Понятие и личностные особенности «проблемных» детей. Проблемы в семье – проблемные дети

В разных жизненных ситуациях нам приходится сталкиваться с разными обстоятельствами жизни

Проблемный ребенок

П риходя в мир, ребенок ничего о себе еще не знает. Он не знает, мальчик он или девочка, кто его родители, счастливой ли будет его судьба. Со временем он начинает обо всем этом догадываться. И вместе с особенностями развития у ребенка появляются также и психологические трудности. А у родителей возникают многочисленные недоуменные вопросы - "Откуда что берется?". Проблемный ребенок " vspace="10" bordercolor="#000000">

Психологи знают, что общая жизненная канва человека - то, что знаменитый Эрик Берн называл сценарием - является результатом косвенного родительского влияния. Косвенного, потому что очень многие оценки, мысли, чувства не высказываются открытым текстом, но исподволь, неосознанно складываются в своеобразные инструкции-предписания относительно того, как следует ребенку себя вести. И чем менее осознанными являются эти инструкции, тем сильнее их влияние на судьбу человека и тем труднее их вычленить в процессе психологического анализа.

Они могут формулироваться внешне позитивно - "Вырастешь и станешь космонавтом, а мы будем тобой гордиться!". Хороша ли такая инструкция? В ней содержится желание видеть ребенка космонавтом (в то время как ему-то, может быть, и не очень нравится эта профессия). Затем, там оговаривается, при каких условиях ребенком будут гордиться (а в противном случае - нет). Поэтому то, что на первый взгляд кажется обычным родительским тщеславием, может уводить его естественный жизненный путь в сторону от истинного предназначения.

Но бывает и по-другому. "Ты не окажешься на скамье подсудимых!" - говорят родители ребенку, казалось бы, подчеркивая его социальную благонадежность, и постепенно в нем прорастает сомнение в том, что обязательно нужно быть честным, что быть преступником для члена его семьи - вещь невозможная и т.д. "Только не поскользнись!" - говорит мать сыну, и он, конечно, тут же падает. Потому что отрицательные инструкции, несмотря на свою внешнюю лояльность, незаметно "цементируют" пространство, закладывают в бессознательное ребенка возможность того, что на уровне осознаваемом подается как запрет - стать преступником, упасть и т.п. Ведь бессознательное коварно и отрицаний не понимает.

Поэтому многие (хотя, конечно же, не все) претензии родителей к своим детям имеют источник во внутреннем мире самих родителей, которые бездумно переносят свои неосуществленные желания, надежды или страхи на поведение детей. И в конце концов добиваются своего. Ведь между внешним и внутренним миром существует тесная связь, которая действует посредством различных психологических механизмов - будь то самоосуществляющееся пророчество или, как это называл К.-Г. Юнг, синхронистичность. Какие же трудности детей создаются взрослыми чаще других?

"Он ужасно агрессивный!".

Агрессивность в мире животных - условие выживания особи, естественное желание защищать границы своей территории, которое возникает в среде недружественной. Опасение, что обстановка небезопасна, недоверие к тому (и тем), что происходит рядом - вот частые причины агрессивности детей. Но ведь от родителей не защищаются. Как, чем поведение родителей могло нарушить чувство безопасности ребенка?

Проблемный ребенок

Агрессивны дети "недолюбленные" - те, кто вынужден заботиться о себе сам, напоминать о своих потребностях и своем существовании. Очень часто такое поведение развивается на фоне недостаточного принятия родителями своего ребенка, непризнания его ценности как личности, как явления. Вот типичный пример конфликта, построенного вокруг такой жалобы. Энергичная молодая бабушка недовольна "агрессивностью" своего 2,5-летнего внука.

Мало того, что он без разрешения входит в ее комнату. Он имеет раздражающую привычку хватать бесценные безделушки, расставленные по полкам и шкафчикам. Бывали случаи, что он их даже ломал (правда, нечаянно). На запреты не отвечает, а при случае показывает бабушке кулак.

