описывается начальный этап логопедической работы – система занятий, направленных на развитие понимания неговорящим ребенком обращенной к нему речи. Описанные ниже игры следует проводить индивидуально или в небольших группах. Учитывая психологические особенности раннего возраста – непроизвольность поведения, неустойчивость внимания, несформированность общения со сверстниками – рекомендуем знакомить детей с новым материалом в ходе индивидуальной работы. А на групповых занятиях полезно закреплять уже известный детям материал, используя полученные знания во время общих игр.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача логопедического воздействия – накопление пассивного словарного запаса детей. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут действовать, что чувствуют. В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.

Работа с родителями

Логопед не только занимается с ребенком, но и консультирует родителей. Основной задачей является разъяснение того, как создать для ребенка насыщенную речевую среду. Родители должны осознать, что если ребенок отстает в речевом развитии, необходимо изменить систему его домашнего воспитания.

1. Создание речевой среды. С ребенком необходимо постоянно беседовать , многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, купание, кормление, прогулка, подготовка ко сну) и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды и др.) Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками, при чтении книжек. При этом взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов, делает паузы, повторяя по нескольку раз одни и те же словосочетания, меняя интонации, силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается. Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-нибудь действие. Приведем примеры различных ситуаций.

Умывание. Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. Теперь давай умоем личико – вот так. Закрой кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистый стал.

Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике) Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки сначала на одну ножку, потом на другую. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговица. Неси кофточку. Ой, какая красивая, теплая кофточка! А это что у кофточки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.

На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Дождик идет. Надевай капюшон, а я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. Что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал и получилась лужа. Вот дерево. Посмотри, что это под деревом? Это листья упали. Вот желтый лист. А этот какого цвета? Красный лист. Много листьев. Покажи, как много листьев.

Приготовление обеда. Я готовлю суп. Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю водичку и поставим на плиту. Вот картошка, а это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я порезала картошку, смотри, получились кусочки. Осторожно, плита горячая! Что это? Морковка и лук. Теперь давай помешаем. Чем будем суп мешать? Теперь надо посолить. (т.д.)

Построим домик. Смотри какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? Где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик большой или маленький? Покажи. Большой? Я поставила кубики теперь ты ставь. (т.д.)

2. Ведение дневника. Помимо создания речевой среды для ребенка, родителям рекомендуется вести дневник наблюдения за развитием активного словаря ребенка (записывать все слова, которые употребляет ребенок в том виде, в котором он их произносит, а также «расшифровку» значения). Пассивного словаря – тех слов, значение которых ребенок понимает. Рядом со словами следует проставлять даты. Если родители будут достаточно внимательны, то ведение дневника поможет им увидеть динамику развития речи ребенка. Хорошо, когда с ребенком занимаются разные члены семьи.

3. Выполнение заданий логопеда. Кроме вышеперечисленного, близкие ребенка должны выполнять следующие рекомендации логопеда: приобретать необходимые развивающие игрушки, пособия, книжки. Подготовить фотографии из жизни ребенка и семьи, которые будут использоваться на занятиях, регулярно закреплять пройденный материал и т.д.

Работа с ребенком

Работа логопеда с ребенком включает в себя систему специальных занятий. Родители развивают понимание обращенной к малышу речи в ходе режимных моментов и бытовых ситуаций, логопед расширяет пассивный словарь ребенка в ходе проведения специальных игр, используя при этом различные материалы и игрушки, а также специальные приемы.

1. Прятки

Цель. Уточнение и расширение пассивного предметного словаря по теме «Игрушки»

Материалы. Игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведерко и др.

Ход игры. Перед началом игры игрушки разложены в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны.

- К нам пришла кукла Маша. Она плачет. Почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку. Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу на полу. (и т.д.)

В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивается. В дальнейшем можно ребенку дать задание найти и принести разнообразные предметы.

2. У кого картинка?

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря

Материалы. Предметные картинки по разным темам (по количеству детей)

Ход игры. Перед началом игры выберите тему, затем раздайте детям по одной предметной картинке.

- Посмотрите, какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я назову слово, а вы слушайте внимательно: цветочек. У кого такая картинка пусть поднимет руку. Маша подняла руку. Правильно, Маша, у тебя на картинке цветочек. Следующее слово – птичка. У кого птичка? (и т.д.)

В этой игре можно менять темы. Картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, изображать знакомые ребенку предметы. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать по две картинки).

3. Покажи картинку!

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря.

Материалы. Предметные картинки по разным темам (по количеству детей).

Ход игры. Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Просите детей по очереди найти и показать нужную картинку.

- Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все картинки разные. Ваня, покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша, покажи самолет. (и т.д.)

В этой игре можно подбирать картинки по темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличивать количество используемых картинок.

4. Отгадай загадку – покажи отгадку!

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря; научить детей узнавать предметы по их назначению; развивать мышление.

Материалы. Тематические предметные картинки.

Ход игры. Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми предметные картинки изображением вверх. Можно дать общую инструкцию для всех или индивидуальную для каждого ребенка.

- Сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка – «ложка»). Покажите, что катится (картинка – «мячик»). Покажите, что одевают на голову (картинка – «шапка»). Найдите и покажите то, что можно кушать (картинки – «яблоко», «конфета», «сыр»).

Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать более развернутое описание искомого предмета. Если они не смогли найти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть.

5. Веселые загадки.

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря; научить узнавать игрушки и предметы по описанию.

Материалы. Различные игрушки и предметы.

Ход игры. Посадите детей в кружок. Разложите перед ними несколько разных игрушек или предметов. Вначале общая инструкция для всех или индивидуально для каждого ребенка.

- Я знаю много интересных загадок. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а вы угадайте, о чем я говорю, и покажите. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Он круглый, синего цвета, катится (мяч). Он белый, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш).

6. Выполняем команды.

Цель. Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря.

Ход игры. Игра проводится на ковре. Расставьте детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу выполнять движения. Встаньте напротив.

- Давайте поиграем: я буду отдавать команды, а вы выполняйте команды. Идите! Стойте! Поднимите руки верх! Опустите руки! Садитесь! Встаньте! Прыгайте! Бегите! Похлопайте! Потопайте! Поставьте руки на пояс! (т. д.)

В этой игре нужно использовать простые, знакомые детям движения, которые были отработаны в подражательной игре, когда педагог называл и выполнял движение, а дети повторяли за ним. Педагог следит за выполнением движений и исправляет ошибки.

7. Что делает человечек?

Цель. уточнение и расширение пассивного глагольного словаря.

Материалы. Набор картинок, изображающих различные действия.

Ход игры. Перед началом игры раздайте детям картинки.

- Посмотрите, у вас на картинках мальчики и девочки что-то делают. Я буду загадывать действия, слушайте внимательно, у кого подходящая картинка поднимает руку. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто ест? Кто прыгает? (т.д.)

Если малыши затрудняются с ответом, можно дать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавьте описание предметов, которые есть на картинке. Кто ест яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле? (т.п.)

8. Много или мало?

Цель. Научить детей соотносить слова «один», «много», «мало» с соответствующим количеством предметов.

Материалы. В этой игре можно использовать игрушки небольших размеров – кубики, палочки, мячики и т.п.

Ход игры. Формируя понятия «один», «много», «мало» полезно научить детей использовать соответствующие жесты: «один» - показать указательный пальчик; «много» - широкий обводящий жест рукой; «мало» - неширокий обводящий жест рукой или сложить ладошки горсткой. Для этого логопед сам постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи.

Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми кубики: в одной кучке много кубиков, а в другой – мало.

- Посмотрите, тут много кубиков (логопед показывает рукой), а тут мало кубиков (соответствующий жест). Покажите, где мало кубиков. Как вы покажете, что кубиков мало? (логопед побуждает детей показать жестом). Где много кубиков? Как вы покажете, что кубиков много? Вот один кубик (логопед показывает жест). Возьмите по одному кубику. Покажите, что кубик один.

Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал.

9. Где много, а где мало?

Цель. научить детей различать грамматические формы единственного и множественного числа существительных.

Материалы. Предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве «один» и «много».

Ход игры. Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.

- Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы? (т.д.)

10. Большой или маленький.

Цель. Научить соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предметов.

Материалы. В этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшем – использовать картинки.

