Cлайд 1
Система патриотического воспитания сельских школьников на основе историко-культурных традиций малой родины. Гаврилова И.В., замдиректора по воспитательной работе, МОУ «Алексейковская СОШ»Cлайд 2
Нужна ли система работы по патриотическому воспитанию? Результаты опроса школьников: большинство россиян поддерживают либеральные ценности. Основная масса учащихся 5-11 классов указывают на главную жизненную проблему – потребность в деньгах. Если раньше ученики говорили о нравственно-идейных проблемах и стремились «Стать нужными обществу», преданными Родине, приносить пользу окружающим, хотели, чтоб на Земле был мир, то в настоящее время данные вопросы поднимают редко учащиеся 5-7 классов и почти не затрагивают учащиеся 8-11 классов.Cлайд 3
Вопросы анкеты: «Люди в нашем посёлке делятся на…» (Богатых и бедных, на трудяг и лодырей, на русских и нерусских, на тех, кто работает и не работает). «Идеальная профессия должна давать возможность…» (84% ответили «хорошо зарабатывать» и «хорошо жить», и уже на 2-3 месте были ответы «чтобы профессия нравилась и приносила пользу другим людям» – 16%). «Чтобы сегодня поступить на хорошую работу, надо…» (61% ответили «хорошо учиться, 23% - иметь хорошие связи и знакомства».) «Чтобы понравиться другому человеку, нужно…» (65% ответили «быть самим собой») «Сегодня отношения между людьми …» (только у 19% - хорошие, 41%- ужасные, примерно 50% - «хочешь жить – умей вертеться».) ИТОГ – нет гражданской позиции.Cлайд 4
Кто такой патриот? Впервые слово ПАТРИОТ стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма. Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля объясняет это слово так: «Любитель Отечества, ревнитель о благе его.» Толковый словарь русского языка С.Ожегова даёт следующее определение: «Человек, преданный своему Отечеству, своему народу». Словарь современного русского литературного языка даёт такое толкование: « Тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, родине».Cлайд 5
«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом», - В.Г.Белинский. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.»Cлайд 6
Цели и задачи патриотического воспитания Воспитание молодёжи гражданами своей Родины, России, людьми, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края. 1.1. Создание у учащихся более полного представления о культуре народа через познание региональных культурных традиций. 1.2. Изучение своеобразного традиционного уклада жизни населения Тверской области. 1.3. Осознание молодёжью своей причастности к истории России. 1.4. Организация шефской помощи по благоустройству территории у памятника погибшим воинам (с.Сорогожское), памятника Д.Ильину (д.Застижье).Cлайд 7
«В ком нет любви к краю родному, те сердцем нищие калеки». Т.Шевченко. Содержание программы: 1-4 классы – наша малая Родина, любовь к родному краю. (Формирование доброго отношения к сверстникам, родителям, любовь к природе, животным). 5-8 классы – изучение традиций семьи, знание своих корней, фольклора. Любовь к России. (Формирование законопослушного гражданина. Сострадание и милосердие, активное участие и сострадание в беде товарищей, радость за успехи своих друзей). 9-11 классы – Активная гражданская позиция. (Великое могущество совести. Социальная ценность – идея справедливости и гуманизма. Любовь к людям – высшая ценность жизни).Cлайд 8
Образовательная деятельность: Организация уроков по предметам на историко-культурном и краеведческом материале; Организация уроков мужества; Организация заочных обзорных и тематических экскурсий по местам боевой славы, местам, связанных с именами знаменитых людей; Разработка социально значимых проектов; Организация интерактивных музейных часов («Аз да буки к мудрости ступеньки», «Моё родное Замоложье», «Герой Чесменской битвы Д. Ильин»). Организация литературно-музыкальных композиций по истории школы, края, памятным датам; Проведение конкурсов поисково-исследовательских работ патриотической направленности; Проведение викторин, творческих конкурсов патриотического плана.Cлайд 9
Поисковая деятельность: Составление карты – путеводителя по местам боевой славы, местам, связанным с именами знаменитых земляков, героев. Создание иллюстрированных каталогов «Образ Александра Невского в литературе и изобразительном искусстве». Встречи с ветеранами и участниками войн, с известными краеведами, журналистами, с выпускниками школы. Традиционные юбилеи школы. Поисковые экспедиции «Местный фольклор и диалекты», «История Чесменской битвы», «Трудовые будни наших земляков в годы ВОВ» и т.д. Акция «Завтра была Победа» (сбор фотографий, открыток, писем, других документов, рассказывающих о быте простых людей до, во время и после войны (с 1939 по 1950 годы). Туристические походы по родному краю. Переписка с работниками архивов, краеведческих музеев, с военнослужащими, с деятелями культуры и пр.Cлайд 10
Культурно-досуговая деятельность: Организация уголка боевой и трудовой славы; Организация выставки семейных реликвий; Организация фотоконкурсов о родном крае; Конкурс патриотической песни среди учащихся; Смотр строя и песни среди учащихся; Конкурс рисунков, посвящённых 240-летию Победы в Чесменском сражении; Тематические вечера, посвящённые народным и государственным праздникам; Просмотр кино- и видеофильмов патриотической тематики с последующим обсуждением; Участие в творческих конкурсах патриотической направленности.Cлайд 11