По ходу беседы у психолога возникает несколько очень частных вопросов. А почему 2, 5-летний внук, живущий в одном доме с бабушкой, должен просить у нее разрешения войти? Оказывается, бабушка в конфликте с его родителями - сыном и невесткой. Поэтому у них вообще не принято входить друг к другу в комнату. Можно ли убрать сокровища с полок подальше от внука? "В общем-то можно, но почему это я должна к нему приспосабливаться?" Постепенно возникает картина жизни семьи, при которой совместных радостей оказывается очень немного, а появление невестки и внука продолжает рассматриваться главой семьи - бабушкой - как посягновение на ее права, как нанесение ей морального и экономического ущерба. Семья сына была встречена "в штыки". Эта реакция возвращается бабушке в форме ответной, пока еще несильной, нелюбви внука. Но это именно возврат - ведь первый импульс, первый урок нелюбви исходил от бабушки, которая видит в двухлетнем мальчике равноценного противника, которого нужно побороть. Это в ее представлении и было бы педагогическим успехом. К счастью, дети - существа жизнестойкие, и в состоянии научиться защитить себя (при наличии поддержки со стороны других взрослых).

Этот конфликт - типичный пример того, как ребенок может оказаться на пересечении антипатий взрослых. Поэтому и решать его нужно, работая со взрослыми членами семьи. В противном случае невинная и трогательная привычка входить в комнату бабушки и играть ее игрушками может закрепиться, перерасти в бесцеремонность по отношению к другим людям, а кулаки могут стать основным средством урегулирования конфликтов.

"Он так неуверен в себе"!

Эта фраза тоже часто открывает разговор с психологом. А Вы в нем уверены? А уверены ли Вы в себе? Подобные вопросы возникают по ходу знакомства с семьей. Безынициативность, эмоциональная подавленность, страх перед любой новой деятельностью - все это вместе называется депрессивной позицией. Депрессивная позиция часто рождается из чувства вины. Но в чем может успеть провиниться маленький ребенок - настолько, что депрессия становится основным фоном его существования?

Чаще всего это чувство экзистенциальной вины - вины в силу положения вещей, в том, что родился. Такое иногда случается, если в семье нет отца, если ребенка не ждали, а мама не уверена в том, что его появление на свет было нужно. Подобные переживания обычно вытесняются в самые глубокие слои бессознательного. Однако верхушка айсберга все равно видна - это и есть тревожность ребенка и желание оправдываться и извиняться за свое существование.

Проблемный ребенок

Одним из опасных проявлений депрессивной позиции ребенка бывает высокая уязвимость (виктимность, от английского victim - жертва) по отношению к разным воздействиям. С такими детьми постоянно что-то случается - то на них падает сосулька, то назначают "козлом отпущения" в детском саду или школе. Череда неудач складывается в пессимистическую линию жизни. Человек как бы старается наказать себя за грехи, гнет которых он принял от родителей, посредством внешних и внутренних сил.

"Мама хотела сделать на меня аборт, но у нее не получилось, и я все-таки родилась" - сказала о себе 11-летняя посетительница нашей консультации. Девочка приняла на себя множество несчастий, редко выпадающих на долю одного человека, и трагически погибла, когда ей еще не исполнилось 14 лет.

Депрессивный или виктимный ребенок часто запечатлевает в своей судьбе то, что происходило между родителями еще до его рождения. Поэтому изменение этих опасных для него отпечатков должно также осуществляться через родителей.

