Проблема воспитанности окружающих аргументы из литературы. Исследовательская работа по литературе «Тема воспитания в зарубежной литературе XVIII века

Тема воспитания в одном из произведений русской литературы XVIII–XIX веков (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Воспитание - великое дело: им решается участь человека…

В. Г. Белинский

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» создавалась с определенной целью - воспитательной, то есть автор ставил перед собой задачу наказать порок и возвеличить добродетель. Во времена Фонвизина просвещенные люди основной добродетелью считали способность челоека посвятить себя служению государству. И, конечно, главная роль отводилась здесь дворянину. Именно он должен был быть честным и добрым, мыслящим и образованным, помнить прежде всего о благе государства, а не о своих личных интересах. Однако в реальной жизни все было иначе. Среди дворян было немало грубых и невежественных людей. В атмосфере вседозволенности они отличались жадностью, бесчеловечностью, а порой и жестоким отношением к крепостным слугам.

Само слово «недоросль» до появления одноименной комедии Фонвизина воспринималось в обществе в другом значении. Словом этим называли подростка в возрасте до пятнадцати лет, готовящегося к государевой службе. Но после выхода в свет пьесы, высмеявшей дворянских переростков-недоучек, само слово приобрело негативный оттенок и стало восприниматься с иронией.

В комедии Фонвизина зрителю и читателю как раз и представляется возможность увидеть такого невоспитанного и необразованного молодого дворянина - Митрофанушку Простакова. Над ним смеются все здравомыслящие люди. Однако не стоит считать его глупым в житейских делах. Он умеет выкрутиться из щекотливой ситуации, знает, как ладить с матерью, как ввести в заблуждение своих учителей «остроумными» ответами.

И кто же его учит? Конечно, наиболее колоритным среди педагогов является немец Вральман. Он самый дорогой из учителей Митрофанушки. Госпожа Простакова уважает его и даже немного побаивается. Вральман говорит на ломаном русском языке. Его речь, смешная и часто непонятная, как нельзя лучше отражает внутреннюю сущность этого учителя - недалекого, а порой и просто глупого человека, который считает, что главное с умными людьми не связываться. По ходу пьесы выясняется, что важный и чванливый немец, кичащийся своими «знаниями», - это всего лишь кучер, взявшийся за денежную работу в тогдашней России - учить грамоте дворянских детей. Он не только не приносит пользы, но и несет вред. Так, например, он уверенно заявляет госпоже Простаковой, что у ее сына голова слабее брюха, а, значит, учить его многому не стоит.

Другие учителя Митрофанушки чуть лучше неграмотного немца. Известно, что «историям» обучала его скотница Хавронья. Математик Цифиркин, бывший военный, откровенно подсмеиваясь над своим учеником, уверен, что ничего в его голову вдолбить не сможет, да и не ищет возможностей обучить Митрофанушку. Так же, как и Вральман, он пришел в дом к Простаковым в надежде на легкий заработок, Учитель Кутейкин, наверное, может показаться умным: он выражается премудро, по-церковному. Но и этот «педагог» ничему не научит своего ученика. Разве можно считать учением бессмысленное повторение религиозных текстов? Таким образом, мы видим, что учителя Митрофанушки и сами много не знают, да и научить такого недалекого, упрямого и наглого ученика они не в состоянии.

Огромную роль в «воспитании» Митрофана играет его мать - госпожа Простакова. На словах она признает важную роль образования и даже наняла сыну учителей. Догадываясь о том, что в России наступили новые времена, она часто повторяет: «Век живи, век учись».

Но этим и ограничивается ее родительский долг. Простакова заботится лишь о том, чтобы «робенок» плотно поел, а образование имеет для нее чисто формальное значение в процессе воспитания. Не важно, чему учить и как, важно, что учиться сейчас необходимо, чтобы не прослыть неучем и дураком. Сцена урока в присутствии госпожи Простаковой, сидящей с вязанием, раскрывает подлинное отношение к учению этой женщины. Она с важным видом поправляет учителей и ругает их в присутствии сына, опасаясь, как бы они не перегрузили любимое чадо знаниями.

Грубая и жестокая госпожа Простакова в действительности ненавидит науки, будучи достойной дочерью своего отца - воеводы Скотинина, который чуть что кричал: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она и Вральмана ценит за то, что он «робенка не неволит».

Не только Митрофанушка, но и его мать показаны как результат в корне неверной системы воспитания. Даже слуга Тришка понимает то, чего не разумеет его госпожа: знания необходимы в любом деле. Он безуспешно пытается убедить барыню, что без учения нельзя даже и простой кафтан сшить.

Стремясь на словах следовать новой системе воспитания, госпожа Простакова взбешена тем, что девушки нынче умеют читать. Ей ближе ее братец господин Скотинин, который с гордостью говорит, что сроду ничего не читал. «Век был другой, нас ничему не учили», - утверждает Простакова, А чему она учит? Прежде всего грубости и хамству в отношениях с теми, от кого не зависишь, и умению угождать тому, от кого можно получить выгоду.

