Последняя редакция фз о пенсиях. Законы пенсионной реформы

Закон о трудовых пенсиях в РФ под номером 173-ФЗ регулирует все вопросы, касающиеся начисления пенсионных выплат. Он устанавливает правовую основу для того, чтобы граждане Российской Федерации имели возможность получать соответствующие начисления. Также данное законоположение оговаривает порядок, по которому осуществляется реализация данных процессов.

Понятие и виды пенсий по Федеральному закону о трудовых пенсиях РФ

Представленное законоположение о назначении пенсий в РФ было принято в 2001 году. Структурно оно состоит из семи глав, которые разделяют между собой 32 статьи. Тематически они заключают в себе следующие разделы:

  • общие положения дают определения основным понятиям, используемым в статье, устанавливают лица, которые обладают правом на данные пенсионные выплаты, а также определяются виды платежей;
  • условия для реализации начислений устанавливают правовые рамки по каждому из видов пенсионного обеспечения;
  • страховой стаж оговаривает нужный период для получения выплат, порядок и систему их расчета;
  • размеры возмещения также подразделяются в зависимости от их вида, устанавливается доля страховой части;
  • далее устанавливается порядок и процедура начисления, а также все вопросы, связанные с перерасчетами и доставкой;
  • устанавливается порядок сохранения ранее полученных по текущему законодательству прав.

В соответствии с основными видами, пенсионное обеспечение может начисляться на следующих основаниях:

  • трудовая пенсия по старости;
  • по инвалидности;
  • в случае потери кормильца.


Все четыре статьи в итоге обговаривают следующие категории населения, которые могут рассчитывать на досрочное оформление пенсионных выплат по старости:

  • условия для досрочного возмещения для мужчин и женщин, задействованных в тяжелых условиях труда;
  • назначение пенсионного возмещения работникам летно-испытательного состава;
  • отдельные категории граждан, которые по состоянию здоровья или социальному статусу могут рассчитывать на досрочный порядок назначения;
  • отдельно оговариваются работники Крайнего Севера и равнозначных местностей.

Положения данных статей регулируют правовые стороны досрочного назначения и порядок предоставления пенсионных выплат. Постоянная их доработка и внесение изменений предоставляют на сегодняшний день актуальную информацию по ситуации с данными начислениями.

В итоге в последней редакции статьи 27 и 28 вместе с дополнительными являют собой списки категорий граждан. Именно данный категории могут рассчитывать на досрочное пенсионное обеспечение.

Закон 173-ФЗ о трудовых пенсиях в РФ в последней редакции

Изменения Федерального закона о трудовых пенсиях Российской Федерации вносились на всем протяжении периода его действия. Последняя редакция предлагает возможность получить полную и актуальную информацию по законоположению.

Для удобства представленный ниже документ содержит в себе ссылки, предоставляющие доступ к сопутствующим актам. Это позволяет наглядно получать полную информацию по возникающим вопросам. Также с их помощью можно изучить порядок внесения изменений и их содержание.

Последняя редакция законоположения 173-ФЗ была исправлена в ноябре 2015 года согласно Постановлению Конституционного Суда РФ. Если же говорить исключительно о редакции Федеральных законов, то по ним последнее изменение приходится на июнь 2014 года.

Пенсии по старости — это пособия, которые выплачиваются каждый месяц. Размер пенсионных выплат может отличаться. Величина пособия зависит от продолжительности трудового стажа или другой благотворительной деятельности, полезной для общества.

Страховая пенсия по старости — выплата, которая начисляется застрахованным лицам каждый месяц.

Ее размер рассчитывается по нескольким показателям:

  • Величина заработной платы;
  • Величина вознаграждений или других выплат;
  • Период утраченной нетрудоспособности по причине инвалидности и/или старости (ФЗ об условиях для инвалидов ).

Структура Пенсионного фонда за последнее время существенно изменилась. Теперь чтобы получить пенсию по старости, нужно работать официально. По закону работодатели за своих сотрудников оплачивают ежемесячные страховые взносы. Размер зависит от величины заработной платы. От нее исчисляются проценты на пенсионную выплату.

Обратите внимание: Величина выплаты зависит от текущего размера заработной платы.

