Психологическое обследование семьи как целого. исследования семейной истории

Генограмма - история твоего Рода

Каждый из нас, хочет он того или нет, является потомком своего Рода, членом семьи своих предков, элементом собственной семейной системы. Принадлежность к семейной системе - один из очень важных и значимых ресурсов человека, повышающий успешность и эффективность его жизни. Ощущение любви и поддержки от своих предков, ощущение принадлежности к своему Роду, ощущение силы своего Рода, дает человеку огромный жизненный ресурс, называемый «любовью рода».

Человек, по каким-то причинам оторванный от своего рода, напоминает дерево без корней. Он часто чувствует себя одиноким, не может быть достаточно успешным, уверенным в себе и эффективным. Если он не получает любовь и силу Рода в достаточной степени, то он не может передать эту силу дальше - своим детям. Именно поэтому, в семьях аристократов почитается за честь глубокое знание своей семейной истории - родословной. Знание своих корней, знание и почитание каждого предка придает потомкам особый ресурс - жизненную силу - любовь рода.

Ребенок рождается на свет благодаря своим родителям - маме и папе. В нем соединяются два огромных рода - род матери и род отца. И в случае, если ребенок принимает и уважает своих родителей, он получает сто процентов силы своего рода. Если же кто-то из родителей по каким то причинам оказывается не принят ребенком, то ребенок тем самым лишается половины жизненной силы - силы своего Рода. Если ребенок не принимает отца, то он лишен 50% мужской силы, а если не принимает мать - то 50% женской силы. И, вследствие этого, прерывается поток любви, и у человека могут возникать те или иные жизненные проблемы и затруднения.

Родители дают ребенку самое ценное - его жизнь. Свою жизнь этот конкретный реьенок не мог бы получить никаким иным образом при других обстоятельствах ни от кого другого. Даже если бы кто-то из родителей был немного другой, то родился бы кто то очень похожий на него, но это был бы уже не он, а совсем другой ребенок! Глубинное осознание этого факта обычно помогает человеку принять своих родителей.

Для того, чтобы восстановить прерванный поток любви рода и обрести радостное, усиливающее чувство принадлежности к своей семейной системе, своему Роду, своему «родовому дереву» эффективно используется метод семейной расстановки по Хеллингеру .

Согласно подходу Берта Хеллингера, каждый человек является частью определенной семейно-родовой системы. Будучи частью системы, человек включен в некоторое системное семейно-родовое взаимодействие, оказывающее значительное влияние на всю его жизнь и судьбу. Это взаимодействие может быть структурно описано категориями и порядками общей теории систем. Внутри каждой семейно-родовой системы действуют определенные законы, по которым она живет и развивается. Эти законы одинаковы для всех семейных систем. Берт Хеллингер назвал их «порядками любви».

Один из законов семейной системы - «порядок принадлежности». Каждый член системы имеет право на принадлежность к ней. Никто не должен быть исключен, независимо от его поступков, жизненных принципов и т.п. Никто не забыт. Система одинаково помнит всех, кто к ней принадлежит (или принадлежал), и четко определяет место каждого. Каждый важен для системы - без него не родились бы его дети и все в роду было бы по-другому.

Если кто-то из членов системы по каким-то причинам был исключен из нее - забыт, очернён или сознательно вычеркнут, то кто-либо из потомков этой семейной системы может повторять его судьбу, нести его чувства, жить его жизнью - замешать исключенного человека, даже если это произойдёт спустя несколько поколений. Это вызвано стремлением системы к целостности, возмещению и гомеостазу. Любая система стремится к равновесию и выживанию.

В семейной системе незавершенные процессы прошлого неосознанно вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Это работает закон уравновешивания системы, подчиняясь которому потомки должны завершить дела, незавершенные их предками: «доделать», «догоревать», «прожить» что-то и за кого-то. Если в семье кто-либо был забыт и лишен своего права принадлежности системе (пропавший без вести дедушка, абортированный ребенок, репрессированный или убитый родственник), кто-то другой из семейной системы займет его место и будет жить как он, напоминая об исключенном. Произойдет «переплетение», проекция или замещение судеб - т.е. кто-то из ныне живущих потомков исключенного будет связан («переплетен») с ним и его судьбой. При этом, он сам может иметь тяжелую судьбу, с трудом осознавать свое «Я», свои действия, свои потребности и желания (следствие - неадекватное поведение), жить за другого, есть за другого (следствие - избыточный вес), работать за другого (следствие - гиперактивность, трудоголизм).

Таким образом, ничего не подозревающий потомок оказывается в переплетении с судьбами своих предков, о которых он скорее всего ничего не знает. Сам того не осознавая, он живет не свою жизнь, решает чужие жизненные задачи.

Для решения этой проблемы необходимо восстановить право принадлежности к семье исключенных из нее членов - т.е. снова принять их в систему, восстановив, тем самым, целостность, порядок, гармонию и поток любви.

Работать с семейной историей позволяет генограмма - графическая запись информации о семье, схематичное изображение семьи в нескольких поколениях. Иногда генограмму называют «геносоциограмма». Ее составление и исследование является одним из методов психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений (семейной психотерапии).