Ход игры. Формируя понятия «большой» и «маленький», полезно научить детей использовать выразительные жесты: «большой» - развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны), «маленький» – приблизить друг к другу ладошки (или приблизить друг к другу указательный и большой пальцы). Логопед сам использует язык жестов и этому учит детей. Названия понятий следует особо выделять в речи.

Покажите детям большой и маленький мячики.

- Посмотрите, вот мячики, они одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой (соответствующий жест), а этот мячик маленький (соответствующий жест). Какой этот мячик – покажите. Правильно, маленький. А этот мячик какой? Покажите. (дети показывают жестами).

Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

11. Где что лежит?

Цель. Научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около.

Материалы. Коробка, несколько мелких игрушек.

Ход игры. Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом – несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует особо выделять в предложении.

- Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. (т.д.)

После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите детям действовать по инструкции.

- Лена, положи карандаш под коробку. Саша положи кубик на коробку. (т.д.)

Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры детям раздают игрушки. Затем дают задания.

- Витя, вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Лена, вот тебе мячик – спрячь мячик под стол. Катя, положи книжку в шкаф. (т.д.)

Л и т е р а т у р а

    Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

    Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.

    Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С-Петербург: Союз, 1998.

Стоимость услуги начинается от 400 рублей за 60 минут. На стоимость влияют опыт и квалификация логопеда, необходимость выезда к клиенту.

Некоторые логопеды предоставляют скидки, если вы заплатите вперед за несколько встреч или готовы заниматься в группе.

400

1300

средняя цена

2200+

Логопед - отзывы

1712

Юлия Николаевна - замечательный логопед-дефектолог, просто прекрасный специалист. Она поставила практически сразу нам букву "с", делала очень хорошо артикуляционную гимнастику с ребенком, давала нужные упражнения для домашних занятий. Мы очень сожалеем, что логопеду стало далеко добираться. Через два месяца мы были вынуждены прекратить нашу совместную работу, но результаты замечательные. Мне Юлия Николаевна очень нравилась, она грамотный логопед.

Оценка 5

Евгения , м. Новопеределкино

Услуги заказа: Логопеды.

1500

У ребенка (4,5 лет) задержка психоречевого развития, СДВГ. Занимались с логопедом-дефектологом с 3,5 лет, но после переезда в Балашиху встал вопрос о поиске нового специалиста. Остановили свой выбор на Юлии Михайловне и не пожалели. Она сумела найти подход к нашему непростому, своенравному, не всегда желающему заниматься ребенку:) Через игры, психологические приемы, без всякого принуждения сын стал выполнять указания, слушать инструкции и заниматься даже дома с мамой. Сам (!) приносит альбом...

с речевой гимнастикой и показывает упражнения, а ведь с предыдущим логопедом он вообще категорически отказывался ее делать. Что-то ему еще дается с трудом, но я полностью доверяю Юлии Михайловне, уверена, что через некоторое время он освоит и сложные задания. Занимаемся уже полгода, результат виден - сын стал строить предложения из прилагательных, глаголов и существительных, а приходили мы с отсутствием фразовой речи. Что мне нравится в специалисте: индивидуальный подход к каждому ребенку, способность менять ход занятия, не теряя его качества (не хочет ребенок что-то делать категорически - меняет условия или берет другое упражнение, методику, направленное на то, что нужно), систематичность (мы понимаем что за чем идет и почему), полная обратная связь после каждого занятия. Планируем продолжать занятия. Большое спасибо!

Оценка 5

Кристина , Балашиха

Услуги заказа: Логопеды.

1250

Нина Анатольевна нам очень помогла. Она ведь занималась с ребенком не как логопед-дефектолог, а именно как логопед. Вся работа была построена на том, чтобы сын лучше стал ориентироваться в пространстве, мы занимались, можно сказать, в профилактических целях, после сотрясения мозга. Нина Анатольевна замечательно с первых занятий смогла найти контакт с ребенком, все 45 минут он прекрасно выдерживал. Если и уходил куда-то, то она с легкостью его возвращала. К трем годам, уже ближе к концу их...

занятий, у нас начал проявляться кризис трехлетнего возраста, когда ребенок стал демонстрировать свое "я". Но и тогда Нина Анатольевна прекрасно справилась, в очень корректной и мягкой форме, результатов мы все равно добились.

Оценка 5+

Юлия , Химки

Услуги заказа: Логопеды.

1000

Татьяна Евгеньевна - потрясающий педагог. У моего сына (3,2) ЗРР. Занимаемся 2 раза в неделю (более 3 месяцев) по авторской методике, направленной на развитие речи. В нашей семье все очень довольны педагогом (есть с чем сравнивать, был опыт занятий с двумя другими логопедами). Начну с того, что Татьяна Евгеньевна очень культурный и приятный в общении человек. Она пунктуальна и обязательна. Мне нравится, как строятся занятия. У каждого занятия есть своя тематика. При этом задания, которые...

выполняет ребенок разнообразны и интересны. Параллельно речевыми заданиями и играми, сын рисует, лепит, режет, клеит и т.п. Все материалы Татьяна Евгеньевна приносит свои (разнообразные игрушки, игры, книги, рабочие тетради и т.п.) Каждое занятие что-нибудь новенькое. Многие материалы просто уникальны. Все это вызывает у моего сына восторг. У Татьяны Евгеньевны в арсенале есть все: рассказы, сказки, песни, стихи. По отношению к ребенку Татьяна Евгеньевна добра и внимательна, умеет найти подход, но при этом не дает сесть на голову. Познакомившись с моим сыном, Татьяна Евгеньевна сказала сразу, что ребенок быстро не заговорит, и нам нужно быть терпеливыми и настойчивыми. Мой сын наблюдается у невролога. Врач считает, что ЗРР у него связана с наследственностью (папа заговорил в 3,5). Он пьет некоторые лекарственные препараты. Сейчас у нас есть успехи, сын говорит многие слова. Я очень надеюсь на долгое сотрудничество с Татьяной Евгеньевной. Для нас она не просто логопед-дефектолог, а настоящий первый учитель. Желаю всем найти своего педагога.

Оценка 5+

Юлия , м. Водный стадион

Услуги заказа: Логопеды.

800

Татьяна Владимировна - замечательный человек,превосходный логопед-дефектолог!Мы ходили к другим "логопедам",но результата так и не было!А с Татьяной Владимировной виден результат был уже после второго занятия!Моему сыну Николаю очень нравиться заниматься с ней!Она добрая,отзывчивая...дети к ней тянуться!Очень нравится,что она требовательна к моему сыну,он её слушает внимательно!Всем советую занятия с этим логопедом!!!

Оценка 5

Екатерина , Киров

Услуги заказа: Логопеды.

400

Я очень довольна работой Людмилы Игоревны и за это ей огромное спасибо. Когда мы пришли к ней полтора года назад мой сын в 4 года произносил только "тата" у нас все было тата и куча диагнозов. Уже после нескольких занятий мы могли выговорить простые слова как лоб нос и пр. На сегодняшний день лучшего специалиста я не нашла хоть и прошли порядка 5 логопедов дефектологов нейропсихолог и пр. специалистов. Еще мне очень понравился ее подход к ребенку т.к. из-за проблем с речью он был очень...

замкнут и капризничал и не хотел заниматься не с кем а к ней с удовольствием шел. Она очень доступно все объясняет составляет программу на каждого ребенка индивидуально, что и как необходимо достичь и когда. Очень разносторонне работает, профессионально подходит ко всем вопросам. Помимо того, что она логопед, психолог, у нее несколько дипломов и большой опыт. Она грамотно подходит к ребенку, прощупывает слабые места и прорабатывает все нюансы, которые нужно было. Все замечательно. Сейчас мы хотим поставить звуки, и планомерно начать подготовку к школе. Результат явный, надеюсь, так и дальше пойдет. Сын ждет занятий, все обоюдно, все по-доброму, поэтому продолжаем заниматься. На занятиях и игры, и шутки, а если ребенок устал, она и поиграет, и пошутит, и даст ему побегать и конфетку. Все замечательно. Педагог замечательный, я рада, что мы вышли на нее, всегда пойдет на встречу и деньги для нее не самое главное а главное результат. Спасибо БОЛЬШОЕ!

Оценка 5+

Логопедические занятия дома. Статья о том, как родителям организовать занятия дома и какие упражнения для развития речи и улучшения звукопроизношения можно делать самостоятельно.