Все законы о пенсиях РФ представлены ниже:

  • Федеральный закон «О страховых пенсиях», который был принят в 2013 году;
  • Федеральный закон №385 «Об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам»;
  • ФЗ №424 «О накопительной пенсии»;
  • Федеральный закон №422 «О гарантировании прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений»;
  • ФЗ .

Порядок начисления пенсии в РФ

В Федеральном законе под номером 400 содержится информация о расчете пенсии по старости. В нем представлена формула для расчета:

СП = (КПБ * СБ) + ФВ

КПБ — количество баллов, которые были накоплены застрахованным лицом до момента начисления пенсии. Пенсионные баллы — показатель, который понадобится для расчета пенсии. Он стал использоваться после введенной реформы. Сумма баллов зависит от продолжительности стажа, размера отчислений и размера официальной зарплаты.

СБ — стоимость балла. Данный показатель каждый год изменяется и устанавливается Правительством РФ.

ФВ — фиксированная выплата к пенсии. Она устанавливается государством. Ее размер в 2017 году — 4805.11 рублей.

Как гласит Федеральный закон, для оформления пенсионной выплаты обратитесь в одно из следующих учреждений:

  • Отделение Пенсионного фонда России;

Также можно оформить выплату в личном кабинете на портале государственного Пенсионного Фонда России.

Документы для оформления:

  • Заявление о назначении ежемесячного пособия;
  • Удостоверение личности (паспорт);
  • СНИЛС;
  • Трудовая книжка;
  • Другие документы, которые подтверждают стаж работы.

В Пенсионном Фонде отсутствуют данные до 2002 года. По этой причине необходимо предоставить документы, при помощи которых можно рассчитать баллы. Период для расчета — 60 месяцев или 5 лет (до 2002 года).

Закон гласит о том, что документы проверяются в течение 10 дней. Пенсия выплачивается с той даты, с которой подается заявление. Получить выплату раньше полученных на нее прав невозможно. Однако юристы советуют подавать документы до момента выхода на пенсию.

В последующем пенсии выплачиваются один раз в месяц по установленному Правительством порядку.

Место выдачи денежных средств зависит от выбора:

  • Почта России: на дом или в отделении;
  • Банк: на пластиковую карту или в кассе;
  • Специальные компании по доставке выплат.

Важен ли трудовой стаж?

Продолжительность трудового стажа отражается на размере пенсий и разных государственных поддержек, предназначенных для пенсионеров. Поэтому трудовой стаж важен только лицам пенсионного возраста. В СССР подобный стаж имел большее значение. Однако работать длительное время в одной компании не всегда получалось, даже если желание остается. Поэтому преимуществ непрерывного трудового стажа меньше, чем недостатков.

В принципе, влияние непрерывного стажа на итоговый размер выплаты такой же, как и обычного. Однако теперь граждане сами выбирают, сколько и где работать. Главное иметь необходимое количество лет стажа до наступления пенсионного возраста.

Многие задаются вопросом, как восстановить трудовой стаж по закону? Информация о трудовом стаже может быть утеряна только в том случае, если трудовую книжку вы не смогли найти или она была повреждена. Если человек потерял трудовую книжку, он должен незамедлительно обратиться к работодателю по последнему месту работы.

Обратите внимание: дубликат выдается в течение 15 дней после принятия заявления.

Последние изменения в законе для пенсионеров

Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» был принят Государственной Думой 9 декабря 2016 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней того же года. Также были внесены изменения в последнюю редакцию.

Статья 2

В статье два Федерального закона определяются главные администраторы доходов бюджетного Фонда, а также:

  • Утверждается список главных администраторов доходов бюджета Фонда в соответствии с приложением 1;
  • Утверждается перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда по приложению 2 настоящего Федерального законодательства.

Статья 6

В ст 6 настоящего закона определены особенности постановления по использованию бюджетных ассигнований. Денежные средства поступают из государственного фонда в бюджет на выплату страховой пенсии. Иными словами, они направляются на финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий.

Скачать

Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» определяет размер пенсионной выплаты на 2017-2019 года. В нем внесены точные суммы выделенных денежных средств, которые распределяются по различным категориям граждан.

