Праздник Corpus Christi (Корпус Кристи) в Испании. Праздник Corpus Christi (Корпус Кристи) в Испании Праздник тела господня в испании

Праздник Тела Христова в Толедо

Праздник Тела Христова (Corpus Christi) является одним из самых значительных католических праздников и самым почитаемым в Толедо. Он выпадает на четверг 9-й недели после Страстной недели, то есть в следующий после праздника Троицы четверг и на 60-й день после наступления Пасхи.
Корпус Кристи посвящен почитанию Тела и Крови Христа, в которые пресуществляются хлеб и вино во время евхаристии. Возник он в XIII веке и сначала имел местное значение. Появление данного праздника обычно связывают с личностью блаженной Юлианны из Льежа. В 1251 году Святой Престол придал этому событию официальный статус на уровне Льежской епархии, а в 1264 году папа Урбан IV сделал его обязательным для всей католической церкви.
Наиболее пышно этот праздник отмечается в Толедо, где ему присвоен статус события международного туристического интереса (с 1980 года). Он очень любим как горожанами, так и туристами, его считают даже более важным праздником, чем день города. Местные жители начинают готовиться к этому общегородскому торжеству за целую неделю.

Торжественную процессию, которая проводится на протяжение уже 8 веков и в этом году выпадает на 31 мая, возглавляет кардинал-архиепископ Толедо, и начинается она от ворот Льяна (Puerta Llana). Его сопровождают священники, представители рыцарских религиозных орденов, прихожане церквей, монахини, учащиеся городской Семинарии, а также городские власти, военные и гражданская гвардия.
На пути ее следования вывешиваются своеобразные защитные тенты, которые представляют собой расшитые темно-красные вымпелы из бархата и парчи. Балконы украшаются цветами и флагами, стены домов увешивают старинными гобеленами XVI-XVII веков, а земля усыпана лепестками цветов и пучками ароматных трав – тмином и розмарином.

Сама процессия начинается накануне праздника. Все участники шествия одеты в старинные исторические костюмы: испанские сеньоры и сеньориты в традиционных мантильях, а девочки – в восхитительных платьях для первого причастия.
Впереди процессии идет церковный привратник с шестом, проверяя, достаточно ли высоко подвешены тенты, а за ним несут Кустодию – драгоценную дарохранительницу, изготовленную из золота и серебра в 1515-1524 году испанским ювелиром Энрике де Арфе. Работы по ее созданию длились целых 9 лет. За основу была взята еще более древняя дарохранительница, сотворенная для испанских королей. На изготовление этой 3-хметровой конструкции потребовалось около 183 кг серебра и 18 кг золота, а состоит она из 5600 различных деталей и 260 фигур, скрепленных между собой 12500 шурупами.

Праздник Тела Господня по своему происхождению имел чисто религиозные корни, но со временем стал поистине народным торжеством, где воедино сплелись строгие обряды церковной службы, церемониальные шествия и игровые элементы, характерные для шумных дохристианских празднеств, в которых принимают участие великаны (gigantes) и голованы (cabezudos). Великаны – это облаченные в яркие одеяния куклы высотой в 3-4 метра, олицетворяющие библейских и исторических персонажей, а также аллегорические идеи, хотя могут встречаться и средневековые короли. Голованы, они же карлики, отличительной особенностью которых являются огромные головы, выполненные из папье-маше, играют роль комических персонажей, не имеющих под собой каких-то прототипов. Пожалуй, это лишь контрастное дополнение к великанам.

В наши дни Корпус Кристи в Толедо обогатился разнообразными представлениями, спектаклями для детей и взрослых, выступлениями местных музыкантов и грандиозным фейерверком.
С 25 мая по 3 июня удивительные дворики Толедо, настоящее сокровище города, станут доступными для туристов. Именно в эти дни город предстанет перед гостями в своем праздничном одеянии: гирлянды цветов, ковры и гобелены на балконах, факельное освещение старинных улиц и т.д. Не пропустите это поистине грандиозное событие!