Есть в пьесе и другой образец воспитания дворянских детей. Это Софья. Именно она воплощает те мысли о воспитании, которые высказывают ее просвещенный дядюшка Стародум и его единомышленники Милон и Правдин. Софья - вполне образованная и воспитанная девушка. Она умеет писать и читать, что в те времена для девушки было явлением нечастым, а кроме того, изучает умные книги этико-философского характера. Например, когда Стародум видит, что Софья читает трактат Фенелона о воспитании девиц, он не возражает против этого, полагая, что тот, кто написал «Телемака», плохому не научит. Стродум воспитывает Софью на своем примере. Он не раз заводит с ней разговор о добродетели, о совести и других нравственных категориях. Именно он выражает в пьесе мысль о том, что в воспитании главное - образование и развитие высоких моральных качеств, а счастье человека заключается в труде на благо других людей.

Стародум, Милон и Правдин - образованные люди. Они читают Дюкло и Лябрюйера и резко контрастируют с другими героями комедии. Но, читая пьесу, трудно избавиться от мысли, что видишь перед собой не живых людей, а характеры-схемы, выполняющие определенную функцию - донести до зрителя и читателя мнение автора. Эти люди - еще только первые «ростки» Просвещения, новой системы воспитания, предполагающей приобщение к трудам великих европейских просветителей. И в этом отношении пьеса также отражает правду жизни времен Фонвизина.

По сюжету и названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его настоящим «недорослем». На самом деле речь идет о воспитании в обычном для Фонвизина, тяготеющего к идеям Просвещения, широком значении этого слова, Хотя Митрофанушка - фигура второстепенная, пьеса не случайно получила название «Недоросль». История его воспитания объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы преодолеть нравственным воспитанием «скотские» пороки человеческой натуры. Комедия заканчивается известными словами Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» Трагедия Простаковой состоит в том, что ее, лишенную власти, поидают все, даже любимый сын, Вот уж действительно верна пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».

Какие же чувства воспитывает в людях комедия Фонвизина? Отказ от стремления к личному благополучию, подчинение своих помыслов общему благу, общественной пользе, высокие нравственные ориентиры.

Введение. 3

1. Основы нравственного воспитания на уроках литературы.. 4

2. Тема воспитания в произведениях русской литературы 19 века. 7

2.1 Характеристика литературы 19 века. 7

2.2 Нравственно-художественное и эстетическое воспитание на примерах литературных произведений классиков 19 века. 9

Заключение. 16

Список литературы.. 17


Введение

Освоение литературной классики учащимися является непременным условием сохранения единства национальной культуры. Формирование нравственно-активной личности – главная задача обучения и воспитания на уроках литературы.

Российское общество в данный период переживает глубокий нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни, теряет основания своего собственного бытия . Современный человек все больше ориентируется на материальный успех, внешние достижения. Реалии современного российского общества – рыночные отношения, ориентация на инструментальные ценности, американизация жизни, разрушение национального самосознания, основ бытия народа. Подлинно активная личность умеет свободно, т. е. сознательно выбирать линию своего поведения. Поэтому в качестве основной задачи обучения и воспитания надо рассматривать воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, независимости суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития. Именно все эти качества стали основой произведений классиков русской литературы 19 века.

Данная работа посвящена теме воспитания в произведениях русской литературы 19 века, в работе рассматриваются основные аспекты содержания воспитания на уроках литературы, анализируется тема воспитания в произведениях, и других выдающихся мастеров слова 19 века.

1. Основы нравственного воспитания на уроках литературы

Период юношества является периодом быстрого “заражения” новыми идеями, периодом смены чувств, настроений, мысли, увлечений, веры в свои идеалы и в свои собственные силы, интересом к собственной личности, проблемам времени, поиском идеала, цели в жизни, неудовлетворенностью собой. Все это служит мощным двигателем нравственного развития.

Развитие автономной морали, связанное с критическим осмыслением норм общественной морали, объяснением моральных коллизий , поиском и утверждением собственных моральных принципов особенно стимулируется творческими актами морального выбора. Поэтому моделирование и применение в обучении и воспитании ситуаций морального выбора оказывается необходимым условием нравственной активности школьников.

Ситуация морального выбора – это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.

Человек в подобных ситуациях должен принять альтернативное решение о своем отношении к моральным или аморальным фактам и о своем поведении (“Как мне поступить?”).

Принять альтернативное решение – это значит выбрать между добром и злом, сочувствием или безразличием, смелостью и трусостью, честностью и обманом, верностью и предательством, альтруизмом и эгоизмом и т. д. Выбрать правильное моральное решение – это значит совершить поступок.

Чтобы эффективно использовать ситуации морального выбора в воспитании и развитии школьников, нужно знать типы морально-этических проблем, поднимаемых в них. Морально-этические проблемы могут быть направленны на познание широких мировоззренческо-этических явлений, понятий (человек и природа, человек и общество, искусство и жизнь, красота и добро, смысл жизни и т. д.), на познание отношений и поведения людей, собственных моральных качеств.

Нравственность – это система внутренних правил человека, в основе которых гуманистические ценности, определяющие его поведение и отношение к себе и другим людям.

Нравственность – фундаментальное качество человека, его позитивное начало, вырастающее из чувства любви к людям, независимо от их национальности, и понимания свободы как личной ответственности.