Генограмма является увлекательным методом познания себя через историю своей семьи. Она позволяет наладить контакт со своими предками, увидеть и осознать свою позицию в системе. При составлении генограммы может обнаружиться какой-либо исключенный из системы или забытый предок. Построение контакта с ним позволит избежать переплетений для потомков.

Составление генограммы основано на знании клиентом семейной системы - своих предков, родственников и людей, значимых для его семейной системы. И чем больше знаний, тем точнее генограмма и лучше контакт с предками.

К знаниям о семейной истории можно отнести следующие категории:

1. Факты . К фактам относятся знания, которые точно известны и проверяемы - например, дата рождения, фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы, должность и т.п. Факты обладают самой высокой степенью достоверности. Для получения фактов, можно, по возможности, расспросить своих родственников, которые могут что-то знать. Информацию о погибших и пропавших без вести на войне, репрессированных родственниках можно найти в архивах. Некоторые архивы свободно доступны через Интернет, и, при желании, Вы можете попробовать найти информацию о своих родственниках прямо со своего компьютера.

(* Адреса online архивов можно узнать в службе поддержки.)

2. Легенды . Во многих семьях существуют рассказы, истории, мифы и легенды о предках, которые передаются от поколения к поколению.

3. Семейные ценности (артефакты) . Любые предметы, которые передаются по наследству, от поколения к поколению. Предметы, которые несут потомкам память о предке, обладавшем ими. Например, это могут быть драгоценности, медали, бабушкин самовар, фотографии, документы, книги - у каждой семьи что то свое.

4. Воспоминания . К воспоминаниям можно отнести воспоминания о каких-либо событиях, происходивших с членами семьи. Например, это могут быть какие-то зрительные образы, или любимая мелодия детства, или ощущение блаженства, запах свежескошенного сена, вкус парного молока, бабушкин грибной суп или что-то еще, о чем люди хоть что-то помнят и могут рассказать.

5. Предположения и домыслы . Клиент сам может иметь, или составить, какие то представления о своих предках. Например, если он знает, что кто-то из предков был купцом, то в исторических книгах можно почитать о том, как жили купцы. По возможности, можно посетить музей, посмотреть быт того времени и сформировать предположение о том, как приблизительно жил этот купец - предок.

Необходимо так же отметить, что вся информация о каждой системе за все время ее существования может быть получена из информационного поля. Поле существует всегда, независимо от нас и наших знаний о нем. Даже если клиенту ничего не известно о своих предках - поле все равно есть, и данные из него могут быть считаны, например с использованием метода семейных расстановок.

Все эти знания могут быть полезны при составлении генограммы.

Генограмма семьи представляет собой своеобразное родословное дерево, или генеалогическое древо, на котором могут быть отражены не только члены семьи, но и отношения, которые были между ними.

С помощью специалиста, или самостоятельно, можно составить и проанализировать генограмму по следующим направлениям:

Семейное (генеалогическое) дерево.

Генеалогическое древо показывает, кто от кого произошел.

Возможно, вас удивит тот факт, что если взять от вас 7 поколений вверх, беря в расчет только прямых предков - родителей и их родителей, без учета их братьев и сестер, то на генограмме получится 127 человек.

Не волнуйтесь, если вы по какой-то причине не знаете кого-то из них. Для начала, Вы можете изобразить обычные символы людей - круги или квадраты. Сделайте это для стольких членов семьи, сколько сочтете необходимым.

Медицинские сведения.

При помощи генограммы можно исследовать повторяющиеся семейные сценарии - например, повторяющиеся семейные болезни. Идея поиска повторяющихся сценариев состоит в том, чтобы не упустить из поля зрения факт, который периодически повторяется в вашем роду в нескольких поколениях. Вы можете проследить историю семейных заболеваний. Такие заболевания как алкоголизм, диабет, сердечные заболевания, болезни поджелудочной железы, заболевания печени, некоторые другие заболевания иногда передаются генетически.

Эмоциональные паттерны.

Обратите внимание, какие чувства испытывает каждый человек из вашей семейной системы к себе, к другим людям и к жизни. Некоторые могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными, а другие - страдать от различных фобий, депрессий, ревности и негативизма, иметь крутой суровый нрав.

Эмоциональные паттерны можно выявить, задавая вопросы такого плана: “Какие пять слов, по вашему мнению, могут лучше всего описать этого родственника?”

После этого можно сравнить то, как вы видите этого родственника Вы с тем, как его видят другие люди.

Кто-то из членов семьи может сказать: Большую часть времени (70%) он был злым, сердитым, неразговорчивым», другой добавит, что «Он плохо контактировал с людьми, конфликтовал и был несчастным человеком.»

Такой подход может помочь увидеть и преодолеть “унаследованные” паттерны.

Динамика внутрисемейных отношений.

С помощью генограммы можно проследить, как члены вашей семейной системы относятся (или относились) друг к другу.

Например, можно уточнить у родителей: «Какие отношения были у бабушки и дедушки, у дяди и тети и т.п.»

Семейные отношения, например, могут быть отдаленными, близкими или враждебными, замкнутыми или открытыми, осуждающими или исследовательскими, манипуляционными или ищущими компромисс. С помощью генограммы можно увидеть, как члены вашего рода на протяжении нескольких поколений обходились с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто принимал решения, чье слово значило больше, а чье меньше.
Всю эту информацию можно схематично изобразить на генограмме.

