Проект что умеет бумага. Исследовательская работа "изготовление бумаги в домашних условиях"

Гордина Виктория

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

с. Загарье Юрьянский район Кировская область

Исследовательский проект

«Бумага своими руками»

Работу выполнила ученица

5 класса МКОУ ООШ с. Загарье

Юрьянский район Кировская область

Гордина Виктория

Руководитель: учитель биологии

МКОУ ООШ с. Загарье

Гордина Елена Николаевна

1. Паспорт............................................................................................................................. 3

2. Введение........................................................................................................................... 4

3. Этапы работы над проектом........................................................................................... 6

4. Разговоры о бумаге

4.1. Появление бумаги...................................................................................................... 7

4.2. Изготовление бумаги сегодня................................................................................... 10

4.3. Методы изготовления бумаги в домашних условиях............................................ 12

5. Заключение....................................................................................................................... 14

Информационные ресурсы................................................................................................. 15

Приложения......................................................................................................................... 16


1. Паспорт проекта

Название проекта : Бумага своими руками

Возраст участника проекта : 11 лет

Количество участников : 1

Руководитель: Гордина Елена Николаевна, учитель биологии химии МКОУ ООШ с. Загарье

Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа – природоведение

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – биология, химия, экология, краеведение

Тип проекта - долгосрочный

Предполагаемый продукт : получение образцов бумаги, выпуск буклета.


2. Введение

Тема проекта «Бумага своими руками»

Бумага занимает исключительное место в жизни людей. У нее было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материала для письма, для передачи столь ценимой информации.

Бумага своими руками… Можно ли её изготовить в домашних условиях? Этим вопросом задался автор предлагаемого проекта. Изучив литературу по данному вопросу, автор пришел к выводу, что невозможного в этом случае не бывает. Было найдено несколько способов изготовления бумаги в домашних условиях, но испробовав их, был выбран один. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге ручного производства: интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.

Гипотеза

Я предполагаю, что продукт бумага собственного изготовления заинтересует не только учащихся школы, но и учителей, знакомых

Объект исследования

Производство бумаги из вторичного сырья

Предмет изучения

История производства бумаги

Проблема

Все используют бумагу, но как её получают - знает не каждый

Цель проекта:

Самостоятельно получить бумагу ручным способом из вторичного сырья.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения бумаги..

2. Познакомиться с промышленным способом изготовления бумаги.

3. Изготовить образцы бумаги в домашних условиях.

4. Научиться применять вторичное сырьё, сберечь лесные ресурсы (как ни громко это звучит)

5. Представить материал в виде презентации, буклета.

Моя работа состояла из двух этапов:

1. Изучение литературы по данной теме в библиотеке и в Интернете.

2. Исследовательская часть изготовления образцов бумаги

Используемые источники
1. "Новая Газета" № 49 (492), 2005 год
2. Хорёва Г. А. "Твоя альтернатива АЭС" Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2–е, перераб. и дополненное. – Мурманск, 2002. – 32 с.

3. Интернет-сайты:


3. Этапы работы над проектом.

1. Подготовительный (октябрь-ноябрь)

Поиск и изучение литературы по производству бумаги в школьной и сельской библиотеках, так как найденный материал имел мало иллюстраций, то пришлось обратиться к ресурсам Интернета. Мы изучили историю возникновения бумаги, различные виды бумаги, изготовление бумаги в промышленности.

2. Практический (декабрь – февраль)

Оформление работы на компьютере, приложений, изготовление бумаги.

3. Контрольно-оценочный (март)

Выпуск буклета и презентации, изготовление образцов бумаги собственными руками. Подготовка и защита проекта на школьном и районном конкурсе исследовательских работ.


4. Разговоры о бумаге.

4.1. Появление бумаги

Лесорубы дерево срубили,

На станке, на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Бумагу придумали китайцы. Вернее, один вполне конкретный китаец – Цай Лунь. До него писчий материал тоже был – египтяне делали его из листов папируса (Приложение1) , но у этого материала была целая масса недостатков: он ломался, плохо переносил влагу, расслаивался со временем. Да и делать папирусную бумагу было не очень просто. Так что Цай Лунь оказал всему миру очень большую услугу, ранним весенним утром 105 года нашей эры решившись, наконец, попробовать сотворить самый лучший писчий материал во вселенной.

До этого китайцы делали бумагу из пеньки и бракованных коконов шелкопряда. Цай Лунь же растолок волокна шелковницы (тутового дерева), древесную золу, тряпки и пеньку, смешал все это с водой, выложил получившуюся массу на бамбуковое сито и высушил на солнце. А когда масса высохла, разгладил ее камнями. Бумага Цай Луня чрезвычайно понравилась императору – она была более ровной и гладкой, чем пеньковые листы, и более прочной и долговечной, чем шелковые рулоны, – и он тут же обязал всех китайских чиновников перейти на использование нового материала.

Изначально бумага в Китае использовалась для упаковки тканей, и только потом стала писчей. При династии Тан китайцы придумали чайные пакетики и туалетную бумагу, а при династии Сун первыми на планете ввели бумажные деньги.

С тех пор процесс изготовления совершенствовался, но не менялся. Добавляли новые компоненты – крахмал, клей, красители, – гладкие камни сменились цилиндрическими прессами, сушка на солнце уступила место ультрафиолетовым лампам. Во второй половине семнадцатого века европейцы придумали размалывающий аппарат, существенно сокративший время на производство бумаги. В 1770 году британский бумажный фабрикант Дж. Ватман придумал технологию, позволяющую получать лист бумаги без следов сушильной сетки. А в 1806 году братья Фурдинье запатентовали первую бумагоделательную машину.

Первой в Европе (около 1150 г.) начала делать бумагу Испания, переняв технологию у арабов. В 1154 году бумага появилась в Италии. В 1300 году бумагу начала изготавливать Венгрия, в 1390 году – Германия, в 1494 году – Англия, в 1565 году – Россия, в 1586 году – Голландия, и в 1698 году – Швеция.