Чтобы подробнее ознакомиться с настоящим Федеральным законом, проанализировать поправки и дополнения, перейдите по .

С января 2015 года в российское законодательство было внесено много изменений. Инновационный подход, которым ознаменовался новый закон о пенсии, изменил привычный для граждан принцип расчета. Основанный на баллах и коэффициентах порядок, введенный в 2015 году, непривычен, и до сих пор нуждается в разъяснениях. Чтобы разобраться в новой системе образования пенсионных начислений, следует понять, какие изменения претерпело пенсионное законодательство РФ с 2015 года, из чего теперь состоит пенсия, и следует ли ожидать новых реформ.

Законы пенсионной реформы

За четверть века было предпринято три попытки полностью изменить советский подход к формированию пенсий граждан. За этот период было выработано четыре основных законодательных акта:

Скачать для просмотра и печати:

Каждый из документов в процессе использования подвергался доработкам, и наконец, в 2015 году процесс реформирования принял окончательное направление.

Два базовых закона, внесшие основные изменения в пенсионное законодательство российской федерации тесно связаны с законами об обязательном страховании (федеральный закон № 167 от 15.12.01 и федеральный закон № 360 от 30.11.11), в системе которого также произошли изменения.

Чтобы понять, как изменилась система пенсионных начислений, следует обратиться к тем правилам, которые существовали до начала реализации последней реформы.

Законодательство до реформирования пенсионной системы


Основной пенсией в России до изменения законодательства 2015 года оставалась трудовая.

Она назначалась:

  • по старости, в зависимости от отработанного стажа;
  • по инвалидности, когда человек утрачивал способность полноценно трудиться;
  • по потери кормильца, если гражданин до момента смерти был у умершего на иждивении.

Выплаты осуществлялись ежемесячно, а в основе процедуры расчета и получения лежал 173 федеральный закон о пенсиях (17.12.01).

Критериями для начала выплат по возрасту было:

  • достижение для мужчин 60 лет;
  • достижение для женщин - 55 лет;
  • стаж более 5 лет.

Размер выплат зависел:

  • от периода непрерывного стажа работы, в течение которого в ПФР отчислялись страховые взносы;
  • от индексации;
  • от дополнительных обстоятельств, позволяющих сделать перерасчет общего размера выплаты (повышающим коэффициентом служили, например, награды и звания).

Кроме вышеперечисленных видов пенсионных назначений, выйти на пенсию можно было по «выслуге лет», то есть до достижения пенсионного возраста. Допустимый срок выхода на пенсию в этом случае зависел от сферы деятельности гражданина.

Формулы расчета основывались на таких показателях, как:

  1. установленный минимальный размер;
  2. общая сумма накоплений;
  3. предположительный период осуществления выплат;
  4. дополнительный коэффициент.

В отношении гособеспечения по старости, пенсионное законодательство допускало разделение пенсии на страховую и накопительную части. Выплата обеих частей происходила единовременно.

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

Основным отличием новой системы явилось упразднение старого формата расчета пенсионного обеспечения.

Важно! Трудовая пенсия, как и трудовой стаж, были исключены из формулы и заменены новыми показателями.

С 2015 года накопительная и страховая часть стали отдельными величинами. Кроме того, в расчет был введен индивидуальный коэффициент - балл. Балльная система стала основой страховой пенсии.

Она позволяет:

  • более полно учитывать периоды трудовой занятости граждан;
  • дает независимость от вынужденных перерывов в работе;
  • учитывает различные виды деятельности, причисляя их к трудовой занятости.

Общим принципом формирования страховой пенсии, из размера которой определяется обязательное государственное обеспечение, является оплата гражданином (или уполномоченными лицами) страховых взносов в ПФР до достижения установленного пенсионного возраста. Накопительная пенсия, введенная как отдельная величина, была создана с целью формирования дополнительных средств, которую гражданин мог бы регулировать самостоятельно.

Изначально реформа:

  • давала возможность вносить в накопительную часть личные сбережения;
  • позволяла управлять этим видом капитала, доверяя использовать его в инвестиционных целях сторонним аккредитованным организациям;
  • обеспечивала государственные компенсационные надбавки (софинансирование).