В Германии существуют религиозные праздники, которые сопровождаются обязательно крестным ходом или торжественным шествием. К таким празднествам относится Fronleichnam - праздник Тела Христова.Официально его название звучит так: «Hochfest des Leibes und Blutes Christi» («Высокий праздник плоти и крови Христа»). В этот день христиане чествуют своего Господа, не пожалевшего ради них жизни. Fronleichnam отмечают каждый год в первый четверг после Пятидесятницы, значит, на одиннадцатый день после Дня Святой Троицы. Этот праздник называют еще и по-латински «Корпус Кристи» (Corpus Christi - Тело Христово). В праздник плоти Христовой вместо ежедневной святой мессы празднуется торжественно Евхаристия - таинство причащения.

Евхаристия в католической церкви – священный дар, который Христос оставил церкви во время последней вечери. Евангелие недаром говорит: «И взял хлеб Он и, надломив его, сказал: Это есть тело мое». Вино и хлеб в этот праздничный четверг олицетворяют кровь и плоть Иисуса. Святое причастие - символ участия христиан в жертве Христа. Оно помогает верующим уподобиться Сыну Божьему.

Fronleichnam – относительно новый католический праздник, который появился в XIII веке в Бельгии в городе Льеже. Сначала он был местным, и в 1251 году праздник был утвержден Ватиканом только для Льежской епархии, но с 1264 года папа Урбан IV утвердил его как обязательный для всей Церкви и даровал индульгенцию всем, кто участвует в праздничной мессе.

В Испании, Германии и некоторых других европейских государствах Корпус Кристи является официальным праздничным днем.

В нынешней Германии, и особенно в землях с преобладанием католического населения, этот государственный праздник пользуется особой любовью. Имея чисто религиозное происхождение, праздник тела Христова со временем стал поистине народным во многих странах. В нем соединяются строгая обрядность церковной службы, церемониальная процессия и игровые элементы, которые характерны для шумных языческих праздников.

Каждый католик во время Евхаристии имеет возможность приобщиться к телу Христову с помощью хлеба, который он получает в виде облатки (хостии), то есть круглой пластины, выпеченной из пресного теста.

После этого проходит шествие вокруг храма и по городским улицам. Его возглавляют священники, которые несут дароносицу - переносную хранительницу для Святых даров. В ней лежит хлеб, как символ перевоплощения плоти Христовой. Сразу за священниками идут прихожане в строго определенной последовательности: впереди знатные и почетные, а потом все остальные. Они несут крест, статуи, иконы, знамена, реликвии. По традиции дети, получившие святое причастие в первый раз, идут в первых рядах.

Дома к этому празднеству нарядно украшаются, а алтари, расположенные под открытым небом, покрывают разноцветным ковром из цветов. Во время процессии разбрасывают лепестки цветов. Часто процессия останавливается у памятных мест, чтобы помолиться. Останавливается она также у окон домов престарелых и больниц. Пациенты по традиции ждут у окон благословения заранее.

Особое великолепие и пышность шествие приобрело в век барокко. Священники облачались в расшитые золотом одеяния, прихожане надевали самые лучшие и дорогие наряды. Реликвии и знамена переливались на солнце. Но эпоха Просвещения внесла свои изменения. Праздник стал не настолько помпезным, хотя в нем появилось такое новшество, как живые картины. Самыми популярными персонажами в них были ангелы и черти. Например, в Мюнхене в одной из процессий ад изображался так: с движущейся платформы беснующиеся черти забрасывали зрителей навозом.

В 1872-1880 гг. в период борьбы Бисмарка против католической церкви и во время нацистского режима праздник плоти Христовой праздновался как «демонстрация католического единства».

В наше время Корпус Кристи имеет новые формы. Так, в Баварии на озерах Штафель (Staffelsee) и Хим (Chimsee) процессия плывет на лодках. Необычным и ярким является Gottestracht – шествие на Рейне. Оно совершается от Кельна до Мюльхайма.