Общественно полезная трудовая деятельность: Трудовые десанты к ветеранам войны и труда; Уход за памятниками воинам, погибшим на Великой Отечественной войне. Благоустройство памятника герою Чесменской битвы Д.Ильину. Реализация социально значимых проектов: «Зелёный наряд школы», Благоустройство территории населённых пунктов. Изготовление сувениров для ветеранов, пожилых людей, учителей-пенсионеров.Cлайд 12
Физкультурно-оздоровительная деятельность: Занятия в секциях физической культуры и спортивных кружках; Соревнования на кубок Д.Ильина; Велопробег к памятнику павшим воинам в д. Струбно; Участие в военно-патриотических играх; Легкоатлетическая эстафета, приуроченная к памятным датамCлайд 13
Информационно-коммуникационная деятельность: Переписка и встречи с представителями законодательной и исполнительной ветвей власти; Освещение деятельности МОУ в СМИ; Шефство над ДИПИ в с. Алексейково; Сотрудничество с социальными партнёрами в целях более эффективного решения задач по патриотическому воспитанию. Создание тематических альбомов и web-страниц «Учителями славится школа, ученики приносят славу ей»;Cлайд 14
Организационно-методическая деятельность: Продвижение практического опыта, наработанного школой по патриотическому воспитанию: публикации, участие в семинарах по обмену опытом и пр. Проведение консультаций по проблемам патриотического воспитания школьников и молодёжи; Разработка образовательных программ по патриотическому воспитанию.Cлайд 15
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ: Моя родословная. Генеалогическое древо моей семьи. Все профессии важны, все профессии нужны». «Прекрасное рядом». «Я гражданин России». «Здоровый образ жизни». «Школа, в которой я хотел бы учиться». «Традиции и обычаи русской семьи» «Ты и твоё имя». «Как улучшить экологию села». «Красная Книга Замоложья». «Народные промыслы Замоложья» «Наши земляки. Люди. События. Факты». Районная научно-практическая конференция старшеклассников.Cлайд 16
Виды проектов: Практикоориентированный (нацелен на социальные интересы самих участников проекта, возможно использование проекта в своей жизни, жизни класса, школы, города, государства). Исследовательский (актуальная тема, задачи исследования, выдвижение гипотезы, с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов». Информационный (сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории). Творческий (максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, спортивные игры, видеофильмы, театрализация) Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Персональные и групповые. Современный российский исследователь проблем молодёжи С.П.Иваненков: «Молодёжь – это не просто будущее, это особым образом организованное и представленное будущее. Специфичность в том, что оно активно проявляет себя уже в настоящем. И молодым поколением необходимо заниматься прямо сейчас, чтобы «молодой дикарь не уничтожил цивилизацию сегодня».Cлайд 19
Постановление: Использовать патриотическое воспитание как средство развития личности, её нравственного, познавательного и творческого потенциала. Организовать патриотическую работу по всем разделам: образовательная, поисковая, культурно-досуговая, общественно полезная трудовая, физкультурно-оздоровительная, информационно-коммуникационная, организационно-методическая деятельность. Классным руководителям обеспечить участие школьников во всех мероприятиях в рамках празднования 65-летия Победы, утверждённых РОО. Использовать уроки краеведения и православной культуры как средство патриотического воспитания. Формировать у учащихся уважение к историко-культурным традициям родины. Организовать проектную деятельность учащихся в плане патриотического воспитания.C истема военно-патриотической работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»
Заместитель директора по воспитательной работе
Поминова Е.В.
Преподаватель-
организатор ОБЖ
Комлев В.А.
- Проблема формирования военно-патриотического воспитания молодежи в силу ее потенциальной значимости является одной из актуальных в современном обществе.
- Отсутствие целенаправленных и систематических военно–физических занятий молодежи негативно отразилось на подготовке призывников в Вооруженных Силах Российской Федерации, вызвало нежелание юношей служить в армии. Исходя из этого мы предприняли попытку, объединить накопленный опыт патриотического воспитания школьников.
Система военно-патриотической работы состоит из следующих составляющих:
- военно - историческое направление (памятные даты в истории России);
- спортивно-патриотическое направление;
- проведение «Недели воинской славы»;
- участие в «Вахте Памяти»;
- встречи с ветеранами Великой отечественной войны и воинами-чернобыльцами, военнослужащими;
- работа с допризывной молодежью и родителями;
- профессиональная ориентация учащихся;
- посещение музеев, воинских частей и учреждений, знакомство и жизнью и бытом военнослужащих.