Именно на этой части реформы больше всего отразились кризисные годы. Они также спровоцировали изменения в продолжение ежегодной индексации страховой части пенсионных накоплений и повлияли на мнение законодателей о пенсионном возрасте.

Изменения в пенсионном законодательстве

Как поменялся подход к расчету пенсионных выплат, становится понятно при анализе последних законов.

О страховой пенсии (Федеральный закон № 400)

С 2015 года страховая часть пенсии состоит из фиксированной суммы, рассчитанной:

  • из длительности общего страхового стажа;
  • на основе пенсионных баллов.

Чтобы получить пенсию по старости Закон о страховых пенсиях № 400 обязывает гражданина:

  • достичь установленного возраста;
  • иметь страховой стаж более 15 лет;
  • иметь пенсионный индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК/балл) не ниже 30.
Важно! Периоды, которые зачисляются в страховой стаж, определяются временем трудовой занятости и иной деятельности, в результате которых за гражданина производились страховые отчисления.

Федеральный закон о страховых пенсиях относит к ним:

  • официальную работу на территории РФ (и за её пределами, если это определено законодательством РФ);
  • годы службы в вооруженных силах, МЧС и органах внутренних дел РФ;
  • время, потраченное на уход за детьми до 1,5 лет (в расчет берется период, если в общей сложности он не превысил 6 лет);
  • периоды временной нетрудоспособности, по здоровью или по обстоятельствам (если в указанное время гражданин получал пособие или компенсацию по болезни, безработице, при переселении и т.д.);
  • периоды необоснованного содержания в местах лишения свободы;
  • время, потраченное на уход за инвалидом любого возраста и пенсионером старше 80 лет;
  • время, проведенное супругами военных, если на территории службы супруга нет возможности трудоустроиться (учитывается период общей длительностью до 5 лет);
  • время работы граждан и проживания их супругов за границей, связанное с несением международной государственной службы (учитывается период общей длительностью до 5 лет).
Внимание! В зависимости от условий работы, граждане имеют право на дополнительный расчетный коэффициент.

Например, такой устанавливается для лиц, работавших на Крайнем Севере или длительное время (более 30 лет) отдавших сельскому хозяйству. Перечень профессий и условий утверждается Правительством отдельными положениями. Кроме того, право на дополнительный коэффициент, в два раза увеличивающий размер страховой части, имеют граждане, достигшие 80 лет.

Все эти нюансы призвана учитывать балльная система. При этом для подсчета индивидуальных пенсионных коэффициентов/баллов учитывается длительность работы после достижения пенсионного возраста.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

О накопительной пенсии (Федеральный закон № 424)


Накопительная часть пенсии теперь регулируется отдельным документом. При этом он тесно переплетается с ФЗ о страховых пенсиях:

  • средства сохраняются и накапливаются на лицевом счете застрахованного лица;
  • основания для назначения пенсии такие же, какие предусматривает закон о страховых пенсиях (включая досрочное назначение);
  • право на ежемесячную выплату из накопительной части имеют только те граждане, сумма средств, на накопительном лицевом счете застрахованного лица которых равна или превышает 5% от суммы, находящейся на страховом счете;
  • если накопительный счет содержит сумму меньше 5% от страховой пенсии, гражданин имеет права получить её на руки единовременно.
Важно! Важным изменением стала возможность граждан прямо влиять на размер накопительной части.

Увеличить размер выплат можно с помощью:

  • дополнительных взносов, направляемых работодателем по просьбе гражданина (возможность существовала до 2016 года);
  • пополнения счета личными сбережениями;
  • увеличения суммы за счет материнского капитала или его части;
  • участия в программах софинансирования;
  • передачи управления средствами опытным фондам для последующего инвестирования.

Несмотря на то, что копит гражданин этот вид пенсии сам, распоряжаться ею до официального выхода на пенсию он может весьма условно :

  • более консервативным гражданам предложено оставить средства под управлением государства, где накопленная сумма будет более защищена, но и высоких доходов от инвестирования ожидать не стоит;
  • рискованнее, отдать средства под управление негосударственным пенсионным фондам, где можно рассчитывать на более высокую доходность от инвестиционных сделок, при этом существует вероятность потери всей суммы дохода (средства, поступившие на счет, сохраняются в любом случае, риску подвержен только доход, полученный на них).