"Он совершенно бесчувственный!" - этот упрек чаще всего относится к детям подросткового возраста. Ему все равно, что происходит в моей душе, я не понимаю, о чем она думает, моя дочь может поднять на меня руку и даже ударила меня в живот - подобные жалобы свидетельствуют о глубоком непонимании между родителями и детьми, об их отчуждении. Получается так, что мать и ребенок вообще не могут общаться напрямую, без психолога ("Вот мы сейчас выйдем, и она опять будет так же отвратительно со мной разговаривать!"). Таким образом, связь между людьми близкими по крови оказывается значительно менее прочной, чем между чужими. Кризисы отношений, когда необходимо обратиться к третьим лицам - вещь естественная, особенно, если в семье растет подросток. Этот возраст содержит в себе много неожиданностей и противоречий. Но стойкое непонимание, жестокость детей - знак запущенности проблемы. Обычно она возникает не на пустом месте. Наверно, ребенок не оказался в центре жизненных интересов своих родителей, когда появился на свет. Рано оторванный от материнской груди или вообще разлученный с матерью, тот, которого растила бабушка или находящийся в круглосуточных яслях, не успел получить привычку к материнской любви. Он для семьи - объект воздействия. А объекты не способны на чувства. Никто не знает, что происходит в доме с задернутыми занавесками, пока там не случится пожара.

"Что думают и что чувствуют: герои сказки, зверюшки на картинке, твои друзья?" - этот вопрос психолога часто приводит ребенка в состояние замешательства. Как это - чувствуют? Можно сказать только, что они делают. "Что чувствовал ваш мальчик, когда вы его не пустили к друзьям?" - спрашиваем родителей. "Ну:наверно, расстроился. А может, затаил зло, я точно не знаю. Он ведь не сказал, что он чувствует".

Примерно такая же, хотя и более мягкая, картина, может возникнуть в том случае, если ребенка растят "по книжкам", подгоняя его поведение под нормы чужих авторитетов. Живой ребенок заменяется идеей, схемой ребенка. Интуиция и материнское чувство безмолвствуют. Данному конкретному младенцу нужно есть десять раз в сутки, а мама, следуя рекомендациям, пытается покормить его всего шесть раз. Он хочет спать под теплым боком матери, а она свято верит, что ночью подходить к ребенку вредно, а еще вреднее брать его без необходимости на руки. Но без необходимости для кого? Может быть, малышу-то как раз это и нужно больше всего на свете.

Проблемный ребенок

Однако ребенка растят "удобным". Те драмы, которые происходят в душе ребенка при объектном к нему отношении, остаются незамеченными и возвращаются к родителям в форме его бесчувственности.

Но отсутствие сопереживания, эмоциональная холодность - это не только психологическая защита. Это часто еще и неспособность принимать чувства других. Поэтому такие люди часто лишены идеалов, не верят в добро и любовь и в результате несут тяжелые поражения в личной жизни.

Дети хамят бабушке, если с ней неуважительно обращаются родители. Они робки, если близкие не верят в их силы. Они равнодушны, если собственные родители не отличают их от чужих. Они такие, какими их сотворили по собственному образу и подобию взрослые. Итак, проблемный ребенок - зеркало своих родителей. Если ему повезет, он сумеет во взрослом возрасте "отвязаться" от родительских предписаний, и тогда хвост их неизжитых амбиций и нерешенных проблем не будет тянуться за ним бесконечно. Чтобы разорвать эту неполезную ни для кого связь-зависимость, родителям бывает важно поработать с психологом. Для пользы ребенка.

Софья Нартова-Бочавер

Людмила Владимировна Кунденок
Проблемные дети-проблема воспитания

ПРОБЛЕМНЫЕ ДЕТИ ? – ПРОБЛЕМА В ВОСПИТАНИИ .

Утром раздражённая мама привела Свету в детский сад. Она разговаривала с ребёнком на высоких тонах. На капризы ребёнка мама ответила словесной грубостью и рукоприкладством. С каким настроением пришёл ребёнок в детский сад нетрудно догадаться. А что же дальше происходит в группе с этим ребёнком? Со Светой не хотят дружить, она дерётся, играет только с двумя сильными в группе мальчиками, которые тоже не отличаются дружелюбием. Любимые её мультики про роботов, где стреляют и убивают. На занятиях рисования на задание воспитателя Светочка реагирует слезами, сомнением и полным отказом, оперируя тем, что у неё ничего никогда не получается. На подбадривание воспитателя и на его вопрос , - почему она так думает? Ребёнок отвечает, что её подарок маме на восьмое марта был выброшен в мусорную корзину, потому что он ей не понравился.