В технологии изготовления бумаги насчитывалось 30 операций. Главной фигурой на бумажной мельнице был черпальщик, а основным рабочим инструментом ему служила четырехугольная форма с сеточным дном. Он опускал ее в чан, наполненный бумажной массой, и быстро поднимал. Требовалось делать это так, чтобы на сетке, после того как с нее стечет вода, остался ровный волокнистый слой, из которого потом получался лист бумаги. Черпальщик считался важной персоной и обладал рядом привилегий в отличии от остальных мастеров.

Со временем цеховое бумажное производство изменило свой характер, приобрело черты мануфактурного производства. Таким оно оставалось до конца XIX века. Эта операция была очень трудоемкой, требовала больших физических затрат, опыта, сноровки. Обычно это были мастера высокой квалификации. Они пользовались уважением и льготами. Сделав свое дело, черпальщик передавал раму рабочему - приемщику. Тот ловко переворачивал раму, и волокно попадало на матерчатую суконную прокладку. Сырые бумажные листы разделялись прокладками и собирались в стопы. Затем из них удаляли воду прессом. На многих гравюрах детально показан такой пресс, так что при желании можно изготовить действующую модель без особого труда, настолько точны рисунки и гравюры.

Сушка была завершающей, но не самой последней операцией. После удаления влаги листы распрямляли, разглаживали на гладком катке каталкой из твердых пород деревьев как бук, орех или костью. Затем снова прессовали. Иногда бумагу окунали в кювету с разведенным животным или рыбьим клеем. Рыбий считался лучше, так как меньше подвергался гниению. Затем была повторная сушка и разглаживание.

Процесс изготовления бумаги требует большого количества воды для приводов мельниц. Поэтому бумажные цеха стремились строить как можно ближе к воде, а чаще – прямо на реке. Такие цеха стали называться «бумажными мельницами». Первые бумажные мельницы появились в Италии в XIII веке (Фабриано, 1276 год, позже в Болонье и в Анконе), во Франции в XIV веке (1348 г.), в Германии в 1380 году, в Англии в середине XIV века, в Голландии, Норвегии, Дании – в 60-х годах XIV века, в Польше в 1493 году, в Чехии – в 1499 году.

Растет спрос на бумагу, увеличивается количество цехов, мастеров, учеников. Растет конкуренция – крепнет желание занять свою нишу в производстве, поставке своего товара, в закреплении своего имени. Каждый мастер имеет свои хитрости, свои секреты, которые держит под строгим контролем, хотя в целом общий принцип производства был известен.

В Европе бумагу делали из льняного тряпья. Сначала его замачивали в известковом молоке. Потом тряпье растирали в больших ступках, и снова замачивали в известковой воде около суток. Затем измельченная масса доставалась, отжималась, и снова перемалывалась до получения однородной смеси в больших чанах. Мастер определял готовность сырья – разрешал формовщикам зачерпнуть особым ситом (деревянная рама, обтянутая мелкой сеткой) специальным отработанным движением массу – заготовку бумаги. Через некоторое время вода сцеживалась через сито, уплотнялась, после этого «откидывалась» на слой войлока. Оставшаяся вода впитывалась в войлок, и бумажная масса – сырье еще более уплотнялась. Сверху клали лист войлока, и операция повторялась, таким образом, несколько раз. После определенного времени всю эту стопку из войлока и бумажной массы уплотняли под прессом. Пресс отжимал остаток влаги и после этого чуть влажные листы заготовки развешивали в тени (обязательно под навесом) для воздушной сушки.

Подсушенная бумага поступала к гладильщикам: на мраморной доске лист разглаживался костяным стеком (своего рода плоский и очень гладкий нож без ручки). Проглаженная таким образом бумага поступала к проклейщику. Он пропитывал лист желатиновым раствором и снова развешивал для сушки. Высохший лист вновь поступал к проклейщику для обработки другой стороны, после чего лист снова развешивали для сушки. Проклеенный лист возвращался к гладильщику. Он повторял операцию выглаживания листа и передавал ее, если нужна была полированная бумага (тип современной мелованной бумаги) полировщику. Он полировал ее слоновой костью и завершал свои действия обработкой поверхности яшмой, нефритом, агатом, ониксом. Чаще всего применяли агатовые лощила. Подобная техника лощения или полировки сырого изделия из глины сохранена и по сей день. Такие изделия, называемые в керамике «лощеными», пользуются успехом у любителей керамики.

Почти готовая бумага относилась на стол к мастеру - резчику. Он обрезал заготовки под определенный формат и складировал их десятками. Упаковщик, в зависимости от количества листов в заказе собирал блок готовой бумаги, предварительно подложив снизу форматную дощечку и точно такую же сверху, чтобы уберечь края листов готовой бумаги от механических повреждений. Все это тщательно укрывалось сукном, льном, перевязывалось лентами, и сдавалось на склад готовой продукции или прямо из рук в руки заказчику. Бумага, как товар, не залеживалась на складе. Основных операций было около 30, дополнительных около 15-ти, технологически довольно сложных манипуляций с бумажной массой.

4.2. Изготовление бумаги сегодня.

Практически так же, как при Цай Луне. В специальной большой ванне растворяют в воде измельченные частицы древесины, ткани, укрепляющих веществ и краски. Потом получившуюся массу вычерпывают и выкладывают порциями на сушильной сетке (Приложение1) .

Если вычерпанную смесь (ее называют первичной бумагой ) просто высушить под лампочкой, получится рыхлая и довольно ломкая масса. Поэтому после сушки первичную бумагу прессуют на специальных прессовальных валах – то есть прогоняют между рядов гладких цилиндров (Приложение1) ., которые давят на лист с определенной силой Чем больше давление, тем плотнее получается бумага и тем сложнее ее, потом будет согнуть.

Сама по себе бумага обычно получается коричневого цвета разной степени насыщенности. Для того, чтобы выбелить бумагу (ну или придать ей какой-то другой оттенок), в первичную смесь добавляют специальные красители и химикаты. Кроме того, часто листы мелуют – то есть распыляют по бумаге меловой раствор, а затем еще раз прессуют лист цилиндрами. Помимо красивого цвета, мелованная бумага отличается повышенной прочностью и более удобным для печатника точечным впитыванием краски.