Система семьи.

Вы можете попытаться выяснить, каким образом работает ваша семейная система, как ее разные части работают вместе, или как это у них не получается.

Можно заметить, существуют ли какие-нибудь особые группы (коалиции), которые держатся вместе и не дают туда доступа другим, или особые роли, предписанные определенным членам семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или «проблемные» люди?

Семейные верования, ценности.

Хотите Вы того, или нет - члены вашей семьи передают вам свой опыт и свои верования. Это происходит в любой сфере жизни семьи: как растить детей, как обходиться с подростками, когда и на ком жениться, сколько надо иметь детей, как следует зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой, трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования. Скорее всего, они очень похожи на то, во что сознательно или бессознательно верите вы. Они диктуют вам, как надо жить, чтобы выжить. Они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала, если они дисфункциональны, надломленны или незрелые.

Ваша семья и общество.
Будет очень хорошо, если Вы посмотрите на то, какой видит себя ваша семья, будучи частью общества. Как ваш род представляет себя обществу? С какими другими системами он себя отождествляет? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составление генограммы начинается с того человека, который хочет ее построить, т.е. если я захочу составить свою генограмму, то начну ее с себя, затем перейду к своим родителям, затем - к моим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам, и так далее. Все зависит от того, сколько у меня есть информации о своих предках.


Пример генограммы

Для составления генограммы существуют определенные правила и символы. Обычно, мужчин обозначают квадратами, а женщин - кругами, возле которых можно указать дату рождения человека, дату его смерти (если он уже умер). Линиями между значками обозначаются отношения между людьми - вступление в отношения, в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд, разрыв, развод. Схематично можно указать характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, и т.п. Для собственной генограммы Вы можете использовать как стандартные обозначения, так и свои.

Строить генограмму можно на листах различного формата, но гораздо удобнее использовать компьютерные программы, разработанные специально для работы с генограммами. В созданный файл генограммы Вы в любой момент можете внести новую информацию, что-то изменить, подкоректировать.

Что делать с полученной генограммой?

Можно пригласить профессионального художника, который красиво изобразит ваше родословное дерево на бумаге, или холсте. Получившаяся картина должна занять достойное почетное место в вашем жилище.

Встречайтесь со своими родственниками, беседуйте о своих предках, обсуждайте историю своей семьи. И, со временем, Вы составите собственную генограмму. И это особое знание придаст Вам гордость, уверенность в себе и силу своего Рода.

Генограмма позволяет вам и членам вашей семьи увидеть ваше семейное древо в полезном и творческом свете. Это отличное средство фазирования пространства системы всей вашей семьи и, используя Модель Разума в качестве своего гида, вы сможете распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение. Это помогает следующему поколению преодолеть семейные болезни и всем членам семьи справиться с семейными проблемами, улучшить отношения и поддерживать прочность семейных уз.

Составляя свою генограмму, старайтесь быть подробными и обстоятельными, насколько это возможно. Включайте и негативные и позитивные эмоциональные паттерны, все важные подробности медицинских историй и т. д.

Помните также, что взбираться на семейное древо может быть приятно, но чаще это бывает утомительно, а иногда и страшно. Вдохновите всех членов своей семьи внести посильный вклад в построение генограммы. Обычно чем больше вам помогают, тем лучше получается ваша генограмма.

СЕМЬ ИЗМЕРЕНИЙ ВАШЕЙ ГЕНОГРАММЫ

Ваша генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное древо:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей, как это показано на схеме 2. Это будет "ядром вашей семьи" и центром или "стволом" вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

Затем пронумеруйте свои круги и квадраты и впишите в каждый имя и возраст, как показано на сх.2. Таким образом, вы сможете ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внесите даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: "Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?" Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: "90% времени дед был сердитым", другой вступает в разговор и добавляет: "Да, и на остальные 10% несчастным!" Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти "унаследованные" паттерны.

4. Динамика отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: "Какие отношения были у мамы с папой?" "Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?" Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или "проблемные" люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования:

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований - начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

ВОПРОСЫ ГЕНОГРАММЫ:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания).

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела)

13. Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14. Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы ваши семейные "можно" и "нельзя", "должен" и "не должен"?

16. Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17. Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

За дальнейшей информацией о том, как использовать генограмму для положительного развития вашей семьи вы можете обратиться к авторской статье "Системы семейных схем в наследственной психотерапии: теория, преимущества и расширенные приложения генограмм".

Глоссарий

ДОСТИГАТЬ - добиться вхождения внутрь, приоткрыть или осознать, по мере осознания рациональным разумом, холодайны или "настроиться" на любое измерение холодинамической плоскости.

ПОГРАНИЧНЫЕ УСЛОВИЯ - требования прошлого, настоящего и будущего, которые определяют возможность реализации отдельного потенциала. Когда разум фокусируется на потенциале Квантовой волны, его фокус производит волну-эхо, которая возвращается в прошлое, потом идет в настоящее и вперед, в будущее, проверяя условия, необходимые для выравнивания со всеми уровнями Скрытого Порядка, от физического до универсального. Когда встречаются эти пограничные условия, это волновое эхо проводит обратную связь с Квантовой волной, которая проявляется в "частичной" действительности.