А вот Денис, он отказывается заниматься на занятиях в группе детского сада, да ещё и мешает другим, тем, что отвлекает воспитателя своими выкриками , встаёт и ходит по группе. На замечания воспитателя никак не реагирует , такая демонстративная манера поведения : «я сам по себе и вы мне не указ» . Денис единственный поздний ребёнок в обеспеченной семье, которому ни в чём не отказывают родители. На замечания и жалобы воспитателей по поводу поведения ребёнка, родители реагируют негативом в их адрес : «…У нас все хорошо, а вот вы воспитывать не умеете . Это ваши проблемы ».

Уважаемые родители! Давайте поставим главный вопрос. Что такое правильно воспитать ребенка ? И кто же всё-таки должен воспитывать и брать ответственность за воспитание своего ребёнка .

«Пункт 2, статьи 14 Конвенции ООН о правах ребенка» говорит о том, что право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей , самостоятельно выбирая методы, согласующиеся с развивающимися способностями ребенка. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

Помимо прав, родители также несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Ст. 47 Семейного кодекса РФ говорит о том, что родительские права возникают с момента рождения ребенка и государственной регистрации отцовства и материнства.

Таким образом, первые учителя и воспитатели ребёнка это отец и мать, и первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Она является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

Важно не забывать, что личное поведение, было есть и остаётся продуктом свободной воли, и всё, что «вложили» в малыша, вернётся к Вам сторицей. Дефицит родительской любви, недостаток внимания и заботы негативно сказываются на развитии ребенка, даже если мама и папа успешно удовлетворяют все остальные (чисто биологические) потребности ребенка.

Если ребёнок с раннего детства лишён материнской любви, заботы и должного ухода – а такие случаи нередки, - то именно так и складывается тот самый цикл насилия. Насилие порождает насилие, и ребёнок перенимает роль насильника у своих собственных родителей. Прежде, чем вы возьмете в руки, вынесите пожизненный приговор "ничего из тебя в жизни хорошего не получится" подумайте что : постоянная критика учит ребенка ненавидеть весь мир; высмеивание недостатков ведет к замыканию и неуверенности в себе; упреки учат жить с чувством вины; вражда в семье учит ребенка агрессивности.

На этой предостерегающей ноте вернёмся к нашей Свете, проследим небольшой отрезок из её жизни в детском саду. Частые случаи прихода в детский сад с плохим настроением, истерики и капризы, негативное отношение девочки к воспитателю , если он уделяет ей чуть меньше внимания, чем другому ребёнку, частые ссоры и драки, в конечном счете, всё это сказалось на нервном состоянии ребёнка.

Врачи поставили диагноз

А может всё-таки проблема кроется в семье - в проблеме воспитания ребёнка , а высвечивается в садике? Современная медицина утверждает что, длительное пребывание в состоянии эмоционального стресса неизбежно приводит к нарушениям здоровья, а корни многих детских заболеваний - от частых мигреней, заикания и астмы до депрессий уходят в «трудное детство» . Иногда ребёнок пытается скрыть собственную тревожность и боязливость, робость, неуверенность, застенчивость, обидчивость и повышенную чувствительность за агрессивностью. Мы видим в данном случае у Светы явные всплески агрессии и аутоагрессии. А настолько ли хорошо быть маленьким и беззащитным, беззащитным перед теми, кто самой судьбой призван тебя защищать? Но разве, же может родительская любовь быть во вред дочери или сыну, а тем более, портить ребенка? Ведь, казалось бы, чем сильнее мы любим свое чадо, тем это лучше для него.