Роль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь - это основа взаимодействия в социуме. Нарушения речи мешают ребенку выражать свои мысли и поддерживать разговор, они могут привести к появлению комплексов и повлиять на успеваемость в школе.

При обнаружении в речи у малыша звуков, которых нет в родном языке или если вам кажется, что речь ребёнка недостаточно развита для его возраста, нужно сразу же обратиться к логопеду. Чем раньше проблема будет обнаружена, тем быстрее и эффективнее можно будет ее исправить. Как правило, проводятся с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Но сейчас появилось новое направление - «логопедия раннего возраста», ориентированная на предупреждение и исправление доречевых и первичных речевых проявлений отклоняющегося развития у детей в период до трёх лет. В Детском Центре «ЛОГОС» есть логопеды, которые работают как с детьми от 3-х лет, так и логопеды, которые специализируются именно на раннем возрасте.

Чтобы достичь максимального эффекта и помочь ребенку сделать его речь правильной, грамотной и четкой, мало отдать ребенка в детский центр, где с ним будет работать логопед. Не менее важную роль играют занятия ребенка с родителями дома. Максимально эффективна будет совместная работа логопеда на занятиях и родителей дома. Важно, чтобы логопед объяснял и показывал родителям не только какое упражнение делать дома с ребёнком, но и как именно его выполнять. Ведь только специалист знает нюансы выполнения того или иного упражнения и секреты, которые помогут сделать задание или упражнение максимально эффективным для конкретного ребёнка. Кроме того - никто не отменял главное правило всех врачей и педагогов «Не навреди». А навредить по незнанию не так уж и сложно, к примеру, закрепив в речи неправильно поставленный звук. Зачастую это происходит, когда родители самостоятельно пытаются вызвать звук. Исправить такой звук будет непросто. Поэтому в нашем Центре приветствуется присутствие родителей на занятии — это помогает родителям понять, как именно продолжать заниматься дома. Но есть простые упражнения, которые мамы и папы могут легко выполнять с малышом самостоятельно. Эти упражнения никак не навредят малышу, а напротив, укрепят его речевой аппарат, моторику и слуховое внимание, подготовив его к произнесению трудных звуков.

Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.

Ни в коем случае не злитесь, если у ребенка что-то не выходит! Исправить произношение непросто, нельзя за одно занятие научить малыша произносить четко и ясно все звуки, а также использовать сложные слова. В любом занятии важную роль играет время. Ошибки - это неотъемлемая часть процесса обучения.

Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживаете, если что-то не выходит. Если срываться и ругать малыша, то лучше говорить он не будет, а лишь замкнется в себе, что может усугубить речевые проблемы.

Занятия должны быть регулярными. Лучше упражняться по 5 минут в день, чем раз в неделю 1,5 часа. В самом начале можно начинать занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая их до 15-20 минут два раза в день.

Артикуляционные упражнения играют огромную роль, т. к. они способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему дети учатся управлять им и справятся с произношением даже сложных звуков.

Делать артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5 минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует выполнять по пять раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счёт, который ведёт взрослый). В день добавлять по одному новому упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться к более простому.

Базовый комплекс артикуляционных упражнений:

  • «Заборчик» - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
  • «Трубочка» - вытягивание губ вперёд трубочкой (зубы сомкнуты).
  • «Заборчик-трубочка» - чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
  • «Лопатка» - удерживание широкого языка на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.
  • «Иголка» - удерживание узкого языка между резами.
  • «Лопатка-иголка» - чередование соответствующих упражнений.
  • «Шлагбаум» - поднимание языка за верхние зубы (рот открыт, но не слишком широко).
  • «Качели» - чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.
  • «Блинчик» - удерживание языка за нижними зубами в спокойном, расслабленном состоянии.
  • «Потягушки» - высунуть язык и тянуться им к носу, к подбородку, к правому уголку рта и к левому.

Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Делайте упражнения вместе с ребенком. Лучше купить большое зеркало, в котором будет видно не только ребенка, но и вас. В этом случае малыш сможет повторять все действия. Так как оптимальный вариант - упражняться сидя, то лучше приобрести настольное зеркало.

Упражнения со специальной литературой.

В настоящее время ассортимент методических пособий огромен. При выборе нужно ориентироваться на издания с яркими иллюстрациями, они привлекают внимание и поддерживают интерес у ребенка.

Если ваш малыш выговаривает все звуки, но испытывает трудности в согласовании слов и в пересказе или имеет скудный словарный запас, то отдавайте предпочтение литературе: Н.В. Нищева «Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки», Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать», Н.Э. Теремков «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика».

Упражнения для развития мелкой моторики.

Уровень развития речи ребенка напрямую связан с развитием мелкой моторики. Для её тренировки эффективным инструментом станет даже обычный пластилин. Малышам достаточно мять этот материал и лепить простые одноцветные фигуры. С детьми постарше учитесь делать более сложные многоцветные фигурки, к примеру, разных животных.

Во время игр с пластилином изучайте цвета и формы.

Можно слепить несколько фигурок и придумать им историю, в этом случае у ребенка будут развиваться воображение, и увеличиваться словарный запас. Например, история про поход в овощной магазин - можно слепить фрукты и овощи, выставить их на «прилавок» и играть в продавца и покупателя. Благодаря такой игре ребёнок расширит свой словарный запас, запоминая названия овощей и фруктов, сможет повторить цвета и формы.

Вот ещё несколько идей и приёмов как развить моторику малыша:

* Купите шарик су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки. Пружинку надевайте поочередно на пальчики, проговаривая потешки или просто называя пальчики, а шарик катайте по ладошкам и пальчикам малыша.

* Соревнуйтесь в перетягивании пальчиками ленточек, верёвочек, карандашей, шнурков.

* Заверните в фольгу мелкие предметы - пусть малыш их разворачивает.

* Пусть ребёнок летом, по дороге с дачи, обрывает по одному лепестку с ромашки.

* Пускай давит пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной пленке.

* Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.

* Дайте миску со смешанным горохом и фасолью или с более мелкими крупами для усложнения задачи - попросите ребёнка рассортировать.

* Дайте ребёнку мелкие предметы и попросите сложить их по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Вариант игры на море - собирание мелких камушков в бутылку. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.

* Пусть ребёнок наматывает ленту на палочку или пальчик.

* Поиграйте с прищепками! Пусть ребёнок развешивает сушиться кукольную одежду. А если присоединить прищепки к желтому кругу, вырезанному из картона, то получится солнышко!

Игра «Кто что ест» должна быть в арсенале как специалистов, так и мам. В этой игре реализуется большое количество педагогических задач, а самое главное - она привлекательна и интересна для детей (да и для взрослых). Можно отработать грамматику, лексику, автоматизировать непослушный звук. А ещё такая игра полезна для неговорящих малышей: используя правильные игровые инструкции, взрослый может стимулировать речевую деятельность ребёнка.

* Очень полезно заняться аппликацией. Движения руки, которые задействованы в вырезании с использованием ножниц - очень хорошо влияют не только на мелкую моторику, но и отлично развивают мозг. Полезно будет сделать аппликацию и придумать историю про неё. Например, делая аппликацию стрекозы, предложите ребёнку придумать про неё рассказ. Помогите малышу, задавая ему наводящие вопросы:

Как зовут твою стрекозу? Какая она? Что она любит делать? Где она летала? Кого встретила?

Вот пример рассказа, который может получиться:

«Стрекоза Забава»

Жила-была стрекоза. Её звали Забава. Она была разноцветная и крылышки у неё переливались на солнце всеми цветами радуги. Однажды, стрекоза полетела охотиться на пруд. Она мечтала поймать комара пожирнее. Над прудом она увидела толстого-претолстого комара, который летал над водой и весело распевал песенку: зу-зу-зууууу, зу-зу-зууууу, не борюсь я стрекозуууу!

Песенка так понравилась стрекозе, Забаве, что она передумала ловить комара и решила с ним подружиться. Она подлетела к комару и стала подпевать ему: за-за-заааа, за-за-заааа - я большая стрекозааааа. Так и началась первая в истории дружба стрекозы и комара.

Такая аппликация будет способствовать не только развитию моторики, но и фантазии, связной речи, укрепит добрые отношения со взрослым, поднимет настроение, а также будет способствовать закреплению в речи звука [З], если этот звук находится на этапе автоматизации.