Стандартная бумага, мелованная или нет, получается матовой, немного шершавой на ощупь. Для того, чтобы сделать из нее гладкую и глянцевую , бумагу в процессе мелования покрывают специальным составом. Глянцевая бумага обычно более плотная, чем матовая. На таких листах лучше всего печатать полноцветные иллюстрации и фотографии: размер печатной точки на такой бумаге самый маленький, а, значит, и разрешение картинки – самое высокое, и цветопередача – самая точная.

Помимо мелованной существует один тип белой матовой бумаги – каландрированная . Она используется для цифровой печати: чернила цифрового принтера ложатся на такую бумагу очень ровно и закрепляются лучше, чем на меле. Для того, чтобы добиться такого эффекта, листы пропускают через специальную машину по имени каландр (Приложение 1) . По сути, каландр ничем не отличается от прессовального аппарата – та же лента, те же цилиндры. Только вот поверхность самих цилиндров очень гладкая, и листы пропускаются под бо льшим давлением – поэтому бумага получается очень плотной. Каландрированная бумага не бывает глянцевой, а цвет ее белого листа чуть желтоватый, поэтому с него очень удобно читать.

Для того, чтобы получить фактурную бумагу , при прессовании первичную бумагу кладут на фактурную сетку. Или при замешивании состава добавляют дополнительные элементы (нити, частицы целлюлозы, тонкие пластиковые срезы и т.п.)

В последнее время очень популярна бумага из вторсырья, в качестве основы для ее листов используется собранная макулатура или ткани. Такая бумага становится основной для упаковочных материалов или используется для изготовления дизайнерской бумаги со сложной фактурой.

Основой бумаги являются растительные волокна, должным образом обработанные и соединенные в тонкий лист поверхностными силами сцепления. Для изготовления специальных видов бумаги в последнее время используются также волокна синтетического и минерального происхождения (асбестовые, стеклянные и др.). Иногда при производстве бумаги используют волокна шерсти, соломы или риса. Для создания цветной бумаги в состав добавляются красители.


4.3. Методы изготовления бумаги в домашних условиях

МЕТОД I

Оборудование:

Большая кастрюля

Листы использованной бумаги

Миксер или кухонный комбайн

Кусок марли с мелкими отверстиями

Растворимый крахмал (две чайные ложки)

Два листа промокательной бумаги (или газета)

Ход работы:

1. Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в кастрюлю. (Если Вы используете кухонный комбайн, просто положите в него порванную бумагу, налейте немного воды и взбивайте, пока бумага не распадется на волокна.)

2. Затем вылейте полученную массу в кастрюлю с теплой водой. Если хотите использовать крахмал, то добавьте его в воду сейчас (две чайные ложки).

3. Дайте бумаге постоять минут 10, а затем взбивайте миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.

4. Опускайте постепенно кусок марли в кастрюлю одним краем, держа ее за другой край. Полностью погрузите ее в массу, а затем осторожно выньте. Дайте воде стечь обратно в кастрюлю

5. Накройте марлю промокательной бумагой и переверните, но осторожно, чтобы полученная "целлюлоза" не распалась.

6. Аккуратно удалите марлю и накройте оставшуюся "целлюлозу" вторым листом промокательной бумаги и прокатайте.

7. Высушите с помощью утюга

8. Аккуратно удалите промокательную бумагу. Получившийся лист не трогайте 24 часа до полного высыхания.

МЕТОД II

Оборудование:

Специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. (Приложение 2) Они деревянные, размером листов A4 и A5. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка мелкозернистая, похожа на сито, она применяется в строительстве. Сетка прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке.
Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса, но можно вполне обойтись и без них.

Материалы:

Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу. На изготовление 2-3 листов бумаги надо приблизительно 3-4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.

Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых. Для декора можно использовать нитки, сухие листья, лепестки цветов, блёстки, конфетти и т.п.

Ход работы:

1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой, настаивается 30 минут и помещается в блендер, где измельчается до состояния однородной массы.(Приложение 2) Можно добавить краситель. Когда бумажная масса готова, она наносится на рамку с сеткой, сверху накрывается рамкой без сетки. Некоторое время нужно, чтобы дать воде стечь(Приложение 2)

2. Снимается верхняя рамка (без сетки).

3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.

4. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.


5. Заключение

В ходе работы цель, поставленная автором работы в самом начале, была достигнута: были освоены два описанных в литературе способа изготовления бумаги в домашних условиях. Кроме того, что это занятие оказалось увлекательным, оно, безусловно, полезное. Из бумаги собственного производства можно изготовить красивейшие открытки, обложки для ежедневников, фотоальбомов, абажуры для светильников, существуют даже дизайнерские обои, изготовленные ручным способом. Такая бумага ценится и стоит довольно дорого.

Было собрано 18 килограммов макулатуры: основная её часть была сдана в школу для последующей сдачи в пункте вторсырья. Обрезанные поля собранных газет были использованы для изготовления бумаги, 300 граммов макулатуры использовали для получения 3 листов бумаги в домашних условиях.

Автор считает, что данная работа принесла небольшую пользу природе. В ходе выполнения проектной работы автор узнал много нового и интересного и получил удовлетворение. Продуктом заинтересовались друзья, родственники и учителя.

Ведь это и было главной задачей.

Исследовательский проект на тему:

«СВОЙСТВА БУМАГИ».

Данная темя меня заинтересовала после того, как на уроках труда Людмила Ивановна предложила нам собрать коллекцию разных видов бумаги. Моя коллекция получилась большой. И я решил изучить бумагу подробнее.

Цели и задачи проекта:

l Узнать свойства бумаги как материала.

l Узнать как изготавливают бумагу на производстве.

l Изготовить бумагу в домашних условиях.

l Создать свою коллекцию бумаги.

l Сделать выводы о свойствах бумаги, её значении.

Для этого я изучил бумагу, как материал с использованием литературы и ресурсов интернет, собрал коллекцию бумаги, провел практические опыты по изучению свойств бумаги, получил бумагу в домашних условиях, сделал выводы по результатам опытов.

И сейчас представлю вам свои исследования.

Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н. э. Цай Лунем. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он перемешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянную рамку и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, красители.

Постепенно искусство делать бумагу разошлось по всему миру.