О материнской любви принято говорить, что она святая. Но чрезмерная материнская любовь, ломает судьбы, а иногда и лишает полноценной жизни своих детей. Многие женщины не видят и не замечают этого. Что это значит - чрезмерная, сильная материнская любовь? Это когда любовь к детям становится сильнее любви к себе и к мужу, когда дети выходят на первое место в системе ценностей матери а отец, да и часто сама мать, отодвигаются на задний план. Так и в семье Дениса. Если он не хочет что - то делать, то его и не заставляют, во всём потакают. Такой ребёнок привык к постоянному вниманию и восхищению со стороны окружающих его взрослых.

Это случается с излишне заботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети . Да и трудно захотеть, когда вперед любому твоему желанию «забегают» сразу и папа, и мама. Психологи отмечают, что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. А заниматься ни желания, ни интереса у Дениса, к сожалению нет. А вот чем это оборачивается для ребёнка, несложно догадаться. Проблемами и конфликтами в детском саду, а в дальнейшем в школе безынициативностью и несамостоятельностью.

Такие дети похожи на наследных принцев и принцесс, которые до попадания в детский сад были абсолютно уверены, что они самые главные люди на планете. И вдруг они попадают в то место, где таких "принцев" и "принцесс" целая куча, и взрослые вместо того, чтобы смотреть только на них, смотрят на всех. И чтобы вернуть свое уникальное положение, они начинают привлекать внимание к своей особе и делают это постоянно. Если добиться внимания не получается, они обижаются, впадают в ярость и начинают драться, обзываются, перестают слушать взрослых.

К таким сложным детям конечно воспитатели должны уметь найти подход и в этом им помогает приобретённый опыт и знание педагогики. Но уважаемые родители, детский сад не решит всех проблем без Вашего участия в судьбе ребёнка, мы призваны их решать ВМЕСТЕ с ВАМИ. И в этом детский сад вам поможет, поддержит ВАС, но главные воспитатели ребёнка это всё-таки ВЫ.

Вот мы и подошли уважаемые родители, к главному вопросу : - Как правильно воспитать ребенка ?

Ю. Б. Гиппернейтер :
Психологи советуют

1. Безусловно принимать ребёнка.

2. Активно слушать его переживания, и потребности.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять) .

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например : Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты. Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем) вместе. Ты, конечно, справишься.

10. Обнимать не менее четырёх, а лучше по восемь раз в день.

И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку.

Хотелось бы отметить, что окружающий нас мир стремительно изменяется, меняемся мы, становятся другими наши дети . Размываются ориентиры, рушатся незыблемые прежде категории, происходит естественная переоценка ценностей или замещение одних "правил игры" другими. При этом никто не снимает с родителей их главной обязанности подготовить к самостоятельному плаванию своих детей. Разные факторы влияют на формирование характера ребенка или на состояние его здоровья, но есть все основания утверждать, что в основе плодотворного партнерства «родитель - ребенок» лежит некий магический четырехугольник это : душевная теплота, четкие правила, взаимное уважение и привитие ребенку чувства собственного достоинства.

Педагог психолог Кунденок Л. В

МАУ д/сад комбинированного вида №107

Проблемные дети - широкое обобщенное понятие, используемое в научной и главным образом в научно-популярной литературе, а также в педагогической публицистике для обозначения обширной категории детей, демонстрирующих отклонение в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется как правило по внешним проявлениям его индивидуально - психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребенка, бывают весьма разнообразны. Поэтому нередко к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребенка как трудного преимущественно отражает мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики.В современной литературе трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним "трудновоспитуемые дети", т.к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.

Проблемными, трудными называют детей, которые из-за эмоциональных расстройств или нарушений поведения оказываются трудными для взрослых, часто сам подросток не воспринимает себя проблемным. Поэтому определение и оценка особенностей проблемного ребенка основывается на мнении взрослых, близко знающих его: родителей, учителей.

Одной из основных причин, порождающих затруднения в воспитательном процессе, являются психические заболевания и так называемые пограничные состояния. Если поведение ребенка заставляет заподозрить у него нервно-психические отклонения, необходимы консультации с психоневрологом, невропатологом, детским психиатром, которые выносят квалифицированный диагноз и назначают соответствующее лечение (в отсутствие его любые меры педагогической коррекции могут оказаться неэффективными).

Некоторые нарушения поведения могут быть вызваны врожденными или приобретенными психофизиологическими отклонениями, которые не относятся к психическим заболеваниям. Это так называемая ранняя детская нервность, проявления так называемого алкогольного синдрома плода (возникающего вследствие алкогольной интоксикации на пренатальной стадии развития). К нерезким психофизическим нарушениям относят также минимальную мозговую дисфункцию, возникающую вследствие воздействия разнообразных вредоносных факторов на ранних этапах развития. Наиболее распространенным следствием этого нарушения выступает так называемый гиперкинетический синдром, который вследствие дисбаланса процессов возбуждения и торможения в нервной системе проявляется в чрезмерной активности, импульсивности, неспособности к произвольной регуляции поведения. Дети, страдающие подобными отклонениями, нуждаются в индивидуальном подходе в воспитании с учетом особенностей их психофизического развития. В большинстве случаев скорректировать их поведение удается при условии сочетания индивидуально подобранных мер педагогического воздействия и лечебно-коррекционных мероприятий.В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей констатирует нормальный уровень их психофизического развития. Очевидно, что отклонения в их поведении обусловлены внешними - социальными и педагогическими факторами.

Наиболее распространенная причина временных отклонений заключается в недостаточном учете со стороны родителей и педагогов возрастных особенностей развития ребенка. В отечественной детской психологии установлено, что индивидуальное развитие осуществляется в виде чередования так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках последних происходит переход ребенка на качественно новый этап развития, реализация формировавшихся ранее психических новообразований. При этом взрослые не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся, но более неадекватные меры педагогического воздействия. В такой ситуации критический возраст превращается в подлинно кризисный этап, чреватый нарушениями в поведении ребенка. В этом аспекте особенно значим кризис трех лет, когда формируется самосознание ребенка, что требует иного к нему отношения, а также кризис подросткового возраста, в рамках которого ребенок склонен переоценивать свои возросшие возможности, а старшие наоборот продолжают относиться к нему как к маленькому.

Многочисленные исследования показали, что при адекватном подходе к формирующейся личности критический возраст может протекать бесконфликтно. Поэтому определение "трудный возраст" достаточно условно; учет возрастных особенностей развития позволяет избежать многих трудностей, характерных не столько для определенного возрастного этапа, сколько для индивидуальной ситуации развития.

В ряде случаев нарушения учебно-воспитательного процесса бывают порождены хронически неадекватными условиями педагогического воздействия на ребенка. Неблагоприятный морально-психологический климат в семье часто является той почвой, на которой возникают отклонения в развитии личности. Недостаточные либо, наоборот, чрезмерные требования к ребенку порождают его нежелание и неспособность воспринимать педагогические воздействия. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей, при котором ребенок попадает в "воспитательный вакуум", будучи не в силах и не желая удовлетворять противоречивым или даже взаимоисключающим требованиям. Воспитание, основанное на нравоучениях и наказаниях, обычно не приводит к долговременному положительному эффекту: привыкнув подчиняться только из страха, ребенок легко идет на любые проступки, стоит лишь страху ослабнуть. Поэтому жалобы родителей и педагогов на поведение детей следует рассматривать комплексно, с учетом всех возможных ошибок в воспитании. Большую помощь может оказать в этом семейная психологическая консультация и школьная психологическая служба, где поведение ребенка анализируется в контексте всей совокупности условий его развития. Часто определенные меры психотерапевтической коррекции внутрисемейных отношений помогают решить проблему трудного ребенка.Важную роль в поведении ребенка и формировании его личности играет школьная успеваемость. Возникшее вследствие разных причин хроническое отставание в учебе может породить у школьника отвращение к учебной деятельности и стремление самоутвердиться иными способами. Нередко неуспевающий ученик противопоставляет себя классу и педагогу, демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение.