ПРИЧИННАЯ ПОТЕНЦИЯ - сила, которая может вызывать действие, воздействовать или создавать.

КОМФОРТНАЯ ЗОНА - как представлено на Модели Разума, это область частичного перекрытия между семейными и культурными верованиями разума, где находятся верования достаточно комфортные, стабильные и постоянно остающиеся в силе как "правильные".

СОЗНАНИЕ - осознание; осознание мыслей, чувств и желаний, которые возникают, когда рациональный и интуитивный процессы разума согласованы и уравновешены.

КУЛЬТУРНЫЕ ВЕРОВАНИЯ - традиции, обычаи, привычки, отношения, мнения и убеждения как коллективные ценности несемейных культурных групп; эти верования, переживаемые личностью, хранятся в холодайнах разума и занимают предназначенную область в Модели Разума.

СЕМЕЙНЫЕ ВЕРОВАНИЯ - традиции, обычаи, привычки, отношения, мнения и убеждения как коллективные ценности, которых придерживается семья или группа людей, живущих вместе в близких отношениях; эти верования также перемежаются личностью, хранятся в холодайнах разума, в предназначенной для них области.

ВЫСШАЯ ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ - сокрытая полная возможность личности; его или ее первичный холодайн, "Я", который влияет и формирует переживания на всех стадиях развития, на всех уровнях Скрытого Порядка и по всем измерениям разума.

ХОЛОДИНАМИКА - (От "холо", что значит "целый" и "динамика", что значит "сила в действии или в движении"). Имеет дело со Вселенной, как проекцией Квантовой Силы на холодайны, взаимодействующие на всех уровнях Скрытого Порядка для того, чтобы создать физическую материю, жизнь на Земле и человеческий опыт внутри единого, динамичного целого.

ХОЛОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЛОСКОСТЬ - плоскость разума, где все мысленные паттерны можно рассматривать частью целого; в Модели Разума - это диагональная плоскость между рациональными и интуитивными частями разума, где действуют и взаимодействуют холодайны; по протяженности эта плоскость занимает все жизненные действия по всей холодинамической Вселенной.

ХОЛОДАЙН - основная часть холодинамической Вселенной; первый порядок организации на проявленной плоскости; многоразмерная, голографическая часть хранилища памяти. Холодайны - это мыслеформы с причинной потенцией, которые ведут себя как живые существа внутри разума, создающие, направляющие, формирующие и воздействующие, как тончайшие притягивающие элементы, или селекторы потоков мысли; на холодинамической плоскости они кодируют резонирующие частоты Квантовой Волны по мере их прохождения по всем уровням Скрытого Порядка.

"Я" - см. Высшая Потенциальная Сущность.

СКРЫТЫЙ ПОРЯДОК - сокрытый, основополагающий порядок Вселенной, из которого проявляется все обычные переживания. Скрытый Порядок состоит из шести взаимодействующих уровней, от физического до универсального, которые соответствуют шести стадиям развития.

ВОЛНА ИНТЕРЕСА - прилив и отлив внимания, фокуса, страсти или любопытства, управляемых сознательно или бессознательно, внутри разума она формируется и контролируется холодайнами на холодинамической плоскости. Волна интереса имеет измерения интенсивности и частоты и изображена топологически проходящей через центр Модели Разума.

ИНТУИТИВНОЕ ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ - использование чувств интуитивного разума. Физическая реальность возникает в функциях "частиц" и "волн"; чувственное восприятие человека имеет соответствующий дуализм. "Частичные" функции постигаются рациональными чувствами и, главным образом, обрабатываемые в левом полушарии мозга при рациональном мышлении, которое является линейным, аналитическим, логическим и техническим. "Волновые" функции постигаются интуитивными чувствами и обрабатываются в правом полушарии мозга с помощью интуитивного мышления, которое является нелинейным, творческим, холистичным и художественным. Сознательное использование И.Ч.В. позволяет разуму непосредственно отслеживать холодайны и "порядки внутри порядков" своего потока мыслей и вмешиваться в их динамики так же, как и согласовывать ментальные процессы на уровнях сложности за пределами царства обычной рациональной мысли.

ПРОЯВЛЕННАЯ ПЛОСКОСТЬ - мир, каким мы привыкли его видеть, мир, который является очевидным и постигаемым рациональными чувствами, обычно ограниченными тремя измерениями длины, ширины и высоты.

РАЗУМ - ум, заключающий в себе всю ментальную активность, как рациональную, так и интуитивную, проявленную и непроявленную, квантовую или физическую, индивидуальную или коллективную.

МОДЕЛЬ РАЗУМА - топологическая модель, представляющая различные аспекты разума (семейные и культурные верования, рациональное и интуитивное мышление, холодайны на холодинамической плоскости и стадии развития), и как это все взаимодействует с Квантовой волной.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ - миры, которые существуют в плоскостях, параллельных проявленной плоскости нашего мира. Такие миры мыслятся взаимодействующими на протяжении времени, где прошлое, настоящее и будущее - одно целое.

ФАЗИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА - процесс рассмотрения любой динамики в отношении ее "пространства" на Модели Разума. Фазирование пространства позволяет нам сознательно отступить на шаг от любой проблемы и рассматривать ее с точки зрения развития и выбора, по отношению к семейным и культурным верованиям, рациональному и интуитивному мышлению, холодайнам на холодинамической плоскости и стадиям развития - и как все они взаимодействуют друг с другом.

ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ - реализация любого потенциала путем фокусирования на нем и выравнивания его с холодайнами, отношениями, системами и вовлеченными принципами и со Вселенной в целом. Потенциализация происходит обычно, когда встречаются пограничные условия, и Квантовая Волна обрушивается в проявленную ("частичную") реальность.

КВАНТОВАЯ СИЛА - универсальная сила, проникающая в ткань пространства и времени. Квантовая Сила мыслится источником всей энергии на проявленной плоскости, являющаяся такой мощной, что один кубический сантиметр пространства содержит больше энергии, чем вся известная энергия во Вселенной.

КВАНТОВОЕ МЫШЛЕНИЕ - мышление, которое сочетает рациональные "частичные" и интуитивные "волновые" процессы сбалансированным, синергетическим образом и которое позволяет разуму схватывать события, изменения и связи, недоступные или непостижимые для других процессов разума. Квантовое мышление достигает квантового измерения Скрытого Порядка, которое лежит в основе всей проявленной реальности.

КВАНТОВАЯ ВОЛНА - универсальная волна, содержащая все возможности на непроявленной плоскости для любого обстоятельства. Ее также называют "Волной Предложения". С рациональной ("частичной") точки зрения Квантовая Волна состоит из бесчисленных "квантов" или отдельных "частей и кусочков", которые вместе составляют совершенный комплекс возможностей для любых данных обстоятельств. С интуитивной ("волновой") точки зрения - это поле, в котором все возможности существуют без различия до тех пор, пока разум не сфокусируется на поле с определенным намерением.

РЕЗОНИРУЮЩЕЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ - поле закодированных резонирующих частот, исходящих из источника с причинной потенцией, например, из "Я" или из холодайна; и создающих развивающуюся окружающую среду, в которой материя и живые существа формируются, обретают форму или растут, как кристаллы, молекулы, клетки, растения, животные, люди и социальные системы.

КРУГЛЫЙ СТОЛ - в отслеживании - место внутри разума, где зрелые холодайны могут встретиться и общаться друг и другом, с "Я" и с сознательной сущностью, так, чтобы мирные и принципиальные процессы могли соединяться в индивидуальной жизни.

ТОНЧАЙШИЙ ПРИТЯГИВАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ - основополагающее и потенциально сильное влияние любого намерения, которое проявляется сознательно или бессознательно, и привлекает вещи, людей, отношения, системы или принципы на выравнивание с ними.

ТОНЧАЙШИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА - биологическая сенсорная система, отличная от нормальных пяти чувств, распространяющихся по телу, где каждая клетка действует как принимающая и передающая тончайшие энергии. Система управляет лимбическим центром мозга, который обрабатывает сенсорную информацию и определяет ответные реакции тела через гипоталамус и гипофиз.

ТОПОЛОГИЯ - направление математики, которое имеет дело с изменчивой формой объекта без изменения его функции; в приложении к Модели Разума - это диаграммное представление аспектов разума, которые не изменяют его функций.

ОТСЛЕЖИВАНИЕ - процесс, с помощью которого личность достигает определенного холодайна, становится его другом, узнает его положительное намерение, трансформирует его в его зрелый образ (потенциализирует его) и обязуется вступить с ним в систематические, принципиальные и универсальные отношения.

Предлагаемая литература

Клив Бакстер. "Способность биокоммуникации: человеческие доноры и лейкоциты в пробирке". Международный журнал биосоциальных исследований. Такома, 1985.

Роберт О. Беккер и Гарри Селден. "Электрическое тело: электромагнетизм и основа жизни". Нью-Йорк, 1985.

Дэвид Бом и Ф. Дэвид Пит. "Наука, порядок и творчество". Нью-Йорк, 1987.

Джон Бредшоу. "Семья".

Джон П. Бриге и Ф. Дэвид Пит. "Зеркало Вселенной: появление холистической науки". Нью-Йорк, 1984.

Джеймс Глейк. "Хаос: создание новой науки". Нью-Йорк, 1987.

Бьорн Норденстром "Биологически замкнутые электрические цепи". Журнал открытий, апрель, 1986.

Пек. М. Скотт. "Люди лжи". Нью-Йорк, 1983.

Росси. Эрнест. Л. "Психобиология исцеления тела и разума". Нью-Йорк, 1986.

Джонас Салк. "Анатомия реальности". Нью-Йорк, 1983.

Руперт Шелдрейк. "Новая наука жизни". Лос-Анжелес, 1981.

Жаклин Смол. "Трансфермеры: терапевты будущего". 1982.

Стоун Гал и Сидра Винкельман. "Объять самих себя". 1985.

Томас Левис. "Жизни клетки: заметки биолога". Нью-Йорк, 1974.