В том виде, в котором он дошел до наших дней, отмечается во многих городах Испании с XV века. Его дату определяет церковный календарь. Раньше он отмечался в восьмой четверг после Пасхи, а сейчас почти везде – в восьмое воскресенье после Пасхи. В нынешнем году это 15 и 18 июня. На улицах проходят праздничные , устанавливаются причудливые композиции из цветов, под вечер устраиваются фейерверки. Праздник очень любят во многих городах, особенно Толедо и Понтеведре, называя его «большим праздником весны», «сияющим ярче солнца». Рассказываем, что приготовили своим жителям и гостям различные уголки Испании.

Человеческие фигуры из мха (Бехар, Саламанка)

В Бехаре, в провинции Саламанка , можно будет увидеть процессию из шести человек, облаченных в специальные костюмы, с ног до головы покрытые мхом. Это напоминание о взятии города христианами в IX веке. Именно под такой маскировкой им удалось пройти через «Дверь Измены». Процессия длится почти пять часов в сопровождении фигуры Христа и детей.

Эль-Колачо (Бургос, Мурсия)

«Колачо» – это персонаж в яркой одежде и маске, закрывающей лицо. На празднике Корпус Кристи в Мурсии он совершает трюк: перепрыгивает через настил, на котором лежат… дети, родившиеся в этом году. Согласно поверью, это оградит их от некоторых болезней, например, межпозвонковой грыжи, происхождение которой в Средние века приписывалось дьяволу.

Эль-Апостоладо (Лагуна-де-Негрильос, Леон)

Здесь пройдет процессия, возглавляемая «Себастьяном», старинным атаманом разбойников. За ним следует Христос в сопровождении двенадцати апостолов, каждый из них со своим символом. Рядом с ними по обе стороны шествуют танцоры в особых нарядах, одной из составляющих которых является белая юбка. Их танец наполнен символикой и религиозной тайной.

Цветочные ковры (Редондела, Понтеведра)

Празднование Корпус Кристи часто связано с «расстиланием» на улицах «ковров» из растений и цветов. Из цветов составляются целые картины. В Понтеведре на них обычно изображают дракона, символизирующего зло, который, по легенде, проглотил всех детей и молодых людей, кроме двух пекарш и двух девочек. Апофеоз праздника здесь – танец, символизирующий победу над драконом. Его действующие лица – две женщины и две девочки, наряженные в ангелов, а также группа моряков. Праздник Тела и Крови Христовых здесь отмечается в четверг.

Процессия Кустодии (Толедо)

Это зрелище традиционно вызывает огромный интерес туристов со всего мира. Корпус Кристи отмечается в с XVI века, в этом году – 15 июня. На улицах «расцветают» душистые ковры из цветочных композиций. Праздничное шествие, возглавляемое кустодией виртуозной работы мастера Энрике де Арфе, обходит практически все улицы города. В кортеже присутствуют фигура Христа и монашеские братства Гроба Господня, Кабальерос Мосарабес, Инфансонес де Ильескас и другие.

Большой кортеж (Валенсия)

Валенсийская процессия на День Тела и Крови Христовых – одна из самых красочных в Испании. Праздничные мероприятия идут всю неделю. Кульминация наступает в воскресенье с выходом главной процессии из городского собора. В ней привлекают внимание символические «троны» и гиганты, танцующие под звуки свирели и местных музыкальных инструментов, и, конечно, персонажи Ветхого и Нового Заветов. Замыкает шествие кустодия Христа.

День этот является в костёльной классификации Торжеством, то есть занимает высшее место среди католических церковных праздников. В этот день верующие обязаны посещать мессу и воздерживаться от любой работы, которая не является крайне необходимой.
Праздник не имеет чётко установленного дня в календаре и отмечается в четверг, следующий за Днём Святой Троицы, на одиннадцатый день после Пятидесятницы (Pięcdziesiątnica, Zesłanie Ducha Świętego – Сошествие Святого Духа или, как этот день часто называют в Польше, – Zielone Świątki – Зелёные Святки).

В 2017 году праздник отмечается 15 ююня.