Закрепление отдельных звуков.

Нередко бывает, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, но в речи его не употребляет. В этом случае нужно автоматизировать трудный звук.

Важно, чтобы автоматизация звука была поэтапной: сначала звук автоматизируется в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и только затем в связной речи. Правильно подобрать материал для автоматизации поможет специалист (подберёт слова, где автоматизируемый звук будет находиться в правильной позиции, исключит слова со смешиваемыми звуками или слова со звуками, которые ребёнок искажает).

Чтобы ввести звук в спонтанную речь, максимально используйте в повседневном общении с ребенком слова, где есть сложный для него звук. К примеру, если малыш не справляется со звуком «р», то в магазине, подходя к рыбному отделу, спросите ребёнка: «что здесь продается»? Если видите что-то красное, то попросите ребёнка называть это слово: к примеру, «красная крыша», «красный шарик» и пр. Открывая дверь, попросите ребёнка проговорить действие: «поворачиваю ручку» и т. д.

Полезным будет заучивание стихов с трудным звуком, например для дифференциации (различения) и закрепления в речи звуков Р, РЬ и Л, ЛЬ, ребёнку будет полезно выучить стихотворение Самуила Маршака «Мэри»:

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет,
- Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Но только смотри береги!

Роль родителей в обучении и воспитании ребенка огромна. Справятся ли родители самостоятельно с трудностями малыша будет зависеть в первую очередь от того, какое нарушение явилось причиной нарушения речи. Например, связанные с дислалией, могут выровняться сами по себе, а вот дизартрические нарушения нуждаются в подключении логопеда и часто - невролога. Но в любом случае важно заниматься с малышом дома, тогда ребенок быстрее сможет справиться со всеми речевыми трудностями и освоить навыки общения.

Азова Ольга Ивановна
Фото: vesti.ru

Норма или нет?

– Ольга Ивановна, расскажите про речевые нормы. Насколько можно верить таблицам: “Ребенок в год должен знать столько и столько и говорить то и это”?

– Ребенок в год должен говорить 1-10 слов и знать в пассиве 30-60 слов. Это сведения Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, им можно доверять. Но я понимаю, почему возникает такой вопрос. Однажды, разговаривая с видным ученым, неврологом, доктором наук, я услышала: «Нужно пересматривать нормы речевого развития». И, хотя прошло много лет, я не перестаю расстраиваться по этому поводу. Как их можно пересмотреть? Видимо, искусственно сдвинуть рамки. Но, если в Чернобыле после катастрофы растут черные березы, это не значит, что это норма, все знают белую, повислую березу. Так и с речевым онтогенезом. Проще думать не о причинах задержки речи, а о фальсификации нормотипичного развития. Ведь если даже у многих детей развитие будет опаздывать, это не значит, что нормы нет.

Петербургский ученый В.А. Ковшиков, занимавшийся нарушениями речи у детей при алалии (отсутствие речи при сохранном слухе и интеллекте), в разные годы проводил исследования речевого развития у детей студенток кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена. В 70-е годы все дети укладывались в речевую норму, в 80-е и 90-е – уже не все, и процент нормированного речевого развития с каждым годом понижался.

– А если ребенок им не соответствует – это повод для беспокойства?

– Да, это повод для беспокойства. Но я рекомендую обращать внимание не столько на активный словарь, а на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, «принеси бутылочку» – идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» – идет в ванную комнату, имитирует мытье рук. В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

– А бывает так, что до трех лет ребенок молчит, а потом – как заговорит?

– Да, так бывает. Это дети-накопители: всё понимают, общаются жестами, но говорят мало. Всё-таки, думаю, не совсем молчат, несколько слов говорят. Есть такая гипотеза: современные дети «слишком умные» – понимают, что у них не получается так, как у взрослых, и копят пассивный словарный запас. Но, в любом случае, это повод обратиться к логопеду. Хотя каждую историю развития речи нужно рассматривать индивидуально, у каждого ребенка свой темп развития, но онтогенез один на всех.

Допустим, ребенок начал говорить после трех лет, это не значит, что не будет никаких потерь. Иными словами, если бы всё было вовремя, то уровень развития ребенка был бы выше. У таких детей обычно отмечаются задержки речевого и, возможно, психоречевого развития. А если речь начинает развиваться как бы вдруг и интенсивно, то такая стремительность часто сопровождается заиканием.

Когда бить тревогу и пить ли лекарства?

– А что реально должно беспокоить? Можете рассказать о признаках и основаниях для беспокойства в год, полтора, два, три, четыре – поступательно схемой-таблицей? То есть каких навыков у здорового ребенка не может не быть?

– Можно отметить так называемые «реперные точки»:

  • 3-6 месяцев – ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.
  • 1 год – первые слова «мама», «дай», при хорошей норме развития до десяти слов.
  • 2 года – построение простой фразы из 3-4 слов.
  • 3 года – распространенная фраза, ребенок много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.
  • 4 года – фраза строится с учетом грамматики, с использованием всех частей речи.
  • 4-5 лет – речь приобретает форму короткого рассказа. Начало формирования фонематического слуха.
  • 5 лет – речь сформирована, можно сказать, что это речь взрослого человека. Ребенок произносит все звуки.
  • 6 лет – хорошо развитая связная речь.

К началу обучения в школе речь ребенка в норме сформирована полностью и развита настолько, что переходит на уровень формирования чтения и письма, а с конца второго класса – на уровень формирования письменной речи.

Всем специалистам, которые занимаются детской речью, хорошо знакома схема системного развития нормальной детской речи логопеда Н.С. Жуковой, составленная по сборнику научных трудов известного советского лингвиста А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), где описан лонгитюд детской речи его сына. Эта подробная и качественная схема описания детской речи до сих пор самая популярная. Но, так как сферой научных интересов Гвоздева были фонетика и морфология, то ученый не фиксировал понимание речи ребенком, и подробные системные записи лексикона начинаются только с 1 года 8 месяцев.

Можно ознакомиться с таблицей «Развитие речи ребенка в норме» Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, в которой нашли отражение основные закономерности развития речи от 0 до 7 лет.

– Есть препараты с доказанной эффективностью для «запуска» речи и коррекции речевых проблем? В каком возрасте и у каких специалистов целесообразно обследовать ребенка на наличие дисграфии?

– Вопрос по доказательной медицине – это вопрос неврологу, а не логопеду.

По «запуску» речи. Во-первых, это достаточно условное название, никакого запуска нет, это комплекс коррекционных мероприятий. То есть одним щелчком запустить речь невозможно – ни таблетками, ни каким-то одним приемом.

Что касается целесообразности обследования ребенка на предмет наличия дисграфии. Базовая функция письма формируется до конца 2-го класса. Тогда и можно определить, успешно или нет сформирован навык письма. То есть правильнее было бы на предмет дисграфии ребенка обследовать в конце 2-го года обучения в школе. Но, к сожалению, во многих школах «прощаются с букварем» в середине первого класса, приступают к изучению орфографических правил, а процесс формирования навыка письма заканчивают к концу первого года обучения. И получается нарушение онтогенеза. Ребенок, не завершив один этап развития – не сформировав навык письма, приступает к другому – развитию письменной речи. Это не безразлично для самого навыка – могут проявиться своеобразные дисграфические тайминговые (темповые) ошибки.

Специалист по выявлению дисграфии только один – это логопед, который занимается нарушениями чтения, письма, письменной речи. Если ребенок в структуре нарушения имеет и неврологические проблемы, тогда смотрит и невролог, но в целом это работа логопеда.

– Один очень важный момент. Меня часто спрашивают, чем логопед отличается от дефектолога, реально каждый день с этим сталкиваюсь. Вот и сегодня мне одна мама говорит: “Сына взяли в обычную школу, только надо позаниматься с дефектологом”. Я уточняю: “С олигофренопедагогом?” Она: “Нет”. Я: «Тогда с кем? Не с тифлопедагогом же?»

– Выпускники дефектологических факультетов вузов имеют основную специальность (сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог) и дополнительную – логопед. Эта дополнительная специальность дает право, например, сурдопедагогу (дефектологу) работать учителем-логопедом в профильном учреждении. Звучит это примерно так: сурдопедагог и учитель-логопед в школе для детей II вида. Кроме того, дефектологические факультеты вузов имеют отделение «логопедия», где получают специальность логопеда.