Критерием нравственности является способность человека в сложной жизненной ситуации сделать выбор в пользу творения, а не разрушения.

Становление нравственности происходит в процессе личного самосознания и приобщения к духовности общества.

Проблемы могут быть связанны с выбором поведения и принятием морального решения, с оценкой и самооценкой нравственных достоинств личности, с принятием решения в конкретной ситуации, могут требовать объяснения морального явления.

Умение видеть, осознавать и анализировать морально-этические противоречия вокруг себя и в самих себе является важнейшим компонентом развития этической культуры и нравственного самосознания школьника.

Нравственные примеры и ситуации необходимо брать из произведений художественной литературы . Формирование нравственности средствами художественной литературы в новых социокультурных условиях является управляемым процессом и зависит от работы учителя по отбору литературного образования в свете культурных, национальных и общечеловеческих ценностей. Поэтому необходимо обновлять содержание литературного образования и включать для изучения произведения с острой нравственной тематикой, поднимающие важные философские и нравственные проблемы, вечные вопросы. Именно эти вопросы, столь важные для нравственного воспитания и развития школьников, освещаются авторами произведений литературы 19 века.

Главная задача преподавателя на уроках литературы – добиваться неформального решения нравственных проблем, осуществления морального выбора с учетом всего разнообразия сопутствующих ситуации условий, вынося для обсуждения и анализа все более сложные нравственные проблемы и более сложные морально-этические ситуации.

Художественная литература, обращаясь не только к разуму, но и к чувствам юного читателя, развивает и духовно обогащает формирующуюся личность. Очевиден огромный воспитывающий материал, который несут в себе уроки литературы. Пробуждая чувства и проживания читателя – школьника, они совершенствуют культуру восприятия художественной литературы в целом. Задача словесника – научить детей сопереживать, размышлять над произведением, понимать красоту слова.

В школьном анализе литературного произведения важен сам процесс общения с искусством. В ходе его учитель помогает детям увидеть то, что прошло незамеченным при первом прочтении, постепенно вскрывает различные пласты художественного текста, ведет учеников к постижению смысла произведения. Это формирует ученика как читателя, делает его эмоционально более чутким.

Искусство воспитания – это, прежде всего, искусство говорить, обращаться к сердцу ребенка. Следует воспитывать духовные ценности. Исходя из каждой конкретной темы урока, необходимо определить, какие учебные навыки будешь развивать, какие нравственные качества этот урок поможет воспитать в учениках. Воспитывающая роль урока более важна, чем просто изложение учебного материала.

2. Тема воспитания в произведениях русской литературы 19 века

2.1 Характеристика литературы 19 века

В начале XIX в. возникает сентиментальное направление. Наиболее видные представители его: Карамзин ("Письма русского путешественника", "Повести"), Дмитриев и Озеров. Возникшая борьба нового литературного стиля (Карамзин) со старым (Шишков) оканчивается победой новаторов. На смену сентиментализма является романтическое направление (Жуковский - переводчик Шиллера, Уланда, Зейдлица и английск. поэтов). Национальное начало находит выражение в баснях Крылова. Отцом новой русской литературы явился Пушкин, который во всех родах словесности: лирике, драме, эпической поэзии и прозе, создал образцы, по красоте и изящной простоте формы и искренности чувства не уступающие величайшим произведениям всемирной литературы. Одновременно с ним действует А. Грибоедов, давший в ком. "Горе от ума" широкую сатирическую картину нравов. Н. Гоголь, развивая реальное направление Пушкина, изображает с высокой художественностью и юмором темные стороны русской жизни. Продолжателем Пушкина в изящной поэзии является Лермонтов.

Начиная с Пушкина и Гоголя, литература делается органом общественного сознания. К м годам относится появление в России идей немецких философов Гегеля, Шеллинга и др. (кружок Станкевича, Грановского, Белинского и др.). На почве этих идей появились два главных течения русской общественой мысли: славянофильство и западничество. Под влиянием славянофилов возникает интерес к родной старине, народным обычаям, народному творчеству (труды С. Соловьева, Кавелина, Буслаева, Афанасьева, Срезневского, Забелина, Костомарова, Даля, Пыпина и др.). Вместе с тем, в литературу проникают политические и социальные теории Запада (Герцен).

Начиная с 1850-х гг., широкое распространение получают роман и повесть, в которых отражаются жизнь русского общества и все фазисы развития его мысли (произведения: Тургенева, Гончарова, Писемского; Л. Толстого, Достоевского, Помяловского, Григоровича, Боборыкина, Лескова, Альбова, Баранцевича, Немировича-Данченко, Мамина, Мельшина, Новодворского, Салова, Гаршина, Короленко, Чехова, Гарина, Горького, Л. Андреева, Куприна, Вересаева, Чирикова и др.). Щедрин-Салтыков в своих сатирических очерках бичевал реакционные и эгоистические тенденции, возникавшие в русском обществе и мешавшие осуществлению реформ 1860-х гг. Писатели народнического направления: Решетников, Левитов, Гл. Успенский, Златовратский, Эртель, Наумов.