Праздник Boże Ciało, известный также как Corpus Christi (лат.), был установлен 11 августа 1264 года папой римским Урбаном IV, а утверждён он был в 1314 году папой Климентом V – он и дал празднику название. Праздник призван был приблизить верующих к различным аспектам присутствия Христа в Таинстве Евхаристии. Первое упоминание процессии Корпус Кристи в Польше относится к XIV веку. Прошла она в Плоцке (Płock). Задокументированное праздненство, от которого можно вести официальный отсчёт, относилось к краковской епархии. Зафиксировано оно было в 1320 году. Вскоре (в масштабах истории, разумеется), примерно к середине XV века, праздник уже был известен во всей Польше. К концу века XVI счёт участников процессий шёл уже на тысячи.

Уличные процессии

Традиция тысячных процессий неуклонно развивалась, превращаясь в массовое движение.

Вот и в наши дни, в Праздник Тела и Крови Христовых, по улицам Польши проходят яркие поющие потоки людей, объединённых возвышенностью происходящего.

В этот день после окончания мессы формируется процессия, впереди которой идёт ксёндз, ступая по устланной цветами и лепестками дороге, держа в руках накрытую балдахином Дароносицу. На улице под открытым небом сооружаются четыре алтаря, прибранные зелёными веточками берёзы и цветами. Кругом разносится запах ладана. Нарядно одетые девочки рассыпают из специальных красивых корзинок лепестки роз перед процессией, которая поочерёдно подходит алтарям. Возле каждого из них произносится молитва.

Количество алтарей, разумеется, не случайно и имеет своё значение, как и всё в этом празднике.

Они символизируют четыре стороны света, четыре элемента жизни: огонь, воду, землю и воздух – созданные по Слову Бога, и четыре Евангелия: от Марка, Матфея, Луки, и Иоанна. Процессии могут проходить как по улицам, так и вокруг храма. В этом случае они приобретают форму круга как символа идеальности мироздания. Шествия, проходящие по улицам, имеют форму квадрата, что символически является равнозначным кругу. Квадрат тоже даёт абсолютную законченность, как и круг.
В давние времена процессии ходили вокруг костёла на протяжении всей октавы, то есть 8 дней праздника Корпус Кристи. Восьмёрка в литургике тоже имеет символ законченности, бесконечности и совершенства – как квадрат или круг. Если мы присмотримся поближе, то увидим, что духовные праздники в Польше привязаны именно к октаве – восьмёрке. Ранее торжественность сопровождала всю октаву. Всё это время звонили колокола, по улицам разносилось молитвенное пение, возле четырёх алтарей проходили сценические представления с библейскими персонажами, а также читались стихи на духовные темы.

На протяжении столетий Праздник Тела и Крови Христовых оброс в Польше рядом традиций, обычаев и атрибутов. В частности, это касается украшений алтарей. Со временем – это хорошо видно в современном обличии праздника – традиция украшения четырёх алтарей перенеслась верующими на улицы города. Повсеместно украшаются дома, улицы, причём даже те, по которым процессия идти не будет. Традиционным украшением являются веточки берёз, цветы, разнообразные венки. Обычай этот укоренился и распространился так широко благодаря вере в то, что венки, цветы и ветви, освящённые у алтарей, приобретают целебные свойства.

Венки: украшение и польза

Небольшие веночки, величиной с ладонь, перетянутые красной праздничной лентой, висели после мессы в костёлах на протяжении всей октавы праздника Тела и Крови Христовых, украшая помещения храма. Считалось, что венки эти под воздействием времени (8 дней) набирают чудодейственной силы. После окончания октавы праздника любой желающий мог забрать веночки домой. Венки плели и сами верующие. Со временем венок стал неотъемлемым атрибутом праздника.

Было в этом и прагматичное зерно. Дело в том, что венки часто изготавливались из цветов и трав, которые и так обладали лечебным свойством.

До сих пор в венках используются целебные травы. Одной из основных трав в венке была полынь лечебная – божье дерево (bylica boże drzewko). Она обладала приятным запахом и могла после высушивания использоваться в качестве приправы для мясных блюд. Она же играет немаловажную роль в венках в ночь на Святого Иоанна (Noc Kupały или Noc Świętojańska). Кроме того, в венке использовались розмарин, незабудки, ромашка, маргаритки, васильки, полезнейший по своим свойствам копытень, росянка, мать-и-мачеха, ежевика, пижма, любисток и другие травы. Если посмотреть на их разнообразие и учесть, что они сплетались в венок, который в дальнейшем высушивался, то нетрудно догадаться, что человек получал запас лекарственных трав на очень и очень долгое время. Кроме этого, цветки и травы обладали и своей символикой в венке. Все они использовались в ритуальных целях ещё в дохристианские времена. К таким же древним временам относятся и верования, что в октаву Корпус Кристи активизируются духи и чародеи.