Как правило, «логопедами-дефектологами» представляются те специалисты, которые либо хотят произвести впечатление на мам, либо камуфлируют неблагозвучность слова «олигофренопедагог». «Логопедами-дефектологами» могут представляться и те, кто окончил отделения сурдопедагогики, дошкольной дефектологии. Те же, кто закончил отделение логопедии, очень трепетно относятся к своей специальности и не будут придумывать что-то лишнее.

В некоторых дипломах логопедов встречается запись «специальный психолог», это синоним к слову «дефектолог». Такая специальность дает право работать в дошкольном образовательном учреждении логопедом или дефектологом.

В здравоохранении алгоритм жестче. Например, восстанавливать речь после инсульта, ставить или вызывать голос после операций на гортани, заниматься с детьми после операций на челюсти и губе (при ринолалии), исправлять заикание может только логопед, который учился на кафедре логопедии.

Логопед (дефектолог) занимается любыми речевыми нарушениями, которые могут быть как в самой речи, так и в ее оформлении. Как правило, логопед работает с нормотипичными детьми. Но и при тяжелых нарушениях речи (алалия, дизартрия, заикание) ребенком тоже занимается логопед.

– Ребенок в 2,6 говорит только несколько слов типа «мама, папа, баба». Ставят ЗРР, прописали пить пантокальцин. Нужно ли идти к логопеду? И что делать, чтобы разговорить ребенка?

– 2,6 – это возраст, когда действительно уже можно поставить функциональную задержку речевого развития. В этом возрасте нормотипичные дети говорят длинными, распространенными предложениями.

По поводу пантокальцина отвечать не буду, это не моя компетенция. Моя рекомендация – чтобы как можно раньше ребенка показали хорошему логопеду, потому что уже сейчас явная задержка речи. Повторю еще раз: в год должно быть около 5-10 слов, в 2 года – коротенькая фраза, в 3 года – распространенная фраза, состоящая из 4-5 слов. В данном случае этого нет.

Как помочь заговорить?

– Что делать, чтобы разговорить ребенка? Самые простые рекомендации для мамы?

– Вы можете устраивать с ребенком игры, проговаривать в игре все слова. Если ребенок совсем маленький, вам нужно сесть так, чтобы ваши глаза были на одном уровне с его глазами, чтобы он хорошо видел вашу артикуляцию. Старайтесь говорить одними и теми же словами, короткими фразами. Упрощайте свою собственную речь до двухсложных слов типа «мама», «папа», то есть обувь можете называть коротким словом «боты», собаку – «ава» и так далее, попробуйте придумать сами. Обязательно должно быть упрощено имя ребенка: не Дементий, а Дема, не Арсений, а Сеня.

Упрощайте слова и по артикуляции, например, употребляйте слова с теми звуками, которые ребенок уже умеет говорить, то есть с «п», «м», «б», это звуки, которые первые появляются в речи детей всего мира. Придумайте какой-то совместный альбом, вклеивайте простые картиночки или фотографии родственников и коротко их называйте и по имени, и кто какой член семьи. Выстраивайте коротенькие схематичные предложения.

Если уже набрано много названий животных, скажем, «киса», «ава», «петя» – петушок, «ло-ло» – пингвинчик, «миша» – медвежонок, то можете к ним добавлять короткие слова-действия: «иди, миша», «иди, петя» и так далее. И постепенно ребенок поймет алгоритм простой речи.

Но всё же лучше обратиться к логопеду, потому что в 2,6 года можно заниматься не только речью, но развивать и высшие психические функции.

– Какие вы посоветуете пособия для совместных занятий родителей с ребенком?

Давайте я назову несколько очень известных и качественных пособий. Это пособия Елены Михайловны Косиновой по развитию лексики и грамматики. Для более младших детей – это альбом Ольги Андреевны Новиковской, альбом Светланы Вадимовны Батяевой. Есть ряд пособий для малышей, для детей дошкольного возраста Татьяны Александровны Ткаченко, Ольги Александровны Безруковой, Ольги Евгеньевны Громовой. А вообще, старайтесь подбирать книги, где яркие большие картинки и четкие инструкции.

Когда начинать волноваться?

– Когда точно нужно обратить внимание, что что-то идет не так? На произношение каких звуков надо обращать особое внимание и пытаться их исправить самостоятельно? И расскажите про логопедические садики: почему некоторые их боятся как огня и как в них помогают ребенку?

Точно нужно обратить внимание при особенностях поведения у ребенка и отсутствии речи, именно при сочетании этих двух факторов. Когда ребенок не смотрит в глаза, когда ребенок не откликается на имя, когда ребенок не выполняет простые инструкции, не взаимодействует с родителями, достаточно активно и как-то нецелесообразно передвигается, бегает, «машет крылышками», и при этом отсутствует речь – это повод для того, чтобы отправиться к врачу.

Я считаю, что самостоятельно исправлять звуки не стоит, всё-таки это должны делать профессионалы. Вообще, с ребенком нужно стараться говорить правильно, четко, чтобы ребенок видел артикуляцию.

Что касается логопедических садиков, то сейчас эта сфера подверглась серьезной реорганизации, и что там происходит и как происходит, однозначного ответа нет, потому что всё время меняются требования. Но какое-то время назад мне было достаточно понятно, как существуют логопедические сады, и мне нравилась организация в этих детских садах. Ребенок занимался с логопедом каждый день – это фронтальные занятия под руководством логопеда пять раз в неделю. Дальше: когда дети шли на прогулку, логопед по очереди брал детей на индивидуальные занятия, то есть 2-3 раза в неделю, где, например, ставились звуки. И во второй половине дня воспитатель, тоже имеющий допобразование, отрабатывал задания, которые дал логопед.

Таким образом, посмотрите, какое количество занятий! Плюс ко всему, воспитатель в логопедических садах обязан был включать речевую работу в режимные моменты: задавать конкретные вопросы, просить ребенка еще и еще раз повторить речевые конструкции. Такая подготовка качественно отличала этих детей от других, обычных: дети в логопедических группах, особенно с ФФН, были прекрасно подготовлены к школе. И там абсолютно нечего было бояться, то есть не просто не бояться, а следовало однозначно вести туда ребенка.

На сегодняшний момент ситуация несколько поменялась. Если раньше в логопедических садах было три группы: группа для детей с общим недоразвитием речи; группа для детей с нарушением звукопроизношения; группа для заикающихся детей, – то сейчас количество этих групп сокращается. Например, нарушения звукопроизношения выведены за рамки логопедических садов, а остаются дети с достаточно сложными нарушениями: либо это неговорящие дети, либо это дети с какими-то сочетанными нарушениями, со сложной структурой дефекта. Поэтому я не знаю, стоит ли обычному ребенку туда идти, и, вероятнее всего, его даже туда и не возьмут.

Когда нужен логопед?

– Как выбрать логопеда? На что обратить внимание? Есть ли государственные центры, где работают с малышами?

Вопрос, как выбрать логопеда, какие профессиональные требования. Первое – это, конечно, диплом об образовании. У каждого логопеда должен быть диплом о высшем образовании. Логопед обязательно заканчивает педагогический вуз, дефектологический факультет, кафедру «логопедия». Соответственно, в дипломе должна быть запись «учитель-логопед» и «учитель (например, если это кафедра логопедии) русского языка и литературы для детей спецшколы 5-го вида», то есть для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Логопед должен приходить к маленькому ребенку с набором пособий. Лучше, чтобы это были яркие картинки. Картинок, и вообще пособий, должно быть много. Конечно, логопед должен владеть красивой грамотной речью. Логопед обязательно должен найти подход к ребенку, то есть начать взаимодействовать, а обследование должно проходить максимально в игровой форме.

Есть ли государственный центр, где работают с малышами? Конечно, есть. Есть еще и детские сады, и поликлиники. Но, насколько я знаю, там очень большая загруженность.

– О бязательно ли нужен логопед, если особых проблем нет, кроме искаженного произношения “ш” и “ж”?

Вы знаете, может быть, и не стоит ничего делать. Я часто говорю, что в истории было много людей, которые имели нарушения звукопроизношения, но, тем не менее, их вклад в историю достаточно высок, то есть в жизни это им не помешало. Но если речь идет о девочке, а девочка часто выбирает речевую профессию, либо профессию, напрямую связанную с речью, тогда неправильное звукопроизношение может ей помешать в жизни.