Вильбер Кен. "Голографическая парадигма и другие парадоксы". Бостон,1982.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Генограмма позволяет Вам и членам увидеть ваше семейное древо в полезном и творческом свете. Это отличное средство фазирования пространства системы всей вашей семьи.

Используя Модель Разума в качестве своего гида, вы сможете распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение. Это помогает следующему поколению преодолеть семейные болезни и всем членам семьи справиться с семейными проблемами, улучшить отношения и поддерживать прочность семейных уз. Составляя свою генограмму, старайтесь быть подробными и обстоятельными, насколько это возможно.

Включайте и негативные и позитивные эмоциональные паттерны, все важные подробности медицинских историй и т.д. Помните также, что взбираться на семейное древо может быть приятно, но чаще это бывает утомительно, а иногда и страшно. Вдохновите всех членов своей семьи внести посильный вклад в построение генограммы. Обычно чем больше вам помогают, тем лучше получается ваша генограмма.

СЕМЬ ИЗМЕРЕНИЙ ВАШЕЙ ГЕНОГРАММЫ

Ваша генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное древо:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей, как это показано на схеме 2. Это будет "ядром вашей семьи” и центром или "стволом” вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

Затем пронумеруйте свои круги и квадраты и впишите в каждый имя и возраст, как показано на схеме 2. Таким образом, вы сможете ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внести даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: "Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: "90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: "Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти "унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: "Какие отношения были у мамы с папой?” "Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или "проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования:

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований - начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

1.Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2.Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания).

3.Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4.Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5.Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6.Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7.Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8.Кто был экстравертом, а кто был интравертом?

9.Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10.Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11.Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12.Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела).

13.Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14.Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15.Каковы ваши семейные "можно” и "нельзя”, "должен” и "не должен”?

16.Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17.Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18.Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

  • < Родология – наука о законах развития Рода
  • Семейные программы и социальные стереотипы >
«Понятия о семейных отношениях, функционально-ролевой структуре семьи, психологическом здоровье семьи, родительских позициях, семейной диагностике, семейной психотерапии прочно вошли в повседневный язык психологии. Семья выступает в разных «ликах» в зависимости от масштаба рассмотрения. С одной стороны, различим образ конкретной, реально существующей семьи, состоящей из разных, «живых» людей с их иллюзиями, надеждами, особенностями характера. С другой - семья рассматривается и как малая социальная группа, и как структурная единица современного общества» .

Рассматривая семью в масштабах психологии, можно увидеть, что представители различных подходов, направлений и школ по-разному подходят к вопросу изучения семьи, в том числе работы с семьёй.

Для наглядности, кратко изложим концепции двух подходов:
психоанализа и системной семейной терапии.

Начнем изложение с точки зрения психоаналитического подхода .

В психоанализе семья рассматривается, как правило, с точки зрения ее нуклеарной организации, включающей в себя мать, отца и детей. Основным объектом осмысления являются отношения между ребенком и родителями, анализируемые под углом зрения доэдипальных стадий развития и эдипова комплекса, а также проявления амбивалентных чувств и переживаний, возникающих у ребенка при его общении с сестрами и братьями.
З. Фрейд (1856-1939) уделял значительное внимание раскрытию существа эдипова комплекса, последствий проявления нежных и враждебных чувств ребенка в семье по отношению к его родителям, семейного романа невротиков, формирования Сверх-Я .

В системной семейной терапии действия специалиста ориентированы на работу со всей семьёй.

Важно понять с самого начала, что человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она - объект психотерапевтического воздействия .
Классическая системная психотерапия сфокусирована на информационно-коммуникативном функционировании социальных групп, семьи прежде всего. Элементы системы связаны друг с другом через взаимодействие всякого рода, и любое взаимодействие несет информацию системе как об отдельных элементах, так и обо всей системе в целом .

Различия во взглядах и методах психологической работы с семьёй подразумевают использование инструментария, характерного определённому подходу, однако возможен интегративный стиль работы. Психоаналитики, системные семейные терапевты, гештальт-терапевты и представители других подходов могут придерживаться в собственной практике инструментария, как относящегося к культивируемому ими подходу, так и заимствовать из других школ, направлений и подходов. Инструментом, который может быть использован в работе с семьёй представителями различных психологических подходов, является генограмма.

«Генограммы показывают семейную информацию графически» .

Методика позволяет посредством построения схемы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на актуальные поведенческие паттерны. Генограмма даёт возможность получить целостную картину жизни семьи, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе .

Стоит добавить, что при работе с генограммой характерна фокусировка. То есть, какие именно возможности генограммы использовать в работе с клиентом и на чем акцентировать фокус внимания в работе - остается на усмотрение специалиста. Для одних специалистов генограмма может остаться на уровне компактного изображения людей в виде символов, а для других специалистов стать активно работающим инструментом в психологической практике. Далее будут предложены два варианта использования генограммы при работе с семьёй.

1). Первый вариант, ориентированный на сбор информации , является наиболее распространенным и чаще всего используется в системном подходе, когда необходимо записать информацию о семье и, задав определённые вопросы, выстроить гипотезу. В нашем случае генограмму предлагается использовать в любом подходе, соответственно, какие вопросы задавать для того, чтобы выстраивать гипотезы, остается на усмотрение специалистов.