Нарушение педагогического такта, злоупотребление наказаниями и отрицательными оценками лишь усугубляет возникшее противопоставление. Задача педагога - разобраться в причинах неуспеваемости и попытаться устранить их методами индивидуального подхода к учащемуся. В ряде случаев даже незначительные успехи в учении порождают позитивные сдвиги в поведении ребенка.

К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении, относятся следующие:

· проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

· проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

· трудности самоотношения, самопонимания;

· трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;

· внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;

· стремление избежать давления, правил, норм, требований;

· испытание себя и других;

· поиск границ возможного;

· поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

· отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

· обида на судьбу, конкретных людей;

· переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;

· неорганизованность;

· зависимость от других, низкая сила своего «я»;

· трудности в обучении;

· отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

· трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;

· отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

· чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.

Дети не рождаются проблемными, за исключением случаев, когда имеются врожденные заболевания или патологические изменения физического развития, влияющие на психику. Отношения с родителями, учителями, сверстниками формируются в процессе жизни, воспитания, применения тех или иных методов воздействия на ребенка.

Категории проблемных детей

Чаще всего детей называют проблемными из - за агрессивного поведения, неумения общаться и конструктивно решать проблемы в школе, нежелания учиться и развиваться, проблем с родителями. Также попадают в категорию проблемных гиперактивные, склонные к депрессии, избалованные и одаренные дети. В каждом отдельном случае присутствует комплекс причин, приведших к данному результату.

Причины неадекватного поведения детей

Среди наиболее вероятных и значимых причин неадекватного поведения детей являются родители, так как они находились с ребенком с самого рождения и оказывали наибольшее влияние на характер и психику. Серия ошибок в воспитании, негативный пример взрослых, вмешательство посторонних людей в воспитание создают неблагоприятные условия для развития детской психики. Убедить родителей посмотреть на себя и свое поведение со стороны бывает очень сложно. Но при этом они хотят добиться от ребенка послушания и смирения. Излишний идеализм взрослых мешает принять своих детей и спокойно разобраться в ситуации: родители больше ориентируются на мнение окружающих чем на свою интуицию и здравый смысл. В такой ситуации наиболее верным способом исправить положение будет двусторонняя работа с психологом. Специалист отдельно работает с ребенком – отдельно с родителями. Для контроля практикуются сводные занятия, чтобы наметить план дальнейшей коррекции.

Недостатки школьного воспитания

Другой причиной, по сути усугубляющей первую, является школа. Ребенок проводит в учебном заведении большую часть дня и все это время чувствует себя незащищенным, что усиливает агрессию. Модель поведения, заложенная в семье, не срабатывает в социуме и приходится доказывать свою значимость другими способами – криком, истерикой, дракой, ранним употреблением наркотиков, курением. В школах к проблемным детям отношение стандартное: либо исключение, либо жесткий контроль. Школы, к сожалению, еще не вышли на такой уровень воспитания детей, когда преобладает индивидуальный подход и заинтересованность в каждом ребенке. Проблема увеличивается как снежный ком и конце концов снова возвращается к родителям.

Работают с проблемными детьми психологи и психотерапевты. Основная часть работы приходится на родителей, которые не получили в детстве должного воспитания и внимания. Им легче обвинить в проблеме ребенка или учителей. Они тяжело признают свою неправоту и с трудом меняют мировоззрение. При адекватной реакции родителей на воспитательные мероприятия дети обычно меняются быстрее - это еще одно доказательство, что нельзя прятать проблему и пассивно ждать. При первых признаках непонимания необходимо искать причину проблемы и пути ее решения.