Я могу вам сказать, что меня не беспокоит, если человек искажает звуки, я достаточно быстро привыкаю к этому. Слышу, конечно, но стараюсь не обращать внимания, мало ли какая индивидуальная особенность у человека. Но в нашей стране, в нашей культуре, в нашем обществе не принято произносить звуки искаженно, это считается нарушением некоего эталона.

Если родители хотят поставить ребенку звуки, я, как специалист, конечно, поддерживаю, потому что никаких проблем в этом я не вижу. Это не большое количество занятий, чтобы поставить, по сути, один звук, это одна артикуляция и для [ш], и для [ж], при произнесении второго звука только добавляется голос. Никакой особой трудности я не вижу, в детском возрасте это сделать просто.

Путаница со звуками

Со слов завуча школы, дети, искажающие звуки, не смогут грамотно писать, т.к. информация в голове искажается. Это так?

– Я думаю, что учитель имел в виду не искажение, а замену звуков. Коротко поясняю: искажение звучания – это то, как не принято говорить в системе языка, в данном случае русского. Например, не принято говорить межзубные, боковые звуки, горловое «р», но в данном случае ребенок понимает, что есть горловое звучание, но нет горловой буквы на письме, поэтому такой ошибки быть не может.

Но если ребенок, например, вместо «ш» говорит «с», «Саша» звучит как «Саса», тогда впоследствии на письме такая ошибка может быть, потому что ребенок неправильно воспринимает звук на слух, заменяет его в артикуляции, соответственно, потом будет заменять и букву. В данном случае речь идет о нарушении фонематического слуха, а о таком нарушении может сказать только логопед.

– Н а собеседовании в школе родителям сказали, что плохо говорящие дети искажают информацию и потом плохо пишут. Ваше мнение?

– Раньше логопед мог сказать: «Пожалуйста, поставьте звуки детям до школы, если вы этого не сделаете, то потом на письме будут ошибки». Сейчас многие родители достаточно образованы, чтобы легко принять на веру это спорное утверждение.

Если ребенок заменяет звуки, это нарушение фонематического слуха, то есть он неправильно воспринимает на слух звуки, соответственно, действительно на письме могут быть замены букв. Если ребенок плохо говорит, значит, он допускает в устной речи аграмматизмы, то есть неправильно употребляет окончания по роду, числу или падежу. Например, ребенок говорит: «Птицы сидят на деревах», – в норме русского языка «на деревьях», соответственно, в данном случае как ребенок говорит, так может и писать.

Если это вовремя не исправить, потом это может перейти в письменную речь. Все нарушения-аграмматизмы проявляются в 3-4-м классе, когда появляется собственная письменная речь.

– Е сли ребенок в устной речи говорит то “в”, то “л”, он и на письме будет путать эти буквы? А если ребенок переставляет местами слоги, то это потом в письмо переходит?

– Если ребенок путает «в» и «л», то это искажение звука, ребенок говорит «двугубное» [л], отдаленно напоминающее звучание [в]: «лампа», «лодка». Такое нарушение не должно отразиться на письме, потому что это искажение или, по-другому, мышечное нарушение – нарушение формирования мышц артикуляционного аппарата, нарушение анатомического строения. Так может произойти, если у ребенка грубейшее нарушение фонематического слуха. [В] и [л] – звуки из разных фонетических групп, обычно дети их различают на слух.

Если ребенок путает или переставляет местами слоги, это называется нарушением слоговой структуры. Это нарушение вполне может перейти на письмо: к нарушению слоговой структуры далее добавляется нарушение формирования языкового анализа и синтеза, ребенок неправильно выделяет первый звук, второй звук, неправильно выделяет слог из слова или переставляет слоги. В результате на почве нарушения формирования языкового анализа и синтеза образуется дисграфия.

Задержка речевого развития

– Какой порядок действий при ЗРР? Какие пройти обследования? Нужно ли ЭЭГ, УЗДГ, МРТ? Ребенок в 3,7 почти не говорит, каковы причины? К каким специалистам идти на занятия? Что может сделать мама сама?

Какова диагностика и лечение алалии? До какого возраста возможно исправить проблемы с речью? Что делать, если ребенок не хочет заниматься и повторять?

Невозможно заочно назначить обследования. Вначале стоит идти к неврологу. Невролог обязательно смотрит ребенка, его рефлексы, кожные покровы, разговаривает с ним, подробно расспрашивает маму о развитии ребенка, о протекании беременности и родов, и только после этого назначается обследование. Да, это может быть энцефалограмма (ЭЭГ) и Доплер (УЗДГ), но, вполне возможно, что нужны еще какие-то обследования.

МРТ – достаточно сложное обследование, его обычно назначают строго по показаниям. То есть, если, например, у ребенка новообразования, опухоли, кисты или еще что-то такое похожее, тогда – да. Повторяю, все эти назначения делает врач (в данном случае невролог), никакой другой специалист назначить такие обследования не может.

Почему ребенок в 3,7 не говорит, какие причины? Причин огромное количество. Заочно это выяснить вообще невозможно, но даже и в очной беседе причины можно представлять только примерно. Да, это может быть внутриутробная проблема, болезни мамы, болезни ребенка, экологические факторы, токсикозы первой и второй половины беременности, отечность беременной, какие-то осложнения при родах, быстрые роды, кесарево сечение. Наверное, стоит даже остановиться, потому что это всё может быть, и при этом всё будет благополучно или не выльется ярко в проблему.

К сожалению, мы не найдем первопричину, а на каких-то объективных обследованиях, таких как Доплер, вполне можно узнать особенности кровотока, например, нет ли проблем с притоком и венозным оттоком. Но это будут косвенные причины, которые помогут неврологу разобраться в неврологической симптоматике.

Дальше мама спрашивает, если у ребенка алалия, какая диагностика и лечение. Это может определить невролог (сам диагноз ставит психиатр), он назначит обследования и лечение, после этого консультирует логопед и делает логопедическое заключение.

До какого возраста можно исправить проблемы с речью? Смотря какие проблемы. Если речи нет в три года, нужно активно, как можно быстрее, а лучше до трех лет, начать заниматься формированием, вызыванием речи. Если, например, пятилетний ребенок, там уже становление лексико-грамматических, фонетико-грамматических категорий, там работа с качеством речи. Но если ребенок не говорит и в пять, и в шесть, и в семь, и так далее лет, всё равно нужно заниматься с этим ребенком. Да, конечно, качество будет хуже и прогноз хуже, но до периода, скажем, пубертата я бы активно советовала родителям не опускать руки, заниматься ребенком.

Понимаете, если ребенок не Маугли и находится в обществе, в социуме, то он понимает, что речь нужна, что мы все говорим, и он это видит и осознает. Тогда у него есть возможность заговорить вплоть до пубертата. Ну как заговорить: научиться говорить слова и фразы, скажем так. Если же ребенок живет не в социуме, то самый последний срок – это шесть лет. Если до шести лет ребенок не выведен из дикого сообщества, то есть из среды животных, то тогда разговорить такого ребенка практически невозможно.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься и повторять? Начните, наверное, всё-таки не с речевых занятий, а с занятий с психологом, потому что, может быть, там проблема-то не речевая. Есть дети абсолютно незрелые, и нужно начать играть, а в игре появится и желание повторять и взаимодействовать. Сейчас очень много игровых терапий (директивная и недирективная, песочная, флортайм и др.).

Билингвы

– Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу ребенка-билингва. Посоветуйте, как лучше обучать ребенка другим языкам, нужно ли одному родителю говорить с ребенком на двух языках или по правилу “один человек – один язык”?

Надо помнить, что речь формируется до пяти лет, то есть в пять лет – это речь взрослого человека, поэтому, если ребенок попадает в некую речевую задержку, то есть до трех лет неправильно формируется речь в структуре нашего языка – мало слов, короткие предложения или их совсем нет, то, конечно, вводить такому ребенку второй язык чревато, потому что он не усваивает систему даже родного языка. Если же ребенок вполне справляется со своим родным языком, то есть хорошо усваивает, например, русский язык, то ничего плохого нет в том, что с ним будут говорить и на втором языке. Возможно, в таком случае будет небольшая задержка в формировании речи на обоих языках, а в совокупности всё равно достаточно приличное развитие, тогда ребенок будет знать два языка.