Историческая стадия возникновения реалистического метода и соответствующего ему направления. 19 век воспринял все лучшее, что было в романтизме, возникшем на рубеже 18-19 в. в.: идея свободного развития личности, творческое преображение жанрово-стилевого своеобразия литературы. 19 век дал разные национальные варианты подлинно социального романа, где человек представал в глубокой внутренней связи с общественными обстоятельствами и подчинялся им, хотя у многих художников литературный персонаж представал и как борец против этих обстоятельств. Как ни одно столетие, 19 век отличался необычайным разнообразием жанровых, тематических форм литературы, а в такой области, как стихосложение, дал бесчисленное количество ритмических и строфических модификаций в каждом национальном литературном языке. В начале 19 века сформулировал принцип «всемирной литературы». Это не означало потерю национальной специфики литератур, а лишь свидетельствовало о процессах интеграции в словесном искусстве мира. Вторая половина 19 века была названа «русским периодом» в мировой литературе.

2.2 Нравственно-художественное и эстетическое воспитание на примерах литературных произведений классиков 19 века

Осмысливать философские проблемы, активно применять свои знания, свой жизненный опыт, используя свои убеждения, ставить проблемы, анализировать различные морально-этические коллизии, сложные проблемы человеческих отношений, принимать самостоятельные решения, развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащиеся учатся на произведениях таких известных авторов 19 века как, Гончаров. С помощью анализа произведений авторов возможно объяснение таких понятий, как конфликт, нравственность, патриотизм, преданность, предательство. В произведениях перечисленных мастеров слова 19 века невидимой нитью проходит тема воспитания.

Например, произведение «Евгений Онегин» можно по праву считать энциклопедией воспитания современной жизни. Это вечное произведение, сочетающие в себе все основные традиции русского народа. Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга. Эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной. Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина. главное достоинство Татьяны - это душевное благородство, ее истинно русский характер. Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства. Потому что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно. Именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

И буду век ему верна

Тема воспитания в данном произведении выражена воспитанием чувства долга и ответственности. Честь и смысл жизни – вот основные воспитательные проблемы, освещенные в романе. Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести. Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем. Каждая женщина (будь она политический деятель, учитель или журналист) должна быть любима, любить, растить детей, иметь семью. Для Пушкина Татьяна – идеал молодой русской женщины, которую, встретив, невозможно забыть. Так сильны в ней чувство долга, душевное благородство.

В произведении «Герой нашего времени» основной воспитательной темой является проблема личности. Личность в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и в то же время противодействии им – таков особый, двусторонний подход Лермонтова к проблеме. Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность – все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение. “Герой нашего времени” – первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь как процесс. В романе органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острая сюжетность и беспощадный самоанализ героя, очерковость отдельных описаний и новеллистическая стремительность поворотов в развитии событий, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека. Вся система образов этого произведения, как и вся художественная структура романа, построена таким образом, чтобы с разных сторон и под разным углом зрения осветить центрального героя.

Данное произведение воспитывает в читателе умение полноценно существовать в обществе, умение разбираться в противоречиях, часто возникающих в душе любого человека, умение находить баланс между психологическими трудностями и препятствиями, встающими на пути.

Значение романа «Герой нашего времени» в последующем развитии русской литературы огромно. В это произведение Лермонтов впервые в «истории души человеческой» вскрыл такие глубинные пласты, которые не только уравнивали ее с «историей народа», но и показывали ее приобщенность к духовной истории человечества через ее личностно-родовую значимость. В отдельной личности высвечивались не только ее конкретно-временные социально-исторические признаки, но и всечеловеческие.

Не менее значимой воспитательной ценностью обладает произведение «Недоросль» . Оно особенно ценно для периода юношества, когда молодых людям так необходима помощь в выборе своего дальнейшего жизненного пути. В комедии Фонвизина тема воспитания выражена в противоборстве добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности. «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых из Скотининых – невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков – хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон; дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум; хранитель законов, чиновник Правдин. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Вспомним Простакову на уроке Митрофана:

«Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делится.. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!».

А теперь вспомним сцену, где Стародум говорит с Софьей:

«Стародум. Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить».

Произведение наглядно показывает разницу между добром и злом, благородством и невежеством, читатель имеет возможность оценить все эти качества, сделать вывод, что по истине является ценным в жизни. комизм более глубокий, внутренний: грубость, которая хочет выглядеть любезно, жадность, прикрывающая великодушием, невежество, претендующее на образованность. Комическое основано на нелепость, несоответствие формы и содержания. В «Недоросле» жалкий, примитивный мир Скотининых и Простаковых хочет прорваться в мир благородных, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро действует при этом весьма энергично, разными способами.