посмотрел 3 серии не затянуло, прочитал коментарии,много положительных коментариев было, решил смотреть дальше, вобщем посмотрел 5 серии, всё, больше не могу и не хочу. Что за фигня, так просто согласились помочь, а гг так вообще, ему скучно видители, ну и мотивация. Очень много коментариев где хвалять гг, почему?, чем он так привлёк внимания зрителя, мне так тянки больше понравились.Если сделать вывод основываясь на 5 просмотренных сериях. так гг, ну здесь как бы их трое, но понятно, что мальчугана выставили главным. По мне так он здесь самы кровожадный, поначалу думал, что враги серьёзные и жестокие, но после того как он их скажем так побеждал и унижал, я поменял своё решения,они ещё паэньки по сравнениюс этим мальчуганом.Такое чувсто будто бы гг для школьников, причём с неуравновешанной психикой.Так хотелось что бы ктото победил его, победил это мягко сказано, что бы его стёрли в порошок, ну а что?, он же так и делал с другими, почему бы и ему так же не сделть, ну это моя прихоть. Я не думаю что это аниме понравилось бы мне в тот момент когда она выходила. Вобщем 4/10 т.к. я его всё же не досмотрел, хотя не дума что, чтонибудь изменилось бы, может ещё ниже аценку разве что поставил бы

Читаю я вот коменты и думаю, что нынче за странная школота пошла, им подавай Фан-сервис и сюжет аля Тетрадь смерти но только для школьников. Вы че там совсем опупели что ли?
А сейчас про аниму... Смотрел я ее в первый раз в общем-то очень давно, но пересмотреть решил снова сейчас, В прошлий раз мне анима понравилась как и в этот раз. Это одно из немногих аниме которое можно посмотреть когда все шаблонные и однообразные тайтлы нашего времени про попаданцев уже сидят в печенках. К тому же, само аниме выходило на заре "Нет игры - Нет жизни" тайтлов, по этому и не удивительно что оно как таковое само собою и осталось лишь на 10 сериях и ОВАшке. Хотя сейчас, пересмотрев его еще раз у меня возникло желание узреть продолжение данного тайтла и не в качестве манги или новелл а в качестве анимешки, ибо в оригинале очень много интересного стало происходить после арки на которой оканчивается само аниме.
Засем мой вердикт:
Я ставлю этому аниме 8 Нонеймов из "Нет игры - Нет жизни" из 10 Кирито. И до сих пор жду продолжения.

И почему за этот тайтл взялась именно Diomedea? Такое ощущение, будто эта студия просто пыталась удержать планку не ниже определённого уровня. Почему? финансы? Недоверие к молодому писателю? Но даже так, я бы хотел увидеть 2 сезон этого аниме. Прочитав 12 томов я понял, что не стоить судить аниме экранизацию, ведь она создана лишь для того, чтобы привлечь к оригиналу. Да, это суровая правда, аниме - это красивая реклама. Но, конечно, есть и исключения, например Ангельские ритмы или Гуррен лаганн. Тем не менее, независимо от цели создания конкретного произведения, тайтл от этого не становится хуже. Аниме экранизация - это всего лишь обложка всего произведения, а как говорится: "Не суди книгу по обложке". Конкретно в этом случае аниме - это лишь верхушка айсберга. Оно затронуло лишь 2 тома и немного(много) сократило их. Призываю к прочтению оригинального ранобэ. Ведь даже если выйдет 2 сезон, то он вряд ли буден полностью следовать оригиналу, а в оригинале много чего произошло:

Сакамаки Изаёя зовут не Сакамаки, Канария, Уроборос, Ази Дакаха, Дистопия, Аркадия, Изаёй не такой уж и сильный и многое другое (прозвучало как дешёвое завлечение, которое часто используют по телевизору)

В общем, произведение годное, но у всех точка зрения своя, так что не могу ничего вам обещать, если решитесь на просмотр.