Генограмма состоит из символов, рассмотрим основные обозначения :

Обозначение эмоциональных отношений между членами семьи


Структурные особенности метода «Генограмма»


Дополнительные характеристики семьи (по детям)


  • Любая значимая информация о членах семьи (семье в целом) зарисовывается и/или записывается на генограмме в месте, выбранном самим специалистом в соответствии с конкретными обстоятельствами. То есть, специалист самостоятельно принимает решение о том, куда заносить сведения о здоровье, симптоме, работе, образовании, социальном статусе, титулах, достижениях и т. д.

Описанный вариант работы, ориентированный на сбор информации о семье с дальнейшим построением гипотез, является наиболее распространенным в работе специалистов, взаимодействующих с семьями. Для реализации генограммы на практике в представленном варианте специалисту необходимо освоить основные символы, обозначения, структурные особенности генограммы и интегрировать данные знания с основным подходом, которого придерживается специалист в собственной работе.

Интеграция генограммы с применяемым в практической деятельности подходом позволит ставить необходимые вопросы, осуществлять высокотехнологичное интервью по сбору информации и выстраивать гипотезы по работе со случаем.

2). Второй вариант использования семейной генограммы может применяться для диагностики, где посредством коммуникации специалиста и клиента расширяются сведения о семейной системе.

Предлагаемый вариант способствует проведению семейной терапии, когда клиент посещает психолога в одиночку. Согласно теории семейных систем М. Боуэна:

семейная психотерапия является семейной не потому, что на терапевтической сессии присутствует несколько человек, а потому, что терапевт определённым образом формулирует проблему .

Рассмотрим данный вариант работы поэтапно:

  • 1 шаг.
    Специалист предлагает клиенту самому составить «семейное дерево». Рекомендуется называть клиенту предстоящую работу («семейное дерево», «карта семьи», «родословная») и минимизировать использование профессиональных терминов («генограмма», «геносоциограмма», «фокусированная генограмма»)..
  • 2 шаг.
    Специалист инструктирует, что нужно будет рисовать свою семью и родственные связи в виде символов.
  • 3 шаг.
    Специалист знакомит клиента с основной символикой. Предлагаемой символики достаточно для начала работы по составлению «семейного дерева» (генограммы).

  • 4 шаг.
    Составление генограммы. Когда клиент начинает составлять генограмму, задачей специалиста является наблюдение за процессом и сопровождение, так как клиент по ходу работы может задавать вопросы
    (например: Можно ли изобразить отца, если родители развелись?
    Изображать ли дедушку, если он умер?
    ).

Подход клиента к составлению генограммы и некоторые зарисовки позволяют выстраивать гипотезы для дальнейшей работы. Рассмотрим на примерах генограмм, включающих два поколения.

1. Чем больше символ (фигура), обозначающий члена семьи, тем большую значимость этот член семьи имеет для клиента. И наоборот, чем меньше символ, обозначающий члена семьи, тем меньшую значимость он имеет для клиента (Рис. 1).

2. Если кто-либо из членов семьи не попал на генограмму, это может свидетельствовать о конфликтных, негативно окрашенных отношениях либо об отсутствии контакта с данными членами семьи (Рис. 2).

3. Вертикальное расположение членов семьи на одной горизонтали подчеркивает иерархические особенности. Тот член семьи, который занимает доминирующее положение, может быть зарисован выше других (Рис. 3).

Размер символов, исключение кого-либо из семьи, вертикальные особенности - это лишь часть параметров, которые могут дать сведения об отношении клиента к семейным процессам и видении семейной системы. На сегодняшний день специалисты активно включают семейную генограмму в работу, используя её как проективную методику, позволяющую осуществить диагностику.

Первый вариант применения семейной генограммы, ориентированный на сбор информации, когда специалист осуществляет сбор необходимых для работы сведений,
и второй вариант, когда семейная генограмма используется как проективная методика - оба служат практическим инструментом при проведении психологического консультирования, так как и тот и другой варианты способствуют организации процесса коммуникации между клиентом и специалистом.

Список использованной литературы:

  1. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
  2. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. (2-е изд. стереотипное) / А. Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2012. - 182 с.
  3. Лейбин, В. М. Краткий психоаналитический словарь-справочник / В. М. Лейбин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 192 с.
  4. Олифирович, Н. И. Терапия семейных систем / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента, Т. А. Зинкевич-Куземкина. - СПб.: Речь, 2012. - 570 с.
  5. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. - М.: Когито-Центр, 2012. - 496 с.
  6. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. - М.: Независимая фирма «Класс», 2012. - 208 с.
  7. Шнейдер, Л. Б. Семья: оглядываясь вперед / Л. Б. Шнейдер. - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.

Статья посвящена удивительному методу познания себя через историю своей семьи – генограмме.

Все знают, что такое родословная. И многие представляют, как составить свое родовое (генеалогическое) дерево. По крайней мере, если кто-то подробно еще не знаком с этой темой, то всегда есть возможность наверстать. В помощь сняты увлекательные и талантливые телепередачи (я бы сказала даже целые сериалы), созданы тематические сайты, и даже специализированные компьютерные программы. Так что составление и изучение ваших генеалогических древ, поколенных росписей – это генеалогия, прикладная историческая дисциплина о родственных связях.