Тема воспитания не менее отчетливо прослеживается и в произведении великого русского драматурга 19 века «Гроза» . Драма рассказывает о трагической судьбе женщины, которая не смогла переступить через патриархальные устои домостроя, не смогла сражаться за свою любовь, и поэтому добровольно ушла из жизни. Данное произвдение с трагическим концом воспитывает у читателя силу духа, умение находить выход из сложнейших ситуаций, сохранение самообладания в тяжелые моменты жизни. Катерина очень набожна, религиозна. А с точки зрения церкви самоубийство – тяжкий грех, самоубийцу даже не отпевают. И мы видим, как тяжело ей совершить этот шаг, однако, именно предательство самого близкого человека толкает ее на самоубийство. Катерина разочаровалась в своем возлюбленном, поняла, что он человек слабый, безвольный. Посмотрите, как Борис ведет себя в сцене прощания: сначала он жалеет Катерину, а в конце уже сам желает ей смерти. Возможно, не такой страшной, но все же смерть Катерины заставит Бориса быстрее ее забыть.

Конечно же, самоубийство можно расценить как поступок слабохарактерного человека. Но с другой стороны, жизнь в доме Кабанихи для нее невыносима. И в этом поступке – сила ее характера. Если Борис бежит от своей любви, бросает Катерину, то, как же ей поступить, как жить дальше? И поэтому она решается на самоубийство, так как не может и разлюбить Бориса, и простить ему предательство. Драма «Гроза» показывает всю силу влияния на человека и его душу таких отношений как предательство, презрение, пренебрежение. Воспитание учащихся на примере этого произведения проходит в русле формирования чувства справедливости, уважения, преданности к ближнему.

В произведении «Мертвые души» теме воспитания также уделялось пристальное внимание. Николай Васильевич, будучи человеком честным, умным, чувствительным, религиозным видел, что в мире правит зло, которое распространяется с огромной быстротой, и человек с ним уживается. Ужившись с человеком оно начинает процветать и торжествовать. Зло начинает распространятся с такой быстротой, что трудно определить его границы. Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них. Когда читаешь страницы произведения, все кажется серым, пошлым, ничтожным. Именно серость и пошлость - это зло, и оно само по себе страшно. Именно пошлость рождает низменные чувства, тупость и безразличие. В этом пошлом мире зло не знает границ, ибо оно беспредельно.

Главный вопрос, который задает в поэме «Мертвые души»: «Есть ли в этом мире что-то светлое, какое-то хотя бы обращение к свету?» Нет, здесь служат другим идолам: желудку, вещизму, сребролюбию. Но это все ложные ценности, и у каждого из героев они свои. В поэме “Мертвые души”, автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей. Уже само название поэмы имело огромную разоблачительную силу, несло в себе “что-то наводящее ужас”. Основной воспитательной идеей произведения можно назвать учение о нравственных и духовных ценностях человека в противоположность материальным ценностям. Человек нуждается в возвышенных идеях, устремлениях, эмоциях, постоянное стремление к накоплениям, материальным благам просто уничтожают человеческое «я».

Система персонажей была произведения сделана по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения от героя к герою. Так, хозяйство Манилова "шло как-то само собою". При чтении произведения воспитывается заинтересованность ко всему, что есть вокруг, и указывается на огромный вред и разрушительное действие безразличия и апатии. Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно проводит еще одну - связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом и правящими сословиями.

Не менее важным для воспитания читателя является и произведение «Обломов». Главные черты обломовского характера заключаются в совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению - он барин; "у него есть Захар и еще триста Захаров", по выражению автора. Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина. Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе: но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.

Заключение

Итак, проанализировав тему воспитания в произведениях классиков русской литературы, можно сделать вывод, что художественная литература 19 века представляет собой важнейшее культурное наследие, помогающее воспитывать нравственно и духовно богатое поколение.

Выдающиеся литературные произведения помогают читателю анализировать собственные поступки, воспитывает в них умение принимать правильные решения, когда человек стоит перед моральным выбором. Литература 19 века учит нас основополагающим качествам человеческой души, таким как честь, достоинство, верность, преданность, духовность, человеколюбие, гуманность, трудолюбие. На примерах героев своих произведений авторы невольно воспитывают в читателях нравственные качества человеческой личности, руководствуясь поступками и взглядами своих персонажей.

Тема воспитания активно проходит через основную часть произведений литературы 19 века, формирующей также патриотизм и любовь к Родине у читателей. Таким образом, можно сказать, что воспитательная тема является эффективным методическим средством формирования у читателей собственных морально – этических взглядов, убеждений, отношений, идей в процессе решения морально – этических проблем.

Список литературы

1. Аксенова чувств художественным словом. Пособие для учителя. - М.: АСТ, 2002.

2. , Зверев литература ХIХ века. 1870-е - 1890-е годы: Воспоминания. Литературно-критические статьи. Письма. – М.: Высшая школа, 2005.

3. Базанова литература 19 века. – М.: Право и закон, 2001.

4. Воловой Пушкин - Тайна романа. Критика. – М.: Академия, 2004.

5. Гончаренко воспитание учащихся в литературно-творческом обществе. - М.: Гардарики, 2003.

6. , Гришина идейно-нравственной позиции подростков средствами литературы// Совершенствование преподавания литературы в школе. - М.: Просвещение, 1986.

7. Педчак литература конца 18 начала 19 века. – М.: Феникс, 2003.

8. Писарев Обломов. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1975.