В 1799 году французский изобретатель изобрел бумагоделательную машину. Сейчас производство бумаги сложный высокомеханизированный процесс.

Что такое бумага?

l Бумага - многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой и образующих тонкий лист, толщиной 4-400 мкм.

l В состав бумаги входят : Волокна растительного происхождения, Минеральные наполнители (проклеивающие вещества), Красители, Специальные добавки (для разных видов бумаги).

Опытным путем я изучил свойства бумаги.

ОПЫТ 1 Прозрачна ли бумага? Бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.

ОПЫТ 2 Прочная ли бумага? Тонкая бумага легко рвется во всех направлениях. Толстая бумага рвется с небольшим усилием.

ОПЫТ 3. Трудно ли разрезать бумагу? Любая бумага легко режется ножницами .

ОПЫТ 4 Мнется ли бумага? Любая бумага легко сминается. Я сминал бумагу в шар. Чем толще бумага, тем больше получился размер бумажного шара.

ОПЫТ 5 Легко ли складывать бумагу? Любая бумага легко сминается. Я сминал бумагу в шар. Чем толще бумага, тем больше получился размер бумажного шара.

ОПЫТ 6 Промокает ли бумага? Любая бумага промокает. После намокания она теряет форму. Берегите книги от воды!!!

ОПЫТ 7 Горит ли бумага? Бумага очень быстро загорается и быстро сгорает.

Не кладите бумажные предметы около газовой плиты – может случиться пожар!!!

Таким образом, можно сделать вывод, что Бумага- тонкий непрозрачный материал, Бумага легко режется и мнется, Бумага легко сгибается и сохраняет линию сгиба, Бумага впитывает влагу, Бумага легко воспламеняется и быстро горит. Берегите бумажные предметы от воды и огня!

Производство бумаги складывается из нескольких процессов:

l Приготовление бумажной массы

При размоле волокнам (которые делают из древесной массы, целлюлозы, макулатуры, тряпичной полумассы), придают необходимые толщину и физические свойства. Размол производится на аппаратах - роллах, мельницах. Чтобы сделать бумагу пригодной для письма и придать её гидрофобные свойства, в бумажную массу добавляют канифольный клей, глинозем, крахмал, различные смолы, минеральные наполнители (для белизны).

Готовая бумажная масса с помощью насоса подается из подготовительного цеха в мешальный бассейн, оттуда поступает на бумагоделательную машину. При этом масса разбавляется водой. Бумажная масса непрерывным потоком вытекает на движущуюся замкнутую в кольцо сетку машины, где происходит отлив, обезвоживание и уплотнение бумажного полотна. Затем в прессовой части, бумагу пропускают между валами. Окончательное удаление воды происходит в сушильной части. Поверхность бумаги получается гладкой благодаря каландированию. Получаемое полотно бумаги наматывается на рулоны.

l Бумага – одно из уникальных изобретений человека. Весьма трудоемкий и масштабный процесс.

Рукотворная бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: толще, менее гладкая, хрупкая. Но она абсолютно эксклюзивна, двух одинаковых листов не получится, быть может поэтому изготовление бумаги превращается из ремесла в искусство.

Я изучил несколько способов получения бумаги в домашних условиях и научился изготавливать бумагу самостоятельно, используя вторичное сырье - газеты, специальную рамку формата А4 , миксер, чернила.

Сначала разрываем бумагу на мелкие кусочки и заливаем водой, взбиваем миксером.

Затем помещаем полученную массу на рамку с сеткой, удаляем лишнюю влагу и оставляем высыхать. Вот что получилось. (Показать полученные листы).

Бумага и её производные используются повсеместно:

l Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)

l Отделочный материал (обои)

l Поделочный материал (оригами, папье - маше)

l Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)

l Чистящий материал (салфетки, туалетная бумага)

l Фильтрование

l Производство денег

l Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, индикаторная бумага, наждачная бумага)

БЕЗ БУМАГИ НИКУДА. Мной была собрана коллекция бумаги разного назначения. В моей коллекции ……… видов бумаги. (Продемонстрировать).

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

Бумага – одно из уникальных изобретений человека. Производство бумаги - весьма трудоемкий и масштабный процесс.

В ходе работы я: Изучил свойства бумаги.

Узнал, как изготавливают бумагу на производстве.

Научился изготавливать бумагу в домашних условиях из вторсырья .

Собрал коллекцию бумаги.

Но как из огромного дерева получается красивая тетрадь, книга или пачка белых листов? Разберемся в этом вместе.

Как делают бумагу

Бумага производится на бумажных фабриках. Из леса на фабрику привозят бревна. Чаще всего используют сосну, ель, березу, а также эвкалипт, тополь, каштан.

На специальной площадке из бревен сдирают кору и измельчают на щепки. Затем на конвейере осколки транспортируют на целлюлозный завод, где они варятся в специальном растворе. В результате получается целлюлоза - основное сырье для изготовления бумаги.

Интересно! Из одного дерева получается 2857 тетрадей на 12 страниц. Чтобы вырастить взрослое дерево, нужно 60 лет. Вот почему важно бережно пользоваться учебниками и тетрадями, ведь все это - срубленные деревья.

Самый экономный способ получить древесную целлюлозу - механический . Деревообрабатывающее предприятие измельчает лесоматериалы в крошку и смешивает с водой. Так изготавливают бумагу низкого качества - например, для газет.

А вот для изготовления высококачественной бумаги - для журналов, книг и брошюр - применяют химический способ . С помощью сит осколки сортируют по размеру. Дальше измельченная древесина с добавлением кислоты варится в специальных машинах.

Затем целлюлоза проходит через фильтры и промывается, освобождаясь от примесей. На этом этапе к сырью могут добавить макулатуру, однако предварительно ее непременно очищают от чернил.

Следующий этап - добавление клеев и смол. Первые - отталкивают влагу, вторые - предотвращают растекание чернил, которые часто изготавливаются на водной основе. Именно благодаря этим процессам написанное в Твоей тетради не размазывается и легко читается. Бумага для печати такой проклейки не требует, ведь печатные краски не готовят на водной основе.