Такая практика была в Советском Союзе, во многих республиках обязательно изучался родной язык и вторым изучался русский. И мы знаем, что практически все жители бывших республик Советского Союза кроме своего языка прекрасно владеют и вторым, русским, языком.

В каких случаях я всё-таки не рекомендую говорить сразу на двух языках? Когда идет грубая задержка речи или совсем речь отсутствует, тогда лучше, чтобы ребенок говорил на каком-то одном языке, неважно, на каком. Понятно, что русский очень сложный язык, и замечательно, когда первый – русский язык, просто из-за того, что он очень богатый, красивый, многоплановый, и тот, кто знает русский, вполне может усвоить и какой-то другой язык.

В моей практике был ребенок с похожей ситуацией, папа – испанец, мама – русская, они жили в Валенсии, ребенок говорил сразу на двух языках, мама с ним говорила на русском, папа говорил на испанском, даже на каталонском, но всё-таки больше присутствовал именно испанский язык. И ребенок попал в ситуацию вот этого двуязычия при наличии небольшой задержки, с которой он вполне бы справился, но тут мама взяла еще и бонну, которая владела английским языком. И произошла некая путаница: ребенок сразу с тремя языками, совсем маленький ребенок, ему было два года с небольшим.

Я сразу задала маме вопрос: а как ребенок отреагировал на появление бонны? «Негативно», – сказала мама, но это и понятно, ребенок уже был достаточно большой, и вдруг ни с того ни с сего он попадает в ситуацию безречья. Когда я посмотрела ребенка, я посоветовала родителям на короткий срок убрать все языки, кроме испанского, потому что ребенок ходит в детский сад, где дети говорят на испанском языке, «а русский в любом случае ваш ребенок будет знать, потому что вы – носитель языка, вы достаточно часто приезжаете в Россию».

Мама приняла мой совет, и в течение полугода они говорили с сыном только на испанском языке. Через полгода я посмотрела этого ребенка, он прекрасно говорил на испанском, и когда я его спрашивала по-русски что-то простое, он понимал. С этого момента было ясно, что ребенок вполне в системе испанского языка и вот-вот начнет говорить по-русски тоже.

Вопросы читателей

– Девочка в 2,5 года говорит много, но иногда в начале фразы сильно заикается. Это нормально?

– Очень трудно сказать заочно, заикание это или полтерн (запинка). Да, это может быть просто запинка, и это пройдет. Может быть, это заикание, то есть уже не просто запинка, тогда – да, нужно обращаться к специалисту, причем не к одному: к неврологу и логопеду. Нужно работать над дыханием, над плавностью речи.

Иногда так бывает в таком возрасте из-за того, что ребенок начинает бурно и много говорить, поэтому артикуляционный мышечный аппарат не справляется, ребенок начинает заикаться. Это может пройти само собой, но лучше, чтобы посмотрел специалист.

– Девочка в 1,8 болтает на своем тарабарском, можно различить только «мама», всё остальное непонятно. Надо ли что-то делать?

– 1,8 – это возраст, когда появляется короткая фраза, и у детей обычно достаточно много слов. У ребенка есть речевая задержка: ребенок не говорит словами и короткими фразами.

Надо ли что-то делать? На подобный вопрос я уже отвечала, посмотрите выше.

– Ребенок пойдет в садик в сентябре и будет самый младший в группе. Там будут дети, которые почти на год старше и которые очень хорошо и свободно говорят. Такая разница не навредит ребенку? Или же, наоборот, поможет заговорить?

– Нет, не навредит. Наоборот, хорошая, четкая и достаточно правильная речь более старших детей – это хороший образец для ребенка. Не знаю, поможет это заговорить или не поможет, разные ситуации могут быть, но вполне может быть, что и поможет.

– Ребенку три года, до двух лет развивался нормально, было много отдельных слов и простых фраз. В два манифестировала эпилепсия, и речь постепенно пропала. Есть ли какие-то методики для занятий дома? Эпилептологи говорят, что пока приступы не купируются, прогресс речи можно не ждать.

– Я уже называла эти методики, принципиально нет других методик для детей с эпилепсией или с каким-то другим нарушением. Да, я согласна, пока не будут купированы приступы, большая вероятность, что речь активно развиваться не будет, потому что каждый приступ откидывает развитие ребенка назад, погибают нервные клетки, которые, может, потом и восстановятся. Но самая главная задача – купировать у ребенка приступы.

– У м альчика в 2,10 небольшой запас слов, простые предложения из двух слов. Надо ли обращаться к специалисту?

– Да, у ребенка задержка речевого развития. Еще раз повторяю, что ближе к трем годам уже должны быть развернутые фразы. Да, первый врач – это невролог, а далее – обязательно поход к логопеду.

– Мальчик почти в три года говорит практически все слова, но в общем речь очень плохая. Половину слов даже родители понимают с трудом, странно строит предложения (например, “я, Никита, пойду не” вместо “я пойду”), нет звуков “р”, “ш”. Как это могут исправить родители? Может ли помочь логопед?

– По поводу звуков можно подождать, потому что в этом возрасте дети могут еще не выговаривать сложные звуки. Может ли помочь логопед с развитием речи? Да, может помочь. Если ребенок искажает структуру предложения – «я, Никита, пойду», вместо «я пойду», здесь уже работу над грамматикой начинает логопед. Без фанатизма, но начинать нужно.

– Девочка в 2,5 говорит смазанно, предложения короткие и кривенькие. Невролог прописал пантогам и магне Б6. Есть планы идти в логопедический сад, сначала в ГКП. Что бы вы еще посоветовали в этом случае?

Повторяю, что не моя компетенция опровергать или назначать медикаменты, но могу сказать, что очень часто детям с такими жалобами действительно назначают витамины и какой-нибудь ноотропный препарат, это достаточно распространенная практика. Ребенок еще маленький и нельзя сказать, почему она смазанно говорит, не выговаривает большое количество звуков.

То, что вы собираетесь в детский сад или в группу ГКП, это вполне оправданно, это правильный ход. Соответственно, там ребенок сперва начнет заниматься с психологом, а потом, возможно, с логопедом, и постепенно будут вводиться занятия по стабилизации речи, по постановке звуков.

– Можно ли начинать коррекцию логоневроза в три года? И нужно ли это лечить препаратами?

Лечение препаратами – это ведение невролога. Да, мягкие седативные препараты при заикании дают. Но надо разбираться с природой заикания, почему назначили ребенку именно этот препарат. С трех лет ребенок попадает в группу риска по заиканию, потому что активное речевое развитие ребенка и желание говорить часто опережают возможности артикуляционного аппарата, и может быть заикание. Вполне возможно, что оно очень скоро пройдет, тогда и препараты не понадобятся. Но если это не ложное, а истинное заикание, то с этим должен разобраться невролог.

Нужно ли заниматься с ребенком трех лет? У меня есть такое пожелание: во-первых, раз так активно и бурно ребенок реагирует на речь, тогда во всех остальных областях должно быть полное спокойствие. Может быть, есть смысл ограничить яркое речевое развитие ребенка, пусть он будет говорить в семье много, но, скажем, ограничить общение с другими детьми. Хорошо бы поехать отдыхать на море, в горы, выбирать разные прекрасные места для отдыха, чтобы нервная система ребенка была спокойной, то есть этот период провести в несколько расслабленном состоянии. Это раз.

Второе: возможно, у этого ребенка сбито дыхание. Тогда вполне можно работать с дыханием. Конечно, в три года уровень произвольности еще низкий, но легкие дыхательные упражнения в игровой форме вполне можно проводить.

– Ребенок 3,5 лет меняет в словах буквы “г” и “д”, “к” и “т”. Что делать?

Всё просто: обратиться к логопеду. Это совсем легкий дефект, несколько занятий – и логопед поставит ребенку эти звуки, а вы только автоматизируете, введете их в речь.

– Как правильно развивать речь у ребенка 1,6, который говорит мало слов? Какие базовые подходы использовать?