Гончаренко воспитание учащихся в литературно-творческом обществе. - М.: Гардарики, 2003, с.67

Аксенова чувств художественным словом. Пособие для учителя. - М.: АСТ, 2002, с.121

Гришина идейно-нравственной позиции подростков средствами литературы// Совершенствование преподавания литературы в школе. - М.: Просвещение, 1986, с.78

Базанова литература 19 века. – М.: Право и закон, 2001, с. 83

Педчак литература конца 18 начала 19 века. – М.: Феникс, 2003, с. 29

Воловой Пушкин - Тайна романа. Критика. – М.: Академия, 2004, с.138

Зверев литература ХIХ века. 1870-е - 1890-е годы: Воспоминания. Литературно-критические статьи. Письма. – М.: Высшая школа, 2005, с. 14

Педчак литература конца 18 начала 19 века. – М.: Феникс, 2003, с. 54

Пальховский "Гроза" в русской критике. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2001, с.42

Писарев Обломов. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1975, с.96

Здравствуйте! Проверьте пожалуйста, учла все замечания.

Текст Алексея Дорохова

(1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.
(7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.
(11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.
-(13)Парень-то он ничего,- говорила стряпуха,- грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.
- (15)А что? - заинтересовался староста.
- (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт - весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет - нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело - ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?..
(22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?»
(25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.
(27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (З0)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.
(32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.
(37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?
(39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди.
(42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.
(По А. Дорохову*)

СОЧИНЕНИЕ.
Люди живут в обществе и, чтобы не доставлять неудобства другим, нужно вести себя подобающе, уважать мнение собеседника, быть вежливым в разговоре.
Каждый должен уметь правильно поступать в любой ситуации, соблюдать правила поведения. То, как ведет себя человек, показывает, насколько он воспитанный. Но что же, на самом деле, воспитанность?
В тексте Алексея Дорохова поднимается этот вопрос. Главный герой всегда считал себя отлично воспитанным. Но, оказалось, что это не совсем так. Когда он попал в другое общество, то не смог выполнять определенные правила, закрепленные здесь. Его посчитали тут "серым". Герой понял, что в каждом окружении необходимо вести себя как полагается по местным законам.
Писатель считает, что воспитанность-это, прежде всего, уважение окружающим, внимание к ним. В различных компаниях важно подчиняться установленному порядку, который требует соблюдения особых правил этикета.
Я согласна с мнением автора, потому что правила поведения зависят от условий, в которых находится человек. Но везде каноны одни: нужно быть понимающим, честным и считаться с другими людьми.
Многие писатели описывают эту проблему. Например, в романе-эпопее "Война и мир" Льва Николаевича Толстого герой Николай Ростов вырос в обеспеченной семье, в благоденствии и достатке. Но, попав на войну, Николай смог приспособиться к изменившемуся порядку жизни. Теперь он вместе с другими солдатами жил в землянке, ел скудную пищу. Герой с достоинством прошел это испытание и тем самым показал свою воспитанность и умение привыкать к новым условиям.
Диаметрально противоположный характер имеет герой комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль". Митрофанушка не умеет правильно вести себя в обществе, он совершенно невоспитанный. Это приводит к тому, что герой не может приспособится к жизни в окружении других людей. В обществе его не принимают, потому что Митрофан не соблюдает элементарные правила этикета.
Таким образом, человек является воспитанным, если он вежлив, уважает мнение окружающих и считается с установленным порядком общества, в котором находится.

Всероссийский Фестиваль

«Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации»

Номинация: Научное исследование

Исследовательская работа

Тема воспитания и образования в русской литературе

Х VIII –Х I Х веков.

Сабинский район, с. Шемордан

Научный руководитель:

Образование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний человеческих – «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу»*.

Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Скотинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка – «… все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души»*.

«Энциклопедией русской жизни» назвал один из величайших романов «Евгений Онегин».

Пушкин - великий русский поэт, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка. Прошло почти полстолетия после выхода пьесы Фонвизина, как изменилось молодое поколение. Тогда перед молодыми людьми остро стояла проблема выбора: быть приверженцем официальной, то есть светской жизни, стиля поведения, принятого в высших кругах общества (образование, полученное «из рук» педагогов-иностранцев, подмена родного русского языка французским - писать и говорить по-русски – дурной тон!) , однообразный распорядок дня или же предпочесть по крупицам собирать свою, отечественную ученость, рискуя быть обреченным на непонимание и презрение современников. Высокое общество в обеих столицах вело именно такую жизнь и нисколько не сопротивлялось однообразному ее течению. По словам, «Наше общество, состоящее из образованных сословий, есть плод реформы. Оно помнит день своего рождения, потому что оно существовало официально прежде, нежели стало существовать действительно, потому что, наконец, это общество долго составлял не дух, а покрой платья, не образованность, а привилегия.

Оно началось так же, как и наша литература: копированием иностранных форм без всякого содержания, своего или чужого, потому что от своего мы отказались, а чужого не только принять, но и понять не были в состоянии». К этому обществу принадлежит и Онегин:

Спокойно спит в тени блаженной,

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.*

Онегин - светский петербургский молодой человек, столичный аристократ. Описывая своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании. Онегин получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание:

Monsieur I"Abbe, француз убогой

Чтоб не измучилось дитя

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.*

Воспитание Евгения под руководством чужестранных учителей, беспорядочное, поверхностное, оторванное от национальной почвы, было типичным для людей всего круга светской молодёжи.