В Польше, богатой традициями земледелия, венкам придавали особое значение в вопросе защиты полей. Хозяева пашен – а это было подавляющее большинство жителей Польши – приходили на службу в храмы с четырьмя венками. Венки освещались вместе с четырьмя чтениями Евангелия, выписанными на четырёх отдельных листках, свёрнутых в трубочку. После венки закапывались в четырёх концах поля. Земледельцы верили, что эти освящённые веночки защитят посевы от града в течение года. Примерно такое же применение находили и веточки с алтарей. Их втыкали по периметру поля, чтобы обезопасить его от вредителей. Обычай отрывать веточки от украшения алтарей до сих пор является распространённой в Польше традицией.

Символ любви

Многотравные венки были и символом любви. Девушки вили парням маленькие веночки и надевали им на левую руку, что-то вроде обручального кольца. Венки покрупнее вешались над дверями в овины, хлев, хозяйский дом и над окнами. Считается, что они – оберег от града, грозы и молнии. Также их подкладывали под фундамент при закладке дома. Выезжая в поле пахать, клали венок в первую борону, «чтобы Бог благоволил урожаю». Их же клали на пол в овины, в место, где сгрузят первый собранный урожай зерна. Дымом венка окуривали скот, отправляя его впервые после зимы пастись на луга, а также посуду и места приготовления хлеба.

Почитание хлеба

С самых своих начал Праздник Тела Христова, был неразрывно связан именно с хлебом. Хлеб, по христианской традиции, заложенной самим Иисусом Христом, символизирует Тело Спасителя. В Польской культуре хлеб почитался как первейшая и важнейшая пища, ведь он является даром Бога человеку и напоминанием жертвы Христа. Это повлияло и на процесс обращения с хлебом как с продуктом.

Так нельзя было кушать хлеб с покрытой головой, брать хлеб грязными руками, с хлебом запрещалось играть, нельзя было также лепить из него фигурки. Даже малейшие крохи хлеба не выбрасывались, а сжигались в печи.

Повсеместно существовали специальные метёлки и лопаточки для собирания крошек хлеба со стола.
Каравай хлеба нельзя было класть вверх ногами, нельзя было бросать, вынув из печи, да и вообще нельзя было тыкать в хлеб ножом. Не то что кидаться хлебом, но даже случайно уронить его считалось грехом. Уронивший должен был быстро поднять и трижды поцеловать кусок. Обычай целования хлеба жив в Польше до сих пор. Он присутствует в момент приветствия молодожёнов или гостей «Хлебом-солью». Возвращается в обычай выпекание специальных хлебцев к празднику.

Лайконик

Яркие зрелищные процессии на улицах Польши в День Тела и Крови Христовых – это зрелище, которое можно описывать очень и очень долго, но лучше всё же один раз увидеть самому. Точно одно. Оказываясь в гуще событий, даже далёкие от веры люди проникаются атмосферой всеобщего духовного подъёма и светлой радости. Традиционно выделяется на фоне остальных польских городов Краков. То, что происходит там, можно сравнить с бразильским карнавалом, только с духовным началом. Насколько красочными были торжества в Кракове уже в давние годы, можно судить по указу краковского епископа, имевшему место в 1787 году. Уже тогда традиционная для Кракова процессия с Лайкоником возбудила в нём смущение своей пёстростью и перехлёстывающей нарядностью. Епископ наказал «братствам и цехам принимать участие в процессии без одежд вычурных, либо чересчур броских, или смех пробуждающих, а только чтоб были они согласны с уставом Костёла Святого и побуждали чтоб к христианским добродетелям и набожности». Под запретом оказался один из самых ярких персонажей процессии – Лайконик.