В 1,6 с ребенком нужно активно жить в игре. Посвящайте своему ребенку много времени. Да, личное время у него и у вас тоже должно быть, но, самое главное, если вы играете с ребенком, то играйте с ним качественно. Первые игрушки какие? Это животные, машины, куклы – называйте их простыми словами. Ранее я уже говорила: ляля, киса, ава, петя и так далее. И стройте какой-то сюжет, какую-то игру, тогда ребенку с вами будет интересно, и просто потому, что вы говорите с ним на доступном языке. И вообще, дети в этом возрасте очень любят взаимодействовать со взрослыми людьми, просто живите вместе с ребенком и радуйтесь этому общению, и всё у вас будет хорошо.

– Когда ребенок начинает четко произносить звуки, в частности “р”? И если грассирует папа, это же не значит, что и ребенок будет, копируя его, тоже грассировать?

Если ребенок стал правильно говорить, вероятнее всего, он уже не стал подражать папе. Значит, артикуляционный аппарат сохранен, достаточно правильная длинная, широкая, не узкая подъязычная связка, так называемая уздечка, и хорошая вибрация кончика языка. И ребенок уже справился с правильным произношением этого звука. То есть он слышал, что в системе языка вот так произносят, и он точно так же стал произносить, не копируя папу.

Может ли попробовать как папа? Может, но вы уже сможете ему сказать, что так неправильно у нас в языке, нужно по-другому.

Могу вам привести такой пример: когда мой сын был маленький, я начинала заниматься с детьми по постановке звуков, ко мне дети приходили домой. Сыну было два года с небольшим, и он стоял около меня и смотрел, как я ставлю звуки другим детям. Он говорил достаточно чисто, выговаривал все звуки, и вдруг стал подражать некоторым детям. Попробовал – и не стал, потому что, в принципе, если ребенок понимает, что так не принято, он не будет это говорить.

[Р] – сонорный звук, достаточно поздно появляется в речи, допустимо по норме речевого развития ближе к пяти. Если всё идет по плану, то беспокоиться не надо.

– В каком возрасте нужно принимать меры для нормального произношения «л», «р»? Мальчику 1 год 10 месяцев.

В 1 год и 10 месяцев – не нужно. Если он так прекрасно уже начал говорить, вероятнее всего, у него вообще лингвистическая одаренность, такой ребеночек вполне справится и с произношением звуков. Но если даже что-то с мышцами не то, это не большая проблема, я думаю, что логопед вполне может помочь.

– Девочка в 4 года грассирует «р», родители запрещают ей говорить «р», раз не получается. Надо ли беспокоиться из-за грассирования в таком возрасте?

Когда ребенок начинает искажать звук, заводит не кончик язычной мышцы, а корень, то, вероятнее всего, у него действительно проблемы с произнесением этого звука. То есть ребенок понял, что что-то нужно завести, а завелось то, что завелось, вероятнее всего, звук сам по себе уже не появится. Но, повторяю, что все рекомендации должны даваться ребенку очно, нужно всё-таки посмотреть, не короткая ли уздечка, не слабый ли кончик языка, это функционал логопеда.

Нужно ли запрещать произносить звук? Может быть, и нужно. Что-то в этом есть, не закрепляется неправильный акустический образец. Хотя отсутствие звука – это тоже неправильно. Четыре года – это возраст, который вполне подходит для постановки звуков. Мне кажется, что нужно просто показаться специалисту, и он ответит вам на этот вопрос.

– Ч итали ли вы роман Валерия Вотрина “Логопед”? Как оцениваете это произведение?

Нет, я не читала этот роман, но я знаю, что повествование строится от лица логопеда, главные герои – логопед и журналист, просто как у нас сейчас. И что именно они хотят сохранить язык страны. Хороший посыл. Да, спасибо, почитаю.

Конечно, я – за чистоту языка, за сохранение русского языка, за то, чтобы люди красиво и грамотно говорили (выговаривали, в том числе, звуки), у меня есть примеры эталонов логопедов в искусстве. Один из значимых для меня фильмов это «Король говорит». Во-первых, сам фильм прекрасный. Во-вторых, главную роль логопеда актер играет абсолютно профессионально, могу сказать, что приемы, которые там показаны, очень действенные. Мне кажется, это хороший пример популяризации нашей профессии.

И второй известный фильм «По семейным обстоятельствам», где логопеда играет Ролан Быков. Это шутка, пародия на логопеда, но она удалась, она крепко приклеилась к логопеду на многие годы. И я всегда и везде говорю: не дай Бог, чтобы так было в жизни, потому что, к сожалению, нет профессионального отбора абитуриентов, то есть многие претендующие на место студента на кафедре логопедии элементарно не умеют выговаривать звуки. Поэтому в каком-то смысле это и фильм-прорицание. Конечно, обидно за профессию. Во времена Советского Союза это была шутка, а сейчас, к сожалению, это не совсем шутка, в ней есть доля правды.

– По какой причине многие абсолютно здоровые и развитые дети при богатом пассивном словаре поздно начинают разговаривать? Это тенденция?

Нет, конкретно этот факт не является тенденциозным. Попытаться объяснить этот феномен можно несколькими способами, но это только гипотетически, я подчеркиваю это слово:

1. Есть так называемые «дети-накопители», они очень критичны к своей речи. Им не нравится результат, поэтому они молчат или говорят несколько автономно («на своем» языке).

2. Есть «дети – продукты экстравертированного мира», то есть они копируют мир. Приведу такой пример. Многие родители видят своих детей только спящими, няни или бабушки рассказывают детям, что мама и папа много работают. Этот сюжет воплотился в производстве кукол с закрытыми глазами, и, представьте, детям нравится играть с такими куколками, потому что это проекция их собственного мира. Так и ребенок, который хорошо всё понимает и молчит, устанавливает одностороннюю связь по типу работы с компьютером, с ним же невозможно говорить.

Всё-таки это самоуспокоение, так быть не должно, и в помощь нам богатая история развития человечества. Дети с года должны начинать пробовать свой артикуляционный аппарат. Речевая задержка может быть разной. Допустим, ребенок заговорил, родителям показалось достаточно. Но когда такой ребенок попадает во время диспансеризации к логопеду, то выясняется, что есть задержка, более низкий уровень по сравнению со своим потенциальным уровнем речевого развития.

Если ребенок начинает говорить вовремя, то тогда собственный несовершенный продукт продуцирования его самого не смущает, ему всё равно, как говорить, главное, чтобы было само произнесение, удовольствие от самого процесса говорения и радость от того, что доставил приятное взрослым (родственники обычно очень эмоционально реагируют на первые слова ребенка). К счастью, такие дети еще есть.

– Ребенок начал говорить в 4 года. В пять-шесть – было не очень много звуков. В 8 лет – проблемы в письме, пропускает буквы в словах. Ребенок – невнимательный и творческий, может отвлекаться. Можно за лето что-то сделать самостоятельно?

Можно и нужно. Я рекомендую взять расширенную качественную консультацию логопеда, который занимается нарушением именно письма и письменной речи. Возможно, это не часовая, а двухчасовая консультация, где логопед подробно объяснит, как заниматься с ребенком, предложит пособия, по которым можно заниматься. Лично я очень люблю консультировать таких родителей, потому что если родитель мотивирован, задает такой вопрос, значит, вероятнее всего, мои рекомендации выполнит. Поэтому, пожалуйста, обращайтесь, с большим желанием вам поможем.

– Мальчику почти 5 лет, он плохо разговаривает, не умеет строить предложения, не выговаривает «р» и «л», говорит односложными предложениями. Каковы у него шансы?

Пять лет – это еще очень хороший возраст для того, чтобы стабилизировать все функции, в том числе и речевую. Впереди у вас до школы два активных года, очень рекомендую организовывать качественные занятия не только с логопедом, но и с психологом, подключить занятия с нейропсихологом, причем начать с сенсомоторной коррекции, затем включить когнитивную коррекцию. Хотелось бы, чтобы с ребенком занимался психолог по развитию высших психических функций. Что касается логопеда, то нужно развивать и лексико-грамматическую, и фонетико-фонематическую сторону, это принципиально разные занятия.

Если у ребенка проблемы с дыханием, с просодикой, значит, надо подключить какую-то аппаратную коррекцию, например, биологическую обратную связь, чтобы формировалось диафрагмальное дыхание, был длинный выдох. Возможно, если у ребенка проблемы со слуховым восприятием, подключить Томатис. То есть включить комплексную коррекцию, тогда будет успех. Комплексный подход вытягивает любого ребенка.

Удачи вам!

Подготовила Тамара Амелина