Вспомним:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо.*

Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale ,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.*

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.*

В Петербурге Онегин ведет праздную, суетную, бессодержательную жизнь.

Сравним воспитание и образование Онегина с любимой героиней Пушкина, Татьяной.

В то время как Онегин вел жизнь меж балов и театров, Татьяна, живя в деревне с родителями и сестрой, существовала совсем иначе:

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.*

«Дражайшие родители учили своих дочерей только искусству во что бы то ни стало выйти замуж. Дети прозябают в детской, среди мамок и нянек, среди горничных, на лоне холопства, которое должно внушить им первые правил нравственности, развить в них благородные инстинкты, объяснить им различие домового от лешего, ведьмы от русалки, растолковать разные приметы, рассказать всевозможные истории о мертвецах и оборотнях, выучить их браниться и драться, лгать не краснея, приучить беспрестанно есть никогда не наедаться. Девочек приучают прыгать и шнуроваться, немножко бренчать на фортепиано, немножко болтать по-французски – и воспитание, конечно, тогда им одна наука, одна забота – ловить женихов»*.

Вот и все воспитание девушек. Татьяна росла в деревенской глуши, среди полей и лесов, вблизи от простого народа. Ее основная воспитательница – крепостная «Филипьевна седая»*. Эта няня символизирует глубочайшую связь основной героини с крестьянством, с его поэзией и «преданьями простонародной старины».

М., 1984. С.67,69.

«Евгений Онегин». М.,1970.С.7,8,13,50.

Национально-русское, самобытно-народное воздействие оказалось в формировании Татьяны сильнее французских романов, хотя и они привили ей возвышенную мечтательность.

В отличие от пошлой, невежественной провинциально-поместной среды Татьяне свойственны искания тревожной мысли, сильно развитые чувства морального долга, прямота, частота, доброта, сердечность.

Но Татьяна, хоть и является «существом исключительным, натурой глубокой, любящей, страстной»*, не может жить без влияния того общества, в котором находится, поэтому ее тяга к образованию, ее непохожесть на других делали ее странной неуживчивой.

Судьбы лучших героев романа трагичны. Трагедия героев обусловлена все нарастающим конфликтом с обществом и невыраженностью этого конфликта в действии. Он существует лишь в их чувствах. Татьяна, предпочитая «полку книг и дикий сад»* блеску, шуму и чаду Петербурга, остается в свете. Онегин не в силах порвать с обществом, которого он принять не может.

Роман “Обломов” , вышедший в свет на рубеже 1860-х годов, также не обошел вниманием тему воспитания и образования молодого поколения. Главный конфликт романа - между патриархальным и буржуазным укладами русской жизни - писатель раскрывает на противопоставлении людей, чувств и рассудка, покоя и действия, жизни и смерти. Это противопоставление мы можем наблюдать на примере наших главных героев: Обломова и Штольца. В Обломове и Штольце контрастирует практически все, вплоть до мельчайших деталей, начиная от происхождения и кончая стилем одежды. Но главным их различием, без сомнения, остается абсолютная несхожесть их характеров и идеалов. Все остальное - причина или следствие этого. Достаточно вспомнить сон Обломова, чтобы понять, что своей

ленью и апатией он во многом обязан барскому происхождению и воспитанию. Представление о жизни складывалось у него из наблюдений за жизнью родителей, которые приучали сына к праздности и покою, считая их признаком счастья и высшей породы.

Ему хочется что-то сделать самому, а домочадцы не разрешали даже налить себе воды из графина, что-то принести, поднять уроненную вещь, считая, что на труде вообще стоит клеймо рабства. «Захар, - как, бывало, нянька, - натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему, лежа, то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, так он поддаст Захарке ногой в нос... Потом Захарка чешет ему голову, натягивает куртку, осторожно продевая руки Ильи Ильича в рукава, чтобы не слишком беспокоить его...»*. Образование Обломов должен был получить в Верхлёве, в пансионате немца Штольца (отца Андрея), деятельного и строгого человека. «Может быть, у него Ильюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлёва. А то как выучиться? Обаяние обломовской атмосферы, образа жизни и привычек, простиралось и на Верхлёво; ведь оно тоже было некогда Обломовкой; там, кроме дома Штольца, все дышало тою же первобытной ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью»*.

Отец Штольца, напротив, старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности.

________________________________________________________

*. М., 1984. С.70.

* «Обломов». М., 1958. С.87,90,105.

* «Что такое Обломовщина?». М., 1958.С.406,415.

Энергичность и предприимчивость Андрея Штольца есть следствие необходимости самому, не полагаясь ни на кого, пробивать себе дорогу в жизни. Это противопоставление усиливается за счет того, что их жизненные пути постоянно пересекаются.

Причем Штольц пытается вырвать своего друга Илью Ильича из лап «обломовщины», пробудить в нем все лучшие чувства: доброту, честность, искренность, благородство, - надеясь на то, что эти чувства, развившись, сделают его жизнь цельной и гармоничной.