Герои – выпускники школы
- Антонов Юрий Сергеевич, ст.лейтенант, командир взвода - начальник связи парашютно-десантного батальона, родился 5.09.1954 года
За мужество и отвагу награжден 2 орденами Красной звезды (одним из них посмертно).
Гришин Виктор Константинович, ст.лейтенант, командир взвода радиосвязи, родился 11.01.1957 года
За мужество и отвагу награжден орденом Красной звезды (посмертно).
Традиционно в школе в феврале проводится «Неделя воинской славы».
О ткрытие «Недели воинской славы»
Военно-спортивная эстафета. Спорт и здоровье неотделимы. У ребят, занимающихся спортом лучше показатели учебы, ниже заболеваемость. Спорт служит для удовлетворения основных потребностей человека в духовном и физическом здоровье, отдыхе, сохранения долголетия.
Высказывания постовцев:
Несмотря на плохую погоду, все мы отстояли достойно.
Когда стоишь у Вечного огня, чувствуешь себя частью истории.
Акимова Лариса 8а класс
Мне очень понравилось на Посту № 1. Для меня – это честь, продолжение дела отцов и дедов.
Евдокимов Иван 8-а класс
Допризывная подготовка. Посещение учащимися 10-го класса Рязанского высшего военного воздушно-десантного училища.
Допризывная подготовка. Посещение учащимися 10-го класса воинской части.
Огневая подготовка. Стрельба из автомата Калашникова.
Олимпийская неделя
Школьные символы
Олимпийский флаг реет над школой
- В школе продолжаются поиски форм физической и патриотической подготовки учащихся в ходе учебного и во вне учебного времени.
- При этом военно-патриотическое воспитание призвано обеспечить морально-политическую готовность учащихся к обороне Отчества и службе в российской армии и военно-морском флоте.
- В соответствии с этим мы выполняем заказ современного общества – воспитание здорового, физически крепкого подрастающего поколениям в духе патриотизма и подготовки его к защите Родины.
Я – патриот!
Презентацию подготовили :
Воспитатель логопедической группы № 1
Кучерук Елена Владимировна
Педагог-психолог
Таратунина Мария Александровна
ГБОУ Школа № 1973
Дошкольное отделение № 1
Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
- Знакомство с государственной символикой страны, города, района.
- Формирования понятия у ребёнка о семье, составление родословной и семейного герба, история происхождения фамилии.
- Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
- Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками, народным декоративным-прикладным искусством.
- Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия.
Задачи патриотического воспитания дошкольников
- Формирование чувства привязанности к своим близким, к своему дому, друзьям в детскому саду.
- Формирование чувства любви к своей Родине, культуре, традициям.
- Воспитание гражданско-патриотических чувств.
- Воспитание патриотизма. Уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
Принципы работы по патриотическому воспитанию
- Принцип личностно-ориентированного общения;
- Принцип тематического планирования материала;
- Принцип наглядности;
- Принцип последовательности;
- Принцип занимательности;
- От близкого к отдаленному;
- От общего к частному (где каждое частное выступает перед ребенком как часть чего-то общего, что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания);
- Опора на опыт самих детей;
- Взаимосвязь с семьей.
Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей.
Система и последовательность работы по
нравственно-патриотическому воспитанию представлена в блоках:
Мы живем в России.
Вместе дружная семья.
Мой любимый детский сад.
Дошкольное детство – особый период в жизни ребёнка. Именно в это время закладываются основы будущей личности. Национальная культура необходима человеку, потому что она находится в гармонии с национальным характером.
Создание условий в группе для формирования гражданско-патриотической позиции у детей
В нашей группе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию дошкольников. Собрав материал для мини-музея, было отведено для него отдельное место, где дети могли бы поближе познакомиться с историей нашей Родины, района.
Дошкольники совместно с родителями приняли активное участие в создании альбома «Расту культурным».
Для создания этого альбома родители совместно с детьми
составляли родословное древо,
рисовали герб своей семьи и поделились знаниями об истории
происхождения своей фамилии.
Родина – слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес!
Т. Бокова
Природа! Как много стоит за этим простым словом! Это и растительный мир, и животный, и власть стихии. А чтобы природа поделилась с нами своими знаниями, нам надо быть очень внимательными к ней.
Посещение школьного музея боевой славы
И мне, наследнику Победы,
Сегодня не заснуть опять.
Спешу по фронтовому следу
В те годы тех людей понять.
В. Широков
И сладко песнь в честь родины поётся, И кровь кипит, и сердце гордо бьётся, И с радостью внимаешь звуку слов: «Я Руси сын! здесь край моих отцов!»
И. Никитин
Духовно – нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Гражданско – патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу. Историко – краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко – культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней. Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение военной истории, воинских традиций. Спортивно – патриотическое. Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины. Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.