Мы же сейчас находимся на территории другой науки – психологии и в свете составления и анализа генограммы правильно назвать имя пионера семейной терапии, одного из основателей системной семейной психотерапии и создателя теории семейных систем , американского психиатра и психотерапевта Мюррея Боуэна, который и разработал в рамках своей теории технику генограммы.

Мюррей Боуэн (1913 - 1990)

Теория семейных систем М. Боуэна и системная семейная психотерапия рассматривает человека не только как индивида, но и всегда как часть эмоционально-социальной системы, т.е. семьи. В основу такого подхода легли базовые идеи кибернетики, точнее, общая теория систем. И в этом случае для психолога/психотерапевта человек - не клиент; клиентом является вся его семья, вся семейная система. В ней специалистом и оцениваются системные параметры, к примеру: принятые механизмы (стереотипы) взаимодействия членов семьи друг с другом; семейные правила; семейные мифы; границы; стабилизаторы; семейная история. Однако если в классическом системном подходе выделяются, прежде всего, информационно-коммуникативные особенности функционирования семьи, то теория семейных систем Мюррея Боуэна сосредотачивается на ее эмоциональных процессах.

Ну, это уже из области профессиональной психологической работы с семейными историями и генограммами, поэтому возвращаемся на Землю. И все же для любопытных я рекомендую прочесть сборник статей Боуэна и его учеников представленный в единственно изданной на русском языке книге: «Теория семейных систем Мюррея Боуэна», М., Когито-Центр, 2005г

Итак, генограмма:

Семейная история, записанная графически - это и есть генограмма.

В генограмме, в отличие от родословной главным является не генеалогическое древо, отображающее родственные связи, а отношения между родственниками.

Работая с генограммой самостоятельно, можно ее составить и проанализировать, как минимум по следующим направлениям:

1. Семейное (генеалогическое) дерево:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Символы, которые удобно использовать для составления генограммы смотрите в конце статьи. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей. Это будет «ядром вашей семьи» и центром или «стволом» вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете вспомнить. Затем впишите в каждый круг и квадрат имя, возраст, даты рождения, смерти. В конце внесите даты браков и разводов.

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Смысл в том, чтобы не упустить из поля зрения факт повторяющегося заболевания на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Обратите внимание, какие чувства испытывает каждый человек из вашей семейной системы к себе, к другим людям и к жизни. Некоторые могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными, а другие - страдать от различных фобий, депрессий, ревности и негативизма, иметь крутой суровый нрав. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: «Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?» Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие. Один из членов семьи может сказать: «90% времени дед был сердитым, неразговорчивым», другой вступает в разговор и добавляет: «Да, и на остальные 10% он был несчастным человеком!» Такой подход может помочь увидеть и преодолеть “унаследованные” паттерны.

4. Динамика внутрисемейных отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: «Какие отношения были у мамы с папой?» «Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?» Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше. Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие). Всю эту информацию можно схематично изобразить на генограмме.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как им это не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или «проблемные» люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется
использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы.

6. Семейные верования, ценности:

Члены вашей семьи передают вам свой опыт и свои верования. Это касается любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить
успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть. Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно. Они диктуют вам, как жить, чтобы выжить. Если верования незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала.

7.Ваша семья и общество:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими общественными воззрениями отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье? Какие тревожные исторические события воздействовали на вашу семью и родственников (война, революция, раскулачивание, репрессии и т.д.)?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

ВОПРОСЫ ГЕНОГРАММЫ:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания)?

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела)?

13. Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14. Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы ваши семейные «можно» и «нельзя», «должен» и «не должен»?

16. Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявлений?

17. Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

Ниже представлены символы, которые принято использовать при составлении генограммы. Но, конечно, всегда приветствуется творческий подход: можно заводить на каждого члена семьи, к примеру, архивные карточки, использовать компьютерные программы и свои обозначения, выделять цветом и т.д.

Представленное руководство по составлению и анализу генограммы семьи позволяет вам самостоятельно выполнить эту работу и без специальной подготовки. Но справедливо подчеркну, что для психолога составление генограммы не цель, а одна из техник, которую он использует в своей работе, помогая решить проблему, с которой обратился клиент. И, конечно, совместная работа со специалистом над генограммой – это всегда диалог, что целительно само по себе.

Для тех, кто мужественно прочитал эту статью до конца и готов к составлению своей генограммы я рекомендую обязательно посмотреть видеофильм из цикла "Долго и счастливо: все о мужчине, женщине и семье", подготовленный при участии Центра развития межличностных коммуникаций и издательства "Дрофа". Это беседы психолога Ольги Троицкой и телеведущего Александра Гордона. Теме составления генограммы посвящена 4 часть. Глубокая, тонкая и профессиональная работа, учитывающая российскую специфику.

Материал подготовила: Иванова Юлия

В статье использовалась литература:

«Теория семейных систем Мюррея Боуэна», М., Когито-Центр, 2005г

«Системная семейная психотерапия», А. Я. Варга, РЕЧЬ, С-Петербург, 2001

Вернон Вульф, «Холодинамика. Вся сила в действии», Приложение: «Руководство по генограмме: как составить схему семейного дерева», 1995г.