Лайконик – один из символов Кракова, связанный с наездом татаро-монгол на польские земли в 1241 и 1247 годах.

Вторым символом является гейнал (Hejnał), звучащий с башни костёла Святой Марии на центральной площади. Этот персонаж изображает татарского всадника в стилизованном восточном костюме. Он пляшет на протяжении всего своего маршрута по улицам города, размахивая знаменем Кракова. С вышеупомянутым указом прервалась история Лайконика в процессии. Но пляски «татарского» кукольного всадника так нравилась краковянам, что Лайконика попросту сдвинули по времени. С тех пор Лайконик танцует в октаву праздника Тела и Крови Христовых. Но, как мы уже сказали, лучше один раз увидеть.

Праздник Тела Христова (Корпус Кристи)

Один из самых значительных католических праздников - праздник Тела Христова (по-латыни - Корпус Кристи, или Корпус Домини). Отмечается он в четверг, следующий за праздником Троицы. В Германии, Австрии, Испании и ряде других европейских государств этот праздник является официальным выходным днём.

Праздник Тела Христова отмечается в память установления Иисусом Христом таинства Евхаристии. Евхаристия (греч. «благодарение») - главное таинство христианской церкви, иначе называемое таинством причащения. Таинство Евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной вечере. По христианскому учению, хлеб и вино при совершении Евхаристии пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса Христа, которыми причащаются верующие.

Истоки этого праздника берут своё начало в XIII столетии. В 1209 году молодая монахиня из ордена августинцев Юлиана фон Люттих, жившая в Льеже (Бельгия), имела видение: диск луны с тёмными пятнами по краям. Это видение было растолковано как отсутствие у церкви праздника в честь священного дара Евхаристии, и с 1247 года в Льежской епархии начало отмечаться особое евхаристическое торжество.

В 1263 году чешский священник Петр из Праги во время паломничества в Рим посетил церковь Св. Кристины в Больсене. И здесь произошло чудо: из освящённой облатки начала сочиться кровь. Несколько капель крови упали на резной декор и мраморные полы церкви. 11 августа 1264 года, в память об этом чуде, папа Урбан IV (1261–1264) установил праздник Тела Христова в качестве обязательного для всей латинской церкви. В 1311 году, при папе Клименте V (1305–1314), праздник был подтверждён на соборе во Вьенне, а в 1317 году, при папе Иоанне XXII (1316–1334), этот праздник окончательно утвердится во всём католическом мире.

Непременный ритуал праздника - грандиозные процессии со Святыми Дарами. Из-за реального присутствия Христа в дарохранительнице освящённый хлеб является предметом поклонения. В форме освящённой облатки Христос проносится праздничной процессией, проходящей обычно через весь город. В избранных пунктах сооружаются четыре престола, у которых шествие останавливается. У каждого из четырёх престолов читаются первые главы Евангелия поочерёдно от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В промежутках между стояниями поют гимны в честь Христа и святой Евхаристии.

Первоначально форма процессии со Святыми Дарами, особенно в Германии, напоминала обход сельскохозяйственных угодий: процессия обходила город или деревню со всеми их полями, по направлению к четырём сторонам света делались остановки, во время которых молились о хорошей погоде и обильном урожае. С этим связан обычай на всех четырёх остановках прочитывать фрагменты из четырёх Евангелий. Со временем формы поклонения становились всё более сложными, вплоть до театрализованных представлений, а в некоторых странах приобрели свой собственный, ни на что не похожий колорит.

Немецкое название праздника Fronleichnam - праздник Тела Христова - произошло от средневекового верхненемецкого слова «фронлихам» (vronlicham) - Тело Господне. В Австрии праздник Тела Христова отмечался в Тироле и Штирии уже в 1285 году, в Зальцбурге - в 1352 году, в Вене - в 1334 году. По церковной традиции, в этот день повсеместно устраиваются массовые процессии под звон колоколов и с хвалебными гимнами. На всём их пути поперёк улиц протягивают гирлянды из цветов, дома украшаются зеленью, цветами и коврами, дорога устилается живыми цветами. Из живых цветов складываются картины на религиозные темы. На окнах домов ставятся зажжённые свечи. Праздник завершается коллективным застольем на церковной площади.