Кроме того, этот вид пенсионного обеспечения, в отличие от страхового, допущен к наследованию.

О повышении пенсионного возраста (Федеральный закон № 143)


Изменения в пенсионном законодательстве не обошли и тему возраста пенсионеров. С 2017 года согласно документу, изменены сроки выхода на пенсию для тех категорий граждан, которые являются служащими в государственных и муниципальных ведомствах. Документ относится только к тем работникам, которые ещё только собираются уйти на заслуженный отдых.

  • возраст выхода на пенсию с 2017 года составит от 60 до 65 лет, и увеличение будет поэтапным;
  • для отдельных должностей возраст сразу увеличен до 65 лет;
  • руководителям установлен возможный срок ухода на пенсию в возрасте 70 лет (с поэтапным продлением);
  • изменился срок пенсии по выслуге лет (для получения пенсии по данному основанию необходимо будет отработать не 15, а 20 лет).
Внимание! Остро негативное отношение к инициативе увеличения пенсионного возраста и большой общественный резонанс пока не позволили распространить закон на всех граждан.

Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы


Уже 2016 год заставил правительство внести незапланированные изменения в пенсионную программу. В средствах на формирование пенсионного фонда возник дефицит.
Главным фактором внесения изменений стали необходимость экономии и новых вариантов пополнения бюджета.

Это выразилось:

  • в отмене ежегодного индексирования пенсий и замены их компенсационной выплатой (некоторым категориям граждан индексирование не отменили, но серьезно урезали);
  • если до 2016 года можно было направить часть страховых отчислений в размере 6% на накопительную пенсию, то теперь взносы на неё добровольные (работодатели перечисляют все средства за граждан только в фонды формирования страховой пенсии по 2020 год включительно);
  • теперь работники вредных производств не смогут выходить на пенсию досрочно, как это было раньше.

До сих пор неясно, заставил ли на такие шаги пойти кризис или расчет работы программы изначально был неверен. То новое в пенсионном законодательстве, что наблюдается последние два года, не дает возможности сделать в отношении пенсионной реформы, положительных прогнозов.

Из плюсов, оставшихся от изначальной пенсионной реформы 2015 года можно перечислить то, что:

  • средства, сформировавшиеся на накопительных счетах пенсионеров до 2016 года, сохранены и по-прежнему инвестируются;
  • можно отдать накопления под управление по своему усмотрению;
  • осталась ежегодная корректировка, которая зависит от сокращения ожидаемого периода выплат;
  • продолжение работы после наступления пенсионного возраста позволяет увеличить сумму выплат за счет увеличения ИПК.

Задумав реформу, соответствующую духу времени, законодатели тормозят её развитие, а каждый последующий закон о пенсии нивелирует достижения 2015 года, когда реформа брала активный старт. В настоящее время в российском правительстве обсуждается вопрос о возможности дальнейшего реформирования пенсионной системы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

28 мая 2017, 12:19 Мар 3, 2019 13:48

Трудовая пенсия — это важнейший элемент социального обеспечения, действующий в РФ. Поэтому его регламентирует целое пенсионное законодательство, состоящее из разных законных, подзаконных актов. Входит сюда и государственный Закон ФЗ 173 указывающим, что такое трудовая пенсия, его последняя редакция, изменения к ней. Но этот некогда обширный российский документ (дата вступления в силу 2001 год, декабрь), сила которого распространялась на большинство вопросов в сфере, сейчас является тенью самого себя.

Так как с 2015 г. действует Закон РФ №400-ФЗ, который указал, что ФЗ 173, его последняя редакция больше не используется, то есть трудовая пенсия, все отношения, связанные с ней, регулируется другими законами, но за исключением норм, указывающих порядок исчисления таких выплат.

173 ФЗ о трудовых пенсиях в Российской Федерации – основные положения

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере :

  • повышение пенсионного возраста для госслужащих;
  • заморозка пенсионных накоплений;
  • изменение правил .

Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?» , конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии и ;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии - теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.

Заключение

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение . Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации - стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто - даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.