Но и это еще не все. Потом к бумажному сырью добавляют пигменты и красители. Например, белый цвет бумаги получается благодаря добавлению каолина.

После этого бумажная масса попадает в бумагоделательную машину на ленточный конвейер. Здесь с помощью крошечных пористых отверстий и отжима различными валиками из бумаги удаляется влага и образуется сплошная рулонная лента.

На этапе «мокрого прессования» бумагу окончательно высушивают, обезвоживают и уплотняют. Результат - ровная белая лента наматывается на огромный рулон. Бумага готова! Можно отправлять на книжные фабрики. Там бумажное полотно разрезают, создавая книги и тетради.

Узнать все тонкости производства бумаги можно из видеоролика.


Как делают книги?

Итак, после того, как автор напишет текст, а редактор издательства его утвердит, начинается процесс корректуры . Произведение проверяется на наличие ошибок. В идеале команда корректоров вычитывает текст несколько раз. После этого книге подбирают иллюстрации.

Затем начинается верстка . С помощью специальной компьютерной программы верстальщик выбирает формат книги, размер полей, виды и размеры шрифтов, определяет расположение иллюстраций и текста.

Следующий этап называется цветоделением . Знаешь ли Ты, что для того, чтобы напечатать обложку модного журнала, нужно всего четыре краски: голубая, розовая, желтая и черная? Поэтому сейчас дизайнер должен разделить все иллюстрации на четыре составляющие.

Самый ответственный этап - печать книги . Краска с помощью валиков на печатной машине раскатывается до тоненького слоя, подается на печатную форму, которая вращается и наносит изображение на сплошной виток бумаги.

Интересно! За одну смену работники типографии могут напечатать несколько тысяч листов.

Любую книгу трудно представить без обложки. Поэтому следующий этап - создание «лица» будущей книги. Если обложка готова, ее накладывают на книжный блок и подрезают. Если изготавливается твердая обложка, книгу обрезают до приклеивания обложки.

Вот и все - книга готова радовать глаза восхищенных покупателей, осталось лишь запаковать. Увидеть воочию, как делают книги, Ты можешь в следующем видео.


Из чего делали книги и бумагу в древности?

Когда-то не было книг в таком виде, в котором Ты видишь их на витринах магазинов или в библиотеках сегодня. А все потому, что люди не умели их изготавливать. Вместо бумаги человечество использовало стены пещер, камни, посуду, кору деревьев

Прошли годы, и люди придумали делать записи на сырой глине . Однако такие книги были слишком тяжелы, неудобны и недолговечны.

Спустя некоторое время тяжелое глиняное полотно сменили книги из телячьей или козьей шкуры - легкие и практичные. Поскольку первую такую книгу создали в древнем городе Пергаме, «бумагу» из кожи животных назвали пергаментом.

Однако такой материал был слишком дорогой, ведь чтобы создать одну книгу, надо было забить много телят. Поэтому люди продолжали искать более дешевые и легкие способы создания книг. И это им удалось.

Вдоль рек Африки растет высокое болотное растение - папирус . О его удивительных свойствах люди догадались не сразу. Сначала растение использовали при строительстве домов. Но однажды один мужик чинил свой дом. Разрезал стебель, вынул волокнистую середину и положил на солнце. Каково же было удивление мужчины, когда он заметил, что волокна превратились в сухие узенькие ленточки. А когда он увидел, что папирус еще и хорошо впитывает краску, то понял: на папирусе можно писать! Так появились книги из папируса.

Но кто и когда изобрел бумагу такой, какой мы видим ее сейчас? Исследователи уверяют: пальма первенства принадлежит китайцам. Они додумались производить бумагу из молодых побегов бамбука.

Интересно! …А до того времени китайцы писали на шелке или бамбуковых дощечках. Таинство изготовления шелка китайцы ревностно берегли. Однако шелк был очень дорогим, а значит - недоступным большинству населения, а бамбук - слишком тяжелым. На одной доске помещались всего 30 иероглифов. Сохранились сведения: для того, чтобы перевезти некоторые произведения, китайцам необходима была целая телега.

Китайские летописи сообщают, что бумагу изобрел в 105 г. н. е. Цай Лунь .

«Всякий высоко ценит деятельность Цай Луна: он изобрел бумагу, и слава его живет до сих пор...» - говорит летопись.

ІV век сталпереломным в истории изготовления бумаги. После совершенствования технологии ее производства бумага навсегда вытеснила бамбуковые дощечки. Новые эксперименты доказали: бумагу можно производить из дешевого растительного сырья: коры деревьев, тростника, бамбука. Последнему китайцы были особенно рады: бамбука в их стране - пруд пруди.

Как ни старались китайцы сохранить тайну производства бумаги, им это не удалось. В 751 году во время борьбы с арабами несколько китайских мастеров попали в плен. От них арабы узнали секрет создания загадочного товара и в течение пяти веков выгодно сбывали его в Европу.

Как ни странно, но европейцы последними из цивилизованных народов научились изготавливать бумагу - где-то в XI-XII ст. Первыми позаимствовали технологию производства бумаги испанцы, потом - итальянцы, немцы, англичане...Интересно, что долгое время бумагу изготавливали не только с размоченных волокон деревьев, но и с тряпок и другого лохмотья.

Первую производственную машину по выпуску бумаги промышленным способом изобрели во Франции в 1798 году.

На территори и украинских земель производство бумаги началось в XIII веке в Галиче. Однако документально подтвержденные сведения об украинских бумажных «фабриках» сбереглись начиная с ХVІ века. Исследователи истории украинской бумажной промышленности нашли материалы о 200 «фабриках», действовавших на территории Украины с XVI до начала ХХ века, что свидетельствует о высоком культурном уровне тогдашнего населения.

Замок Радомысль в Радомышле, Житомир щина - первая в Центральной Украине бумажная фабрика, построенная в 1612 году.

Сейчас бумага окружает нас повсюду, ежегодно завоевывая все новые и новые сферы применения. Именно поэтому так важно помнить, что изготавливается она из деревьев - лесных ресурсов, которые с каждым годом на планете катастрофически уменьшаются.