В каждой земле праздник тела Христова имеет свои неповторимые отличия. В Линце и в других городах Верхней Австрии устраиваются «озёрные процессии» в память о введении этого праздника в период контрреформации. В Зальцбурге во время праздничной процессии несут красиво украшенные «прангштанген» - деревянные жерди длиной 6–8 м и весом до 30 кг. Они очищены от коры и красиво перевиты гирляндами из цветов. Для украшения одной такой жерди требуется около 40 000 цветов! Согласно преданию, этот обычай родился в память чудесного избавления здешних мест от саранчи. А на пограничной между Баварией и Австрией реке Зальцах в этот день совершается обряд благословения реки.

Особенно торжественно отмечают праздник в Испании. В этот день во всех городах и селениях устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идёт священник и несёт под балдахином дарохранительницу с Телом Христовым. Процессии обставляются с особой пышностью. Поперёк улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами.

Один из самых красочных элементов праздника - участие в процессии «великанов» и «карликов», или иначе их называли «голованов». Гигантские - до 4 метров фигуры изображали библейские персонажи (Голиафа, царя Ирода). В XVIII веке в Толедо четыре пары «великанов» представляли Азию, Европу, Америку и Африку.

Кроме «великанов» и «карликов» в шествии участвуют и «лошадки» - на поясе танцора закрепляется каркас, покрытый тканью, как лошадь попоной. Впереди приделывается конская голова из папье-маше, а сзади подвешивается хвост из верёвок.

В некоторых городах Каталонии по дороге в церковь исполнялся весёлый танец с большой позолоченной фигурой орла, которую несли три человека. Орлу сажали в клюв живого голубя. Затем его продавали с аукциона, а выручку делили танцоры. Желающих купить голубя всегда предостаточно - по местному поверью, того, кто съест этого голубя, весь год не оставит удача в делах.

Но самое главное для испанцев - создать цветочные ковры перед праздником.

Предпраздничная ночь - это самая настоящая цветочная вакханалия. Вечером жители городов выходят на улицу и начинают подготовку к празднику.

Завтра на улице будет выложена мозаика из гвоздик. Сегодня гвоздики необходимо подготовить. За считанные часы улицы и площади города превращаются в сплошную клумбу.

Для жителей испанских городов праздник Тела Христова - это ещё и символ незыблемости традиции, передающейся из поколения в поколение. На одну ночь все в городе становятся художниками. Создаются так называемые катифас, в переводе с каталонского языка это «цветочные ковры». Для создания «катифас» нужны заранее нарисованный эскиз, мох, кофейная гуща, рисовая солома и трава.

Создание цветочных ковров - один из древнейших каталонских ритуалов. Первый катифас в городе Ситжесе был сложен ещё в XIII веке. За семь столетий техника создания цветочных ковров осталась неизменной. Только темы рисунков стали значительно разнообразнее. Раньше сюжеты выбирались исключительно библейские, теперь же художники пользуются полной свободой.

Время, требующееся на создание катифас, зависит от его размеров и сложности рисунка. Ну и, конечно, от того, сколько человек участвуют в процессе. Говорят, что самый большой ковёр, сделанный в Ситжесе, растянулся на два километра. Полсотни местных жителей трудились над ним ровно сутки.

И вот настал день, которого все так ждали. В отличие от большинства каталонских торжеств Корпус Кристи в Ситжесе - праздник тихий и торжественный, ни фейерверков, ни хлопушек, ни бенгальских огней. Только цветочные реки, которые плавно текут по улицам города. Для того чтобы передвигаться по этим улицам, требуется немалая сноровка - иначе рискуешь испортить произведение искусства, находящееся у тебя под ногами. Авторы, всю ночь трудившиеся над своими шедеврами, терпеливо ждут реакции публики или помогают соседям, не успевшим завершить творческий процесс.

Последний штрих по созданию цветочного ковра, который называется «Кактус». Для его создания понадобилось больше тысячи гвоздик и несчётное количество рисовой соломы, мха и травы.