Мечтания Обломова, порой детские и наивные, резко отличаются от действительности, что и стало его самой большой жизненной трагедией. Его лень и апатия мешают ему воплотить в реальность хотя бы маленькую толику его грандиозных мечтаний.

Обломов как бы живет двойной жизнью: первая - это обыденная реальность, а вторая - это его сны и мечтания, в которых он представляет себя деятельным человеком, личностью, которая способна творить и действовать, невзирая ни на какие жизненные проблемы и внутренние противоречия. Но это сон, а не реальность. Илья Ильич спит, потому что во сне он видит себя тем, кем он хочет быть. Жизнь его - это сон.

Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Следствием этих порядков были застой и неподвижность во всех областях жизни. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к сознанию своей никчемности, несостоятельности, к распаду личности. Образами Обломова и Захара автор убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений. Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Заключение.

Подводя итоги нашему исследованию, делаем выводы, что система воспитания и образования , принятая в русских дворянских семьях в XVIII-XIX веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты и одновременно – высокомерие, чувство превосходства по отношению к окружающим. Эти качества во многом способствовали жизненной несостоятельности людей, фатальной неизбежности несчастливой судьбы. Все это мы проследили на судьбах наших главных героев.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вел за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - писал. Именно с детства начинается воспитание ребенка, именно в детстве разгадка взрослых тайн человеческой души, именно детство становится ключиком к пониманию поступков, побед и неудач взрослого человека.

Роль семьи в воспитании ребёнка несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Использованная литература

1. . Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. Москва. «Просвещение» 1983

2. . Французские гувернеры конца XVIII века: постановка проблемы.

3. , . Русская литература первой половины XIX века. Казань, «Магариф» 2009

4. . Русская литература первой половины XIX века. Москва. «Просвещение»,2000

6. «Недоросль». Москва. «Советская Россия»,1983

7. «Евгений Онегин». Москва. «Художественная литература»,1970

8. «Обломов». Москва. «Просвещение»,1958

9. «Что такое Обломовщина?» Москва. «Просвещение», 1958

В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.

Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.

Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.

Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.

Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина

«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.

В 1714 году царь-реформатор издал указ об обязательном образовании дворян. Для не успевших или не пожелавших получить свидетельство об образовании было введено понятие «недоросль», то есть не доросший до взрослой жизни, службы, женитьбы и ответственности. И тут встал вопрос о «фальшивом» и истинном воспитании. Родители Митрофана, главного героя комедии, наняли учителей вовсе не для получения сыном новых знаний и его просвещения. Просто так было положено. Матушка ведь прямо сыну и наказывала учиться для вида, считая, что им, как потомственным дворянам, грамота ни к чему и нечего «вредить головушке». А кучер, обучавший Митрофана тонкостям светской жизни, советовал не окружать себя шибко умными людьми, а держаться своего круга. Конечно, Митрофан считал науку и культуру излишним, ненужным и нудным предметом, на которое не следует тратить ни времени, ни усилий.

Помимо невежества и мракобесия, впитавшегося с детства, героя отличают крайняя грубость и скверный характер. Все это он считает нормой в отношениях с окружающими, ведь именно такой пример всегда подавала ему его же мать – жестокая и злобная Простакова. Следует ли удивляться тому, как резко и хладнокровно сынок оттолкнёт мать, нуждавшуюся в его поддержке? «Злонравия достойные плоды»: излишняя избалованность, потакание лени, стремление оградить ребенка от всех тягот всегда приводят к подобному финалу. Нельзя воспитать чуткого и честного человека, уважающего своих родителей и окружающих его людей, не став для него образцом чести и доброты. Моральное и нравственное становление личности начинается именно с семьи.

Через речи Правдина и Стародума Фонвизин озвучил свои собственные идеи и размышления: главное – иметь доброе сердце и чистую душу, и гораздо более ценным подарком, который можно оставить своему ребенку, является достойное воспитание, хорошее образование и тяга к знаниям, а не большое наследство. Комедия Фонвизина актуальна и по сей день, так как в ней раскрыты все последствия небрежного отношения к воспитанию молодого поколения.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Беневоленского в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

    Беневоленский является очередным градоначальником города Глупов, который сменят князя Микеладзе и, по мнению критиков, частично представляет собой образ основанный на Сперанском, который служил при Александре Первом

  • Женские образы в романе Гончарова Обломов сочинение с планом

    Я опишу и раскрою главных женщин из романа Гончарова « Обломов», что связывает их между собой этих женщин. У женщины в этом романе совсем разные по жизни, полные противоположности объединяет их только переживания связанные с героем Обломовым

  • Сочинение Осенние каникулы и как я их провожу 2, 3, 4, 5, 6 класс

    Все люди по разному проводят своё личное время, тратя его на те или иные вещи, которые им приходятся по душе. Но так как я учусь в школе, свободного времени у меня не так много как бы мне того хотелось

  • Сочинение Печорин и Грушницкий. Их отношения в романе Герой нашего времени

    Лермонтов написал произведение «Герой нашего времени», которое в скором времени стало очень известным. Этот роман может трактоваться совершенно по-разному. Он также воспринимается по-своему ля всех читателей