Бережно относиться к книгам, экономно использовать бумагу, сдавать макулатуру, сажать деревья - самое малое, что может сделать каждый для сохранения лесов. А один изобретательный мальчик, чтобы сохранить лесные насаждения, даже отказался писать сочинение. =)

Республиканский Фестиваль исследовательских проектов и

творческих проектов «Мои первые открытия»

Исследовательская работа

Что такое бумага,

и как её изготавливают?

Работу выполнили учащиеся 3 б класса

Руководитель: Рибинская Вера Васильевна,

учитель начальных классов

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Эссойльская средняя общеобразовательная школа»

2013 год

1. Введение

Наш исследовательский проект называется «Что такое бумага и как её изготавливают?»

Все ребята нашего класса любят рисовать, раскрашивать, делать различные аппликации. Нам нравится читать интересные книги. В школе мы пишем в тетрадях, в дневник записываем домашнее задание. В классный журнал учитель ставит оценки. Бумага есть везде: дома, в школе, в магазине.

Без нее сейчас невозможно представить себе жизнь. Бумага – это самый распространенный материал в мире.

На одном из уроков окружающего мира мы говорили о проблемах экологии, об охране леса, узнали о том, что бумагу делают не только из древесины, но и из макулатуры. Нас заинтересовал сам процесс изготовления бумаги. Как бумагу изготавливают на заводе и можно ли изготовить её дома?

Перед работой над проектом мы провели анкету среди учеников начальной школы. Мы опросили 75 человек. Им были заданы следующие вопросы:

    На чём писали люди в древнем мире? Получили такие ответы:

Не знаю - ответили –16 человек, а дереве – 27 человек, на камнях, стенах пещер – 18, на бересте 11, на папирусе – 1, на глине – 1, на шкуре животных -1

    Из чего делают бумагу в наше время?

Не знаю ответили –25 человек, из дерева – 41 человек, из коры – 3, из деревянной каши – 6

Оказалось, что и мы сами, и другие ребята не очень много знают о бумаге. Мы решили изучить этот вопрос и донести свои знания до учеников нашей школы.

Так возникла тема нашей исследовательской работы: «Что такое бумага и как её изготавливают?»

Целью нашей работы стало: и сследование бумаги: истории её происхождения, свойств и технологии изготовления.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

1. . Изучить историю появления бумаги.

2. Провести ряд опытов с бумагой, изучить её свойства.

3. Изготовить бумагу в домашних условиях.

4. Познакомить с проектом учащихся начальной школы.

Мы выдвинули гипотезу: «Если мы узнаем, как делают бумагу, сами сможем изготовить её в домашних условиях».

В нашей работе мы использовали такие методы исследования, как:

    Анкетирование

    Экскурсия на ЦБК «ОАО Кондопога».

    Изучения справочной литературы и ресурсов Интернета;

    Опыты с бумагой

    Практическая работа по изготовлению бумаги

2. Практическая часть

Для работы над проектом мы с ребятами решили на время стать учёными и разделились на три группы: Историки, Химики и Технологи. Первыми принялись за работу Историки. Они изучили вопрос «Откуда пришла бумага?»

    1. Откуда пришла бумага?

Бумага была не всегда. Что люди использовали до того, как появилась бумага? В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Сначала использовали камень, глину, кору деревьев. На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые воском. Наши девочки тоже попробовали сделать такие восковые дощечки. Их сменил папирус, которого иногда называют «дедушкой бумаги». (Папирус – это растение с жёстким полым стеблем, который разрезали и распрямляли – получались тонкие листы, на которых можно было писать).

В странах с жарким климатом часто использовали высушенные пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – слой коры березы. Затем появился пергамент . Его производили из кожи молодых животных (баранов, коров, свиней, козлов). Пергамент являлся очень дорогим материалом. На создание одной книги уходили шкуры 200-250 животных. Пергамент использовали до появления бумаги.

Первыми бумагу начали делать китайцы. Считается, что бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из внутренней части коры тутового дерева. Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпки в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы. Когда вода стекала, листы сушили. Позднее китайцы стали добавлять в нее крахмал. Сначала бумагу делали из тряпок, потом решили попробовать древесину.

Сейчас бумагу делают примерно так же, только всё это выполняют машины. О том, как делают бумагу у нас в Карелии, мы узнали, посетив Целлюлозно- бумажный комбинат в городе Кондопога.

2.2. C войства бумаги.

На комбинате мы узнали, что может входить в состав бумаги.

    Древесная масса или целлюлоза 2)Макулатура 3)Тряпичная ветошь

Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях.

Мы попробовали исследовать свойства бумаги и для этого провели следующие опыты:

    Опыт №1 Гладкость . Я взяла разные листы бумаги писчей, газетной, оберточной и заметила, что она в основном гладкая. От гладкости зависит внешний вид бумаги. Вывод: Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных бумаг, а также при склейке бумаги.

    Опыт №2. Сопротивление излому . Бумага состоит из волокон, скреплённых между собой. Если разорвать лист бумаги, то линия получится неровной. Если лист прогладить по линии сгиба (то есть сломать волокна), то лист порвётся по ровной линии. Вывод: Бумага состоит из волокон, которые делают бумагу прочной.

    Опыт №3 Просвет. Я взяла два листа бумаги: плотный и тонкий, по очереди наложила их на картинку на просвет и увидела, что тонкая бумага просвечивает картинку, а плотная нет. Вывод: Бумага бывает разной структуры: плотная и тонкая. Просвечивание бумаги зависит от спрессованности волокон.

    Опыт №4 Пористость. На лист бумаги я капнула краски, она впиталась. Между волокнами есть поры. Вывод: Бумага впитывает печатную краску благодаря её пористости.

    Опыт №5 - Прочность. Положим тяжёлый предмет на лист бумаги. Лист прогнулся. Затем сложим лист «гармошкой» и поставим тот же предмет. Лист- не прогибается. Вывод: Бумага, сложенная «гармошкой становится более прочной. Принцип «гармошки» используется при изготовлении коробок.

    Опыт №6 Растяжимость . Беру лист мягкой бумаги (салфетки) и пробую растянуть её, бумага медленно чуть тянется. Вывод: Бумага растягивается. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги.