Уже вечером, когда завершится праздничная служба, процессия жителей Ситжеса пройдёт по цветочным коврам, вспоминая не один день о прекрасном празднике.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

АГАТА КРИСТИ История этой уральской группы своими корнями уходит в город Асбест Свердловской области. Очень давно, в 1977 году в школьном ансамбле играли три друга - Вадим Самойлов, Александр Козлов, Петр Май. Со временем все перебрались в сам Свердловск и поступили в

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Агата Кристи (1890-1976 гг.) писательница, «королева детектива» Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьем посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве.Это совершенно неважно. Вот почему это так интересно.Недостаток воображения

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Насколько вес тела на экваторе Земли отличается от веса этого же тела на полюсах? Вес любого физического тела зависит от того, на какой географической широте оно находится. Обусловлено это совместным действием двух факторов: несферичности (сплюснутости у полюсов) нашей

Из книги Преступники и преступления с древности до наших дней. Маньяки, убийцы автора Мамичев Дмитрий Анатольевич

10. Кристи Леман - отравительница-новатор Преступление, которое для немецкого города Вормса стало, наверное, «преступлением века», выявилось в понедельник 15 февраля 1954 г. Неприметный поначалу этот «случай в среде маленьких людей», произошел в тесном, приземистом,

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

КРИСТИ Агата Кристи (1890–1976) – английская писательница, «королева детектива».* * * Счастливые люди успеха не добиваются: они настолько в ладу с самими собой, что их просто ничто другое не интересует. Большинство из тех, кто добился успеха, – люди несчастливые. Именно

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Макс Мэллоуэн и Агата Кристи До первого брака она носила имя Агата Мэри Кларисса Миллер, после второго стала леди Мэллоуэн, но для миллионов читателей на всех континентах эта удивительная женщина была и останется великой и неподражаемой Агатой Кристи.Ей было 22 года,

Из книги 100 великих кумиров XX века автора Мусский Игорь Анатольевич

Агата Кристи Королева детективов, как часто именуют Агату Кристи, получила множество наград и титулов, её имя занесено в «Книгу рекордов Гиннесса», как самого издаваемого писателя в мире. Её перу принадлежат 78 детективных романов, 150 рассказов, 19 пьес, а также 6 любовных

Из книги Всемирная история бронетехники автора Смирнова Любовь Н.

Модели Кристи Свою первую, сделанную на скорую руку колесно-гусеничную машину М.1919 (рис. 95) Кристи, чья фирма теперь носила название «U. S. Wheeled Caterpillar Manufacturing C°», представил на Абердинском полигоне в США в ноябре 1911 года. Данная модель отличалась следующими техническими

Из книги Энциклопедия домоводства автора Поливалина Любовь Александровна

Из книги Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии автора Каплинский Владимир Борисович

ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Сохранился документ, датированный 1780 годом, к которому «диакон Василий Данилов руку приложил». В этом документе перечислены все деревни Баскаковского прихода с указанием количества дворов в каждой из них. Вот некоторые из тех деревень

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В 1867 году приходским попечительством было устроено училище при Тарбеевском волостном правлении, но в 1868 году училище было временно закрыто из-за неурожая хлеба, побитого градом. В 1869 году обучение в училище вновь возобновилось.Село же Тарбеево

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

КРИСТИ, Агата (Christie, Agatha, 1890–1976), английская писательница 790 Маленькие серые клеточки. // Little grey cells. «Таинственное происшествие в Стайлсе» (1920), гл. 10 ? Shapiro, p. 151 «Таинственное происшествие…» – первая повесть об Эркюле Пуаро. Также в «Убийстве на поле для гольфа» (1923), гл. 2:

Из книги автора

КРИСТИ, Дэвид (Christy, David, 1802–1868?),американский публицист,борец против рабства негров179Король-хлопок, или Экономические отношения рабства.Загл. книги («Cotton is King, or Economical Relationsof Slavery», 1855)Здесь же: «Король-Хлопок не интересуется тем, кто ему служит, – рабы или свободные». ? Shapiro,