    Опыт №7 Мягкость. Листок бумаги пробую смять в комочек, бумага легко поддается. Вывод: Бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.

    Опыт №8 Влагопрочность. Теперь бумагу опускаю в воду и слегка придавливаю, бумага намокает, но форму не теряет. Бумага прочна во влажном состоянии. Вывод: Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения.

    Опыт № 9 Горение. Пробую поджечь бумагу, она легко сгорает. От сгораемой бумаги остается пепел, зола. Вывод: Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит.

Подведу итог нашим исследованиям: Я перечислила главные свойства бумаги. Их надо знать тем людям, кто изготавливает бумагу. На бумажных комбинатах делают бумагу разных видов. От её свойств - зависит качество.

2.3. Технология изготовления бумаги.

Изучив свойства, мы решили изготовить бумагу сами. И вот, что у нас получилось. Посмотрите фильм «Как мы делали бумагу». Мы в домашних условиях сделали бумагу из макулатуры и с читаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы. Надо помнить, что лес - это сокровище, которое подарила нам мать- природа и что лес нужно беречь, охранять и всеми силами пытаться спасти.

    Заключение

Практические результаты:

    Ребята нашего класса из различных источников узнали об истории создания бумаги; 2. Изучили свойства бумаги. 3. Сделали бумагу из макулатуры.

Выводы:

Наша гипотеза о том, что «если мы узнаем, как делают бумагу, то сможем сделать её сами в домашних условиях», полностью подтвердилась. Мы узнали, из чего делают бумагу, и сами научились её делать.

    Приложение.

Использованная литература и цифровые ресурсы:

Богданов В.В, С.Н. Попова. Истории обыкновенных вещей. Изд. «Педагогика-Пресс», М., 1992, с. 70-76

2. Большая Российская энциклопедия

3. Слово о бумаге. Н.Ю. Яковлев. М. 1988 г.

4. Технология бумаги, М., 1992 г.

5. Что такое. Кто такой. Т.1. – М.: Педагогика,1990.

петроглифы

Марина Сафронова
Исследовательский проект «Бумага: история и современность»

Проектная цель для детей :

Развивать исследовательские умения детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Задачи :

Расширить представления детей об истории возникновения бумаги и об использовании её в современном обществе ;

Развивать познавательный интерес в процессе изучения предметов окружающего мира;

Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Проектная цель для воспитателя :

Создать условия для исследовательской деятельности детей в процессе познания окружающего мира.

Задачи :

Сформировать у детей представление о свойствах бумаги .

Развивать исследовательские навыки детей : умение выдвигать гипотезы, наблюдать и анализировать объект, сопоставлять различные факты, делать выводы.

Воспитывать самостоятельность и инициативность детей в процессе деятельности.

Начиная исследовательскую работу , мы предполагали, что в процессе исследовательской работы мы выясним :

Действительно ли имеющиеся свойства бумаги позволяют её так широко использовать в жизни человека?

Так ли необходима бумага в жизни человека ?

Действительно ли бумага используется людьми практически всех профессий?

Мы использовали методы исследования :

1. Чтение и изучение научно – познавательной литературы.

2. Создание иллюстративного ряда по теме «История возникновения бумаги » .

3. Опыты и эксперименты с бумагой .

4. Работа с материалами Интернета.

Введение.

бумаги ?

2. История возникновения бумаги .

3. Современная технология изготовления бумаги .

4. Вторая жизнь бумаги .

5. Применение бумаги .

6. Изучение свойств бумаги .

Введение.

В детском саду мы много рисуем на белой бумаге , делаем из цветной бумаги аппликации , используем шаблоны из картона, чтобы вырезать из цветной бумаги правильную форму . Нам стало интересно. Кроме этого, В процессе занятий кружка по интересам «Поисковичок» (в рамках занятий реализуется программа «Ребёнок в мире поиска» О. Дыбиной) мы изучали тему «Бумага » , и нам стало интересно : что такое бумага , какова история её появления , как она используется в современном виде .

1. На чем писали, когда не было бумаги ?

Древние люди рисовали на стенках пещер. Мы тоже попробовал нарисовать на камне красками. Получилось красиво. Но ведь в школе не будешь писать на камнях, они тяжелые и неудобные.

Некоторые народы писали тростниковой палочкой на глиняных табличках (шумеры) . Египтяне писали на папирусе, изготовленного из листьев водно-болотного растения - «Папирус» .

Потом люди писали на бересте – это кора березы. Буквы царапали инструментами, сделанными из костей животных. Мы тоже попробовали нацарапать буквы на бересте. Писать на ней лучше, чем на камне, но тоже неудобно.

Тогда люди придумали листы из кожи животных и назвали их пергаментом. Это очень прочный материал. Он лучше папируса, так как на нем можно было писать с обеих сторон. Из него делали книги, а обложки книги – из меди. Такая книга напоминала сундук. Но на пергаменте писать тоже не очень удобно. Кожа дорогая и намного тяжелее бумаги .

В продолжение тысячелетий люди пытались использовать для письма и изготовления книг самые разнообразные материалы : камень, глину, дерево, кожу животных, ткань, металл и др. Однако одни из них были тяжелыми и громоздкими, другие - хрупкими и непрочными, третьи - неудобными в пользовании или очень дорогими.

Вывод : Используемые в древности материалы для письма были неудобными.

2. История возникновения бумаги .

До сих пор точно неизвестно, когда появилась бумага . По одной из легенд, она была изобретена в Китае. Способ ее изготовления китайцы долго держали в секрете. Сырьем для нее послужила древесная кора, пенька и тряпье. Древнейшая ручная технология изготовления бумажного листа заключалась в следующем : исходное сырье сортировали, мыли, размалывали и варили с добавлением клея и воды для получения однородной волокнистой массы . Затем начинался процесс "черпанья", то есть собственно формирования и изготовления бумажного листа : сварившуюся массу вычерпывали специальной формой и опрокидывали на гладкую, хорошо отполированную поверхность. Получившийся бумажный лист прессовали , сушили и разглаживали.

Вывод : человечество остановилось на бумаге , которая оказалась самым универсальным, простым, дешевым и технологически доступным носителем письменной и книжной информации, бумага является самым удобным материалом для письма.

3. Современная технология изготовления бумаги .

Из чего состоит бумага ?

Мы провели опыт. Разорвали картон и газету. Внимательно рассмотрели край картона и газеты под лупой. Край оказался мохнатым и ворсистым. Это потому, что бумага состоит из волокон , которые сильно прижаты друг к другу в беспорядке. Эти волокна состоят из целлюлозы - вещества, которое содержится во всех растениях, особенно его, много в деревьях.

Бумага - многокомпонентный материал, состоящий преимущественно из волокон растительного происхождения, тесно переплетенных между собой, а также минеральных наполнителей и клеящих веществ. Она различается по композиционному составу, массе, толщине, механическим свойствам, цвету, белизне, степени гладкости.

Сейчас бумагу очень быстро делают машины на бумажной фабрике . Туда привозят из леса бревна. Обычно это сосны и елки. С них сдирают кору, измельчают на мелкие щепки. Затем щепки варят. Эта древесная каша попадает в бумагоделательную машину , у которой много валиков. Одни валики отжимают воду, другие – высушивают, третьи полируют. Так древесная каша превращается в бумагу .

Вывод : Современные технологии изготовления бумаги позволяют изготавливать её различной фактуры и качества.

4. Вторая жизнь бумаги .

Мы задумались : чем больше делается бумаги , тем меньше остается деревьев. Не может ли так случиться, что все деревья в лесу срубят? Чтобы такого не случилось, бумагу надо беречь .

Ученые придумали способы, как использовать выброшенную бумагу снова :

1. Использованную бумагу снова прессуют и делают новую бумагу .

Но волокна бумаги не вечны , так как они истончаются и рвутся . Мы снова провели опыт. Взяли два листа бумаги . Один сильно измяли и снова расправили. Затем порвали и измятый, и гладкий лист бумаги . Измятый лист бумаги порвался легче , потому что волокна бумаги стали тонкими и порвались.

2. Когда из бумаги нельзя снова сделать бумагу , из нее изготавливают компост – это удобрение для растений. Его добавляют в землю.

3. И, наконец, бумагу сжигают . При ее сжигании вырабатывается энергия, которая дает нам тепло.

5. Применение бумаги .

Мы пользуемся бумагой постоянно , и иногда даже не задумываемся над тем, из чего сделаны те или иные вещи.

В детском саду мы читаем книги, рисуем в альбомах, пишем в тетрадях, а ведь они сделаны из бумаги .

Применение :

Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради) ;

Отделочные материалы (обои) ;

Производство денег;

- бумага , используемая в быту;

Промышленное использование бумаги (упаковка, туалетная) .

В заключении хотелось бы сказать, что представить себе нашу жизнь без бумаги очень трудно , поэтому мы должны бережно относиться как к самой бумаге , так и к основному источнику бумаги - деревьям .

Вывод : Современные виды и фактура бумаги позволяют широко использовать её в нашей жизни.

6. Изучение свойств бумаги .

Чтобы лучше изучить бумагу , мы провели несколько опытов.

Взяли салфетку и картон. Затем проделали с ними такие опыты :

Опыт 1. Сложили бумагу . Легче всего сложить салфетку, она тонкая. Тяжелее сложить картон. Он толстый и плотный.

Опыт 2. Разорвали бумагу . Больше усилий мы прилагали, когда разрывали картон, а салфетку рвали очень легко.

Опыт 3. Опустили бумагу в воду . Быстрее намокла салфетка. Картон намокал дольше. Любая бумага намокает .

Опыт 4. Подбросили бумагу вверх . Быстро упал картон и медленно - салфетка, потому что она легкая.

Опыт 6. Для проведения этого опыта мы взяли два цилиндра, лист бумаги и игрушки :

Поставили два цилиндра на расстоянии друг от друга;

Положили сверху лист бумаги , чтобы получился "мостик";

Поставили на лист игрушку, бумага прогнулась , игрушка упала;

Сложили лист бумаги «гармошкой» ;

Положили "гармошку" на банки и снова поставил на неё игрушку. Она не упала. Мостик стал прочнее.

Таким образом, из опытов мы узнали, что

1. Писать легче и удобнее на бумаге , чем на камне, бересте, пергаменте.

2. Бумага состоит из волокон , крепко прижатых друг к другу в беспорядке.

3. Волокна бумаги могут истончаться и рваться .

4. Бумага может быть разной и обладать разными свойствами. Тонкую бумагу легче сложить , смять и разорвать, чем толстую.

5. Любая бумага боится воды .

6. Бумага может стать прочнее , если ее сложить «гармошкой» .

Из бесед и чтения книг с воспитателями мы узнали, что :

1. Камень, глиняные таблички, папирус, береста, пергамент – это те материалы, на которых писали и рисовали люди до того, как была изобретена бумага .

2. Бумага была изобретена в Китае, ее изготавливали из тутового дерева.

3. Волокна бумаги состоят из целлюлозы - вещества, которое содержится во всех растениях, особенно его, много в деревьях.

4. Сейчас бумагу делают машины на фабриках. Технология изготовления сложная.

5. Существуют способы использования выброшенной бумаги : повторное изготовление из нее бумаги ; изготовление компоста, использование энергии при сжигании бумаги .

В процессе нашей исследовательской деятельности мы убедились, что :

Имеющиеся свойства бумаги позволяют её широко использовать в жизни человека со времени её изобретения;

- Бумага действительно играет очень важную роль в жизни человека благодаря особенностям своей структуры;

- Бумага широко используется людьми всех профессий во всех видах деятельности

Заключение

1. Исследовательская работа детей была направлена на повышение интереса детей к многообразию предметного окружающего мира, на формирование у детей 5 – 6 лет социально – значимого отношения к предметам рукотворного мира, представлений о бумаге как о важном материале в жизни человека.

2. Исследовательская работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги ; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения бумаги ; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми , сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.

3. При завершении работы дети получали новые представления о бумаге как о материале , широко используемым человеком при преобразовании окружающего мира. Реализация проекта способствовала развитию любознательности детей, повысила их интерес к истории предметов . Полученные знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.

4. В процессе исследовательской работы дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжными материалами и материалами Интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.